Функционализм сущность, идеи, задачи. Концепции, восходящие к традициям функционализма Луис Саливан, Адольф Лоос, Франк Лло..


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Выплолнил Еремеев А.А группа ДЗ 14Функционализм: сущность, идеи, задачи. Концепции, восходящие к традициям функционализма: Луис Саливан, Адольф Лоос, Франк Ллойд Райт. Творчество школы дизайна в Ульме и Томаса Мальдонадо. ФУНКЦИОНАЛИЗМ-один из основных методологических подходов в культурологии и социальной антропологии, заключающийся в рассмотрении об-ва как системы, состоящей из структурных элементов, функционально связанных друг с другом и выполняющих опр. функции по отношению к обществу как целому. Разл. социальные феномены (действия, отношения, институты и т.д.), согласно этому подходу, должны объясняться через функции, выполняемые ими в социокультурной системе вообще или в тех или иных социальных или культурных общностях, в которых они имеют место. Раннефункционалистские идеи развивались в рамках позитивистской социологии (Конт, Спенсер и др.), оперировавшей биоорганич. метафорой и рассматривающей об-во по аналогии с организмом (иногда механизмом, "агрегатом"), и были тесно связаны с эволюционистскими трактовками истор. развития.ФУНКЦИОНАЛИЗМ ФУНКЦИОНАЛИЗМПоявление функционализма как способа изучения культуры связано с работами английских исследователей Б. Малиновского и А. Рэдклиффа-Брауна.Серьезное влияние на становление этого направления в изучении культуры оказалиГ. Спенсер и Э. Дюркгейм.Особенность данного подхода заключается в рассмотрении культуры как целостного образования или множества, состоящего из элементов и частей. Важнейшей задачей исследования является разложение целого (культуры) на составные части и выявление существующих между ними связей. При этом каждый элемент «множества» исследуется не в качестве случайного образования или пережитка, а как выполняющий определенную задачу или функцию в рамках единого целого. Сторонников этого направления, прежде всего, волнует, как действует культура «здесь и сейчас», какие задачи она решает и как она воспроизводится.В процессе культурологических исследований понятие «функция» получило два основных значения:1) указание на ту роль, которую определенный элемент культуры выполняет по отношению к целому;2) обозначение зависимости между частями и компонентами культуры.ФУНКЦИОНАЛИЗМ Традиции функционализмаЛуис Салливен(1856 – 1924), американский архитектор, автор высотных зданий со стальным каркасом. Его принцип: «Форма определяется функцией». Его формула охватывала сложную материально – духовную функцию вещи. Не был понят соотечественниками, умер в полном забвении.Адольф Лоос(1870 -1933), австрийский архитектор–конструктивист, не вступил в Веркбунд из-за несогласия с художественными аспектами его программы. Выступал против орнаментализма, фасадничества и внешней декоративности.Франк Ллойд Райт (1869 -1956), американский архитектор, автор комплексных проектов. Его формула № 1: «Архитектура, интерьер, мебель, посуда, ткани, обои и даже одежда как единый комплекс». Его проекты оказали огромное влияние на молодое поколение дизайнеров. Его формула № 2: «Форма и функция едины».Томас Мальдонадо(1922). Итальянский теоретик дизайна, педагог, живописец и дизайнер, публицист, он родился и учился в Аргентине. Преподаватель отделения визуальных коммуникаций, а затем руководитель Высшей школы в Ульме (недалеко от Штутгарта).Томас Мальдонадо развил принцип системного подхода в дизайне, пытался выявить особенности дизайна как активной социальной силы, воздействующей на сознание людей и на организацию окружающей среды. Новации в учебном процессе, касавшиеся социологии и экологии, выступления с критикой политики правительства ФРГ, демонстрации против американской войны во Вьетнаме привели к вынужденному уходу Мальдонадо, а затем и закрытию школы дизайна в 1968 году.Герберт Рид(1893 -1968) английский теоретик дизайна, автор только одной книги по проблемам дизайна «Искусство и промышленность». Книга не является теоретическим исследованием. Это одна из позиций художника в дизайне. Основные выводы автора: дизайн есть абстрактное искусство, и в границах функциональной целесообразности фабрика должна приспосабливаться к художнику, а не художник к фабрике.Джованни Понти(1891 – 1979), итальянский архитектор, художник и дизайнер. Его идеи – показательная иллюстрация того, что индивидуализация концепций дизайна со временем углубляется. Настрой Понти – художественный и, более того, анти-техницисткий.ФУНКЦИОНАЛИЗМ Луис Генри СалливенЛуис Генри Салливен родился 3 сентября 1856 года в Бостоне. Его отец, эмигрант из Ирландии, был скрипачом и танцмейстером. Почти все детство Луис провел на ферме деда, сохранив на всю жизнь любовь к природе. Последовательного профессионального образования он не получил. Поступив в шестнадцать лет в первую архитектурную школу США, открытую в 1866 году Массачусетсским политехническим институтом, он уже через год покинул ее, и некоторое время работал в ателье филадельфийского архитектора Ф.Фарнесса, приверженца романтической неоготики.В течение нескольких месяцев 1874 года Салливен посещал парижскую Школу изящных искусств, но уже в 1875 году он возвратился в США, в Чикаго, где обосновалась его семья, и стал работать в различных архитектурных мастерских. В 1879 году Салливен поступил в ателье Данкмара Адлера и уже через два года стал его компаньоном. В совместной деятельности с Адлером, опытным инженером и организатором, способности Салливена проявились в полной мере В соответствии со специализацией, обычной для второй половины XIX века, Салливен взял на себя решение художественных проблем, в то время как Адлер занимался не только деловой и инженерной стороной их работы, но и планировкой, пространственной организацией зданий. Луис Генри СалливенДесятиэтажное здание Уэнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890 — 1891) было первым этапом стремлений Салливена к эстетическому освоению утилитарно-конструктивной реальности.Завершением экспериментов было здание Гаранти-билдинг в Буффало (1894 — 1895). Членения вертикальной массы здания строго отвечают его функции. На первом этаже обнажены опоры несущего каркаса здания. Над вторым этажом, где начинаются конторские помещения, ритм простенков становится вдвое более частым, подчеркивая общую вертикальную устремленность композиции. Тринадцатый, технический этаж трактован как пластически-насыщенное завершение здания. В 1896 году, после окончания строительства Гаранти-билдинг, Салливен опубликовал статью Высотные административные здания, рассматриваемые с художественной точки зрения, подводящую итоги творческих поисков, первое и наиболее ясное изложение основ его теории. С 1895 по 1905 год Салливен работал с Дж.Элмсли, занимаясь жилищным и банковским строительством.Последнюю возможность реализовать свою концепцию Салливен получил в 1899 году, проектируя на оживленном угловом участке Универсальный магазин Шлезингера и Мейера в Чикаго (теперь — Карсон, Пири и Скотт). Несмотря на сложность, здание Салливена остается непревзойденным по силе выразительности архитектуры. Внутри здания сохранен тип складского помещения со сплошным полом. Фасад спроектирован с учетом максимального освещения внутреннего пространства. Основными элементами фасада являются чикагские окна, замечательные по своему соответствию рамно-каркасной конструкции здания. Весь фасад выполнен с такой силой выразительности и точностью, которые нельзя встретить ни в одном здании того времени. Окна с их тонкими металлическими рамами точно врезаны в фасад. В нижних этажах окна объединены узкой полосой орнамента на терракоте, акцентирующей горизонтальную организацию фасада. Как художник, Салливен интересовался лишь выразительностью внешнего облика здания, его связями с характером окружающей среды. Адольф ЛоосРодился в 1870 году в Брно. Закончил Высшую техническую школу в Дрездене в 1893.В 1897 основал собственную мастерскую в Вене. Испытал влияние проектов и теоретических работ Отто Вагнера и Луиса Салливана.Лоос выступал за рациональное начало в архитектуре; все, что не несло функциональную роль, представлялось ему излишним. Также его привлекали простые геометрические формы. Адольф ЛоосВыступая против стиля модерн и его приверженности орнаментации, Адольф Лоос написал в 1908 году эссе "Орнамент и преступление", где выражал уверенность в том, что использование орнамента и декорации вообще - особенность примитивных племен, в развитом обществе это удел деклассированных элементов. Также ему принадлежит фраза "функция определяет форму", которая стала впоследствие лозунгом модернистов. Основываясь на этом, некоторые исследователи пытаются изобразить его ранним представителем этого архитектурного течения. В то же время, самая известная его работа позднего периода - конкурсный проект здания редакции газеты "Чикаго Трибьюн" (1922) - представляет собой небоскреб в форме гигантской дорической колонны.Скончался Лоос в 1933 году в Вене. Пражские интерьеры Лооса Франк Ллойд РайтФрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright 1869—1959) — американский архитектор и теоретик архитектуры. Райт выдвинул принцип органичной архитектуры — то есть целостной, являющейся неотделимой частью среды, окружающей человека. Им была сформулирована идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставляемая артикуляции, подчеркнутому выделению частей в классической архитектуре. Основанный на этой идее прием так называемого свободного плана вошел в число средств, используемых всеми течениями современного зодчества. Однако влияние Райта выходит далеко за пределы основанного им течения, так называемой органичной архитектуры. Франк Ллойд РайтИзвестность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы. Многие из домов в плане крестообразные, и расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби. Франк Ллойд РайтРайт стремился воплотить в  архитектуре идею, значение которой выходит за пределы конкретного типа постройки. «Пространство должно рассматриваться как архитектура, иначе мы не будем иметь архитектуры» Дом Вингса Дом Вингса Деятельность Томаса МальдонадоТомас Мальдонадо - итальянский дизайнер, живописец, педагог, автор статей и книг по вопросам теории культуры и дизайна, родился1922 (94 года)С 1954 года работает в Европе. А с 1957 года возглавляет Ульмскую школу в Германии , основанную в 1951 году Максом Биллом. Деятельность Томаса МальдонадоНаиболее полно взгляды Мальдонадо на возможности и методы дизайна были выражены в период, когда он был ректором Ульмской школы. Так называемая ульмская концепция ориентировалась на теорию антикоммерческого дизайна. То есть дизайнеры должны использовать научно обоснованные методы проектирования, при этом их произведения должны иметь гуманистическую направленность. Деятельность Томаса МальдонадоКак педагог этой школы Мальдонадо большое внимание уделяет соединению в дизайне научно-технического прогресса и эстетики. Также он пытается выявить особенности дизайна как общественного явления, активной социальной силы, воздействующей на сознание людей и на организацию окружающей среды. Чтобы повлиять на жизнь, дизайнеры должны использовать, прежде всего, возможности большой индустрии, укрупнять цели дизайна. Деятельность Томаса МальдонадоОтсюда вытекает и тактика дизайнерской деятельности: сталкиваясь с требованиями конкуренции и другими особенностями производства и потребления, дизайнер должен освоить все инструменты воздействия на них - прагматические, коммерческие, эстетические - и подчинить их главной, культурно-гуманистической цели. Он утверждает, что предмет потребления не может выполнять функции художественного произведения, а судьбы искусства не могут совпадать с судьбами промышленных изделий. Деятельность Томаса МальдонадоМальдонадо известен проектами в области дизайн-графики, и особенно разработки визуальных символов для электроники. С 1976 по 1980 год Мальдонадо был главным редактором крупнейшего итальянского журнала по проблемам архитектуры и дизайна "Casabella". Деятельность Томаса МальдонадоОн опубликовал в эти годы большое число собственных статей по проблемам культуры и ввел в журнале методологически заостренные рубрики по актуальным проблемам архитектуры и дизайна, способствуя их творческому сближению.  Ульмская школа дизайнавысшая школа проектирования, которая была основана в 1949 г., а в 1953-м состоялось ее официальное открытие. Создавалась она в память о Гансе и Софии Шолль, членах группы сопротивления «Белая роза», замученных нацистами. Ульмская школа дизайнаПо замыслу Отла Айхера и Инге Шолль это должна была быть не только школа промышленного дизайна, но и школа демократии, поскольку «в конечном итоге демократия также может рассматриваться как форма»Ее первым ректором стал художник, архитектор и скульптор Макс Билл, в прошлом выпускник «Баухауза». Школа базировалась на рациональных методах обучения; как и в «Баухаузе», практиковались пропедевтические упражнения на абстрактное формообразование. Новым стало привлечение к преподаванию практикующих дизайнеров со своей тематикой и своими заданиями, в частности Дитера Рамса. Ульмская школа дизайнаВ 1955 г. Ульмская школа переехала в здание, выстроенное по проекту Билла. Место было выбрано удаленное от крупных городов для того, чтобы студенты здесь не только учились, но и жили, по типу американских кампусов, чтобы само окружение создавало атмосферу профессии. На открытии присутствовал Вальтер Гропиус, «благословивший» возрождение «Баухауза» и универсальный подход к проектированию, выразившийся в девизе школы — «От ложки до города». Ульмская школа дизайнаС начала 1960-х гг. не менее половины учебных часов отводилось на изучение современных тенденций и научных методов проектирования. Среди новых дисциплин были не только передовая технология, но и методология, эргономика, семиотика. Один из авангардных проектов, в котором участвовали и студенты, заключался в разработке корпоративного стиля и всего имиджа продукции компании «Браун». Руководили им Гугелот и Айхер. Позднее этот проект был существенно развит Рамсом. Деятельность Ульмской школы буквально входила в реальную жизнь и реальное дизайнерское проектирование. Здесь создавались проекты комбинированной мебели и новых бытовых радиоприборов, отличавшихся лаконизмом, простотой форм. В 1962 г. был разработан фирменный стиль авиакомпании «Люфтганза», сохранявшийся вплоть до конца 1980-х гг. Ульмская школа дизайнаПрестиж школы рос, и многие промышленные предприятия начали обращаться к ней с заказами. Расширилась и сфера приложения дизайна: транспортные системы, автомобильный транспорт, радиоэлектроника.Изделия рассматривались более как инструменты, услуги, полезные агрегаты, нежели как форма для самовыражения. Объектом проектирования становилась не вещь сама по себе, но та функция, ради которой вещь замышлялась. Ульмская школа дизайнаС конца 1960-х гг. дизайнерские проблемы начинали отходить на второй план. Усиливалось давление со стороны враждебных школе политических сил. Она казалась слишком радикальной в социальном смысле. 5 декабря 1968 г. Ульмская школа закрылась.Однако идеи ее живут. Выпускники школы преподают более чем в 50 учебных заведениях в Германии и за рубежом. Как, например, идеи системности и функционального анализа, которые Гугелот использовал в создании знаменитого диапроектора «Кодак» с вращающимся барабаном. Всем Спасибо за внимание!

Приложенные файлы

  • pptx 3839963
    Размер файла: 3 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий