Важные уроки для всей исламской общины [ummahwe..


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
ВАЖНЫЕ

УРОКИ

ДЛЯ

ВСЕЙ

ИСЛАМСКОЙ

ОБЩИНЫ

Достопочтимый
ш
ейх

'Абд аль
-
'Азиз бин Баз

(да смилуется над ним Всевышний Аллах)

Перевод с арабского языка:

Абу Идар аш
-
Шаркаси

(
да простит его Аллах, его родителей и всех мусульман)

Несмотря на краткость этого тракта
та, в нем затрагиваются вопросы, имеющие особое значение
и великую ценность. Это такие вопросы, которые должен знать каждый рядовой мусульманин не
говоря уже о студентах, обучающихся шариатским наукам.

В этом трактате шей
х собрал уроки по разным темам:
уро
ки по вероубеждению, по правовым
нормам
, регулирующи
м

порядок исполнения религиозных предписаний, а также затронуты
1
вопросы общественного взаимоотношения.

Предисловие

Хвала Аллаху
,

Господу миров,
а
благой исход уготован только
для богобоязненных
.

Мир и бл
агословение Аллаха Его рабу и посланнику, нашему пророку Мухаммаду, его роду и всем
его сподвижникам.

А затем:

Этот тракт
ат
-

краткая речь, в разъяснение

того, что должен знать каждый о религии Ислам, и я
назвал её ن
Важные уроки для всей исламской общины
ه
.

И я

прошу Аллаха сделать этот труд
полезным для мусульман и пр
инять его от меня, поистине Он


Щедрый, Великодушный.




1

Следует отметить, что по некоторым упомянутым правовым
нормам
, не относящимся к основополагающим принципам,
между
мусульманскими учеными существуют разногласия.
Шейх

(да смилуется над ним Аллах) изло
жил в трактате то, в
истинности
чего был убежден.

Урок первый
:
СУРА نАЛЬ
-
ФА
ТИХАه И НЕКОТОРЫЕ КОРОТКИЕ СУРЫ

Первый урок заключается в обучении суры نаль
-
Фатихаه
,

а также другим, по возможнос
ти,
коротким сурам, начиная с суры ن
ه

(نЗемлетрясениеه) до суры ن
ساċن”
ه

(نЛюдиه), правильно
м

их
чтени
и
, заучивани
и

их
наизусть и изучени
и

их смысла.

Урок
второй
:
СТОЛПЫ ИСЛАМА

Разъяснение
пяти столпов Ислама, пе
рвый и самый великий из которых

-

слова свидетельства:





Н
ет божества дос
тойного поклонения кроме Аллаха
.




Мухаммад
-

посланник Аллаха.

Разъяснение
усло
вий действительности свидетельс
тва о
том
, что нет божества достойного
поклонения кроме Ал
лаха.

Разъяснение
того
,

что смысл ن
ه

состоит в отрицании того, что кто
-
либо, кроме Аллаха,
д
остоин поклонения
,

а смысл ن
ه

в подтверж
дении того, что

достоин его один лишь Аллах, у
К
оторого нет сотоварища.

Что
же касается усл
овий действит
ельности свидетель
ства о том, что нет божества достойного
поклонения кроме Аллаха, то они перечислены ниже:

1.

З
нание, несовместимое с невежеством
.

2.

У
веренность, несовместимая с сомнениями
.

3.

И
скренность, несовместимая с многобожием
.

4.

П
равдивость, несовместимая с

лживостью
.

5.

Л
юбовь несовместимая с ненавистью
.

6.

П
одчинение, несовместимое с отказом
.

7.

П
ринятие
, несовместимое с
отвержением
.

8.

Н
еверие во все ложные божества, которым поклоняются помимо Аллаха
.

Разъяснение

того
,
что

значение

свидетельства
:
ن

ه


/
Мухаммад

و

посланник

Аллаха
/
заключается

в

подчинении

его

повелениям
,
убеждённости

в

истинности

того
,
что

он

сообщил
,
отдалённости

от

того
,
что

он

запретил

и

от

чего

удерживал
,
и

поклонении Ал
лаху

только

так
,
как

это

узаконил

Всемогущий

и

Великий

Ал
лах
,

и

Его

посланник

(мир ему и благословение Аллаха)
.

А

затем разъяснение остальных столпов Ислама:

-

Молитва
.

-

Выплата закята
.

-

Пост в месяц Рамадан
.

-

Хадж для того, кто может его совершить.

Урок
третий
:
СТОЛПЫ ВЕРЫ

Столпов
веры шесть:

1.

Вера в Аллах
а
.

2.

Вера в Ангелов
.

3.

Вера в Писания
.

4.

Вера в Посланников
.

5.

Вера в Последний день
.

6.

Вера в Предопределение с его добром и злом.

Урок
четвертый
:
ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ

ЕДИНОБОЖИЯ И ВИДЫ МНОГОБОЖИЯ

Единобожие
состоит из трех составляющих:

1. Единобожие в
господстве Аллаха (
Т
аухид ар
-
Р
убубия).

2. Единобожие в поклонении Одному лишь Алл
аху (Таухид аль
-
Улюхия или аль
-

бада).

3. Единобожие в именах и качествах Аллаха (
Т
аухид аль
-
А
сма уа ас
-
С
ыфат).

Что
же касается единобожия в обладании господством, то оно под

собой подразумевает вер
у

в то,
что Аллах
(Преславен Он и Пречист)

является единственным Творцом и Управителем всего сущего,
у Которого нет в этом деле соучастника, равно как и в других Его боже
ственных
деяниях.

Второе
: ед
инобожие в обладании божественност
ью, а это вера в то, что только Аллах
(Преславен
Он и Пречист)

достоин поклонения и нет у Него в этом соучастника. Именно эт
а

концепция и есть
смысл слов:
ن

ه

هля иляха илля
-
Ллахه то
есть,

нет предм
ета
достойного обожествления и
поклоне
ния кроме Аллаха. По
э
тому любое поклонение, будь это молитва, пост и прочее, должно
быть искренне посвя
щено только одному Аллаху, и ни
какой вид поклонения нельзя посвящать
кому
-
либо помимо Него.

Третье
:
единобожие в обладании прекрасными именами и совершен
ными
качествами

و

это вера
во все имена и
качества

Аллаха, которые
упоминаются

в Благородном Коране и достоверных
хадис
ах и вера в то, что лишь Аллах
обладает такими именами и божественными качества
ми.

Это
также признание имен и качеств Аллаха так, как эт
о подобает Ему
(Преславен Он и Пречист)
, не
искажая их, не отрицая их истинного значения, без
их образного представления
и без уподобления
Аллаха Его творениям. И это будет воплощением слов Всевышнего:














































































































ن
Скажи:
“Он Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет
никого, равного Ему”
ه
(112:
1
-
4)


И
других слов
Всемогущего

и Великого
Аллаха:




























































ن
Нет
никого подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий
ه
(42:11)

Некоторые
же ученые разделили единобожие лишь на две составляющие, поместив единобожие
в обладании божественными именами и качествами в единобожие в обладании господством.

И
подобное деление не стоит оспаривать, поскольку смысл
в обо
их случаях ясен.

Многобожие

делится на три вида:

1.

Большое многобожие
.

2.

Малое многобожие
.

3.

Скрытое многобожие
.

Большое
многобожие делает деяния тщетными, как об этом сообщил Всевышний Аллах
, сказав:





























































ن
Но
если бы они приобщили

[к Нему]

сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они
совершали
ه
(6:88)

И
если человек умрет, так и не раскаявшись в многобожии, то войде
т в огонь навечно.
Д
оказательство тому слова Всевышнего:









































































































































































ن
Не
полагается многобожникам оживлять мечети Ал
лаха, свидетельствуя о собственном
неверии. Тщетны их деяния, и они вечно пребудут в Огне
ه
(9:17)

И е
му не будет прощено его многобожие, и Рай для него станет запретным.

Всемогущий и

Великий Аллах сказал:























































































ن
Воистину,
Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все
остальные грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет
великий грех
ه
(4:48)

К
данному виду многобожия относят
ся такие поступки как

взывание к мертвым,

идолам, искание
у них убежища, приношение им обетов и жертвоприношений и прочее.

Малое
многобожие
و

деяние, названное в Коране или в Сунне многобожием, но не доходящее до
степени большого многобожия,
как совершение

некоторых дел на
показ, клятва не Аллахом, слова

Если пожелает Аллах и ты


и т.п. Доказательством тому служат слова проро
ка (мир ему и
благословение Аллаха)
: ن
Самое страшное, чего я боюсь от вас, так это малое многобожие
ه.
Когда его спросили, что это тако
е, он ответил: ن
Показуха
ه
. Этот хадис с хорошей цепочкой
2
передатчиков передали имам Ахмад, ат
-
Табарани, аль
-
Байхаки со слов Махмуда бин Лабид аль
-
Анса
ри
(да будет доволен им Аллах). Также ат
-
Табарани передал его через другие хорошие
цепочки передатчиков,
со слов Махмуда бин Лабида, который передал их от Рафи


бин Хадидж
,

а
тот рассказывал его от имени пророка

(мир ему и благословение Аллаха)
.

Также
св
идетельством служат другие
слова

пророка (мир ему и благословение Аллаха)
:
ن
Поклявшийся чем
-
то или кем
-
то
помимо Аллаха впал в многобожие
ه
. Хадис передал имам
3
Ахмад от

'
Умара бин аль
-
Хаттаба (да будет доволен им Аллах) с дос
товерной цепочкой
передатчиков.

Также хадис переданный Абу
Даудом
и ат
-
Тирмизи с достоверной цепочк
ой передатчиков из
хадисов Ибн '
Умара
(да будет Аллах доволен им и его отцом) о том, что пророк

(мир ему и
благословение Аллаха)
сказал: ن
Поклявшийся не Аллахом впал в неверие или в многобожие
ه
.

4
А

также его слова: ن
Не говорите: “Если будет угодно
Аллаху и такому
-
то”. А говорите: “Если
будет
угодно Аллаху, а затем такому
-
то
”ه
. Э
тот хадис приводит Абу Дауд с достоверной
5
цепочкой передатчиков, от Хузайфы бин аль
-
Йамана (да будет доволен им Аллах).

С
овершение
этого вида многобожия не выводит человека из религии, и он не будет навечно
пребывать
з
а это в Огне, но эти деяния не
совместимы с совершенным единобожием, которым
должен обладать каждый верующий.

Третий
вид многобожия это скрытое многобожие. Указанием на существование этого вида
многобожия служат следующие слова пророка
(мир ему и благослове
ние Аллаха)
: ن
Не сообщить
ли мне о том, что для вас является более опасным и страшным, чем
Антихрист (
аль
-
Масих
ад
-
Даджжаль
)
?
ه Люди ответили:

Конечно
, о
посланник Аллаха!
”.

Он сказал:
ن
Это
-

скрытое
многобожие: когда человек встаёт на
молитву
, специально

приукрашивая его, когда видит,
что на него кто
-
то смотрит
ه
.
Этот хадис приводит имам Ахмад в своем сборнике نаль
-
6
Муснадه со слов Абу

Са'и
да аль
-
Худри (да
будет
им доволен Аллах)
.

Многобожие
можно также разделить лишь на два вида: большое и малое многобож
ие
. Т
ак как
скрытое многобожие охватывает оба эти вида и может проявиться как в виде большого
многобожия, пример
ом чему служат лицемеры, о
ни
внутри
скрывают

свои заблудшие убеждения
,

а



2

Ахмад 5ه428
-
429, аль
-
Байхаки №6831, аль
-
Багауи نШахр
ас
-
Суннаه 1ه201ه4, ат
-
Табарани
نаль
-
Му'джам аль
-
Кабирه
1ه217ه1. Ха
дис достоверный. См. نСильсиля аль
-
А
хадис ас
-
С
ахихаه 2ه634.

3

аль
-
Бухари №6271, Муслим №1646.

4

аль
-
Бухари №5757, Муслим №1646.

5

Ахмад 5ه398, Абу Дауд №4980, ал
-
Байхаки 3ه216. Хадис достоверный. См. نСильсиля аль
-
А
хадис ас
-
Сахихаه 1ه263.

6

Ахмад 3ه30, Ибн

Маджах №4204. Хадис نхорошийه. См. نСахих Ибн Маджа
хه 3ه371 и نМишкатуль
-
Масабихه
№5333.

внешне проявляют
приверженнос
ть к Исламу, боясь за свои души, т
ак и в в
иде малого
мн
огобожияǢ
совершение дел на
показ другим, как
об
это
м

сказано

в выше
упомянутых хадисах
Махмуда
бин Лубайда аль
-
Ансари и Абу Са'
ида аль
-
Худри.

Урок
пятый
:
نИХСАНه هЧИСТОСЕРДЕЧИЕ В ПОКЛОНЕНИИه

Ихсан
و

поклонение Аллах
у так, будто ты видишь Его, и
бо,

если даже ты не видишь Его, Он все
равно видит Тебя.

Урок
шестой
:
УСЛОВИЯ МОЛИТВЫ (ШУРУТ)

Условий
молитвы девять:

1.

Исповедание Ислама
.

2.

Быть разумным
.

3.

Достижение возраста نразличенияه (тамйиз)
.

4.

Очищение от малого осквернения
.

5.

Удаление нечистот
.

6.

Закрытие
запретного для обзора частей тела
.

7.

Наступление времени молитвы
.

8.

Обращение лицом к Кибле
.

9.

Намерение
.

Урок
седьмой
:
СТОЛПЫ МОЛИТВЫ (АРКАН)

Столпов
молитвы четырнадцать:

1.

Стояние, при наличии возможности
.

2.

نТакбиратуль
-
Ихрамه هТакбир
, открывающий молитвуه
.

7
3.

Чте
ние суры نаль
-
Фатихаه
.

4.

Поясной поклон
.

5.

Выпрямление из поясного поклона
.

6.

Земной поклон на семь частей тела (лоб и нос, две руки, два колена и две ступни)
.

7.

Выпрямление после первого земного поклона
.

8.

Сидение между двумя земными поклонами
.

9.

Соблюдения спокойств
ия во время совершения всех этих действий
.

10.

Соблюдение последовательности между столпами
.

11.

Последний ташаххуд.

12.

Сидение на последнем ташаххуде.

13.

نас
-
Саляту 'аля ан
-
Н
абийه هМолитва за пророкаه.

14.

Произнесение об
оих приветствий
.

Урок
восьмой
:
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СОСТАВНЫ
Е МОЛИТВЫ (УАДЖИБАТ)

1.

Все такбиры за исключением первого, открывающего молитву такбира.

2.

Произнесение слов:

-

Да услышит Аллах того, кто восхвалил Его
.

8
3.

Произнесение слов:


-

Господь наш, и хвала Тебе
.

9
4.

Пр
оизнесение слов:

-

Пречист и Преславен мой Великий Господь
.

10
5.

Произнесение слов:

-

Пречист и Преславен мой Высочайший Господь
.

11



7

Произнесение слов نАллаху Акбарه

8

аль
-
Бухари №1063, Муслим №404.

9

См. предыдущую ссылку.

10

См. Муслим №772, نаль
-
Ируаه №333, نСахих Аб
у

Даудه №828.

6.

Произнесение между двумя земными поклонами слов:

-

Г
осподь мой прости меня
.

12
7.

Первый ташаххуд.

8.

Сидение на первом ташаххуде.

Урок девятый
:
ФОРМА СОВЕРШЕНИЯ ТАШАХХУДА

Форма
с
овершения ташаххуда следующая
:

Сначала

читается мольба:



،


/
Приветствия и молитвы, и все благие слова
-

Аллаху! Мир тебе, о Пророк,

милость Аллаха и Его
благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет
божества
достойного поклонения
, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад
-

Его раб и Его
Посланник
/

13
Затем
произносится молитва за пророка
(мир ему и бл
агословение Аллаха)
:





/
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима


и семейство Ибрахима, поистине, Ты
-

Достойный Хвалы, Славный!

И

ниспошли благословения
Мухаммаду и семейству Мухаммада, как ниспослал

Ты благословения
Ибрахиму
и семейству
Ибрахима, поистине, Ты
-

Достойный Хвалы, Славный!
/

14
Затем
на последнем ташаххуде нужно обратиться к Аллаху

за защитой

от му
чений ада, от
мучений могилы,
от искушений жизни и смерти, и от искушения
Антихриста
. Затем е
му следует
обратиться с мольбой по своему усмотрению,
и особенно взывая мольбами, которыми
взывал
пророк

(мир ему и благословение Аллаха)
, например вот этими:

/
О Аллах, помоги мне поминать

Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе
/

15

/
О Аллах, поистине

я мног
о
раз

навлек
ал зло

на собственную душу
, а никто, кроме Тебя, грехов не
простит!

Прости
же меня и помилуй меня, поистине Ты
-

Прощающий, Милосердный!
/

16
Что
же касается первого та
шаххуда
в обеденной, предвечерней, закатной и вечерней молитвах, то
после произ
несения двух свидетельств,
молящийся встает на третий рака'
ат. Но есл
и он, не вставая
на третий рака'
ат обратится к Аллаху с мольбой за пророка
(мир ему и благословение Аллаха)
, то

это будет лучше, в
виду указания на достоинство этого, из хадисов в этом воп
росе.

Урок
десятый
:
ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В МОЛИТВЕ (СУННА)

Желательные
составные:

1.

Слова обращения к Аллаху с мольбой в начале молитвы (
Д
у
'
а аль
-
И
стифтах)
.

2.

Возложение правой руки на левую

и
возложение их на грудь во время стояния до
совершения поясного покл
она
,

и после выпрямления из поясного поклона.








11

См. предыду
щую ссылку.

12

Хадис достоверный
.
См. نСахих Ибн Маджахه 1ه280, نаль
-
Ируаه №335.

13

Ахмад 1ه4
37, ан
-
Насаи 1ه174, ат
-
Табарани

نас
-
Сагирه

146, аль
-
Байхаки 2ه148. Хадис д
остоверный

С
м. نСахих Ибн
Маджахه 1ه271, نаль
-
Ируаه

336, نСахих Аби Даудه
№889.

14

аль
-
Б
ухари №4797, Муслим №406.

15

Хадис достоверный См. نаль
-
Джами
'

ас
-
Сахихه №7969. نСахих Аби Даудه №1362.

16

аль
-
Бухари №6839.

3.

Поднятие рук, держа пальцы сжатыми, до уровня плеч или до уровня своих ушей. Поступать
так следует при первом, открывающем молитву такбире, при совершении поясного
поклона, после выпрямления из него, и при вста
вании с первого ташаххуда на третий
рака
'
ат.

4.

Произнесение

в поясном поклоне и

в земном поклоне, более
одного раза
.

5.

Дополнение к словам


других мольб, во время стояния после

поясного поклона
, а
также
произнесение между двумя земными поклонами слов

более одного раза.

6.

Держание головы, во время поясного поклона, на уровне спины.

7.

Отдаление рук от боков в земном поклоне (т.е. не прижимать их к телу), а также
пр
иподнимание живота от своих бёдер, а бёдра от голеней.

8.

Приподнимание локтей от
земли во время земного поклона.

9.

Сидение на первом таш
а
ххуде и между двумя земными поклонами, таким образом, когда
молящийся садится на распростертую по земле левую ногу, предвар
ительно подогнув её
под себя, тогда как ступня его правой ноги находится в вертикальном положении, а пальцы
э
той

ноги направлены в сторону Киблы.

10.

Сидение в положение نтауаррукه
ى

положение молящегося, который во время
произнесения слов последнего ташахху
да

в третьем или четвёртом рака
'
ате молитвы сидит
на верхней части бедра, просунув при этом левую ногу под голень
правой и подняв стопу
правой ноги

вертикально.

11.

Шевеление правого указательного пальца в первом и во втором ташаххудах, с того времени
как молящи
йся уселся, до окончания чтения ташаххуда, включая промежуток в котором он
взывает с мольбами к Аллаху.

12.

Обращение к Аллаху с мольбой за пророка
(мир ему и благословение Аллаха)

и призвание
на него благословени
я
, на его семью, а также призвания благосл
овени
я на Ибрахима и его
семь
ю
.

13.

Обращение с мольбой на последнем ташаххуде перед произнесением слов приветствия.

14.

Чтение вслух утренней, пятничной, праздничных молитв, а также молитвы о ниспослании
дождя. Чтение вслу
х первых двух рака'
атов закатной и вечерней мо
литв.

15.

Чтение про себя

обеденной и предвечерней молитв
, а т
акже

чтение про себя в третьем
рака'
ате закатной молитвы, и в двух последних в вечерней молитве.

16.

Чтение чего
-
либо из Корана помимо суры
ن
аль
-
Фатиха
ه

с выполнением остальных
желательных действий, кро
ме
тех, что

мы уже упомянули, как например, дополнение к
словам


других мольб, во время стояния после поясного поклона. Данное
действие является с
унной в отношении каждого молящегосяǢ руководителя молитвой
(имам
а
), и того, кто со
вершает молитву под руководством имама, и того кто совершает
молитву индивидуально.

17.

В
о
зложение ладонь своих рук, во время поясного поклона, на колени с растопыренными
пальцами.

Урок
одиннадцатый
:
ДЕЙСТВИЯ
,

НАРУШАЮЩИЕ МОЛИТВУ

Действий
нарушающих молитву вос
емь:

1.

Намеренный разговор, зная о запрете этого
. Разговор по забывчивости и по незнанию не
нарушает молитву
.

2.

Смех
.

3.

Принятие пищи
.

4.

Питье воды
.

5.

Открытие за
претного для обзора частей тела
.

17



17

Случайность к этому не имеет отношения.

6.

Значительное отклонение от Киблы
.

7.

Множество последовательных непринужд
енных движений
.

8.

Нарушение омовения
.

Урок
двенадцатый
:
УСЛОВИЯ ОМОВЕНИЯ (ШУРУТ)

Условий
омовения десять:

1.

Исповедание Ислама
.

2.

Быть разумным
.

3.

Дос
тижение возраста نразличенияه (
тамйиз)
.

4.

Наличие соответствующего намерения
.

5.

Сохранение намерения в

течение соверше
ния омовения. Имеется в виду, что

совершающий
омовение не должен намереваться прервать омо
вение до его полного завершения
.

6.

Необходимо, чтобы процесс осквернения, несовме
стимый с омовением, прекратился
.

7.

Подмывание или очищение с помощью камней до совершения

омовения
.

8.

Вода, используемая для омовения д
олжна быть чистой и дозволенной
.

18
9.

Удаление всего, что препятствует попаданию воды на кожу
.

10.

Наступление времени молитвы для тех, кто постоянно находится в состоянии осквернения
.

Урок
тринадцатый
:
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СОСТ
АВНЫЕ ОМОВЕНИЯ (АРКАН)

Обязательных

составных омовения шесть:

1.

Мытье лица, куда входят полоскание рта и промывание носа
.

2.

Мытье рук до локтей
.

3.

Полное обтирание головы вместе с ушами
.

4.

Мытье ног с
о

щиколотками
.

5.

Соблюдение последовательности в действиях при с
овершении омовения
.

6.

Соблюдение непрерывности при обмывании частей тела
.

Является
желательным троекратное мытье лица, рук, ног, а также троекратное полоскание рта и
промывание носа, за исключением обтирания головы, она обтирается только один раз, как на то
указывают достоверные хадисы.

Минимальным
же и обязательным является их однократное
мытье.

Урок
четырнадцатый
:
ДЕЙСТВ
ИЯ,
НАРУШАЮЩИЕ ОМОВЕНИЕ

Действий
нарушающих омовение шесть:

1.

Выделения из половых органов и анального отверстия
.

2.

Выделение скверны и грязи и
з тела
.

3.

Потеря рассудка
.

4.

Непосредственное прикосновение к половому органу
ладонью или её тыльной стороной
.

5.

Употребление в пищу верблюжьего мяса
.

6.

Отступничество от Ислама, д
а убережет нас Аллах от этого и всех мусульман.

Важное
примечание
: с
огласно правильн
ому мнению, купание мертвого не

нарушает омовение, и
это мнение

большинства ученых. Если только рука купающего непосредственно не коснулась
полового органа усопшего, в этом случае его омовение нарушается. Но он не должен прикасаться к
половому органу
мертв
ого, кроме как через какую
-
либо преграду. Мнение
большинства ученых
справедливо, поскольку нет доказательств указывающих на обратное.

Также
согласно наиболее достоверному мнению, любое прикосновение к женщине, с вожделением
или без, не делает омовение неде
йствительным, если п
ри этом у мужчины не было каких
-
либо



18

То есть,
не за
хваченной силой и не украденной.

выделений. Доказательством же тому служит поступок пророка

(мир ему и благословение Аллаха),
который поцеловал
одну из своих жен
,

затем совершил молитву, без предварительного омовения.

А
что касается

слов Аллаха

(Преславен Он и Пречист)
:






























ن
ǥ
или вы прикасались к женщинам
ه
(4:43)
, то
согласно наиболее достоверному мнению под
ними подразумевается половая близость
. Это же мнение высказывал Ибн '
Аббас

(
да будет Аллах
доволен
им и его отцом
)

и группа из праведных предшественников и ученых прошлого.

Поистине
один лишь Аллах оказывает содействие.

Урок
пятнадцатый
:
НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА
,

КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИСУЩ
И

КАЖДОМУ
МУСУЛЬМАНИНУ

Речь
идет о следующих качествах:

п
равдивость
,

н
адежность
, ц
еломудр
енность, с
тыдливость
,
х
рабрость
, щ
едрость
, верность данному слову, выполнение обещаний, о
тстранение от всего того
что запретил Аллах
, д
оброе и хорошее отношение к соседям
, о
казание помощи тому, кто в ней
нуждается, по мере своих сил
. И

прочие высокие нравственные качества, к которым побуждает
Коран и Сунна.

Урок
шестнадцатый
:
ИСЛАМСКАЯ НРАВСТВЕННАЯ ЭТИКА

К
исламской нравственной этике относится:

-

Приветствие друг друга
.

-

Радушие.

-

Есть и пить только правой рукой
.

-

Произнесение слов

перед едой

و

с именем Аллаха
.

19
-

Восхваление Аллаха после еды
.

-

Восхваление Аллаха чихнувшим
.

-

Ответ чихнувшему, если он восхвалил Аллаха, словами

-

да помилует тебя Аллах
.

20
-

Навещать больного
.

-

Сопровождение погребальных н
осилок и участие в погребении
.

-

Произнес
ение при входе в мечеть мольбы:


/
Прибегаю к Аллаху Великому, к Его благородному лику и Его предвечной власти от п
роклятого
шайтана
/
21



/
С именем Аллаха, благословение

и мир посланнику Аллаха
/

22

/
О Аллах, открой для меня врата милосердия Своего!
/

23
-

Произнесение при выходе из мечети мольбы:







19

аль
-
Бухари №5376, Муслим №2022, نСахих
ат
-
Тирмизиه 2ه320, نаль
-
Ируаه №1965.

20

аль
-
Бухари №6223, Муслим №2994.

21

Хадис достоверный. См. نСахих Аби Даудه 2ه364, نСахих аль
-
Джами'ه №4715.

22

Хадис достоверный. См. نСахих Аби Даудه 2ه361.

23

Муслим №713.

/
С именем Аллаха, благословение и мир посланнику Аллаха, о
Аллах, поистине, я прошу Тебя о
милости Твоей, о Аллах, защити меня от проклятого шайтана
/

24
-

Произнесение при выходе из дома мольбы:


/
О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от того, чтобы сбиться с пути или быть сбитым с него, от
того, чтобы допустить ошибку самому, и от того, чтобы меня заставили ошибиться, от того,
чтобы поступать несправедливо, и от того, чтобы со мной по
ступали неспр
аведливо,

от того,
чтобы быть невежественным, и от того, чтобы меня держали в невежестве
/

25

/
С именем Аллаха, я уповаю на Аллаха,
лишь Аллах дает мощь и силу
/

26
-

Произне
сение при входе в дом мольбы:


/
С именем Аллаха мы вошли, с именем Аллаха вышли и на Господа нашего стали уповать
/

27
Сказав это

вошедшему следует обратиться с приветствием к находя
щимся в доме.

-

Соблюдение

правил поведения в путешествии
.

-

Соблюдение правил поведения в отношении с родителями, с родными, с с
оседями, с взрослыми и
с детьми
.

-

Поздравление с новорож
денным
.

-

Поже
лание благословения молодоженам
.

-

Выражение соболезнова
ний
.

И

про
чие достойные исламские этикеты.

Урок
семнадцатый
:
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ МНОГОБОЖИЯ И НЕКОТОРЫХ ГУБИТЕЛЬНЫХ ГРЕХОВ

Губительными грехами являются семь

нижеследующих грехов:

28
1.

Мно
гобожие
.

2.

Колдовство
.

3.

Убийство души, которую Аллах запретил убивать кроме

как по праву
.

4.

Ростовщичество
.

5.

Пожирание имущества сироты
.

6.

Бегство с поле боя при встрече с врагами
.

7.

Обвинени
е в прелюбодеянии целомудренных,
ве
рующих женщин, даже не помышлявш
их
об этом.

Некоторые
большие грехи, которых также следует остерегаться:

-

Ослуш
ание родителей
.

-

Разрыв родственных отношений
.




24

Хадис достоверный. См. نСахих Ибн Маджахه 1ه
237
-
238.

25

Хадис достоверный. См. نСахих ат
-
Тирмизиه 3ه410
-
411, نСахих Ибн Маджахه 2ه269, نМишкатуль
-
Масабихه №2442.

26

Хадис достоверный. См. نСахих ат
-
Тирмизиه 3ه410 نМишкатуль
-
М
асабихه №2443.

27

Этот х
адис слабый. См. نаль
-
Калим ат
-
Таййибه №62, نСильсиля аль
-
А
хадис ад
-
Да'ифаه №5832. Но существует другой
достоверный хадис, который передает Муслим: ن
Когда человек входит в свой дом и поминает Аллаха Всевышнего
при входе в дом и во время еды, шайтан говорит своим приспешникам: “Не будет для вас здесь ни приюта, ни
ужина!” Если же он вошёл в дом, не помянув Аллаха Всевышнего при входе, шайтан говорит: “Вы получили
приют”,
-

а если он не поминает Аллаха Всевышнего и во время еды, шайтан говорит: “Вы получили и приют, и
ужин”
ه Муслим №2018.

28

Имеется в виду, что эти се
мь тяжких грехов наиболее распространенные, на самом деле тяжких грехов больше чем
семь.
Ибн
'
Аб
бас (да будет доволен им Аллах)
о количестве
великих грехов
сказал
:

Их [
число
] ближе к семидесяти, чем к
семи
” 'Абд ар
-
Раззак
نаль
-
Мусаннафه
№19702.

-

Лжесвидетельство
.

-

Ложные клятвы
.

-

Притеснение и нанесение обид соседям
.

-

Нарушение прав людей касающихся их жизни, имущества и чести
.

-

Употребление опьяняющих и одурманивающих напитков и средств
.

-

Аза
ртные игры
.

-

Хула (гыба
)
.

-

Сплетня (намима
)
.

И
прочие большие грехи, которые запретил Аллах и Его посланник

(мир ему и благословение
Аллаха).

Урок восемнадцатый
:
ПОДГОТОВКА ПОКОЙНИКА К ЗАХОРОНЕНИЮ, ЗАУПОКОЙНАЯ МОЛИТВА И
ПОГРЕБЕНИЕ

Подробное
описание темы
:

Первое
: н
апоминание умирающему о свидетельстве единобожия

ن

ه
.

Пророк

(мир ему и
благословение Аллаха)
сказал: ن
Внушайте
вашим умирающим, чтобы они говорили “ля иляха
илля
-
Ллах”
ه
.

Этот хадис передал Муслим в своем сборнике до
стоверны
х х
адисов.

Под
словами ن
ǥ
29
вашим умирающим
ه имеются в виду те, в ком проявляются характерные признаки наступления
смерти.

Второе
:
п
осле того как душа покинет тело и смерть человека станет ясной и не будет в этом
сомнения, усопшему следует закрыть глаза и по
двязать подбородок, в соответствии с
С
унной.

Третье
:
к
аждого умершего мусульманина нужно купать, кроме шахида павшего в сражении. Его не
следует купать и совершать над ним заупокойную молитву
. Н
апротив его хоронят в своей оде
жде
как есть, поскольку пророк
(мир ему и благословение Аллаха)

не омыл тел
о погибших в битве при
Ухуде и не

совершил над ними заупокойную молитву.

Четвертое
:
описание

образа купания покойника
.

Следует
прикрыть те части тела покойного, на которые нельзя смотреть, затем немного
приподнят
ь тело и рукой, мягко надавливая, провести вниз по животу, чтобы вышло содержимое
кишечника. Затем купальщик обматывает свою руку куском материей и смывает выделив
шееся
из
кишечника. Потом покойнику моют те части тела, которые омываются при омовении для мо
литвы,
соблюдая при этом форму и последовательность омовения.
Затем е
му моют голову и бороду водой
с дикой ююбой или же другим веществом обладающим похожим свойством. Потом омывается
правая часть тела, затем левая. Так тело обмывается второй и третий разы,

каждый раз надавливая
на живот. Если при этом из кишечника вы
деляется
что
-
либо, это нужно смыть во второй и третий
раз. Если выделения продолжаются и после этого, то нужно закрыть задний проход ватой или чем
-
то подобным, а если оно не удерживает, то чисто
й глиной или же другими современными
медицинскими средствами, как лейкопластырь и тому подобное.

В
случае если же из кишечника
были выделения, омовение покойному нужно совершить заново.

Если
т
ело не станет чистым после
трехкратного
обмывания, то нужно обм
ыть до пяти или семи раз.


Затем
после мытья, тело покойного вытирают и умащают благовониями места, подверженные
потоотделению и где формируется запах, а также те части тела, которые должны касаться земли
при совершении земного поклона. А если умастит
ь всё

тело, то это будет лучше.

Затем
происходит окуривание кафана

ладаном.

30



29

Муслим №916.

30

Покрывало, в которое заворачивают покойника.

Затем
можно подстричь усы и ногти
,

если они длинные, но и в оставлении их как есть, нет ничего
предосудительного.

Покойнику
не следует расчесывать волосы, б
рить лобок, делать обрезания
, в
виду отсутстви
й
указаний на совершение этого, з
а исключением женщин
;

им следует заплести волосы в три косы и
расположить за спиной.

Пятое
: заворачивание покойника

в кафан.

Мужчину
предпочтительно оборачивать в три белых покрывала, не испо
льзуя ни рубахи
, ни
чалмы, именно

так было завернуто тело пророка
(мир ему и благословение Аллаха)
. Но также не
порицается оборачивать покойного в рубаху, в
ن
изар
ه

и
ن
лафафу
ه
.

При
оборачивании в каф
ан женщины, надлежит воспользоваться пятью кусками материи:

نДир'ه

-

шир
окое покрывало, способное покрыть все тело покойника
.

نХимарه

-

покрывало для головы
.

نИзарه

-

покрывало для нижней части тела
.

И

два куска материи
.

Мальчика,
не достигшего совершеннолетия, оборачивают от одного до трех покрывал
, а
д
евочку,
не достигш
ую

совершеннолетия
,

оборачивают в рубаху и в два широких покрывала.

Минимальным
и обязательным является оборачивание тело покойни
ка в одно покрывало, и так
что
бы оно покрывало всё тело.

Исключая
случай, когда человек умирает в
о
время паломничества.
Покойного

паломника, как это пришло в достоверном хадисе от посланника Аллаха

(мир ему и
благословение Аллаха)
, моют водой с дикой ююбой и оборачивают в его же ритуальную одежду, в
نизарه и نр
идаه или в то, что на нем было. Ему
не покрывают голову и не умащают благ
овонием,
ибо Аллах воскресит его в день Воскресения произносящим тальбию.

Если
же во время
паломничества скончается женщина, то её оборачивают обычным образом, также как и остальных
женщин но, не умащают благовонием. И если она во время паломничества носи
л
а вуаль (никаб
) и
перчатки, то ей не сле
дует закрывать лицо вуалью, а руки
перчатками, а оборачивают её в
кафан

так, как это было описано выше.

Шестое
:
первоочередное право на купание покойника, совершени
е

над ним зауп
окойной молитвы
и его погребение

имеет

тот, кому это было завещано усопшим. Если же такого завещания не было,
то право помыть его тело переходит к отц
у, затем деду (по отцовской лини
) затем дальше другим
кровным родственникам в зависимости от близости их родства.

Что
касается купания покойной
женщины, то опять же, первым кто имеет право купать её, эт
а

та,
кому она завещала это. Если же покойная не оставляла такого завещания, то это право переходит к
её матери, затем к бабушке, затем
к тому, кто ближе по степени родства

из числа женщин.

Также
му
ж и жена имеют право мыть тело покойного супруга или с
упругу, поскольку после
смерти

Абу Бакра

ас
-
Сад
д
ыка

(да будет доволен им Аллах)

его тело помыла его жена. Также
'
Али
(да будет доволен им Аллах) помыл тело своей покойной жены Фати
мы (да будет доволен е
ю
Аллах)
.

31
Седьмое
: о
писание совершения заупокойной молитвы
.

Заупокойная
молитва состоит из четырех такбиров
. После
первого

открывающего молитву
такбира
читается сура نаль
-
Фатихаه. Также будет хорошо, если прочитать после неё еще ка
кую
-
либо другую коротку
ю
суру или аят или же пару аятов, т
ак как достоверно известно
,

что таким
образом поступил

Ибн 'А
ббас (да будет им доволен Аллах).

Затем
совершается второй такбир, и после него читается молитва за пророка

(мир ему и
благословение Аллаха)
такая же, как и во
время ташаххуда.

Затем
третий такбир, после которого следует сказать:













31

Имам аль
-
Альбани оценил это сообщение как نхорошееه. См. نаль
-
Ируаه 3ه162.

/
О Аллах, прости нашим живым и нашим мертвым, присутствующим и отсутствующим, молодым
и пожилым, мужчинам и женщинам. О Аллах
, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь,
жили по установлениям
И
слама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в в
ере! О
Аллах, не лишай нас
награды за него и не сбивай нас с пути после него!
/

32













/
О Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его (от мучений и искушений могилы), и окажи ему
хороший прием, и сделай могилу его просторной,

и омой его водой, снегом и градом, и очисть его от
прегрешений, как очищаешь ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом, лучше его дома, и
семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в Рай и защити его от мучений могилы и
от мук Огня
/

33
По
сле
этого произносится четвертый такбир и произнос
я
тся слова приветствия только в правую
сторону.

Поднятие
рук при каждом произнесении такбира является желательным.

При п
роизнесении мольбы следу
ет учитывать, за кого произносит
ся мольба. Так если мольба за
женщину, то в мо
льбе нужно говорить

Аллахумма
-
гфир ля
ха

, если молитва совершается над
двумя, то следует говорить

Аллахумма
-
г
фир ляхума

,
а если более двух, то


Аллахумма
-
гфир
ляхум

.

Если
же молитва совершается над ребенком, не достигшим совершеннолети
я, то вместо
мольбы о пр
ощении нужно произнести следующу
ю мольбу:







/
О Аллах, сделай так, чтобы он опередил в раю своих родителей и стал для них запасом и
заступником, ходатайство которого будет принято, о Аллах,
утяжели им весы их, и увеличь
благодаря ему их награды, и присоедини его к прав
едным верующим, и помести его под

опеку
Ибрахима, и упаси его по милосердию Своему от мук ада!
/

В
соответствии с
С
унной совершая молитву над мужчиной имам (руководящий молитвой)

должен встать напротив его головы, а совершая её над женщиной, встать напротив середины её
тела.

Если
молитва совершается одновременно над женщиной и мужчиной, то мужчину
располагают перед имамом, а за мужчиной женщину. А если же вместе сними еще и дети о
боих
полов, то сначала

перед имамом кладут м
ужчину, потом мальчика, так что
бы его голова была на
одном уровне с головой мужчины. З
а мальчиком кладут женщину, так что
бы середина её тела была
на уровне головы мужчины, и за ж
енщиной кладут девочку, так что
бы
её голова бы на уровне
головы женщины.

Собравшиеся
для совершения заупокойной молитвы должны встать позади имама, если только
кто
-
то не найдет места, то он становится справа от него.

Восьмое
:
описание погребения
.

Яму
для захоронения следует копать глубиной

с половину роста человека и сделать углубление на
дне мо
гилы, с боку по направлению к Кибле
. Именно в это углубление кладут покойника на
правый бок, а затем развязывают веревки каф
ана у основания головы и ног, оставляют
как есть

и
не открывают лицо покойн
ому.

Прежде
чем засыпать могилу землёй, тело следует заложить необожженными кирпичами (саман),
скрепляя их глиной, дабы предотвратить попадание земли в это углубление. В случае отсутствия
необожженных кирпичей, можно использовать доски или камни, то есть ц
ель,

предотвратить
попадание земли в данное углубление.

Затем закапываю
т могилу землёй, при этом желательно
произнести следующее:




32

Ахмад 2ه368, Ибн Маджа
х

1ه480. Хадис достоверный. См. نСахих Ибн Маджахه 2ه17, نМишкатуль
-
Масабихه №1675.

33

Муслим №9
63.




/
С именем Аллаха и в соответствии с религией

посланника Аллаха
/

34
35
Могилу
следует

засыпать так, чтобы земля возвышалась над ней лишь на пядь. Если есть
возможность, то можно посыпать верх могилы щебнем и побрызгать в
одой, чтобы ветер ни разнес
её.

Затем
всем присутствующим следует
по
просить у Аллаха для покойного укрепления, поскольку
сообщается, что после завершения погребения покойного пророк (мир ему
и благословение
Аллаха) обычно некоторое время

стоял у его могилы, и он говорил: ن
Молите Аллаха о прощении
для вашего брата и просите, чтобы Он его укрепил, ибо, поистине, сейчас ему зад
ают
вопросы
ه

36
37
Девятое
: т
от, кто не совершил заупокойную молитву до захоронения, может совершить её после
захоронения покойного, поскольку так поступил сам пророк
(мир ему и благословение Аллаха)
. Но
срок захороне
ния не должен превышать месяца, и
наче данно
е действие не будет иметь законной
силы, по
тому

что в хадисах сообщается, что пророк
(мир ему и благословение Аллаха)
совершил
заупокойную молитву когда срок захороне
ния покойника не превысил месяц, и не передается
что
бы он совершил заупокойную молитву по
покойнику, срок захоронения которого превышал
месяц.

Десятое
:
родным покойного запрещается готовить пищу для людей, доказательством чему служат
слова славного сподвижника

Джарира бин 'Абдуллаха аль
-
Баджалий (
да будет доволен им Аллах):

Мы приравнивали соб
рание в доме умершего и приготовление пищи
[
для гос
тей
]

после похорон, к
причитанию

. Это предание передал имам Ахмад с نхорошейه цепочкой передатчиков.

Но нет ни
38
чего таково, что
бы другие готовили для них, так как когда до пророка
(мир ему и благословени
е
Аллаха) дошла весть о смерти Джа'
фара бин Аби Талиба, он
(мир ему и благословение Аллаха)
сказал: ن
Приготовьте семье Джа'фара еду, ибо их постигло то, что отвлекает от этого
ه
.
39
Потому родственники семьи покойного

и
их соседи могут приготовить для них еду
.

Также
не будет
порицаемым, если семья покойного пригласит сос
едей или еще кого, для того что
бы совместно
отведать то
,

что им принесли из еды. И
,

насколько нам известно, нет для этого приуроченного
времени.

Одиннадцатое
:
в соответствии
с
достоверной
С
унно
й

пророка
(мир ему и благословение Аллаха)
,
женщине запрещается пребывать в трауре больше трех дней по кому
-
либо кроме своего мужа.
Траур по мужу является обязательны
м и длится до окончания '
идды
-

четыре месяца и десять
дней, а если же она

беременна
, то п
ока не родит.

Что
же касается мужчин то им запрещено
пребывать в трауре по кому
-
либо, будь это родственники или иные люди.

Двенадцатое
: м
ужчинам дозволяется иногда посещать могил
ы
, для обращения с мольбой за
усопших

и просьбы помиловать их. Также для напом
инания о смерти и того что после нее. Пророк
(мир ему и благословение Аллаха)
говорил: ن
Навещайте могилы, ибо они напоминают о
последней жизни
ه
. Этот хадис пр
иводят
имам Ахмад и Муслим.

40



34

Существ
ует и другая достоверная версия,
где говорится:

/
С именем Аллаха и в соответствии с
Сунной посланника Аллаха
ه. Ахмад №4812, Абу Дауд
№3213
. Д
остоверность
см. نаль
-
Ируаه №747
, نМишкатуль
-
М
асабихه
№1707
, نСахих Ибн Маджахه 2ه31.

35

Хадис достоверный. См. предыдущую ссылку.

36

Речь идёт о вопросах, которые ангелы задают в могиле каждому:

Кто твой Господь?
”,


Какова твоя религия?
”,


Кто
был тот человек, который был послан к вам?
”.

Поэтому следует говорить:


/
О Аллах, прости его. О
Аллах, укрепи его
/

37

Хадис достоверный. См. نАхкам аль
-
Джанаизه стр. 156.

38

Сообщение достоверное
. См. نСахих Ибн Маджа
х
ه 2ه48, نАхкам аль
-
Д
жанаизه стр. 167.

39

Хадис نхорошийه. См. نАхкам

аль
-
Джанаизه

стр.

167, نМишкатуль
-
М
асабихه №
1739, نСахих Ибн Маджахه 2ه47, نСахих
Аби Даудه 2ه283
-
284, نСахих ат
-
Тирмизиه 1ه510.

40

Хадис достоверный.
نСахих Ибн Маджахه 2ه36. В версии которую приводят Муслим №976, говорится: ن
Навещайте
могилы, ибо они на
поминают о смерти
ه

Также
пророк

(мир ему и благословение Аллаха)
обучал своих сподвижник
ов мольбе, которую они
произносили бы во время своих посещении могил:





/
Мир вам, о обитатели жилишь, правоверные и мусульмане! Поистине, и мы по воле Аллаха
присоединимся к вам, и Аллах помилует тех из нас, кто ушёл раньше и тех, кто задержался, и я
прошу Аллаха об избавлении для

нас и для вас
/

41
А
что касается женщин, то им недозволенно посещение кладбищ, поскольку посланник Аллаха
(мир ему и благословение Аллаха)
п
роклял женщин посещающих могилы
. Из причин запрета то,
42
что женщины слабы и
более

эмоциональны, поэтому существует оп
асность, что он
и не станут
проявлять должного терпения
и окажутся подвержены искушению, что может привести к
совершению греха. Но женщинам также как и мужчина можно совершать заупокойную мо
литву,
где бы ни совершалась эта

молитва, в мечети или в ином месте
.

Это
последнее из того,

что мне было облегчено собрать.

Мир
и благословение Аллаха, нашему пророку Мухаммаду, его роду и его сподвижникам!




41

Муслим №975,
نСахих Ибн Маджах 2ه30ه, نАхкам аль
-
Джанаизه стр. 189
-
190, نаль
-
Ируаه 3ه235.

42

Речь идет о часто посещающих могилы женщинах, так как хадис: “
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)
проклял женщин, посещающих мог
илы, и тех, кто возводит на них мечети и зажигает светильники
” является слабым по
причине передатчика Абу Салиха, который не заслуживает доверия. Достоверным же является другой хадис, в котором
сказано:
"
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пр
оклял женщин, часто посещающих могилы
” См.

نСахих ат
-
Тирмизиه
1/537
-
538,
نСахих Ибн Маджахه 2ه38
,

نМишкатуль
-
Масабихه №1770, نАхкам аль
-
Джанаизه стр. 185, نаль
-
Ируаه
№762.


Приложенные файлы

  • pdf 6303190
    Размер файла: 839 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий