История башкир и Башкортостана с древнейших времен до 1928 года XX века-готовый


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
История башкир и Башкортостана с
древнейших времен до 1928 года

XX

века.

©
Иршат ЗИАНБЕРДИН


Вместо предисловия.

Начало
XXI

века после миляда Гайсы (рождество Христово) башкироведение
как один из отраслей тюркологии
переживает невиданное доселе прорывное
ра
звитие.

Возникшее в древности как эпос "Урал батыр", как баит "О Саке и Суке" и
других произведений устного народного творчества, башкироведение
развивалось как разновидность генеологических рассказов и сочинений
"Шежере" и получило дальнейшее развитие в
трудах башкирских мыслителей
XVIII
-
XIX

веков Батыршаха и Тажетдина Ялчигулова, последнего великого
тюрколога Российской империи Ахмед
-
Заки Валиди Тогана.

В
XX

веке башкироведение стала комплексной наукой благодаря трудам по
археологии Ниаза Мажитова, Алек
сандра Пщеничнюка,
Петра Ищерикова
,
книгам по музыковедению

Флюры Кильдияровой,

книге Светлане Шитовой
"Башкирская национальная одежда", исследованиям Зигата Султанова и
Салавата Галлямова
-

по
ориенталистике
, труду
Д.Ж.Валеева
посвященной
истории башкирск
ой философии
, по исследованиям Рауфа

Ахмерова по
граффитиологии
. К началу
XXI

века башкироведение укрепилось как строгая
научная дисциплина благодаря введению в научный оборот все новых и новых
древнебашкирских граффити и восстановлению таких необходимых н
аучных
дисциплин источниковедения как башкирская архивоведческая наука,
башкирская музыковедческая наука, башкирская историческая текстология.

Уверен, свою лепту внесут в развитие башкироведения как науки и башкирский
кибернетический язык, генетика, геоло
гия и другие отрасли мировых наук,
которые к сожалению, в настоящее время находятся в Башкортостане только в
зачаточном состоянии.

Интерес к башкирам, к их истории наблюдается в мировой исторической науке
начиная с
IX

века миляда Гайсы, где они как отдельн
ый этнос
"башкорт
\
\
башгирд
\
\
башжурд" упоминаются в трудах тюркского исследователя
Махмуда Кашгарского, арабских историков Ибн Хаукаля и Аль Идриси и
других наряду с такими древнетюркскими этносами как булгары (бурджане),
сувары, кимаки (кипчаки), киргизы,
уйгуры, печенеги и других.

Многие из перечисленных древнетюркских этносов сейчас не существуют, или
же существуют только как составная неделимая часть современного
башкирского народа. К таким, влившимися в состав башкир и тем самым
сохранившим свои историч
еские этнонимы можно называть роды и племена
башкир как юрматы, буляр (билэр, байлар), бурзяне, кипчаки, бала башнаки
(печенеги малые), киргиз
-
кипчаки и.т.д.

В мировой тюркской истории народ наш известен под двумя этнонимами как
"ишдек (
h
ишдек,истэк)" и "б
ашкорт".

Из наиболее древних упоминаний нынешнего самоназвания нашего народа
"башкорт" заслуживает внимания датировка начала применения данного
этнонима в шэжэрэ башкир балякай
-
кудейцев 835 годом после миляда (220 год
хиджры), а в мировой историографии на

"Карте мира Ибн Хаукаля" 950 года
после миляда (
365
год хиджры).

Мы уверены, что будущие исследователи
истории башкирского народа, возможно, найдут и еще более древние
документальные источники.

Рас
с
мотрим исторические географические наименования территор
ий где
проживали предки башкир.


На карте Птоломея

(фото 1)

зафиксированы следующие кал
ь
ки из
древнетюркских языков: "
Tanais

flus
\
\
Тын йылга
h
ы(река Дон)"
;
"
Hjperboreus

mond
\
\
h
иперборей тауы (Гиперборейские горы)";

"
Alani

mond
\
\
Алан тауы
(Аланские горы);

"
Scjthae
\
\
Скит
(
h
)
а (Скифиа);

"
Aspesh
\
\
Аспэсек (Аспехи);

"
Rha

flus
\
\
Рэ йылга
h
ы (река Ра);

"
Perierbudi
\
\
Пари ер буди (чистой земли страна);
"
Bjmmici

mond
\
\
Баймак тауы (горы Беймики); "
Daix

flus
\
\
Яйык йылга
h
ы (река
Яик); "
Norossus

mond
\
\
Нарыш тауы (гора Нор
оссус);

"
Hippiel

mond
\
\
Гиббел
тауы (Урал
-
тау
\
\
Таг
-
Ура)
\
\
гора Гора"; "
Alani
\
\
h
иалан (аланы).

В отдельной карте из атласа

(фото 2)

географические названия и этнонимы даны
вместе:


"
Tanais

flus
\
\
Тын йылга
h
ы (река Дон)"; "
Zacatae
\
\
Сак ырыуы (род саков)";

"
Fo
ns

Tanais
\
\

Инеше Дондынг (Исток реки Дон)";

"
Arae

cefaris
\
\
Арайы сэхрэненг
(благодатные земли степи)";

"
Sarmatiae

Europee

pars
\
\
Сарматтары Европа
ягынынг (сарматы Европы)"; "
Sarmatia

Asiatica
\
\
C
арматтары азианынг (Сарматы
Азии)"; "
Asei

Phihirophaqi
\
\
Азиа
Бэ
h
и
h
ироп
h
актары (азиатские Фигиропхаги);
"
Perierbidi

Materi

Mitridatis

regio
\
\
Пари ер бады Майтреянынг Митридад урза
h
ы
(Украшения безгрешной земли Майтреи государство Митридада)"; "
Melanch

leni

Sapothrene
\
\
Мэлиглег дуле Спарты(царский удел Спарты)";

"
Hipp
ici

motes
\
\
Каффик тау (Кафские горы)";

"
Scjmnitae

Amozones
\
\

Сахимле амиздар
(разные смешаннын народы)"; "
Orinei
\
\
Урандар (Уранцы); "
Arbali
\
\
Арбалы
(тележники; кочевники)";

"
Sirbi
\
\
Сарпы (старицы); "
Rha

flus
\
\
Рэ йылга
h
ы (река
Ра)";

"
Nesiotis

reqio
\
\
Насут
урза
h
ы (Прородина человечества)";
"
Chtnides
\
\
(А)шиндар (род Ашина)";

"
Suardeni
\
\
Суварзар (Сувары)";

"
Modocae

\
\
Мукшы ырыузары (Мокшинские роды); "
Hippophaqi
\
\
Гиппофаги";
"
Scuthiae

intra

imau

pars
\
\
Сакиттарзынг эске Умай ягы (земли сакитов
внутреннего
пользования)";

"
Scythae

Hyperborei
\
\
Сакиттары Гиперборейзынг
(Сакиты Гиперборейские)"; "
Montes

Hyperborei
\
\
Таузары Гиперборейзынг
(Гиперборейские горы).


Карта Птолемея


карта мира и 26 специальных карт земной поверхности,
которые прилагались к трактату
«
Руководство по географии
»
древнегреческого
учёного Клавдия Птолемея. Трактат был написан около 150 года н. э. На картах
перечислены около 8 000 городов и местностей с указанием их географических
координат. По картам отчетливо видны следующие тюркизмы: "
Bjm
mici

mond
\
\
Баймак тауы (горы Беймики); "
Daix

flus
\
\
Яйык йылга
h
ы (река Яик);
"
Norossus

mond
\
\
Нарыш тауы (гора Нороссус);

"
Hippiel

mond
\
\
Гиббел тауы
(Урал
-
тау
\
\
Таг
-
Ура)
\
\
гора Гора"; "
Perierbidi

Materi

Mitridatis

regio
\
\
Пари ер бады
Майтреянынг Митридад урза
h
ы (Украшения безгрешной земли Майтреи
государство Митридада)"; "
Hippici

motes
\
\
Каффик тау (Кафские горы)";

"
Orinei
\
\
Урандар (Уранцы); "
Arbali
\
\
Арбалы (тележники; кочевники)";

"
Sirbi
\
\
Сарпы (старицы); "
Rha

flus
\
\
Рэ йылга
h
ы (река Ра)";

"
Chtnides
\
\
(А)шиндар
(род Ашина)";

"
Suardeni
\
\
Суварзар (Сувары)";

"
Modocae

qetes
\
\
Мукшы
ырыузары (Мокшинские роды).

Найденные аналогии

еще

требуют доказательств их применения в тюркских и
башкирских языках древности.

1. "Баимак таузары".

2. "Яйык йылга
h
ы".

3. "Нарыш тау".

4.
"Ер бэсе изге Майтреянынынг Митридат урза
h
ы".

5. "Каф тауы".

6. "Урандар".

7. "Арбалылар".

8. "Сарпы".

9. "Рэ йылга
h
ы".

10. "Ашиндар".

11. "Суварзар".

12. "Мукшылар".

13. "Урал тау".

Но

можно
сейчас уже сказать
, что основные ядра тюркских племен еще во
вре
мена Птолемея, то есть во II веке нашей эры, или даже во времена Марин де
Тура, труды которого послужили источником для Птолемея, то есть в I веке
нашей эры, жили в этих местах.

Обратимся к более древней карте мира Гекатея Милетского (550

490 гг до
рождест
ва Христова
, фото 3
).



Выделим наименования
,

относящиеся к рассматриваемому вопросу.


(вставка1)
\
\
Ба
суа
к
h
а(р)де
-

топоним или этноним в
междуречья

Черемчана и
Волги. Текст выполнен письмом кхароштхи, читается справа налево. По всей
видимости название ст
раны в
о
сточных сарматов "Баскардия" (Башкортостан)!

Находится именно на том самом месте где последующем возникло город
-
государство Булгары.

Мысль о «ба
суа
к
h
а(р)де» на карте Гекатея новость, которая ранее не
встречалась ни в одном известных нам научных иссл
едованиях. Поэтому
расшифровку текста даем в виде отдельной таблицы

№1
.

;

;

;

;

Де

К
h
а(р)

Суа

Ба

(вставка
2
)
\
\
Ра
-

гидроним, древнейшее название реки Итиль (Волги), в
изобилии встречающийся и на современной территории Башкортостана.

(вставка
3
)
\
\
Танаис фл(ус)
-

гидроним, древнейшее название реки Тын
(Дон).

(вставка
4
)
\
\
Самартае
-

топоним со значением, по нашему мнению, "земля
Самар". Либо имеет отношение к современной "самаре", либо к "сармат".

(вставка
5
)
\
\
переводится как словосочетание
"Соедин
енное с Каспием Северное море".

(вставка
6
)
\
\
Силуа (Славиа), по нашему мнению
,

прародина славян.

(вставка
7
)
\
\
Бористфен, композит "Бори(Ура)+ с
h
ен" (Урандар
h
ике
h
е
\
\
река Уранцев), древнее название реки Днепр.

По данным карты Гекатея в
VI

в
еках

до рождества

Христово, мы можем
заключить, что "Басекарде (башкиры), "Самариты(Сарматы), "Силуа (Славиа)",
"Кас
-
ы(Гузы; Азы)" известны со времен составления данной карты
. Касы (Гузы;
Азы) же

и дали свое самоназвание Азии

и Каспийскому морю
. Большинство
зафиксированных

на карте географических
наименований тюркского
происхождения.

Как

видим,

первое упоминание этнонима "башкорт"
,

в виде "башека(р)де"
,

относится к
VI

веку до нашей эры!

И

Геродот и
Птолемей

были продолжателями дела Гекатея,
поэтому

следует
внимательно собра
ть и изучить информации оставленные нам этими авторами
тоже.

Заки Валиди продолжает
-

"Птолемей пишет о Пасакартии, расположенной в
области Парт в Хороссане. С другой стороны, в иранских дастанах и западных
источниках известно название
«
Вашгирд
»,
около Те
рмеза существует гора
Башкурт, на центральном Памире есть местность под названием
«
Башкурт
»
. В
самом древнем тюркском предании, в дастане об
«
Отуэе
»

о башкирах говорится
как о народе, живущем по течению Волги в горной местности в соседстве с
булгарами. Нар
од характеризуется как сильный и хитрый и из
-
за своей отваги
не подчиняющийся никому из завоевателей. Горная область, где живет этот
народ (горы), в дастане называется
«
Башкирские горы
» (
кухха
-
и Башкурт), а их
предводителя звали
«
фулус
».
Возможно, это посл
еднее слово означало
«
кулавуз
».

В этом дастане упоминаются все древние тюркские племена, не
упоминается лишь племя
«
булгар
»
"
.

Обращаясь к китайским источникам Валиди пишет: "Наиболее заслуживающие
доверия сведения о древних

башкирах обнаруживаются в китай
ских источниках. Вместе с тем
использование этих источников китайскими авторами является всего лишь
попыткой приблизить некоторые упом
янутые

названия древних племен к
названию
«
Башкурт
».

Подобную попытку предпринял и китайский профессор Чанг Хоинг
-
ланг. В

истории династии Сун, написанной в 643 году христианского летосчисления,
где речь идет о среднеазиатских племенах, среди союза тюркских племен
«
тиеле
»
у населяющих Западный Туркестан до Хазарского моря, одно из
ответвлений называется
«
ба
-
шу
-
ки
-
ли
».
По мне
нию профессора Чанг, речь идет
о башкирах. В этой истории о
«
Сун
-
шу
»,
то есть о династии Сун, о Тие
-
ле
говорится, что они являются
«
прямыми потомками древнего племени хсиунг
-
ну (то есть хуннов)
»
.Тюркское звучание названия этого племени
«
төлес
»
или
«
төлөс
»
,
и оно упоминается также в орхонских надписях. Следовательно,
башкиры в эпоху Гёктюрков принадлежали к
т
юркскому племени
«
төлөс
»,
а те,
в свою очередь, считались потомками племени хун,
«
төлөсы
»
представляют
собой кипчакские племена, жившие в Алтай
-
Иртышск
ом регионе. Есть данные,
свидетельствующие о том, что в первые века нашей эры кипчаки жили в
Южном Туркестане. Позже, во времена хуннов эти племена переселились в
Восточную Европу. Китайский профессор Мау
-
Тсаи в качестве потомков
хуннов перечисляет роды и
племена, жившие в VIII веке в бассейне Волги: из
них по реке А
-
де (то есть Идель) жили племена хо
-
тзе (то есть хазары), го
-
mu
(то есть гузы), пи
-
тзен (то есть печенеги), субе (сабиры), йевей (то есть ибиры),
бо
-
хон (может

быть, булгары), бей
-
дин (возможно
, башкиры), ен
-
ди (возможно, племена
уйгур), алан и хун (то есть хун)".

Арабы впервые увидели башкир на местах их современного расселения. Лишь
историк Масуди упоминает о том, что племя под названием башгурд около
озера Арал потерпело поражение в войне про
тив огузов, карлуков и кимаков,
отступило на Северный Кавказ в область Хазарско
г
о моря. Это событие

произошло около
840

года нашей эры. Мусульманские народы называли этот
народ башжирт, или башгурд. Становится понятно, что особенно сведения,
содержащиеся
у исламских авторов о соседствующем с
«
хифжаками
»

-

«
маджгарие
»
или о соседствующих с
«
аз
-
хифжаками
»
-

ясу
-
ягсун, о
«
части
кимаков, живущих между Иделью и Иртышом
»,
о
«
живущих на стороне
«
кибла
»
от кимаков племени маджгарие
»,
относятся к башкирам. Истахри
описывает башкир как северных соседей огузов, населяющих пространство
между Аралом и Хазарским морем, характеризует их как народ, ни с кем не
сближающийся, живущий на своих благодатных землях под подчинением
булгар и имеющий до 2 ООО воинов. И Аль
-
Бируни н
азывает

область расселения башкир
«
башкирскими горами
» (
Жидал
-
и башхырт) и так
же, как и Ибн Фадлан, утверждает, что это племя живет в соседстве с яицкими
печенегами восточнее идельских булгар и сувар. Название этих гор
«
Урал
»
впервые упоминается в XIII в
еке в истории Абул
-
гази
-
хана, опписывающего
границы владений потомков Чингизида Шибана, а так

же в ногайских дастанах.
И Гардизи описывает их как племя, подчиняющееся хазарам, населяющее
горную местность (то есть горы Южного Урала) между хазарами и кимака
ми,
имеющее до 2 ООО конных воинов и дружественных с кир
г
изами (с
е
нисейскими киргизами). Эти сведения, видимо, были извлечены из древних
иранских преданий, относящихся к тому времени, когда киргизы жили еще не в
бассейне Енисея, а западнее, на Алтайских Б
орах и в Западной Сибири, в
областях, непосредственно примыкающих к Уральским горам. Подчиненные
хазарам башкиры, имевшие 2 ООО воинов, и упоминаемые Истахри башкиры,
подчинявшиеся булгарам и имевшие такое же количество воинов, видимо,
составляли ту часть
этого народа, которая жила близко к бассейну Идели, то
есть между Уральскими горами и Иделью. Отсюда ясно, что сведения о
башкирах исламского периода, содержащиеся у мусульманских авторов,
смешались со сведениями из преданий, относящимися к доисламскому пе
риоду
истории башкир, и нет какой
-
либо возможности отделять их друг от друга".

Безусловно, все труды основоположников башкироведения мы должны
воспринимать как труды по ориенталистике и критически
осмыслить
все их
содержание

опираясь

на подлинные документа
льные источники.

Как видим
,

мы вплотную столкнулись с проблемой
этногенеза

башкир как
народа, ибо существующие авторитетные источники не могут нам дать ясного
ответа на этот вопрос, то поступим так:

1. Все перво
и
сточники
,

найденные в Историческом Башкортос
тане и
выполненные после
VII
века до нашей эры
,

будем называть
-

"башкирские".

2. Все первоисточники
,

относящиеся по времени их выполнения до
VII
века до
нашей эры
,

будем называть
-

"ишдекские".

Кроме того, нам придется также ввести в научный оборот и многие

новые
определения для существующих в настоящее время «немых археологических
культур», которые носят названия по месту раскопа, а не по этническому
признаку.

Надеюсь, что данная книга будет увлекательной и познавательной не только для
нашего подрастающего
поколения
….


Культура Шульганташа. Поздний палеолит.

Иршат ЗИАНБЕРДИН, фото В.Г.Котова

и

Д.Г.Гимранова



Безусловно, для написания любой достоверной истории необходимы
письменные источники. Мы башкортостанцы живем в уникальной земле,
где прослеживается век
овая
преемственность

различных человеческих
культур. И самая древняя культура зафиксирована в артефактах и в
символах пещеры Шульганташ.


Предположим, что символы Шульганташа, которые выполнены компактно, и у
которых прослеживается связь между собой как по

размерам, так и по
направлению их размещения на стенках пещеры относятся к позднему
палеолиту и являются пиктограммами.

Корректно ли наше предположение?

Думаю
, что

корректно, так как им присущи характерные для письменности
свойства.

-

по крайней мере суще
ствует один набор определенных базовых элементов или
символов, которые по отдельности называются знаками, а в совокупности
могут быть названы системой письма (таблица №
2
);

Таблица №
2

№ п
\
п

Иероглифы

Толкование

Графема

Фонема

1


Крк (грг)

Название «Крк
(грг)» соответствует
крику носорога. Условно принято, что
крик шерстистого носорога
соответствует крику современного
носорога и слов
ам

«носорог»
; «рана»;
«Дикий»; «отлученный»;
.

2


М
h
м (
h
т)

Название рисунка «М
h
» соответствует
крику современного взрослог
о слона.
Маленький рисунок соответствует
крику слоненка «
h
т». Условно принято
соответствующим
словам «мамонт»;
«мамонтенок»; «важный»; «великое
дело»; свеча; «мумие»
; «молоко,
молочный»; «подарок»;
«сказание».

3


h
д

Название рисунка «
hh
» соответствует
кр
ику (ржанию) лошади. Условно
принято
соответствующим

словам
«лошадь; истина; претворение в жизнь
правосудия
; прямой путь
».

4


Тр

Название рисунка «Тр» соответствует
звуку скобления шкуры при ее
обработке отщепами. Условно принято
соответствующим словам
«шкура;
скоблить; вырезать на камне»
;
«рисунок»; «направление»; «закон».

5


Тб

Название рисунка «Тб» соответствует
звуку удара кельтом по живому телу.
Условно принято соответствующим
словам «кельт; топор; рубило; горе».

6


С
к

Название рисунка «
С
к» соот
ветствует
визгу свиньи(кабана). Условно принято
соответствующим словам «кабан;
свинья; визжать; скулить
; толкание
».

7


Дн; дзн

Название рисунка «Дн(дзн)»
соответствует звуку тетивы при
стрельбе. Условно принято
соответствующим словам «лук; стрелок
из лук
а; сын
; тетива; прицеливание;
слава; подчиненный; спор
».

8


Мр

Название рисунка «Мр(
h
р)»
соответствует звуку рыка льва. Условно
принято соответствующим словам
«лев»; «смерть».

9


Лп (слп)

Название рисунка «Лп(слп)»
соответствует звуку игры рыбы на воде
.
Условно принято соответствующим
слов
ам

«рыба
; плещется
».

10


Дн
h

Название рисунка «Дн
h
» соответствует
звуку удара об стену каким
-
либо
предметом. Условно принято
соответствующим слову «стена;
перерыв».

11


Мз (бз)

Название рисунка «Мз(бз)»
соответству
ет звуку издаваемого
обезьяной. Условно принято
соответствующим слову «обезьяна;
голова
; плохой; надоедливый
».

12


М
у
(бу)

Название рисунка «Му(бу)»
соответствует звуку издаваемого
бизонами (коровой). Условно принято
соответствующим слову «бизон;
корова(б
ык)
; то, что;
».

-

по крайней мере существует один набор правил и условий (то есть
соразмерность и порядок направления размещения символов письма),
понятный, по нашему предположению, сообществу и используемый всеми или
большинством его участников, который
определяет значение базовых
элементов (графем), порядок их следования и взаимоотношения друг с
другом(таблица №2, Значений размеров и последовательности символов);

Таблица №
3

Пиктограмм и их названий.
(
Читаем справа налево, на
оригинале сверху вниз и справ
а налево)







h
т

(мамонтенок)

С
к

(кабан)

hh

(лошадь)

Тр
(шкура)

Крк
(шерстистый
носорог)

М
h
м
(мамонт)

-

по крайней мере, можно предположить, существовал один язык,
распространенный в сообществе, конструкции которого отражаются в этих
элементах и
правилах, а также могут быть из них восстановлены путём
интерпретации написанного
.


-

символы выполнены используя одно и то же физическое средство (охру) на
постоянном наскальном носителе стен пещеры Шульганташ

Как видим, это знаковая система, предназначе
нная для формализации,
фиксации и передачи

тех или иных данных (речевой информации и др.
элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и
придания этим данным вневременного характера. То есть символы
Шульганташа являются письменностью
-

одной из форм существования
человеческог
о языка позднего палеолита. Если это действительно письмо, то
оно должно иметь историю развития.


Существуют ли история развития, предполагаемого пиктографического
письма в Башкортостане?


Для проверки корректности нашего предположения рассмотрим конкретн
ые
примеры

по истории развития таких символов
.

1. Элемент пиктографического письма в виде наскального рисунка головы
бизона
(Вставка №
8
)
;


2. Идеографическое (иероглифическое)


письмо эры ранней государственности
и возникновения торговли. Условные рисунк
и головы бизона из памятника
"Тамгаташ" села Янги Кульчибаево Бирского района и на стенке керамического
ритуального горшка из Городища Аркаим
(Вставки №№
9

и
10
)
.



3. Чрезвычайным развитием письменности и величайшим достижением
человеческой цивилизации
стало так называемое слоговое письмо, изобретение
которого происходило на протяжении
VIII
-
VII

тысячелетий до н. э.

это письмо
-

кхароштхи
!

Условные рисунки головы бизона развивались в графему
показанную на
рисунке
(
вставк
и


11 и 12)
.
Здесь и далее использу
ются только
те буквы письменности кхароштхи которые найдены в артефактах сел
Башкортостана.



Каждый этап становления письменности фиксировал определенный итог в
продвижении человечества по пути логического абстрактного мышления.
Сначала
-

это расчленени
е фразы на слова, затем
-

свободное пользование
рисунками
-
словами, следующий шаг
-

расчленение слова на слоги. Мы ведь
говорим слогами, и детей учат читать по слогам. Упорядочить запись слогами,
казалось бы, что может быть естественнее! Да и слогов много м
еньше, чем
составляемых с их помощью слов. Но чтобы прийти к такому решению,
понадобились многие столетия.

4. Буквенно
-
звуковое (фонематическое) письмо, выражающее фонематический
состав языка. Письмо кхароштхи в
VI

веке до нашей эры переросло в тюркское
р
уническое письмо. Руны обозначают отдельные звуки речи и в зависимости от
произношения могут варьироваться. Руны не могут передать все звуковые
нюансы языка и призвано лишь дифференцировать (различать) слова.
Р
исунок
головы бизона в буквенно
-
звуковом письм
е превратился в руну "Б(М)"
(Вставка
№№13; 14; 15; 16)
.





Наше предположение оказалось корректной в виду наличия возможной истории
дальнейшего развития пиктографического

"письма Шульганташа".


Научные доказательства

существования исполнителей письма (
т.е. людей)
и предметов описания (артефактов и животных).

Данную статью мы пишем
,

опираясь на научные открытия двух молодых
исследователей Башкортостана, а именно
Вячеслава Георгиевича Котова и

Дмитрия
Олеговича

Гимранова (фото №
№4 и 5
). Изложенные в публи
кации
мысли они наше. Мы заранее приносим свои извинения указанным выше
научным деятелям, если наше изложение истории Башкортостана не
совпадают с их восприятием истории данного периода.

В.Г.Котов


кандидат исторических наук, ведущий специалист по археоло
гии
палеолита, старший научный сотрудник ИИЯЛ УНЦ РАН.
Родился в 1961 г. в г.
Минске Белорусской ССР. Выпускник Ленинградского государственного
университета (1988). В Институте работает с 1992 года.

Область научных
интересов: археология каменного века, миф
ология. В 1999 г. защитил
кандидатскую диссертацию на тему: «Хтоническая мифология Южного Урала
(К вопросу о реконструкции хтонических культов по данным археологии,
этнографии и фольклору)» (науч. рук. к.и.н, Р.М.Юсупов).

Основные исследованные памятники:

Новобелокатайская мустьерская
стоянка, палеолитическое святилище Заповедная с культом пещерного
медведя; пещерная палеолитическая стоянка Байсланташ (Акбутинская),
пещерное палеолитическое святилище Шульган
-
Таш (Каповая).

Автор 120 работ, в том числе, 3 м
онографий, 100 статей, 20 тезисов
докладов:

Дмитрий
Олего
вич Гимранов


кандидат биологических наук, ведущий
специалист по палеонтологии Урала,
научный сотрудник
И
нститута экологии
растений и животных УрО РАН.

Родился в

1987
году в городе Мелеуз
Республики

Башкортостан. Выпускник Башкирского государственного
университета (
2009
).

В 2012 закончил аспирантуру БГПУ.
В институте
экологии растений и животных
работает с
2012
года. Область научных
интересов
: Ретроспективная оценка динамики фауны горностаевых Южного

Урала; промысел горностаевых в голоцене Поволжья и Урала; географическая
и вековая одонтологическая изменчивость хищных наземных млекопитающих,
поиск и описание новых видодиагностических признаков на зубах и костях
скелета близкородственных видов хищных м
лекопитающих
. В

2012
году
защитил кандидатскую диссертацию на тему: «
"Ретроспективный эколого
-
фаунистический анализ горностаевых в Южно
-
Уральском регионе
» (науч. рук
.
к. б. н. Сатаев Роберт Мидхатович
).

Основные исследованные памятники:

Урал и прилегающие
территории
.

Автор

более
43

работ
, в том числе монографий, статей, тезисов докладов.



В.Г.Котов пишет:

«
Раскопки 2011 г. подтвердили наши наблюдения предыдущих
лет. Была зафиксирована стоянка, предположительно, с четырьмя
культурными слоями, содержащими
каменные изделия, угольки и кусочки охры,
украшения и кости животных

(фото №8)
. Было окончательно установлено,
что здесь осуществлялась ограниченная хозяйственная деятельность. Это
значит, что на этот уступ люди не просто поднимались, а находились на нем
д
остаточно продолжительное время. Об этом говорит набор орудий,
предназначенных для провертывания отверстий в коже, резания мягких
волокнистых материалов и прорезания пазов и скобления дерева или кости.
Возникает вопрос: зачем они их делали? Скорее всего, з
десь осуществлялась
починка охотничьего вооружения».

В

2009
году
в пещере Шульганташ
были найдены человеческие останки

(Фото

6
). ДНА анализ этих пале
о
останков показал что эти люди были носителями
гаплогрупп

R1a, R1b


Фото №
7
. Вид очага


Исполнители пис
ьма Шульганташа реально существовали!

Обоснуем также
реалистичность

самих пиктограмм опираясь на находки
палеонтолога Дмитрия Гимранова и археолога Вячеслава Котова.

«Всего в пещере Шульганташ были обнаружено 193 артефакта, помимо
известковых и кальцитовых

инструментов, были найдены и каменные орудия
труда, которые изготавливали из кремня и зелено
-
коричневой яшмы,
выходивших на поверхность только с другой стороны Уральских гор; это
позволило сделать вывод о том, насколько далеко мог заходить древний
человек

по своим маршрутам в горах. Кроме того, были найдены и изделия из
бивней мамонта: примитивный нож и прообраз шила».


По представлению современных художников мамонты выглядели так (фото

№9

из интернета):


Близлежащие же к Шульганташу пещеры исторического

Башкортостана своими
палеоостанками доказывают реальности пиктограмм.

"В Мурадымовской пещере мною определены кости пещерного бизона, медведя,
носорога и дикой лошади. Останкам около 20

30 тысяч лет"
,


говорит
Гимранов.

В пещере Иманай (Мелеузовский райо
н) им найдены также кости
пещерного льва

(фото№10)

вместе с костями других животных позднего
палеолита.


Эти находки кстати вдохновляют и современных художников на написания
реалистических картин давно минувших дней на Урале

(фото

№11

из
интернета)
.


Пещ
ерный лев, или, как его называет Н.К.Верещагин (1951),
«
тигролев
»
,
является также характерным представителем фауны мл
е
копитающих второй
половины плейстоцена. Он обычно встречается в комплексах фауны,
характеризующих степной ландшафт. Распространен этот хищ
ник был очень
широко:от Англии и стран Западной Европы до Китая и Новосибирских о
-
вов.
На юг его ареал простирался до Закавказья (Азербайджан, Грузия), Сирии и
Ливана [Верещагин, 1951, с. 77]. На север европейской части СССР этот
хищник далеко не заходил.
Его остатки известны до широты г.Галич [Громов,
1948]. По данным В.И.Громова (1935, 1948, с. 427)
«пещерный лев существовал
на территории СССР в палеолите и продолжал существовать даже в
послепалеолитическое время. На территории европейской части СССР
пеще
рный лев исчез примерно вместе с мамонтом, после времени
максимального холода последнего оледенения. В голоцене встречаются
костные остатки львов, относимые уже к виду Panthera (Leo) leo L., который
встречался в северном Причерноморье и в Закавказье в исто
рическую эпоху».

Пещерных львов истребили ради священных шкур
.
«Охота не была
единственной причиной вымирания львов, однако она сыграла значительную
роль в дополнение к другим видам человеческой деятельности»
,


уверена
Марина Куэто.

"В Игнатьевской пещере

было найдено множество останков пещерного
медведя

(фото №12)
, гиены, а также единичные кости носорога, мамонта,
бизона и лошади. Все они относятся к плейстоцену, им около 20

30 тысяч лет
(плейстоцен


эпоха четвертичного периода, начавшаяся 2,588 миллиона

лет
назад и закончившаяся 11,7 тысячи лет назад). Останки порой обнаруживают
даже при входовой части пещеры и в дальних её залах"
,


рассказывает
учёный.


Современные же художники восстанавливают описание пещерных медведей
по
-
своему

(фотографии

№№13 и 14

из интернета)
.



Пещерный медведь в настоящее время вымер. Появился он на земле 300 тысяч
лет назад, а исчез 25 тысяч лет назад. Современная наука считает его подвидом
бурого медведя и предком этрусского медведя. По своим размерам данный
подвид значител
ьно превосходил современных медведей. Он был больше
гризли и кадьяка в полтора раза. Представлял собой огромное мохнатое
чудовище с большой головой и сильными лапами. Жил практически на всей
лесной территории Евразии. В Африке и Америки его останки не найд
ены.

Пещерный медведь обладал очень большим черепом с крутым лбом. Тело было
мощным и массивным. Его длина достигала 3
-
3,5 метров. Вес колебался в
пределах 500
-
700 кг. Самки весили почти в 2 раза меньше. Судя по износу
зубов, зверь питался в основном расти
тельной пищей. Но совсем не исключено,
что он нападал на животных и людей. Просто процент животной пищи у него
составлял незначительную долю. Главным же в рационе питания считался мёд.
Мишка его с удовольствием ел и нагуливал жирок на зиму.

Итак,
реализм

п
иктогра
мм

позднего палеолита Шульганташа доказана
!


Попытка прочтения пиктограмм Шульганташа


Первая попытка прочтения пиктограмм нами производилась в статье газеты
"Истоки" №...от.....2017 года. Статья называлась ......

Придерживаясь в основном старых сво
их взглядов при расшифровке
пиктограмм
, мы сейчас решили отказаться от анализа
экстраполяции

(изменения звучания и восприятия на слух) тюркского слова за
тысячелетия
.
Ибо мы, если и даже и восстановим древние звучания слово
-
символов, в
дальнейшем не смогли

бы идентифицировать все созвучные им слова и
понятия.

При этом основные подходы расшифровки остаются прежние, и они таковы:

-

каждая вещь, олицетворенная присущим ей символом, сама себя называет,

-

самоназвание вещи и его символ неделимы и составляют одно

целое,

-

топология, неизменность смысла при изменении символа и его самоназвания,
постоянны во времени и в пространстве.

Отсюда следует, что можно использовать современные самоназвания вещей,
восприятие на слух крика животного или звука воздействия на вещ
ь другим
предметом, (т.е. голос мамонта можно заменить голосом слона, бизона
-

коровы,
пещерного льва
-
голосом современного льва,
шерстистого

носорога
-
голосом
современного носорога и.т.д.).

Я хорошо знаю башкирский (тюркские языки) язык, поэтому самоназва
ния
вещей буду воспроизводить на башкирский слух. Однако, это не значит, что
нельзя читать эти пиктограммы используя в качестве ключа древний язык
какого либо другого народа из не Урало
-
Алтайской языковой семьи.

*Важно: (Только) истина прямой путь к истине
!

Звучания пиктограмм

(фото №15)

на русском языке: "Мамонт
:

шкура: лошадь:
шкура".


Транскрипция: "М
h
м: тр
h
д тр".

Звучание на башкирском языке: "М(э)
h
(а)м: Т(и)р(э)
h
(э)д т(и)р(э)".

Самоназвание лощади, на первый взгляд кажется должен быть "(И)
h
(о)
h
(о)
\
\
hh
"
!

Почему же приняли вместо "
hh
" вариант "
h
д"? Наблюдается закономерность
перехода "Д"
&#x=000;=&#x=000;
"
h
"

в исторических словах башкирского языка. К примеру
слово "удод" на древнебашкирском языке звучит "
h
уд
h
уд" (так же
зафиксировано слово и в в книге "Дивани лу
гат ат турки" Махмуда
Кашгарского), а современное звучание слова "Э
h
э
h
эй".

*Эта

отрезанная

шкура (наша) подарок Дарящего
-

(Он) сказал".

Звучания пиктограмм

(фото №16)

на русском языке: "Бизон: носорог: шкура:
лошадь: свинья: мамонтенок".


Транскрипция: "
Бу

крк

тр
h
д снг
h
т".

Звучание на башкирском языкуе: "
Бу

к(ы)рк(кан)

т(и)р(э)
h
(э)д(иэ) с(аин)к
h
(эйэ)т(е)". Переход "Т"
&#x=000;&#x=000;=

"Д" распространенное явление в диалектах
башкирского языка.

*Это обезьяна.

Звучание пиктограмм

(фото №17)

на русском языке: "Бизон
: обезьяна"


Транскрипция: "Бу мз".

Звучание на башкирском языке: "Бу бисин".

* Прямой путь важен (Истина важна)!

Звучания пиктограмм

(фото №18)

на русском языке: "Лошадь: мамонт".


Транскрипция: "
h
д м
h
м".

Звучание на башкирском языке: "
h
(э)д м(о)
h
(и)м".

*Все смертны!

Звучания пиктограмм

(фото №19)

на русском языке: "Шкура: пещерный лев".


Транскрипция: "Тора мар".

Звучание на башкирском языке: "Т(о)р(а) м(а)р".

Опубликовали пять образцов попыток прочтения пиктограмм Шульганташа,
которые нам были доступн
ы для анализа. Но на главный вопрос, на вопрос о
существовании развитого сообщества культуры Шульганташа мы еще не
ответили.


Существовало ли в позднем палеолите Шульгантаща общество
(протогосударство, если конечно это общество так можно назвать)?


Существ
ование


способа передачи благ, заключающийся в их
ритуализированном дарении, по Карлу Поланьи, альтернативный рынку и
перераспределению являются главными признаками
наличия

такого развитого
общества.


Вячеслав Котов пишет:
«Археологи поражены находкой укр
ашений,
выполненных в виде обточенных бусинок из зеленого серпентинита


этот
материал был относительно мягким и легко поддавался шлифовке.
Несколько предметов были выполнены из сланцев и костей, похожих на бивни
мамонта, кроме того, была найдена глин
яная лампа, что явилось одной из
самых редких археологических находок той эпохи. К сожалению, большая
часть культурного слоя была уничтожена разливами Шульгана и постоянной
высокой влажностью в нижней пещере, но и эти находки позволили открыть
немного боль
ше в истории развития человечества на территории Урала и
Западной Сибири. Вполне возможно, что и сегодня открыты далеко не все
тайны пещеры Шульган
-
Таш и она ждет новые поколения туристов, ученых,
исследователей, чтобы подкинуть им новые загадки. Недаром б
ашкиры всегда
населяли эту пещеру умными, хитрыми и таинственными персонажами».

на фото №
20



каменное рубило,


на фото №
21


скребок для чистки шкур


на фото №
№ 22 и 23

костяные шила для шитья одежды из шкур.




Фото №
24

Обработанная фигурная галька кв
арцито
-
песчаника.




На ф
ото


№ 25; 26; 27 и 28
. Украшения.





Существование предметов роскоши, к которым мы можем отнести украшения,
говорит и о существовании
способ
ов

передачи благ, заключающийся в их
ритуализированном дарении
. А это значит, что об
шество Шульганташа
позднего палеолита было развытым.

Вячеслав Котов продолжает


«Во многом неожиданными находками стали
маленькие (диаметром 0,6 см) круглые нашивки: одна из бивня мамонта
плоско
-
выпуклой формы, а две другие


из позвонков рыбы. Нашивкой с
ледует
считать и маленькую раковину с проколотым отверстием, аналогичную той,
что была найдена в раскопе В.Е. Щелинского в зале Знаков (Щелинский, 1997.
С. 33, рис. 4). Очевидно, она являлась нашивкой


украшеним костюма. Кроме
того, был обнаружен загадочн
ый предмет, представляющий собой изделие из
известняка продолговатой формы, у которого были оформлены ретушью по
центру по всем граням выемки, так же как у изделия из скола кальцитового
натека в предыдущем горизонте . Вероятнее всего, они являются нашивкам
и.
Очевидно, эти и другие нашивки были украшениями ритуального костюма
участника ритуалов. Обращает на себя внимание отбор материалов (рыба,
мамонт, раковина, пещерный камень


известняк и кальцит), что может
свидетельствовать о том, что в данном случае эт
от набор украшений
костюма имел ориентацию на нижний мир».

Украшение (Schmuck


нем., parure


франц.)


термин, под которым в
этнографии понимаются все те объекты и приёмы убранства человеческого
тела, которые, независимо от своего первоначального генезис
а, либо с самого
начала, либо с течением времени стали предназначаться для того, чтобы
вызывать в других благоприятные для украшаемой личности эмоции


эстетические, эротические, удивления, уважения, страха и т. п.

В первобытных обществах амулеты носит вс
який; у многих племен каждый
человек в то же время является своим собственным шаманом и, следовательно,
постоянно имеет на себе целую коллекцию костей, когтей, перьев,
металлических и всяких других фетишей. Постепенно такие объекты, в
неизменённом виде или

видоизменённые эстетическими влияниями, становятся
украшениями, обычными принадлежностями туалета
.

Многие исследователи упускают превращение украшений в предметы роскоши
и тем самым перестают рассматривать их как
атрибуты власти или благ.

Мы думаем, в кул
ьтуре Шульганташа существовали и ритуализированное
дарение, раз существовали сами предметы роскоши. А это уже главный признак
существования развитого сообщества культуры Шульганташа!

Читатель должен понимать, что до установления истины в этом вопросе еще
д
олго ждать. Но мы рады, что гипотеза оказалась корректной (научно
обоснованной) и сейчас осталось только доказать ее.

Главное то, что мы смогли
донести до читателя в увлекательном варианте наше представление истории
палеолита на Урале.

Н
а следующих публика
циях перейдем к истории государств
,

существующих на
современных землях Башкортостана в бронзовом веке и далее до 350 года до
рождества Христова.

Вместо заключения истории палеолита в Башкортостане мы размещаем
таблицу
корреляци
ии

пиктограм Шульганташа с ис
торическими видами письменностей
применяемых древними нашими предками на нынешних территориях
Республики Башкортостан.


п
\
п

Пиктограммы
Шульганташа

Иероглифы и гетерограммы
Башкортостана

Буквы письма
кхарош
т
хи из
Башкортостана

Руны

Башкортостана

Иерогл
ифы

Гетерограммы

1


Тб(кельт;
топор)


Тб(кельт;
топор)

Не

известны

Не

известно

Не

известно

2


h
д(лошадь)


h
д(лошадь)


h
д(лошадь)

Не

известно


Дд

3


М
h
м;
h
т
(мамонт;
мамонтенок)

Не

известно

Не

известно


Б
h
у




Ма

h

4


Крк
(шерстисты
й
носорог)

Не

известно

Не

известно

Не известно

Не

известно

5


Тр (шкура)


Тр (шкура)


Тр (шкура)

Не

известно

Не

известно

6


Му (бизон)


Му (бизон)


Му
; Бу

(бизон)



Ма


Бб (Мм)

7


Ск (кабан)

Не

известно

Не

известно


Са

Не

известно

8


Мр
(пе
щерный
лев)

Не

известно

Не

известно




Ра

Ро


Рр

9


Мз
(обезьяна)


Мз (обезьяна)


Мз (обезьяна)

Не

известно


Бб

10


Лп (рыба)


Лп (рыба)


Лп (рыба)


Ла


Лл

11


Тн
h

(стена)


Тн
h

(стена)


Тн
h

(стена)

Не

известно


Дд

12


Днк

трелец)


Днк(стрелец)


Днк(стрелец)


Д
h
а


Дд



Приложенные файлы

  • pdf 3593368
    Размер файла: 3 MB Загрузок: 1

Добавить комментарий