Рогожинский А.Е., 2008. О современных задачах археологии наскального искусства Казахстана и Средней Азии


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
активное
хозяйственное
использование
этой
тории
течение
нескольких
лет
удалось
утверждения
статуса
комплекса
внесен
памятников
республиканского
значения
тем
его
охраны
управления
как
ная
мера
осуществлялись
наконец
создания
Государственного
поведника
музея
Тамгалы
рам
ках
ЮНЕСКО
норвежско
казахстанского
проекта
Менеджмент
консервация
презентация
Тамгалы
координатор
Хиген
Норвегия
научный
руко
водитель
.
Рогожинский
)
выполнена
большая
грамма
научных
исследований
консервационных
работ
,
направленных
сохранение
памятников
шафта
Тамгалы
Параллельно
готовилась
документа
для
включения
комплекса
ЮНЕСКО
подготовили
досье
номинации
Тамга
пакет
документов
исчерпывающе
характеризу
его
значимость
сов
ременное
состояние
меры
сохранению
была
завершена
разработка
менеджмент
опреде
ляющего
устойчивого
сохранения
комплек
са
включающего
детальные
программы
практичес
кой
деятельности
управлению
охране
изучению
консервации
мониторингу
туризму
2004–2008
Процедура
представления
памятников
ЮНЕСКО
подробно
изложена
«
Руководстве
полнению
Конвенции
всемирном
наследии
здесь
остановимся
содержании
номинации
Тамгалы
Уже
стадии
подготовки
заявки
включе
комплекса
Предварительный
ЮНЕСКО
определены
категория
снова
выдающейся
ценности
объекта
археологический
ландшафт
петроглифами
как
исключительное
сви
детельство
исчезнувшей
культурной
традиции
Кон
венция
ст
Руководство
разд
ст
разд
ст
определению
Конвенции
Руководства
,
мес
тонахождения
петроглифов
подобные
Тамгалы
мо
отнесены
достопримечательным
местам
классифицироваться
как
культурные
ландшафты
совместные
творения
человека
природы
представ
мировую
ценность
точки
истории
этнологии
Поскольку
речь
идет
комплексе
наскальных
рисунков
других
мятников
опосредованно
фиксирующих
способ
оби
тания
здесь
людей
взаимодействия
природным
окружением
,
следует
говорить
об
археологическом
ландшафте
составе
которого
петроглифы
играют
определенную
значимую
роль
Выявление
этой
роли
главная
задача
научного
исследования
Наскальные
рисунки
как
недвижимые
существуют
природного
культурного
контек
ста
если
пространственная
временная
связь
другими
археологическими
объектами
зафиксиро
вана
значит
просто
еще
выявлена
Культур
контекст
петроглифов
может
формировать
живая
традиция
создание
рисунков
подновле
почитание
мест
нахождения
кото
становится
объектом
этнологического
изучения
отсутствие
такой
традиции
означает
окончательное
ее
исчезновение
выявление
таковой
является
пред
метом
историко
археологической
реконструкции
Наскальные
рисунки
наряду
другими
памятниками
поселения
стоянки
др
отражают
ландшафте
характер
коллективов
отношение
окружающей
среде
функциональную
значимость
отдельных
ее
компонентов
зависимос
общественного
технического
конкретный
исторический
период
Выявление
терпретация
пространственно
временных
связей
мятников
природного
ландшафта
составляют
содер
жание
исторической
реконструкции
Тамгалы

это
крупный
комплекс
археологичес
объектов
сосредоточенных
небольшой
территории
датируемых
эпохи
Нового
Здесь
зафиксировано
лее
пунктов
наскальными
рисунками
десятки
селений
стоянок
могильников
др
Общее
количес
тво
петроглифов
приближается
5 000,
3 000
скалах
небольшого
каньона
все
памятников
изучены
мере
были
методы
масштабы
исследований
ведущихся
Тамгалы
Основное
внимание
исследователи
уделяли
документированию
анализу
петроглифов
Внедрение
начала
системного
подхода
геоархеологических
методов
дали
воз
можность
решить
основные
исследовательские
задачи
Комплексное
изучение
памятников
природного
лан
дшафта
геология
геоморфология
неотектоника
рогеология
биология
палеоботаника
позволило
син
хронизировать
археологический
контекст
изменения
окружающей
среды
протяжении
лет
пиальное
значение
для
реконструкции
палеоландшаф
Тамгалы
имеют
выводы
специалистов
состоянии
рельефа
климата
исторические
периоды
Археолого
геоморфологическое
картирова
ние
выявило
устойчивую
связь
памятников
разного
возраста
определенными
формами
также
группирование
функционально
типологи
ческим
признакам
структуре
археологического
лан
дшафта
отчетливо
выделяется
территория
сосредото
петроглифов
могильников
вокруг
которой
формировалась
жилая
зона
Природные
особенности
каньона
только
сделали
его
главной
достопримечательностью
Тамгалы
обеспечили
среду
преобразованную
создателями
пет
роглифов
скальную
галерею
эпохи
рал
роль
ядра
комплекса
котором
среде
коренного
населения
до
сих
сохранились
представления
как
сакральном
месте
Танбалы
аулие
Выявлена
связь
традиционного
почитания
этого
места
культом
пред
ков
рисунками
скалах
Анализ
пространственного
расположения
петро
глифов
позволил
три
местонахождений
отличающиеся
привязкой
определенным
формам
льефа
количеством
ртуаром
качеством
изобра
жений
основные
(
каньон
связан
ные
традиционными
коммуникациями
Типология
наскальных
рисунков
Тамгалы
основана
анализе
иконографии
ртуара
техники
опирается
данные
стратиграфии
серий
выделенных
здесь
других
местонахождениях
Семиречья
Наконец
имеет
ся
репрезентативная
коллекция
строительных
камней
рисунками
трех
могильников
эпохи
селения
получена
серия
калиброванных
дат
(11
измерений
Все
это
позволяет
ментированно
решать
вопросы
датировки
как
самих
памятников
так
выделенных
групп
изображений
Время
создания
петроглифов
Тамгалы
обладающих
наибольшей
эстетической
культурной
ценностью
,
определяется
интервале
второй
половины
XIV – XIII
до
рисунки
локализуются
делах
каньона
отличаются
рядом
специфических
осо
бенностей
репертуара
иконографии
техники
тесной
связью
архитектурой
скал
образуя
единый
изобразительный
комплекс
,
что
позволяет
как
петроглифов
Тамгалы
Географический
ареал
данного
культурного
феномена
Юго
Запад
ным
Семиречьем
его
происхождение
связывается
импульсом
Центрального
Казахста
синтезом
стной
архаической
изобразитель
традицией
Рогожинский
Аубекеров
Сала
, 2004,
. 54–55].
рисунки
образуют
фон
изобразительный
ряд
каньона
святилища
Тамга
трансформировавшийся
последующие
времена
вплоть
до
дней
когда
наскальное
творчество
полностью
утратило
общественное
значение
Изучение
петроглифов
периодов
качественных
изменений
техники
репертуара
поверхности
отношения
сложившемуся
ранее
изобразительно
му
ряду
дополнение
композиций
подновле
рисунков
палимпсесты
также
расположения
относительно
групп
других
памятников
традиционных
коммуникаций
водных
источников
позволило
определить
основные
наскального
творчества
контексте
освоения
тории
урочища
функционального
зонирования
куль
турного
ландшафта
что
доказательная
база
значимости
Тамгалы
оказалась
значительно
шире
обос
нования
достоинств
отдельных
серий
петроглифов
Со
ответственно
документация
памятника
структурно
выглядит
более
развитой
чем
это
традиционно
пре
дусматривается
петроглифоведением
Рогожинский
Хорош
Чарлина
целом
анализ
археологических
этнологических
данных
позволил
создать
историческую
реконструк
цию
Тамгалы
которой
эволюция
изобразительной
деятельности
представлена
выявленных
палео
экологических
культурно
исторических
изменений
эпохи
до
современности
Это
определило
со
держание
номинации
обоснование
исключительной
значимости
археологического
ландшафта
Тамгалы
Включение
памятника
Список
ЮНЕСКО
сле
дует
рассматривать
как
шаг
утверждению
мировой
ценности
такого
широкого
культурного
яв
как
наскальное
искусство
Центральной
Археологический
андшафт
Тамгалы
обладая
само
стоятельной
значимостью
историко
культурном
этнологическом
географическом
временном
аспек
тах
представляет
все
же
часть
того
многообра
которым
характеризуется
это
явление
как
еди
ное
целое
Раскрыть
всей
полноте
его
содержание
возможно
серии
репрезентативных
памятников
наскального
искусства
расположенных
сегодня
территории
стран
Поэтому
ближайшей
перспективой
совместной
де
ятельности
ЮНЕСКО
заинтересованных
государств
сфере
становится
подготовка
трансгранич
серийной
номинации
«
Наскальное
искусство
Центральной
процедурном
отношении
это
может
рассматриваться
как
номинации
Тамгалы
осуществляться
поэтапно
мере
подго
товки
включению
ЮНЕСКО
комп
лексов
групп
кластеров
памятников
затра
гивая
здесь
проблемы
менеджмента
трансграничных
объектов
всемирного
наследия
остановимся
воп
росах
научного
обоснования
будущей
номинации
Сложность
видится
всего
том
что
вой
практике
нет
прецедента
серийной
номинации
мятников
наскального
искусства
Кроме
того
извест
ные
сегодня
целостного
рассмотрения
пределах
отдельных
территорий
[
Формо
зов
, 1969;
Шер
единичны
новейших
попыток
его
реализации
отме
исследование
наскальных
рисунков
Монгольского
Алтая
[Jacobson, Kubarev, Tseevendorj, 2001, p. 7–39].
последние
годы
изучение
петроглифов
составе
ар
хеологического
природного
ландшафта
проводится
ряде
известных
памятников
Казахстана
Узбекистана
Кульджабасы
Арпаузен
Ешкиольмес
[
Рогожинский
Аубекеров
Сала
Сармишсай
Хужа
Реутова
которые
являются
потенциаль
ными
объектами
серийной
номинации
яркие
памятники
относятся
тому
же
что
Тамгалы
охватывают
все
этапы
эволюции
наскального
искусства
дают
представления
его
исто
ках
проявлениях
формах
изоб
деятельности
Поэтому
говоря
перспек
тиве
серийной
номинации
всего
необходимо
дать
ясное
определение
самого
культурного
явления
выработать
типологии
памятников
значимости
истории
современных
родов
Иными
словами
речь
идет
разработке
научной
концепции
серийной
номинации
наскального
искусст
Центральной
Возможно
это
современ
ном
изученности
памятников
Ниже
предлагаются
два
этюда
посвященные
некоторым
известным
местонахождениям
петрогли
фов
Средней
можно
пред
ставить
круг
проблем
возникающих
сегодня
идентификации
Центрально
азиатский
колосс
Саймалы
Таш
является
крупнейшим
место
нахождением
петроглифов
расположенным
ях
вечной
мерзлоты
(3 500
над
чрезвычайно
труднодоступным
исключительно
богатым
уникаль
ными
рисунками
открытым
более
лет
назад
пытавшим
серию
штурмов
» (
иначе
назвать
героические
восхождения
трех
четырех
поколений
исследователей
остающимся
ным
колоссом
наскального
искусства
Центральной
Будучи
потенциальным
объектом
мирового
следия
может
номинироваться
как
яркий
образец
взаимодействия
разных
культур
специфический
тип
высокогорных
петроглифических
памятников
Чтобы
такую
возможность
рассмотрим
Рис
Петроглифические
другие
памятники
Средней
Казахстана
Петроглифы
Шахты
Зараут
камар
Сийпанташ
Сармишсай
Аксакалатасай
Сангижумасай
ван
Сулайман
Тоо
Суук
Дɺбɺ
Саймалы
Таш
Ходжакент
Арпаузен
Кульджабасы
Тамгалы
Ешкиольмес
Другие
памятники
Кара
депе
Геоксюр
Гонур
Сапаллитепа
Джаркутан
Пашхурт
Заманбаба
Ту
гайное
Саразм
Зардча
Халифа
Сох
Ошское
поселение
Шагым
Дальверзин
Базар
Курган
кульсайского
Китай
Таджикистан
Туркменистан
Узбекистан
Душанбе
Ташкент
Ашхабад
Бишкек
Алматы
оз
Балхаш
Талас
Куль
Амударья
Аральское
500
сегодня
достаточности
обоснования
значимости
Саймалы
Таша
знакомство
местонахождением
облегчает
выполнение
задачи
История
изучения
памятника
освещена
ряде
пуб
ликаций
Шер
. 105–111;
Мартынов
яшев
Абетеков
Ташбаева
97].
Результаты
последнего
штурма
»,
предпринятого
кыргызскими
археоло
гами
под
руководством
Ташбаевой
участии
заключительном
этапе
Франкфора
Ташбае
пока
остаются
неопубликованными
Специалисты
естественно
географических
наук
привлекались
археологами
совместному
изуче
нию
памятника
Поэтому
сведения
природном
окру
жении
даже
субстрате
петроглифов
скуд
сущности
весь
объем
имеющихся
эту
тему
данных
может
быть
исчерпан
краткой
характеристи
кой
местонахождения
:
хребет
верховья
Кугарт
ледниковый
дне
которого
имеют
ся
отложения
небольшое
рельеф
холмисто
увалистый
участке
долины
петрогли
фами
перепад
высот
составляет
более
над
снежный
лежит
10–11
ме
году
;
растительность
бедная
,
представлена
несколькими
видами
травянистых
кустарниковых
эпизодически
используется
как
лет
нее
середины
июля
до
середины
августа
основные
транзитные
Ферганской
долины
Тянь
Шань
современные
проходят
севернее
южнее
Бернштам
Воропаева
Горячева
Ненамного
обстоит
дело
ученностью
мятников
,
образующих
вместе
петроглифами
комп
лекс
Саймалы
Таш
Ташбаевой
произведены
рас
копки
курганов
раннего
железа
местонахождении
Саймалы
Таш
следы
стоянок
до
настоя
щего
времени
выявлены
Между
тем
сезонные
ста
поселения
здесь
должны
были
быть
наружение
исследование
стать
ключевыми
для
культурно
хронологической
атрибуции
петроглифов
Сегодня
круг
источников
Саймалы
Ташу
ничен
сведениями
наскальных
рисунках
занимав
основное
внимание
всех
исследователей
несмотря
многократные
выполнить
пол
ное
обследование
памятника
точное
количество
роглифов
установлено
видимому
можно
гово
нескольких
десятках
тысяч
всяком
случае
Бернштама
согласуются
новей
подсчетами
Ташбаевой
зафиксировавшей
тыс
камней
одиночными
изображениями
многофигурными
композициями
Ташбаева
, 2004,
Это
заставляет
признать
Саймалы
Таш
одним
из
крупнейших
памятников
наскального
искусства
Центральной
Более
разработанной
кажется
тема
типологии
риодизации
петроглифов
Классификация
штама
целом
остается
признанной
современными
исследователями
лежит
основе
типологических
схем
памятников
Средней
Казахста
Все
ее
верификации
свелись
уточнени
ям
частного
порядка
некоторой
детализации
Тем
менее
данный
момент
существует
классифи
кации
отражающей
ленное
многообразие
пет
роглифов
Саймалы
Таша
Дискуссионной
остается
проблема
датировки
культурной
атрибуции
наскальных
сунков
геометрического
стиля
Эти
вопросы
яв
ляются
для
выяснения
генезиса
ареала
изобразительной
традиции
определения
торико
культурной
значимости
Саймалы
Таша
лом
публикациях
вышедших
после
тема
хронологии
петроглифов
геометрического
фак
тически
обсуждается
Авторы
ограничиваются
речислением
выводов
Шера
ссылкой
пред
ложенную
гипотетическую
датировку
рисунков
III
.
.,
как
установленный
научный
факт
Мартынов
Абетеков
Горячев
Ташбаева
Между
тем
предположение
Шера
с. 208–209] являлось
четверть
века
назад
формальным
заполнением
хиатуса
хронологии
куль
тур
древней
Тянь
Шаня
Что
можно
доба
сегодня
такому
вопроса
Прежде
всего
нужно
отказаться
категорично
го
вывода
об
отсутствии
оснований
соотнесения
петроглифов
битреугольного
чустской
культу
Этого
вывода
вероятно
следовало
делать
поскольку
уже
тогда
были
известны
фрагмен
керамики
изображениями
животных
битреугольном
найденные
Ошском
поселе
Заднепровский
Интерпретируя
же
открытия
Заднепровский
заключил
что
сходство
изображений
двух
соединенных
треугольников
позволяет
оворить
распространении
единых
изображения
жи
вотных
расписном
сосудах
наскаль
рисунках
является
серьезным
основанием
для
датировки
петроглифов
Саймалы
Таш
чуст
периодом
Возможно
даже
предположить
что
производились
одними
мастерами
с. 93]. Согласившись
следовало
бы
признать
гипотетическую
датировку
петроглифов
заниженной
полтысячелетия
поскольку
риод
существования
чустской
культуры
сегодня
ределяется
достаточно
надежно
серией
радиоугле
родных
дат
Чуста
Дальверзина
Ошского
поселения
Автор
участвовал
экспедициях
Саймалы
Таш
водившихся
1980-
под
руководством
Марьяшева
Мартынова
(XV/XIV – IX/VIII
до
.) [
Там
же
. 74–77],
так
же
анализом
химического
состава
типологии
метал
середина
XIV – VIII/VII
до
Рузанов, 1999а, с. 47–48; 1999б, с. 32–35]. Два
последних
памятника
син
содержат
относящиеся
раннему
этапу
культуры
Заднепровский
находятся
100
км
Саймалы
Таша
Кроме
того
сре
ди
петроглифов
горы
Сулайман
Тоо
южном
которой
располагается
Ошское
поселение
выделяется
серия
специфичных
рисунков
солярные
знаки
аналогичных
изображениям
на
Саймалы
Таше
Впрочем
уверенно
связывать
чустской
культурой
датировать
серединой
тыс
до
Малтаев
, 2000;
Аманбаева
Сулайманова
Жолдошов
. 266]
преждевременно
орнаментике
чустских
сосудов
других
предметах
мотивы
встречаются
Таким
образом
перечню
косвенных
данных
возрасте
культурной
принадлежности
петроглифов
Саймалы
Таша
следует
зоо
морфные
изображения
чустской
керамике
. 2; 3,
оговорками
некоторые
плохо
атрибу
тируемые
рисунки
Сулайман
Тоо
Достаточно
этого
для
окончательного
проблемы
Остается
со
гласиться
мнением
Массона
что
«
проведенные
аналогии
керамикой
являются
случай
датировка
изображений
Саймалы
Таша
требует
обоснований
с. 116].
Весомым
доказательством
могло
бы
стать
ружение
петроглифов
геометрического
составе
датируемых
археологических
объ
ектов
(
поселений
погребений
амом
памятнике
другом
местонахождении
Ферганского
хребта
где
преимущественно
получила
распространение
эта
изобразительная
традиция
перспективности
поиска
Саймалы
Таше
стационарных
поселений
убеждает
наскальных
рисунков
;
составляют
подсчетам
Голендухина
[1971,
более
всего
числа
петроглифов
кон
центрация
ограниченном
участке
основного
место
нахождения
малое
количество
соседних
долинах
указывают
наличие
пределах
урочища
мест
дол
говременного
обитания
Наконец
содержание
петроглифов
рисует
облик
культуры
совершенно
техническом
экономическом
отношении
чем
культу
конно
кочевой
формации
Медоев
Ве
роятно
обитатели
Саймалы
Таша
бы
столь
же
как
номады
тыс
до
. –
тыс
или
современные
скотоводы
ежегодно
поднимающиеся
сюда
короткий
со
своими
стадами
Создание
десятков
тысяч
петроглифов
гео
метрического
реально
осуществимо
более
длительном
обитании
здесь
людей
чем
это
возможно
природной
обстановке
палеогеографии
Средней
позволя
вероятные
хронологические
интервалы
когда
могли
существовать
оптимальные
климатичес
долговременного
обитания
сокогорных
ландшафтах
Тянь
Шаня
Думается
реконструкции
палеоэкологии
Саймалы
Таша
будет
корректной
экстраполяция
результатов
комплексного
географического
гляциологического
изучения
которому
относится
долина
Кугарт
палинологических
спектрах
отложений
Чатыркɺль
ад
Сонкɺль
над
фиксируются
климатические
колебания
отражающие
позднем
голоцене
периодом
относительного
климата
интервале
тыс
Се
,
Спасская
,
, 1993,
. 91].
алистами
выделяются
рубежи
которыми
связаны
значительные
ландшафтно
климатические
изменения
реконструируемые
интересующего
Так
некалиброванные
даты
по
4 450 ± 150, 3 450 ± 150)
отмечаются
значительное
со
,
увлажнение
потеп
климата
рост
разнотравья
продвижение
вверх
лесов
что
было
связано
прогрессировав
шей
предыдущем
этапе
регрессией
последнего
гор
ного
оледенения
Тянь
Севастьянов
Время
. (2 980 ± 80)
выделяется
палинологическим
данным
как
период
значительной
климата
интенсивного
таяния
ледников
потепления
преобладания
разнотравно
полынной
растительности
Там
же
Трансгрессивная
фаза
горного
оледенения
характеризует
ся
похолоданием
увеличением
влажности
сокраще
разнотравья
[
Там
же
. 148–149].
интервале
. (1 540 ± 70, 1 150 ± 80, 580 ± 110)
горных
долинах
отмечаются
значительное
распространение
растительности
культурных
злаков
Сонкɺль
свидетельствующие
более
сухом
теп
лом
климате
котором
здесь
было
возможно
зем
леделие
Там
же
Наконец
после
похоло
XVII–XIX
.,
сопряженного
последней
фазой
Рис
Расписная
керамика
зооморфными
изображени
ями
Ошского
поселения
Заднепровский
трансгрессии
оледенения
на
Тянь
Шане
сложились
современные
природно
климатические
свете
изложенного
становится
объяснимым
сутствие
Саймалы
Таше
ясно
выраженного
пласта
петроглифов
позднего
средневековья
Нового
мени
Мартынов
Абетеков
палеоклиматической
обстановкой
тыс
до
со
гласуется
большое
количество
рисунков
раннего
же
лезного
века
местонахождении
Саймалы
Таш
более
Голендухин
смежных
долинах
также
наличие
упоминавшихся
кур
ганных
могильников
Благоприятные
условия
для
дли
тельного
обитания
высокогорье
видимому
име
место
второй
половине
начале
тыс
до
Петроглифы
этого
времени
многочисленны
Сай
малы
Таше
более
Там
же
бассейн
Чатыркɺль
фиксирует
освоение
горной
зоны
степными
племенами
период
ксеротерма
Примером
оседлого
обитания
сходных
высокогорья
служить
памятники
эпохи
позд
ней
исследованные
Заилийском
Алатау
Ка
захстан
недавно
«
кульсайский
кульсайскую
культуру
племен
горной
Се
верного
Тянь
Шаня
Марьяшев, Горячев
Изу
чение
климата
позднего
голоцена
адаптации
горных
Северного
Тянь
Южного
Прибалхашья
позволило
вать
возникновение
объектов
фазой
потепле
увлажнения
климата
горной
зоне
установ
аридных
3 200–2 800
[Aubekerov, Sala, Nigmatova, 2003, p. 25,
g. 2].
Наконец
вторая
половина
III –
первая
половина
может
периодом
создания
петроглифов
Саймалы
Таша
отличающихся
одной
стороны
сюжетно
тематическим
единством
другой

стилистическим
иконографическим
раз
битреугольные
прямоугольные
животных
Шер
Голендухин
шев
Рогожинский
Последнее
возмож
отражает
изобразительной
тради
течение
относительно
длительного
времени
Так
следуя
определению
возраста
древней
петроглифов
Саймалы
Таша
мы
получили
резуль
тат
сходный
гипотетической
датировкой
Шера
конец
первая
половина
тыс
до
сужения
этого
интервала
как
для
культурной
идентификации
петроглифов
геометрического
прежнему
мо
привлекаться
только
косвенные
данные
Прежде
всего
нужно
упомянуть
недавнем
от
крытии
могильника
Шагым
Аманбаева
Рогожин
ский
является
сегодня
наиболее
памятником
эпохи
бронзы
,
хроноло
гически
предшествующим
чустской
кайраккумской
культурам
Погребальный
обряд
находит
параллели
энеолитических
могильниках
Средней
Са
разм
Пархай
Кара
Депе
Геоксюр
вещей
сопоставимы
бактрийско
маргианским
комплексом
особенно
близки
таковым
материалах
памятников
Саразм
IV,
Зардча
Халифа
Тугайное
За
манбаба
Зерафшанской
долине
Индивидуальный
возраст
памятников
остается
предметом
дискус
сий
целом
три
быть
датированы
концом
III –
началом
II
тыс
до
. [
Кузьмина
, 2000,
. 16–19;
Аванесова
, 2005,
. 12],
последнего
более
вероятной
датой
признается
первая
четверть
тыс
до
Пьянкова
Таким
Рис
Расписная
керамика
Ошского
поселения
предметы
могильника
Шагым
кельт
Базар
Курган
5 c
3–10
разом
Шагым
выступает
коррелятом
древностей
бактрийско
маргианского
комплекса
Ферганской
долине
фиксируя
самый
се
веро
восточный
пункт
распространения
древнеземле
дельческой
культуры
Средней
Ранее
были
известны
отдельные
пред
передневосточного
импорта
которые
могли
привлекаться
без
оговорок
обсуждению
датировки
происхождения
петроглифов
Саймалы
Таша
.
могильника
Шагым
кажется
позволя
ет
говорить
присутствии
рубеже
III –
тыс
до
населения
возможно
являвшегося
носи
телем
тех
самых
изобразительных
традиций
племен
коих
писал
Шер
с. 208–209]. Вероятно
же
можно
связывать
серию
случайных
находок
Хакский
клад
скульптуру
змей
Сох
две
каменные
бронзовый
кельт
лопатку
Базар
Курган
хранящиеся
Ошском
музее
География
находок
позволяет
думать
широком
освоении
указанный
период
горных
до
Южной
Северо
Восточной
см
. 1),
где
следует
ожидать
подобных
открытий
Кельт
Базар
Кургана
найден
близ
Кугарт
км
Саймалы
Таша
Шагым
располо
жен
недалеко
еще
одного
высокогорного
памятни
ка
Суук
Дɺбɺ
недавно
обнаруженного
кыргызскими
археологами
оцениваемого
ими
как
ближайший
ана
Саймалы
Таша
Малтаев
др
Таким
образом
круг
источников
которые
ыть
привлечены
сегодня
для
идентификации
пет
роглифов
Саймалы
Таша
,
значительно
ся
косвенные
данные
еще
позволяют
рас
историко
культурное
значение
памятника
обосновать
его
исключительную
мировую
ценность
основе
выработанных
Необходим
ка
чественный
перелом
изучении
Саймалы
Таша
тра
петроглифоведческий
подход
должен
смениться
комплексным
Первые
последние
памятникам
наскального
искусст
Средней
исследователи
единодушно
отно
сят
группу
местонахождений
рисунками
выпол
ненными
краской
Зараут
камар
Шахты
Куртеке
Возможно
являются
первыми
одними
ран
наскального
изобразительного
твор
чества
;
связь
жи
вой
традицией
давно
утрачена
культурный
контекст
может
реконструироваться
гипотетически
есть
немало
мест
где
рисунки
нередко
вместе
другими
артефактами
природными
объектами
со
храняют
значение
современном
культурном
контек
сте
они
включены
живую
традицию
почитания
свя
тых
мест
Хужаназаров
представляя
последние
свидетельства
если
создания
наскальных
рисунков
традиционного
использования
толкования
Зараут
камар
является
едва
самым
известным
памятником
наскальной
живописи
Средней
крытым
ранее
других
получившим
полное
описание
научной
литературе
Рогин
ская
Формозов
Хужаназаров
, 2001]*.
Грот
располагается
сегодня
территории
природного
Сурхандарьинского
заповедника
благодаря
чему
ланд
афт
Зараут
сая
росписи
хорошо
сохранились
Зараут
камара
сделанные
Рогин
ской
до
настоящего
времени
остаются
документацией
памятника
Опубликованные
ею
рисунки
многократно
репродуцированные
других
изданиях
имеют
неточности
воспроизведении
изоб
ражений
грота
зарисовках
отсутству
средневековые
надписи
нанесенные
свободные
поверхности
между
изображениями
чем
существенных
погрешностей
копии
изданные
Розвадовским
Þ g. 5].
Акварели
художника
Рогинской
стремившейся
точной
передаче
рисунков
рельефе
более
верно
передают
важные
детали
изображений
субстра
праву
сохраняя
значение
первоисточника
Вопреки
что
Зараут
камар
Шахты
Кур
теке
являются
достоверными
памятниками
наскаль
ного
искусства
заключительного
этапа
каменного
века
Средней
Шер
возраст
древней
рисунков
остается
невыясненным
отличие
Шахты
грот
Зараут
камар
мог
служить
постоянным
убежищем
культурных
отложений
нем
нет
дати
ровка
рисунков
основывается
сюжетно
темати
ческой
интерпретации
[
Формозов
, 1966
. 56].
стаивая
мезолитический
возраст
росписей
Шер
утверждал
что
Средней
одной
сюжет
сцене
которая
может
быть
объяснена
как
охота
луком
нет
быка
как
объекта
охоты
с. 182]. Но сцены
охоты
лучников
быка
тура
датируемые
был
осмотрен
автором
Ознакомление
мятниками
Средней
потенциальными
объекта
ми
серийной
номинации
проводилось
рамках
проекта
ЮНЕСКО
Региональная
сеть
сотрудничества
наскаль
ному
искусству
Центральной
. CARAD – Central Asian
Rock Art Database».
Кельт
отличается
других
подобных
изделий
Сред
ней
Казахстана
идентичен
кельту
Шагыма
составу
примесей
металле
также
близок
шагым
ской
коллекции
поэтому
отнесение
его
древностям
степ
ных
культур
второй
половины
тыс
до
Зад
непровский
является
ошибочным
Оба
кельта
следует
рассматривать
как
хронологически
более
типологически
возможно
исходную
форму
для
категории
изделий
поздней
неолитом

эпохой
извес
Сармишсае
Хужаназаров
есть
Там
галы
Орнитоантропоморфные
Зараут
камаре
обнару
живают
отдаленное
сходство
изображением
птицечеловека
Шахты
Однако
росписи
этого
памятника
несмотря
выявлен
ный
культурный
кремневыми
изделиями
с. 81], не датированы
Сло
вом
имеющиеся
данные
воляют
сегодня
уверенно
гово
наскальной
живописи
За
раут
камара
Шахты
как
древ
рассуждения
истоках
изобразительной
традиции
последующем
ее
пока
находят
основания
уточнения
возраста
рисунков
Зараут
камара
Шахты
целесообразно
использовать
возможности
естественно
научных
методов
датирования
это
однозначно
проблему
часть
изображе
ний
Зараут
камара
гг
протиралась
керосином
Рогинская
Представляется
перспектив
ным
комплексное
изучение
памятников
долины
Зара
сай
сих
систематический
раскоп
ки
здесь
были
направлены
исследование
объектов
каменного
века
Формозов
предпринял
попытку
интерпретации
Зараут
сая
более
широком
археологическом
контексте
а, с. 23].Район Зараут
камара
входит
зону
сложения
ного
центров
древнеземледельческой
культуры
Средней
ее
контактов
культурами
степного
Такие
памятники
доисторической
Бактрии
как
Сапаллитепа
Джаркутан
расположе
км
Зараут
камара
археологические
объекты
представляющие
сапаллинскую
культуру
выявлены
недавно
км
грота
Мокробородов
исключать
возможность
датировки
живописи
Зараут
камара
эпохой
хотя
для
этого
пока
еще
мало
данных
Исследователи
выделяют
три
группы
изображений
указывающие
на
историю
памятника
,
особый
этап
которой
связан
средневековьем
когда
сделаны
молитвенные
арабские
надписи
Возможно
благодаря
переосмыс
Зараут
камара
как
мусульманского
культового
места
древняя
живопись
сохранилась
до
дней
Во
всяком
случае
надписи
именем
пророка
вающие
поверхность
грота
бережно
вписаны
между
рисунками
сожалению
археологический
ландшафт
Зараут
сая
насыщенный
поздними
(
относительно
каменного
века
памятни
ками
остается
фактически
исследованным
как
сохранившаяся
местной
среде
традиция
культового
почитания
грота
этой
связи
представляет
интерес
открытие
юге
Узбекистана
еще
одного
памятника
наскальной
живописи
Сийпанташ
Впервые
был
обследован
Сулеймановым
пред
варительно
датировавшим
росписи
интервале
мезо

эпоха
2006
нам
удалось
осмотреть
этот
пока
малоизвестный
Сийпанташ

скользкий
камень
»)
представляет
собой
группу
скальных
навесов
куполообразными
поверхностями
Выделяются
два
больших
навеса
рисунками
сделанными
минеральной
крас
кой
черного
желтого
красно
коричневого
цвета
первом
основном
представлены
геометрические
силуэтное
ображение
быка
Наблюдается
рекрывание
одних
рисунков
другими
выполненными
краской
видимому
разное
время
поверхность
под
навесом
заглажена
заполированной
дорожке
скатываются
приходящие
сюда
совершения
ритуалов
паломники
Второй
навес
украшен
геометрическими
отпечат
ками
миниатюрных
ладоней
Разновременность
рисунков
Сийпанташа
очевидна
Силуэтное
изображение
животного
более
имеет
иконографическое
сходство
быка
За
раут
камаре
см
Ряды
пересекающихся
образующих
ромбы
треугольники
соединен
ные
основаниями
треугольники
как
орнаментальные
мотивы
встречаются
кельтеминарской
керамике
Виноградов, Мамедов
, 1975,
. 12,
; 25,
; 34,
что
может
указывать
неолитичес
кий
возраст
части
рисунков
Сийпанташа
Аналогичные
изображения
есть
также
среди
наскальных
рисунков
Аксакалатасая
Сангижумасая
Хужаназаров
. 112; Rozwadovski, 2004,
g. 88, photo 27, 28].
Сохранность
живописи
окружающего
ландшаф
Сийпанташа
остается
удовлетворительной
несмот
расположение
памятника
густонасе
ленного
кишлака
Сийпанташ
считается
священным
Рис
Изображения
средневековые
надписи
стенах
грота
Зараут
камар
местом
посещение
его
будто
бы
помогает
роженицам
бездетным
больным
здесь
приносят
жертву
скот
петухов
честь
святого
Сийпанташ
ота
Спуск
гладкой
скале
под
навесом
рисунками
яв
ляется
одним
главных
магических
актов
Значимость
Сийпанташа
определяется
только
древностью
художественными
достоинствами
рисун
ков
это
яркий
совместного
творения
человека
природы
являющийся
сегодня
свидетель
ством
еще
угасшей
культурной
традиции
этом
значении
Сийпанташ
уникален
входит
серию
памятников
наскального
искусства
Средней
рактеризующих
современный
этап
традиционного
использования
интерпретации
.
можно
отнести
Ходжакент
Сангижумасай
Узбекистане
Сулайман
Тоо
Араван
Кыргызстане
Ходжакенте
объектом
является
скала
петроглифами
Изображе
жеребца
Араванской
скале
осмысливается
му
сульманами
как
образ
боевого
коня
халифа
;
источник
под
ней
мазар
Дул
дул
ата
устроенная
скале
хана
каменным
фетишем
дето
родного
образуют
функционирующий
культовый
комплекс
Петроглифы
ка
менные
желоба
отполированные
как
Сийпанташе
паломниками
входят
аналогичный
комплекс
еще
святыни
горы
Сулайман
Тоо
Названные
памятники
отличаются
один
дру
гого
субстрат
техника
ртуар
возраст
рисунков
возможно
различаются
соверша
мые
там
обряды
есть
сходство
позволяющее
рассматривать
как
один
культурного
ландшаф
:
все
демонстрируют
живую
традицию
зования
природной
среды
культурного
пространства
помощью
изобразительных
средств
коммуникации
Независимо
первоначального
значения
данных
объектов
смыслового
содержания
рисунков
сегодня
остаются
функцио
нально
однородными
значимыми
элементами
тра
культуры
народов
Средней
особенности
отражают
многообразие
одного
того
же
явления
сожалению
этот
важный
пласт
культуры
народов
Средней
как
полве
Рис
Центральный
навес
со
скользкой
полоской
под
изображение
быка
Сийпанташе
Рис
Ритуальное
катание
скальному
желобу
горе
Сулайман
Тоо
каменный
фетиш
Араванской
скалы
Ошском
оазисе
Формозов
, 1969,
. 19–20],
остается
тически
исследованным
Отрывочные
сведения
наблюдения
сделанные
отдельных
памятниках
дают
еще
картины
функционирования
святых
мест
наскальными
изображениями
сегодня
служить
основой
для
ного
изучения
культурной
значимости
Заключение
Перед
исследователями
вовлеченными
подготовку
серийной
номинации
ЮНЕСКО
Наскальное
искус
ство
Центральной
встает
задача
обоснования
ценности
этого
наследия
идентифицируемого
кате
гориях
Конвенции
как
культурный
ландшафт
осно
сравнительного
анализа
региональном
мировом
контекстах
Предвидятся
трудности
такого
исследова
поскольку
уровень
изученности
документиро
ванности
памятников
нет
единой
источниковой
позволяющей
интерпретировать
как
разновидность
культурного
ландшафта
тодологическая
основа
рамках
которой
исследова
большинство
памятников
наскального
искусства
Центральной
ориентирована
документирова
анализ
рисунков
природного
культурно
контекстов
подход
позволяет
выявлять
имманентные
свойства
этого
изобразительного
твор
чества
решать
задачи
типологии
памятников
деления
для
значимости
имеет
возможности
для
культурно
хроноло
гической
идентификации
археологических
объектов
Перспективным
представляется
комплексное
ис
следование
памятников
,
предполагающее
целостное
рассмотрение
культурного
природного
контек
стов
исторической
ретроспективе
муль
научный
подход
стандартизи
рованные
формы
документации
вырабатываемые
процессе
задач
учения
сохране
памятников
обеспечить
требуемый
объем
источников
для
обоснования
мировой
значимости
на
скального
искусства
Центральной
Изучение
традиционных
представлений
связан
местонахождениями
наскальных
рисунков
обретает
особое
значение
Это
обусловлено
важ
ностью
научных
изысканий
области
зада
чами
прикладного
характера
необходимостью
ботки
модели
устойчивого
сохранения
менеджмента
памятников
основе
традиционных
институтов
охраны
попечения
вовлечения
этот
процесс
мест
ных
сообществ
взаимодействии
государственны
ми
Современная
действительность
показы
вает
что
дальнейшему
изучению
наскального
искусства
тесно
связан
задачами
сохранения
данно
культурного
наследия
литературы
Аванесова
культурной
атрибуции
колесного
транспорта
доисторической
Бактрии
(
материалам
са
паллинской
культуры
История
Узбекистана
архео
логических
источниках
Ташкент
Фан
Аманбаева
Рогожинский
Мэрфи
Шагым
эпохи
Восточ
(
Кыргызстан
) //
Археологические
исследо
вания
Узбекистане
годы
Ташкент
Фан
Вып
Аманбаева
Сулайманова
Жолдошов
Петроглифы
Ошского
оазиса
Кыргызстан
история
сов
ременность
Бишкек
Изд
истории
Бернштам
Наскальные
изображения
Саймалы
Таш
труды
археологии
истории
кыргы
зов
ыргызстана
Бишкек
Сорос
Кыргызстан
Виноградов
Мамедов
Первобытный
Лявля
кан
Этапы
древнейшего
заселения
освоения
Внутренних
Кызылкумов
Наука
Горячева
Великий
Шелковый
культурные
взаимосвязи
Тянь
Шаня
//
Изучение
древнего
средневекового
Кыргызстана
кек
Мурас
Голендухин
Вопросы
классификации
духовный
мир
древнего
земледельца
петроглифам
Самалы
Таша
Первобытное
искусство
Новосибирск
Наука
, 1971. –
Заднепровский
древности
//
хеологические
открытия
года
Наука
, 1980. –
Заднепровский
этапы
истории
куль
туры
Южного
Кыргызстана
свете
(1976–
средневековый
Кыргызстан
Бишкек
Заднепровский
Ошское
поселение
исто
эпоху
поздней
Бишкек
Мурас
Ковтун
Изобразительные
традиции
эпохи
Центральной
Северо
Западной
Новосибирск
Изд
ИАЭТ
СО
РАН
Конвенция
охране
всемирного
культурного
родного
наследия
: [
Электронный
ресурс
Режим
доступа
http://whc.unesco.org
Кузьмина
Первая
волна
Вестн
древней
истории
Малтаев
Новые
археологические
находки
из
археология
новое
время
культуроге
нез
этногенез
Бишкек
Мурас
Вып
Малтаев
Насиров
кулов
древнего
искусства
урочища
Суук
//
Центральной
:
земледельцы
скотоводы
традиции
современность
Тез
докл
Меж
дунар
науч
конф
Самарканд
Изд
археологии
РУз
Мартынов
Абетеков
скальные
изображения
Саймалы
Таша
Алма
Ата
Изд
КазНИИНКИ
, 1992. – 110
Горячев
кульсай
ского
эпохи
поздней
финальной
Семиречья
//
История
археология
Семиречья
. –
Алматы
«
Родни
чок
век
Вып
Горячев
Наскальные
изображе
Семиречья
Алматы
век
Марьяшев
Рогожинский
Вопросы
периоди
хронологии
петроглифов
Казахстана
//
бирский
мир
Новосибирск
Наука
Массон
Древнеземледельческая
культура
аны
Изд
СССР
Медоев
Гравюры
скалах
Алма
Ата
:
Жалын
Мокробородов
Керамика
эпохи
киш
лака
Пашхурт
Археологические
исследования
Узбеки
стане
годы
Ташкент
Фан
Вып
Пьянкова
Энеолит
бронзовый
век
История
таджикского
народа
Душанбе
Суруш
. 1. –
Ранов
Рисунки
каменного
века
гроте
Шахты
СЭ
Рогинская
Зараут
Сай
. –
Дет
.,
Рогожинский
Изучение
сохранение
памятни
ков
наскального
искусства
Казахстане
итоги
перспек
рубеже
столетий
) //
Вестн
.
САИПИ
. – 2002. –
Вып
Рогожинский
Перспективы
изучения
сохра
памятников
наскального
искусства
Центральной
наскального
искусства
Сб
докл
Междунар
конф
археологии
РАН
Рогожинский
Аубекеров
Сала
мятники
Казахстана
Памятники
наскального
искусства
Центральной
общественное
участие
менеджмент
консервация
документация
Алматы
Рогожинский
Хорош
Чарлина
стандарте
документации
памятников
наскального
искус
ства
Центральной
Памятники
наскального
искусст
Центральной
общественное
участие
менеджмент
консервация
документация
Алматы
Рузанов
датировке
Дальверзина
Чуста
материалам
типологического
химического
исследования
металлических
изделий
Новое
древнем
средневековом
Кыргызстане
Бишкек
Мурас
Вып
Рузанов
Еще
раз
хронологии
чустской
культуры
Руководство
выполнению
Конвенции
ЮНЕСКО
охране
всемирного
наследия
Электронный
ресурс
жим
доступа
: http://whc.unesco.org
Севастьянов
.,
Шнитников
.,
.,
Бердовская
Чатыркɺль
//
Тянь
история
Наука
Серебрянный
Спасская
Стратиграфия
палеогеография
горных
областей
Средней
ландшафтов
климата
Северной
Наука
Вып
Региональная
палеогеогра
фия
Поздний
плейстоцен
голоцен
элементы
Сулейманов
Сийпанташ
новый
памятник
пер
вобытного
искусства
долине
Кашкадарьи
//
Центральной
земледельцы
скотоводы
традиции
современность
Тез
докл
Междунар
науч
конф
Самар
канд
Изд
археологии
РУз
Ташбаева
Памятники
Кыргызстана
Памятники
наскального
искусства
Центральной
общественное
участие
менеджмент
консервация
документация
Алма
Ташбаева
Высокогорная
галерея
Саймалы
Таш
культурное
наследие
Кыргызстана
Кыргызстан
история
современность
Бишкек
Изд
истории
Формозов
наскальных
изображениях
Зараут
ка
мара
Зараут
сай
СА
Формозов
Памятники
первобытного
искусства
территории
СССР
Наука
Формозов
Очерки
первобытному
искусству
Наука
Хужаназаров
Наскальные
рисунки
связь
исламскими
культовыми
местами
Тр
Междунар
конф
первобытному
искусству
августа
Ке
мерово
Хужаназаров
наскальные
изображе
Сармишсая
История
материальной
культуры
Узбеки
стана
Ташкент
Вып
Хужаназаров
Памятники
Узбекистана
Памят
наскального
искусства
Центральной
:
обществен
ное
участие
менеджмент
консервация
документация
маты
. 109–114.
Хужаназаров
Реутова
Археологические
исследования
консервационные
работы
памятнике
скального
искусства
Сармишсай
Археологические
иссле
дования
Узбекистане
Ташкент
ан
, 2004. –
Шер
Петроглифы
Средней
Центральной
. –
Наука
.,
Голендухин
Колесницы
Саймалы
Таша
следам
памятников
истории
культуры
стана
Фрунзе
Aubekerov B.J., Sala R., Nigmatova S.A.
Paleoclimate and Paleogeography in the Tien Shan – Balkhash
Region // PAGES News. – 2003. – Vol. 11, N 2/3. – P. 24–26.
Jacobson E., Kubarev V., Tseevendorj D.
Mongolie du
Nord-Ouest: Tsagaan Salaa/Baga Oigor. – P.: De Boccard,

Приложенные файлы

  • pdf 2324459
    Размер файла: 843 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий