Историография всеобщей истории. Екатеринбург. ЛекИстУр, 2016


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
0







ИСТОРИОГРАйИп
ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ



ИСТОРИЧЕСгИЙ йАгзЛмТ
ЕТ зРйз



HTTPS://VK.COM/HISTO
RIA_EST_MAGISTRA_VIT
AE



2016
Г
.






1












Историография всеобщей истории
.

Внимание! Все представленные в виде конспектов
материалы являются личным изложением
содержания лекции студентом и не исключают
субъективных трактовок.




2


Оглавление


Оглавление

................................
................................
..

2

Предмет, метод и периодизация курса
история исторической науки

...............................

6

Эпоха Возрождения: истоки и формирование
универсального ядра истории

...........................

12

Влияние гуманизма на историописание в
Англии (конец XV
-

первая половина XVI в.)

20

Перевод Библии в Англии

................................
..

22

Елизаветинская эпоха и английские
антиквары

................................
................................
..

24

Антикварное общество в Англии

.................

25

Историописание в Англии в годы Великой
смуты

................................
................................
...........

28

Историописание в Великобритании эпохи
Просвещения

................................
............................

29

Шотландская историческая школа в XVIII в.

31

Историописание в Великобритании и Э.
Гиббон

................................
................................
.........

34

3


Романтическая историография в
Великобритании

................................
.....................

35

Кембриджская и Оксфордская исторические
школы в XIX в.

................................
...........................

37

Позитивистское и антипозитивисткое
направления в британской историографии
второй половины XIX
-

начала XX в.

.................

39

Основные черты британской
историографической традиции:

.......................

41

Французский гуманизм в конце XVY
-

начале
XVI в.

................................
................................
............

42

Перевод Библии во Франции

.............................

44

Историописание во Франции в эпоху
религиозных войн, 1560
-
1590
-
е гг.

.......................

44

Историописание во Франции XVII в.

..............

47

Концепция истории в трудах французских
просветителей

................................
..........................

51

Национальная история и история
античности во Франции в XVIII в.

....................

55

Новая институциональность исторического
знания во Франции после ВФР.

.........................

57

4


Французская романтическая историография
(Ф. Гизо, Ф. Минье)

................................
.................

60

Позитивистская историография во Франции
XI
X в.

................................
................................
.............

61

Антипозитивистская историография эпохи
Третьей республики во Франции (с 1881 до
1946 года).

................................
................................
....

63

Основные черты французской
историографической традиции

........................

65

Гуманистическая традиция в Германии

........

66

Реформация в германских землях и
представление о прошлом

................................
..

68

Перевод Библии в Германии

..............................

69

Лютеранство, пиетизм и научное знание в
Германии в конце XVII
-
XVIII в.

..........................

69

Изучение античности в ге
рманских землях в
XVIII в.

................................
................................
.........

71

Романтическая историография в Германии

72

Немецкая классическая философия и
историческое знание

................................
.............

73

Исто
рическая наука в Германии в
XIX

в.

........

76

5


Основные направления и школы в
Германии XIX в. (до1871 г.): историческая
школа права. К. фон

Савиньи

.........................

77

Основные направления и школы в
Германии XIX в. (до1871 г.): историко
-
филологическое направление.

......................

78

Основные направления и школы в
Германии XIX в. (до1871 г.): Ранкеанство

.....

79

Основные направления и школы в
Германии XIX в. (до 1871 г.): Марксизм

........

80

Ве
ликогерманская историографии в эпоху
Второй империи

................................
.................

81

Неокантианское направление в немецкой
историографии в эпоху Второй империи

.

81

Культурно
-
исторической направление в
немецкой историографии в эпоху Второй
империи

................................
................................
.

82

Основные черты немецкой
историографической традиции:

.......................

83





6


Предмет, метод и периодизация курса
история исторической науки


Историография всеобщей истории



история изучения конкретного

вопроса или
проблемы. Пример: и
сториография Второй
мировой или Великой Французской революции,
сейчас Всемирной истории, то есть все, что за
пределами России.

История исторической науки



институциональное тело исторической науки
(историческое образование, журналы, общества),
то есть механизмы воспроизводящ
ие новые
знания, новых историков, как это в целом
определяет историческое знание.

Актуальность:

1)

Историки сапожники без сапог.
Актуальность определяется тем, что
историки не создали историю своей
собственной науки.

2)

История в осколках, разбитая потерявшая
с
вой ясный предмет. Она определяется
постмодернистской фазой развития
западного общества, это определяется
постмодернистской ситуацией. Есть
7


modern
, есть
postmodern
.
Модерн



футурологично
, устремлено в будущее, в
основе идея идеального государства,
царство Божие на земле. В 60
-
70
-
е годы на
Западе, как поствоенный синдром,
концепция модерна низвергается
формируется
постмодерн
. Одной из
характеристик постмодерна


история в
осколках.

3)

Место
истории в современном обществе.
История должна обрести устойчивые
позиции в обществе.

4)

История памяти.
Морис Хальбдвакс

написал книгу о коллективной памяти,
книга оказалось маргинальной. В 60
-
70
-
е
годы его идеи, и не только его, а ещё и идеи
Яна Асмана ста
новятся актуальными.
Асман говорил о
культурной памяти.
Историки пишут, создают архивы. Они
люди и ошибаются, общей ситуацией
стало потеря авторитета исторического
знания. И вывод: история


это то, что
помнят люди, то что знают, архив, который
никогда не
открывали


мертв. История как
культурный капитал, делает человека
8


устойчивым. Историк стоит рядом с двумя
трендами


забвение истории, то, что
обсуждает Асман. Забвение не только о
том, что документ или архив не открыт, но
и дело в том, что неприятное в и
стории
вытесняется, плохое памятью вытесняется.
С другой стороны


мифотворчество.
Сколько мифов существует? Историку
нужно иметь силы стоять на рубежах.

Предмет

курса
:

фор
мирование истории как
науки в 15/16
-
19 в
в
. на Западе.

Хронология:

Становление наци
ональных традиций
историописания

(
15
\
16


18
\
19
вв.)
.


Форми
рование национальных образований
,
каждому лидеру
-
монарху необходима своя
легенда и история, появляется должность
придворного историографа, заказ


создать
историю монархии и государства. У каждого

своя
история. Если немецкая историография через
философию Гегеля и Канта внесла в копилку
общеевропейскую методологию, то в
о Франции
важна эрудированность
.

Ф
ормирование истории как науки

(19


перв. треть 20 в)
.


9


Неравномерность развития национальных
исто
риографий. История приобретает свой
методолгический аппарат, есть кафедры
истории, ассоциации


инфраструктура
исторической науки на лицо. Более того, в 1899
году


общеевропейский съезд историков

Новая и
сторическая наука

(вт. треть 20


начало 21 в.)
.


Характеристики: междисциплинарность


математические методы;дистанцированность от
политики и власти; социальная история
потеснила политическую.
Классическая и
постклассическая
(неклассическая/ревизионистская


ревизия
классической концепции истории. Пример
: ВФР
занимала большое место в советской
историографии. Начинаем читать, что во
Франции историки
-
ревизионисты, типо Франсуа
Фюре, которые показывают, как идея загоняет
человека в ловушку, заставляет совершать его
преступления, на примере Робеспьера. То ест
ь
ревизионизм


это когда все перевернуто, не
красивая картинка


как в классическом взгляде.
Отсюда история повседневности, картина мира
человека. Не перемещения человека, а то, что
10


происходило с человеком, в его голове)
историографии.

Сейчас наука в кризисе


эпистемологическая
революция. Катарсис науки.

(На заметку!
Робеспьер тоже устроил
Красный террор.

(На заметку!

Карамзин публицист, гонится
за литературным словом. Соловьев пишет с
опорой на источники, критический метод,
пишет, так

«
как оно было
»
).

Методология курса:

Томас Самуэль Кун

(1922
-
1996)


в 1962 году
издал работу


«
Структура научных революций
»
.
Определил методологию. Почему книга такая
значимая? Суть ее в том, что Томас Кун физик по
образованию, работал во многих универса
х
США, в том числе Массачусетском
политехническом. В 50
-
60
-
е годы он читал по
истории физики, которая по его мнению
протекала


за счёт научных революций. Мнение
обычное: линейное прирастающее знание. Он
говорит, что до Коперника


Аристотелевская
физика,
а с законами тяготения и т.д., появляется
рационалистическая парадигма. Но в
11


современности она уже не работает, она ведёт к
войнам и уничтожению человека на земле.

Парадигма



признанное большинством
наручного сообщества представления о человеке
и окружаю
щем его мире. То есть
конвенциональная модель знания.

Мы сейчас в центре формирования новой
научной парадигмы. Когда все просто со своей
точки зрения смотрят на предмет исследования.

Литература:

1)

Историография новой и новейшей истории
стран Европы и Амери
ки. Галкин. 1977
(лучше не читать)

2)

Историография истории нового времени
стран Европы и Америки. Дементьев. 1990

3)

Историография нового и новейшего
времени стран Европы и Америки.
Дементьев/Патрушев (оба). 2000

4)

Историческая наука в 20 веке. Дементьев.
2002

5)

М
огильницкий БГ История исторической
мысли 20 века. Выпуск 1. Томск. 2001
-
2003
-
2008.


12


Эпоха Возрождения: истоки и формирование
универсального ядра истории


Эпоха Возрождения


как эпоха научной
революции, в области понимании «истории»
(как прообраз научного

знания, методология,
классической истории)
.
Эпоха
-

интеллектуальный взрыв, исключительная эпоха,
выходящая за рамки по многим позициям.

(
На заметку!
Квадрат Дюрера


получается
число 34


это гармония, а это ключевое слово в
постмодернистской концепцией
, вопрос, чтобы
найти гармонию в себе и в

отношениях с
окружающим миром.
)

Актуальность
: рождение новой парадигмы в
области исторического знания, историописания.

Истоки:
От куда пошла данная научная
революция? Эпоха возрождения


масса
аллюзий, откуда все же интеллектуальный взрыв.


1)

Падение Византии 1453 года



греческие
интеллектуальны наводнили все
царствующие дворы, внимание к античной
Греции


Плутарху, Аристотелю, Платону.
Если бы не пала Византия


что бы было?

13


2)

Влияние Востока



возрождение
связывается со средневековой традицией и не
связывается с Восто
ком, однако даже первый
пункт, падение Византии связан с Востоком, а
уж про Испанию никто не помнит. Работы
«Материальная цивилизация» Бродель, его
книга «Средиземноморье в эпоху Филиппа»


католические короли осуществили
Реконкисту, начинается синтез


ме
дицина,
культура и многое, многое другое приходит
на Запад. Архивы арабов на Иберийском
полуострове уничтожены, но остались
архитектурные памятники, гипотеза


влияние Востока очевидно влияет на
интеллектуальный взлёт.

3)

Раннекапиталистический уклад
итальянс
ких республик



Рим и другие
города обогащаются, есть средства, чтобы
сидеть, писать и ездить по архивам,
роскошная эпоха с точки зрения
историописании, качественный сдвиг
определяется и этим.

Составные части:

Универсальное ядро


семь позицией эпохи
возр
ождения:

14


1)

Освобождение от схоластики и
средневековой вульгаты.

Здесь
начинаются формироваться зачатки
секуляризованного рационального знания.
Схоластика



синтез богословия и логики
Аристотеля. Из логики Аристотеля


рационалистическое знание. Происходит
п
одвижка к замене Бога человеком, не
атеист, но потенциал в ту сторону.
Вульгата


латинский текст священного писания
(Библии), восходящий к Иеронима
блаженному (345
-
420). Варваризированная
латынь, текст проще. Библия в центре
внимания оказывается, а дальше

происходит раскол. Интеллектуальное
мышление выстраивает тексты Библии на
разных языках, в вот Эразм Роттердамский
начинает очищение Вульгаты, которую
сравнивают с Библией на древнегреческом
(Септуагинта). Эразм сравнивает тексты,
очищает Вульгату в 1517
году, но работал
только с Новым заветом.

2)

Новая филология какая критика.
Лоренцо Валла (1407
-
1457)


«О
Константинове даре». Сделал
15


филологический анализ, доказал, что
документ подложный, не соответсвует тому
времени, он действовал как знаток латыни,
придя

к парадоксальному выводу. В этот
момент, в 15 веке


формируется ключевой
принцип исторического исследования


принцип подлинности исторического
источники (первый вопрос


подлинный ли
это источник). Таких ключевых вопроса два
источника: +принцип достове
рности
исторических источников (Жан Мабильон).
Золотой век латинского языка


две
противоборствующие школы:
политики
и
эрудиты.
Тут итальянские республики, но
ещё и юго
-
западная Германия,
Нидерланды, однако эпицентр развития в
Италии. Там две школы историо
писания.
Политики


Н. Макиавелли, Л. Бруни,
Вечердини, их представители. Эпицентр во
Флоренции. Эта школа восходит к
Фукидиду. Соотношение в изучении в
сторону политики, правителей.
Гражданские добродетели. Это рождение
светской истории;
Эрудиты


Ф.Бьонд
о


основатель, Л.Валла, их представитель, они
16


работали в папской курии, могли быть
кардиналами. Их база Рим. Они
отличались тем, что брали разные объекты
изучения, восходят к Геродоту, то есть
тотальное описание.

Тут все


народы,
география, политика. Мил
лер в России
тоже к эрудитам. Несмотря на критическое
осмысление, ещё религиозная история. С
точки зрения методов


эрудиты имеют
особое значение. Создают
полиглоты



языки на нескольких языках(Танах,
Септуагин). Цель


составить самый
лучший текст Библии.

Хорошая идея к
расколу.
Инкунабулы


книги изданные в
Европе до первого января 1501 года. То есть
первопечатные книги.

3)

Новая хронология.


Новое представление
об организации прошлого. Раньше


порядок мира в четырёх царствах: Ассирия,
Персия, Греция и Рим
. В христианскую
эпоху


история шести веков и ожидание
седьмого с пришествием Христа.
Возрождение


трёхчастный система:
Древность, Средневековье, Современность.
Тёмные века


у Бруни. Они считают, что
17


нужно отбросить варварскую эпоху и
вернуться к античн
о
-
римским истокам.
Коперник


представление о дне и ночи.
Желание положить все на линейку дня,
часа, минуты. Принятие Григорианского
календаря в 1583 году. Мощная дискуссия
вокруг перехода на новый календарь,
ключевая роль за Юстусом Скалигером
(1540
-
1609
), в книге «Новая хронология», где
ошибки и прочее, но он основатель ВИД


Хронология. Новая хронология свобода от
христианской доктрины, светская,
положена на новую школу времени, не
пересмотрена до сих пор.

4)

Новая этика.

В центре мышления человека


Бог,

но в Возрождении, в целом в Италии
новая тенденция, где человек во главе угла.
Человек


воплощение гармонии. Высшее
благо, нравственный идеал, достоинство,
добродетель, республика гуманистов


принципы Нового времени, принципы
возрождение. Рождение
индив
идуалистической морали, в Европе
завуалированы в протестантизме, а вот в
новом варианте предстанет в США.
18


Франклин написал ряд сочинений по этому
поводу. Новая этика


конечный пункт


человеческий индивидуализм. Сейчас, в
неоклассической фазе


выглядит к
ак
негативный фактор, разлучивший людей.

5)

Новая география.

Не только время
приобретает чёткую школу, но и
география. История


это человек в
пространстве и времени. Эпоха дала ответ о
пространстве. Коперник и Меркатор (1512
-
1594). Карты Герард Меркатора


тут
Нидерланды, которые связаны с Испанией,
она открывает новое пространство в
Атлантике, ВКЛ


движение испанцев и
португальцев. Аллиариус и Меркатор
создали современную картографическую
систему


раздели Землю на меридианы и
параллели. Чёткое представлен
ие о Европе,
Америке в картах Меркатора. Стало
понятно, что герой куда
-
то отправился, то
точка на карте есть, её можно найти.
Раньше теологическое, все условное.
Возрождение все подсчитывает, опускает на
землю.

19


6)

Техника книгопечатания.

Рукописные
книги, а с
ейчас печатные книги. Иоганн
Гутенберг (1400
-
1468)


один из
первопечатников, жил в Майнце.
Инкунабулы к концу 15 века


1000 имён,
50
-
60 печатань. Число изданий до первого
января 1501 года


около 30 тысяч, тиражи
100
-
200 экземпляров. Поменялась традиция

передачи информации. Многие сочинения
античных авторов получили новую
печатную форму. Комментирование и
варианты, их сопоставление.
Археография



собрание, издание и описание письменных
памятников прошлого, то есть наука
публикации письменных источников.
Подготовка текста к публикации
сформировала науку


археографию.
Возникало несколько текстов


несколько
изводов, один и тот текст, как свести.

7)

Новая дидактика.

Новые образовательные
манеры, нравственное совершенствование
человека


учат историю, чтобы пон
ять
ошибки прошлого. История


учительница
жизни. Создаётся университетский мир


25 университетов. Университеты


центры
20


засилия схоластики. Ситуация меняется.
Университеты


вместилища нового знания.
Папская курия не зря стала центром
эрудитского знания,

засилье богословия, но
критский метод рождается там. Большая
часть универсов в Священной Римской
Империи.

Выводы:

1)

Секуляризация исторического знания;

2)

Зарождение систематической критики
устной (преданий) и письменной
традиции;

3)

Представление об истории как

о процессе
естественного развития общества;

4)

Античная традиция воспринимается как
образец;

5)

Логическое объяснение фактов.


Влияние гуманизма на историописание в
Англии (конец XV
-

первая половина XVI в.)


Актуальность:
в экономическом и
политическом отношении Британия в этот
период, начиная с 16 века, занимает первые
21


позиции. Парадокс


занимая ведущие позиции,
в экономическом и политическом отношении,
историография Британии на периферии
европейской интеллектуальной трад
иции. Такая
периферийность вытекает из русскоязычной
историографии. Считается так, западная
историография


Французская и немецкая
историография, их противоборство, что в
Англии


нет ни одного историка. Стереотип
распространён. Их просто сложно понять, у
них
другие позиции, термины, прагматизм в
историческом исследовании. Они другие, их сила
в другом. Задача


увидеть характерные черты и
специфику.


Верификация



доказуемое знание, то, что
можно доказать. Историю от литературы
например отличает верифицируе
мость знаний.

Эпоха реформации.

Монастыри многие
разорены в результате Реформации, рукописи и
манускрипты


теряются.
Важен вопрос перевода
Библии на национальный язык.


22


Перевод Библии в Англии

В 1381 году Уиклифф перевёл первые куски
Библии на английский
. Потом Джон Тиндел в
1530 году создал окончательный переведённый
текст Библии. Ситуация
«
устаканилась
»

при
Елизавете Тюдор.


Генрих 7/8 мыслили масштабно, желали
создать историю королевства. Генрих 7
призывает к своему двору представителя
эрудитской школ
ы
Полидора Вергилия

(1470
-
1550), став придворным историографом. Его
задача


создать историю английского
королевства. Он создал в общем ключе схему
национальн
ой истории Британских островов.
Это типо британский вариант нашего
Соловьева(
не того, кто в Воскресном вечере
клоунадит), создал каркас национальной
истории, который укреплялся и расширялся, не
пересматриваясь. В его арсенале были самые
разные библиотеки. 26 томов «Истории Англии»
на латыни. Только избранные могли читать.
Напечатан
о в Базеле в 1534 году, переиздано в
1555 году.

23


Характеристика
: Латынь


создала
проблемы; Работа даёт хронологию развития
Британских островов, он эрудит, критическое
мышление, у него провидческие догадки.
Хронология


Римская Британия

(Цезарь


Падение Р
има);
Англо
-
саксонская Британия

(племена создают раннефеодальные государства;
Нормандская Британия (1066)
;
Тюдоры
.
Вывод
по хронологии не поколеблен. Его работа
построена на плотном цитировании
исторических источников, многие источники в
последствии отверг
нуты. Он отвергает ряд бреда
и нелепостей, создавая основу светской истории.
Стержень


политическая история. По ходу
работы, он естественным образом нашёл ряд
источников, они базовые по реконструкции
раннего Средневековья. Первым открытым
источником стало

сочинение
«О погибели
Британии»

(вторжение англов и саксов).

Общий в
ывод:
отец
-
основатель
национальной историографии Британских
островов. Его история будет в забвении до 18
века, почему? Нарратив сложный, мало кто мог
его воспринять.


24


Елизаветинская эпоха

и английские
антиквары


Есть точка зрения, что это английское
возрождение, английский ренессанс. Расцвет
театра, успехи в экономическом развитии,
мощная материальная динамика, бурное
развитие капитализма. Это привело к
демографическому взрыву. Удвоение населения
за век. Почему? Э
кономика на подъеме.

(
На заметку!
Марксистский подход преобладает
в России


негативная коннотация этого периода.

Молочные берега и кисельные р
еки привели к
развитию истории
)

В эпоху Елизаветы рождается новая
национальная традиция, представленная двумя
п
озициями:

1)

Повсеместное возникновение
городских хроник.

Хроника Холла,
Холиншира и т.д. Каждый город
заказал, деньги были, за результатом
историки не постоят.
Вольнопересказанный Полидор

Вергилий, англосаксонские хроники


стали основной для городских хроник.
25


Массовые издания по 30
-
40
экземпляров. Показатель изменения
интеллектуального климата.

2)

Создание
«
Антикварного общества
»

в 1585 году.


Антикварное общество

в Англии


Феномен антикваров, только в Англии. Типо
эрудитов во Франции и Италии. Антиквары


особые люди для Англии. Почему? Основателем
общества стал
Уильям Кэмден

(есть точка
зрения, что он основатель национальной
традиции) и его единомышленники. Походило
это на
компанию товарищей в пабе, обсуждали
то, что читали,
думали,

как быть и что делать,
хотели обратиться к Королёве


пусть даст
хартию. Антикваров всего несколько десятков.
Персональный состав: за редким исключением


юристы общего права, занятие истории


в
спомогательная деятельность. Юристов как
собак нерезаных


ведь огораживание, нужно
родословные создать джентри. Они искали
дарственные и завещания. Состояние англо
-
саксонского права говорит о специфике
26


сознания, они индивидуалисты


все в сторону
частного
, хотя частное и публичное слито.
Антиквары занимались
естественной историей
,
то
есть
историей земли.
Самым выдающимся
текстом стал текст Кэмдена


«Британия»

(1586


вариант на латыни, 1605


переведёна на
английски).
Описательный принцип
, идёт по
графств
ам, где и что, где разрушено, где холм
насыпной, все зарисовывалось. Важная работа.
Кэмден интерпретирует Стоунхендж


это типо
остатки крепости. Другим представителем стал
Джон Селден
.
Антиквары


это общество
закрыто в 1607 при Якове 1 (гонения на пурита
н),
потом переоткрыто в 1707 году. В среде
антикваров сформировался
индуктивный метод.
Фрэнсис Бэкон



член антикварного общества
типичный, юрист, сумел стать канцлером,
специфика особого ограниченного
землевладения, складывается система
наследования, все
получает старший сын, если
его нет, то наследует ближайший родственник,
сам держатель не может сказать, что нет.
Вычерчена последовательность. Наследство
обязывает взять другую фамилию. Генерал
Веллингтон


имя при рождение Уэлсли, но
27


потом стал герцогом В
еллингтоном. Особенность
английской истории


2,3,4 и т д сын, без средств
для существования, они получают блестящее
образование, аристократы, но они без средств,
без рубля в кармане. Фрэнсис один из них, он с
образованием, но он без титула и земли.
Антикв
ары из этого социального слоя. Фрэнсис
Бэкон пишет книгу «Новый органон», как
отвёточка Аристотелю.

В чем разница между методом Аристотеля и
Бэкона?

Дедукция и индукция.
Дедукция
Аристотеля. Мир нужно познавать через
дедуктивный метод. То есть общее и частное.
Аристотель видим мир космоса, дробит его и
уходит в частное.

Индуктивный метод Бэкона



описательный метод. Эмпирическое знание


знание на основе опыты. От частног
о к общему.
Описываешь, описываешь и пожалуйста. Бэкон
указывает на субъективность суждения человека,
говорит о
призраках рода, пещеры, площади и
театра.

Бэкон говорит, что несмотря на
субъективность, то возможно дойти до истины,
то есть он ищет границы су
бъективно
-
объективных отношений.

28


Наивысшей точкой развития антикварного
движения


философия Бэкона
.
Метод Бэкона
опреде
лит научную революция в Англии.
Ньютон и другие будут исходить из мыслей
Бэкона.


Историописание в Англии в годы Великой
смуты


Эпохи в
ойн и кризисов гибельны для
истории. Все разрушается, отбрасывается назад.
17 век


затухание антикварной эрудитской
традиции. Что на первое место? На первое место
выходят дискуссия о Конституции английского
королевства. Начиная с сороковых годов до
Славн
ой революции сложилось конфликтное
поле конкурирующих интерпретаций прошлого.
В стране идёт формирование конституционной
монархии, слово Конституция занимает
ключевое место.

Три позиции:

1)

Консервативная точка зрения, вариант
прошлого.

Лорд Кларендон пишет
книгу
«Великий мятеж». Оправдание казнённого
29


Карла 1. Связывает древнюю Конституцию
с 1066 годом.

2)

«Либеральная» точка зрения.

Гильберт
Барнет в 80
-
х написал «История
Реформации в Англии». Связывает
древнюю Конституцию с Альфредом.
Норманы нарушили Конститу
цию.

Рабо
ты стали результатом дискуссий.
Литература основана на Библии, очень силен
религиозный язык.

3)

«Левая» точка зрения.

Джон Мильтон
автор книги «Потерянный рай». Копает
глубже всех. До Альфреда рай, потерянный
Эдем.

Все работы глубоко
политизированы.


Историописание в Великобритании эпохи
Просвещения


18 век


эпоха расцвета. Англия


великая
держава. Парадокс


как самая маленькая страна
стала великой.

В 1707 году


открывает общество антикваров.

«Джентельмен Мэгэзин
»


самый издаваемый
журнал, журнал антикваров. Они готовят
30


публикацию исторических источников. К
середине 18 века


общество было признано
короной, начинается финансирование. Феномен
этого явления привёл к тому, что в 1756 году
открыт Британский музей. Чт
о это такое? С
середины 18 века бесплатный. Как он сложился?
Завещанные коллекции антикваров, книги,
предметы, антиквары составляли завещания


условие


бесп
латный доступ. Беспрецедентно.
По графствам возникают общества антикваров.

Институционально именн
о в 18 веке в 30
годах кафедры
истории в Оксфорде и
Кембридже.
Университеты: Оксфорд, Кембридж,
Эдинбургский, Глазго, Сент
-
Эндрюс, Дублин.

В Англии 2, в Шотландии 3. История сейчас
англоцентрична. Интеллектуальная традиция
сильнее в Шотландии. Дэвид Юм, У
ат(паровой

двигатель), Смит


шотландцы.
Журналы,
общество, кафедры


интституциональные
изменения.


Краткий обзор: Политизированность во время
Гражданской войны. Потом. Благостная
ситуация повлияла. 18 век эпоха унии
Шотландии и Англии (1707). Величие Ан
глии
31


обеспечено шотландцами, их наследием и их
усилиями.

Предметно просмотрев на имена английский
просветителей


можно увидеть множество
шотландцев.


Шотландская историческая школа в XVIII в.


В интеллектуальном уровне Шотландия
выше англичан. Англичане

прагматики, история
для них должна иметь утилитарный смысл.
История денег и т.д. Шотландцы же близки
Французской школе, поэтому там взлёт
интеллектуальной мысли. Однако очевидно, что
когда речь идёт о Шотландии, то Шотландия

это не только дикие варварски
е ребята в кильтах,
речь идет о равнинной части Шотландии,
совершенно другая часть страны.

Университеты Шотландии:
Эдин
бург, Глазго
и Сент
-
Эндрюс
.

Одной из причин взлёта является
отдаленность от политического центра


Лондона. Шотландцы сторонние наблюда
тели,
могли спокойно и отстранённо наблюдать за
историей Англией. Эдинбург стал эпицентром,
32


здесь учились и работали выдающиеся
шотландские историки. Историческое знание 18
века характеризовалось
синкретизмом

(
неразъятость

наук).

Выдающиеся историки
(усло
вно названы):

1)

Адам Фергюсон.

Работа 60
-
х годов 18 века
«О развитии народов». Там впервые
представлена в примитивном виде
социология развития человечества. Стадии
развития: дикость, варварство,
цивилизация. Фергюсон

говорит, что все
народы к цивилизации идут одним путём.
Акцент он делает на обществе, на развитии
народов. А это контрастирует с работами
его коллег, которые писали историю
королей. Работа высоко оценивается
сегодня.

2)

Уильям Робертсон.

Первый историк,
нап
исавший историю Шотландии. Сам
священник, каноник. Делал упор на 16 век
и фигуру Марии Стюарт, и все коллизии
вокруг неё. Впервые попытка создать
национальную историю Шотландии.

3)

Дэвид Юм

(1711
-
1776). Он историк и
философ. Его чествуют за его трактат «О
33


че
ловеческой природе» (1739). Он эмпирик
и агностик. Основная идея трактата


историческим процессом и поступками
человека движут страсти и эмоции. Ближе
к 40
-
м годам он переработал текст, и на
него откликнулись. 300 лет спустя люди
стали праздновать его рож
дение. Он так и
интерпретирует историю. Он решил
написать историю Англии. Написал книгу
«История Англии» (1750). Выходила в 6
томах, и так 3 издания. 50
-
е годы


эпоха
Семилетней войны, обретается скелет
будущей Британской империи. Книга
легла на благодатн
ую почву. Парадокс
книги заключён в том, что первый том
посвящён Английской революции, то есть
17 веку. Книги дальше шли в тьму веков.
Его недоброжелатели говорили


«он как
ведьма пятится назад». Почему его книга
стала популярна? Прекрасный
литературный я
зык. Форма эссе. Это
традиция. Контраст с немецкой
историографией. Короткие эссе о деятелях
и ситуации, причём история чисто
светская, что важно. Хотя тогда пишется
34


много работ в религиозном духе. Его
образчик


Тацит. Идея гражданских
добродетелей. Работа

переведена на
французский. На Русском языке нет
полного издания. Именно шотландский
историк дал новый нарратив национальной
историографии Соединённого королевства.
Главным стимулом в написании книги
возможно были деньги. Ему издание книг
принесло состояни
е.


Историописан
ие в Великобритании и Э.
Гиббон


Эдвард Гиббон

(1737
-
1794). Написал
«История упадка и падения Римской империи».
В начале жизни драма. Он никогда не женился.
Эта девушка стала женой будущего канцлера и
министра финансов Франции Наккера
. Первый
том своей книги выходит в 1776 году. Тогда же
война за независимость, образование США.
Такой политический контекст объясняет эту
работу, сопоставление Британской и Римской
империи. Он сделал свою работу в блестящей
35


форме. Это обеспечило популярно
сть книги.
Уже в первом томе, главную причину падение
империи он обозначает как распространение
христианства: варварские тёмные века =
христианство. Тезис в 18 веке убийственен, книгу
запретили, что только повысило популярность.

Когда Черчилль получил Нобе
левку, он начинает
с него, говорит, что Гиббон стал его учителем
истории.


Романтическая историография в
Великобритании


Результатом промышленного переворота
стала индустриализация. В середине 19 века


большинство живёт в городах, отток из деревни.
Викто
рианская Англия


с 1837
-
1901 год.
Королева Виктория


королева вигов. Победа
либерализма во всех областях. Англия


мастерская мира. Политика


классический
конституционный режим. Парламентская
реформа, которую называют великой.

Джон Стюарт


основатель л
иберализма,
возможности свободы стали основой для
ра
звития наук и культуры в целом.

36


Р. историография


ответ и эхо на 23 года
войн в Европе. Это потрясения экономические и
военные, момент испытания для
Великобритании. Романтическая историография


ответ на

экспансию Франции

Две ключевые характеристики:

1)

Уход в древность и национальное
прошлое.

Только что прошедшее


человек
бежит от этого, бежит от современности.

2)

Идеализация национального прошлого.

Романтическая историография


это

Вальтер Скотт и Томас
Карлейль. Они
шотландцы. Англичане узурпировали
британскость, которую сформировали
шотландцы.

Вальтер Скотт (1771
-
1832). Классический
историк из общества антикваров, редактировал
журнал. В Шотландии свой блэкджек и музей
древности, Скотт работал там. Скотт

стал
основателем
исторического романа
. Почему так
популярен. Художественная передача, знание
контекста. Пытался воссоздать наиболее
достоверный образ. Он написал Айвенго,
Квентин Дорвард. Также «История Шотландии»,
«Жизнь Наполеона».

37


Томас Карлейль (1795
-
1881). Говорят был
сыном каменьщика. Католик. Низкое социальное
происхождение, невозможность получить
образование и должность. Сын каменьщика не
значит, что беднота. Его отправили учиться в
Мюнхенском университете. Влияние немецкой
классической философии о
чевидно. Он белая
ворона, кроме сочинений так и нигде не работал.

Работа принёсшая ему известность, не
потерявшая свою актуальность «Французская
революция» (1837). Очень образная, история
Робеспьера и Марата. Книга «Герои и
героическая история».

В роман
тической историография
чувствуется
обаяние Наполеона.
Скотт и Карлейль не
университетские преподаватели, какие
университеты? О чем вы?


Кембриджская и Оксфордская исторические
школы в XIX в.


Кэмбридж


недавняя история, либерализм.
Оксфорд


Средние века,

консерватизм.


38


Уровень развития исторической науки


вопрос о норманнском иге, речь о событиях 1066,
дискуссия вокруг Вильгельма Завоевателя.

Вигская
историография

Торийская
историография

Зло

Великое благо,
ведь феодальные
войны, Вильгельм
установил
хорошо
организованное
государство

Нарушена
древняя
Конституция
Альфреда,
разрушены
общины, иго
нормандцев.
Ситуация
восстановлена
только Славной
революцией и
Биллем о
правах.

1215


Великая
хартия

вольностей,
смирение
англосаксонской
знати было
сломлено.
Вильгельм
создатель сильного
централизованного
государства.

39


Прервана связь с
общинами

Книга страшного
сюда. 1086

Завоеватель
попрал древние
законы, обычаи
и традиции

Созидатель
сильного
госуда
рства.

Кэмбридж


либералы

Оксфорд


консерваторы


Public Record Office


национальный

архив
.

Уильям Стаббс (1825


1901) в
первые в
английской историографии он вводит понятие
«феодализм».
Он объясняет ситуацию до и после
Вильгельма через вассально
-
ленны
е отношения.
Он поставил точку под дискуссией.


Позитивистское и антипозитивисткое
направления в британской историографии
второй половины XIX
-

начала XX в.


Позитивисты:

Огюс

Конт


основатель позитивизма во
Франции, начало современной социологии,
традиции Французской революции. До этого
историография на истории государства, в
40


позитивизме


общественные процессы.
Общество как живой организм.

Герберт Спенсер (1820
-
1903). Один
из
родоначальников эволюционизма. Основатель
органической школы в социологии. Идеалов
либерализма.

Томас Бокль. Получил состояние, решил
потратить его на изучение истории. Написал
«История цивилизации».


Антипозитивисты
:

Такое направление противостоящее
п
олитизированной истории.


Арнольд Тойнби (1889
-
1975)

Он преодолел
англоцетризм.
Теория локальных цивилизаций.
Закон вызова и ответа. «Единого дерева
Истории».

Робин Коллингвуд (1889
-
1943)
. «Идея
истории» (1946).
Против исторического и
диалектического матер
иализма. Нет и не может
быть никаких закономерностей. Предмет
изучения истории


истории мысли. Практика
«ножниц и клея».

41


Оба повернулись к социо
-
культурной
истории. Оба созревали как учёные в годы в
Первой мировой, были свидетелями Второй
мировой. Они пр
отивостояли
политизированной и идеологизированной
истории.

Герберт Баттерфилд «Англичанин и его
история» (1934).

Льюис Нэмир


изучает эпоху Георга 3,
подчёркивает коллективный

портрет членов
Палаты общин. Вывод: никаких партий нет, все
действуют исходя
из своих авторитетов.


Просопография (нэмиристика)



специальная
историческая дисциплина, изучающая
биографии исторических лиц, относящихся к
определённой эпохе или местности, имевших
общие черты.


Основные черты британской
историографической традиции
:


1)

Слабое влияние гуманистических традиций

2)

Метод форсировался на методе принципе
эмпиризме

42


3)

Идеалогизированность и
политизированность

4)

Позднее формирование истории как науки
(рубеж 19/20 вв).

5)

Англоцентризм или замкнутый характер
историографии.

6)

Господство принципа частной собственности
в архивном и библиотечном деле.


Французский гуманизм в конце XVY
-

начале
XVI в.


Актуальность:

Французская историческая наука заняла
первые позиции в западной интеллектуальной
мысли. Господствующие позиции в зап
адной
историографии, находясь в постоянном
интеллектуальном противоборстве с немецкой
исторической традицией (стоящей на немецкой
классической философии), которое
предопределило складывание истории как
науки. Долгое время (16
-
18 вв.) французская
историогра
фия лидировала, причём очевидно.
Французский язык заменил латынь в качестве
международного языка. 17
-
18 вв.


старый
43


порядок


Франция законодательница мод,
литературы, властительница умов. Что
предопределило такую ситуацию? Помимо
исторических и историогр
афических
обстоятельств.


Франция правопреемница традиций
итальянского Ренессанса, здесь работают
экономические, политические факторы. Если в
Англии


влияние гуманизма на..., то здесь
расцвет французского гуманизма, восприятие
итальянского, лучших традици
й, прежде всего
это связано с походами Франциска 1 в Италию.
Складывание централизованного государства
предопределило оформление задачи создание
собственной истории. Лучшие работы в 15/16
веку написаны итальянцами.

В частности,

Павел Эмилий (эрудитская
шк
ола) из Вероны


«10 книг о деяний франков».
Приглашён Людовиком 13, работал с большими
французскими хрониками. Во Франции, в
отличии от Англии быстро появились свои
авторы, например, Филипп де Коммин (1447
-
1511), причём традиция была ещё до Павла
Эмилия,
а не с него.

44



Перевод Библии во Франции

В ситуации складывания централизованного
государства, маркером является перевод Библии
на французский в 1523 году, в 1528


Ветхий Завет


перевод осуществлён Жаком Лефевром.


Создание Колеж де Франс, 1530. В против
овес
схоластической Сорбонне. Там три языка:
греческий, латынь и иврит. Там эпицентр новых
идей.

В 40
-
50 годы Лефевр за границей, но тут
первая половина 16 века.

Создаётся королевская библиотека, во главе
Гийом Бюде, знаток греческого. Королевскую
типогр
афию Роберт Этьенн. В 40
-
е начинается
конфликт интерпретаций Ветхого и нового
завета.


Историописание во Франции в эпоху
религиозных войн, 1560
-
1590
-
е гг.


Впервые конфликт интерпретации истории
прошлого.

45


Католики

(эпицентр интеллектуального
пространства сместился во Францию, но
католики единый лагерь Контрреформации, там
и итальянцы,оправдывают папу, защищают
классическую тра
дицию Ветхого и Нового
завета):

Дюгайян


«Четыре книги о состоянии
французского государств
а»

Сезарио Баторий развивает идеи Павла
Эмиля, по заказу Папы


создаются церковные
анналы


«Первые 10 веков христианства», 12 том,
80
-
е 16 века. Отстаивание власти папы.

Павел Эмилий.

Гугеноты(
их интерпретация


Папа


исчадие ада, вся христианская исто
рия


отступление от Библии, Завета, заблуждение,
погружение во власть тьмы, здесь начало
светской истории)
:


Юстус Скалигер


основатель исторической
хронологии, связан с дискуссией о переходе к
новому календарю. «Новое сочинение об
исправлении хронологи»

Анри Этьен


пишет не историческую работу,
критика общества


«Апология Геродота».

46


Франсуа Отман «Франко
-
Галлия».
Выделяются слои, прот
ивопоставляются галлы и
Франки.

Политики
(стремятся подняться над
первыми двумя)
:

Главный автор


Жан Баден.
Иногда
фи
гурирует как основатель историографии
Франции, первый светский историк, человек
поставивш
ий вопрос методологии истории.
«Метод лёгкого изучения (познания) истории»
-

1566.

Высокий
гуманистический уровень мысли.
История


наука наук, самая сложная наука.
Св
язана с головами людей. Это контрастирует с
Декартом


1637, «История


собрание небылиц и
побасёнок».

Три элемента:

1)

Эрудитская традиция, основанная на
работе в архивах, филологическая
критика



это новый метод познания
истории.

2)

Связь истории и права
. Ра
бота «Шесть
книг о государстве». Глубокий взгляд.

3)

Формирование проекта новой,
идеальной, совершенной истории



где
47


рационально объяснение всему комплексу
человеческих поступков.

Складывается идея метода.


Историописание во Франции XVII в.


Эпоха «католического Возрождения». Речь,
что в противостоянии протестантского лагеря


взлёт интеллектуализма во Франции.

Тут три позиции:

1)

Французская академия

2)

Эрудиты

3)

Неопирранимз.

Расцвет абсолютизма. Людовик 13/14.
Решилье, Мазарини. Всю Францию
покрыли
иезуитские и другие католические коллежи.
Изучение Библии


государственная задача. Там
обучение древнегреческому, ивриту и латыни.
Коллежи при монастырях, сложилась
разветвлённая система образования во Франции.

Это даст плоды в виде превосходной л
итературы.
Парадокс системы


могли учиться все сословия,
бесплатное образование, готовились к духовной
стезе, но потом могли и уходить.

48


Гуало, Р
осин и Мольер прошли этот путь.
Они стали представителями свободных
профессий, вместо духовной.

В 1635 году с
оздание Академии «40
бессмертных». Там впервые такая институция. В
1667 году в Англии, в 1700 году в Пруссии, в 1725
году в России.

Академия создана под
покровительством Решилье, там сорок человек,
бессмертных. Ротация, если кто
-
то умирает.

Академика задач
а


создание словаря
французского языка с разделами риторика,
поэтика, грамматика. Цель: регулирование
французского языка. Понадобилось 60 лет, в 1654
году


Первый словарь Французской Академии. В
России в конце 18 века. Дашкова побудет в
Европе, стала пре
зидентом Российской
академии, созд
анная академия создала словарь.
Это по сути переписанный вариант
французского словаря.

Самым известным академиком Франции был
Бюссюэ, написал «История уклонения
протестантских церквей», 1688 год. Он был
наставником Людови
ка 14.

17 века


масса открытий, маркером же
развития истории была эрудитсткая школа во
49


Франции. Это было связано с орденом святого
Мавра


мавритисты



ученая конгрегация
ордена бенедиктинцев. У них задача


генеральная история житии святых, критическая
п
ереработанная и современная история житии
святых. Они отправились в полевые
исследования


собирали рукописи по
монастырям, осознали множественность изводов,
редакций и традиций. Они решили собрать все в
один текст, подготовив в научную публикацию


археог
рафическое издание.

Работу возглавил Жан Мабильон (1632
-
1707),
который оформил сочинение на латинском
языке


«Дипломатика». Революционное
издание, там было понятно, как писать историю,
работать с противоречащими версиями,
работали ВИДы.
Дипломатика



ВИД
,
изучающая исторические акты (юридические
документы), рукописное наследие Средневековье
(закладные, дарственные).

Бернар де Монфокон


основатель греческой
Дипломатики.

Тут подъехал второй принцип. Лоренцо
Ваала


автор концепции подлинности, то здесь
второй


принцип достоверности исторического
50


источника. Источник подлинный, но не
достоверный.

Классический источниковедческий анализ:

1)

Внешняя критика (критерий подлинности


контекст, материал на котором выполнен
источник, кто автор, история перевода)

2)

Вн
утренняя критика (тут содержание
источника)

3)

Синтез исторический (понять


жизнь
после смерти, вот создался источник,
какого его бытования в исторической
ретроспективе).


Неопирранизм (картезианство)

Декарт


«Рассуждение о методе», 1637 год.
Версия метода, метод Фрэнсиса Бэкона


индуктивный метод. От частного к общему. Но
во Франции от простого к сложному.

Позиции Рене Декарта:

1)

Нет авторитетов, все ставить под сомнение.
Верю себе только.

2)

Сложное
-

на части. Новизна задачи.

3)

Восхождение от простого к сложному.

4)

Классификация и описание.

51


Cogito

ergo

sum



Мыслю следовательно
существую. Идеи Пиррона


поэтому
неопирранизм, сформулирован научный метод.
История как собрание басен и небылиц для
простаков, область манипуляции человеческого
сознания и спекулятивных рассуждений.
Негативное отношение к истории. Они начинают
классифицировать исторические события.
Ученик Декарта


Бейла Пьер издаёт
«Исторический и критический словарь», это
первое в сво
ём роде. Энциклопедическая
традиция создания словарей станет самой
сильной во Франции.


Вывод
: в 16
-
17 вв во Франции победило
секулярное знание о прошлом; эрудисткая
традиция нашла своё углубление, развитие в
работах мавристов (Жан Мобильон), а также
сфор
мировался критический метол Декарта,
историки пользуются его методом, хотя к
истории относился он со скептицизмом.


Концепция истории в трудах французских
просветителей


52


Прекрасная система образования во
Франции, иезуитские коллежи, всесословный
характер,

отдавали предпочтения языкам,
изучению Библии. Наверху


академия.
Функционирует Коллеж де Франс, и
университеты: Сорбонна, университет Бордо,

и
ещё около 13 университетов(Монпелье, Тулуза,
14 век


Авиньон, Орлеан, Гренобль, Анже, 15 век


Прованс, Борд
о, Кант, Пуатье). В Германии 16.
Рождение публичной сферы. Была ли Франция
капиталистической накануне Революции. Ясно,
что капитализм во всю развивался, иначе не было
публичной сферы, настолько эффективна
экономика, что появляются
обществ мысли,
типо
якоби
нского клуба, то есть общества по развитию
агрономии, попечению малолетних, в таких
обществах родилась французская революции.
Бум развития книгопечатного дела; люди
читают. В нашей историографии


все французы
читали Монтескьё, Вольтера и Русса. Шартье
пиш
ет, что читали романчики. Это говорит, что
публичная сфера родилась, были интерес к
истории.

Говоря о просвещении во Франции.
Основные идеи: идея прогресса, вера в
53


человеческий разум. На них особенности
Французской историософии


социологизм
мышления. Ид
ея революции человечества от
варварства к цивилизации. Социологизм
-

мышления. В работе общественного договора


Руссо противопоставляет общество и
государство. Они должны консенсус, но Руссо их
противопоставляет, он пишет, что общество
выше государства,
если не справляется
государство


поменять их, они люди из
общества, пусть и при власти.

Вольтер (1694
-
1778)


один из основателей
цивилизационного подхода, критерий
цивилизованности


письмо, грамотность
населения. Ему ответил Гердер


оценил подход
низ
ко, но у Вольтера блестящий литературный
язык. Вольтер пишет «Эдипа», «Заира»,
«Цезаря», «Спасённый Рим». Он придумщик,
синкретизм. У него есть сочинение


«История
Карла 12», «История Пётра Великого». Ореол
мифа вокруг Пётра.

Как историку


0. Шарль Луи д
е Монтескьё


историк больше, пишет «Размышления о
причинах величия и падение римлян». Гиббон
54


тоже напишет потом работу, прочитав по сути
эссе Монтескьё.

Все можно объединить понятием
историософия.
Социологический подход
преобладает.

Неоримская историограф
и
я


просветители
пишут свои сочинения в духе Тацита,
гражданский нарратив, обобщения, высокий
стиль.

В годы революции библиотеки разгромлены
и распроданы. Русское посольство в Париже,
после казни короля, в января 1793 года


все
поданные выехать из Франц
ии. Там священник
Дубровин, вывозил источники на нескольких
кораблях. Собрание легло в основу коллекции
пушкинского дома в Питере. Французская
революция отбросила Францию в
интеллектуальном развитии.

Итог:
Франция очевидна покрыта плотной
сетью коллежей, в
ыдающиеся деятели: писатели
и философы, второй половины 17
-
18 века
прошли через коллежи.

Во Франции 17
-
18 вв коллежи при
монастырях имели качество выше, чем в светских
образовательных учреждениях после
55


французской революции. Более того, уровень не
достигну
т даже сейчас, особенно с точки зрения
знаний латыни, греческого и иврита.

Эпоха абсолютизма


Франция. Высокий
уровень интеллектуальной культуры.


Национальная история и история
античности во Франции в XVIII в.


Тема

предвосхищающая Французскую
революцию. Вопрос Франко
-
Галлии. Общий
вопрос: Кто мы? Франки? Галлы.

Бердяев: истоки и смысл русской революции


в интеллигенции (разночинцы, юристы,
профессора


люди свободных профессий). Во
Франции общества мысли, например
Якобинский клуб. Салонная культура во
Франции.

В центре спор/дискуссия


Дюбо/Буленвилье(30
-
е года 18 века)

Дюбо


аббат, выдающийся дипломат,
дворянское сословие. Буленвилье, чисто
дворянин


работа «История древнего
образования Франции. Работа опубликов
ана в
1732 года. Аргументы: «Дворянство


потомки
56


франков. Мы попали в тяжёлую ситуацию.
Дворянство ущемлено, на кого опирается король
типо?» 1. Абсолютизм уходит в Галло
-
римский
период. Монархия


носительница галло
-
римских традиций. 2. Вольница дворян


германская традиция. Отсылка к Тациту. 3.
Вольтер: «Раздавите гадину!» То есть церковь как
институт.

У каждого своя версия, чтобы со 2
-
7 вв. У
Буленвилье герои


франки, они попраны
потомками галлов сегодня (в 18 веке).

Дюбо стоял же на более высокой поз
иции,
как профессионал и историк. Вот его ответ в
работе «Критическая история установления
Французской монархии»(1734 года). Аргументы:
1. Континуитет. Нет завоевания, ассимиляция (в
значении диффузии). Хлодвига пришёл не как
завоеватель, взаимопроникновен
ие. К 7 веку
различия стёрлись. 2. Император Юстиниан
признал власть франков, они её не
устанавливали. 3. В Средние века ослабление
института монархии, чем воспользовалось
дворянства.

Галлы =
III

сосло
вие. Франки пришли и
угнетают.

57


Интеллектуальный взлёт

и другие вещи
стали причинами революции. Люди свободных
профессий


зачинщики, Франсуа Фюре


крестьянин пашет и сеет, нет времени на бунты.
Почему революция удалась? Высокова:
Монархию в 1787 году предали дворяне.
Финансовый кризис. Выход король видит в
обложении всего населения поземельным
налогом.


Новая институциональность исторического
знания во Франции после ВФР.


Как и в Отечественной революции, мы наш,
мы новый мир построим. Символические слова.

Вся система обучения


тут декреты о
Верховном существе, О не присягнувших
священниках


гибнет. Универы закрываются, в
1808 году открывается Университет города
Парижа (вместо Сорбонны).

Только в 30
-
40
-
е годы 19 века возрождение
старой университетской сет
ки


такая вот
гипотеза.

58


Академия наук закрыта, вместо нее в 1795
году создан Французский институт наук и
искусств.

Средняя ступень образования


была создана
централизованная система лицеев. Светское
образование. Все это создано в основном на
бумаге, в
реальности её не было. В 1794 году
Эколь нормаль



Высшая нормальная школа. Там
курс на педогику. В конце концов создание
Национального архива декретом 7 мессидорат 2
года Республики (1794 года). Впервые введена
государственная система хранения исторически
х
ценностей, национального наследия. Государство
берет обязательство выделять деньги,
централизация архивного дела


правила
хранения, единые условия для посетителей и
пользователей. В 1919 году в Советской
Республики ЕГАФ


единого государственного
архивн
ого фонда.

Новая светская система образования,
контроль государства за национальным
наследием

В 1821 году создана Школа хартии, там
архивисты, палеографы.

59


В 1842 году


реформа всеобщего начального
образования.

В 1864 году


реформа университетов по
нем
ецкому образцу. Империя Наполеона
III
,
перестройка Парижа. Хороший период.
Осознанно было то, что немцы ушли гораздо
дальше. Разница между французскими и
немецкими универами. Два варианта:
французская модель


риторическая:
преподаватель приходит, рассказы
вает, студент
должен повторить это. Усвоил


5. Лекция


главная форма обучения. Немецкая модель


реформа Вильгельма фон Гумбольдта, в
Берлинском университете в 1810 году новая
система, основа


семинар, практика, решением
студентом нерешенных задач.

В 1
876 году


в Англии стерто, в конце 19 века,
а вот у французов общенациональный
исторический журнал «Историческое
обозрение».

В 1900 году
I
-
Международный исторический
конгресс. Доклад Ковалевского: «Рабочее
законодательство во 2
-
й половине...».

Хабилитац
ия


(способный)


сложно получить
степень во Франции. 2 диссертации. У нас идея:
60


ведёшь исследовании, апробация. К моменту
защиты


десять публикаций. Во Франции не так,
ты ничего не публикуешь, пока ты не
защищаешь докторскую, пишешь 10 лет. Сам
Леруа Ле
гуи презрел эту схему, начал
публиковать раньше.

К концу 19 века

Франция лидер в западной
историографии.


Французская романтическая историография
(Ф. Гизо, Ф. Минье)


Ее расцвет на первую 19 века. У неё те же
черты типологические. Черты романтической
историографии: история личности и уход в
прошлое, особенно в Средневековье,
идеализации этого периода.

Лицом такой историографии стали романы
Дюма: «Три мушкетера», «Граф
Монте Кристо».

Со временем история расходится с
литературой. Была неоримская традиция


типо
Монтескьё


«Рассуждения о упадке Рима»;
Мобельен


эрудитская традиция, писал на
основании источников. Все уничтожает
61


революция. Никто не пишет красиво, как
Монт
ескьё, источники.

Огюстен Тьерри


главный автор, в работе
«История Жана простака» поднимает вопрос 3
сословия. Также «Письма об истории Франции».
К 30
-
40 годам 19 века осмысление Французской
революции. Три основных оценки:

1.

Романтики


либеральная позиция
. Герои


Мирабо, Лафайет. Якобинский переворот


даже не хотели о нем писать, не было типо.

Лучшей работа


Франсуа Минье, на
основании источников с 5 мая 1789 года до июля
1794 года


свержение диктатуры якобинцев.
Событийная реконструкция на основе
исто
чников, мало оценочных суждений. Работа
была популярна. Близкую позицию занимали Ф.
Гизо, А.Тьер. Это политики. Удивительная
история, чтобы историки становились
политиками.


Позитивистская историография во Франции
XIX в.


Романтизм сходит на нет. Новые ко
нцепции
и идеи. Основатель позитивизма


Огюст Конт
62


(1798
-
1857). Он был выходцем из мелко
-
буржуазной среды и представлял её интересы.
Он из семьи крестьянина, социальная
мобильность, отток из сельской местности. Он в
городе, постигает науку. Это человек за
явил о
себе работой «Философия нищеты» 1837 года.
Юный Маркс откликнулся нищетой философии.
Нет у Огюста образования, но он сформировал
концепцию. Он ученик Анри де Сен Симона, а
тот типо основатель утопического социализма.
Общество, где нет угнетённых. К
онт и Тьери
секретари Сен
-
Симона. Конт публикует «Курс
позитивной философии». Все научное знание
пирамида, наверху


социология, наука об
обществе. Все остальное подчинено. Он пишет:
«История не наука, а только особый процесс
познания общества». История па
дчерица
социологии. Девиз позитивизма


«Знать чтобы
предвидеть, предвидеть, чтобы предугадать».
Наука поможет предсказать будущее,
преодолевать трудности.

Декарт и Огюст


предсказали, предугадали


все просто. Выявление закономерностей
исторического про
цесса стало одной из задач.
Позитивная философия легла на формирование
63


массового общества. Общество выходит из тени.
Маркс по
-
своему тоже позитивист. Прямо
отнести нельзя. У него другая подложка


немецкая классическая философии. Но он думал
об обществе, е
го развитии. Сам Конт не историк,
но его идеи подхвачены: Шарлем Ланглуа и
Шарлем Сеньобосом


и их работа «Введение в
изучение истории» (1897 года)


Библия
позитивистской историографии, первый
учебник, как писать историю. Руководство как
работать с источ
никами. Документы


это следы,
нет документов


нет истории. Умозрительный
подход к анализу источников. Событийную и
фактологическиую конву берут обычно.

Коллингвуд высказался так


практика
«ножниц и клея», то е
сть факты вырваны из
контекста.
Позитивизм господствует.


Антипозитивистская историография эпохи
Третьей республики во Франции
(с 1881 до
1946 года).


Против позитивизма


антипозитивисткая
историография. В словаре социологии
64


основателем будет Эмиль Дюркгейм(1858
-
1917),
критик контизма.

Франсуа Симбиан(1873
-
1936)

Анри Бере

У них концепция «исторического синтеза».
Междисциплинарный подход. Начали выпускать
журнал, Симбиан выступил против трёх идолов
позитивизма:

1)

Идол политический.

2)

Идол индивидуального.

3)

Хронологический идол. Видеть сходные
явления в разное время.

Здесь в общем стремлении преодолеть
недостатки


складывается зачатки
структуруалзима. Фердинанд де Соссюр (857
-
1913). «Основы структурной лингвистики».
Общества


замкнутая структуры, этажи
стр
уктуры связаны. Язык как замкнутая
структура как действует и словарный запас. Все
имеет структуры. Идея такова: язык зеркала,
общества его отражение.

Означаемое


например, стол.

Означающие


четыре буквы
с т о л.

Две эти позиции взаимодействуют.

65


Мишель

Фуко разовьёт эту идею.
«Археология гуманитарного знания: слова и
вещи». Слова и вещи чётко соответствовали друг
другу. Но в 17 веке слова и вещи расстаются,
проблема современной цивилизации


ситуация
циркулирования симулякров. Слова
заменяющие что
-
то.


Основные черты французской
историографической традиции


1. история сложилась как наука во Франции:
кафедры, журналы. Именно французская наука
стала наследницей гуманизма. 2.
Рационалистический подход (картезианский). 3.
История мыслится как всемирная. Видн
о по
просветителям. Англичане про свою Англию. А
эти хотят охватить весь мир, цивилизовать все
народы. 4. История


это история общества. В
Англии история государства. А здесь, начиная с
Конта


к обществу. 5. Господство
позитивистской модели. 6. Заложены
основы
междисциплинарного подхода через идею
«исторического синтеза. 6. Национализация и
централизация архивного и библиотечного дела.

66



Гуманистическая традиция в Германии


Актуальность:
несомненно

на рубеже 19/20
немецкая историческая традиция заняла
господствующее положение на европейской
вершине историографии. Каким образом в
Германии сложилась передовая и глубокая
историческая наука?


Немецкая историческая наука самая
передовая. В 1863 году обр
ащователньая
реформа в России. Система: после университета
происходила приготовление к магистерскому
знанию, годичная стажировка в европейских
универах за бюджетный счёт. Ехали не або кто, а
перспективные студенты. Куда ехать? 99%
студентов ехало в Германи
и, вот в чем парадокс.
90% студентов выбирали именно Берлинский
университет. Реформа Гумбольдта, вот в чем
причина. Дак каким же образом были заняты
Ведущие позиции.


Истоки уходят в формирование Германии
как централизованного государства. Священная
67


Римска
я империя германской нации


конгломерат культурных и политических
образований. Их разнообразие даёт старт
немецкой традиции историописаии

Три центра:

1.

Заэльбская Германия
. Славянские
университеты: Ягеллонские

университеты


1384 год. Карлов университет в Праге.
Почему там? Высокова: связь с Византией, в
Западной Европе


греческий язык забыт
совсем, только с падением империи. Но

2.

Юго
-
западная Германия (Бавария:
Аугсбург).
Расцвет бюргерской среды,
востребованн
ость учёности. Сочинения Якоба
Вимпфелинга носят националистический
окрас.

3.

Северная Германия.
Тяготения к северному
Возрождению. Единая идея


переосмысления бого
-
человеческого начала.
Протестантизм. Лицом этих идея стал Эразм
Роттердамский. Важная роль за

Лейдинским
университетом. Император Максимилиан


покровительство наукам и искусства,
благодатная бюргерская среда. Эразм


гражданин мира, филолог, богослов.

68


Эпиценр религиозного раскола в Германии, это
неслучайно.

Этому способствовала плотная сетка
уни
веров:


Реформация в германских землях и
представление о прошлом


Эти события приводят к расколу и в
перспективе упадку Германии. Все это как
следствие Тридцатилетней войны. Начало 17 века


20 миллионов, после 1648 года


Мюнстерский

мирный договор


10 миллионов.

Как Реформация оказала влияние на
Германию. Здесь формируется историософия
немецкого гения. Протестанский мир. Вся
Европа разделена на два лагеря.
69


Контрреформация. Критическое прочтение
Библии.


Перевод Библии в Германии

М
артин Лютер переводит Библию на
немецкий.


Проводится Евангелическая образовательная
реофрма. Идеолог: Филипп Меланхстон. Правая
рука Лютера. Образование не при монастырях и
коллежах, здесь светская стройная система
образования. Три ступени: 1) начальная


в
городах начальные школы, где изучались основы
основ; можно было изучать латынь; Грамотность
Германии в течении следующих 50 лет
значительно повышается, 60
-
70% мужского
населения грамотны. Идея


каждый должен
читать Библию сам. 2) 4
-
х классные гимназии

(греческий и латинский языки); 3) университеты.


Лютеранство, пиетизм и научное знание в
Германии в конце XVII
-
XVIII в.


Формируется новое культурное
пространство. В протестанских универов
70


складывается доктрина
пиетизма
. Особое
отношение к труду. Сформир
овалась доктрина в
17 веке. Богословы Лейпцига


Август Франке,
Томазиус. В рамках протестантизма движение,
критика жестковолосый лютеранства.

Пиетизм



два концепта в основе:
«внутреннее благочестие»; «деятельностная

любовь» (к Богу)


концепт придал авторам
возвышенность, Бах начинал произведения с
фразы, которая означает, что моей рукой водит
Господь Бог, он инструмент божественного;
«Божьие око».

Авторов нет или почти н
ет. Война уносит
много жизней.

Есть представления какая была мысль
немецкая по трём учёным: Миллер, Байер,
Щлецер. Демонстрирует пиетизм и новый
историко
-
критический метод.

Историософия:

Общим для всех мыслителей был
синкретизм, не классическая история, типо в
духе Татищева, прекрасный

литературный стиль,
немецкий педантизм (источники тщательно и
кропотливо описываются


это пут
ь к точности и
новым методам).

71



Изучение античности в германских землях в
XVIII в.


Иоган Винкельманн.
Занимался Древней
Грецией. «История искусства древ
ности»
-

памятники архитектуры,

Гердер Иоаган Герберт.
Он основатель
романтической историографии. Начнёт с
античности, но зак
ончит «замечательными
немцами.

Фридрих Август Вольф.
Вольфианский
вопрос. Изучает тексты Илиады и Одиссеи,
говорит, что Гомер


вымышленное имя или
один из авторов. Он разрушитель красивого
мифа.

Бартольд Георг Нибур.
Вершина
исторической немецкой мысли в 18 веке. Создал
каркас Римской истории, не поколебле
нной. С
него начинается критическая история Римской
республики и империи. Он сын Карстона
Нибура из Киля, который был в путешествии по
Аравии, составлял карты. Экспедиция погибла,
выжил один Нибур, выучил язык, прикидывался
мусульманином. Потом вернулся об
ратно. Он
72


женился, одним из детей стал Бартольд. В семье
выдающегося человека родился ещё более
выдающийся ученый. Он свободно говорил на 20
языках и только живых. Лингвистическая
подготовка позволила ему свободно владеть
материалом. Он пошёл служить на сл
ужбу к
прусскому королю. Его направили в Рим, на
протяжении несколько лет пользовался Папской
библиотекой. Его приглашают читать Римскую
историю в образованный недавно Берлинский
университет. Бартольд Нибур ещё и основатель
историко
-
критического метода. Оп
исал как надо
работать с источниками, активно использовал
историко
-
сопоставительный опыт, виртуозность
анализа. Вводит понятия:
внешняя и внутренняя
критика, исторический синтез.


Романтическая историография в Германии


«
Движение штурма и натиска
»
(
sturm

and

drang
), штюрмеры. Лицом его стал Гёте и
Шиллер, также их старший современник Гердер.
Множественность образований


классно. Триста
центров создают свои библиоте
ки, архивы,
поддерживают университеты.

Дуализм процесса.

73


Зреет немецкий романтизм. Это связ
ано с
возвышением немецкой культуры, главный
термин


folksgeilst

(немецкий дух).

Критика картезианства. Отказ от культа
разума, предельная
эмоциональность
,
индивидуализм. Противостояние классицизму.

Традицию народно духа развивали бра
т
ья
Гримм, собирая, записывая народные сказки. Их
часто путают с французскими. Бременские
музыканты, Золушка, Красная Шапочка.

Составление этимологического словаря
немецкого языка в 1852 году, до последней буквы
словарь составлен только в середине 20 века.

100
лет


создание собственного словаря.


Немецкая классическая философия и
историческое знание


Н. к. ф. представленная Гегелем и Кантом,
сформировало
«
методологию истории
»

(какова
природа взаимоотношений Объекта и Субъекта
исторического познания).
Главный вопрос Канта:
Познаваемо ли прошлое? Познаваем ли мир.


74


Иммануил Кант и Гегель. Две
интеллектуальные традиции.

Идеалистическая философия Канта.


Материалистические предпосылки философии
Гегеля, на его философии будет стоять Маркс.


Кант

Зрелая эпо
ха просвещения. Картезианство.
Борьба в жёстким рационализмом. Главная
работа 1781


«Критика чистого разума».
Опознаваемо ли прошлое для него? Прошлое


вещь в себе. Она приоткрывает исследователю, в
зависимости от его вопрошания. Сложная связь
объекта и
субъекта. О нем говорят


он типо
основатель идеи о неопознаваемости прошлого.

Он ставит человеческий разум низко,
умозрительное постижение


путь в никуда, это
видно по Французской революции. Как познать
тогда? Через сопереживанию прошлого,
субъективная
часть. Высокова: согласна, что
разум запутывает. Считывать надо нутром
прошлое.


Гегель

75


Приглашён в Берлинский университет, все
вдохновлены Французской революции,
пережили её сложный опыт. Гегель один из
первых говорит о познании, формирует
философии исто
рии. До него просто
складывание фактов, он показывает, что над
фактами есть космос, философское
пространство, важно как мы выстраиваем факты.
История


развёртывания мирового духа. Он
выделяет субъективный дух, объективный дух.
Абсолютный дух. Удивительно,

что немецкие
историки


глубоко верующие люди.


Три законы диалектики Гегеля:


1)

Закон единства и борьбы
противоположностей. Вопрос
продвигается с альтернативными точками
зрения. Дискуссионность


обязательный
элемент науки.

2)

Закон переход количества в качес
тва.
Количество информации по источникам.

3)

Закон отрицания отрицания. Развитие
только чрез отбрасывания.


76


Историческая наука в Германии в
XIX

в.


С 27
-
33 билеты


смотреть по учебникам.

Хотелось бы отметить черты немецкой
историографии:

1)

Узкая специализация научной работы (во
Франции, Англии не так, встречаются
работы посвящённые большим периодам).
Историки занимаются отдельными
направлениями: аграрная история,
средневековая церковь.

2)

Создание новой отрасли исторического
знания


история к
ультуры, не изучение
выдающихся политических деятелей,
попытка изучить народный быт народов.

3)

Универсальность интересов немецких
историков. Не только изучение истории
Германии, но всей Европы, Древней
Греции.

Научна
я

школа отличается от направления
тем, ч
то историческая научная школа


группа
занимающаяся одинаковыми проблемами, или
одни методы, один учитель. Направление более
широкое.


77


Основные направления и школы в Германии
XIX в. (до1871 г.): историческая школа права.
К. фон Савиньи


Историческая школа
Карла фон Савиньи
:
новое интерпретация правоведение, право
понимается консервативнее, противопоставляясь
естественному праву. Важнейший источник
права


обычай, право


система формирование
народного духа. Работа Савиньи (ответ на работу
Гибо


право разви
вается естественным путём):
«О призвании нашей эпохи в законодательстве и
юриспруденции», «О нербходимости всеобщего
права в Германии». Четыре этапа формирования
права. Младенчество


формирование права,
табу, нет абстрактного понимания права.
Зрелость


п
рофессионализациях юристов,
складывается правовая система. Старость


угасают попытки правотворчество. Угасает
правовая система, угасает народ.




78


Основные направления и школы в Германии
XIX в. (до1871 г.): историко
-
филологическое
направление.


Историко
-
филологическое направление.
Филипп Август Бёк, ученик Вольфа. Текст
рассматривается в контексте (исторический,
генеалогия текста, обращение к автору). Работа:
«Государственное хозяйство афинян». Ученик
Бека


Карл Мюллер, издаёт литературу Древне
й
Греции. Не просто изучение, но и попытки
собрать источники.

Малогерманская политическа
я

школа
Иоганна Дройзена.
Они выступали за
малогерманский путь объединения Германии.
История как средство пропаганды политических
идей. Презрительное отношение к
истори
ософии эпохи Просвещения. Уделяли
внимание государства. Иоганн Дройзен стал
автором термина
эллинизм.
Понимание

прошлого по его мнению зависит от сознания
историка. «Труд историка». Предмет историка:
исторические действия. Например, А.
Македонский. Наука д
олжна найти методы, они
же связаны с источником. Обобщение и
79


систематизация методов


задача историков.
Историю нельзя познать объективно, можно
лишь получить определённое представление об
исторических событиях: их можно описывать, но
объективно понять, не
т, увы.

Генрих Шлиман.

В Германии развитие
археологии. Шлиман копал так, что лучше бы
вообще не копал. Уничтожил Трою взрывами, но
он создатель археологи, были раньше антиквары,
искали города, но со Шлимана начинаются
попытки не только найти памятники, но

и
описать их, исследовать, сделать их всеобщим
наследием.


Основные направления и школы в Германии
XIX в. (до1871 г.): Ранкеанство


Школа Леопольда фон Ранке.
Официальный историограф Пруссии. Написал
«История романских и германских народов»
(1824). Он считает, что история не знает
рационального зерна, все в руках провидения.
Отказывается от романтизма, он и его адепты
проповедуют обращение к источникам, только
и
сточники, детка, никакой выдумки. Показать


80


как все было, а не как у тебя в башке это
придумалось. Историю познать можно за счёт
источников, главное правильно прочитать их.
Сложился классический источниковедческий
анализ, который есть и сейчас. Обращаться

к
публикациям источникам, внутренняя критика


попытка выявить основную мысль источника.


Основные направления и школы в Германии
XIX в. (до 1871 г.): Марксизм


Марксизм
. Карл Генрих Маркс. Три главных
источника марксизма: 1) Немецкая классическая
филосо
фия; 2) Политэкономия; 3) Французский
утопизм(французский социализм Сен
-
Симона).
Способ производства


основа деления на
формации. Движущая сила истории:
противоречия между производительными
силами и производственными отношениями.
Итог


революция, чиновни
ки в мусорках,
покрышки горят. Марксизм привнёс
экономическую составляющую в историю,
история классов

(крестьянство, буржуазия).



81


Великогерманская историографии в эпоху
Второй империи


Велигогерманская историческая школа.

Центр: Вена. В 1854 году создан
исторический
институт. Как и малогерманцы, эти ребята за
тендециозное изложение истории.

Черты: 1)
Акцент на геополитику; 2) Расизм; 3) Приоритет
военно
-
исторической истории. Лозунг: Германия
превыше всего. Теодор Моммзен, Леопольд фон
Ранке. Политика тесн
о связана с историей.
Историк помимо этого ещё и депутаты
рейхстагов и ландтагов. Моммзен
-

«История
Рима». Получил нобелевку. Уделял внимание
национальным фактором


истории, языку и
обычаям, показывает худшие и лучшие нации.
Греки создали культуру, римля
не
-
порядок, все
это воплотилось в германской нации.


Неокантианское направление в немецкой
историографии в эпоху Второй империи


Неоконтианское направление.

Ответ на
другие историософии. Желание отойти от
политизированной истории. Вдохновитель:
82


Ницше. Представитель: Вильгельм Дильтей


«Наука о духе». Это начало
герменевтики.
Задачи
истории: разработка методологии «истории о
духе». Познание=переживание. Рационально мир
не может быть познан. «История как целое не
имеет смысла, им обладают отдельны
е эпохи...».
Вслед за Дильтеем, можно отности Иоаганна
Хейзенга, Бурхарта. Бурхарт


«История
греческой культуры», «Кульура Италии в эпоху
Возрождения». Что изучал? Культура. Главная
его позиция: историю можно познать через
созерцание, её нужно чувствовать
. Хейзенка
«Осень Средневековья».


Культурно
-
исторической направление в
немецкой историографии в эпоху Второй
империи


Культурно
-
историческое направление.
Лидер: М. Вэбэр
. Преподавал в Берлине. Он один
из главных авторов, обновившие методологию
историю в начале
XX

века. Обращается к
социологии, внедряет её в историю.
Междисциплинарный подход. «Протестанская
этика и дух капитализма» 1905. Категория
83


социального действия и ид
еального типа.
Существует четыре типа социального действия:
1) Целенаправленное


рациональное;
Ценностно
-
рациональное


вера в религиозно
-
этические мотивы; Аффективное


иррациональное; Традиционное


привычки. В
зависимости от эпохи, человек действует от

того
или иного действия. Концепция идеального
типа. Ид. тип


мыслительная конструкция, по
которой можно выявить черты явлений
(капитализм, христианство, ремесло). История
капитализма по Веберу имеет религиозные
корни. Протестантизм


основа для такой этик
и
капиталистической. Там понятие


«призвание».
Если успешен на земле, значит избран Богом.

Основные черты немец
кой
историографической традиции
:


1)

Множественность университетских центров
и школ (много школ, универов, преподов и
всего прочего).

2)

Пиетизм. Обращение к религиозности
человека.

3)

Эрудитский нарратив и стиль письма.

84


4)

Немецкая классическая философия как
метод познания(Кант, Гегель, Маркс).

5)

Педантизм.



Приложенные файлы

  • pdf 3865877
    Размер файла: 851 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий