Археологический вестник № 16 (Ноябрь 2015)


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
ВЕСТНИ
К


АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ

Газета археологического общества историко
-
филологического факультета

Педагогического института Пензенского государственного университета



2

(
16
)
Ноябрь 2015


СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ


X

Ражкинский могильник


новые перспективы в археологии
Пензенского края

X

Интервью с
…..

X

Музеи мира: подземелья рынка в Кракове

X

Жизнь замечательных археологов

И МНОГОЕ ДРУГОЕ...

2

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ

ВЕСТНИК
(№

2

Ноябрь
201
5
)

Итоги полевого сезона.
Итоги полевого сезона.


Ражкинский могильник
Ражкинский могильник




новые перспективы в
новые перспективы в


археологии Пензенского края
археологии Пензенского края


22


июня у западной околицы села Раж-
ки Нижнеломовского района Пензен-
ской области начала работу археоло-
гическая экспедиция под руковод-
ством ведущих археологов Пензенской области и
Республики Мордовии Г.Н. Белорыбкина, Т.В. Оси-
повой, В.В. Ставицкого и В.В Гришакова. Были про-
ведены масштабные раскопки древнемордовского
могильника, датируемого
II
-
IV
веками нашей эры.
Предположительно Ражкинский могильник является
самым древним мордовским некрополем на терри-
тории Сурского края, исследование которого, веро-
ятно, поможет ответить на вопрос: откуда же при-
шла мордва на территорию Пензенской области ?


Ранее Ражкинский могильник уже исследовался.
С 1956 по 1957 год экспедиция под руководством
М.Р. Полесских было исследовано 19 захоронений,
связанных с древнемордовской культурой
III
-
IV
вв.


Дальнейшее исследование памятника было про-
должено лишь в августе 2012 года совместной ар-
хеологической экспедицией Мордовского государ-
ственного пединститута им. М. Е. Евсевьева и Пен-
зенского государственного педагогического универ-
ситета им. В. Г. Белинского. За время работы 2012
года было вскрыто 10 погребений, из которых было
2 мужских, 2 женских и 6 неопределенных.


Через 3 года, в 2015 году, возле Ражкинскинсого
могильника было решено создать культурно
-
исторический комплекс под названием
«
Долина
древней мордвы
»,
который в проекте должен будет
стать исторической жемчужиной Пензенского края.
В рамках реализации этого проекта Пензенский кра-
еведческий музей совместно с Пензенским государ-
ственным университетом организовал археологиче-
скую экспедицию.


За время работ вскрыто 37 погребений, среди
которых были обнаружены женские погребения,
погребения детей, одно погребение женщины и ре-
бенка, мужские погребения и несколько неопреде-
ленных. Женские и детские захоронения сопровож-
дались различными украшениями из меди: нагруд-
ными бляхами, подвесками, кольцами, сюльгамами,
шейными гривнами. Часто в погребениях встреча-
лись лепные горшки и стеклянные позолоченные
бусины. Одним из самых запоминающихся стало
мужское погребение, где были найдены наконечник
копья, железный топор, фрагменты конской упряжи.
Особый интерес вызвало погребение женщины и
ребенка. Голова женщины была направлена на се-
веро
-
восток, костяк ребенка находился у неё в но-
гах и лежал головой на юго
-
запад. У изголовья бы-
ли обнаружены глиняный горшок и медные украше-
ния. Среди исследованных захоронений встречены
и
богатые женские погребения, в которых обнару-
женр огромное количество стеклянных бус разных
размеров, медные нагрудные бляхи, сюльгамы.


Были и безинвентарные погребения. В таких за-
хоронениях внимание привлекало положение ко-
стей и их сохранность. Можно выделить такие, где
кости умершего лежали в анатомическом порядке и
деформировались с течением времени, и те, в кото-
рых кости были перемешаны или даже разрушены
механическим путем в процессе обряда обезврежи-
вания.
Целенаправленное разрушение костей по-
койных говорит о суеверном страхе древней морд-
вы перед умершими.


Большой урон этому уникальному памятнику
нанесен деятельностью так называемых
«
черных
копателей
»
, которые не только нарушили сохран-
ность некоторых погребений, но и изъяли ценный
для материал для дальнейших научных исследова-
ний.

Все лето недалеко от
села Ражки кипела жизнь. Студенты
-
историки сов-
местно со школьниками МБОУ СОШ
№ 70
и членами подростко-
вого клуба
«
Гайдар
»

жили в палаточном лагере, закаляли свой
дух и характер в борьбе со стихией, постигали прелести поле-
вой кухни, отдыхали у костра и пели песни. Археологическая
экспедиция оставила незабываемые впечатления у её участни-
ков.


Максим Чевтаев из группы 14ИПО1 так отзывается об археоло-
гической практике:


Работали мы по семь часов в день, уставали
по
-
разному
-

когда больше, когда меньше. Поначалу не могли при-
выкнуть к полевой жизни, но к середине практики все нормализо-
валось. Каждый вечер мы собирались вместе, играли в футбол, волейбол,
сидели у костра, пели песни. Кормили нас хорошо и вкусно, так что голодать нам не приходилось.
В конце экспедиции старшекурсники устроили для нас посвящение в археологи, которое мы запом-
ним на всю жизнь. Эти четыре недели были лучшими в моей жизни. Друзья, речка, свежий воздух,
разнообразная и интересна работа могут заменить любой курорт!
.


Сергей Егоров из группы 14ИПИ1:

Мне было интересно чувствовать себя частью большого проек-
та. В лагере стояла прекрасная атмосфера. Все ребята старались помогать друг другу. Понрави-
лись вечерние посиделки у костра. Был интересен и сам процесс раскопок. Из экспедиции я вынес
много нового опыта для себя. Всем желаю хотя бы раз в жизни побывать в археологической
экспедиции и испытать, что это такое, на себе
.

Уникальный опыт и незабываемые ощущения принес этот
полевой сезон пензенским археологам. Что касается Раж-
кинского могильника, то это перспективный культурно
-
исторический проект, который в дальнейшем поможет
открыть нам многие неизвестные ранее страницы из ис-
тории мордовского этноса
.


3

(№
2

Ноябрь
201
5
)

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ

ВЕСТНИК


Остается открытым вопрос о месте расположе-
ния поселения, принадлежавшего древне
-
мордовскому народу. За время археологической
экспедиции было проведено несколько разведок по
берегам старицы реки Мокша, однако признаков
поселения не найдено.























По предварительным выводам, могильник при-
надлежит предкам мордвы, представителям так
называемой протомордовской народности. Даль-
нейшее изучение находок позволит подтвердить
или опровергнуть данную гипотезу. В любом случае,
Ражкинский могильник вновь привлек внимание спе-
циалистов, и на следующий год они планируют про-
должить работы как на самом некрополе, так и в
поисках близлежащего селища.


Кроме археологов в реализации данного проекта
принимали участие историки, этнографы, лингви-
сты, которые собрали богатейший материал об ис-
тории Нижнеломовского и соседних районов.

Такой подход к сбору материала, последователь-
ное освещение различных аспектов материальной
и духовной культуры открывают широкие перспекти-
вы для решения задач, связанных с реконструкцией
истории и этнических особенностей черт мордовско-
го народа в Пензенском крае.


В археологической экспедиции побывал

А Соболь (гр. 14ИПО1)

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ

ВЕСТНИК
(№

2

Ноябрь
201
5
)

4

Жизнь Замечательных Археологов
Жизнь Замечательных Археологов


Графиня Прасковья Сергеевна Уварова
Графиня Прасковья Сергеевна Уварова


П

расковья Сергеевна Уварова родилась 28
марта 1840 г. в селе Бобрики Харьковской
губернии в семье князя Сергея Алексан-
дровича Щербатова и Прасковьи, дочери
князя Бориса Святополк
-
Четверинского. Детство
Прасковьи было счастливым и вольным, в семье,
кроме нее, было еще шесть братьев и две сестры.

Прасковья получила хорошее домашнее обра-
зование и знала несколько языков.

В 18 лет вышла замуж за Алексея Сергеевича
Уварова


русского археолога. Вскоре после свадь-
бы молодожёны отправились в Рим, Неаполь, Ра-
венну. Именно Алексей приобщил жену к сокрови-
щам европейской культуры. Сколько радости до-
ставляло Прасковье, когда она рассматривала ка-
кой
-
то черепок на ладони.

Потом она будет
постоянно помогать
мужу, основателю
Московского архео-
логического обще-
ства и Историческо-
го музея, и станет
незаменимым его
сотрудником, сото-
варищем. Формаль-
но она не была чле-
ном Археологиче-
ского общества, но
вела в нем серьез-
ную работу, органи-
зовывала и готови-
ла археологические
съезды, вела пере-
писку. Но в 1884
году ее муж умира-
ет, и в 1885 году ее
избирают
почетным
членом
Московско-
го археоло-
гического
общества.

Еще там,
в Италии, в
своем сва-
дебном пу-
тешествии,
они с му-
жем много
говорили о
русских
историче-
ских древ-
ностях, о
том, как не
понимают
многие в
России их ценности, о том, что
«
за историей
»
ездят
в Италию, имея у себя под боком редкие дары, и не
умея сохранить их

Прасковья Сергеевна навсе-
гда запомнила завет мужа, который звучал как
настояние, как призыв, как руководство к активному
действию: уничтожать равнодушие к отечественным
древностям, научить дорожить родными памятника-
ми, ценить предметы старины, всякое здание, воз-
двигнутое нашими предками, сохранить и защитить
их от всякого разрушения.


Она возглавила Комиссию общества по со-
хранению древних памятников, ездила по городам
для натурного обследования, вместе с членами ко-
миссии составляла специальную схему, по которой
предлагала осуществить опись существовавших
древних памятников.


БИБЛИОТЕКА АРХЕОЛОГА

Гальперина Г.А., Доброва Е.В.
Популярная история археологии.
Издательство
: Вече, 2002.



На страницах издания в популярной, доступной форме расска-
зывается об археологических культурах и памятниках, принадле-
жащих к различным эпохам, начиная от периода палеолита и за-
канчивая железным веком. Читатель найдет в книге множество
интересных фактов об удивительных находках археологов в раз-
ных уголках земного шара, повествующих об историческом про-
шлом нашей страны и других государств. Среди таких находок
-

орудия труда и бытовой инвентарь, посуда и оружие, всевозмож-
ные украшения и т.д. В книге также описаны древнейшие сооруже-
ния, городские постройки и укрепления, являющиеся археологиче-
скими памятниками и тщательно изучаемые учеными всего мира.



(№
2

Ноябрь

201
5
)

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ

ВЕСТНИК

5

В 1908 году она приехала в Орел, чтобы по-
знакомиться с работой церковного историко
-
археологического общества и для созданмя мест-
ных архивных учреждений. Сколько восторга и
нескрываемой радости в рассказе одного из участ-
ников этой встречи:
«
С особенным вниманием
Уварова рассматривала стародавние предметы
церковной ризницы, богатые по материалу и ши-
тью шелками, золотом и серебром облачения,
воздухи, пелены, плащаницы и другие экспонаты,
поступившие в древлехранилище из основанного
в
XIII
веке Свенского монастыря под Брянском
»
.


Она первая русская женщина, получившая
звание почетного академика. Софья Ковалевская
удостоилась этого титула несколькими годами
раньше, но она считалась иностранным членом
-
корреспондентом и представляла шведскую науку.

Прасковья Сергеевна поддерживала всех, кто
занимался благородным музейным делом, кто
коллекционировал древности, понимала, что в
основе лучших собраний государственных музеев
лежат усилия
тех, кого в свое
время почитали
чудаками, осмеи-
вали. Но очень
переживала, ес-
ли древности эти
вывозились, а
потому много
сделала для то-
го, чтобы сбе-
речь русское
культурное
наследие на Ро-
дине.


В 1916 году
графиня написа-
ла письмо мини-
стру внутренних
дел А.Н. Хвосто-
ву о необходимости запретить вывоз древностей
из России. Она
требовала при-
нятия соответ-
ствующего зако-
на.

Прасковья
была не только
археологом, но и
коллекционером.
У графини была
собственная кол-
лекция древней
рукописей,
насчитывающая
более 3000 эк-
земпляров; кро-
ме рукописей,
она собирала
картины, грече-
ские и русские монеты.


Прасковья удостоилась чести стать почет-
ным членом Императорской академии наук в 1895
году. Она была избрана профессором в Дерпт-
ском, Харьковском, Казанском, Московском уни-
верситетах и Петербургском археологическом ин-
ституте.

Особенно плодотворными оказались девять
ее путешествий на Кавказ. Это были настоящие
научные экспедиции с археологическими раскоп-
ками. Вот откуда на многие годы сохранился на ее
щеках девичий, здоровый румянец! Книги, напи-
санные по следам этих экспедиций,


«
Кавказ.
Путевые заметки
»
и
«
Могильники Северного Кав-
каза
»


и сегодня ценятся исследователями.

После Октябрьского переворота в 1917 года
Прасковья Сергеевна уехала в Ессентуки, потом в
Майкоп. В 1919 году она оказалась в Сербии.

30 июня 1924 года Прасковья Сергеевна умер-
ла в югославском местечке Добар.


Рубрику подготовила

С. Князькова (гр. 14ИПО1)


БИБЛИОТЕКА АРХЕОЛОГА

Мартынов А.И. Шер Я.А.
Методы археологического исследова-
ния.
Издательство:

Высшая школа, 1989.



В учебном пособии охарактеризована методика полевого иссле-
дования отдельных категорий археологических памятников и объ-
ектов, а также представлены методы датировки археологических
источников. Отдельная глава посвящена вопросу взаимодействия
археологии и исторической науки в целом. На примере изучения
реальных археологических памятников пособие вводит в основной
круг методов и методических приёмов археологического исследо-
вания.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ

ВЕСТНИК
(№

2

Ноябрь
201
6
)

6

И н т е р в ь ю с
И н т е р в ь ю с




З

а всю историю своего существования наш факультет выпустил не одно поко-
ление талантливых археологов, и, может быть, тот, кто сейчас читает эту
статью, будет следующим или входит в их число. Редакция газеты побывала в
гостях у выпускника историко
-
филологического факультета, кандидата исто-
рических наук, археолога и реконструктора Владимира Гусынина.




Владимир, когда Вы заинтересовались археоло-
гией и как это произошло?




Археологией я заинтересовался в тот момент, когда
пришел в военно
-
исторический клуб "Засека"


старейший
клуб г. Пензы. Я тогда учился в 9 классе. Так как рекон-
струкция подразумевает воссоздание предметов матери-
альной культуры древности, без знаний археологии, кото-
рые и являются основным источником знаний о матери-
альной культуре, было не обойтись. Собственно, в это же
время я и определился с будущей профессией. Окончив
школу, я поступил на исторический факультет ПГПУ. Но
сказать, что именно археология была моим приоритетом
во время обучения в вузе, нельзя. В период обучения я не
очень много занимался полевой археологией.




Расскажите о своем первом археологическом
опыте.




Как и все, после первого курса проходил археологи-
ческую практику, и то не полностью, так как в это же вре-
мя проходил крупный исторический фестиваль, и мне бы-
ло интереснее принять участие в нем, чем копать древне-
мордовский могильник. Потом на несколько дней выезжал
на раскопки Золотаревского поселения. Кроме того, я два
раза участвовал в Вахте памяти на местах боев ВОВ в
Смоленской области, но это не археология в обычном
понимании.




Что Вам нравилось и не нравилось в этом заня-
тии в то время и сейчас?




На историческом факультете в то время активно ра-
ботал археологический кружок, деятельность которого
меня мало интересовала. До 5 курса, когда надо было
готовиться к поступлению в аспирантуру, я и научной дея-
тельностью не занимался. В общем, был обычным сред-
нестатистическим студентом.

Да и сейчас полевая археология для меня в большей
степени работа, а не увлечение. Я, можно сказать, диван-
ный археолог. Мне интереснее работать уже с извлечен-
ными артефактами, нежели заниматься их поиском.




Какой период истории Вас больше интересует?




В сферу моих научных интересов входит материаль-
ная культура средневековья в целом и оружиеведение в
частности. Я защитил оружиеведческую по содержанию
кандидатскую диссертацию, являюсь членом проблемного
совета по военной археологии при Государственном исто-
рическом музее, когда есть время, пишу работы по исто-
рии вооружения, в последнее время специализируюсь на
истории средневековых сабель, а также являюсь, навер-
ное, единственным исследователем истории плетей как
аксессуара воина
-
всадника.




Какое значение имеет занятие археологией и
реконструкцией для Вас? Ваши советы и пожелания
подрастающему поколению археологов.




Ко мне несколько раз обращались начинающие ар-
хеологи за советом, какое направление исследований
выбрать. Для меня это немного странный вопрос. Архео-
логия в узком понимании


это изучение предметов древ-
ности.

(№

2

Ноябрь
201
6
)

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ

ВЕСТНИК

7

















Люди за всю многотысячную историю существования
создали огромное количество артефактов


есть, где раз-
гуляться пытливому уму. Тем более сейчас в науке все
больше усиливается тенденция к специализации изуче-
ния определенной группы предметов, например, иссле-
дование древнего текстиля, отдельных групп украшений
или вооружения. Поэтому в ответ на вопрос
«
Чем мне
заняться?
»
я всегда советую начать с малого


найти
предмет по душе и для начала почитать о нем.

Начинать научную работу лучше всего с местного ма-
териала, так как его будет проще найти и подержать в
руках, что для серьезного исследователя очень важно.
При этом необходимо хотя бы на бытовом уровне пони-
мать назначение, свойства и способы изготовления пред-
мета. Например, занимаясь керамикой, обязательно нуж-
но попробовать изготовить глиняный сосуд, приготовить
в нем еду и т.д. Сухая статистика черепков, извлеченных
из земли, не позволит всецело изучить предмет. Изуче-
ние древнего предмета с точки зрения его культурно
-
бытового назначения сейчас довольно перспективное и
востребованное направление в науке.

Если изучение истории будет интересно, то материал
для работы найдется, тем более в нашем регионе с бога-
тым археологическим прошлым.



В гостях у В. Гусынина побывала

Ю. Горбатова (гр. 13ИПИ1)





Словарь археолога
Словарь археолога



КУЛЬТУРА

-

в археологии любая деятельность человека,
оставившая материальные следы. Под археологической К.
понимают группу относительно одновременных памятников
со сходным инвентарем и занимающих одну территорию.



КУЛЬТУРНЫИ СЛОИ
-

слой со следами деятельности
человека.



ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ
-

все материальные
остатки деятельности человека, найденные при раскопках;
главные из них
-

поселения, погребения и святилища. В посе-
лениях выделяют неукрепленные (стоянки, селища) и укреп-
ленные (городища). Селищами и городищами обычно называ-
ют памятники эпохи бронзы и железа. Под стоянками разуме-
ются поселения каменного и бронзового веков.


Термин "стоянка" очень условен. Сейчас он вытесняется
понятием "поселение". Особым видом поселений являются
римские террамары (от ит. "терра"
-

земля, "марне"
-

мергель).
Это укрепленные поселения из мергеля на сваях. Римляне
строили террамары на сухом месте, а потом все пространство
вокруг строений заливали водой для защиты от врагов. Полу-
чался поселок на искусственном болоте.


Погребения делятся на два основных вида: погребения с
надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробни-
цы) и погребения грунтовые, т.е. без каких
-
либо надмогиль-
ных сооружений. Наиболее сложные сооружения
-

мегалити-
ческие погребения (мегалит
-

от др.
-
греч. "мегас"
-

большой,
"литое"
-

камень), т.е. погребения в гробницах, сооруженных
из больших камней,
-

дольмены, менгиры и т.д. Самые из-
вестные из гробниц
-

пирамиды. Напр., на пирамиду Хеопса
ушло 6,5 млн. т камня. Высота ее 140 м. На территории нашей
страны пирамиды строили из дерева и земли. От них сохрани-
лись лишь насыпи
-

курганы. Погребения говорят о возрасте
умерших, а следовательно, и о средней продолжительности
жизни человека, об образе его жизни, о том, чем он питался.
Рост, время полового созревания, брачный возраст, внешний
вид и многое другое специалисты могут определить, не имея
даже полного скелета. Иногда удается найти неразложившие-
ся трупы людей. Напр., в 1984 г. в торфянке Линдоу
-
Мосс
было обнаружено тело мужчины 20
-
30 лет, 167 см ростом, с
рыжими усами, бородой, бакенбардами и аккуратно подстри-
женными ногтями. Тело этого человека (его назвали Питом
Маршем) пролежало в болоте 2500 лет и не разложилось. Он
был удушен веревкой и брошен в болото. Генетики предпола-
гают выделить из его тела гены и "вырастить" их в лаборато-
рии. Такие находки дают массу информации о прошлом. По-
гребения, а в особенности обряд захоронения, свидетельству-
ют о религиозных воззрениях, верованиях, мировоззрении
соплеменников умершего
.


(Матюшин Г. Н. Археологический словарь. М., 1996)

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ

ВЕСТНИК
(№

2

Ноябрь
201
5
)

8

v
v
Музеи мира
Музеи мира
w
w




«
«
Подземелья Рынка
Подземелья Рынка
»
»




в Кракове
в Кракове


П

обывать на рыночной площади
XIII
века и
погрузиться в атмосферу средневековья
можно и в
XXI
столетии. Такую уникаль-
ную возможность предоставляет один из
самых современных и интересных археологических
музеев мира


музей
«
Подземелья Рынка
»
в городе Кракове.


Его история нача-
лась в 2005 году, ко-
гда на рыночной пло-
щади Кракова нача-
лись раскопки. Архео-
логические исследо-
вания должны были
продлиться полгода и
подготовить площадь
к строительным рабо-
там, связанным с за-
меной дороги. По ме-
ре открывания куль-
турного слоя стал
просматриваться и
масштаб мероприя-
тия. Он явно далеко уходил за пределы назначен-
ного срока. Археологические изыскания растяну-
лись на 5 лет. За время работ были открыты систе-
ма водопровода, мосты, остатки кузниц, множество
разнообразных предметов, и даже древнее кладби-
ще. Впоследствии появилась идея создать на этом
месте музей, который стал доступен публике в 2010
году.

Подземелья Рынка, находящиеся под Рыночной
площадью в Кракове, в настоящее время являются
филиалом Краковского исторического музея. Об-
щая площадь подземелий составляет около 6 ты-
сяч квадратных метров. Сегодня в музее экспони-
руются постоянные и временные выставки. Посто-
янная экспозиция называется
«Śladem europejskiej
tożsamości Krakowa»,
что переводится как
«
Следами европейской самоидентификации Крако-
ва
»,
она рассказывает об истории Кракова с его
зарождения. Выставка представляет около 700 экс-
понатов, обнаружен-
ных при археологиче-
ских раскопках, про-
изводимых во время
реконструкции Ры-
ночной площади в
2005 году.


Краковский сред-
невековый рынок по
праву считался од-
ним из центров евро-
пейской торговли.
Найденные артефак-
ты, вкупе с сохранив-
шимися документа-
ми, свидетельствуют
об интенсивном това-
рообмене и купече-
ских отношениях
Кракова с территориями от Лондона до Великого
Новгорода. Место, где сейчас находится старый
рынок, и ранее кипело жизнью. Здесь было место
купеческой деятельности, забав и общественной
жизни. На витринах музея можно увидеть деревян-
ную посуду, гребни, пинцеты, ножницы, керамиче-
ские фигурки и погремушки, множество монет,
фрагментов ткани и свинцовых пломб, опечатывав-
ших тюки с товаром. Привлекают внимание воссо-
зданные кузница и ювелирная мастерская, а также
экспозиции со слитками металлов и добычей ка-
менной соли. Археологи столкнулись с уникальным
открытием и в религиозной жизни города.

(№

2

Ноябрь
201
5
)

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ

ВЕСТНИК

9

Несмотря на официальную дату принятия
Польшей христианства в 966 году, археологами
были найдены ранние захоронения, которые дают
основания предполагать, что христианские обычаи
укоренились на краковской земле значительно
раньше официальной даты. Законсервированные
остатки строений и трактов, камни жерновов и кус-
ки товарной меди, фундаменты и стены древних
зданий, предметы, потерянные прохожими или кем
-
то нарочно спрятанные,


всё это делает прогулку
по подземелью Кракова занятием познавательным
и необычным. Одним из самых удивительных экс-
понатов подземного музея считается стеклянный
фонтан, который соединяет Подземелья с площа-
дью Главного Рынка. Если заглянуть вовнутрь это-
го удивительного фонтана с поверхности площади,
то можно увидеть макет средневекового Кракова.


Кроме того, все гости подземного музея могут
увидеть исторические документы: первые торго-
вые акты и т.п. Сполна ощутить дух Средневеко-
вья позволяет загадочная полутьма, таинственные
обрывки разговоров, которые доносятся из скры-
тых динамиков, а также средневековые весы, на
которых можно узнать вес в различных средневе-
ковых мерах. Да и сам вход в Подземелья Рынка
происходит через искусственно созданную дымо-
вую завесу, которая как бы разделяет прошлое и
настоящее. В музее находятся не только раскопан-
ные артефакты, но и 3
D
модели как предметов ма-
териальной культуры, так и сооружений и даже
жителей средневекового Кракова. В музее немало
интерактивных развлечений. В отдельном зале
для детей идет представление механического те-
атра
«
Легенда старого Кракова
».
Там же располо-
жены экраны с детскими играми.


В ходе создания музея была проделана огром-
ная работа археологами, реконструкторами и дру-
гими специалистами. Сочетание исторических па-
мятников с современными технологиями помогло
создать незабываемую зрелищную панораму. Сот-
ни уникальных экспонатов, реконструкции и ин-
сталляции, подобно машине времени, переносят
посетителя на столетия назад. Будучи в этом ста-
ринном городе, ни в коем случае не обходите сто-
роной это удивительное место, ведь где еще есть
возможность столь реалистично соприкоснуться с
историей.




Рубрику подготовила С. Князькова ( гр. 14ИПО1)


С использованием интернет
-
ресурса
http://
starcheolog.livejournal.com, http://polomedia.ru/news/
tradicii/podzemelya
-
krakova



vw


АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ

ВЕСТНИК
(№

2

Ноябрь

201
5
)

10

Г

нёздовский археологический комплекс
(Гнёздово)


крупнейший памятник археоло-
гии эпохи викингов и периода формирования
древнерусского государства. Комплекс рас-
положен на берегах реки Днепр в 13 км к западу от
Смоленска. История гнёздовского поселения насчи-
тывает более 1000 лет, На территории Руси немно-
го найдется таких
«
долгожителей
»


пунктов, жизнь
в которых, то бурно расцветая, то затухая, продол-
жается с незапамятных времен по сей день. Воз-
никший на рубеже
IX
-

X
вв. на берегу Днепра не-
большой поселок быстро стал важным торгово
-
ремесленным центром, в котором мирно уживались
славянин и скандинав, воин
-
дружинник и ремеслен-
ник, торговец и землепашец. Время расцвета Гнёз-
дова


это
X
век, когда оно становится одним из
важнейших центров на пути

из варяг в греки

”,
своеобразном стержне формирующегося государ-
ства, который связал север и юг Европы. Гнёздово
отождествляется с древним Смоленском, который
упоминается в

Повести временных лет


под 862 г.
О Гнёздове говорится в трактате "Об управлении
империей" византийского императора Константина
Багрянородного под именем "Крепость Милинис-
ка".


Гнёздовский комплекс археологических памят-
ников


это курганный могильник, когда
-
то насчи-
тывавший около 4000 курганов и несколько посе-
лений, в том числе укрепленных, общая площадь
которых составляла более 30 га. К настоящему
времени сохранилось около 1500 курганов и одно
поселение, что объясняется в значительной мере
расположением комплекса в зоне активной хозяй-
ственной и строительной деятельности растущего
города.


Наиболее известная часть Гнёздовского ком-
плекса археологических памятников


это курганы,
образующие несколько групп, часть которых плот-
ным полукольцом подступают к территории Цен-
трального поселения. Курганные группы располо-
жены цепочкой вдоль правого берега Днепра по-
чти на 3 км. Несколько курганов сохранилось в
настоящее время и на левом берегу Днепра,
напротив городища.


Курганы Гнёздова составляют самый крупный
из сохранившихся в Европе языческих могильни-
ков
IX
-
начала
XI
вв. Подавляющее большинство
гнёздовских курганов содержит погребения мест-
ного населения, славян и скандинавов. В языче-
скую эпоху погребальные обычаи этих народов
имели много общего: умершего сжигали вместе с
его личными вещами, над остатками погребально-
го костра насыпали округлый в плане курган. Зна-
чительная часть погребений


это остатки крема-
ций, которые производились на месте дальнейше-
го сооружения кургана. Остатки сожжений собира-
лись в глиняную урну (иногда встречено 2
-
3 урны).
Погребения в ряде случаев сопровождаются раз-
личными предметами, в числе которых детали ко-
стюма, украшения, предметы домашнего обихода,
оружие, языческие амулеты, торговый инвентарь,
монеты и т.д. Среди курганов с остатками трупосо-
жжений выделяются несколько погребений, при со-
вершении которых обряду
«
умерщвления
»
были
подвергнуты мечи или копья


эти предметы были
сначала сломаны (мечи), а затем воткнуты в погре-
бальное кострище (мечи, копья). В нескольких слу-
чаях сожжение покойного происходило в ладье,
установленной на площадке кургана. Причем боль-
шинство этих курганов отличается своими внуши-
тельными размерами, богатством и разнообразием
погребального инвентаря и, видимо, содержит пар-
ные захоронения (мужчина
-
воин и женщина). В них
были найдены бронзовые котлы и оковки от риту-
альных питьевых рогов, что указывает на связь по-
гребального обряда с неким храмовым ритуалом,
характерным для языческой Скандинавии.

На пути

из варяг в греки




(№

2

Ноябрь
201
5
)

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ

ВЕСТНИК

11

Одним из самых интересных является курган, в
котором были найдены остатки парного сожжения
в ладье, сопровождаемого сломанным мечом,
железной скандинавской гривной, славянским ви-
сочным кольцом (типичное украшение славянского
костюма), арабскими монетами и византийскими
сосудами: амфорой и кувшинчиком. На черепках
разбитой во время совершения погребальной це-
ремонии амфоры обнаружилась процарапанная
надпись по
-
славянски
«
Горуна
»


это мужское сла-
вянское имя (в родительном падеже). Кроме обря-
да сожжения жители Гнёздова в некоторых случа-
ях практиковали обряд трупоположения, но при
этом по
-
прежнему насыпали над погребением кур-
ган. Такие погребения совершались как в узких
обычных ямах, так и обширных земляных каме-
рах. Погребальные камеры иногда имели вид де-
ревянного сруба или деревянного сооружения
столбовой конструкции с дощатым настилом
-
полом и потолочным перекрытием. Иногда рядом
с умершим воином располагались останки его пол-
ностью снаряженного верхового коня. Во второй
половине
X
в. оба обряда погребения сосущество-
вали.


Как известно, в 988 году по инициативе князя
Владимира Русь официально приняла христиан-
скую веру. Но в археологическом материале сви-
детельства проникновения новой религии на тер-
риторию Руси относятся к более раннему времени.
Примерно в 70
-
х гг.
X
века в Гнёздове были совер-
шены несколько погребений, в которых оказались
восковые свечи или подвески
-
крестики, вырезан-
ные из листового серебра. Среди этих погребений
есть погребения воина с полным набором воору-
жения и женщин в одеяниях скандинавского по-
кроя


это погребения представителей гнёздов-
ской знати. В целом же материал раскопанных
курганов позволяет говорить не только об этниче-
ской и социальной неоднородности гнёздовского
населения, но и о его половозрастной структуре.
Судя по процентному соотношению, в гнездовском
сообществе примерно равными долями были
представлены мужчины, женщины и дети, то есть
поселение не было военным лагерем, а являлось
обычным раннегородским образованием. И внутри
этого образования не существовало изолирован-
ных групп населения, что нашло свое отражение и
в структуре курганных групп


на их плане не воз-
можно выделить отдельные кладбища славян или
скандинавов.


В Гнёздове наряду с хорошо знакомыми древне-
русскими предметами найдены небольшие, но до-
статочно выразительные серии скандинавских за-
стежек
-
фибул и подвесок с характерным орнамен-
том, языческих скандинавских амулетов, славян-
ских височных колец, восточных ременных набо-
ров, отдельные предметы вооружения североев-
ропейского, западнославянского и восточного про-
исхождения


значительная часть этих предметов
была сделана местными мастерами. В мастерские
ювелиров металл поступал в виде слитков, прово-
локи, монет или лома. Вместе с тем находки сырь-
е
в
ы
х

п
р
о
д
у
к
т
о
в

в

в
и
д
е

ч
и
с
т
ы
х

м
е
т
а
л
л
о
в



меди,
свинца и серебра


позволяют предположить, что
гнёздовские ювелиры самостоятельно получали
некоторую часть необходимого для работы мате-
риала, добавляя к расплавленным слиткам или
лому определенные порции чистого металла. Сре-
ди найденных инструментов есть маленькие юве-
лирные молоточки, клещи и пинцеты, массивные и
миниатюрные зубила, бородки, лучковые сверла,
напильники, точильные камни, различные виды
пуансонов


инструментов чеканщика. Основными
способами изготовления изделий из цветных ме-
таллов были литье и ковка. Находки тиглей для
плавки металла и их фрагментов известны на всей
площади поселка.


Жившие в юго
-
восточной части городища ма-
стера работали с серебром и медными сплавами.
С помощью литья в глиняные и каменные формы
они изготавливали украшения, характерные для
женского убора разных этнических групп: сканди-
навские овальные, трилистные и круглые фибулы
и височные кольца западнославянского облика.


Окончание на стр. 12

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ

ВЕСТНИК
(№

2

Ноябрь

201
5
)

12

Окончание. Начало на стр. 10

Примечательно, что на этом же участке встреча-
ются находки, говорящие об изготовлении здесь
изделий из рога и кости, например, гребней, укра-
шенных геометрическим узором, рукоятей ножей,
игральных шашек и прочее.,


О значении торговли говорят находки визан-
тийских и арабских монет и их обрезков. Большин-
ство из них найдены на территории поселения, а в
погребениях эти монеты чаще оказывались пре-
вращенными в украшения
-
подвески. Серебряные
монеты в это время принимались не на счет, а по
весу и, кроме того, использовались местными ма-
стерами в качестве сырья для изготовления укра-
шений. Гнёздово


второй после Киева центр со-
средоточения находок монетного серебра на Руси
этого времени.


Гнёздово


один из наиболее масштабных ран-
негородских центров домонгольской Руси, который
во многих смыслах, и не в последнюю очередь
хронологическом, является предшественником
исторического Смоленска


столицы древнерус-
ского княжества
XII
-
XIII
вв.


Подготовил А. Соболь (гр. 14ИПО1)

С использованием интернет
-
ресурса
http://
gnezdovo
-
museum.ru, http://gnezdovo.com

В мозгу мамонта нашли "эликсир вечной молодо-
сти"


В мозгу мамонта, который много лет пролежал в вечной мерзлоте,
обнаружили сырье для создания
«
эликсира молодости
»,
передает
ТАСС со ссылкой на кандидата медицинских наук, врача
-
эпидемиолога, заслуженного врача России Виктора Чернявского.

Ранее во льдах Якутии нашли останки юкагирского мамонта. В мозгу
доисторического животного выявили высокую концентрацию аэроб-
ных бактерий, которые выжили в условиях арктического холода. Их
возраст
-

20
-
40 тысяч лет. Оптимальная температура для этих мик-
роорганизмов
-

всего четыре градуса по Цельсию. Именно на их ос-
нове ученые планируют изготовить препарат, способный продлевать
жизнь. В ходе эксперимента на животных было установлено, что бактерии из вечной мерзлоты повы-
шают качество жизни. Так, лабораторные мыши, получив пробиотическую добавку, смогли иметь
потомство даже в пожилом возрасте. Не исключено, что подобный стимулирующий эффект получит и
организм человека.


В центре шведской столицы обнаружили кладби-
ще старинных кораблей


Археологи обнаружили в центре Стокгольма останки 15 кораблей.
Они лежат на морском дне между островами Шеппсхольмен и Ка-
стельхольмен. Не менее пяти судов ранее были большими воен-
ными кораблями размером со знаменитого
«
Вазу
» (
корабль
XVII
века, одна из главных достопримечательностей Стокгольма, вы-
ставлен в одноименном музее).



В Турции найден
текст античного закона о водопользовании


Текст закона высечен на мраморной табличке площадью около
одного квадратного метра.

В Турции, в городе Лаодикея, в современной провинции Денизли
археологи обнаружили табличку с текстом античного закона о
водопользовании и штрафами за загрязнение источников. Как
отмечают местные СМИ, данная находка представляет большой
интерес для историков с точки зрения юридических основ жизни
античных городов.

НОВОСТИ ИЗ МИРА АРХЕОЛОГИИ

(№

2

Ноябрь
201
5
)

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ

ВЕСТНИК

13

Р

елигией древних иранцев являлся зоро-
астризм (основателем религии считается
пророк Заратуштру, которого древние гре-
ки называли Зороастром, отсюда назва-
ние


зороастризм).


Зороастризм


религия уникальная, так как
имеет в себе черты, которые, как известно в
настоящее время, не были присущи ни одной
религии до нее. Она является первой известной
человечеству религией откровения, то есть ос-
новные постулаты были получены человеком


пророком Заратуштрой
-

через прямое общение
с богом


Ахурой Маздой (Ахура


«
Господь
»,
Мазда


«
мудрый
»).
Эта религия уникальна
тем, что стала первой религией, отказавшейся
от многобожия и цикличности времени
(бесконечного повторения одних и тех же миро-
вых событий).


Чтобы говорить о погребальном обряде зо-
роастризма, нужно выяснить, где эта религия по-
явилась и каковы были пути ее развития. Зороаст-
ризм возник в первых веках
I
тысячелетия до н. э.
на территории Иранского нагорья, в его восточных
областях, и получил широкое распространение в
ряде стран Ближнего и Среднего Востока. Боль-
шинство современных ученых считают, что родина
зороастризма находилась в восточных областях
Иранского нагорья или в Средней Азии.


Как полагает немецкий иранист Г. Хумбах, зо-
роастрийцы знали 3 способа захоронения:
положение трупов на земле, погребение
трупов в земле и погребения в дахме.
Наиболее распространённым был обряд,
который предусматривал захоронение не
трупа, а костей покойного, после его выстав-
ления (то есть захоронения в дахме). Вы-
сказывается мнение, что древнейшие дах-
мы могли быть естественными холмами и
курганами из песка, земли или камней. В
источниках упоминается о способе захоро-
нения:
"…
они должны перенести тело умер-
шего на вершину горы или в такое место...
чтобы собаки и птицы могли растерзать его,
учитывая расположение отмеченного ме-
ста". Также имеется описание дахмы:
"Дахма должна быть круглая, и дверь её должна
быть помещена на стороне восходящего солнца,
то есть на востоке".


Известно 3 способа выставления трупов: в
закрытом помещении
-
ката, на открытой возвышен-
ной площадке
-
дахма, в погребальном сооружении


наусе.


Так, в Хорезме была обнаружена ката в замке
№ 36
Беркут
-
Каменского оазиса. Ката представля-
ет собой квадратное помещение. В средней части
комнаты находилась овальная яма. На дне ямы
обнаружена прослойка, состоящая из кирпичей,
золы и обугленных прутьев. Выше над ямой и на
полу лежал слой, состоящий из соломы, прутьев,
овечьего помёта, многочисленных кусков дерева


отрезков брёвен и палок различной величины. Эти
слои должны были предохранять землю от контак-
тов с мёртвыми телами. В одном из помещений
замка
№ 36
найден оссуарий, имеющий форму
ящика на ножках.


В Согде на городище Ерпурган к северу от ран-
ней городской стены расположена дахма, возве-
дённая в 3
-
2 вв. до н.э. Это сооружение высотой
не более 10 м, основанием которого служила пря-
моугольная платформа. Дахма была окружена
гофрированными стенами. Лестница вела на
венрхнюю площадку дахмы. Между плитами
найдены ювелирные украшения и фрагменты ко-
стей.

Погребальные обряды в зороастризме
Погребальные обряды в зороастризме


АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ

ВЕСТНИК
(№

2

Ноябрь

201
5
)

14

В Уструшине на севере Средней Азии в Куркат-
ском оазисе обнаружен обширный зороастрийский
некрополь. Он состоит из вырубленных в толще
горы более 50 склепов. Эти склепы назвали
"Дахмаки Курката". В ряде "дахмаков" зафиксиро-
ваны следы огня, обнаружены кухонная посуда,
алтари. Как предполагает А. Мирбабаев, это связа-
но с ритуалом почитания душ умерших, во время
которого возжигали огонь.

К зороастрийским погребальным традициям от-
носятся и захоронения в наусах. Они имели квад-
ратные очертания. Вход был узким и располагался
с юга. Наус разделялся на 5 камер. Камеры были
небольшими, примерно 1 кв.м. В такие камеры не-
возможно было внести нерасчленённые тела. Ю.А.
Рапопорт предложил, что там помещали уже очи-
щенные кости умерших.


Своеобразна и сама церемония захоронения.
Прикасаться к покойнику могли только насассала-
ры (мойщики трупов), они обмывали тело, надева-
ли на него белый саван и пояс кушти, складывали
руки на груди. Для всех других прикосновение к
усопшему необходим длительный обряд очище-
ния; близкие могли только издали смотреть на по-
койника. В течение трех дней и трех ночей, пока
покойник не был похоронен, служители культа и
родственники читали молитву, соблюдая опреде-
ленные запреты в отношении еды и питья. Счита-
лось, что на четвертые сутки душа усопшего пере-
селилась в загробный мир. Тогда же с восходом
солнца совершался обряд погребения в соответ-
ствии с правилами, изложенными в Авесте. На
железные носилки клали деревянный настил, а на
него труп. Руководили похоронами насассалары,
которые несли носилки. Похоронная процессия
сопровождала носилки; служитель культа возда-
вал хвалу богу, вместе с ним молились присут-
ствующие на похоронах. Процессия сопровожда-
ла носилки только до подножия специального со-
оружения, места захоронения зороастрийцев


астодана, или так называемой башни молчания
высотой 4,5 м. Носильщики и служители культа
поднимались со своей ношей на башню, помеща-
ли труп в сидячем положении на краю погребаль-
ной площадки (дахмы) и закрепляли его за ноги и
волосы, чтобы звери или птицы, растерзав тело,
но не могли унести останки к воде или растениям.
Когда птицы склевывали все мясо, а кости под вли-
янием солнца полностью очищались, их сбрасыва-
ли в башню молчания.


В
XX
в., особенно в 50
-
е годы, зороастрийский
обряд похорон был запрещен. Башни молчания
были замурованы и прекратили свое существова-
ние. В последние годы зороастрийцы хоронили
покойников, как и мусульмане, на кладбище в зем-
ле, заливая могилу цементом: они считали, что
такой способ захоронения не загрязняет землю.
Исключение было сделано для башен молчания
Йезда и Кермана. Секрет строительства подобных
сооружений утерян, и в настоящее время мало кто
из оставшихся в живых дастуров может их восста-
новить. Согласно зороастрийской вере, души умер-
ших освещают жизнь живущих, а живущие, поддер-
живая традиции, чтут своих предков и желают, в
свою очередь, после смерти воссоединиться со
своими близкими, отошедшими в
«
мир иной
».



Статью подготовила

А . Никулинская (гр. 14ИПИ1)

(№

2

Ноябрь
201
5
)

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ

ВЕСТНИК

15



В своей работе "Роль труда" Энгельс
убедительно расписал картину фор-
мирования человека под влиянием
труда и наметил определенную по-
следовательность в развитии суще-
ственных органов нашего тела.



Первоначально наши предки были
покрыты волосами и жили стадами
на деревьях




В эпоху мезолита произошли измене-
ния в системе жилищно
-
коммунального хозяйства
.



У краеведческого музея стоит половецкая каменная ба-
ба. Кто АВТОР , я не знаю




Москва возникла в период
неолита... Ананьинская культу-
ра появилась в период неолита...
И вообще я выучила только
неолит...

!







В первобытном обществе люди занима-
лись охотой, собирательством, выра-
щивали детей...

«
Археологический вестник
»

газета Студенческого

археологического общества

историко
-
филологического факультета
Педагогического института им.

В. Г. Белинского Пензенского государ-
ственного университета


Контакты:

440026,
г. Пенза,

ул. Лермонтова
,
37
,
каб.

226

тел. (8412) 54
-
86
-
12

e
-
mail: to212@mail.ru

сайт факультета:

www.iff.pnzgu.ru, www.ist
-
fil.ru


Редакционная коллегия

Главный редактор:

Т. В. Осипова

Выпускающий редактор:

А. С. Соболь

Верстка:

Т. В. Осипова, А. С. Соболь

Тираж: 500 экземпляров,

распространяется бесплатно

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ

ВЕСТНИК
(№

2 Ноябрь
201
5
)

16



Группа Кино (В. Цой)

КУКУШКА


Am



Песен еще ненаписанных сколько,




G Dm Am



Скажи, кукушка, пропой.




Am



В городе мне жить или на выселках,




G Dm



Камнем лежать или гореть звездой,




Am




Звездой.





G F Am




Солнце мое , взгляни на меня,




G F Am




Моя ладонь превратилась в кулак,




G F Am




И если есть порох


дай огня.




GF Am




Вот так... /
Am  F/




Кто пойдет по следу одинокому ?



Сильные да смелые



Головы сложили в поле в бою.



Мало кто остался в светлой памяти,



В трезвом уме да с твердой рукой в строю,




в строю.




Солнце мое , взгляни на меня,




Моя ладонь превратилась в кулак,




И если есть порох


дай огня.




Вот так...



Где же ты теперь, воля вольная,



С кем же ты сейчас



Ласковый рассвет встречаешь, Ответь.



Хорошо с тобой, да плохо без тебя,



Голову да плечи терпеливые под плеть,




под плеть.




Солнце мое , взгляни на меня,




Моя ладонь превратилась в кулак,




И если есть порох
-

дай огня.




Вот так...


Приложенные файлы

  • pdf 1208354
    Размер файла: 6 MB Загрузок: 1

Добавить комментарий