1.2.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. КНЯЗЬЯ И ДРУЖИНА. ВЕЧЕВЫЕ ПОРЯДКИ. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

1.2.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. КНЯЗЬЯ И ДРУЖИНА. ВЕЧЕВЫЕ ПОРЯДКИ. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА(ЗНАНИЯ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ)КОД РАЗДЕЛА, ТЕМЫ1 ДРЕВНОСТЬ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ1.2 Русь в IX – начале XII в. ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ (ГРУППИРОВКИ)ПЛЕМЯ (ЯЗЫК, РОДСТВО)СОЮЗ ПЛЕМЕН (РЕГИОН)СУПЕР (СВЕРХ) СОЮЗ ПЛЕМЕН (ЧАСТЬ КОНТИНЕНТА – ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ) ТЕОРИИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА РЮРИК (862 – 879 ГГ.)ПЕРВЫЙ РУССКИЙ КНЯЗЬОБЪЕДИНИЛ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЕ ПЛЕМЕНА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН И ФИННО-УГРОВ В ЕДИНОЕ ГОСУДАРСТВО СО СТОЛИЦЕЙ В ЛАДОГЕПЕРЕНЕС СТОЛИЦУ В НОВГОРОДОТЕЦ ИГОРЯИСТОЧНИК – «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»О ПРИЗВАНИИ ВАРЯГОВВ год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»О ПРИЗВАНИИ ВАРЯГОВЧерез два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это городок?". Те же ответили: "Были три брата" Кий" Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде. ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ ПОЛЮДЬЕСПОСОБ СБОРА ДАНИ С ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН В IX – XII ВВ.НЕНОРМИРОВАННЫЙ ХАРАКТЕР ПЕРСИДСКИЙ ИСТОРИК ГАРДИЗИО ПОЛЮДЬЕ«Всегда 100—200 из них (русов) ходят к славянам и насильно берут у них на своё содержание, пока там находятся» Первое упоминание полюдья в русских летописях, а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей», относятся к середине X века.«Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно — в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». «СОБИРАЮТ ДАНЬ»(Н. К. РЕРИХ, 1908) «КНЯЗЬ ИГОРЬ СОБИРАЕТ ДАНЬ С ДРЕВЛЯН В 945 ГОДУ («ПОЛЮДЬЕ»)(К. В. ЛЕБЕДЕВ) ПОЛЮДЬЕ ПОСЛЕ УБИЙСТВА ИГОРЯПосле подавления древлянского восстания княгиня Ольга проводит налоговую реформу, главными пунктами которой были нормализация сбора дани (уроки), который осуществлялся уже не в племенных центрах, а в специальных опорных пунктах - погостах. Впоследствии дань концентрировалась у княжеских наместников в крупных городах и переправлялась в Киев (как происходило с 2/3 новгородских даней в 1014 году при киевском князе Владимире Святославиче и его сыне и новгородском наместнике Ярославе). ОКОНЧАНИЕ ПОЛЮДЬЯОдно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году к правлению во Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо. ВЕЧЕ СОВЕТ, НАРОДНОЕ СОБРАНИЕгородской, рода-племенной и/или союзнической общины в древней и средневековой Руси. Форма народовластия и самоуправления во всех народах славянского происхождения. до христианизации и образования феодальной государственной власти раннефеодального общества. ПОЛНОМОЧИЯ ВЕЧЕВече собирали — для избрания воевод и князя на управление городом или краем (союзно-племенной государственности), а также обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни, историческая форма прямой демократии на территории славянских государств дохристианского периода. УЧАСТНИКИ ВЕЧЕ«Мужи» — главы всех общин, — старейшин и старшин сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от авторитета или социального статуса. ОКОНЧАНИЕ ДЕЙСТВИЯ ВЕЧЕИ ЕГО ПЕРЕЖИТКИ В НОВОЕ ВРЕМЯНовгородское вече просуществовало более шести веков, дольше веч в других русских землях — до 1478 года.Традиции народной демократии сохранились в северном регионе в Новгороде и Пскове до разгрома Иваном Грозным в 1569 году, когда были убиты городские старейшины, а вечевой колокол Новгорода лишён «языка».В Украине традиция вольностей вече сохранялась в форме Козацкой Рады Запорожской Сечи и западной модели самоуправления — Магдебургского права. Эти вольности были ликвидированы Екатериной II с ликвидацией гетьманщины и последней сечи переселением Дунайской Сечи на земли кубанщины и ставропольщины «для порядка». АНАЛОГИ ВЕЧЕВ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕФункции веча некоторые историки сопоставляют со скандинавским тингом и англосаксонским витенагемотом. «ВЕЧЕ В НОВГОРОДЕ»(К. В. ЛЕБЕДЕВ, 1880-Е ГГ.) «НОВГОРОДСКОЕ ВЕЧЕ»(А. П. РЯБУШКИН, КОНЕЦ XIX В.) «ПСКОВСКОЕ ВЕЧЕ»(В. М. ВАСНЕЦОВ, 1909) ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ (КНЯЗЬ, ДРУЖИНА, ВЕЧЕ) ВЛАСТЬ КИЕВСКОГО КНЯЗЯ(ДРУЖИНА, УДЕЛЬНЫЕ КНЯЗЬЯ, МЕСТНАЯ ДРУЖИНА) ОЛЕГ ВЕЩИЙ (МУДРЫЙ, ВЕДАЮЩИЙ, ЗНАЮЩИЙ) (879 – 912 ГГ.)РЕГЕНТ ПРИ МАЛОЛЕТНЕМ ИГОРЕ, СЫНЕ РЮРИКАРОДСТВЕННИК ИЛИ СПОДВИЖНИК РЮРИКАНОВАЯ СТОЛИЦА В КИЕВЕ (882 Г.)ПОХОДЫ НА КОНСТАНТИНОПОЛЬ (ЦАРЬГРАД) (907 И 911 Г.)В ВИЗАНТИИ: ДАНЬ ВЫГОДНЫЙ ДОГОВОР О ТОРГОВЛЕЛЕГЕНДА О СМЕРТИ ОТ КОНЯИСТОЧНИК – «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»О ПОХОДЕ ОЛЕГА НА КИЕВВ год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика». «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»ОБ УЧРЕЖДЕНИИ СТОЛИЦЫ В КИЕВЕИ убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯНПОД ВЛАСТЬЮ КИЕВАВ год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: "Я враг их" и вам (им платить) незачем".В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: "Кому даете дань?". Они же ответили: "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте хазарам, но платите мне". И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»О ПОХОДЕ ОЛЕГА НА КОНСТАНТИНОПОЛЬВ год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь". И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: "Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь". И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: "Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом". И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»О ПОХОДЕ ОЛЕГА НА КОНСТАНТИНОПОЛЬИ согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: "Платите мне дань". И сказали греки: "Что хочешь, дадим тебе". И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу. "Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды.И пусть устраивают им баню - сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно". И обязались греки, и сказали цари и все бояре: "Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, - сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов".Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: "Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам копринные", - и было так. И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер; и сказали славяне: "Возьмем свои толстины, не даны славянам паруса из паволок". И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными. «ОЛЕГ ПРИБИВАЕТ ЩИТ СВОЙ К ВРАТАМ ЦАРЬГРАДА» (Ф. А. БРУНИ, 1839) «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»О СМЕРТИ ОЛЕГАИ призвал он старейшину конюхов и сказал: "Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?". Тот же ответил: "Умер". Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: "Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив". И приказал оседлать себе коня: "Да увижу кости его". И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: "От этого ли черепа смерть мне принять?". И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три. «ВСТРЕЧА ОЛЕГА С КУДЕСНИКОМ»(В.М. ВАСНЕЦОВ, 1899) «ПРОЩАНИЕ ВЕЩЕГО ОЛЕГА С КОНЕМ»(В. М. ВАСНЕЦОВ, 1899) «ОЛЕГ У КОСТЕЙ КОНЯ»(В. М. ВАСНЕЦОВ, 1899) «ТРИЗНА НА МОГИЛЕ ВЕЩЕГО ОЛЕГА»(В. М. ВАСНЕЦОВ, 1899) ОЛЕГОВ КУРГАН (СТАРАЯ ЛАДОГА) ОЛЕГОВ КУРГАН (СТАРАЯ ЛАДОГА) ИГОРЬ (912 – 945 ГГ.)СЫН РЮРИКАПОХОДЫ НА ВИЗАНТИЮ (941 - 944 ГГ.)СМЕРТЬ У ДРЕВЛЯН (945 Г.)ЖЕНАТ НА ОЛЬГЕРОДИЛСЯ ИХ СЫН СВЯТОСЛАВ (942 Г.)ИСТОЧНИК – «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»О ПОХОДЕ ИГОРЯ НА ВИЗАНТИЮВ год 6449 (941). Пошел Игорь на греков. И послали болгары весть царю, что идут русские на Царьград: 10 тысяч кораблей. И пришли, и подплыли, и стали воевать страну Вифинскую, и попленили землю по Понтийскому морю до Ираклии и до Пафлагонской земли, и всю страну Никомидийскую попленили, и Суд весь пожгли. А кого захватили - одних распинали, в других же, перед собой их ставя, стреляли, хватали, связывали назад руки и вбивали железные гвозди в головы. Много же и святых церквей предали огню, монастыри и села пожгли и по обоим берегам Суда захватили немало богатств. Когда же пришли с востока воины - Панфир-деместик с сорока тысячами, Фока-патриций с македонянами, Федор-стратилат с фракийцами, с ними же и сановные бояре, то окружили русь.Русские же, посовещавшись, вышли против греков с оружием, и в жестоком сражении едва одолели греки. Русские же к вечеру возвратились к дружине своей и ночью, сев в ладьи, отплыли. Феофан же встретил их в ладьях с огнем и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламя, бросились в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились домой. И, придя в землю свою, поведали - каждый своим - о происшедшем и о ладейном огне. ПОХОД ИГОРЯ(ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ РАДЗИВИЛЛОВСКОЙ ЛЕТОПИСИ) «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»О СМЕРТИ ИГОРЯВ год 6453 (945). В тот год сказала дружина Игорю: "Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам". И послушал их Игорь - пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства.Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". И послали к нему, говоря: "Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени. ИГОРЬ БЕРЕТ ДАНЬ У ДРЕВЛЯН(ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ РАДЗИВИЛОВСКОЙ ЛЕТОПИСИ) «КАЗНЬ КНЯЗЯ ИГОРЯ»(Ф. А. БРУНИ, 1839) «КНЯГИНЯ ОЛЬГА ВСТРЕЧАЕТ ТЕЛО КНЯЗЯ ИГОРЯ»(В. СУРИКОВ, 1915) ОЛЬГА (945 – 964 ГГ.)ЛЕГЕНДА О МЕСТИ ДРЕВЛЯНАМХРИСТИАНКАМАТЬ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧАИСТОЧНИК – «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» «КНЯГИНЯ ОЛЬГА»(В. М. ВАСНЕЦОВ) «СВЯТАЯ ОЛЬГА»(Н. К. РЕРИХ, 1915) «СВЯТАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА»(М. В. НЕСТЕРОВ, 1892) «СВЯТАЯ ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА»(Н. А. БРУНИ) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫУстановила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы».Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — тиун. КРЕЩЕНИЕ ОЛЬГИ(В КРЕЩЕНИИ – ЕЛЕНА)- «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» – в Константинополе в 955 г. лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом (Феофилактом)- БОЛЬШИНСТВО ИСТОЧНИКОВ - в Константинополе осенью 957 г., и крестили её, вероятно, Роман II, сын и соправитель императора Константина VII, и патриарх Полиевкт. ЗОДЧЕСТВОНачало каменного градостроительства на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги). СВЯТОСЛАВ (964 – 972 ГГ.)СЫН ИГОРЯ И ОЛЬГИКРУПНЕЙШИЙ ПОЛКОВОДЕЦ СРЕДИ ПЕРВЫХ РУССКИХ КНЯЗЕЙРАЗГРОМ ХАЗАРИИ (965 Г.)НАЛОЖЕНИЕ ПОВТОРНОЙ ДАНИ НА ВЯТИЧЕЙ (966 Г.)ВОЙНА С БОЛГАРИЕЙ (968 – 969 ГГ.)ВОЙНА С ВИЗАНТИЕЙ (970 – 971 ГГ.)СМЕРТЬ ОТ ПЕЧЕНЕГОВ (972 Г.)ОТЕЦ ВЛАДИМИРА СВЯТОГОИСТОЧНИКИ: «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ», ВИЗАНТИЙСКИЙ ИСТОРИК ЛЕВ ДИАКОН «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» СООБЩАЕТ О ЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ПРАВЛЕНИИ С 964 Г.«Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли [посланников, как правило, перед объявлением войны] со словами: „Иду на Вы!“». ПОХОДЫ СВЯТОСЛАВА (КАРТА) «КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ»(В. КИРЕЕВ, 2011) «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»О ПОХОДЕ СВЯТОСЛАВА НА ХАЗАЫ лето 6473 (965) пошёл Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и град их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов» ФОТО РУИНСАРКЕЛА (БЕЛОЙ ВЕЖИ) 1951 Г. АРАБСКИЙ УЧЕНЫЙ X ВЕКА ИБН-ХАУКАЛЬ СООБЩАЕТ:«Булгар — город небольшой, нет в нём многочисленных округов, и был известен тем, что был портом для упомянутых выше государств, и опустошили его русы и пришли на Хазаран, Самандар и Итиль в году 358 (968/969) и отправились тотчас же после к стране Рум и Андалус… И ал-Хазар — сторона, и есть в ней город, называемый Самандар, и он в пространстве между ней и Баб ал-Абвабом, и были в нём многочисленные сады…, но вот пришли туда русы, и не осталось в городе том ни винограда, ни изюма». ВОЙНА С БОЛГАРИЕЙ (968 – 969 ГГ.)Причина: с помощью денег Византия хотела чужими руками избавиться от противника на и отвлечь другого.968 г. – Святослав обосновался в Переяславце на Дунае.Возвратился из-за нападения на Киев печенегов. 969 Г. В КИЕВЕСмерть Ольги, которая была наместником.Сыновья Святослава получили княжения:ЯРОПОЛК – КИЕВОЛЕГ – ДРЕВЛЯНЕВЛАДИМИР – НОВГОРОДСАМ ЖЕ СВЯТОСЛАВ УДАЛИЛСЯ В ПЕРЕЯСЛАВЕЦ «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» (969 Г.) О СЛОВАХ СВЯТОСЛАВА:«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы». ПОБЕДЫ В БОЛГАРИИ 969 Г.ВЗЯТИЕ ДОРОСТОЛАВЗЯТИЕ ПРЕСЛАВА ВЕЛИКОГО (СТОЛИЦЫ) ВОЙНА С ВИЗАНТИЕЙ (970 – 971 ГГ.)969 г. – византийский император Никифор Фока был убит, на престоле оказался Иоанн Цимисхий969 г. – болгарский царь Петр I отрекся в пользу сына Бориса970 г. – Святослав в союзе с болгарами, венграми и печенегами нападает на Византию «СВЯТОСЛАВ НА ПУТИ К ЦАРЬ-ГРАДУ»(Е. Е. ЛАНСЕРЕ, НАЧАЛО XX В.) ОСНОВНЫЕ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ970 г. - Битва при Аркадиополе (120 км от Константинополя) – вопрос: кто победил971 г. – Иоанн Цимисхий взял Преслав, попал в плен болгарский царь Борис II971 г. – осада Доростола византийцами: после долгих сражений мир РЕЗУЛЬТАТЫ ВОЙНЫ С ВИЗАНТИЕЙСвятослав с войском должен был покинуть Болгарию, византийцы обеспечивали его воинов (22 тысячи человек) запасом хлеба на два месяца. Святослав также вступал в военный союз с Византией, восстанавливались торговые отношения. На этих условиях Святослав ушёл из Болгарии, сильно ослабленной войнами на её территории.Болгарский царь Борис II сложил с себя знаки царской власти и был возведён Иоанном Цимисхием в сан магистра. Вся восточная Болгария была присоединена к Византии, независимость сохранили только западные области.971 г. – Святослав возвращается. ОПИСАНИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСТОРИКА ЛЬВА ДИАКОНА ВНЕШНОСТИ СВЯТОСЛАВА ВО ВРЕМЯ ЕГО ВСТРЕЧИ С ИОАННОМ ЦИМИСХИЕМ:«Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и грёб вместе с его приближёнными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой». «ВСТРЕЧА СВЯТОСЛАВА С ВИЗАНТИЙСКИМ ИМПЕРАТОРОМ ЦИМИСХИЕМ НА БЕРЕГУ ДУНАЯ»(К. В. ЛЕБЕДЕВ, 1880-Е ГГ.) «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» (972 Г.) О ГИБЕЛИ СВЯТОСЛАВА:«Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришёл в Киев к Ярополку». ЛЕВ ДИАКОН О ГИБЕЛИ СВЯТОСЛАВА:«Сфендослав оставил Дористол, вернул согласно договору пленных и отплыл с оставшимися соратниками, направив свой путь на родину. По пути им устроили засаду пацинаки — многочисленное кочевое племя, которое пожирает вшей, возит с собою жилища и большую часть жизни проводит в повозках. Они перебили почти всех [росов], убили вместе с прочими Сфендослава, так что лишь немногие из огромного войска росов вернулись невредимыми в родные места». ПОСЛЕДНИЙ БОЙ СВЯТОСЛАВА В ДНЕПРОВСКИХ ПЛАВЯНЯХ ПАМЯТНАЯ ДОСКА В МЕСТЕ ГИБЕЛИ СВЯТОСЛАВА ЯРОПОЛК (973 – 980 ГГ.)УСОБИЦА ИЗ-ЗА ССОРЫИСТОЧНИК - «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» ВЛАДИМИР СВЯТОЙ (980 – 1015 ГГ.)СЫН СВЯТОСЛАВА ОТ КЛЮЧНИЦЫ МАЛУШИПРИШЕЛ К ВЛАСТИ ПОСЛЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ: ОЛЕГ ПОГИБ В БОРЬБЕ С ЯРОПОЛКОМ, А ЯРОПОЛК БЫЛ УБИТ ВАРЯГОМ ПО ПРИКАЗУ ВЛАДИМИРАРЕЛИГИОЗНАЯ РЕФОРМА: ВЕРХОВНЫЙ БОГ – ПЕРУН (ГРОМОВЕРЖЕЦ)ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА – КРЕЩЕНИЕ РУСИОБОРОНА РУСИЧЕКАНКА ЗОЛОТОЙ МОНЕТЫ - ЗЛАТНИКАИСТОЧНИКИ: «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ», НИКОНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ НИКОНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВЛАДИМИРА:«Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины; Малка же бе сестра Добрыне, — и бе Добрыня дядя Володимиру; и бе рожение Володимеру въ Будутине веси, тамо бо въ гневе отслала ея Олга, село бо бяше ея тамо, и умираючи даде его святей Богородици».  «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» (977 Г.)О ГИБЕЛИ ОЛЕГА ВО ВРЕМЯ ОСАДЫ ОВРУЧА:Пошел Ярополк на брата своего Олега в Деревскую землю. И вышел против него Олег, и исполчились обе стороны. И в начавшейся битве победил Ярополк Олега. Олег же со своими воинами побежал в город, называемый Овруч, а через ров к городским воротам был перекинут мост, и люди, теснясь на нем, сталкивали друг друга вниз. И столкнули Олега с моста в ров. Много людей падало, и кони давили людей, Ярополк, войдя в город Олегов, захватил власть и послал искать своего брата, и искали его, но не нашли. И сказал один древлянин: "Видел я, как вчера спихнули его с моста". И послал Ярополк найти брата, и вытаскивали трупы изо рва с утра и до полдня, и нашли Олега под трупами; вынесли его и положили на ковре. НАЧАЛО ВОЙНЫ ВЛАДИМИРА И ЯРОПОЛКАВладимир в Скандинавии набрал с Добрыней войско и в 980 году вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода, причем по совету своего дяди Добрыни Владимир сначала изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев. Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Именно отказ Рогнеды на сватовство Владимира и вызвал его месть: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Её слова «не хочу розути робичича» («не хочу разувать раба») согласно славянскому обычаю разувания супруга сильно унизили Владимира и Добрыню, так как намекали на статус матери Владимира (сестры Добрыни).ОСАДА КИЕВА «ВЛАДИМИР И РОГНЕДА»(А. П. ЛОСЕНКО, 1770) «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» (980 Г.)О ГИБЕЛИ ЯРОПОЛКА ОТ РУК ВАРЯГОВ ВЛАДИМИРА:«И сказал Блуд Ярополку: "Пойди к брату своему и скажи ему: "Что ты мне ни дашь, то я и приму"". Ярополк пошел, а Варяжко сказал ему: "Не ходи, князь, убьют тебя; беги к печенегам и приведешь воинов", и не послушал его Ярополк. И пришел Ярополк ко Владимиру; когда же входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазуxи. Блуд же затворил двери и не дал войти за ним своим. И так убит был Ярополк». РЕФОРМА ЯЗЫЧЕСКОГО КУЛЬТАКАПИЩЕ В КИЕВЕ с идолами шести главных богов славянскогоязычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши)Человеческие жертвоприношения богам ЛЕВ ДИАКОН О РУССКИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ ВО ВРЕМЯ ОСАДЫ ДОРОСТОЛАВИЗАНТИЙЦАМИ:«И вот, когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы (то есть русские — прим.) вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин . Совершив эту кровавую жертву, они задушили [несколько] грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра». «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ВЛАДИМИРА ДО КРЕЩЕНИЯ:«Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». ЛЕГЕНДА О ВЫБОРЕ ВЕРЛетописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер.Проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства (католицизма).Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. КОНФЛИКТ С ВИЗАНТИЕЙПомощь в борьбе с восставшими в ВизантииВ обмен на это – сестра императоров АннаОбман византийцев и война СИРИЙСКИЙ ИСТОРИК XI В. ЯХЬЯ АНТИОХИЙСКИЙО ПОМОЩИ РУССКИХ ВИЗАНТИЙЦАМПЕРЕДАЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ:Против византийского императора Василия взбунтовался его военачальник Варда Фока Младший, который одержал несколько побед.«… и побудила его [императора Василия] нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий […] И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов и они окрестили царя […] И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей».По Яхъе соединённые силы русов и греков разгромили войска Фоки под Хрисополем в конце 988 года, а в апреле 989 года союзники в сражении под Абидосом покончили с Вардой Фокой.  ЗАХВАТ КРЫМА ИДОГОВОР С ВИЗАНТИЕЙ988 г. - захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра вышла за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Владимир вместе со своей дружиной прошёл обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев, где сразу же повелел опрокинуть языческие идолы. РУИНЫ ХЕРСОНЕСА ИСОБОР СВЯТОГО ВЛАДИМИРА «КРЕЩЕНИЕ ВЛАДИМИРА»(В. М. ВАСНЕЦОВ) «ВЛАДИМИР ВЕЛИКИЙ»(П. К. КЛОДТ, КИЕВ, 1853) «ВЛАДИМИР ВЕЛИКИЙ»(П. К. КЛОДТ, КИЕВ, 1853) «ВЛАДИМИР ВЕЛИКИЙ»(П. К. КЛОДТ, КИЕВ, 1853) «КРЕЩЕНИЕ РУСИ»(В. Г. ПЕРОВ, XIX В.) «КРЕЩЕНИЕ КИЕВЛЯН»(К. В. ЛЕБЕДЕВ) КИЕВСКАЯ РУСЬ ДО И ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ ПОСЛЕДСТВИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ (СХЕМА) ВОССТАНИЯСЕВЕРОКРАИНЫ «КНЯЗЬ ГЛЕБ И НОВГОРОДСКИЙ ВОЛХВ»(С. И. ИВАНОВ) «КНЯЗЬ ГЛЕБ СВЯТОСЛАВОВИЧ УБИВАЕТ ВОЛХВА НА НОВГОРОДСКОМ ВЕЧЕ (КНЯЖИЙ СУД)»(А. П. РЯБУШКИН, 1898) КНЯЗЬ И ВОЛХВ(ЛЕТОПИСНАЯ МИНИАТЮРА) ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКАВЛАДИМИРА СВЯТОГО ЗОЛОТАЯ И СЕРЕБРЯННАЯ МОНЕТАКопирование с ВизантииПолитические мотивыПоказатель суверенитетаПервая монета - златник ЧЕКАНКА ЗОЛОТОЙ МОНЕТЫ – ЗЛАТНИКА (ЭРМИТАЖ) ЧЕКАНКА СЕРЕБРЯННОЙ МОНЕТЫ – СРЕБРЕННИКА (ОДЕССКИЙ НУМИЗМАТИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ) ПРОРИСОВКА СРЕБРЕННИКА ВЛАДИМИРА СВЯТОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОПринимал при согласовании со своим советом, который состоял из его дружины (военных начальников) и старейшин, представителей разных городов.«ЦЕРКОВНЫЙ УСТАВ» - источник церковного права государственного происхождения, изначально составленный в конце X — начале XI веков. Устав впервые на Руси разграничил подведомственность дел между светскими и церковными судами, а также устанавливал уплату десятины со всех княжеских доходов в пользу церкви.ВМЕСТО СМЕРТНОЙ КАЗНИ – ВИРА (ОТКУП, ДЕНЕЖНЫЙ ШТРАФ). ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДОВБольшие города были устроены по-военному, образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей, которая подразделялась на сотни и десятки. Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий, сотнями и десятками также выборные сотские и десятские.

Приложенные файлы

  • pptx 997509
    Размер файла: 6 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий