Антураж и стаффаж


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.

Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Т
омский государственный архитектурно
-
строительный университет
»

(ТГАСУ)












АНТУРАЖ И СТАФФ
АЖ




Методические указания

к курсовому проектированию

по дисциплине «
Методология а
рхитектур
ного проектир
о
вания
»


Составитель В.В.

Янченков












Томск

2012

Антураж и стаффаж: методические указания

к курсовому проектированию
/

Сост.
В.В.

Янченков.


Томск
: Изд
-
во Том.

г
ос. архит.
-
строит. ун
-
та, 2012
.


38

с.



Рецензент
:

к
анд
.

а
рх
.
, доцент

Е.Н.

Поляков

Редактор
:

Е.Ю.

Глотова



Методические указания к курсовому проектированию
по дисциплине «
Методология а
рхите
к-
тур
ного проектирования
» д
ля студентов, обуч
ающихся по направлениям подготовки бакалавров
2701
0
0

«Архитектура», 27030
0

«Ди
зайн архитектурной среды» и 270200

«Реставрация и реконстру
к-
ция архитекту
р
ного наследия» очной формы обучения.


Печатаются по решению методического семинара кафедры теории и ист
о
рии архитектуры №
3

от
17.11.2011 г
.


Утверждены и введ
е
ны в действие проректором по учебной работе В.В.

Дзюбо


с 01.09.12

до 01.09.17
















Оригинал
-
проект подготовлен автором.








Подписано в печать

2
6
.04.2012
.


Формат 84

1
0
8
/16. Бумага офсет
. Гарнитура Таймс.

Уч.
-
изд. л.
3,36
.

Тираж 75

экз. Заказ №

229
.


Изд
-
во ТГАСУ, 634003, г.

Томск, пл.

Соляная, 2.

Отпечатано с оригинал
-
макета в ООП ТГАСУ.

634003, г.

Томск, ул.

Партизанская, 15
.


ОГЛАВЛЕНИЕ

1.
Общие полож
е
ния

................................
................................
................................
........................

4

2.
Общее поня
тие антуража и стафф
а
жа

................................
................................
.......................

4

2.1.
Антураж

и стаффаж в истории архитект
урного черт
е
жа

................................
............

4

2.2.
Функции антуража и стаффажа в архитектурном черт
е
же

................................
.........

7

2.3.
Антураж и стаффаж

в проекциях черт
е
жа

................................
................................
....

8

3.
Основные требования к изображению антуража и ста
ф
фажа

................................
..............

10

3.1.
Соответствие антуража и стаффажа ха
рактеру архитектурного объе
к
та
................

10

3.2.
Графическое решение ан
туража и стафф
а
жа

................................
.............................

11

3.3.
Условность в изображении
антуража и стафф
а
жа

................................
.....................

16

3.4.
Особенности построения компо
зиции антуража и стафф
а
жа

................................
..

16

3.5.
Специфика изображения
элементов
антуража и стафф
а
жа

................................
......

2
0

4.
Методические приёмы разработки антуража и стафф
а
жа

................................
....................

21

4.1.
Упражнение 1.
Стилизация

элементов а
нтуража и ст
афф
а
жа

................................
..

21

4.2.
Упражнение 2.
Выполнение чер
тежа фасада

и плана участка

зд
а
ния

с элементами

антуража и стафф
а
жа

................................
................................
...................

21

Список рекоме
ндуемой литерат
у
ры

................................
................................
............................

23

П
риложение

1

................................
................................
................................
................................
.

2
4

Приложение 2

................................
................................
................................
................................
.

25


4

1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В архитектурных проектах

введение

в

чертеж

элементов
антуража и стаффажа

необх
о-
димо
для

выявления масштаба и масштабности архитектурного объекта, его

связи с окруж
а-
ющей средой
, а также
для придания

чертежу

художественной выразител
ь
ности
.

Мастерство
изображения

антуража и стаффажа
определяется

умение
м

стилизовать, представлять и изо
б-
ражать пр
едметы окружающего мира в разных ракурсах при помощи различных графич
е-
ских
средств
.

Умение рисовать антураж

и стаффаж

является одним из необхо
димых элементов гр
а-
фической под
готовки
студентов

архитектурн
ого

факультета (по специальностям
«Архите
к-
тура»
, «Диза
йн архитектурной среды»,

«Реставрация и реконструкция архитектурного
наследия»
)
, т.

к. именно детали
архитектурного рисунка, сопровождающего чертеж,

помог
а-
ют н
аиболее полно раскрыть идею пр
о
екта.

Цель задания



понять

и проанализировать роль окружа
ющей сре
ды в процессе фо
р-
мирования архитекту
рного объекта, научиться изобра
жать ее на чертеже средствами арх
и-
тектурной графики.

Основные з
адачи:



научиться
изображать и

стилизова
ть

предметы окружающего мира

(элементы ант
у-
ража и стаффажа)
;



освоить различные
граф
ические техники

и приемы

исполнения

антуража и ста
ф
фажа;



начертить фасад

и план участка

любого

двух
-

или трехэтажного

архитектурного об
ъ-
екта
и

подобра
ть

к

не
му

элемен
ты

антуража и стаффажа
;



формирование композиции чертежа пров
ести

с учетом необходимост
и выявления
особенностей архитектурного объекта (
при
выбор
е

типа окружающего ландшафта
; распол
о-
жении

объектов относительно линии горизонта

и при компоновке на листе; при выборе ст
е-
пени

симметрич
ности

и динами
ч
ности

компози
ции).

В настоящих указаниях иллюст
ративный материал представлен в черно
-
белом вар
и
анте.
В электронной версии часть иллюстраций
(рис. 1, 4, 18, 19, 20, 21, П.2.9)

выполнена в цвете.

2.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ А
НТУРАЖА И СТАФФАЖА И ИХ ФУНКЦИИ

2.1.
Антураж и стаффаж в

истории архитектурного чертежа

Одн
им из наиболее специфических видов изобразительного искусства является арх
и-
тектурный рисунок. Архитектурный рисунок


это любое, в том числе и не имеющее прям
о-
го отношения к проектированию, графическое изображение архитектуры, выполненное от
руки. Архитект
урный рисунок может рассматриваться как в качестве самостоятельного пр
о-
изведения, так и в качестве дополнения, например, к
архитектурному чертежу, который в с
и-
лу своей специфики должен передавать взаимосвязь проектируемого объекта с природным и
предметным
окружением. В качестве такого дополнения могут выступать изображения л
ю-
дей, животных, транспортных средств, деревьев и пр. Архитектурный рисунок
,

оформля
ю-
щий проект
ный чертеж
,

принято
называть антуражем и стаффажем.

Антураж

(
франц
.
entourage
)



окружение,
окружающая среда, обстановка. В архите
к-
турной графике под антуражем понимаются изображения окружающего проектируемый об
ъ-
ект ландшафта (рельеф
а, растительности
, други
х сооружений
)
, позволяющие оценить ст
е-
пень взаимодействия сооружения со средой, в которой о
но находится
.

Стаффаж

(
нем.
staffage
)



в пейзажной живописи


фигуры людей и животных, им
е-
ющие второстепенное значение.
В архитектурной графике


это

изображения

людей, живо
т-
5

ных, транспортных средств и других

элементов

предметной

среды
, которые позволяют
с
у-
дить о масштабах
архитектурно
го сооружения.

Понятие антуража появ
ило
с
ь

в архитектурной терминологии к середине
XVIII

века


незадолго до того, как в России
появились архитектурные чертежи

в

их

современном пон
и-
мании.
Несколько позднее вводится понятие ста
ффажа. Наи
высшего

мастерства

архитекту
р-
ной графики достигли

зодчие классицизма

конца
XVIII

XIX

вв.

В.И.

Баженов, М.Ф.

Казаков,
А.Н.

Воронихин, Д.

Квар
енги

и др.
При изображении антура
жа и стаффажа
мастера эт
о
го
периода

след
овали

традициям реалистической жи
вописи, использ
овали

тонкий и точный р
и-
сунок, закон
омерности воздушной перспективы. Личный, индивидуальный почерк автора
отража
л
ся

в манере

изображения
деталей

рисунка,

компонов
к
е

чертеж
а

и
способ
ах

раскр
ы-
тия архитектурной идеи
. Так,

например,

неповторимос
ть
работ

Д. Кваренги
выражается в
скрупуле
зном р
и
сованном изображении

деталей антуража

и стаффажа, выполн
енных

кистью
и пером,

хотя

нередко
им свойственна

композиционн
ая

«
перегружен
ност
ь
»

чертеж
а

элеме
н-
тами графики

(рис.

1)
.

Для

работ

же

некоторых

его совр
еменников

характерно
минимальное
количество, а порой и

полное

отсутствие

деталей рисунка, шрифтовых или цифровых поя
с-
нений

на черт
е
жах
.


Рис. 1.

Нарвские ворота в Санкт
-
Петербурге

(1814 г.)
. Главный фасад. Архитектор Д. Кваренги

В к
онце
XIX



н
ачале
XX

вв
.

с

появ
лением фотографии

и кинематогра
фа начали

разв
и-
ват
ь
ся новые теории зрительного восприятия цвета. Для
архитектурной

графики
данного п
е-
риода
характерна лаконичность, обобщенность и точность графического языка
;

локальность
и предметность цвета
, выражен
ные в новых приемах изображения антуража и стаффажа г
у-
ашью, темперой, лаком, бронзой
.
При изображении антуража широко применя
лись

фот
о-
монтаж и аппликация, повыша
ющие

скорость изготовления чертежей. Для мастеров арх
и-
тектуры, таких как А.В.

Щусев, братья Вес
нины, К.С.

Мельников, Г.Б.

Бархин и др.
,

хара
к-
тер
но экономное изображение среды:

антураж если и привлек
ал
ся, то лишь для выявления
масштаб
ности

объекта или его

связи

со средой. Так, в работах М.
Я.

Гинзбурга

крупные ге
о-
метризирова
нные объе
мы с большими пове
рхностями остекления, выполненные в техни
ке
покраски гуашью с

четким рисунком оконных перепле
тов
,

сопровождаются деталями
окр
у-
жения
,

выполненны
ми

в аналогичном стиле (линейный контур и заливка гуашью)
.

В разли
ч-
6

ных проектах архитектора антураж представляетс
я
в виде

тонких, графичных силуэтов ств
о-
лов деревьев, а стаффаж


в виде

силуэтов

человеческих фигур

и изображений

угловатых а
в-
томобилей
(рис.

2)
.


Рис. 2.

Конкурсный проект конторского здания для акционерного общества «Оргаметалл»

в Москве

(
1926

1927 гг.
).
Перспектива
. Архитектор

М.
Я
.

Ги
н
збург

Несколько иной стиль оформления архитектурного

чертежа присущ работам Ле Ко
р-
бюзье: в одном случае это серии рисунков и эскизных схем ортог
о
нальных проекций здания,
в другом


набор крупных чертежей, выполненных в ск
упой и точной линейной графике.

У
Ле Корбюзье
,

в
не зависимости от формы подачи проекта, рисунок, оформляющий чертеж
,

чрезвычайно прост

и лаконич
е
н, как правило,

выполнен

в линейной
графике, реже с прим
е-
нением прозрачной тушевой заливки. Рисунки и чертежи Л
е Корбюзье являются пр
и
мером
рационального построения природной и предметной среды, окружающей архитектурный
объект
, несмотря на то, что порой им присуща некоторая небрежность

(рис.

3)
.


Рис. 3
.

Марсельская жилая единица (
1947

1952)
. Эскиз. Архитектор Ле
Корбюзье

Резкий скачо
к в развитии компьютерных технологий в к
онце

XX

в.
, а также удорож
а-
ние ручной подачи проекта
повлиял
и

на архитектурную графику. Появилось множество
компьютерных программ, позволяющих максимально увеличить реалистичность
ортог
о-
нальных

и

объемных

проекций
, а также скорость выполнения проекта
.
В
изуализации мод
е-
7

лей архитектурных объектов при помощи графических редакторов накладываются на пре
д-
варительно подготовленные цифровые фотографии ландшафта (цифровой фотомонтаж), в
котором предполагае
тся возв
е
дение проектируемого сооружения. Данный метод позволяет
наиболее достоверно оценить связь будущего строения с реальной окружающей средой, но в
то же время
способствует обезличиванию

графики,
исчезновению

«почерк
а
» архитектора.
В
современном архите
ктурном чертеже

стилизация оформляющего

рисун
к
а

фактически отсу
т-
ствует


ее

заменили реалистичные
изображения антуража и стаффажа, получен
н
ы
е,

как
правило,

методом компьютерного моделирования либо при помощи фотомонтажа

(рис.

4)
.


Рис. 4.

П
роект Оперного
театра в Турции

(
Izmir

O
pera

H
ouse
)
. Перспектива.

А
рхитектурная студия
Ozel

Office

Несмотря на все достоинства
компьютерной графики,

рукотворное

выполнение зарис
о-
вок, эскизов и проектов
имее
т свои преимущества.

Ручная графика
позволяет
архитектору
«прочувс
твовать»
, понять

форму, фактуру и другие качества изображаемых объектов,
с
о-
здать более выразительные образы
, передать определенное настроение
, подчеркнуть инд
и-
видуальный «п
о
черк» и мастерство автора, да и всегда находящиеся под рукой карандаш и
блокнот для

зарисовок позволяют быстро запечатлеть
новую идею.
Также нередко
в комп
о-
зицию проекта, выполняемого на компьютере, включаются отсканированные
эскизы и зар
и-
совки с целью показать процесс формирования идеи и выделить
наиболее

подходящий

вар
и-
ант для той или
иной задачи.
Кроме того, данный прием может использоваться для придания
художественной выразительности проекту. Таким образом, для учебного про
ект
и
рования

(
особенно на младших курсах
), целью которого

является

освоение

графического
языка арх
и-
тектора
,

одним
из ключевых элементов обучения
становится

рукотворное исполнение ант
у-
ража и стаффажа.

2.2.
Функции антуража и с
таффажа в архитектурном чертеже

Архитектурный рисунок
, оформляющий чертеж

(антураж и стаффаж)
,

многофункци
о-
нален, в связи с чем следует выделять

композиционную, коммуникационную и художестве
н-
но
-
графическую функции.

8

Композиционная функция

Антураж и стаффаж

служа
т

как средства

выявления масштаба
и масштабности
арх
и-
тектурного объекта,

т.

е. для определения размеров проектируемого сооружения или

прид
а-
н
ия монументальности в зависимости

от

композицион
ной задачи. Композиционная функция
также раскрывает взаимодействие и взаимосвязь архитектурного объекта с окружающей
средой, чем способствует выявлению композиционного замысла сооружения (за счет выя
в-
ления це
лого ряда характеристик, например, зависящих от времени года, состояния погоды и
пр
о
чих факторов).

Коммуникационная функция

Коммуникационная функция архитектурного рисунка выражается в возможности пер
е-
дачи информации разным группам людей при помощи

различн
ых

графических средств
.

Можно выделить три уровня

такой

коммуникации.

На первом уровне общение
происходит
между специалистами

и
, как правило,

осуществляется при помощи линейного чертежа
,
чт
е-
ние которого подразумевает знание профессионального графического я
зыка
.

На данном
уровне

а
нтураж и стаффаж носят условный символический характер.

На втором уровне



между специалистами и неспециалистами

с помощью демонстрационного чертежа

нтураж
и стаффаж выполняются во всем понятной тональной или цветной графике
)
.

На
третьем


между специалистами и зрителем с помощью архитектурной графики, не имеющей профе
с-
сионального значения и воспринимаемой как произведение искусства


нтураж и стаффаж
выполня
ются живописными, художественно
-
выразительными
)
.

Ху
дожественно
-
графическая

функция

Обладая высокими эстетическими качествами
, графические формы

изображения

ант
у-
раж
а

и стаффаж
а способствую
т выявлению характера архитектурного

объекта, композиц
и-
онного замысла

чертежа, отражаю
т
индивидуальность графической техники

и индивидуал
ь-
ное м
астерство
а
в
тора рисунка.

2.3.
Антураж и стаффаж

в
проекциях чертежа

Полное представление об архитектурном объекте
складывается

при наличии

его

орт
о-
гональных (плоскостных)

и объемных

(пространственных)

изображений
,
т.

е. изображений,
характеризующих пропор
ции и размеры сооружения объективно и с искажением. В связи с
этим

следует различать ортогональные

(на чертежах планов, фасадов и разрезов здания)

и
объе
мные (перспективные и аксонометрические) изображения антуража и стаффажа.

Также
допустимо сочетание орт
огональных и объемных изображений, например,
совмещение

пе
р-
спективного изображения
архитектурного объекта с плоскостными изображениями антур
а
жа
или фасадов сооружения с объёмными элементами стаффажа и т.

д.

На чертежах фасадов антураж и стаффаж вводятся бо
лее активно, нежели в планах,
разрезах и объёмных изображениях в силу специфики данного вида изображения объекта.
Помимо выполнения основных функций антур
аж и стаффаж позволяют решить
ряд других
задач. Например, применение различных графических техник испо
лнения антуража и прое
к-
ций

архитектурного объекта позволяет дифференцировать пространства пере
д
него и

заднего
планов, а также придать композиции

эффект глубин
ности

(рис.

5
)
.

А
нтураж

наиболее эффе
к-
тивен

на чертежах фасадов

в случае, когда требуется выделить

наиболее характерные ос
о-
бенности архитектурного объекта. Стаффаж

же

способен выявлять

не только

масштабность
с
о
оружения, но и его характер, назначение и функции. Изображение элементов стаффажа
в
разных ракурсах усиливает х
у
дожественную выразительность чер
тежа.

В чертеж
и

планов
, как правило,
вводится

только

антураж
,

преимущественно

с

целью
передачи взаимосвязи внутренних и
внешни
х пространств

объекта

(
р
ис.

6
)
.

На чертежах ра
з-
резов вводится и стаффаж в качестве указателя масштаба, а антураж выполняет ту же ф
ун
к-
9

цию, что и на чертежах планов. Чтобы достичь цельности и лаконичности общей композ
и-
ции проекта, ч
ертежи планов, разрезов сооружения и оформляющего р
и
сунка рекомендуется
выполнять в одной технике графического исполнения.


Рис. 5.

Антураж и стаффаж на че
ртежах фасадов


Рис. 6.

Антураж и стаффаж на чертежах планов

В аксонометрическом изображении антураж

и стаффаж на ближнем и дальнем

планах

выполняю
тся
без искажения масштаба
, в связи с чем характер графического решения
оформляющего рисунка

и детальность е
го проработки могут быть едины.

К перспективным
изображениям антуража и стаффажа применяются принципы воздушной перспективы и
масштабных соотношений


элементы переднего плана, как правило, изображаются нас
ы-
щенными, контрастными по тону цветами, высоко дет
ализированы и нередко выделяются
резким контуром


ис.

7
)
. По мере удаления элементов на задний план изображения стан
о-
вятся более условными, цвета менее насыщенными, тона более размытыми. На дальнем
плане

детализация элементов антуража и стаффажа минимальн
а, тона приглушенные, ко
н-
трасты мягче. Как правило, изображения дальнего плана выполняются в светлых тонах либо
в технике штриховки, либо исключительно при помощи контуров.

Несколько большую роль играют изображения антуража для градостроительного и
ландшаф
тного проектирования, в частности в чертежах генерального и ситуационного пл
а-
нов. На данных чертежах антураж является главным элементом, т.

е. зеленые массивы, ге
о-
метрическ
ие характеристики рельефа, водое
мы являются составными элементами проект
и-
руемого объ
екта. Для ландшафтного проекта антураж
,

собственно
,

и является объектом пр
о-
ектирования, что говорит о важности изучения темы «антураж и стаффаж» и

о

необходим
о-
10

сти наличия у проектировщика необходимых навыков в изображении деревьев, людей, ж
и-
вотных и трансп
ортных средств.


Рис. 7.
Антураж и стаффаж на перспективных изображениях

3.
ОС
НОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИЗОБРАЖЕНИЮ

АНТУРАЖА И СТАФФ
А
ЖА

3.1.
Соответствие антуража и стаффажа

характеру архитектурного объекта

Антураж

и стаффаж

как элемент
ы

графического языка архи
тектора и средст
во

офор
м-
ле
ния архитектурного чертежа долж
н
ы

строго соответствовать характеру архитектурного
объекта, его функциональным и образным характеристикам. В качестве
признаков

соотве
т-
ствия антуража

и стаффажа
характеру объекта
выделяются
: соответс
твие графических форм
архитектурному замыслу, об
разному

строю о
бъ
екта
;

усиление

таких качеств, как монуме
н-
тальность, динамичность и пр.
при помощи
оформляющего рисунка
;

раскрыти
е функ
ци
о-
нальных особенностей объекта
.
Э
лементы антуража

и стаффажа

могут ук
а
зы
ва
т
ь

на характер
объекта, так
, например,

включение в композицию чертежа рисунка надувного матраца

может
обознача
т
ь

функцию отдыха
, а рисунка спасательного круга



наличие водоема

(рис.

8).


Рис. 8.

Антураж и стаффаж

как средство

определения

характер
а и фу
нкции

объекта

Помимо раскрытия функциональных особенностей объектов антураж

и стаффаж сп
о-
собствую
т раскрытию их образности.
Т
очно подобранные и умело вкл
ю
ченные
, э
лементы
антуража

придают человеческий масштаб и создают соответствующее эмоциональное
11

настрое
ние
в

восприятии архитектурного чертежа. Элементы зелени и благоустройства х
а-
рактеризуют своеобразие и органичность включения объекта в ландшафт
.

Т
акже

учитыва
е
т-
ся

индивидуал
ьный стиль объекта



с ним
согласуют

особенност
и рисунка, оформляющего
чертеж.

Хар
актер

условного рисунка
, как правило, соотносится со стилистикой

изобража
е
мого
объекта, например, отражает стиль и моду определенной исторической эпохи. В зав
и
симости
от архитектурного стиля объекта подбира
ю
тся

одежда людей, транспортные средства, а та
к-
же
техника исполнения рисунка

(
рис.

9).


Рис. 9.

Антураж и стаффаж как указатель исторического периода

3.2.
Графическое решение антуража и стаффажа

Архитектурная графика претерпевает в своем развитии стилевые изменения. Это
отр
а-
жается

в графическ
о
м
оформлени
и

архитектурных чертежей,
т.

к.

стан
овление и

развитие
т
о
го или иного направления в архитектуре

связано

и

с поиском

нового, более

подходящего

графического языка
.

Стилевое решение архитектурного чертежа определяется характером архитектурного
объекта, архите
ктурным замыслом и

необходимостью
расстановки
смыслов
ых

акцен
тов
.
А
р-
хитектурные чертежи

проекта
, как правило
,

выполняются

в единой графической ма
не
ре и
технике.
Стилевое е
динство
проекта

достига
ется
выбором графического приема
ис
полн
е
ния
,

наиболее полно
ра
скры
вающего

характер

проектируемого

объекта
, а также
точным опред
е-
лением и включением в архитектурный чертеж элементов антуража

и стаффажа
,

создающих
единый художественный образ.

Нарушение стилевого единства
(
включение элементов

др
у-
гого стиля)

допускается
в тех случаях, когда архитектурный чертеж необходимо дополнить
фрагментами, документами, чертежами других авторов. Также
допускается

возможность в
ы-
полнения архитектурного чертежа в графике

документ
а (либо его фрагмента),

включаем
ого

в
чертеж
.

Стиль, характ
ер и структуру антуража и стаффажа предопределяет выбор
вида графики
исполнения.

Особенность
линейн
ой

графики

заключается в том, что автор
ский замысел выражается
лишь с помощью конту
ра предметов,
линейного заполнения композиции
.
Главное средство
её выразит
ельности


в

контрасте линий с плоско
стью изображения. От ясности начертания
каждой детали, чет
кости пересечений контуров предметов, наклона, толщины

и фактуры
линий завися
т пол
нота и активность восприя
тия.
Характерные для линейной графики техн
и-
ки выполнен
ия антуража и стаффажа

(рис.

10

13)
: линейный рисунок
,

линейный

растр
,
12

штрих
, пуантель. Применяемые средства и инструменты: карандаши, угольные палочки,
сангина, перья, фломастеры, рапидографы, изографы, линеры, рейсфедеры, цирк
у
ли.


Рис. 10.
Пример испол
нения антуража и стаффажа в технике линейный рисунок


Рис. 1
1
.
Пример исполнения антуража в технике линейный растр


Рис. 12.

Пример штриховой техники исполнения архитектурного рисунка

Тон
альн
ая графика



эффективное средст
во, изображающее силуэт, поверх
н
ость пре
д-
метов, их массу и

освещенность. В изображении

антуража и стаффажа необхо
димо умение
учит
ы
вать тон бумаги как самый светлый в градации применяемых тон
ов. Не тонированные
участки бумаги воспринимаются как осве
щенные или светлые части формы, а контра
стир
у-
ющие

с ней п
о
верхности, покрытые то
ном,



как затененные или т
емные части предметов
.

13


Рис. 13.

Пример исполнения архитектурного рисунка в технике пуантель

Фигуры людей, животных, ри
сунки деревьев и автомобилей изображаются в виде ц
е-
ликом покрытого то
ном силуэта или в виде частично за
полн
енного

тоном контура. Сила т
о-
на меняется, отражая характер осве
щенности, массу и
положение формы в пространстве.

Техники выполнения антуража и стаффажа тоном (рис. 14

17):

отмывка, лессировка, штрих,
ретушь, заливка. П
рименяемые средства и инструменты: карандаши, угольные палочки, са
н-
гина, фломастеры, к
и
сти, аэрографы, летрасет, аппликация, коллаж, трафарет.



Рис. 14.

Пример исполнения архитект
урного рисунка в технике отмывки

(тон)


Рис. 15.

Пример исполнения антуража в технике лессировк
и

(тон)

14


Рис. 16.

Пример исполнения архитектурного рисунка в технике штрих (тон)


Рис. 17. Пример исполнения антур
ажа и стаффажа в технике заливки

(тон)

Цвет
ная графика

в изображении антура
жа и стаффажа, в э
скизных и демонстрацио
н-
ных чертежах применяется

довольно часто
.
Ц
ветов
ая

график
а

имеет несколько разновидн
о-
стей, под
чиняющихся общим правилам, суть которых состоит в т
ом, что рисунок антуража
и стаффажа исполняется в сдержанной цветовой гамме, сохраняющей
ц
е
лостное, условное
вос
приятие

архитектурного чер
тежа или рисунка.

Техника подбора цветов в цветовой гр
а-
фике строится на смешивании красок на основе какого
-
либо одного основ
ного цвета, об
ъ-
единяющего цвето
вую композицию. Владение приемами цветной графи
ки пр
едполагает
наличие развито
г
о чувства меры в использова
нии цвета

(а также з
н
а
ние грамоты

соглас
о-
ванности цве
тов, значения

«величины цвета»



размера поверхности, по
крытой ярким или
локальным цветом
).

Техники исполнения, применяемые средства и инструменты ан
алоги
ч-
ны применяемым в тональной графике
,

с одним отличием


использование
м

полихромат
и-
ческой гаммы цветов

(рис. 18

21
)
.


Рис. 1
8
.

Пример исполнения архитектурного рисунка в технике отмывк
и

(цвет)

15


Рис. 19
.

Пример исполнения антуража в технике лессировк
и

(цвет)

На практике
возмож
но сочетание различных
спос
обов, средств, приемов.
Линейный
рисунок
в сочетании с

отмывкой акварелью или тушью


наиболее

распространенная

в
арх
и-
тектурной графике тех
ника изображения
. Выразительность рисунка за
висит от
контура дет
а-
лей, обозна
чающих передний и да
льний планы графической комп
о
зи
ции, от соотношения

толщины

лини
й с интенсивностью тона.


Рис. 20
.

Пример исполнения архитектурного рисунка в технике
зали
вк
и

(цвет)


Рис. 21
.

Пример исполнения архитектурного рисунка в техни
ке штрих (цвет)

Тол
щина линии

и

величина
покрытой

поверхности определя
ю
т роль каждой детали в
рисунке, ее место в композиции листа, положение в пространстве, ее взаимод
ействие с
остальными элементами
изображения.

Большое значение имеет гра
мотное использова
ние
листа

бумаги как изобразительной поверхности. Бумажный лист в зависимости от обсто
я-
16

те
льств воспринимается либо как во
з
душная среда,

либо как ограниченная контуром рисунка
по
верхность предмета,
либо

как складк
и местности или д
е
тали рельефа.

Целесообразн
ость
использования тех или иных сочетаний или приемов определя
е
тся требованиями к а
н
туражу

и стаффажу, а также конкретной задачей представления информации об архитектурном объе
к
те.

3.3.
Условность в изображении антуража и стаффажа

Лаконичность архитектурно
го чертежа и графического
представления

информаци
и

я
в-
ляется наиболее общим
,

универсальным принципом и требованием
. Она

выражается в четк
о-
сти построения,
ясн
о
с
ти представления и удобочитаемо
с
т
и

архитектурного чертежа. Нео
б-
ходимость
с
о
б
л
ю
дения требования лак
оничности определяется психофизиологическими
особенностями восприятия человека. Применительно к антуражу

и стаффажу

требование л
а-
кони
ч
ности означает
: выявление и раскрытие

архитектурного
замыс
ла и проектного решения

наиболее эконом
ич
ным
,

простым
способом,
за счет строгого
от
бора элементов, точного их
размещения и наиболее прост
о
го
графичес
кого
ис
полнения
.

Антураж

и стаффаж являю
тся условным
и изображения
м
и

какого
-
либо реального об
ъ-
екта

либо

окружающей среды.
Различают иконическ
и
е и символические изображения

ант
у-
ража

и стаффажа.

Иконические

изображения



это копии, изображения
реально
й окружающей
с
реды
,
тождественн
ые

естественной сред
е
.

Данные

изображения создаются в
архи
тектурной граф
и-
ке путем более или менее

точного

копирования

действительности.
Практически
вся ре
ал
и-
с
тическая живопись


это собрание
иконических

изображений. Архитектурный пейзаж, в
ы-
полненный архитектором
X
VIII

XIX

вв.
,

является изображением оп
ре
деленного ландшафта
или местности,
иконически
е свойства которого выражены наиболее полно.
Изображени
е

той
же местности в плане или генплане архитектурного объекта облада
е
т элементами символ
и-
ки.
Например, о
кружность часто

служит

символ
ом

дерева,

горизонтали


рельеф
ом

местн
о-
сти и т.

д
.

Символические

изображения
среды



это наглядно
-
образная форма передачи

наиболее

существенных сторон представления

человека

об этой среде. В отличие

о
т

иконических,
символические изображения антуража

и стаффажа

выходят за рамки вне
шн
его сходства с
действительным о
бъектом
. Примером символического изображения антуража могут слу
жить
изображения массивов зелени в плане в виде точек или окружностей и т.

д.

Выбор характера изображения антуража

и стаффажа

зависит от уровня ком
муникати
в-
ной

сложности архитектурного чертежа. Изображение антуража на первом уровне
коммун
и-
кации (
общение ме
жду специалистами
)
, как правило,

носит символический характер, на вт
о-
ром и третьем уровнях коммуникации

(
общение между специалистами
и неспециалис
тами
)

в

основном используются
икони
ческие изображения антуража как наиболее эффективные в
представлении информ
ации.

Сложность изображения,

его насыщенность деталями в ри
сунке, оформляющем че
р-
теж, зависит от размера рису
нка: чем меньше физическая величина изображения, тем в
боль
шей степени оно должно быть условным, лаконичным. Такое качество не распростран
я-
ется на
все виды изобразительног
о искусства

(
в рекламе, пла
кате, промышленной графике,
живописи размер изображения не всегда соответствует его
лаконичности
)
.

3.4.
Особенности построения композиции антуража и стаффажа

Композиция архитектурного чертежа


соединение

отдельных элементов (фасад
ов
,
пла
нов
, разрез
ов

и
т.

д.) в единое целое. Целостность архитектурного чертежа является ва
ж-
17

нейшим критерием

эстетическ
ой

оценк
и и

оценки качества графического представления и
н-
фо
р
мации об архитектурном объекте.

Антураж

и стаффаж
являю
тся важным средством
достижения

композиционной цельн
о-
сти архитектурного чертежа.
Они

позволяю
т уравновесить основные массы архитектурного
чертежа
,

связать отдельные элементы воедино, создать определенное ритмическое постро
е-
ние, усилить выразительность

ос
новных
элементов
.

На

практике архитектору приходится чаще

всего сталкиваться с проблемой компоновки

деталей антуража и стаффажа с

ортогональной проекцией здания, реже



с его перспекти
в-
ным или аксонометрическим

изображением.
При расположении
проекции зд
ания в центре
листа
, а

элементов антуража и

стаффажа



симметрично относительно

центральной оси с
о-
оружения
,

композиция

чертежа смотрится примитивно

(
р
ис.

22
)
.
Р
асположение деталей

а
н-
туража и стаффажа

ниже линии горизонта

возможно, но

если

их контур

зритель
но не связан
с контуром здания,

то

целостное восприятие

композиции чертежа

затрудняется
.
В
ариант
расположения деталей

антуража и стаффажа выше уровня

горизонта

может создать впеча
т-
ление

ч
резмерного

удалени
я от объекта
, что затрудняет

их зрительную связь с
проекцией с
о-
оружения,

не дает информации о его

масштабе.
Принято

закреплять
з
рительную

связь дет
а-
лей антуража и стаффажа

с проекцией сооружения, располагать

их на линии горизонта, п
е-
ресекать

их контуры с абрисом здания
.
В этом случае

изображение антуража и

стаффажа в
ы-
являет

размер сооружения, создает впечатление

реальной среды, окружающей

здание.


Рис. 2
2
.

Примеры расположения антуража и стаффажа относительно линии горизонта

Немалую роль в композиции

чертежа играет
расположение объекта

и линии горизонта

от
носительно

плоскости листа

(
р
ис.

2
3
)
.

П
роекция архитектурного

сооружения
, размеще
н
ная

в

ниж
ней части листа
,

бывает оправдана

лишь в случае, когда автору по

тем или иным пр
и-
чинам необходимо

подчеркнуть превалирующее значение

пространства, окружающего зд
а-
ние
.
Если

проекция объекта и линия горизонта располагаются

посередине

листа
,
то

это

дел
а-
ет композицию

чертежа невыразительной,

о
днако

негативное впечатление мож
ет

попр
а
вить

18

изображение антуража в нижней

части листа,

которое

уравнове
сит

композицию.
В

сл
у
чае

ра
сположения

объекта
на кромке водоема

или

на высок
ом

рельеф
е

л
иния горизонта

и объект
изображаю
тся в верхней части

листа
,
соответств
енно нижнюю часть занимает
рисун
о
к
ландшафта
.

Наиболее распространенный способ расположения


чуть ниже середины листа.


Рис
. 2
3
.

Примеры расположения проектируемого объекта

и линии горизонта относительно

плоскости
л
и
ста

Во всех случ
аях ком
позиционн
ая

направленность чертежа

должна подчеркиваться
с
о-
отве
тствующим характером рисунка ландшафта, очертаниями деревьев, расположением ф
и-
гур людей, животных, экипажей и автомоби
лей.

Не рекомендуется располагать элементы а
н-
туража и стаффажа на осях сооружения, перекрывать изображения архитектурных акце
н
тов.
О
чертания
оформляющего рисунка

не должны повторять очертания, силуэт
,

форму и хара
к-
т
ер сооружения, а, напр
о
ти
в
, должны их дополнять или быть с ними контрастными
.

В зависимости от конкрет
ных задач изображение мо
жет быть
плоскостным

или
гл
у-
бинным.

Эти противоположные

по своим свойствам качества достигаются с помощью гр
а-
фиче
ских п
риемов, под
черкивающих или
,

наоборот
,

расчленяю
щих цельность восприятия
плоск
о
сти изображения.
Если

и
зображения фигур,

деревьев не расчленяют плос
кость листа
бумаги, а л
ишь равномерно заполняют ее правильными метрическими ше
ренгами, то

т
акое
расположение элементов по
казывает, что все фигуры находятся в одной плоскости, одинак
о-
во удалены от зрителя



формируется плоскостная композиция
.

Самый эффек
тивный граф
и-
ческий прием глубинности изображения


линейная перспек
тива
.
Основу иллюзии глуби
н-
ности

м
о
гут созда
т
ь

несколько
наклон
ных линий, сходящихся в одной точке. Впечатление
глубины усиливается последовательным уменьшением размеров фигур от переднего плана к
заднем
у. Эти простые графические приемы заставляют зрителя представить в линейном
изображе
нии воздушное пространс
тво
, наполненное реальными пред
метами.

Сущ
е
ствует
ряд графических приемов, создающих иллюзию глубинно
сти в ортогональном изо
б
ражении:



п
рием наложения изображения передне
го плана на изображение заднего;

19



прием сопоставления фигур в разных масштабах, где впе
чатление глубины возникает
за счет восприятия разницы в размер
ах крупных и мелких изображений;



прием интенсивного выделения деталей переднего плана толст
ым

контуром
, инте
н-
сивным штрихом или заливкой, что такж
е создает ощущение глубинности


ис.

24
)
.


Ри
с. 24
. Способы придания глубинности чертежу

Основу всех этих приемов составляет механ
ика сопоставления предметов, ве
личина и
взаиморасположение которых создают иллюзию пространственности, по силе впечатления
не уступающе
й перспективе
.


Рис. 25
. Примеры с
татичной и динамичной композиции чертежа

Динамика и статика изображения



средство сообще
ния рисунку состояния покоя или
движения.

По желанию автора чертежу или рисунку можно сообщить состояние покоя или
движени
я


ис.

25
)
. Это зависит от задач графиче
ской

композиции, характера изображаем
о
го
объекта.
Динамичность рисунка усиливается изображе
нием деревьев с наклонными ствол
а-
20

ми, развевающимися ветвями. Чем более спокойны и уравновешенны очертания ри
сунка,
чем ближе оси фигур к вертикали, тем спокойнее

графиче
ская композиция.
В противоп
о-
ложность состоянию по
коя динамика изображ
ения достигается нарушением рав
новесия ф
и-
гур в рисунке,

отклонением их осей от вертикали. Статичность или динамич
ность рисунка
антур
ажа и стаффажа должны соответствовать архитектурному за
мыс
лу, создавать необх
о-
димое для восприятия творческой и
деи состояние покоя или напряже
ния.

В

композиции чертежа архитектурный

объект должен восприниматься легко и

ясно
.

Основное значение проекции архитектурного

объекта заставляет с особым

вниманием отн
е-
ст
ись к интенсивности

заполнения чертежа, количеству и

манере изображения деталей ант
у-
ража и

стаффажа
.

Густая вязь линий, множество деталей

затрудняют во
с
приятие проекции

архитектурного объекта, отвлекают внимание

зрителя.
Минимальное чи
с
ло

деталей

рисунка

п
озволяет воспринимать

композицию

сооружения,

пластику

его формы, размер. Антураж и

детали стаффажа

должны выполня
т
ь

свою основную

задачу



помога
т
ь

зрителю освоить

идею архитектурного замысла.

3.5.
Специфика изображения элементов антуража и стаффажа

Стилиз
ованное изобра
жение деревьев, деталей рельефа

и городского окружения


а
стройки)

Изображения растительности и деталей рельефа должны иметь условный характер, т.

е.
отобража
т
ь

наиболее

характерные очертания стволов и крон д
еревьев,

наиболе
е выразител
ь-
ные ли
нии складок местности

и

общие контуры силуэта архитектурных сооружений.

Ур
о-
вень детализации антуража выбирается
согласно тому, что

элементы окружения являю
т
ся

лишь

дополнением к
проекциям
архитектурного

объекта, не отвлекая на себя внимание зр
и-
теля

(рис.

П
.2.
1

3)
. Виды и размеры растений
, типы ландшафта, отображаемые времена года

должны выбираться в соответствии
с той природно
-
климатической средой, в которой пре
д-
полагается размещение проектируемого сооружения, а также с его функцией и назнач
е
нием

(табл.

П.1
.
1)
.

Изображение людей и животных

Фигуры

людей

на чертеже

переда
ют

характер

их

деятельности в данном простра
н
стве.
Поэтому
они

должны соо
тветствовать масштабу и функцио
нальному назначению простра
н-
ства.

Изображаемая на них о
дежда должна быть

соответствующей
,
необходимо избега
т
ь

н
е-
нужных

деталей, отвлекающих

вни
мание от более значимых элементов чертежа.

Д
опустимо

показать жесты людей
.

Динамичность фигур, включение в композицию как отдельных ф
и-
гур, так и групп людей, различных по возрасту и полу, улучшают эсте
тические качества че
р-
тежа. Рост и пропорции фигур также должны быть достоверны

(рис.

П.2.
4

6)
.

Примерный
средний рост мужской фигуры 176

182 см (исходя из
р
оста «модулора» Корбюзье). В
соо
т-
ветствии
с принятым размером мужской фигуры изображаются женские


высотой 160

165

см
;
фигуры подростков высотой 140

150 см; детей


высотой 100

120 см.

Размеры ж
и
вотных
также должны быть достоверны

(
табл.

П.1.
2
)
.

Изображение транспорт
ных
средств

Изображая
транспортное средство
,

необходимо выбирать наиболее выразительные
р
а-
курсы и повороты,

учитыва
я

сокращение деталей формы

и

изменение кривизны очерт
а
ний

в
зависимости от
вы
бранно
й

точки обзора
.

Транспортные средства должны быть сора
з
мерны
как проектируемому объекту, так и фигурам изображаемых на чертеже людей

(
рис.

П.2.7,

8
)
.

Стиль,

габариты,

техническое совершенство, материалы и даже цвет транспорта рекоменд
у-
ется
изобража
ть в соответствии с т
ем стилем, с той

исторической эпохой, которую предста
в-
ляет

проектиру
е
мый объект

(табл.

П.1.
3
)
.

21

4.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАЗРАБОТКИ АНТУ
РАЖА И СТАФФАЖА

4.1.
Упражнение 1.
Стилизация

элементов антуража и стафф
а
жа

В о
с
нове разработки антуража лежит предметный мир, который наход
и
т отражение в
рис
унках различной степени условности и детализации. Все многообразие графических
изображений берет н
ачало от реалистических фотографий, рисунка с натуры. На начальных
этапах обучения, когда только начинает формироваться графический почерк, целесообразно
при разработке антуража и оформления архитектурных чертежей использовать традицио
н-
ный для архитектурно
го проектирования прием


рисунок на кальке
с

доведением его до н
е-
обходимо
й ст
епени стилизации и детализации.

При выполнении
упражне
ния необ
ходимо
подобрать фотографии или собственные р
и-
сунки с натуры дерева, средства

транспорта

(либо животного) и человече
ской фигуры
,

и
при помощи кальки осуществить абстрагирование и стилизацию изображений. Изображ
е-
ния следует подбирать таким образом, чтобы в дальнейшем была возможность их ком
п
о-
новки

на листе с сохранением одного масштаба

(рекомендуе
мые

М

1:50
,

М

1:
25
)
.
Про
изв
о-
дится
абстрагирование

путем наложения кальки на исходное изображение с переводом
наиболее важных деталей, создающих образ предмета. Для
получения

желаемого уровня
детализации
следующую кальку

допустимо
накладывать на

предыдущ
ую с дальнейшим
обобщением

до получения необходимого результата

(
рис.

П.2.
9)
.

П
о достижении

необход
и-
мой степени стилизации каждого объекта антуража и стаффажа все

эти элементы должны
быть
скомпонованы в композицию на новом листе

(рис.

П.2.
10, 11)
.
Дерево, транспортное
средство и чел
овеческая фигура

должны находиться
в ортогональной проекции на лин
ии
первого плана без перспектив
ных сокращений относительно д
руг друга, с учетом композ
и-
цион
ного размещения на плоскости листа. На втором плане могут быть изображены эл
е-
менты пе
йзажа
.
При изо
бражении
элементов антуража и стаффажа
большую роль игр
а
ют
умелая стилизация и условность рисунка.

Техника выполнения и её комбинирование выб
и-
рается в зависимости от способа стилизации и от идеи автора

при условии гармоничного
сочетания гр
а
фических приемов
.

Рекомендуемая графика исполнения: ахроматическ
ая

(черно
-
бел
ая
) условно
-
линейная
(выполненная рапидографом либо чертежным пером) или тональная (заливка гуашью, о
т-
мывка черной тушью или акварелью).

Выполнять данное упражнение рекомендуется после

сдачи

клау
зуры к проекту «Л
и-
нейная графика».
С приобретением необходимых умений и навык
ов

от рисования на кальке
можно отказаться и выполнять рисунок уже непосредственно на окончательном чертеже.
Необходимым условием для выработки собственного графического почерка я
в
ляетс
я пост
о-
янное упражнение и пополнение запаса графических примеров антуража.
В дальнейшем р
е-
комендуется с
о
здание

собственного альбома калек
.

4
.2.
Упражнение 2. Выполнение чер
тежа фасада

и плана участка

здания

с элементами

антуража и ста
ф
фажа

Целью
данн
ого упражнения

является реализация
по
лученных навыков при
оформл
е
нии

чертежа

фасада одно
-

или двухэтажно
го
здания

и планировки
прилегающего

участка
.

Архитектурное сооружение и его проекции выбираются студентом индивидуально с
учетом ограничения этажности

и

принадлежности к определенному архитектурному ст
и
лю

(желательно по согласованию с преподавателем). Рекомендуемые масштабы М

1
:
50, М

1:25.
Кроме фасада

строения

на ли
сте необходимо разместить деревья, группу

людей

и тран
с-
портное средство.
Перед началом вып
олнения

упражнения

необходимо определить особе
н-
22

ности будущей композиции (динамичность


статичность, глубинность


плоскостность,
значение окружающего пространства для архитектурного объекта и пр.), выбрать графич
е-
скую техн
и
ку исполнения, определить степен
ь стилизации элементов антуража и стаффажа
при соблюдении

их соразмерности и ма
с
штаба.

При необхо
димости акцентирования каких
-
либо элементов фасада возможно использ
о-
вание линий большей толщины, например, при обводке переплетов, в некоторых случаях
для пока
за падающих теней. Необходимо обратить внима
ние на тональное соотношение ф
а-
сада и элементов антуража
. Природное окружение должно до
полнять и обогащать воспри
я-
тие фасада, но не препятствовать этому

(рис.

П.2.
12

1
4
)
. При решении фасада в светлых т
о-
нах
допуск
ается

оттенить его более темн
ой подачей антуража и наоборот


при плотной
прор
а
ботке объема архитектурного со
оружения элементы природного окруже
ния должны
быть решены силуэтно
.
Ц
в
ета рекомендуется применять спо
койные, ближе к земляной п
а-
л
итре. Необходимо п
омнить о свой
ствах различных цветовых тонов
,

создавать иллюзии
приближения и удал
е
ния изображаемого предмета.

Графическая подача планировк
и
прилегающего

участка заключа
ется в изображении
и
компоновке:
здания, дере
ва, автомобиля (вид сверху), мо
щения, газон
а, цветников, вод
ы,
прочих элементов благоустрой
ства.

Следует учитывать символичность

в

из
ображении эл
е-
ментов антуража
.

От здания необходимо по
строить тень на землю под произ
вольным углом,
с уч
е
том того
, чтобы она не перекрывала боль
шую плоскость.

Рекоменд
уемая графика исполнения: хроматическая (цветная) штриховая со светотен
е-
в
ой проработкой рапидографом,

чертежным пером (штрих, пуантель,
линейный
растр) или
цветовая (заливка гуашью, тамповка, отмывка акварелью).

Выполнение упражнения предполагается после в
ыполнения клаузуры к проекту «М
а-
лая архитектурная форма».

23

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1
.

Георгиевский,

О.В.

Художественно
-
графическое оформление архитектурно
-
строи
тельных

чертежей: учеб. пособие /
О.В.

Георгиевский.



М. : Архитект
ура
-
С, 2004.


84 с.

2
.

Киселёва,

Т.Ю.

Отмывка фасада:

учеб
. пособие для вузов /
Т.Ю.

Киселёва,

Н.Г.

Стасюк
.


М. :

Арх
и
тектура
-
С
, 2010
.



96 с.

3
.

Колосова,

И.И.

Архитектурная графика: методические указания /
И.И.

Колосова
.



Томск

: Изд
-
во
ТГАСУ
, 2002.



38 с.

4
.

Кудряшев,

К.В.

Архитектурная графика: учеб. пособие /
К.В.

Кудряшев.


М. : Архитект
у
ра
-
С,
2006.


312 с.

Дополнительная литература

1.

Архитектурное

черчение
:

[
п
ер. со словацкого
]

/
Я.

Антал,

Л.

Кушнир, И.

Сламень
[
и

др.
]
.



Киев

: Буд
и
вельник, 1
980.


128 с.

2
.

Зайцев,

К.Г.

Графика и

архитектурное творчество

/
К.Г.

Зайцев
.



М.

: Стройиздат,
1979.


160 с.

3
.

Кудряшев
,

К.
В.

Проблемы изобразительного языка архитектора

: совместное издание
СССР

ЧССР

/
К.В.

Кудряшев,

Л
.

Байзетцер
.



М.

: Стройиздат,
1985.



239 с
.

4
.

Мамакова,

Н.
A
.

Антураж как элемент графического языка
: учеб.

пособие
/
Н.
A
.

Мамакова, Н.В.

Мамаков
.


Казань

: Изд
-
во КазИСИ
, 1984.



81 с.

5
.

Мамакова,

Н.
A
.

Графический язык архитектора
: учеб.

пособие

/
Н.
A
.

Мамакова,
Н.В.

Мамаков
.


К
а
з
ань : Изд
-
во КазИСИ, 1986
.



80 с.

6
.

Смирнова,

Е.А.

Архитектурная графика: практический курс /

Е.А.

Смирнова.



Нов
о-
сибирск

:

Н
АрхИ ;

Пасман и Шувалов
, 1994.


255

с.

7
.

Чинь, Франсис

Д.К.

Архитектурная графика:

[
пер
.

с англ.
]

/
Франсис Д.К.
Чинь.



М.

:

ACT

;

Астрель, 2007.


215
с.

8
.

Шавалиева,

Н.М.
Методические основы графического процесса изображения

арх
и-
тектурного рисунка, оформляющего чертеж, в рамках курса архитектурной гр
афики
для специальности 270114 /
Н.М.

Шавалиева,

Т.Ю.

Бурова

// Известия КГАС
У.



2006
.





2.


С. 109

113
.

24

ПРИЛОЖЕНИЕ

1


Таблица
П.1.
1

Средние габариты зеленых насаждений, м

Виды насаждений

Высота

Диаметр кроны

Деревья:

е
ль

с
осна

т
ополь

б
ереза

Кустарники:

боярышник

сирень

шиповник

рябинник


20

40

25

40

20

35

18

25


4

6

3

4

2

3

1,5

3


6

8

10

15

6

18

7

12


3

4

2,5

3,5

1,8

3

1,5

3


Таблица
П.1.
2

Средние р
азмеры животных
, м
м

Вид животного

Рост в холке

Кошка

Собака

Лошадь

Корова

250

300

400

750

1550

1650

1200

1400


Таблица
П.1.
3

Средние р
азмеры
транспортных средств, м
м

Вид транспо
ртного
сре
д
ства

Высота

Длина

Ширина

Автомобиль (седан)

Мотоцикл

Автобус

Трамвай

Повозка / карета

1400

1800

900

1200

2700

3200

3100

1500

2300

3900

4900

2000

2500

7000

17000

15000

34000

2000

4500

1600

1950

500

800

2000

2500

2600

1400

1800

25

ПРИЛОЖЕНИЕ

2


Р
ис.
П.2.
1.

Примеры стилизации антуража

26


Рис.
П.2.
2.

Примеры стилизации антуража

27


Рис.
П.2.
3.

Примеры стилизации антуража

28


Рис.
П.2.
4.

Примеры стилизации стаффажа (человеческой фигуры)

29


Рис.
П.2.
5.
Примеры стилизации стаффажа (человеческой фигуры)

30


Рис
.
П.2.
6
.
Примеры стилизации стаффажа (фигур животных)

31


Рис.
П.2.
7
. Примеры стилизации стаффажа (транспортных средств)

32


Рис.
П.2.
8
.

Примеры стилизации стаффажа (транспортных средств)

33


Рис.
П.2.
9
.

Пример выполнения упражнения 1

34


Рис.
П.2.
10
.

Пример выпо
лнения упражнения 1

35


Рис.
П.2.
11
.

Пример выполнения упражнения 1

36


Рис.
П.2.
12
.

Пример выполнения упражнения 2

37


Рис.
П.2.
13
.

Пример выполнения упражнения 2

38


Рис.
П.2.
14
.

Пример выполнения упражнения 2


Приложенные файлы

  • pdf 1013258
    Размер файла: 8 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий