Гуссерль об истоках и формировании научной традиции в геометрии


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Эдмунд Густав Альбрехт Г
ссерль


немецкий философ͕ родившийся в 1859
году͘ Основатель Феноменол
ги
и

(учение о феноменах)


направление в
философии XX века͕ определявшее свою задачу как беспредпосылочное

описание
опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт͘
предполагает
обращение к первичному опыту͘

В работе Гуссерля

«об истоках и формировании научной традиции в
геометрии» он
задает вопрос об изначальном смысле "той самой" [die]͕ остающей
ся
действительной͕ но вместе тем далее развивающейся͕ геометрии͘ «Наши раз
-
мышления необходимо приведут
к
самым глубоким смысловым проблемам͕
проблемам науки истории науки вообще͕
в
конце концов всемирной истории
вообще͖ так что наши проблемы͕ касающиеся
Галилеевой геометрии͕ приобретут
значение примера͘»

«
Пусть вопрос об истоке геометрии (именем которой мы обозначаем ради
краткости все дисциплины͕ зани
мающиеся формами͕ математически существую
-
щими в чистом пространстве
-
временности) не будет здесь понят к
ак
филологически
-
исторический вопрос͕ а значит͕ не как поиск первых геометров͕
самом деле впервые высказавших чистые геометрические теоремы͕
доказательства͕ теории͕ или поиск определенных тео
рем͕ ими открытых и т͘п͕ Нас
будет интересовать͕ ско
рее͕ встреч
ное вопрошание
о
б изначальней
шем смысле͕
в
котором геометрия некогда возникла

и с

тех пор существовала
в
своей тысячелетней
тра
диции͕ е
щ
е существует

и

для нас

и

находится

в

живой дальнейшей переработке
»


Гуссерль выделяет
следующую

задач
у
͗ «Проблема
теперь заключается в том͕
чтобы͕ обращаясь к сущностному истории͕ открыть исторический смысл
изначальности͕ который мог бы и должен был бы придать всему становлению
геометрии свойственный ему устойчивый истинностный смысл» (НГ͕ с͘ 212)͘ Т͘е͘ речь
идет о то
м͕ чтобы реактивировать тот первоначальный смысл и связь с жизненным
миром͕ который присутствовал в сознании первого геометра͘
»

«
Нынеш
нюю͕ по традиции [367] дошедшую до нас геометрию (мы ее
выучили͕ наши учителя тоже) мы понимаем͕ исходя из совокупного до
стояния
духовных результатов͕ которое пополняется за счет дальнейшей работы͕ новых
духовных актах͕ новыми достижениями͘»

Как


в
связи
с
действительно колоссальным при
ростом такой науки͕ как
геометрия͕
-

обстоит дело
со

способностью реактивируемости? Долж
ен ли
исследователь͕ если он делает актуальную передовую работу͕ сначала пробегать
всю гигантскую цепь обоснований вплоть до перво
-
предпосылок и все это
реактивировать?

Вся геометрия͕ «как систематическое͕ бесконечно растущее ступенчатое
строение идеальнос
тей» должна была бы «удерживать в живой реактивируемости
свою изначальную осмысленность͘͘͘» (НГ͕ с͘ 224)͘ Возможность же передачи и
сохранения этого изначального смысла лежит в структуре сознания каждого
субъекта͕ более конкретно͕ в изначальных структурах
его пространственно
-
временного опыта͕ в способности субъекта сохранять и активизировать
первоначальные переживания͕ в возможности передавать их в языке͗ «Лишь в той
мере͕ в какой при идеализации учитывается аподиктически

(безусловный͕
неопровержимый)

всеоб
щее содержание пространственно
-
временной сферы͕
инвариантное во всех мыслимых вариациях͕ может возникнуть идеальное
образование͕ которое в любом будущем и для всех грядущих поколений будет
понятно и в таком виде будет передаваемо традицией и воспроизводимо

в
идентичном межсубъектном смысле» (НГ͕ с͘ 243)͘»

Таким образом͕ отдаем мы себе этом отчет или нет͕ делание

очевидной
геометрии есть раскрытие ее исто
рической традиции͘ Но только чтобы не остаться
пус
той болтовней или недифференциированным общим местом͕

это познание
требует законченного методи
ческого продуцирования дифференциированных
оч
е
видностей͘ Будучи проведено систематически͕ [оно] даст не больше
и
не
меньше͕ как универсальное Априори истории ее наиболее богатых составляющих͘
Теперь мы можем также
сказать͗ история есть не что иное͕ как живое движение
совместности

и

встроенно
сти друг друга [des Miteinander und =neinander] изна
-
чального смыслообразования

и
смыслооседания͘

«Г
еометрия со всеми своими истинами справедлива безусловной
всеобщностью для в
сех людей͕ всех времен͕ всех наро
дов͕ для всех не только
исторически фактических͕ но для всех вообще мыслимых͘ Принципиальные
предпосылки этого убеждения никогда не были обоснованы͕ потому͕ что никогда
не были всерьез проблематизиро
ваны͘ Но нам стало ясн
о͕ что всякое установление
ис
торического факта͕ претендующее на безусловную объ
ективность͕ также
предполагает это инвариантное или абсолютное Априори͘
»

Только может существовать априорная наука͕ выходящая за рамки всех
исторических фактичностей͕ всех исторических окружающих миров͕ народов͕
времен͕ сообществ͘ Только на этом фундаменте зиждется возможность вопрошать
от временно опустошенной очевидности наук
и пер
во
-
очевидностям͘

Окружающий человека мир является в сущности все тем же͕ сегодня ивсегда͕ а
значит͕ в том͕ что касается перво
-
учреждения устойчивой традиции͕ мы можем в
нашем собственном окружающем мире самым предва
рительным образом указать
на то͕ о

чем следует далее размышлять для [решения] проблемы идеализирующего
перво
-
учреждения того смыслообразования͕ которое носит название "геометрия
".




Приложенные файлы

  • pdf 8864423
    Размер файла: 194 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий