Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева). Гим..


Гимн Иисусу Христу (проповедь на апостольское чтение)
Во дни богородичных праздников за Божественной Литургией читается отрывок из Послания к Филиппийцам апостола Павла. Это очень известное место – гимн Иисусу Христу, гимн Боговоплощению и его спасительным следствиям. Бог явился во плоти, как Человек, как один из нас. Вочеловечение Бога было и остается совершеннымОткровением Бога людям, откровением в Слове Божием. Откровением в Слове не просто сказанном и даже не в Слове написанном, но в Слове, воплощенном в величайшей Личности, в Богочеловеке Иисусе из Назарета, родившемся от Девы Марии, жившем среди нас, учившем, страдавшем, распятом, воскресшем и вознесенном к Небесному престолу, откуда Он и сошел на землю через Пресвятую Деву. Вот это, повернувшее весь ход мировой истории, событие, и отражает один из самых древних церковных гимнов.
Гимн делится на две части. В первой из них воспевается Иисус Христос как воплощенный Сын Божий, Который, «будучи в образе Божием», – то есть премирно существующим в Божественной вечности и в Божественном величии, – «не счёл для Себя хищением быть равным Богу». То есть не почитал для Себя чем-то чуждым то равенство Богу, которое надо было бы достигать праведным или неправедным усилием. Иначе говоря, Он был, есть и остается Богом. «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2:9), – «Бог явился во плоти» (1 Тим 3:16). Более того, Сын Божий «Себя смирил (умалил, уничижил; по-славянски– истощил), принявобраз раба, быв в подобии человеческом». Свободным волеизъявлением Он «смирил Себя», отдал Себя другим, отдал всем нам то, чтопринадлежало Ему, и чего у нас не было и быть не могло. Он принял на себя положение раба, сделался подобным людям.
Возможно, эти слова гимна у некоторых читателей вызовут недоумение. Разве Христос отказался от Своей божественности, погрузившись в полную страданий человеческую жизнь? Нет! Имеется в виду то, что Он, оставаясь Богом, отказался использовать свою Власть, присущую Ему по божеству. Он сознательно и добровольно ограничил Себя, смирившись «до смерти», даже до «смерти крестной». Крестная смерть – это крайнее проявление спасительного самоотречения живущего в небесной славе Господа. Именно смерть на Кресте апостол Павел понимает как проявление божественной силы и божественной премудрости (1 Кор 1:24). В этом божественном «истощании» («умалении») – решающее событие нашего спасения.
Как трудно понять и принять это людям, которые полагаются на успех, достигаемый земной властью и силой.
Но Премудрость Божия не похожа на мудрость человеческую. Иисус Христос учил: «Вы знаете, что у всех народов те, кого считают за правителей, ведут себя как господа, и вельможи их показывают свою власть. Но между вами пусть будет не так! Но кто между вами хочет сделаться велик, пусть будет вам слугой; и кто между вами хочет быть первым, пусть будет вам рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить и отдать жизнь Свою как выкуп за многих (или: для искупления многих)» (Мк 10:42–45).
Вот и сегодняшнее апостольское чтение открывается словами: «В вас должны быть те жечувствования, какие и во Христе Иисусе». Апостолу Павлу принадлежат также парадоксальные с точки зрения здравого смысла слова: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор 10:10), ибо Иисус Христос сказал ему о Себе:«Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор 10:9). В этих словах – отзвук иной мудрости, не «мудрости» человеческого греха, а мудрости Божией.
Если первая часть гимна говорит о воплощении и спасительной смерти Иисуса Христа, то его вторая часть – весть о спасительном Воскресении и Вознесении Спасителя. «Бог превознес Его». Заметим: не просто «вознес», а «превознес». Иисус из Назарета стал Превознесенным! Такой необычайный статус в Ветхом Завете мог иметь только Бог. Ныне эта честь дана Христу. Она отражается также в дарованном Ему Имени, которое выше всех земных имен. Это может быть только Имя Божие.
Человеку даровано Имя Божие, которому поклоняется всякое колено небесных, то есть ангелов, земных, то есть обитателей земли, и преисподних, то естьдуш почивших. «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землей, и на море, и всё, что в них, – слышал я, – говорило: "Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков!"» (Откровение 5:13).
Всякий язык будет исповедать, что Имя Божие отныне неотъемлемо принадлежит Иисусу Христу, Сыну Божию и Спасителю. Имя это – Господь (греч. Кириос, лат. Dominus)!
Когда же произойдет поклонение всех сил? Когда раздастся исповедание всех языков (народов)? Окончательно это произойдет в конце времен, когда для всех станет видима слава Иисуса Христа, и они присоединятся к исповеданию Иисуса Господом.
Ныне же Его слава и владычество еще скрыто от мира. Только верующие знают, что со Христом уже произошла смена веков, уже пришло Царство Божие. Только верующие уповают на то, что, сокрытое ныне, безграничное владычество Христа, однажды станет явным для всего мира во славу Бога Отца. Только верующие знают: «Если ты исповедаешь устами твоими Иисуса Господом и уверуешь, что Бог воздвиг Его из мертвых, – ты будешь спасён!» (Рим 10:9).

Приложенные файлы

  • docx 8870433
    Размер файла: 16 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий