досуговая деятельность

Лекция 1
Основы теории досуга и досуговой деятельности
Досуг, свободное время, отдых, рекреация. Досуг является объектом исследования достаточно большого круга общественных наук: социологии, философии, психологии, педагогики и др., которые вносят своеобразие в понимание этого понятия. Во многих отраслях знания понятия «досуг» и «свободное время» используются как синонимы. Так, в «Кратком словаре по социологии» мы находим: «Досуг - синоним понятия «свободное время». Однако данные понятия, безусловно, нужно разграничивать.
Свободное время - часть внерабочего времени, которая освобождена от непреложных временных затрат, т.е. семейных, общественных и бытовых забот, а также от необходимой физиологической деятельности (сна, питания и пр.). г
Величина свободного времени неоднородна у различных социальных групп. Так, женщины, на плечи которых, в основном, ложится ведение домашнего хозяйства, имеют на треть свободного времени меньше, чем мужчины. У многих категорий работников свободное время не четко выражено, например, у тех, кто находится в поиске работы, трудится по договору на дому. Наибольшим объемом свободного времени располдгают пенсионеры и домохозяйки. Свободное время можно использовать на что угодно, например, заниматься домашними делами. Некоторые люди предпочитают вовсе ничего не делать. Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый.
Досуг - это часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг - это не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: играми, философским умосозерцанием, общением и т.п.
Отдых предполагает осуществление человеком одной из фундаментальных своих потребностей в релаксации, расслаблении, в переключении внимания с одного предмета на другой. Потребность в отдыхе обусловлена прежде всего биологической природой человеческого организма, его физиологией, а также разного рода психологическими и социальными нагрузками.
Физиологический отдых связан с полным расслаблением. Однако отдых может быть реализован через активные досуговые формы, что связано с актуализацией социальных и культурных ресурсов человека. Особенно полезны занятия физической культурой, любимым делом, если оно насыщено творческими элементами. Таким образом, отдых лишь частично пересекается со свободным временем или досугом человека, выходя в целом за их рамки.
В широком смысле феномен отдыха сближается с явлением рекреации (от лат. "recreatio" - возвращение к здоровью, восстановление). Рекреация - это биологическая активность человека, которая направлена на восстановление физиологического, физического потенциала, на оздоровление душевных сил, которые ослабляются в процессе работы, однообразных занятий или болезни. Рекреация трактуется как целостное физическое и социально-культурное оздоровление. Рекреационная активность считается результативной, если в итоге возникает восстановительный (рекреационный) эффект, т.е. человек испытывает чувство бодрости и удовлетворения от проведенного отдыха.
Таким образом, досуг - это часть свободного времени, которая тесно связана и пересекается с отдыхом и рекреацией.
Согласно тому, что досуг напрямую ассоциируется с деятельностью, мы будем считать, что досуговая деятельность - это осознанная и целенаправленная активная деятельность ’человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и
окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени.
Этимологические корни досуга.
В настоящее время на Западе термин «досуг» употребляется вместо термина «свободное время». Это во многом определяется происхождением данного научного понятия. Так, от латинского слова «Нсеге», означавшего «быть дозволенным, разрешенным», происходят английское «leisure» (свобода в выборе действий) и французское «loisir» (свободное время).
В русском языке слово «досуг» употреблялось уже в XV веке, тогда как выражение «свободное время» появилось лишь в начале XX века.
Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность чего-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь.
В толковом «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля читаем: «Досуг - свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела». Следовательно, уже в XIX веке слово «досуг» имело современное нам толкование. Об этом говорят и употребляемые в то время пословицы, приводимые В.И. Далем: «Был бы друг, будет и досуг», «Работе время, а досугу час» и др.
Но здесь же мы находим и иное значение этого слова, образованное от того же корня: «Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, умелый, хороший мастер своего дела или мастер на все руки».
Близкое толкование слова «досуг» мы находим и в современном 1 словаре русского языка С.И. Ожегова: «Досуг - свободное от работы время.
i
В часы досуга. На досуге (когда свободен). Провести свой досуг с пользой».
Таким образом, на основании этимологии самого понятия «досуга», вряд ли правомерно отождествлять его с бездельем. Такой вывод можно проиллюстрировать русской народной пословицей «Не учи безделью - учи
рукоделью», которая указывает на возможность соединения труда и отдыха, развлечения, на ценность пространства свободного времени, досуга.
Современные концепции досуга и досуговой деятельности.
В настоящее время существуют различные досуговые концепции - точки зрения, трактовки, способы понимания досуга как досуговой (рекреационной) деятельности. Они отражают разные подходы к досугу как к жизненно важной сфере человеческого бытия. Различие этих концепций объясняется тем, что в них взгляды на досуг и досуговую деятельность формируются с позиции различных наук: культурологии, медицины, экологии, социологии, экономики, педагогики, психологии и т.д.
Наиболее полно концептуальные модели досуга классифицированы М. Капланом и Дж. Шиверс:
в рамках гуманистической модели досуг рассматривается как цель, т.е. созерцание, удовольствие. Досуг - состояние свободы, условие существования человека (Дж. Пикер), а также путь к счастью и радости (Б. Рассел). Такой подход характерен для философов Древней Греции и современного Китая. Все эти точки зрения близки к греческому идеалу досуга как способности души быть свободной;
в терапевтической модели досуг рассматривается как инструмент для физической реабилитации и влияния на психическую структуру человека. Досуг как средство лечения широко применялся и медицине, где профессиональная рекреация стала действенным средством реабилитации (Т. Веблен, Д. Рисмен);
в количественной модели досуг - время, оставшееся у человека после того, как он выполнил работу, необходимую ему для поддержания своего существования. Это самая распространенная концепция,jio не всегда термин «свободное время» тождественен «досугу». Данная модель опиралась на многочисленные исследования бюджета времени и особую популярность имела в социологии советского периода;
институциональная концепция определяла различия в досуговой деятельности на основе разных ценностных установок в сфере религии, образования, политики, экономики и изучала соответствующие им сообщества и объединения по интересам и формам работы;
экзистенциальная модель рассматривает досуг как действие в окружающем мире возможностей. Яркий представитель данной модели досуговой деятельности Дж. Нейлингер считал, что досуг является единственной сферой, где человек может достичь самореализации;
модель досуга как функции необходимой человеку для достижения удовлетворенности жизни рассматривает французский социолог Ж. Дюмазедье. Он во многом отождествляет досуговую деятельность с рекреацией;
в социологической модели досуг интерпретируется как совокупность элементов, противоположных работе. В ней выделяется досуговая деятельность как свободная и добровольная, представляющая возможность творчества (М. Вебер).
Многомерность методологических и исследовательских концепций досуга необходимо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие. Основным признаком досуга во всех концепциях становится «свобода для» интересной деятельности, а не «свобода от» правил человеческого общежития. Досугом является определенный набор занятий, предназначенных для отдыха, развлечений, физического и духовного развития человека.
Разновидности досуга и классификации досуговой деятельности.
Виды досуговой деятельности и занятий человека в свободное время весьма
4
многообразны по содержанию, типологическим свойствам, различны по формам проведения и организации. Существовавшие в прошлом, а также современные типы, виды и формы досуга действительно трудно охарактеризовать исчерпывающим образом, так как они имеют почти безграничный спектр проявлений. Разновидности досуга к тому же постоянно умножаются за счет рождения новых видов и форм. Рассмотрим важнейшие типы досуга по ряду критериев, которые формируют эти типы, виды досуговой деятельности и разновидности досуговых занятий.
Типология досуга, основанная на содержательном и мотивационном разнообразии досуговой деятельности:
Культурно-творческий тип. Набор занятий, связанных с ним, характеризуется одним общим признаком - создание или воспроизводство материальных и духовных ценностей и включает в себя художественное и научно-техническое творчество, общественную деятельность, различные формы самообразования.
Культурно-потребительский тип. При всем разнообразии входящих в него занятий их объединяет одно общее свойство - потребление духовных ценностей (чтение книг, газет, журналов, просмотр телепередач, посещение кинотеатров, театров, музеев, концертов и т.п.).
Рекреативный тип, объединяющий различные виды отдыха и развлечений: туризм, спорт, отдых в компаниях, посещение танцевальных вечеров, кафе, ресторанов и т.п.
Разные направления досуга в зависимости от форм проведения и организации:
досуг, реализуемый человеком или группой лиц на основе этнонациональных традиций, приобретающий спонтанный и органичный характер, проводимый в привычных и распространенных формах. Такой досуг, как правило, не требует сложных приготовлений, дорогостоящего оборудования. К нему следует отнести настольные игры, застолья, встречи, а также традиционные
этнические праздники и обряды, народные игры, соревнования, спортивно-

·
оздоровительные занятия на свежем воздухе, охоту, рыбалку и др.
специально организованный досуг особенно характерен для групповых и массовых мероприятий, требует особых навыков разработки, реализуется после предварительной подготовки. Д ля такого вида досуга необходимы место (помещение или открытое пространство), материально-техническая база, специальное оборудование (техника, тренажеры, мебель и др.), кадры.
Можно выделить следующие субъекты организации досуга:
специализированные фирмы, предоставляющие досуговые услуги разного рода, профиля и назначения на коммерческой основе для широкого круга потребителей;
специализированные культурно-досуговые структуры (каналы СМИ, учреждения культуры, а также учреждения социокультурного профиля государственных, региональных или муниципальных органов власти музеи, библиотеки, учебные заведения и т.п.);
общественные и политические организации, добровольные объединения (партии, общественные движения, культурные сообщества, негосударственные каналы СМИ), организующие досуговые мероприятия ради социально значимых целей, а также для своих сторонников;
административно-руководящий состав трудовых коллективов и предприятий (фирм, коммерческих организаций, производственных объединений и т.п.), организующий досуг своего персонала;
добровольные группы, желающие выступить перед широкой аудиторией (музыкальные молодежные ансамбли, самодеятельные театральные труппы и др.);
религиозные структуры (церковные организации, религиозные общины), организующие свободное время верующих.
Между неорганизованными и организованными направлениями досуга имеется множество промежуточных и смешанных форм, когда досуговые занятия одного типа дополняются занятиями другого типа. Например, семейный праздник проводится не дома, а, допустим, в ресторане. Когда же семья отмечает новогодний праздник, в дом могут быть приглашены из специализированной фирмы Дед Мороз и Снегурочка с подарками для детей. Досуг, связанный с местом проведения. В данном случае выделяют две основные формы досуга: домашний и внедомашний. Такое разделение зародилось еще в Древнем мире и продолжает оставаться значимым до сего дня.
Домашний досуг исключительно важен для каждого человека в течение всей жизни, поскольку связан с развитием внутреннего мира человека. В это время человек может оставаться один и заниматься чтениям, просмотром телевизионных передач, в кругу родственников - отмечать праздники, приглашать гостей и ходить в гости, играть с детьми и т.п.
Внедомашний досуг люди проводят по месту работы или учебы; в учреждениях культуры, в пунктах общественного питания, на природе, в сельской местности и др.
Г у
По критерию досугового времени выделяют :
Микро-досуг, который занимает небольшой промежуток времени (развлечения, разгадывание кроссвордов, чтение книг и т.п.);
Макро-досуг обусловлен большим временным интервалом, который образуется после работы, в выходные и праздничные дни (активный отдых на свежем воздухе, праздники, экскурсии, хобби);
Мега-досуг определен самым большим временным промежутком, например, отпуск, каникулы (путешествия, творческая деятельность, самообразование, праздники).
Классификация досуга по числу участников. По мере перехода от малочисленных групп к группам со средним и с высоким и сверхвысоким числом участников меняются организационные приемы и технологии, что связано с изменением материально-технических, финансовых и кадровых показателей. Число участников досуговых групп может быть следующим:
небольшая группа участников досуга (2-7 человек);
средняя группа (до 30 человек);
большая груцпа (30-100 человек);
сверхкрупная группа (более 100 человек, ориентировочное число людей, за действиями которых конкретный человек может наблюдать в стабильной ситуации, продуцируя ответную реакцию).
На многолюдных гуляньях, в местах зрелищно-массовых мероприятий собираются одновременно тысячи и десятки тысяч людей. В этом случае речь идет о массовой аудитории досуга. Безусловно, человек не способен одновременно общаться с таким количеством людей. Здесь нужны особые способы и технологии организации досуговой деятельности.
Классификация досуга по сложности характера и строения. Досуговые занятия можно классифицировать по сложности структурного строения. В этом случае можно выделить такие формы досуговой деятельности:
одно несложное занятие, которое может состоять из ряда этапов и несходных между собой процедур уход за цветами, чтение книги дома или в общественной библиотеке, загорание на пляже;
несколько относительно простых занятий, к которым субъект досуга может обращаться одновременно или поочередно, с перерывами, например посещение ресторана. Здесь проходят беседа пришедших вместе людей, выбор напитков и блюд, поглощение пищи, прослушивание музыкальных номеров, участие в танцах, просмотр концертных номеров;
сложное по структуре досуговое занятие, которое в свою очередь может состоять из комплексных мероприятий, одновременно происходящих или следующих друг за другом, каждое из которых собирает свою аудиторию. Например, во время праздника на городских улицах проходят разные культурные мероприятия, которые зрители наблюдают или принимают в них участие: аттракционы, выступления артистов на концертных площадках, спортивные соревнования, шуточные состязания в остроумии, ловкости, выставки, демонстрирующие предметы искусства или продукцию, связанную с праздничной тематикой, и т.п. Каждый человек может что-то приобрести (сувениры, украшения, изделия культурного-бытового назначения) или посетить пункт общественного питания (кафе, ресторан), а также купить еду, напитки на улице.
Еще более сложный характер приобретают некоторые виды досуговой деятельности, в рамках которых организуется ряд самостоятельных и сложных культурных мероприятий. Многие из них имеют несхожий характер, что позволяет участникам выбирать наиболее предпочтительные. В этом случае реализация разных видов занятий растягивается на несколько дней и перемежается с занятиями чисто утилитарного назначения. К такому типу досуговой деятельности принадлежат, например, разного рода фестивали, смотры, карнавалы, а также туристические путешествия.
Досуг разных социальных слоев возрастных, гендерных, со- циально-имущественных, образовательных. Для организаторов досуга данная классификация досуга приобретает важное значение. Особо учитывается такой критерий, как возраст субъектов досуговой деятельности. Особое внимание уделяется досугу детей и молодежи (дошкольников, школьников младших, средних, старших групп, подростков, студентов и др.), а также людей старших возрастных групп (лиц пенсионного возраста).
В практике досуговой деятельности не принято специально выделять досуг мужчин или женщин. Тем не менее, имеются досуговые занятия, к которым тяготеют преимущественно мужчины (рыбалка, охота, участие в некоторых видах спорта и др.) или по большей части женщины (рукоделие, цветоводство и др.). Женщины также в большей степени ценят досуг как средство общения, предпочитают ходить в гости, беседовать с близкими и знакомыми и т.п.
На досуговые предпочтения влияют также такие показатели, как характер труда, профессия, уровень образования, а также уровень доходов (высокообеспеченные, среднеобеспеченные, малообеспеченные слои населения). Немаловажно также место проживания потребителей досуговых услуг: жители мегаполиса, крупного, среднего или небольшого города, поселка или села. Предпочтения жителей города и села заметно разнятся.
Другие виды и разновидности досуговых занятий. Перечислим критерии разделения досуга, которые широко не распространены в аналитической литературе, они чаще всего имеют вспомогательный характер.
Выделяют серьезные и обычные виды досуга. Под серьезным досугом понимаются занятия, которые, во-первых, требуют от личности упорства, активности, творческого подхода, во-вторых, свидетельствуют о самосозидании личности, в-третьих, носят не случайный, а устойчивый характер, определяя этапы жизни. В качестве серьезного досуга выступают многие любительские занятия, а также занятия, актуализирующие творческий потенциал, связанные с самореализацией и самоидентификацией человека.
В отличие от серьезного досуга обычные занятия не затрагивают глубинные структуры личности, не формируют творческих качеств личности. Их выполнение требует от человека минимальных усилий и стандартных действий пассивный отдых дома, прогулки на воздухе, загорание на солнце.
Также разделяют реальный досуг (общественно-полезный) и мнимый (асоциальный) досуг.
Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.
Мнимый досуг- это, прежде всего, насилие над собой или над обществом, и, как результат, - разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением организовать свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.
Социологами были определены и другие виды досуга: пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный); подражательный и творческий', опережающий (изыскательная перспективная деятельность) и нормативный (традиционно сложившиеся модели). Все виды досуга имеют огромное значение во всестороннем развитии личности, поскольку на протяжении жизни человек включается в выполнение различных ролей и проявляет себя в разных позициях.
Функции досуговой деятельности.
Разнообразные виды и формы досуговой деятельности отличаются по своим функциям. Эти функции довольно разнообразны, и в самом общем плане выделяют следующие:
рекреационная и терапевтическая функция досуга (отдых, восстановление психической и физической энергии). Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни;
творческо-развивающая функция досуга (интеллектуальное, физическое, художественное, нравственное творчество и развитие личности);
воспитательные и просветительные функции значимы не только для детей и юношества, они остаются важнейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему также необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых подобные процессы исследователи называют не воспитанием, а вторичной социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкими возможностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с наибольшим эффектом.
функция поддержания социальной солидарности, известной сплоченности разных по социальному статусу людей на основе общих для них досуговых традиций и интересов. «Зрелища» как фактор общественной стабильности и снятия социальной напряженности были вполне оценены еще в античности.
В целом, досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды.
Принципы досуга.
Всякая деятельность основывается на общих закономерностях ее развития. Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. К ним относятся:
Принцип всеобщности и доступности - возможность приобщения, вовлеченности всех людей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов.
Принцип самодеятельности реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, \обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности.
Принцип индивидуального подхода - учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей,
психофизиологических особенностей людей при организации их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.
А) Принцип систематичности и целенаправленности - осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг людей. Это процесс постепенного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую
личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.
, ^
Принцип преемственности предполагает культурное взаимодействие
и взаимовлияние поколений. Реализация принципов организации досуга на
.1^.^..,,...... . ^ | .
практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой - разностороннее развитие личности человека.
Принцип занимательности заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, т.к. блеклость, отсутствие эмоциональной
привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы.
Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Он очень разнообразен, строится на определенных принципах и выполняет очень важные функции в жизни человека. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.
Контрольные вопросы
Что такое свободное время, досуг и отдых? Укажите их общие и отличительные особенности.
Дайте определение досуговой деятельности.
Каковы этимологические корни термина «досуг»?
Назовите современные концепции досуга и досуговой деятельности. Кто из ученых наиболее полно проанализировал концептуальные модели досуга?
Назовите важнейшие подходы к классификации досуга и досуговых занятий.
В чем состоит отличие «мнимого» и «реального», «опережающего» и «нормативного» видов досуга?
Укажите важнейшие функции и принципы досуга и досуговой деятельности. 7 Исаева И.Ю. Формирование готовности студентов педагогического ВУЗа к управлению досуговой деятельностью подростков. Дисс... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2006. С. 25.
 Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитии // Личность. Культура. Общество. 2000. T. II. Вып. 1(2). С. 195. .
3 Пименова В.Н. Свободное время в социалистическом обществе. - М., 1974. С. 87.'
 Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организаций. - М., 2006. С. 68-69.
13
 Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. - М., 2006. С. 74-75.




































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14#15

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515

17

17

19

19

13 PAGE \* MERGEFORMAT 142015

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14#15



15

Приложенные файлы

  • doc 8886605
    Размер файла: 101 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий