Изобразительное искусство классицизма и рококо


МХК. 11 КЛАСС. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КЛАССИЦИЗМА И РОКОКО
Итальянский художник и поэт Агостино Каррачи (1557—1602) призывал живописцев строго следовать принципам Античности и Возрождения:
Кто стремится и хочет стать хорошим живописцем,
Тот пусть вооружится рисунком Рима,
Движением и светотенью венецианцев
И ломбардской сдержанностью колорита.
Мощную манеру возьмет от Микеланджело,
От Тициана — передачу натуры,
Чистоту и величие Корреджиева стиля
И строгую уравновешенность Рафаэля...
Никола Пуссен — художник классицизмаТворчество французского художника Никола Пуссена (1594— 1665) считается вершиной классицизма в живописи. Свой идеал красоты он видел в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармонии и чёткости форм. Его живописные полотна отличают уравновешенность композиции, жёсткая, математически выверенная система организации пространства, чеканный рисунок, удивительное чувство ритма, основанное на античном учении о музыкальных ладах. Глядя на полотна Пуссена, Лоренцо Бернини заметил однажды, указав на лоб: «Синьор Пуссен — живописец, который работает отсюда».
Обратимся к основным принципам художественной системы Пуссена. По мнению художника, главными критериями художественной правды и красоты являются разум и мысль. Вот почему он призывал творить так, «как этому учат природа и разум». При выборе тем Пуссен руководствовался героическими поступками и деяниями, в основе которых лежали высокие гражданские побуждения, а не низменные человеческие страсти. Определяя задачи художника, он писал: «...Первое, которое является фундаментом всего остального, заключается в том, чтобы содержание и сюжет были величественны, как, например, битвы, героические подвиги, божественное. Если тема, которой занялся художник, значительна, его первой заботой должно быть решение отбросить всё мелкое, чтобы не противоречить возвышенному смыслу рассказа. Он должен величественное обработать смелой, размашистой кистью, а обычное и незначительное трактовать как подчинённое».
477373270
Никола Пуссен. Автопортрет. 1650. Лувр, Париж
Главным предметом искусства является то, что связано с представлением о возвышенном и прекрасном, что может служить образцом для подражания и средством воспитания лучших моральных качеств в человеке. Своё творчество Пуссен посвятил прославлению героического человека, способного силой могучего разума познавать и преобразовывать природу. Его любимые герои — люди высоких нравственных качеств. Они часто попадают в драматические ситуации, требующие особой собранности, величия духа и силы характера.
В исторических сюжетах Пуссен искал только те, в которых были действие, движение и экспрессия. Работу над картиной он начинал с внимательного изучения литературного источника («Метаморфоз» Овидия или Священного Писания). Если он отвечал поставленным целям, художник обдумывал не сложную внутреннюю жизнь героев, а кульминацию действия. Душевная борьба, сомнения и разочарования отодвигались на второй план. Обычная сюжетная формула Пуссена была такова: «Жребий брошен, решение принято, выбор сделан» (Ю. К. Золотов).
Идеи классицизма, по его мнению, должна отражать композиция картины. Импровизации он противопоставлял тщательно обдуманное расположение отдельных фигур и основных групп: «Нужно отбросить всё мелкое, чтобы не противоречить возвышенному смыслу рассказа». Пространство должно быть легко обозримо, планы должны чётко следовать друг за другом. Для самого действия следует отводить лишь небольшую зону переднего плана. В большинстве своих полотен Пуссен использует золотое сечение, когда точка пересечения диагоналей картины оказывается её важнейшим смысловым центром.
Рассказывают, что с ним всегда была записная книжка, в которую он заносил всё, что его заинтересовало. В работе он шёл от общего к частному. Его интересовали не отдельные фигуры или детали, а расположение (disposition) основных групп. Изучая светотеневые и ритмические решения будущей картины, он строго выверял их с помощью фигурок из воска, расставляемых в специальном ящике со световыми отверстиями. На фигурки он «надевал» одежды из мокрой бумаги или лёгкой ткани, прошивая их нитками. Часто он пользовался и живыми моделями.
Композиционная система картин Пуссена строилась на двух началах: уравновешенности форм (построении групп вокруг центра) и на их свободном соотношении (сдвинутости в сторону от центра). Взаимодействие этих двух начал позволяло достичь необыкновенного впечатления упорядоченности, свободы и подвижности композиции. «Гармонию» любой картины художника всегда можно «проверить алгеброй». Любая закономерность в картине — это не выдумка её автора, она всегда отражает логику и закономерность развития природы мироздания.
Большое значение в художественной системе Пуссена занимает колорит. Он говорил: «Краски в живописи — словно приманка, предназначенная для того, чтобы убедить глаз в правдоподобии предмета так же, как легкомысленная прелесть рифмы в поэзии».
479291221676Краски он накладывал от тёмного к светлому. Небо и тени фона выполнял так тонко, что сквозь них просвечивала зернистая фактура холста. Множеству цветов предпочитал ультрамарин, медную лазурь, жёлтую и красную охру, зелёную и киноварь. Локальные цвета обычно смягчал мягким рассеянным светом. Взаимосвязь основных красочных звучаний достигалась благодаря системе рефлексов: интенсивный цвет в центре композиции обычно сопровождают неяркие нейтральные краски. Давно и справедливо замечено, что эмоциональная выразительность, присущая цветовому строю произведений Пуссена, ассоциируется с выразительностью музыки.
Никола Пуссен. Аркадские пастухи. 1638 - 1639 гг. Лувр, Париж
Никола Пуссен — автор многочисленных картин на мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы. Картина «Аркадские пастухи» — одна из вершин творчества художника, плод его неустанных поисков. У каменного надгробия остановились трое молодых людей и молодая женщина. Судя по их одежде и посохам, это пастухи. Один из них припал на колено, он внимательно разбирает надпись на латинском языке: «И я был в Аркадии». (Аркадия — область на юге Греции, символ вечного благополучия, безмятежной жизни без войн, болезней и страданий.) Женщина и юноша слева замерли, погрузившись в молчаливое раздумье о бренности человеческой жизни, быстротечности бытия и неумолимой власти смерти. Герои сохраняют спокойствие и достоинство: надо примириться с мыслью о неизбежном конце, задуматься о неизбежных грядущих страданиях.
Композиция картины проста и логична. Персонажи сгруппированы возле надгробия, изображённого на переднем плане картины. Их фигуры, напоминающие античные скульптуры, пластичны, движения героев ритмически согласованы между собой символическим жестом рук.
Большинство созданных Пуссеном картин на мифологические темы принадлежит к шедеврам мирового искусства («Сбор манны в пустыне», «Поклонение золотому тельцу», «Моисей, источающий воду из скалы», «Суд Соломона», «Снятие с креста»). Он действительно был «одним из самых смелых новаторов, каких знала история живописи» (Э. Делакруа).
Скульптурные шедевры классицизма48175750815Один из выдающихся скульпторов классицизма — Антонио Канова (1757—1822). Первые работы молодого итальянского скульптора, изображавшие героев древнегреческой мифологии, прославили его имя. Статуи «Орфей», «Эвридика», «Персей», «Дедал и Икар», «Тесей, победитель Минотавра», «Амур и Психея» поразили современников, отметивших, что в статуях пульсирует сама жизнь.

Антонио Канова. Три Грации. 1816 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Совершенной гармонией пропорций, красотой линий и тончайшей обработкой поверхности мрамора отличается скульптурная группа «Три Грации». Современники Кановы считали её высшим воплощением нового идеала красоты. Известно, что в греческой мифологии три Грации олицетворяли красоту и женственную прелесть юности.
Скульптор расположил фигуры Граций полукругом, сблизив их обнимающим жестом рук центральной Грации. Переплетение их рук, композиционно объединяющее скульптурную группу, полно покоя и нежности. Изящные наклоны очаровательных головок, бесчисленные завитки причёсок, образующих сложные венки и гирлянды, призваны усилить это впечатление. Тончайшая моделировка мрамора, нежные переходы света и тени создают ощущение прозрачности кожи. Один из современников справедливо писал: «Вся группа олицетворяет любовь, трудно найти другое, более тонкое её выражение в других произведениях западноевропейского искусства».
4043160883100Художественным идеалом датского скульптора Бертеля Торвальдсена (1768— 1844) также стали шедевры античной пластики. Большинство своих произведений он посвятил мифологическим сюжетам и образам. Лучшие среди них — «Язон с золотым руном» (1802), «Ганимед и орёл Зевса» (1817) и «Меркурий» (1818).
Бертель Торвальдсен. Княгиня М.Ф. Барятинская. 1818 г. Музей Торвальдсена, Копенгаген
Образ идеальной гармонии и красоты запечатлен в статуе княгини М. Ф. Барятинской, жены известного русского дипломата. При жизни она славилась острым умом и ослепительной красотой, добротой и женским обаянием. Здесь она представлена в облике античной богини в изящно ниспадающих одеждах, сквозь которые легко угадывается её чудесно сложённая фигура. Идеально прекрасны овал её лица, задумчивая, исполненная достоинства поза, голова, чуть склонённая вправо. Левой рукой она осторожно придерживает лёгкую шаль, правая кокетливо поднесена к подбородку. Этот жест возвращает «античную богиню» к реальной жизни, делая её вполне земной женщиной.
Жан Антуан Гудон (1741—1828) — известный французский скульптор классицизма. Им создана уникальная портретная энциклопедия выдающихся людей эпохи. Его главный герой — человек общественный, благородного и сильного характера, мужественный и бесстрашный, творческая личность. Гудона никогда не интересовали титулы и звания тех, кого он запечатлевал в мраморе и бронзе. В созданных им образах мастерски переданы не только внешнее, но и внутреннее сходство с оригиналом, особенности психологии героя.
17332755324Портрет композитора Глюка, оратора Мирабо, комедиографа Мольера, общественных деятелей Д. Дидро и Ж. Ж. Руссо, американского политика Дж. Вашингтона — вот лучшие работы великого скульптора. Известно, что и Екатерина II заказывала ему свой портрет, но Гудон отказался ехать в Россию. Статую русской императрицы он блестяще исполнил по многочисленным портретным изображениям, так ни разу и не увидев оригинала.
Жан Антуан Гудон. Вольтер. 1779 - 1781 гг. "Комеди Франсез", Париж
Статуя Вольтера — выдающегося общественного деятеля и философа, талантливого журналиста и драматурга — вершина творчества Гудона, идеальный образ мыслителя-мудреца. Уже при жизни его имя стало легендой. Вольтер был сильно болен, когда его уговорили позировать скульптору. Шло время, но Гудон никак не мог уловить выражение лица сидящего перед ним больного и усталого человека. В 1778 г. смерть философа прервала начатые сеансы. Тогда Гудон снял слепки с лица и рук Вольтера и продолжил прерванную работу.
Философ сидит в кресле, чуть склонившись вперед. Скульптор не отступает от верности натуре: не скрывает дряхлости его фигуры, худобы и слабости. В то же время он наделяет его живой и вдохновенной силой духа. Мастерски переданы скульптором блистательный ум Вольтера, зоркость насмешливого взгляда, неукротимая жизненная энергия...
Статуя Вольтера вызвала множество восторженных откликов не только у современников Гудона, но и у его последователей. Обращаясь к мраморному Вольтеру, французский скульптор Огюст Роден восклицал: «Какая удивительная вещь! Это воплощённая насмешка! Глаза несколько враскос, будто подстерегают противника. Острый нос напоминает лисицу: он весь извивается, пронюхивая всюду злоупотребления и повод к насмешке, он буквально трепещет. А рот — какое совершенство! С обеих сторон он окаймлён ироническими морщинками. Того и гляди, он отпустит какой-нибудь сарказм... А глаза! Я всё опять к ним возвращаюсь. Они прозрачны, они светятся...»
Мастера «галантного жанра»: живопись рококоГлавные темы живописи рококо — изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества», идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а поэтому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. «Дух мелочей прелестных и воздушных» (М. Кузмин) становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля».
Для большинства живописцев рококо Венеры, Дианы, нимфы и амуры затмевают все остальные божества. Всевозможные «купания», «утренние туалеты» и мгновенные удовольствия являются теперь чуть ли не главным предметом изображения. В моду входят экзотические названия цветов: «цвет бедра испуганной нимфы» (телесный), «цвет розы, плавающей в молоке» (бледно-розовый), «цвет потерянного времени» (голубой). Чётко продуманные, стройные композиции классицизма уступают место изящному и утончённому рисунку.
Антуана Ватто (1684—1721) современники называли «поэтом беспечного досуга» и «галантных празднеств», «певцом изящества и красоты». В своих произведениях он запечатлел пикники в вечно зелёных парках, музыкальные и театральные концерты на лоне природы, пылкие признания и ссоры влюблённых, идиллические свидания, балы и маскарады. В то же время в его картинах присутствуют щемящая грусть, ощущение быстротечности красоты и эфемерности происходящего.
Одна из прославленных картин художника — «Паломничество на остров Киферу». Прелестные дамы и галантные кавалеры собрались на усыпанном цветами берегу морской бухты. Они приплыли на остров Киферу — остров богини любви и красоты Венеры, куда она, по преданию,
Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу. 1717 г. Лувр, Париж
вышла из пены морской. Праздник любви начинается у статуи, которая изображает Венеру и амуров, один из которых тянется вниз, чтобы возложить гирлянду из лавра на прекраснейшую из богинь. У подножия статуи сложены оружие, доспехи, лира и книги — символы войны, искусств и наук. Что ж, любовь действительно способна победить всё!
Действие разворачивается как кинолента, последовательно рассказывающая о прогулке каждой из влюблённых пар. Во взаимоотношениях героев царит язык намёков: внезапно брошенные взгляды, призывный жест веера в руках у девушки, речь, оборванная на полуслове... Во всём чувствуется гармония человека и природы.
Но уже вечереет, золотой закат окрашивает небо. Праздник любви угасает, наполняя грустью беззаботные забавы влюблённых пар. Очень скоро они вернутся на свой корабль, который перенесёт их из нереального мира в мир будничной действительности. Чудесный парусник — корабль любви — готов к отплытию. Тёплые, мягкие краски, приглушённые цвета, лёгкие, едва коснувшиеся холста мазки кисти — всё это создает особую атмосферу очарования и любви.
И снова землю я люблю за то,
Что так торжественны лучи заката,
Что лёгкой кистью Антуан Ватто
Коснулся сердца моего когда-то.
Г. Иванов
К подлинным шедеврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступлений бродячих комедиантов.
Жиль — главный и любимый персонаж французской комедии масок, созвучный Пьеро — герою итальянской комедии дель арте. Неуклюжее, наивное существо как будто специально создано для постоянных насмешек и проделок ловкого и хитрого Арлекина. Жиль изображён в традиционном белом костюме с пелериной и в круглой шляпе. Он неподвижно и потерянно стоит перед зрителем, в то время как другие комедианты располагаются на отдых. Он словно ищет собеleft6430600седника, способного выслушать и понять его. В нелепой позе комедианта с безвольно опущенными руками, остановившимся взглядом есть что-то трогательное и незащищённое. В усталом и печальном облике паяца затаилась мысль об одиночестве человека, вынужденного веселить и развлекать скучающую публику. Эмоциональная открытость героя делает его одним из самых глубоких и поразительных образов в истории мировой живописи.
left1882140Антуан Ватто. Жиль (Пьеро). 1720 г. Лувр, Париж
00Антуан Ватто. Жиль (Пьеро). 1720 г. Лувр, Париж
В художественном отношении картина выполнена блестяще. Предельная простота мотива и композиции здесь соединяется с точным рисунком и тщательно продуманной цветовой гаммой. Призрачно-белый балахон написан осторожными и вместе с тем смелыми движениями кисти. Мерцающие бледно-серебристые, пепельно-лиловые, серовато-охристые тона струятся, переливаются друг в друга, разбиваются на сотни дрожащих бликов. Всё это создаёт удивительную атмосферу для восприятия глубокого философского смысла картины. Как здесь не согласиться с высказыванием одного из современников: «Ватто пишет не красками, а мёдом, расплавленным янтарём».
Франсуа Буше (1703—1770) считал себя верным учеником Ватто. Одни называли его «художником граций», «Анакреоном живописи», «королевским живописцем». Другие видели в нём художника-«лицемера», «у которого есть всё, кроме правды». Третьи скептически замечали: «Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы».
Кисти художника принадлежит ряд парадных портретов фаворитки короля Людовика XV маркизы де Помпадур. Известно, что она покровительствовала Буше, не раз заказывала ему картины на религиозные сюжеты для загородных резиденций и парижских особняков. В картине «Госпожа де Помпадур» героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о её художественных вкусах и увлечениях. Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. Книга в её руке — явный намёк на просвещённость и приверженность интеллектуальным занятиям.
-15283425200
Франсуа Буше. Госпожа де Помпадур. 1756 г. Старая Пинакотека, Мюнхен
Маркиза де Помпадур щедро отблагодарила художника, назначив его сначала директором Гобеленовой мануфактуры, а затем президентом Академии художеств, присвоив ему титул «первого живописца короля».
Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, главными героями которых были жеманные, застенчивые пастушки или пухленькие обнажённые прелестницы в виде мифологических Венер и Диан. Его картины изобилуют двусмысленными намёками, пикантными деталями (поднятый подол атласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка купающейся Дианы, пальчик, прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, жмущиеся к ногам влюблённых овечки, символически целующиеся голубки и т. д.). Что ж, художник прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи!
В истории мировой живописи Франсуа Буше по-прежнему остаётся великолепным мастером колорита и изысканного рисунка. Остроумно решённые композиции, необычные ракурсы героев, причудливые силуэты почти театральных декораций, сочные цветовые акценты, яркие блики прозрачных красок, нанесённых мелкими, лёгкими мазками, плавные, струящиеся ритмы — всё это делает Ф. Буше непревзойдённым мастером живописи. Его картины превращаются в декоративные панно, украшают пышные интерьеры залов и гостиных, они зовут в мир счастья, любви и прекрасных грёз.
Вопросы и задания1. Почему творчество Н. Пуссена называют вершиной классицизма в живописи? В чём и как он выразил свой идеал красоты? Согласны ли вы с утверждением художника, что все его произведения можно тематически разделить на «вакханалии» и «возвышенную героику»? Какие из картин Н. Пуссена вас заинтересовали больше всего? Почему?
2. Можно ли согласиться с мнением современников, что в скульптурных произведениях А. Кановы «пульсирует сама жизнь»? Поясните свой ответ. Как вы думаете, почему А. Канова и Б. Торвальдсен чаще обращались к мифологическим сюжетам и образам? Каковы характерные черты творческой манеры А. Гудона?
3. Расскажите об А. Ватто и Ф. Буше — крупнейших мастерах «галантного жанра» в живописи рококо. Каковы главные мотивы их творчества?
Творческая мастерскаяСравните картину Пуссена «Парнас» с одноимённой фреской Рафаэля. Что общего и в чём различие творческой манеры этих художников?
Подготовьте слайд-шоу для лекции по теме «Скульптурные шедевры классицизма». Сопроводите подобранный вами материал краткими аннотациями.
Подготовьте статью для иллюстрированного художественного журнала о крупнейших мастерах «галантного жанра» (А. Ватто, Ф. Буше и О. Фрагонаре). Постарайтесь в ней отразить отличительные особенности художественной манеры каждого из этих мастеров.
Напишите небольшое сочинение-эссе на тему «О чём могли мечтать и говорить герои картин Антуана Ватто? ».
Советуем послушать или посмотретьАльбомы по изобразительному искусству классицизма и рококо.
Видеофильм «Франция. XVII—XVIII века», из цикла «Музей «Эрмитаж»; «Искусство XVII—XVIII вв.», из цикла «ГМИИ им. А.С. Пушкина» (видеостудия «Кварт»).
Темы рефератов, докладов или сообщений«Никола Пуссен — основоположник классицизма»;
«Мифологические и религиозные сюжеты в творчестве Н. Пуссена»;
«Скульптурные шедевры А. Кановы и Б. Торвальдсена»;
«Канова — скульптор грации и юности»;
«Портретная энциклопедия эпохи в творчестве А. Гудона»;
«Творчество Э. Фальконе»;
«Мастера «галантного жанра» (живопись рококо)»;
«А. Ватто — живописец радости и печали»;
«Художник граций» Ф. Буше»;
«Жизнь третьего сословия в произведениях Ж.Б. Греза и Ж.Б. С. Шардена»;
«Декоративно-прикладное искусство рококо».
Книги для дополнительного чтенияГерман М.Ю. Ватто. М., 2001.
Гликман А.С. Никола Пуссен. Л.; М., 1964.
Золотов Ю.К. Пуссен. М., 1988.
Золотов Ю.К. Ватто. Л., 1973.
Кантор А.М. и др. Искусство XVIII века. М., 1977. (Малая история искусств).
Каптерева Т., Быков В. Искусство Франции XVII века. М., 1969.
Кожина Е.Ф. Искусство Франции XVIII века. Л., 1971.
Лившиц Н.А. Фрагонар. М., 1970.
Мастера искусства об искусстве / Под ред. А.А. Губера. М., 1967. Т. 3.
Чегодаев А.Д. Антуан Ватто. М., 1963.
Якимович А.К. Шарден и французское Просвещение. М., 1981.

Приложенные файлы

  • docx 8895581
    Размер файла: 801 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий