ипу семинар др.восток 15.02.2013


Тема II. Политические учения в рабовладельческих государствах
 Древнего   Востока  
Особенности и своеобразие становления государственности на Древнем Востоке. Политическая идеология рабовладельцев Древнего Египта. Культ фараонов «Поучение Птахотепа (Птаххетепа)» и «Поучения Гераклеопольского царя своему сыну», «Речения Ипусера» (Ипувера)». Божественный характер власти и законов в политических идеях рабовладельцев Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи. Идеология брахманизма в Индии. Законы Ману. Политический трактат «Артхашастра». Буддизм как еретическое, антибрахманистское течение и первая мировая религия. Политическая идеология Древнего Китая. Основные идеи даосизма. Социальный идеал Лао-Цзы. Древнекитайский легизм. Школа «Фацзя» и политические взгляды ее представителей.
 
Вопросы к семинарскому занятию
 
1. Политическая мысль Древнего Египта.
2. Политические идеи в Древнем Вавилоне.
3. Политическая мысль Древней Индии.
4. Политическая идеология Древнего Китая.
Контрольные вопросы и задания:
1. Какова главная черта политико-правовой мысли стран Древнего Востока?
2. Чья цивилизация, по мнению историков, стоит у истоков человеческой культуры?
3. Кто являлся автором самого известного сборника законов на Древнем Востоке?
4. Назовите сословия (Варны) которые предусматривала идеология брахманизма?
5. ォЗаконыМануサ - это известный политико-правовой памятник:
а) Древнего Египта; в) Древнего Китая;
б) Древнего Вавилона; г) Древней Индии.
6. Человек, названный Буддой (Просветлённым) был:
а) Спитак Спитама; в) Чанакья (Каутилья);
б) Сиддхартха Гаутама; г) Хаммурапи.
7. Автором патриархально-патерналистской концепции государства
является:
а) Конфуций; в) Шан Ян;
б) Лао-Цзы; г) Мо-цзы.
8. Какому из древнекитайских мыслителей принадлежат слова: ォНа-
род можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать,
почемуサ?
а) Лао-Цзы; в) Конфуцию;
б) Шан Ян; г) Хань Фэю.
Шан Ян, древнекитайский мыслитель, основатель школы легистов,
многократно подчёркивал, что в образцово управляемом государ-
стве должно быть много наказаний и мало наград ォПоэтому в госу-
дарствах, стремящихся к владычеству в Поднебесной, каждым де-
вяти наказаниям соответствует одна награда, а в государствах, об-
речённых на расчленение, каждым девяти наградам соответствует
одно наказаниеサ. Какое государство на ваш взгляд, будет более ста-
бильным: то где много наказаний, или то, где много наград? Какая
связь существует между наградами и наказаниями, с одной сторо-
ны, и благосостоянием и стабильностью государства – с другой?
10. Лао- цзы является основоположником:
а) конфуцианства; в) моизма;
б) легизма; г) даосизма.  
Темы рефератов
 
Египетские пирамиды как символ вечности и величия власти и величия египетских фараонов.
Социально-политическая сущность законов Хаммурапи.
Каутилья – древнеиндийский Николо Макиавелли.
Даосизм как предтеча идеологии анархизма.
Шан-Ян и школа легистов (“законники”).
Конфуций об этике, законах и наилучшем управлении
Мо-цзы (моисты): Критика конфуцианства.
Артхашастра» и европейский макиавеллизм.
Этико-правовое учение Конфуция.
 Политико-правовая мысль в Древней Индии . Брахманизм и буддизм.
 Легизм в политической истории Китая.
ЛитератураОсновная
Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1966.
Васильев Л.С. Культы религии, традиции в Китае. М., 1970.
Графский В.Г. История политических и правовых учений. 2-ое издание. М., 2007.
Дробошевский С.А. История политических и правовых учений. Основные классические идеи. 2-ое издание. Учебное пособие. М., 2007.
Индийская культура и буддизм. М., 1972.
История политических и правовых учений (отв. ред.В.В. Лазарев). М., 2008.
История политических и правовых учений. Учебник для вузов (под общ. ред. О.В. Мартышина). М., 2007.
 История   политических  и правовых  учений . Учебник для вузов. 4-ое издание (под общ. ред. В.С. Нерсесянца). М., 2008.
 Марченко  М.Н.,  Мачин  И.Ф.  История   политических   учений  Учебное пособие. М., 2008.

Приложенные файлы

  • docx 8910275
    Размер файла: 33 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий