3 билет. Жизнь за царя, история создания, особенности драматургии. Судьба оперы в русской музыке.


Билет 3. «Жизнь за царя» – гениальное творение М.И. Глинки, которое открыло новый, «русский период» в мировом музыкальном искусстве. оперу, посвященную историческим событиям начала XVII века и подвигу костромского крестьянина Ивана Сусанина, Глинке идею подсказал В.А. Жуковский. Он же предложил название «Жизнь за царя» и передал работу барону Е.Ф. Розену, участнику своих «литературных суббот». Розен был поэтом, драматургом, переводчиком, критиком. К работе над либретто он приступил весной 1835 года, имея на руках детально разработанный композитором сценарный план оперы. Премьера состоялась 27 ноября 1836 года в Петербургском Большом театре.В 1840-х – 50-х годах опера давалась лишь изредка, «Жизнь за царя» стала самым репертуарным спектаклем. После 1917 года опера Глинки долгое время не звучала, так как считалась «монархической». В 1939 году она была возрождена на сцене Большого «Иван Сусанин». В новом, «советском» либретто, написанном С. Городецким, исторические факты искажены. Царь в тексте не упоминается, поляки, направляющиеся в Москву, оказываются под Костромой (у Розена это мотивировано: здесь, в монастыре, укрывается будущий русский царь, 16-летний Михаил Романов). По сути, версия Городецкого делает бессмысленным сам подвиг Сусанина, который гибнет, спасая многотысячное войско Минина от жалкой горсточки поляков. В 1989 году московский Большой театр восстановил «Жизнь за царя» в редакции, близкой первоначальной. Главная идея сочинения – самопожертвование во имя Руси и ее. Иван Сусанин идет на гибель, с верой в то, что спасение законного наследника престола положит конец «смутному времени» и возродит Русь как независимое государство. Жанр сочинения сам композитор определил как «отечественную героико-трагическую оперу». Это первая русская опера без разговорного диалога, на смену которому пришел распевный речитатив. Отдельные арии, ансамбли, хоры в «Жизни за царя» следуют друг за другом сплошным потоком, без пауз, преодолевая номерное строение. Тема хора «Родина моя» имеет ярко выраженный народный колорит. Начальный мелодический оборот V–I–VI–V в мажоре завершается плавным нисхождением к тонике[3]. Мелодию темы сопровождает плагальный оборот. Именно эта тема прозвучит в одной из кульминаций («Страха не страшусь» в III действии) и в начале Эпилога. Минорный вариант темы («Тех, кто в смертный бой») ляжет в основу ряда тем скорбно- медитативного характера: каватины Антониды, ее же романса «Не о том скорблю, подруженьки», ариозо Сусанина из III действия «Ты не кручинься, дитятко мое». «Славься», напротив, «собирается» из отдельных родственных мотивов, вобрав в себя самые типические, обобщенные интонации предыдущих тем. Свое окончательное выражение она получает лишь в конце оперы. Наиболее значительные варианты, предвосхищающие тему «Славься» – «Велик и свят наш край родной» (III д.), «Встает моя заря» (IV д.). Драматургия драматургию оперы отличает строгая логика развития основного конфликта – русского народа и польских завоевателей.Интродукция и 1-е действие – экспозиция образа русского народа и главных героев, 2-е действие – экспозиция польского лагеря, череда парадных эффектных танцев с хором.В III акте: в мирную обстановку крестьянского дома вторгаются враги. Кульминацией и развязкой служит 2-я картина 4-го действия – сцена в лесу. Она является самым полным интонационным сплавом ведущих тематических элементов(монолог Сусанина и сцена с поляками).При этом польские ритмоинтонации теряют танцевальный кураж после сусанинских фраз «Туда завел я вас, Куда и серый волк не забегал...». Сквозная тема мазурки становится здесь всё более неуверенной, «усталой» (хроматизмы, выделение стонущей интонации)[4]. Опера завершается величественным эпилогом с хором «Славься». Именно к нему устремлены все линии драматургического и музыкального развития. Русская и польская сферы ярко противопоставлены: польским танцам с острыми ритмами контрастирует русская песня во всех ее жанровых разновидностях. Здесь и протяжная русская песня (хор «Родина моя), и свадебная (хор из 3 д – «Разгулялись, разливалися» с его пятидольной ритмикой и ладовой переменностью). Интонации молодецких песен присущи партии Собинина. Более всего романсовая сфера представлена в характеристике Антониды (ария из 1-го действия, романс «Не о том скорблю», трио «Не томи, родимый») Что же касается партии главного героя, Ивана Сусанина, то главным интонационным источником его музыкальной речи является мелос молитв. Он претворен во всем разнообразии возможных настроений – сурового смирения, скорби, горячей мольбы, надежды.

Приложенные файлы

  • docx 8914179
    Размер файла: 16 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий