ИГПЗС ответы на 4 семинар


ВОПРОС №1
Хараппская цивилизация. Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более 4000 лет назад в долине Инда. Цивилизация появилась на основе небольших общин, образовавшихся в долине Инда ок. 3000г. до н.э. Люди получали всё необходимое для жизни, занимаясь сельским хозяйством, а впоследствии – торговлей. Продовольственные продукты и художественные изделия ремесленников обменивались на товары, привозимые из других земель, в том числе на металлы и одежду. В настоящее время известны остатки более сотни городов. Столицами политических объединений уже в 3 тыс. до н.э. стали Хараппа и Мохенджо-Даро – крупные города, центры ремесленного производства и торговли. Достоверные сведения о классовой структуре и политической организации общества до нас не дошли, однако известно, что здесь происходило разложение первобытнообщинного строя и началось социальное расслоение населения. Жители долины Инда в древности имели свою собственную систему письменности. Городами видимо управляли цари. Вполне возможно, что вожди были одновременно и жрецами. Постепенно, начиная примерно с 1800 г. до н.э., цивилизация долины Инда приходит в упадок. Причины этого не вполне ясны, но можно предположить, что одной из них были частые наводнения, а также то, что жители исчерпали плодородие почвы и вырубили почти все деревья. Раскопки свидетельствуют об упадке торговли и ухудшении качества зданий. Наконец, причиной разрушения некоторых городов, таких, как Мохенджо-Даро, могли стать войны. Дата окончательного распада цивилизации остаётся неясной, но он мог произойти после прихода (ок. 1500 г. до н.э. ) групп индоевропейских племён, называющих себя ариями. Они заняли долину Инда, мигрируя далее на восток в сторону долины Ганга. Ведийский период. Период развития Индии с середины 2 тыс. до н.э. до первой половины 1 тыс. до н.э. получил название ведийского. Большинство сведений об ариях содержится в цикле древних религиозных гимнов и поэм, сложенных жрецами. Эти поэмы передавались из уст в уста, и ок. 900 г. до н.э. они были собраны в единый свод, получивший название «Ригведа». (Позднее были составлены и три другие части Веды. ) «Ригведа» описывает события той эпохи. Арии основали несколько царств, и каждое имело своего собственного раджу (правителя). Богатство человека определялось по числу голов скота, принадлежащего ему. В этот период появляется разделение общества на классы. Возникают класс жрецов, класс воинов и класс земледельцев и купцов. В самом низу общественной лестницы находились дравиды (коренное население) и потомки от смешанных браков между ариями и дравидами. Это создавало предпосылки для возникновения кастовой системы, которая сохранилась в Индии до наших дней. Возникновение государства. Руководство племенем осуществлял военный вождь – раджа, вначале назначавшийся собранием. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. Со временем должность раджи становится наследственной. С усилением власти раджи связано уменьшение роли народных собраний: постепенно народные собрания, назначавшие раджу, утрачивали своё значение и превратились из собрания соплеменников в собрание знати, приближённых раджи. Органы племенной администрации превращаются в государственные органы. Рабовладельческая знать занимает высшие должности в государственной администрации. Племенная дружина превращается в постоянное войско. Народ облагается налогами, которые выплачиваются царю при посредстве специальных чиновников. В 6 в. до н.э. произошли важные изменения. Центр могущества ариев переместился в бассейн Ганга, где четыре правителя повели между собой войну за право управления всей страной. . Арии создали ирригационную систему, вывели новые породы скота и стали использовать прирученных слонов. , Появились деньги и руновая система письменности. Таким образом, в ведийский период на базе родоплеменных коллективов начали возникать государственные образования, принимавшие форму монархий или республик. По большей части их территории были невелики. Магадхо-Маурийская эпоха. В эту эпоху были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующие периоды. Она названа так потому, что самым крупным и сильным государством из возникших в ведийский период была Магадха, а наивысшего расцвета это государство достигло в 4-3 вв. до н.э. при династии Маурьев, которая объединила под своей властью почти всю Индию. Эту эпоху характеризуют усиление монархической власти, а также падение роли институтов племенного управления. Хотя создание единого индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию культур, стиранию узких племенных рамок, всё же империя Маурьев состояла из племён и народов, находившихся на разных ступенях развития. Поэтому Маурьям не удалось сохранить единство государства и во 2 в. до н.э. Индия, несмотря на сильную армию и крепкий аппарат управления, распалась на множество государственных образований. Изучая общественный варно-кастовый строй Индии, обратите внимание на фундаментальные различия между социальными группами. Дайте характеристику эволюции сословного строя. Чем отличался варно-кастовый строй Древней Индии от социальных структур других стран Древнего Востока? Какую роль играла древнеиндийская сельская община? Выделите отличительные особенности института рабства в Древней Индии. Рассматривая государственный строй важно показать основные черты монархической власти (роль царя, система управления в центре и на местах, судебная система, армия). Варно-кастовый строй наложил отпечаток и на правовую систему Древней Индии. Важнейшими правовыми памятниками являются Дхармашастра Ману («Законы Ману») и Артхашастра Каутильи. Изучение данных источников призвано дать студентам представление о религиозной социо-нормативной культуре Древней Индии, о способах закрепления в идеологических догматах, предписаниях религиозной морали и в правовых нормах сложившейся на практике общественной иерархии, деления общества на варны и другие социальные группы. Кроме того, должны получить сведения о нормах брачно-семейного права, приобрести знание особенностей правового регулирования имущественных отношений в условиях древнеиндийского общества, усвоить отражённые в текстах указанных произведений представления о преступлении и наказании, ознакомиться с зафиксированными здесь элементами судоустройства и правилами судопроизводства.
Общественный и государственный строй в Древней Индии.
Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех
тысяч лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро.
Первыми жителями древней Индии были дравиды. По прошествии веков
дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом
жизни, языком, верованиями, культурой.
Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не
менее в его праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и
рабов. Рабский труд не играл значительной роли в решающих отраслях
экономики древней Индии. Существенной особенностью древнеиндийского рабства
было наличие государственного законодательства ,направленного на
ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось
продавать детей без родителей; хозяин при использовании труда раба был
обязан учитывать его кастовое положение. Индийские рабы могли иметь семьи,
собственность ,право на наследование, право собственности на получаемые
дары. Свободный, становясь рабом ,не терял своих семейных, родовых и
кастовых связей.
Таким образом, особенность древнеиндийского рабства является его
неразвитость: наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохранять
значительные пережитки первобытно - общинного строя.
Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии
в I тысячелетии до н.э. на основе отдельных племен или союза племен в форме
так называемых племенных государств. Они представляли собой небольшие
государственные образования, в которых племенные органы перерастали в
органы государственного управления. Это были монархии, в которых
главенствующую роль играли брахманы, или олигархические кшатрийскиереспублики, в которых политическое господство осуществлялось
непосредственно военной силой кшатриев.
Правители первых государственных образований (протогосударств) раджи
выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность,
вершили суд, распоряжались как военачальники фондом земель, наделяя землей
храмы, брахманов, знать, собирали ренту-налог.
В некоторых государственных образованиях власть раджи была выборной,
лишь со временем утвердился наследственный принцип получения царственности.
При выборных монархах вся полнота правления сосредотачивалась в руках
совета старейшин. По мере укрепления власти правителя, формирования
административных органов совет старейшин теряет свои былые полномочия,
превращается в совещательный орган при монархе - паришад. Но зависимость
правителей от брахманской ученой верхушки и военной кшатрийскойаристократии, как и соперничество между представителями правящих варн, была
неизменной.
Примерно в IX - VIII веках до н.э. в Древней Индии на базе старых
племенных государств возникают первые более или менее крупные государства,
которые ведут между собой непрекращающиеся войны, истощая друг друга. Эти
государства кроме воспетых в древнеиндийских эпических сказаниях войн, не
оставили заметного следа в индийской истории.
С этого времени и ведут свое начало традиции слабых и кратковременных
государственных образований, возникающих, возвышающихся и быстро приходящих
в упадок, как и невостребованность централизации, сильной государственной
власти, ставшая характерной чертой древнеиндийской цивилизации.
Данная цивилизационная особенность Древней Индии связана с рядом
исторических причин, главнейшие из которых заключались в варново-кастовомстрое и крепости общинной организации. Жесткая варново-кастовая система с
раз и навсегда определенным местом человека в ней, с кастовым конформизмом,
неукоснительным следованием, соблюдением религиозно-нравственных установок
поведения человека была своеобразной альтернативой принудительного
характера государственной власти. Бесспорно, способствовала этому
замкнутость, автономность индийской общины и ее натуральным хозяйством, с
патриархально-межкастовыми взаимосвязями земледельческой части общины с ее
ремесленниками, слугами, получившая название «джаджмани».
Археологические раскопки дали возможность установить, что еще в III
тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города - центры ремесленного
производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение
населения.
Наука, к сожалению, располагает скудными историческими сведениями по
этому периоду истории Древней Индии. Полнее представлены исторические
свидетельства по так называемому ведическому периоду (вторая половина II
тысячелетия до н.э. - середина I тысячелетия до н.э.), когда углубляется
социальное расслоение и складывается государственность в долине Ганга.
Крупные достижения в области производства привлекли за собой расслоение
общества.
С усилием общественного неравенства военный вождь племени
(раджа),который ранее выбирался собранием и не мог быть смещен им ,все
более возвышался над племенами, подчиняя себе органы племенного управления.
а должность раджи велась борьба между представителями знатных и
могущественных родов в племени. Со временем эта должность становиться
наследственной.
Этому способствует продолжающееся ряд столетий волнообразное
проникновение на территорию Индии с северо-запада индо-арийских племен,
консолидировавшихся годе-то на рубеже III - II тысячелетия до н.э. в
районах Причерноморья и Прикаспия. Долина Ганга к началу проникновения
ариев была заселена этническими общностями мундов и дравидов, которые были
или оттеснены к югу, либо ассимилированы арями, носителями более высокой
материальной и духовной культуры. До нас дошли относящиеся к этому периоду
литературные памятники религиозного содержания - веды, ставшие позже
священными книгами индусов, а также произведения народного эпоса.
Хараппская культура долины Инда, существовавшая несколько веков
раньше индо-арийской, не оказала существенного воздействия на исторические
судьбы народов Ганга, с которыми и связано возникновение одной из
самобытных, сохранивших до наших времен свои культурные ценности
цивилизаций Востока.
Наиболее многочисленные и разнообразные исторические сведения
относятся к следующему, так называемому магадхо-маурийскому периоду (вторая
половина I тысячелетия до н.э. - до I века н.э.), периоду складывания и
существования самого крупного не только в Древней Индии, но и на всем
Древнем Востоке государственного образования - империи Маурьев.
Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха.
Наивысшего могущества это государство достигло в IV - III вв. до н.э. при
династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию
Индостана. Магадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особая веха в
развитии древнеиндийской государственности. Это был период крупных
политических событий. Создание объединенного индийского государства
способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур,
стиранию узких племенных рамок. В эпоху Маурьев были заложены основы многих
государственных институтов, получивших развитие в последующий период.
Магадхско-Маурийская эпоха характеризуется усилением монархической
власти. Основой государства считался царь. Принцип наследования соблюдался
очень строго. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей
наследником престола. Территория государства в эпоху Маурьев делилась на
провинции. Во главе четырех главных провинций находились царевичи. Эти
провинции обладали особым статусом, в частности немалой автономией.
Помимо деления на главные провинции существовало деление на обычные
провинции (джанапады), области (прадеши), округа (ахале). Низшей единицей
провинциального управления являлась деревня. Во главе джанапад стояли
крупные государственные чиновники - раджуки. В главных городах округа
имелись канцелярии, откуда по всему округу посылались распоряжения.
Между тем империя маурьев являлась конгломератом племен и народов,
стоявших на разных ступенях развития. Несмотря на сильную армию, крепкий
аппарат управления, Маурьям не удалось сохранить единство государства. Во
II в. до н.э. Индия распалась на множество государственных образований.
Одним из важнейших компонентов социального, общественного и
экономического строя в Маурийский период являлась община. В общины
объединялась значительная часть населения - свободные землевладельцы.
Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в остальных
районах империи еще существовали примитивные родовые общины. В течении
долгого времени общины были изолированные друг от друга, но постепенно эта
ограниченность и замкнутость нарушалась.
Среди литературных памятников этого периода особое место занимает
древнеиндийский политический трактат Артхашастра, приписываемый Каутилье,
советнику основателя империи Маурьев Чандрагупте, а также целый ряд
религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций - дхармасутр и
дхармашастр, в частности наиболее известная дхармашастра, получившая
название «Законы Ману».
Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета в III веке до н.э. в
период правления Ашоки, когда в Индии складывается относительно
централизованная восточная монархия.
Империя складывалась не только в результате войн, но и в результате
так называемого морального завоевания - распространения религиозно-
культурного влияния развитых областей северо-восточной Индии на другие
части страны. Относительная централизованность держалась не только на
военной силе Маурьев, но и на проводимой ими гибкой политике объединения
страны..
В империи Маурьев - сложном политическом образовании - не
прекращалась борьба двух тенденций : к установлению единодержавного
правления и к сепаратизму, раздробленности. Последняя в конечном счете и
побеждает. В силу этого нельзя преувеличивать ни централизации, ни
бюрократизации государства, несмотря на картину «идеального»
всеохватывающего правления, нарисованную в Артхашастре.
Центральный административно-военный аппарат в Индии был относительно
слаб по сравнению с другими государствами Древнего Востока, что было тесно
связано с сохранением важной роли в государстве органов общинного
самоуправления. Все это дает основания утверждать, что в монархических
государствах Индии в периоды значительного их усиления власть
древнеиндийских царей не была деспотической в прямом смысле этого слова.
Она сдерживалась не только самоизоляцией общин, но и положением в
государстве господствующей наследственной знати, установившимися
традиционными религиозно-этническими нормами. Религия, в частности,
исключала законодательные функции индийских царей, утверждала незыблемость
и неизменность норм права, заключенных якобы в ведах.
Индусская политико-религиозная концепция «богоугодного царя»
(девараджи) предписывала ему выполнение особой драхмы. Одна из главных
обязанностей - охрана подданных. «Защищая» народ, царь мог заставить его
платить налог - бали. Наряду с основным налогом, существовали другие
многочисленные поборы в пользу центральной власти.
Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью опытных
брахманов. Он считался опекуном всех малолетних, больных, вдов, должен был
возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важнейшей функцией
царей была организация публичных работ, освоение и заселение царских
земель, строительство ирригационных сооружений.
Согласно религиозным воззрениям, как и во всех странах Древнего
Востока, царская власть обожествлялась.
Царь являлся главой административного аппарата. От него зависели
назначения должностных лиц и контроль за их деятельностью. Все царские
чиновники делились на группы центрального и местного управления. Особое
место занимали советники царя. Из советников царя состоял и совещательный
коллегиальный орган - мантрипаришад, своеобразный пережиток органов
племенной демократии.
Сохранение государственного единства требовало твердого
государственного управления.
Специальная группа царских чиновников была связана, например, с
организацией управления царским хозяйством, с деятельностью по пополнению
царской казны. Артхашастра упоминает чиновников, призванных надзирать за
царскими пастбищами, за гаванями, за судоходством, ведавших морской
торговлей, судостроением и пр. С регулированием экономической жизни страны
была связана деятельность специальных категорий чиновников (адхьякша),
среди которых особое место занимали чиновники финансового ведомства,
ведавшие сбором налогов, государственной казной. Выделялась также особая
группа чиновников, следившая за снабжением армии. Среди других высших
чиновников особое место занимали главный судья, юридический советник царя и
советник царя по делам культа, воспитатель его сыновей, верховный
придворный жрец (пурохита).
Наряду с назначением чиновников царской властью существовала практика
передачи чиновничьих должностей по наследству, чему способствовала кастовая
система. Для придания должной эффективности государственному аппарату
Маурьи создали сеть контрольных, надзорных должностей, инспектирующих
чиновников - шпионов, царских тайных агентов, которых царь «принимал и днем
и ночью».
Особой сложностью в империи Маурьев отличалось административное
деление и связанная с ним система местного управления.
Лишь часть территории империи находилась под непосредственным
управлением царя и его двора. Самой крупной административной единицей была
провинция. Среди них выделялось пять наиболее крупных провинций,
управляемых царевичами, и пограничные провинции, управляемые другими
членами царской семьи. В функции правителя провинции входила защита ее
территорий, охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ.
Менее крупной административной единицей был округ, возглавляемый
окружным начальником, в его обязанности входил контроль над сельской
администрацией.
В древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных
норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная
жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему
характеру являющихся скорее этическими, чем правовыми. Данные нормы носили
ярко выраженный религиозный характер.
Наиболее известными являются Законы Ману (Ману-мифический бог).Точное
время составления этих законов неизвестно. Предполагается, что они
появились в период между II в. до н.е. и II в. н.э. они состоят из 2685
статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое
содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах
VIII и IX (всего в Законах 12 глав).
В период создания Законов ману в Индии уже хорошо понимали разницу
между собственностью и владением при этом. Законы указывают 7 возможных
способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде
дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а
так же получение милостыни. Среди основных видов собственности Законы
называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные,
частных лиц. Не следует рассматривать царя как собственника всей земли в
государстве. Царь получал налоги с землевладельцев не как собственник
земли, а как суверен, защищающий население страны. За незаконное присвоение
чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф,
присвоившего чужую землю объявляли вором.
Обязательственные отношения получили в законах ману довольно
тщательную разработку. В основном в Законах говориться об обязательствах
из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров -
договор займа. Существовали так же договор аренды земли, договор купли-
продажи, договор дарения и т.д.
Для древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава
семьи - муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак
представлял собой имущественную сделку ,в результате которой муж покупал
себе жену и она становилась его собственностью. Законы ману определяют
положение женщины следующим образом : в детстве ей полагалось быть под
властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа под властью сыновей,
ибо "женщина ни когда непригодна для самостоятельности".
Муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена не могла
покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. За измену жена
подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни.
Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят
государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя,
поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида
преступлений Законы не дают, что характерно для всех древних кодификаций.
Среди имущества преступлений Законы большое внимание уделяют краже.
Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывали
казнить не колеблясь. Воров совершающих кражу ночью, следовало, отрубить
обе руки посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при
второй - руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь.
Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью, и
считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.
К насилию относились и убийство, и телесные повреждения. Умышленное
убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране
жертвенных даров, защите женщин не наказывалось.
Среди видов наказания следует назвать смертную казнь в различных
вариантах : посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление
,затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание
пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение - это далеко не
полный перечень наказаний.
В древней Индии существовали две системы судов - царские и
внутриобщинные.
Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь или
замещающая его судебная коллегия (сабха), состоящая из назначенного царем
брахмана, «окруженного тремя судьями». Толковать в суде нормы права, драхмы
мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший. Как высшему судье царю
принадлежало право ежегодно обьявлять амнистии.
Судя по Артхашастре, во всех административных единицах, начиная с 10
деревень, должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских
чинов. Кроме того, специальные судьи разбирали уголовные дела, осуществляли
«надзор за ворами». Большая ответственность в борьбе с преступлениями
лежала на городских властях, которые с помощью своих агентов проводили
обыски, задерживали неизвестных, устраивали облавы в мастерских, кабаках,
игорных домах.
Большинство дел рассматривались общинными кастовыми судами.
Неофициальные кастовые суды сохранились в Индии до настоящего времени.
Армия играла огромную роль в государствах Древней Индии. Войны и
грабеж других народов рассматривались как важный источник процветания
государства. Царю переходила большая часть награбленного имущества, в
частности земля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало дележу среди
солдат.
Армия комплектовалась из наследственных воинов, наемников, воинов,
поставляемых отдельными объединениями, в частности торговыми гильдиями,
зависимыми союзниками, вассалами. Армия была кастовой. В основном лишь
кшатрии могли носить оружие, другие «дважды рожденные» могли носить оружие
лишь тогда, когда для них «наступает время бедствий».
Армия выполняла и функции охраны общественного порядка. Она бдительно
должна стоять на защите государственной целостности. Воинские отряды
помещались в связи с этим среди «двух, трех, пяти, а также сотен деревень».
ОТВЕТ №2 +№3

Варново-кастовая социальная иерархия
Выработанная веками система варн на рубеже нашей эры уже во многом изменилась. Изменения шли в ряде направлений. Об одном из них - сближении статуса двух нижних варн и противопоставлении их двум верхним - речь уже шла. Но этим дело не ограничивалось. Прежде всего, намечалась заметная дифференциация, как имущественная, так и социальная, в верхних варнах, особенно в варне брахманов. Количество брахманов росло, и далеко не все они требовались для ритуально-культовых жреческих нужд. Да и не все были склонны или способны к этого рода деятельности. Неудивительно поэтому, что немалое количество брахманов, оставаясь по варне именно брахманами, начинало заниматься иными, не присущими хранителям мудрости и жрецам делами, вплоть до весьма непрестижных (лекари, актеры, пастухи и др.). Что касается кшатриев, то здесь тоже происходили серьезные изменения, но иного плана. Первоначальные наследственные кшатрии, прежде всего воины, уменьшались в числе, в немалой степени за счет сражений и взаимного истребления, придворных интриг и драматических эпизодов в периоды смены власти и династий. Это касалось и многих древних правящих аристократических родов. В то же время приходившие им на смену правители, чиновники и воины из других варн (вспомним, что во главе ряда династий оказывались выходцы из шудр, причем советниками их нередко становились брахманы) не имели права с легкостью проникать в варну кшатриев - закон индийской варны гласил, что она зависит от рождения, а не от имущественного или социального положения человека. Конечно, могли быть исключения из общего правила, но в целом закон оставался законом и следствием его было постепенное уменьшение численности и значимости варны кшатриев.
Сильно возросли и укрепили свои позиции отдельные представители обеих нижних варн, вайшьев и шудр. Из их числа вышло немало зажиточных городских жителей. По меньшей мере часть их проникла и в верхние слои общества, в число правителей, чиновников, воинов. Получался некоторый парадокс: обычная норма по-прежнему следовала традиционной градации варн с соответствующими привилегиями и санкциями в случае правонарушений для членов каждой из них, тоща как реальная жизнь во многом сместила акценты. Практически дистанции между варнами оказались иными, нежели они были прежде. Нужна была корректировка, некий иной масштаб социального счета.
Но изменения в традиционной системе варн только этим не ограничились. Во-первых, индианизация южных районов Индостана все время вводила в состав индийской культуры и индийского общества, включая и систему варн, новые контингенты. Конечно, большинство заново приобщенного к индийской цивилизации населения южных районов почти автоматически становилось в число шудр. Но ведь среди новообращенных были и жрецы, правители, чиновники, воины. Как было быть с ними? Особенно если они продолжали исполнять свои привычные функции и по образу жизни и социальному статусу явно не соответствовали обычным индийским шудрам? Аналогичным образом обстояло дело с ассимилировавшимися в Индии воинственными завоевателями, оседавшими в Северной Индии и волна за волной поглощавшимися ею (греки, бактрийцы, парфяне, гунны, юэчжи и др.). Часть их соответствовала варне кшатриев, но о возможности включения в эту варну уже упоминалось. Это было делом не простым и потому широкого потока в число кшатриев не следовало ожидать.
Во-вторых, в рамках каждой из издревле существовавших древнеиндийских варн шел свой процесс внутренней дифференциации и специализации. Те, кто оставался в пределах варны, но специализировался на какой-то части из тех широких функций, что прежде были общими для всех членов данной варны, начинали заметно отличаться от остальных. Это вызывало естественное дробление прежних четырех варн на более мелкие подразделения внутри них, на своего рода субварны, каждая из которых объединяла людей близкой специальности, сходного рода занятий и квалификации я к тому же имела тенденцию к последующей еще более узкой специализации.
В-третьих, сложность жизненных обстоятельств постоянно порождала внутри каждой из варн многочисленные конфликты, связанные с браками либо сожительством представителей разных варн и с неясностью по поводу варновой принадлежности детей от смешанных браков. Возникала объективная потребность в дифференциации членов варны на чистых и смешанных, а смешанных на тех, одним из родителей которых был представитель более высокой или более низкой варны, а то и лицо, вообще стоявшее вне варновой системы.
Наконец, наличие в обществе некоторого количества неполноправных, в том числе стоявших вне варн рабов-иноплеменников, а также тех, кто занимался преимущественно тяжелыми и нечистыми работами, тоже вело к образованию групп людей, связанных общностью их нелегкой доли, близостью их социального положения и профессиональных занятий. К этому стоит добавить, что в отсталых районах Индии, в ее джунглях продолжали существовать племена, еще не знакомые с земледелием и скотоводством, промышлявшие охотой, рыболовством и собирательством. Всем им тоже нужно было найти какое-то место в генеральной системе замкнутых сословных групп.
Все эти и некоторые другие факты сыграли свою существенную роль в трансформации древней системы варн и превращении ее в более сложную, дробную и строго иерархически организованную систему каст. Каста (джати, т. е. род) - это замкнутая эндогамная группа людей, обычно наследственно занятых в определенной сфере деятельности. Именно в такого рода касты и консолидировались как все мелкие специализированные группы внутри старых варн, так и вновь индианизировавшиеся жители юга либо представители осевших в Индии иноплеменников-завоевателей, не говоря уже о появившихся на свет в результате смешанных браков, о неполноправных и т. п. Пришедшая на смену четырем древним варнам система из многих сотен и даже тысяч каст стала в новых условиях гораздо более удобной. Будучи неизмеримо более гибкой, она позволяла безболезненно включать в себя все новые и новые касты, предоставляя каждой из них определенное строго фиксированное место в общекастовой социальной иерархии. Те, кто стоял вне существующих каст или родился от смешанного брака, до поры до времени был своего рода кандидатом на включение в систему каст. Коль скоро та или иная группа внекастовых лиц организовывалась в очередную касту, она включалась в систему, обычно занимая вначале низшее место в сложившейся кастовой иерархии. Только такое включение могло узаконить место человека в генеральной всеохватывающей системе социально-сословных связей.
Кастами могли стать и становились племена, секты, группы лиц сходных занятий. В особую группу выделялись те, кто занимался нечистыми профессиями (убой животных и выделка кож; уборка мусора; работа с трупами; профессия знахарей, палачей, актеров и т. п.). Они либо принадлежали к самым низшим кастам, либо вообще стояли вне каст и считались неприкасаемыми, т. е. теми, чье прикосновение способно осквернить членов иных каст, особенно брахманских. Положение неприкасаемых в традиционном индийском обществе - а их со временем становилось все больше - в социальном плане было худшим, чем положение рабов. Их чурались, как прокаженных. Их презирали. Они не имели почти никаких прав и были обязаны довольствоваться худшими условиями жизни, питаться чуть ли не отбросами и т. п.
Принципиальным отличием новых каст от старых варн было то, что касты являлись корпорациями, т. е. имели четкую внутреннюю организацию - органы управления, кассы взаимопомощи, совместные ритуалы и обряды, определенный регламент профессиональной деятельности, нормы внутреннего и внешнего общения, свои обычаи, привычки, кухню, украшения, кастовые знаки и др. Касты включали в себя много меньшее количество членов по сравнению с прежними варнами, причем многие из них были не всеиндийскими, но региональными и локальными группами. Как и любая корпорация, каста строго стояла на страже интересов своих членов, давала каждому из них поддержку, помогала найти работу, получать обусловленную нормой плату за нее и т. п. Все перечисленные новые черты и признаки достаточно заметно отличают касту от варны. Но главный принцип при трансформации варн в касты остался неизменным: сформулированное еще древним брахманизмом и строго охранявшееся индуизмом правило гласило, что каждый принадлежит к своей касте по рождению и должен оставаться в ней всю жизнь. И не только оставаться, но и выбирать жену из своей касты, воспитывать детей в духе кастовых норм и обычаев. Кем бы он ни стал, как бы ни разбогател или, напротив, ни опустился, брахман высокой касты всегда останется брахманом, а неприкасаемый-чандала всегда неприкасаемым. С возникновением системы каст в Индии резко уменьшилось и практически сошло на нет рабство иноплеменников, но не потому, что общество будто бы преодолело этап рабовладения, а просто вследствие того, что все иноплеменники отныне включались в какую-либо из низших каст или в число внекастовых неприкасаемых. Что же касается рабов-должников, то их статус продолжал оставаться практически без изменений. Рабство как институт в принципе не противоречило системе каст, а использование труда кабальных и неполноправных вполне вписывалось в ее рамки.
* * *
Древняя Индия по ряду основных параметров близка к государствам ближневосточной древности. Здесь также господствовали власть-собственность и централизованная редистрибуция, отсутствовали свободные по-европейски рынок и частная собственность. Иными словами, в структурном плане Индия всецело принадлежит к традиционному Востоку и не имеет ничего общего с античностью, хотя индоарии генетически достаточно близки древним грекам (имеется в виду их индоевропейская общность). Это еще раз свидетельствует о том, что уникальность античной Греции - результат именно социальной мутации, но не, скажем, специфики этногенеза. Однако структурная общность Индии с остальным Востоком, включая Ближний, никак не означает, что между ближневосточным и индийским регионами нет важной и весьма существенной разницы. Она есть, хотя и не в структуре экономических и связанных с ними отношений.
Разница - в цивилизации, в культурных традициях, в исторически обусловленных формах организации социума. В конечном счете во всем том, что нашло свое выражение в виде варново-кастовой и общинной систем. Игнорирование этой специфики образа жизни индийцев и стремление вписать древнеиндийское общество в привычный ряд стран так называемой рабовладельческой формации нередко приводило в отечественной историографии к тому, что на передний план выходило не то, что характеризует реалии древнеиндийской истории, а нечто искусственно привнесенное извне, от утопической теории. Поэтому весьма существенно исправить перекосы и обратить внимание именно на индийские варны и касты, на индийскую общину, на слабость традиционной индийской государственности как на подлинную и заслуживающую осмысления и оценки особенность Индии.
Право Древней Индии было теснейшим образом связано с религией и религиозной моралью. Характерно, что в самом языке этого времени не было специального слова для обозначения права в том смысле, в каком мы понимаем теперь. Наши сведения о древнеиндийском праве основаны главным образом на Ведах (религиозных книгах) и так называемых дхармашастрах – сборники религиозно-правовых предписаний (дхарм). В таких сборниках, важнейшими из которых являются дхармашастры Ману (II в. до н.э. – II в. н.э.) (законы Ману в русском переводе), правовые нормы еще не выделились из общей массы правил (религиозных, этических и т.д.), регламентировавших повседневную жизнь древних индийцев. Более того, в этих сборниках наряду с нормами общественного поведения рассматривались вопросы мироздания, медицины и т.д. Законы Ману состояли из 12 глав и 2685 статей, написанные в виде двустиший (шлок). Правовой материал наиболее полно представлен в IV, VII, VIII и X главах, но и здесь он переплетался с религиозными и моральными рассуждениями. Сборник в целом свидетельствует о классовом характере права Древней Индии, о большом влиянии на него общинного строя и системы варн. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Дхарма – это «извечное правило жизни», которому должны следовать все люди. Варновое деление древнеиндийского общества. Своеобразие общественного стоя Древней Индии определялось системой варн и первоначально относительно неразвитой формой рабовладения. Варны возникли в период окончательного разложения родового общества и формирования у индийцев рабовладельческого способа производства и рабовладельческого государства. Затем они получили закрепление и освящение в классовом обществе. Индийские источники, в частности законы Ману, дают описание четырех варн: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы, ремесленники, торговцы) и шудры (почти бесправные батраки). При этом брахманы, выполнявшие жреческие функции и знавшие священное учение, занимали наиболее почетное место в обществе. Их называли «авадхья» - неприкосновенные. Возникновение варны шудр связывается с участившимися войнами и усилением имущественного и общественного неравенства. В результате этого появилось большое число людей – нечленов общин – шудр. Чужаки, принятые в общину, не получали равных со свободными общинниками прав. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенных собраниях, не проходили обряда посвящения – «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными». Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись «единожды рожденными». Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни – дхарма. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн, причем исполнение жреческих обязанностей было привилегией брахманов, военное дело – кшатриев. Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трех высших варн. Запрещался переход из одной варны в другую. Ограничивалась возможность смешанных браков. Устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне. В законах Ману упоминается не только о варнах, но и о нескольких разрядах рабов, определяемых обстоятельствами, которые привели к установлению рабства. Рабский труд не играл значительной роли в решающих отраслях экономики Древней Индии. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленное на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться значительные пережитки первобытно-общинного строя. Раб от эксплуатируемых отличался отсутствием права на личную жизнь: он был вещью в образе человека, полностью находящейся во власти другого. Права собственности и обязательное право. В период создания законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением. При этом охране частной собственности уделялось значительное внимание. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни (ст.115 гл. X). Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов. Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику (ст.147 гл.VIII). Среди основных видов собственности законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. В законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) налагался большой штраф, а присвоившего чужую землю объявляли вором. Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В законах Ману говорится, что если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него были рабы, скот, инвентарь. Обязательственные отношения получили в законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится об обязательствах из договоров. Договор не являлся действительным, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также лицом, не уполномоченным к заключению договора (ст. 163 гл. VIII). Недействительными, по общему правилу, признавались договоры, заключенные рабами. Но в случае, если такой договор был заключен в пользу хозяина раба, от такого договора не следовало отказываться (ст. 167). Законы Ману предусматривали добровольное согласие сторон при вступление в договор. Отсюда соглашение, заключенное с помощью обмана или построенное на насилии, объявлялось недействительным. Но древнеиндийское право было далеко от признания даже формального равноправия должника и кредитора в договорных отношениях. Кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте (ст. 177 гл. VIII). Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего. Так как широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), то законы Ману уделяют значительное внимание этому виду договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники и ремесленники, принадлежащие к вайшьям. Кармакары, занятые на земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве – 1/10 масла от молока коров, за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получать жалованье даже спустя долгое время. В Древней Индии был известен и договор аренды земли. Этот договор получил распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее. Договор купли-продажи также упоминается в законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение не более чем 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми, и торговля рассматривалась как занятие, недостойное высших каст. Упоминается в законах Ману договор дарения. Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причинный движением повозки по городу. При этом виновный должен возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю. Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи – муж. Ему принадлежало право наказывать членов семьи своей властью. «Жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой» (ст. 299 гл. VIII). Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью. Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости – мужа, после смерти мужа – под властью сыновей, ибо «женщина никогда непригодно для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели. Неоднократно также подчеркивается, что призвание женщины – это рождение детей и забота о семье (ст. 27 гл. IX и др.). Хотя законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продать и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из низшей варны, но женщины из высшей варны вступать в брак с мужчиной из низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудра на брахманке. Дети, рожденные от браков между лицами, относящимися к разным варнам, были ущемлены в правах, а брак шудры с брахманкой порождал чандалов, считавшихся отверженными. Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном живших в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить по ¼ своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало. Преступление и наказание по законам Ману. С одной стороны, уголовное право, представленное в законах Ману, отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, законы отражают пережитки старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен. Среди преступлений, называемых законом Ману, на первом месте стоят государственные. В ст. 280 гл. IX говориться о том, что взламывающих царский склад, арсенал или храм, крадущих слонов, лошадей или колесницы следует казнить без промедления. Статья 289 предусматривала изгнание лиц, ломающих городскую стену или ворота, закапывающих рвы. В ст. 275 устанавливались указания для лиц, упорно противодействующих царским приказам и поощряющих врагов. Более подробно законы описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений большое внимание уделяется краже, при этом царь призывает к обузданию воров. Следует отметить, что законы четко различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с применение насилия к нему. Меры наказания, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом законы предписывали казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, следовало, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй – руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней; укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл. Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относились и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не наказывалось. Тяжесть наказания была связана с кастовой принадлежностью потерпевшего и преступника. Наиболее тяжким преступлением в Древней Индии считалось убийство брахмана. Иной была уголовная ответственность самих брахманов. В ст. 230 записано: «Нельзя убивать брахмана, даже погрязшего во всяких пороках; надо изгнать его из страны со всем его имуществом без (телесных) повреждений». Довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений. Законы устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины, причем в этих статьях большое значение придается кастовым различиям. Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять его с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени его осознанности. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире». Вместе с тем при определении наказание за телесные повреждения и оскорбления довольно ярко проявляется классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменялась бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на костре, утопление, затравливание собаками и др.; штрафы, изгнание, тюремное заключение. Это далеко не полный перечень наказаний. Кровная месть в законах не упоминается, видимо, в это время она уже не применялась. Судебный процесс. Законы Ману дают представление об уголовном процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. В судопроизводство Древней Индии не было еще четкого различия между гражданским и уголовным процессом. Судебные дела возбуждались не по инициативе органов государства, а заинтересованными лицами. Рассмотрение дел в судах носило состязательный характер. Спорящие стороны сами должны были убедить суд в своей правоте и представить для этого соответствующие доказательства. Законы называют поводы для рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, неотдача данного, неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена договора купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад. Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства. При разборе дел и вынесении решения суд придерживался формальной оценки доказательств, за которой скрывался классовый и кастовый подход. Свидетелями на суде не могли быть рабы, дети, люди с дурной репутацией. Женщины могли давать показание только относительно женщин, о «дваждырожденных» могли свидетельствовать лишь «дваждырожденные». Если свидетели давали разные показания, то принимались во внимание показания большинства. В случае отсутствия такового суд становился на сторону тех, у кого были «хорошие качества». Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считалось тяжким грехом. При отсутствии свидетелей в качестве доказательства применялись ордалии различных видов – испытание огнем, весами, водой и некоторые другие. В эпоху Маурьев наряду с состязательным процессом получает распространение и розыскной. Император и другие чиновники могли издавать приказы о задержании наиболее опасных, с их точки зрения, преступников и о предании их царскому суду. К обвиняемым применялись пытки, как правило, четырех видов: 6 палочковых ударов, 7 плетей, 2 подвешивания и вливание воды в нос. Особо опасные преступники подвергались восьми видам пытки, в том числе прокалыванию руки иглой, сжиганию сустава пальца и т.д. От пытки освобождались лишь дети, старики, больные, беременные женщины, сознавшиеся лица, обвиняемые в незначительных преступлениях, а также брахманы независимо от тяжести преступления. Заключение. В государстве и праве Древней Индии наряду с чертами, характерными для всех рабовладельческих государств Древнего Востока, встречается и ряд особенностей. Первой особенностью является кастовая структура общества, пережитки которой имеют место и в современной Индии. Второй особенностью является наличие в государственном строе (отдельных стран Индостана) заметных следов военной демократии и республиканских форм правления. В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества. Указывается наследственно-профессиональный характер варн. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. В семейных отношениях - подчиненное положение женщин, многоженство, не смешивание варн.

Приложенные файлы

  • docx 8915657
    Размер файла: 106 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий