Афины Спарта

РАЗДЕЛ II: ИСТОРИЯ ПРАВА АНТИЧНОГО МИРА

ГЛАВА I: ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Появление государства
Древние греки называли себя эллинами, а свою страну - Элладой. В этнографическом смысле под Элладой они понимали все те районы, где находились их поселения. Так, что Элладой, или Грецией (слово "Греция" лат.) назывались и колонии греков в Южной Италии, и острова Эгейского моря, и малоазиатские острова. В географическом смысле, Элладой или Грецией называлась южная часть Балканского полуострова. Это и будет греческий материк, который делится на 3 основные части:
северную,
среднюю (собственно Эллада)
и южную (Пелопоннес).
Своеобразие географических и хозяйственных условий в некоторой степени повлияли на формы общественной жизни. Гористая местность, нехватка плодородных земель, изрезанная морская полоса, частая миграция населения сказывались на занятиях людей. Здесь еще в крито-микенский период ремесло, строительное дело достигли высокого уровня. С древних времен, наряду с морской торговлей, процветал морской разбой. В Спарте основой хозяйства было земледелие, в Афинах - промышленность и торговля.
Появление частной собственности вызвало появление государства. Первые государственные формирования на территории Греции появились во II тыс. до н.э. Раньше всего классовое общество и государство сложились на Крите и в южной части Балканской Греции.
С XII в. до н.э. на юг с севера Греции начали проникать племена дорийцев, находящихся на первобытной стадии развития. В результате, на всей территории Греции установились первобытно-общинные отношения, после разложения которых в истории Греции начинается новый этап – формирование и расцвет полисов, рабовладельческих отношений классического типа. Т.о. в 9 - 8 вв. появились государства - полисы. История Греции - это есть история отдельных государственных образований, самостоятельных в политическом отношении полисов. Полис - это государство-город, объединение ряда сельских поселений вокруг города, который доминирует над этими поселениями.

Полисный этап истории Греции делится обычно на 3 периода:
Гомеровский период (XI – IX вв. до н.э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают разлагаться к концу этого периода. Историческим источником этого периода являются знаменитые поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада».
Государства тогда еще не существовало, а управление обществом осуществлялось посредством традиционной структуры народных собраний, совета старейшин (буле) и правителя-базилевса, одновременно являющегося военачальником племени, верховным судьей и верховным жрецом.
Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.), в рамках которого происходит формирование классового общества и государственности в форме полисов. Повсюду в Греции происходит слияние нескольких ранее обособленных общин, расположенных поблизости друг от друга (синойкъзм). Древние объединения родов – филы и фратрии - уступают свое место новым делениям, основанным на имущественных и территориальных признаках: так, на базе родовых сельских общин возникают новые социально-политические организмы: полисы.
Классический период (V – IV вв. до н.э.) ознаменован расцветом древнегреческого рабовладельческого общества, полисного политического строя.
В рамках данного курса рассматриваются 2 полиса, сыгравшие важную роль в истории Древней Греции: Афины и Спарта. При этом государственный строй Афин можно назвать примером рабовладельческой демократии, а эталоном олигархии стала политическая организация Спарты.

ПОЛИСНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.
Итак, главной ценностью политических установлений периода греческой демократии был ПОЛИС, полисная организация, особый принцип власти и организации институтов.
Полис, с точки зрения государственной организации, есть не территория, а сообщество свободных людей, причисленных к нему. Поэтому идеи демократии не нарушались ограниченной возможностью участия в управлении для всех жителей Аттики (исключались рабы, метеки).
Полис – верховная ценность и власть, единственный суверен: если интерес города менялся, он мог разорвать договор, снять с себя обязательства – право было подчинено авторитаризму города.
Внутри города хозяином его был демос (полноправный народ), все должностные лица только получали полномочия от демоса и контролировались законом.

Основными принципами свободного государственного устройства в полисной системе считались:
ИСОНОМИЯ (равенство всех перед законом)
и ИСЕГОРИЯ (равенство в праве голоса).
Собственно этими двумя началами и ограничивалось понимание демократии в античной Греции.

Равенство в политических правах опиралось на особый статус гражданина, который был обеспечен:
неприкосновенностью жилища гражданина полиса,
правом эфесии (сопротивление противостоящим его интересам решениям магистратов, право на восстание),
правом участия в основных институтах власти и контроля за должностными лицами.
Полисное устройство было организовано так, что при жизни одного поколения практически каждый полноправный гражданин (при отсутствии исключительных обстоятельств) непременно хотя бы раз участвовал в совете, в Гэлиэе, в деятельности магистратов.

В отличие от стран Древнего Востока, Греция гораздо позднее вступила в рабовладельческую формацию. Тирания, как форма правления, преобладала лишь на первой стадии рабовладельческой эпохи. Однако рабство здесь достигло наивысшего развития, особенно к концу V начала IV столетия до н.э.

Форма государственного устройства в полисах не была одинаковой. Наряду с монархиями, существовали и республики.
При монархии власть в государстве принадлежит одному лицу, которое обычно передает ее по наследству.
При республике все власти являются выборными. Причем республики бывали:
- аристократическими (власть находится в руках наивысшего сравнительного меньшинства)
- и демократическими ("Демократия" буквально означает "власть народа").

Культура Древней Греции для европейской цивилизации имела неоценимое значение. Многие понятия и термины той эпохи вошли в обиход политической и правовой мысли.

Как отмечалось ранее, предметом нашего изучения является только два полиса - Афины и Спарта, которые были самыми крупными в греческом мире и оказали большое влияние на судьбу других полисов. Из последних более значительными были: Коринф, Мегары, Фивы, Аргос, Халкида (Колхида????), Эретрия, Милет, Смирна, Эфес и др.
Афины и Спарта – 2 крайних полюса по устройству власти, но одинаковые по классовой сущности государства: Афины – демократическая республика (от «демос» - «народ», «демократия» - «власть народа»), а Спарта – аристократическая республика (от «аристос» - «знатный, благородный»; «аристократия» - «власть знатных»). Каждое из них имеет свою политическую историю, специфику возникновения и устройства государства.


Право Древней Спарты

Спартанское государство возникло в IX в. до н.э. в результате завоевания дорийцами обширной территории Лаконики, где проживали ахейские племена. Установление своеобразных общественных порядков и государственного строя Спарты приписывается полулегендарному царю и законодателю Ликургу (VIII в. до н.э.), который, по преданию, издал большинство РЕТР (основных законов Спарты).


В целом, Спарта является образцом военно-аристократической организации республики. Для нее характерно сохранение пережитков первобытнообщинного строя и военной организации общества.

Особенности:
Спартанская республика: одновременно 2 царя на протяжении нескольких столетий (т.к. 2 племени: дорийцы и ахейцы).
В Спарте не было монархического строя!!!!!!! Власть царей была сильно ограничена (см. эф
·ры).

В Спарте – режим военного лагеря (аскетизм во всем; постоянные физические упражнения; постоянная подготовка к военным действиям).

Сохранение множества пережитков первобытнообщинного строя:
в семейном укладе,
в имущественных отношениях,
в суде и судебном процессе.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

Внешне напоминает систему Афин (но только внешне).
ГЕРУСИЯ – Совет старейшин (данный институт возникает примерно в IX в. до н.э.).
В него входили 30 геронтов (28 + 2 царя).
Геронтами становились:
только мужчины,
старше 60 лет,

пожизненно.
ФУНКЦИИ ГЕРУСИИ:
Герусия готовила внешнеполитические решения,
Руководила деятельностью должностных лиц,
Была судебным органом по политическим преступлениям и умышленным убийствам,
Решала вопросы гражданства.
Герусия даже могла судить царей (!!!!!)
Сама Герусия ни перед кем не несла ответственности.

2. НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ (функции иные, нежели в Афинах) – АПЙЛЛА.
В нем принимали участие все мужчины старше 30 лет.
Это пассивный политический орган, т.е. Народное Собрание само законы не издавало, а только могло принять или отвергнуть то, что предлагали Герусия или цари («да» или «нет»).
Примитивный способ голосования (за какое из решений громче кричали, то и проходило. Тем временем «независимых экспертов» запирали в амбаре, чтобы они сказали потом за какой из пунктов (1, 2, 3) громче шумели).

3. Примерно с VII в. до н.э. – новый государственный орган – КОЛЛЕГИЯ ЭФОРОВ.
Всего было 5 эфуров.
1-й – ЭФОР ЭПОНИМ – председательствовал в общих собраниях Апеллы и Герусии.
ФУНКЦИИ ЭФОРОВ:
Эфоры могли собирать народные собрания и предлагать законопроекты,
Эфоры объявляли военную мобилизацию,
Эфоры принимали и отправляли послов,
Решали вопросы войны и мира (???),
Только эфоры могли возбудить дело против царей.
Каждые 8 лет эфоры должны были обращаться к оракулу по вопросу о соответствии царей занимаемой должности. Если оракул говорил, что царь (цари) не соответствовал, эфоры начинали уголовное преследование царей (!!!) Т.о. цари не являлись высшими должностными лицами.
Эфоры обладали широкими судебными полномочиями:
гражданские иски,
уголовные дела (кроме умышленных убийств Герусия),
все дела, касающиеся илотов и периэков.
Эфорам принадлежала и полицейская власть.
Эфоры контролировали государственные финансы.

4. ЦАРИ (их было 2).
Вначале они избирались. С VI в. до н.э. власть стала наследственной.
ФУНКЦИИ ЦАРЕЙ:
Цари – военные вожди (основная функция, как базилевс).
Возглавляли армию во время военных походов (иногда по очереди). В поход они брали 10 геронтов
Цари также выполняли сакральные функции (отправление религии).
Решали вопросы о приданом дочерей-наследниц.
Некоторые судебные полномочия


ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ.
НАСЕЛЕНИЕ

СПАРТИАТЫ. Законы Спарты тщательно заботились о сохранении солидарности и предотвращении резкой имущественной дифференциации среди «равных» - так именовали себя спартиаты. Эту же цель преследовали приписываемые Ликургу законы против роскоши, запретившие спартиатам:
занятие торговлей,
владение золотом и серебром в личном пользовании. (Были изготовлены неудобные для обращения монеты огромной величины (напр., чтобы перевезти несколько таких монет, требовалась повозка). Т.о. пресекалось стремление к накопительству, а, заодно, можно было контролировать возникновение излишков).

По достижении 30-летнего возраста – полноправный гражданин.
Политическими правами пользовались только спартиаты. Все они были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывающими землю государственными рабами – илотами. Первоначально эти наделы были одинаковы, но впоследствии возникло имущественное неравенство спартанцев. Несмотря на это, они продолжали именоваться «равными».
Юридически спартанцы считались равными друг, другу. "Равенство" спартанцев объясняется необходимостью держаться постоянно в боевой готовности, военным лагерем перед лицом рабов и зависимых периэков. Характерной чертой общественного строя были совместные трапезы (сисситии), участие которых являлось обязательным и было показателем принадлежности к спартанскому обществу. Те, кто не мог делать взносы для организации общественных трапез, переходили в разряд «ГИПОМЕЙОНОВ» (опустившихся) и исключались из числа полноправных граждан.
Сохранение сисситий имело целью поддержание военной дисциплины. Надеялись, что «воин не покинет своего товарища по столу».
Основными занятиями спартиата были:
военное дело,
в свободное время он предавался хороводам,
пирам,
празднествам,
охоте,
гимнастике.

ПЕРИЭКИ. Периэки были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях были правоспособны:
могли приобретать собственность,
могли совершать сделки,
нести воинскую повинность.
Со стороны государства за периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.

ИЛОТЫ. Илотами являлись представители побежденных племен, почти превращенные в рабов. Они не имели своей земли и работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свои хозяйства и орудия производства. От урожая, полученного с земли, около половины илоты платили господину в виде оброка. Кроме того, илоты несли военную службу.
Свое господство над илотами спартиаты поддерживали способами жестокого террора. Периодически (ежегодно) совершались массовые убийства наиболее сильных и смышленых илотов (так называемые КРИПТИИ – охота на илотов), санкционированные государством. Это были, своего рода, боевые упражнения в мирное время. Т.о. уничтожались потенциальные лидеры илотов, способные возглавить возможные восстания.
Илоты, впрочем, могли быть отпущены на волю государством.
Хотя положение илотов приравнивается к положению государственных рабов, однако, рабами они не являлись (скорее, крепостными крестьянами).
Основные отличия от рабов:
илоты имели свое хозяйство и орудия производства,
отдавали хозяину земли, к которой были прикреплены не весь урожай, а только половину,
им не запрещалось заключать браки и иметь семью,
илоты несли военную службу.




ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА.

Основным источником права Спарты был обычай. О законах народного собрания мало что известно, хотя таковые, по всей вероятности, до 6 в. до н.э. еще не применялись. Каких-либо кодексов до нас не дошло. О тех или других нормах гражданского и уголовного права мы узнаем из сочинений греческих историков Геродота, Фукидида, Плутарха и др. Вообще же в силу отсталого характера спартанской экономики правовая системы Спарты была развита, значительно меньше, чем в Афинах.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ.
Как уже указывалось, общинная земля была разделена на наделы, которые нельзя было отчуждать. Только в IV в. до н.э. был издан закон, по которому разрешалось дарить и завещать земельные участки и дома. Продажа недвижимости была по-прежнему запрещена. Торговлей и ремеслом могли заниматься только неполноправные периэки, поэтому договорное право не получило большого развития.

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО.
Семья и брак в Спарте носили черты архаичности.
Браки заключались:
традиционным способом,
- уводом жены («умыкали»)
Невест все еще брали уводом, но этот увод был фактически узаконен. Хотя в классовом обществе существует моногамная форма брака, но в Спарте удержался (в виде пережитка группового брака), т. н. "парный брак". Несколько братьев могли иметь общую жену. Можно было иметь 2 жены. Человек, которому нравилась жена друга, мог делить ее с ним.
В Спарте само государство регулировало брачные отношения. В целях получения хорошего потомства занимались даже подбором супружеских пар. Главная задача – рождение здорового ребенка. Больного ребенка умерщвляли сразу.
Каждый спартанец по достижении определенного возраста обязан был жениться. Органы государственной власти наказывали не только за безбрачие, но и за позднее вступление в брак и за дурной брак. Принимались меры и против бездетных браков.

Женщины в Спарте занимали сравнительно высокое положение и нередко оказывали влияние на государственные дела. В период развития товарно-денежных отношений многие женщины приобрели значительные состояния. Подобное уважительное отношение к женщине, оказание ей почета, в спартанском обществе представляет собой своеобразный пережиток матриархата.


3. УГОЛОВНОЕ ПРАВО.
Определение размера наказания было целиком на усмотрении судьи, что открывало широкий простор для произвола.
В качестве наказаний практиковались:
денежные штрафы,
изгнание,
лишение прав (атимия),
смертная казнь (низвержение в пропасть, удушение).
Атимия применялась, преимущественно к тем, кто проявлял трусость на войне.

4. СУД И ПРОЦЕСС.
Илотов убивали без всякого суда и следствия. К периэкам тоже часто применяли внесудебную расправу.
Судебными полномочиями обладали:
Герусия,
эфоры,
отчасти, цари,
и даже народное собрание.

Компетенция судебных органов:
Герусия разбирала уголовные дела,
Эфоры – гражданские,
Цари – дела о наследстве, споры о выдаче замуж девиц-наследниц и о пользовании дорогами; они же председательствовали в военных судах во время военных походов.
Особенности развития Спарты обусловили застой в социально-экономической и политической жизни государства. Однако победа над Афинами в Пелопонесской войне стимулировала развитие товарно-денежных отношений в Спарте, что привело, наконец, к имущественной дифференциации и росту социальных противоречий, ослабивших государство. Как и другие греческие полисы, Спарта в середине II в. до н.э. оказалась под властью Рима.







Древние Афины.

Этапы государствообразования в Афинах.
Начало становления афинской государственности принято связывать с деятельностью мифического героя - царя Тезея (около 12-11 вв. до н.э.), который провел ряд реформ, направленных на создание более централизованного государства:
а) объединение 12 мелких поселений в единое целое с центром в г. Афины (синойкизм);
б) разделение населения на 3 группы по профессиональному признаку:
- на эвпатридов ("благородных", владельцев крупных земельных наделов, монополистов в политической сфере),
- демиургов (ремесленников, торговцев)
- и геоморов - крестьян;
в) административно-территориальное разделение на 48 округов - навкрарий, имевшее прежде всего военное (в случае войны каждый округ выставлял военный корабль с экипажем) значение.

Тезеем были сделаны определенные уступки и простолюдинам - по преданию именно афиняне первыми из греков превратились из народа-толпы (лаос) в народ -граждан (демос).

После Троянской войны греческие аристократы повсеместно перестали выбирать царей - басилевсов, сосредоточив власть в своих руках (последний афинский царь Кодр в 1068 г. до н.э. пал в битве с дорийцами). В Афинах устанавливается олигархия.
Высшая власть:
- Ареопаг (совет Аресова холма)
- и коллегия 9-ти архонтов:
- архонт - жрец,
- архонт - военачальник,
- архонт - глава гражданских дел,
- 6 архонтов-хранителей судебных правил.
Народное собрание хотя и созывалось, но большого значения не имело.

Период афинской истории с 11 по 7 вв. до н.э. – принято именовать «темными веками», так как данные об этом этапе истории весьма скудны и противоречивы.

Следующим важным этапом укрепления афинской государственности стали реформы, проведенные архонтом Солоном (около 594 г. до н.э.). Причинами реформ стало массовое закабаление свободного населения, угрожавшее государству бунтом, а также усиления противоречий между богатыми, но и политически бесправными, купцами, судовладельцами, владельцами ремесленных мастерских (афинская "буржуазия") и эвпатридами - землевладельцами, часто обедневшими, но обладающими монополией на управление государством.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.

Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией.
1) Прежде всего, Солон провел СИСАХФИЮ - долговую реформу (которая означала прямое вмешательство в отношения собственности):
Задолженность бедняков была аннулирована.
Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, - выкупались.
Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.

Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.
2) С именем Солона связана также ЦЕНЗОВАЯ РЕФОРМА, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на 4 разряда по имущественному признаку.
Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые - ко второму и т.д. Каждый разряд имел определенные политические права:
общественные должности могли занимать только граждане первых 3-ех разрядов,
а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда.
Бедняки, входившие в низший, 4-тый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается.
Собрание стало:
вырабатывать законы,
избирать должностных лиц
и принимать от них отчеты.

Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа - ГЕЛИЭИ, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. В интересах вторых (эвпатридов) был учрежден новый орган управления – СОВЕТ ЧЕТЫРЕХСОТ, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем - его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть ТИРАНА. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим.
Писистрат:
облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит.
Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону афинских торговцев.
Большой размах строительства общественных сооружений, украшавших город, давал средства существования бедноте.
Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов.

Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами.
Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э.:
ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя.
Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.
Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала 3 находящиеся в разных местах территории (ТРИТТИИ):
городскую,
прибрежную
земледельческую.
Они делились в свою очередь на ДЕМЫ.
Такая структура фил подрывала политические позиции земельной аристократии, так как на первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев. Крестьянство было освобождено от влияния древних родовых традиций, на которых основывался авторитет знати, доступ к участию в политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную организацию. На смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления населения.

Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил СОВЕТ ПЯТИСОТ, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений.

Был создан еще один орган – КОЛЛЕГИЯ 10-ти СТРАТЕГОВ, которая также комплектовалась с учетом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства.

С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые порядки, при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название ОСТРАКИЗМ. Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет.
Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах. В 5 в. до н.э. реформами Перикла и Эфиальта вводилась плата государственным должностным лицам, а ареопаг (последняя опора аристократии) был лишен политических функций, превратившись в орган судебный. В 5-4 вв. до н.э. Афины достигают своего наивысшего расцвета - военного, экономического, культурного.

Государственный строй Афинской республики в 5-4 вв. до н. э.

В период наивысшего расцвета Афин форма государства представляла собой следующее:
1) форма правления - республика (большинство государственных органов и должностей выборные, сменяемые и срочные);
2) форма государственного устройства - полис (крохотное государство площадью в несколько десятков квадратных метров, в соответствии с современной терминологией - унитарное);
3) политический режим - демократический (все граждане имеют, хотя бы формально, равные права на управление государством и могли принимать активное участие в политической жизни). Демократия окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до 30-х годов IV в. до н.э.

В Афинской республике начала складываться система разделения власти на:
- законодательную,
- исполнительную
- и судебную,
при которой ветви власти имеют различную компетенцию и возможности воздействия друг на друга (= система сдержек и противовесов???). Впрочем, в Афинах принцип разделения властей был проведен в жизнь не в полном объеме, многие органы дублировали функции друг друга (особенно народное собрание - эклессия - являвшиеся и законодательным, и судебными, и контролирующим органом). Тем не менее, система органов власти в республике представляла собой следующую картину.
Основными органами Афинского государства являлись:
народное собрание,
Совет пятисот,
гелиэя.
Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ - верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала 10, а позднее - 40 раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное «собрание ужаса и смятения».
Компетенция народного собрания была обширной:
оно принимало законы,
издавало постановления по частным вопросам (псефизмы),
избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности,
решало вопросы войны и мира,
обсуждало продовольственное положение страны
и т.д.
- Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма за пределы государства.
Состав. В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя, начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян.
Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным:
оно проверяло деятельность должностных лиц,
обсуждало продовольственное положение и др.
Главное собрание шестого месяца, кроме того:
решало вопрос об остракизме,
обвинениях должностных лиц.
На трех других собраниях месяца рассматривались:
жалобы граждан,
религиозные,
административные
и другие вопросы.
Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. Практически же с речами выступали главным образом профессиональные ораторы - демагоги, защищавшие интересы отдельных групп свободных.
Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому законопроекту давал заключение. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки.
Важным средством, использовавшимся в целях обеспечения стабильности законодательства, было право любого участника собрания, сославшись на незаконность предложенного законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель народного собрания мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его точки зрения, являлись незаконными.
Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.

В СОВЕТ ПЯТИСОТ (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на 1 год из граждан, достигших 30 лет.
К компетенции Совета относились вопросы управления:
осуществление дипломатических сношений с другими государствами,
управление финансами,
надзор за арсеналами, доками, флотом,
регулирование торговли,
контроль за должностными лицами.
Должностные лица имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения.
Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.
Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 комиссий (ПРИТАНИЙ), состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания).
По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

ГЕЛИЭЯ была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на 1 год из граждан, достигших 30 лет.
В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.
Компетенция гелиэи:
1) Гелиэя была:
а) судом первой инстанции по делам:
о государственных преступлениях
и о злоупотреблениях должностных лиц
б) и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами.
2) Она также осуществляла некоторые контрольные функции
3) и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии:
а) вынесение законопроекта на обсуждение в народном собрании в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин;
б) предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания;
в) принятие законопроекта народным собранием;
г) принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей.

Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей:
выборность,
срочность,
возмездность,
подотчетность
коллегиальность.

Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно:
или открытым голосованием в народном собрании,
или по жребию.
Перед вступлением в должность все избранные подвергались особой проверке - ДОКИМАСИИ, во время которой выяснялись:
- их право на занятие должности,
- политическая благонадежность
- и необходимые личные качества.
Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги). После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.

Главными должностными лицами в Афинах были:
стратеги
архонты.

Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан.
Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия:
Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота,
организовывать сбор чрезвычайных военных налогов,
руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков).
К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений:
они принимали капитуляцию противника,
заключали перемирие.
Полномочия в области правосудия:
- они вели следствие по делам о воинских преступлениях
председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях.
Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер.

Иногда из стратегов выделялся АВТОКРАТОР
командовавший армией,
а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.

С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона 9 архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко - при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц.
1) Первым архонтом считался АРХОНТ-ЭПОНИМ, за которым с расцветом афинский демократии сохранились лишь судебные функции по семейным долам и делам о наследстве.
2) Вторым архонтом был АРХОНТ-БАЗИЛЕВС. Он ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях.
3) Далее шел АРХОНТ ПОЛЕМАРХ, утративший имевшиеся у него ранее функции военного командования и занимавшийся в основном делами, связанными с метеками и другими иностранцами (ксенами).
Остальные 3 АРХОНТА-ФЕСМОФЕТА руководили отправлением правосудия в афинских судах.
Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700)
управляли государственным имуществом,
ведали государственной казной,
наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан,
за торговлей на рынке,
воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку
и т.д.
Свои должностные лица были в филах и демах.

В 4 в. до н.э. Афины попадают под власть Македонии, а во 2 в. до н.э. становятся одной из провинций Рима, тем самым республика прекращает свое существование.

Правовое положение различных групп населения.

I. Верхушку афинского общества составляли граждане (не более 30-35 тысяч). Гражданином Афин считался юноша, достигший 18-летнего возраста, родители которого были гражданами Афин. Смешанные браки (граждане и иностранцы) допускались, но дети от этих браков, за редким исключением, гражданских прав не получали.

Афинское гражданство давало человеку достаточно широкие права:
а) право избирать и быть избранным (вовлечение граждан в управление было тотальным - на 35 тысяч граждан приходилось до 20 тысяч одновременно замещаемых и оплачиваемых государственных должностей в сферах законодательной, исполнительной, судебной власти);
б) широкие права в имущественной сфере, особенно в приобретении недвижимости - только граждане могли быть земельными собственниками;
в) право на помощь со стороны государства в случае нужды - неимущие граждане, имеющие 3 и более сыновей, освобождались от государственных налогов и военной службы, им предоставлялись бесплатные продукты питания и "билеты" на разного рода увеселительные мероприятия.

Обязанности граждан были следующими:
1) защита своего государства (все граждане с 18 до 60 лет считались военнообязанными, юноши с 18 до 20 лет даже в мирное время проходили обязательную военную подготовку в армии, на флоте, либо пограничной страже, только воины могли занимать государственные должности);
2) уважение законов и правителей;
3) уплата налогов (на особо богатых граждан возлагались почетные налоги - литургии - строительство кораблей, спонсирование театральных представлений и спортивных состязаний, бесплатные пиры для бедных;
4) вступление в брак, воспитание детей (право одновременно бывшее и обязанностью - только женатые и имеющие детей граждане могли замещать государственные посты).


II. Следующей, весьма много-численной категорией афинского населения были метеки - иностранцы, долгое время проживавшие на территории Афин (на 35 тысяч граждан - до 10 тысяч метеков). Метеки в Афинах были существенно ограничены в своих правах:
а) запрещено приобретать в собственность землю и прочую недвижимость (развитость договоров аренды);
б) каждый иностранец обязан был иметь покровителя - простата из числа граждан; этот покровитель представлял интересы метека в суде (естественно не бескорыстно);
в) браки метеков с афинскими гражданами считались незаконными;
г) уплата особого налога - метекиона (иностранец, не уплативший налог мог быть продан в рабство вместе с семьей, и его имущество конфисковывалось;
д) обязанность служить в афинской армии (особенно во время войны) - народное собрание могло пожаловать гражданство иностранцу за заслуги, хотя такие случаи были крайне редки;
е) полное отсутствие политических прав, т.к. они не обладали правом гражданства.

К метекам приравнивались и вольноотпущенники.

При всех этих многочисленных ограничениях метеки весьма охотно селились в Афинах. Стремление их может быть объяснялось следующими причинами:
1) Афины, будучи мировым центром ремесел. Торговли и культуры открывали для иностранцев широкие возможности в экономической сфере;
2) военная помощь Афин, сильный флот и городские укрепления делали проживание в этом государстве хотя бы относительно безопасным;
3) афиняне весьма терпимо относились к верованиям, к религии метеков - свобода вероисповедания (немыслимое во многих государствах);
4) если иностранец исполнял все обязанности по отношению к Афинам - имел покровителя, платил налоги, служил в армии, он мог рассчитывать на защиту и покровительство со стороны приютившего его государства.


III. Пожалуй, самой многочисленной категорией афинского населения были рабы (до 100 тысяч). В Афинах существовало классическое, античное рабство, при котором большая часть продукта - ремесленного, сельскохозяйственного и даже интеллектуального производились рабами.
Источниками рабства были:
а) военный плен;
б) покупка рабов на международных рынках;
в) естественное воспроизводство (рождение от рабынь;
д) обращение в рабство за неуплату метекиона (для иностранцев).

В Афинах были как частновладельческие, так и государственные рабы, причем последние находились в более привилегированном положении (особенно рабы-полицейские - афиняне считали позором для себя исполнение полицейских функций и поручали это рабам).
Отношение к рабам в Афинах было точно таким же, как и в Риме - "Servi res sunt" - "рабы - это вещи", однако жестокое отношение к рабам, а особенно убийство чужих рабов наказывалось достаточно сурово (из-за боязни бунта).

Граждане, иностранцы и рабы - основные, но не единственные категории афинского населения.

СУД, АРМИЯ
СУД
Высшим судебным органом Афин, как отмечалось, была гелиэя.

2) Некоторые судебные функции сохранил ареопаг:
под председательством архонта-базилевса он рассматривал дела об умышленном убийстве.
По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях.

Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом ЭФЕТОВ.
Разбой, кража и другие имущественные преступления – КОЛЛЕГИЕЙ ОДИННАДЦАТИ.
Гражданско-правовые споры об имуществе подлежали ведению:
- третейского суда ДИЭТЕТОВ
- и (по мелким делам) КОЛЛЕГИИ СОРОКА.

5) Со времени Перикла были созданы суды по демам.
6) Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало само народное собрание.

АРМИЯ
Афинская армия формировалась на основе всеобщего ополчения свободных граждан в возрасте от 18 до 50 лет.
Подлежащие мобилизации возрасты определялись народным собранием. Во время войны каждая фила должна была выдвинуть:
отряд тяжеловооруженных воинов (гоплитов),
отряд легковооруженных
и определенное число всадников, сражавшихся, впрочем, в пешем строю.

В мирное время все афинские граждане от 18 до 20 лет обязаны были пройти военное обучение. Их нередко привлекали к несению патрульной службы на границах. Со второй половины V в. до н.э. для охраны государственных границ стали привлекать постоянные наемные войска. Со времени Пелопоннесской войны они стали использоваться и в военных действиях. К IV в. до н.э. в армии и на флоте появились наемники.

Полицейские функции осуществляли рабы - ТОКСОТЫ (около 200 человек). Возложение полицейских функций на рабов говорило об остроте противоречий между враждующими группировками господствующего класса, не доверявшими друг другу. Немаловажную роль играло и то, что выполнение полицейских функций представлялось свободному афинянину неправомерным по отношению к согражданам.


§ 3. Система права Древних Афин

Право в Древней Греции, как и в других регионах древнего мира, тесно увязывалось с понятием справедливости.
Источниками права в разные эпохи являлись:
религиозные нормы
обычаи (темис)
законы (номос)
судебные прецеденты
псефисмы (псефисмы это постановления народных собраний, относящиеся к отдельным лицам, конкретным случаям и т.д.).
В 621 г. до н.э. появились первые писаные законы. Эвпатриды стремились ограничить пережитки родового строя и, прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность. Имелось в виду ограничить власть архонтов, произвольно толковавших обычай. Составителем законов был Драконт.
По этим законам, смертной казни подлежали лица, виновные в:
- убийстве,
- осквернении святынь,
- те, кто вел праздный образ жизни.
Смертная казнь угрожала даже тем, кто крал овощи.

Принцип ответственности по правилам талиона был отменен. По законам Драконта убийство приравнивалось к причинению материального ущерба (???), но теперь оно квалифицировалось как антиобщественное деяние.
Вводится понятие умысла и неосторожности.
не проводилось деление на преступления тяжкие и легкие (это различение ввел Солон). За любую кражу наказывали смертью, хотя в числе наказаний были:
штрафы,
изгнание,
продажа в рабство,
бичевание,
лишение гражданских прав (атимия).
В тюрьму сажали за неуплату долгов или же для предупредительного задержания чтобы задержанный не сбежал во время расследования.
Драконтовы законы стали символом жестокости. Даже в древности говорили, что они написаны кровью. Тем не менее, эти законы ограничивали власть архонтов.

По преданию, законы Драконта были отменены Солоном, который сам составил достаточно обширное законодательство (около 594 г. до н.э.).
Законы Солона, по видимому, были записью не только религиозного права и обычных установлений, но перенесением в Афины законов некоторых других греческих полисов и даже Египта.
Законы были выбиты на деревянных досках и выставлены на всеобщее обозрение. По указанию законодателя, афиняне должны были следовать им не менее 100 лет.
В V – IV вв. до н.э. законы Солона становятся главным источником права.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

1. Право собственности. Вещное право значительно сдерживалось в своих формах регулирующей ролью государства. Предполагалось, что не все вообще вещи могут находиться в частной собственности: площади, гавани, улицы, священные вещи, реки могли быть только в общегосударственном владении. Право собственности на землю неразрывно было связано с политическими правами: оно могло быть только у членов полиса. Право собственности на новые земли в составе так называемых клерухий (???) было более мягким. Полис мог лишить и этого права.
Сады и виноградники могли принадлежать и не гражданам Афин.
Право на застройку земли выступало как самостоятельное право; право на постройку могло быть отделено от права на участок.
Собственности как абсолютного права у греков не существовало. СОБСТВЕННОСТЬ вообще понималась преимущественно как факт владения, фактического обладания имуществом с правом распоряжения.
Собственность могла быть:
совместной или государственной (государственные имения, рудники, храмовые хозяйства, общественные земли фил и демов)
или частной:
а) видимая (земля, рабы, дом и т.д. )
б) невидимая (включала те вещи, которые способны быть припрятанными и ускользать от налогообложения (деньги, драгоценности).

Архонты во время ежегодного вступления в должность объявляли о том, что за гражданами сохраняется принадлежащая им собственность. Землю делили, потому и само название полученных участков происходит от слова «жребий» (клеры). Для отдельных категорий собственников существовали особые заботы, например:
устроить пышные литургии (празднества) за свой счет,
снарядить военный корабль, тоже за свой счет и в зависимости от размера богатств.

Кроме деления вещей на общегосударственные и другие, право знает деление на:
недвижимые
и движимые вещи.
Частная собственность считалась производной от государственной.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО.

Афинское право знает:
обязательства из договоров (А) - вольные
и обязательства из причинения вреда (Б) - невольные.

А) Большинство сделок должно было совершаться письменно. В Афинах ранее многих других правовых систем сложилось требование оформлять сделки с помощью специальных документов, которые не просто свидетельствовали о факте заключения сделки, а были обязательной формой ее заключения:

· расписки – синграфы

· специальные записи в книгах – хирографы.

ДОГОВОРЫ

ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ. Никаких ограничений не было, кроме того, что граждане Афин имели право доступа на рынок в качестве одного из элементов гражданской правоспособности и могли быть лишены его. Право собственности возникало у покупателя только после платежа по договору.

ДОГОВОР НАЙМА. Все вещи, находящиеся в обороте можно было сдавать в найм. Метеки вообще могли владеть домами только на условиях найма. Для договора найма недвижимости применялась полная письменная форма договора, для движимости – устная.

ДОГОВОР ССУДЫ. Это бытовой договор безвозмездного пользования чужой вещью. Возвратить нужно было целой и невредимой ту же вещь, которую брали в ссуду (непотребляемые продукты).

ДОГОВОР ЗАЙМА. Предметом договора являлись потребляемые продукты (деньги, зерно). Возвращается такая же сумма или такое же количество предметов того же качества. По договору займа, возможно было взимание платы и процентов. При заключении договора, как правило, присутствовал свидетель.

ДОГОВОР ХРАНЕНИЯ ДЕНЕГ – «депозит», где депозитарий имел право получения вознаграждения за хранение. Как разновидность, существовал договор «с трапезитом» (банкиром): банкир хранил деньги и мог отдавать их взаймы третьим лицам.

ДОГОВОР ТОВАРИЩЕСТВА заключался между несколькими лицами, которые поровну делили прибыли и убытки от совместного предприятия. Договор фиксировался письменно; указывалась цель договора, участники.


В одном из законов говорилось: "Каждый может отдать свое имущество любому гражданину, если он не лишился рассудка, не выжил из ума от старости или не попал под влияние женщины"
Условия действительности договоров были:
а) согласие сторон;
б) законность основания;
в) соответствие нормам морали (недействительным является обязательство невступления в брак).

СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
До реформ Солона, неисполнение договорных обязательств влекло за собой личную ответственность должника (самозаклад). После реформы применялись способы обеспечения обязательств, сохранившие свое значение до настоящего времени:
а) ЗАДАТОК – сумма, выдаваемая в качестве денежного обеспечения договора. При выполнении договора, сторона, давшая задаток получала задаток обратно, при невыполнении договора по своей вине – теряла его, а при невыполнении договора по вине стороны, принявшей задаток, сумма задатка подлежала возврату в двойном размере.
б) ПОРУЧИТЕЛЬСТВО – должник представлял поручителя, который гарантировал возврат денег своим имуществом.
в) ЗАЛОГ - Залоговое право вообще было широко развито.
Особым видом залога, возникшим именно в Афинах является ИПОТЕКА - залог недвижимости (например, земли), при котором заложенная вещь кредитору не передается, оставаясь во временном пользовании должника. Ипотека (впоследствии воспринятая и римским правом и гражданским правом современных государств) - яркий показатель развития отношений собственности и договоров, т.к. при наличии частной собственности на землю возможен такой способ обеспечения обязательств.

В противоположность древневосточному праву, которое в качестве важнейшего условия действительности договора ставило наличие свидетелей (любая тайная сделка считалась противоправной) афинское право на первое место ставит согласие сторон (как и современное право) и отдает предпочтение письменной форме заключения договора, что в свою очередь может быть объяснено грамотностью большинства афинского населения.

При неисполнении договора виновный обязывался вернуть двойную сумму задатка, а покупатель терял свой задаток.
Кредитор мог продавать заложенные вещи.
Доходы и убытки исчислялись по договору либо пропорционально взносу лиц, вступивших в договорные товарищества (торговые, религиозные и иные).


Б) Афинское право знает ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ИЗ ДЕЛИКТОВ: деликт понимался как неправомерное действие, в результате которого был причинен какой-либо вред. Допустивший деликт возмещал убытки, платил штраф или нес уголовную ответственность.
За сознательно причиненный вред полагалось возмещение в двукратном размере от причиненного ущерба. Существовала ответственность за других (детей, рабов).


СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО.

Брак и семья - важнейшие институты гражданского права - в Афинах регулировались в основном обычаями. Так же как и на Древнем Востоке женщина в Афинах находилась в приниженном, подчиненном положении. Ойкурема - "вещь для работы по хозяйству" - такое обычно определение давали афиняне своим женам. Затрудненность развода по инициативе жены, отсутствие прав на собственных детей, ограничения в имущественной сфере - все это может быть объяснено тем, что труд женщины имел для экономики Афин очень небольшое значение (трудились и производили материальные блага в основном рабы). Отсюда и подобные ограничения, странные на первый взгляд для такого цивилизованного, культурного народа, каким были афиняне.
Брак считался разновидностью договора купли-продажи, заключаемый между женихом и главой семьи невесты, причем невеста рассматривалась как объект сделки.
Существовало 2 формы брака:
обычная, т.е. указанный договор,
«перед судом» (если у невесты не было родственников, за ее брак по закону отвечало государство и его судебные органы).

Вступление в брак считалось обязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным.
Разрешался брак между дядей и племянницей, братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины.

Нарушение супружеской верности не имело для мужа юридических последствий. Супругу разрешалось иметь в своем доме наложницу. Однако застигнув на месте преступления любовника жены, оскорбленный супруг мог безнаказанно убить его.
Получая жену, муж получал также в приданое определенное имущество, тратить которое он не имел права.
После отца господином женщины был муж. Женщина не могла от собственного имени заключать сделки.
Власть домовладыки была весьма значительной. Отец, при малейшей непочтительности к себе со стороны детей, мог лишить их наследства.

РАЗВОД для мужа был свободным, а для женщин, занимающих подчиненное положение в семье – сложен. Женщина должна была написать архонту письмо, где излагала причины развода. Если причины были вескими и достоверными, архонт разрешал развод. При этом, муж возвращал жене приданое.
Дети в семье подчинялись отцу, но родительская власть, первоначально очень широкая, со временем ослабляется.

НАСЛЕДОВАНИЕ
В период развития афинского права было 2 типа наследования:
- по закону
- по завещанию.
По закону, наследниками первой очереди являлись сыновья. Дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей у умершего отца. Внебрачные дети наследниками отца не являлись.
Наследование по завещанию начинается лишь с реформ Солона.

Наследование по завещанию (не очень распространенное) возникало в тех случаях, когда законных наследников - детей не было.
ЗАВЕЩАНИЕ считалось ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ, если завещатель при его составлении:
находился в здравом уме
не подвергался физическому или психическому насилию.

Завещать имел право лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать:
несовершеннолетние,
женщины,
приемный сын,
однако их имущество переходило к их наследникам по закону.

Несомненно, позитивной чертой афинского наследственного права было уравнение в правах законных наследников - сыновей и дочерей, хотя последние получали не наследство, а приданое (наследство, обусловленное вступлением в брак). Афиняне стремились к тому, чтобы наследственная масса не уходила за пределы семьи и рода, посему у них были весьма нередки браки между достаточно близкими родственниками - теткой и племянником, двоюродными братом и сестрой. Такие инцестуальные (кровосмесительные) браки опять же объясняются не какой-то особой извращенностью афинян, а весьма ограниченным кругом полноправных граждан и желанием сохранить нажитое имущество в рамках одной семьи или рода.



УГОЛОВНОЕ ПРАВО.

В уголовном праве заметны пережитки родового строя. В ряде случаев признавалась кровная месть (???). Дела об убийстве, как правило, возбуждались родственниками. За убийство можно было откупиться. Обвинение могло носить характер частного или публичного. Афинскому уголовному праву были известны следующие виды преступлений:
Государственные преступления
- государственная измена,
- оскорбление богов,
- обман народа (за это на преступника возлагалась АТИМИЯ),
- внесение в народное собрание противозаконных предложений,
- ложный донос по делам о политических преступлениях.
В Афинах практиковалось осуждение за измену и обман народа с характеристикой «враг Афин». Такого человека любой мог при встрече убить, имущество его конфисковывалось, а десятая часть посвящалась богам. Трупы изменников вывозили за пределы полиса и выбрасывали без захоронения.
Убийство посла являлось также и религиозным преступлением (т.к. боги покровительствовали посланникам). Виновные карались смертью или изгнанием.

Преступления против личности.
1) убийство.
Различались убийства:
умышленные,
по неосторожности
Афинскому праву было известно понятие САМООБОРОНЫ.
Помимо убийств, сюда следует отнести:
2) причинение увечья,
3) нанесение побоев,
4) клевету,
5) оскорбление.

При рассмотрении уголовных дел проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.

Преступления против семьи
- дурное обращение детей с престарелыми родителями,
- дурное обращение опекуна с сиротами,
- дурное обращение родственников с дочерьми-наследницами,
- супружеская измена (муж имел право убить любовника жены на месте),
похищение девушки.

Имущественные преступления.
Основным видом ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ являлась КРАЖА, наказание за которую зависело от обстоятельств и стоимости украденного. Например, при краже совершенной ночью, преступника дозволялось убить на месте преступления.

НАКАЗАНИЯ
Афинскому уголовному праву известны следующие виды наказаний:
смертная казнь (иногда заменялась возможностью самому выпить яд или предоставит право выбора вида казни);
продажа в рабство (для метеков),
штраф,
конфискация,
заключение в тюрьму,
атимия (бесчестье) – лишение политических прав, сопровождавшееся, как правило, конфискацией имущества,
телесные наказания (для рабов и метеков)

На ранних этапах афинской истории уголовное право было суровым, достаточно вспомнить печально знаменитые законы Драконта 621 г. до н.э. ("драконовские меры"), карающие смертью кражу овощей на рынке, праздность, допускающие возможность наказания не только людей, но и животных, а также предметов вовсе неодушевленных (например, упавшую статую, задавившую гражданина, афиняне приговорили к смерти и утопили). Однако в период расцвета афинской демократии и права, суровость сохранилась лишь по отношению к рабам и иностранцам.

В уголовно-правовой сфере Афин мы можем наблюдать определенный гуманизм, который проявляется в следующем:
а) основными наказаниями для граждан были штрафы или конфискация имущества (в отличие от Древнего Востока, где такими основными наказаниями были смертная казнь, телесные и членовредительские наказания);
б) смертная казнь для граждан могла быть назначена за незначительное число деяний (измена, безбожие, обман народа);
в) приговоренный к смертной казни не только мог сам избрать способ ухода из жизни (меч, яд-цикуты, веревка), но и самостоятельно привести приговор в исполнение;
г) телесные и членовредительские наказания, публичные казни граждан вообще не практиковались;
д) широко применялась атимия (бесчестье) - лишение политических прав (наказание, вообще, древневосточному праву неизвестное).

Подобный гуманизм, весьма необычный для тех суровых времен, видимо, был обусловлен следующими причинами:
а) сравнительно невысокий уровень уголовной преступности среди граждан (большинство афинян относились к среднему классу общества - не богатые, но и не бедные);
б) высокий уровень благосостояния граждан позволил заменить телесные и членовредительские наказания штрафами;
в) граждан было немного, каждый был на счету как воин, налогоплательщик и собственник;
г) граждане сами устанавливали для себя законы (в том числе и уголовные).


СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.

Законы поощряли самостоятельное ведение дел в суде, поэтому официальных защитников-помощников не существовало. Если государственный процесс истец проигрывал трижды, то он считался СУТЯГОЙ, лишенным общественного доверия уже на все последующие времена.
Форма разбирательства была обвинительная, поэтому обязанность доказывания лежала на участниках.
Доказательства:
клятва,
показания под пыткой,
свидетельские показания.
Самым важным свидетельством считалось письменное, потому что его трудно подвергнуть изменению.
Свидетели присягали у жертвенника и давали свои показания устно. Свидетелей-рабов могли допрашивать с применением пыток:
подвешивание,
вливание в ноздри уксуса,
прижигание тела раскаленным предметом и др.

Все заботы по ведению процесса ложились на самого гражданина. Адвокатов не было, но были помощники в написании речей (логографы) и так называемые помогающие ораторы: обвинитель и обвиняемый произносили несколько вступительных фраз, а все остальное с дозволения судей произносил оратор. Время на выступление таким ораторам определялось по водяным часам - клепсидре. Но по особо важным делам судебное слушание проводилось без ограничения времени «без воды».

Судьи голосовали по внутреннему убеждению. В тексте присяги гелиастов были такие обещания: «судить по законам и постановлениям народа и его выборных органов, а в случаях, не предусмотренных законом, но нелицеприятному убеждению решать обо всем, что содержится в жалобе, и выслушивать с одинаковым вниманием речи обвинителя и обвиняемого». Кроме того, судьи обещали не принимать даров лично или через посредство кого бы то ни было.
Голосование было тайным, с помощью белых (цельных) и черных (просверленных) камешков. Состав судов был обычно нечетным, но если случалось, что за и против обвинения голосовали поровну (при одном судье, уклонившемся от голосования), то обвиняемого не судили, а отпускали (!!!!!!).

Недостатком обвинительного процесса (вместо более уравновешенного состязательного) было поощрение кляузников. Для разных кляузников и доносчиков (СИКОФАНТОВ), которые в случае победы получали часть имущества осужденного, существовало сильное искушение начинать такие процессы.

Начинать судебные дела могли лишь полноправные граждане Афин:
за женщин и несовершеннолетних действовал глава семьи,
за метека – простат,
за раба – его господин.

Существовало 2 вида судебного процесса:
«ДИКЕ» как вид частного процесса, начинался по заявления потерпевшего, его родственника или представителя. «Дике» предполагал своей целью лишь возмещение ущерба, и начавший процесс гражданин мог прекратить его в любое время.
«ГРАФЕ» как вид процесса публичного. Он начинался по заявлению любого гражданина Афин, и не мог прекратиться по его желанию, приобретая общественно значимый, политический характер. «Графе» требовал не возмещения ущерба, а, прежде всего, применения наказания к виновному. Как правило, этот вид процесса реализовывался в делах о государственных, политических преступлениях и преступлениях против семьи, которые приравнивались к политическим.
Начавший процесс обязан был довести его до конца под угрозой штрафа в 1000 драхм. В некоторых случаях жалобщик при выигрыше получал часть стоимости конфискованного имущества виновного. Выгода такого рода толкала некоторых афинских граждан на написание доносов. Со временем образовался целый разряд профессиональных доносчиков – СИКОФАНТОВ.
Должностное лицо, получившее жалобу, проводило предварительное расследование, устанавливало обстоятельства дела (АНАКРИЗИС).
Если дело было сложным, могло быть проведено и основное расследование. До слушания дела и во время слушания обвиняемый и ответчик имели право (как и заявитель) представить свои показания или возражения против рассмотрения дела по существу.
Показания до суда запечатывались в специальные сосуды (обеспечивались).
При рассмотрении дела по существу стороны представляли все необходимые доказательства по делу. Судьи выслушивали стороны сторон и свидетелей. Председательствующий делал заключение и напутствовал судей. Исход дела решался тайным голосованием при помощи камней и сосудов. Предлагать наказания разрешалось и обвинителю и обвиняемому.
На судебные решения и приговоры допускались апелляции к Гелиэе, решения которой были окончательными и не подлежали обжалованию.



 Необходимым условием существования спартиата были общественные трапезы. Все обязаны были постоянно находиться на виду, включая время приема пищи. Для организации таких обязательных совместных трапез, спартиаты были обязаны перечислять небольшой налог. Те, кто переставал выплачивать такой налог в силу тех или иных обстоятельств, выпадал из общественной жизни и подвергался осуждению, переходя в разряд ГИПОМЕЙОНОВ (т.е. опустившихся).
 Периэки заключали договоры купли-продажи, мены. Для регулирования имущественных отношений периэки пользовались своими обычаями.









13PAGE 15


13PAGE 142415
ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И ПРАВО АНТИЧНОГО МИРА





Приложенные файлы

  • doc 8915701
    Размер файла: 219 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий