История зарубежной литературы 030901

рекомендуемая литература

Основная литература
Луков В.А. История литературы: зарубежная литература от истоков до наших дней. – ИЦ «Академия», 2003.
История зарубежной литературы XIX века /Под ред Е.М.Апенко. СПб., 2002.
Шайтанов О.В. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения: в 2-х книгах. М., 2001.
Зарубежная литература XX века: учебник для вузов /Под ред. Л.Г.Андреева. 2-е изд. М., 2000.
Стадников Г.В. Краткая история средневековой литературы. СПб, 2000.
История зарубежной литературы. / Под ред. Соловьевой Н.А. – М.,«Высшая школа», 1991.
История зарубежной литературы XIX в.: В 2ч./Под.ред Н.П.Михальской. М., 1991.
История зарубежной литературы XIX в. /Под.ред. Н.А.Соловьевой. М., 1991.
История зарубежной литературы XVII в. /Под.ред. Плавскина З.И. Л., 1987
Чистякова Н.А., Вулих Н.В. Античная литература. М.: Высшая школа, 1973.
Тронский И.М. История античной литературы. М., 1983.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Античная литература. М.: Просвещение, 1986.
Федоров Н.А., Мироненкова В.И. Античная литература: Греция. Ч. 1 и 2. М., 1989; Рим. М., 1985.
Алексеев М.П. и др. История зарубежной литературы. Средние века, Возрождение. М., 1978.
История зарубежной литературы XVII-XVIII века /Артамонов С.В и др. Л.,1979.
История зарубежной литературы XVIII в. /Под.ред. В.П.Неустроева. Л., 1984.
История зарубежной литературы XIX в. /Под.ред. Я.Н.Засурского. М., 1982.



Дополнительная литература:
Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе. М., 1998.
Руднев В.П. Словарь культуры XX века.2-е изд. М., 2001.
Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. М.,1998.
Зарубежная литература ХХ века /Под ред. В.Н.Богословского, З.Т.Гражданской. М., 1979.
Тишунина Н.В. Язык литературы ХХ века (на материале произведений зарубежных писателей). Учебное пособие. СПб., 1999.
Шабловская Н.А. История зарубежной литературы (ХХ век, 1-я половина). Минск: 1998.
Энциклопедия мировой литературы /Сост. С.В.Стахорский. СПб: Невская книга, 2000.
История всемирной литературы: в 8 т. М: Наука, 1972-1983.
Английская литература. 1945-1980. М., 1987.
Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990.
Французская литература. 1945 – 1990. М., 1995.
Гребенникова Н.С. Зарубежная литература. XX в.: Учебное пособие. М., 1999.
список художественных текстов
Гомер. Илиада. Одиссея. (по хрестоматии).
Эсхил. Прикованный Прометей.
Софокл. Эдип – царь.
Еврипид. Медея.
Древнегреческая лирика (по хрестоматии).
Песнь о Роланде.
Тристан и Изольда.
Данте А. Божественная комедия (Ад).
Петрарка Ф. Лирика.
Боккаччо Д. Декамерон (5-10 новелл).
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль (1 часть).
Шекспир У. Сонеты. Ричард Ш. Укрощение строптивой. Ромео и Джульетта. Гамлет. Король Лир. Макбет. Отелло (2 трагедии на выбор).
Мольер Ж.Б. Тартюф.
Дефо Д. Приключения Робинзон Крузо.
Свифт Д. Путешествие Гулливера.
Бернс Р. Стихи и песни (в переводе С.Маршака).
Вольтер. Кандид.
19.Шиллер Ф. Коварство и любовь (Разбойники).
Эко У.. Имя розы.
Гейне Г. Книга песен.
Борхес Х. Рассказы.
Камю А. Посторонний.
Ф. Шиллер. Братья-разбойники. Коварство и любовь.

Гофман Э.Т.А. Крошка Цахес.
Байрон Дж.Г. Паломничество Чайльд-Гарольда). Корсар. Дон Жуан (5-6 песен).
По Э.. Новеллы.
Гюго В. Собор Парижской богоматери. Отверженные. Девяносто третий год (один роман на выбор).
Стендаль Ф. Красное и черное.
Бальзак О. Отец Горио. Гобсек. Шагреневая кожа. Евгения Гранде (2 романа на выбор).
Диккенс Ч. Оливер Твист (Домби и сын).
Флобер Г. Госпожа Бовари.
Корнель. Сид.
Расин. Федра.
Стерн Л. Сентиментальное путешествие.( по хрестоматии)
Дидро Д. Племянник Рамо. Монахиня.
Руссо Ж.-Ж. Исповедь. Новая Элоиза.
Шелли П.Б. Лирика.
Скотт В. Айвенго.
Мериме П. Новеллы (Матео Фальконе. Таманго. Этрусская ваза. Арсена Гийо.)
Мопассан Г. Жизнь. Пышка. Ожерелье. Мой дядя Жюль.
Золя Э. Западня. Дамское счастье. (на выбор).
Кизи К. Пролетая над гнездом кукушки.

Рембо А. Моя цыганщина. В зеленом кабаре. Гласные. Пьяные корабль.
Ибсен Г. Кукольный дом.
Метерлинк М. Пьесы ( по хрестоматии).
Стриндберг А. Фрекен Юлия.
Голсуорси Д. Сага о Форсайтах.
Шоу Б. Пигмалион.
Уайльд О. Портрет Дориана Грея.
Лондон Д. Белое безмолвие. Любовь к жизни. Тысяча дюжин. Мартин Иден.
Твен М. Приключения Тома Сойера.
Сент-Экзюпери А. Маленький принц.
Манн Т. Волшебная гора. Будденбрюки.
Хемингуэй Э. Фиеста. Прощай,оружие! (на выбор). Старик и море.
Драйзер Т. Американская трагедия.
Брехт Б. Жизнь Галилея. Мамаша Кураж и ее дети. Трезгрошовая опера.
Сэлинджер Д. Над пропастью во ржи.
Пруст М. Один из романов цикла «В поисках утраченного времени»
Уильямс Т. Стеклянный зверинец. Трамвай «Желание».
Голдинг У. «Повелитель мух».
Сартр Ж.-П. Тошнота. Мухи (на выбор)
Кафка Ф. Превращение. Замок.



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Происхождение и ранние формы словесного искусства.
Героический эпос. «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Идейно-художественное своеобразие одной из поэм.
Лирика VII-VI вв. до н.э.: причины появления, виды, жанры. Особенности творчества Архилоха, Алкей, Сапфо и Анакреонта и др. Анакреонтическая лирика Ломоносова, Державина, Пушкина.
Происхождение греческого театра и организация театральных представлений в Афинах. Категория трагического и трагедия как жанр. Древнегреческая трагедия и комедия.
Театр Эсхила. Эсхиловская реформа театра. Анализ «Прометей прикованный».
Софокл «Царь Эдип» как «трагедия рока».
Новаторство творчества Еврипид. Трагедия «Медея»
Литература средних веков: церковь и её отношения к античности, «универсализация» национальных литератур под влиянием католической церкви. Основные линии в развитии литературы: фольклорная, феодальная (рыцарская), клерикальная, городская.
Героический эпос как жанр. Анализ «Песни о Роланде», «Песни о моем Сиде» или «Песни о Нибелунгах» (по выбору студента)
Рыцарская (куртуазная) литература XII-XIII вв. Поэзия трубадуров. «Тристан и Изольда».
Литература Возрождения. Понятие «Ренессанс»: хронологические и пространственные границы этого периода. Возрожденческий гуманизм: культ земной жизни, гармония и человека и общество, индивидуализм.
Данте Алигьере как поэт Проторенессанса. «Божественная комедия» как философско- художественный синтез средневековой культуры и культуры Нового времени. Композиция поэмы и её аллегорика. Анализ «Ада».
Ф. Петрарка и его книга «Канцоньеро» («сонеты и концоны как жизнь и смерть Мадонны Лауры»)
Дж.Боккаччо. «Декамарон»: жанровое своеобразие, идейно-художественное значение сюжетной «рамки». Новелла как жанр.
Франсуа Рубле и гуманизм демократического толка. Природа сатиры в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль». Элементы социальной утопии, проблема войны и воспитания нового человека.
У.Шекспир. Периодизация творчества. Сонеты как философское осмысление действительности.
Анализ одной из хроник: «Ричард III» или «Генрих IV».
Своеобразие трагического конфликта в трагедиях Шекспира. Разоблачение мирового зла в трагедии Шекспира «Гамлет». Отражение кризиса гуманизма.
Анализ одной из комедий Шекспира («Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «12 ночь»)
П.Корнель и Ж.Расин – создатели нового театра Франции. «Сид», «Федра» (анализ одного произведения на выбор).
Жизненный и творческий путь Ж.-Б. Мольера. Становление «высокой» комедии в его творчестве. Анализ одной из его комедий.
Посветительство-передовая идеология эпохи XVIII века. Периодизация, основные особенности Просвещения в разных странах Европы и их причины, литературные направления.1) Концепция личности главных героев в романах. 2) «Робинзон Крузо» Д.Дефо и «Путешествия Гулливера» Дж.Свифта.
Причины кризиса просветительского мировоззрения и отражение его в литературе сентиментализма и предромантизма. Творчество одного писателя Англии и Шотландии (по выбору Стерн, Ричардсон, Анна Радклиф).
Поэзия Роберта Бернса (общая характеристика).
Французское Просвещение: периодизация, особенности, основные представители. Деятельность энциклопедистов.
Романтизм в литературе США: своеобразие, этапы. Творчество одного писателя по выбору.
Философская повесть Вольтера или Дидро.
«Юлия, или новая Элоиза» Ж.Ж. Руссо как произведение сентиментализма. Художественная форма романа, круг проблем, черты положительных героев.
Немецкое Просвещение. Творчество Ф.Шиллера периода «Бури и натиска» («Разбойники», «Коварство и любовь», «Мария Стюарт», «Вильгельм Телль»).
Романтизм как художественный метод и литературное направление. Причины возникновения, основные черты метода, концепция личности, новые жанры литературы.
Французский романтизм. Жанр исповедальной повести (Шатобриан, Кон стан, Сталь, Мюссе, Ж. Санд).
В. Гюго – лидер французского романтизма. «Собор Парижской Богоматери».
Дж.Г.Байрон . Новаторство «Паломничества Чайльд Гарольда». Драматургия.
Романтизм в Германии: этапы и группировки. Анализ новеллы Гофмана «Крошка Цахес» (или «Золотой горшок»).
Творчество В. Скотта. Анализ одного из романов по выбору студента («Айвенго», «Квентин Дорвард»).
Романтизм в Англии. «Озерная школа». Анализ творчества одного из представителей (Вордстворд, Саути, Кольридж).
Реализм второй половины XIX века (1830-1871) как художественный метод и литературное направление. Повесть О. де Бальзака «Гобсек».
Цикл романов О. де Бальзака «Человеческая комедия». Предисловие автора как теоретический документ реализма. Анализ одного из романов («Отец Горио», «Евгения Гранде», «Шагреневая кожа» или др).
Роман Ф.Стендаля «Красное и черное» – «хроника XIX века». Судьба главного героя, значение среды для формирования его характера.
П.Мериме – мастер реалистической новеллы.
Новый характер реализма в французской литературе 50.60-х годов. Роман Г.Флобера «Госпожа Бовари».
Анализ одного из романов Г. Диккенса.
Реализм в литературе Англии. Творчество одного из писателей (У.Теккерей, Ш.Бронте).
Новаторство Мопассана-новеллиста.
Психологизм и реализм романов Ги де Мопассана.
«Новая драма» Г.Ибсена. «Кукольный дом» как новый тип драмы-дискуссии.
Специфика английского эстетизма. Роман О.Уальда «Портрет Дориана Грея».
Творчество Д.Голсуорси «Сага о Форсайтах»: тема собственничества, мастерство создания психологического портрета.
Парадокс как принцип комедий Б.Шоу (цикл «Неприятные пьесы», «Пигмалион»).
Становление реализма в литературе США. М.Твен-новеллист.
Новаторство Джека Лондона – прозаика и драматурга.
Концепция мира и человека в модернизме как новом типе мировоззрения 10-20-х годов ХХ века. «Поток сознания» и его смысловые функции на примере творчества М.Пруста, Д. Джойса.
Э.Хемингуэй и проблема «потерянного поколения». Романы «Фиеста», «Прощай, оружие!», «Принцип айсберга»- новаторство писателя в прозе.
«Старик и море» – идейно-философский и художественный синтез творчества Э.Хемингуэя.
Особенности «эпического театра» Б.Брехта, их воплощение в пьесе «Мамаша Кураж и её дети».
Экзистенциализм во французской литературе. Анализ повести А.Камю «Посторонний» (или любого произведения Ж.-П.Сартра).
Неомифологизм в литературе ХХ века. Анализ одного из романов Томаса Манна («Волшебная гора», Доктор Фаустус», «Иосиф и его братья»).
А.де Сент-Экзюпери. Этическое, эстетическое и философское содержание сказки «Маленький принц».
Жанр антиутопии в творчестве Дж. Оруэлла (или О.Хаксли).
Человек и цивилизация в романе У.Голдинга «Повелитель мух». Система символов в романе-параболе.
Отражение «века джаза» в романе Ф.С.Фиджеральда «Великий Гэтсби» («Ночь нежна»).
Поиски этического идеала в романе Дж.Селинджера «Над пропастью во ржи».
Проблемы дегуманизации, отчуждения сознания в произведениях Ф.Кафки. Анализ «Превращения» или романа «Замок».
Теория «экспериментального» романа Э.Золя. Анализ одного из романов серии Ругон – Маккары.
Театр абсурда. Анализ одной из пьес Э.Ионеско (С.Беккета).
Постмодернизм в литературе ХХ века.
Творчество Дж.Фаулза. Роман «Любовница французского лейтенанта».
Латиноамериканский роман. Анализ романа Г.-Г. Маркеса «Сто лет одиночества».
Феномен творчества Х Л.Борхеса. Анализ рассказов на выбор.
Психологизм и абсурдизм в творчестве Картасара. Анализ рассказов «Письмо в Париж к одной сеньорите», «Захваченный дом», «Менады», «Цирцея», «Заколоченная дверь».
«Имя розы» У.Эко – роман «лабиринт». Кодированный текст постмодернизма.
Драматургия Т.Стоппарда. Анализ пьесы «Розенкранц и Гильдестерн мертвы».
Японская литература. Творчество Ю.Мисимы. Анализ романа «Золотой храм».
Анализ романа Х.Мураками «Норвежский лес».
Творчество М.Кундеры. Анализ одного из последних романов: «Неведение», «Бессмертие», «Неспешность», «Подлинность».
Китч и массовая литература. Анализ романа П.Зюскинда «Парфюмер» или одного из романов Ф. Бегбедера.
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Темы контрольных работ

ТЕМА 1 СОФОКЛ. «ЭДИП-ЦАРЬ».
Особенности мировоззрения и творческой манеры Софокла. Проблематика трагедии. Характер трагического конфликта.
«Эдип-Царь» как трагедия рока, человеческого познания и самопознания. Структура трагедии. Роль хора как выражение общественного мнения полисного государства. Аристотель о трагедии Софокла и об образе Эдипа, являющегося классическим примером трагического героя.
Литература
Софокл. Эдип-царь (любое издание).
Тронский И.М. История античной литературы. Л., 1957.
Аристотель. Поэтика. Л., 1957.
Лосев А.Ф. и др. Античная литература. М., 1963.
Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе //Античность и современность. М., 1972.

ТЕМА 2 ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ В «ПЕСНЕ О РОЛАНДЕ».
Французская героическая поэма «Песнь о Роланде», отражение в ней национальной и общественной проблематики. средневековья. Эпическая поэтика и преображение реальных фактов истории. Прототип Гвенелона и причины гибели отряда французов в истории и в поэме. Исход борьбы с маврами в описываемый период и интерпретация его в поэме.
Литература
Песнь о Роланде (любое издание).
Самарин Р.М. Зарубежная литература. М., 1978.
Волкова З.Н. Эпос Франции. М., 1984.
Михайлов А.Д. Французский героический эпос. М., 1995.

ТЕМА 3 Дж.БОККАЧЧО. «ДЕКАМЕРОН».
«Декамерон» как художественное явление раннего Возрождения. Композиция книги. Художественная и идейная функция «обрамления». Роль рассказчиков «Декамерон» и гуманистическая утопия Боккаччо. Новелла Боккаччо как жанр. Средневековое фаблио и новеллы «Декамерона». Построение новеллы Боккаччо. Особенность завязки, кульминации и развязки. Концепция возрожденческой личности.
Литература
Боккаччо. Дж.Декамерон (день 1-й новеллы 1,2,3; день 2-й новелла 4; день 8-й новелла 7; день 10-й новелла 10). Две-три новеллы на выбор
Холодовский Р. Декамерон: поэтика и стиль. М., 1982.
Штейн А.Л. «Декамерон» Боккаччо – книга о любви. М., 1993.
ТЕМА 4. У.ШЕКСПИР «ГАМЛЕТ»
Место трагедии «Гамлет» в творчестве Шекспира. Природа трагического у Шекспира. Философско-исторический смысл образа Гамлета. Проблематика кризиса ренессансного гуманизма. Объективная ситуация трагедии: Гамлет и двор Клавдия. Субъективная ситуация: трагедия создания Гамлета. Построение трагедии: завязка, характер развития действия, кульминация пьесы, смысл финала. Художественный метод Шекспира. Гамлетизм как нарицательное понятие.
Литература
Шекспир У. Гамлет (любое издание).
Верцман И. «Гамлет» Шекспира. М., 1964.
Аникст А. Творчество Шекспира. М., 1963.
Он же. Трагедия Шекспира «Гамлет». М., 1986.
Дубашинский И.А. Вильям Шекспир. М., 1965.

ТЕМА 5. Ж.-Б. МОЛЬЕР. «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ».
Художественный метод Мольера и классицизм. Комедия «Мещанин во дворянстве» и её место в творчестве Мольера. Основная проблема комедии, её историческая и национальная обусловленность. Система образов. Дворянство в изображении Мольера. Народный лагерь. Характеристика образа Журдена. Фарсовые мотивы. Реализм мольеровской комедии.
Литература
Мольер Ж.-Б. Мещанин во дворянстве (любое издание).
Гликман Н. Мольер. М.; Л., 1966.
Бояджиев Г.Н. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967.

ТЕМА 6. ВОЛЬТЕР. «КАНДИД, ИЛИ ОПТИМИЗМ».
Своебразие французского просветительства и причины расцвета французской философской повести и романа. Место Вольтера в истории французского Просвещения. Художественный язык повести Вольтера. Своеобразие фабулы: фантастика, сказочные мотивы, условная экзотика. Гипербола и гротеск. Природа вольтеровской иронии. Особенности героя философской повести, природа зла и добра в повести. Паглос и проблема «предустановленной гармонии» мира. Философский смысл образа Кандида. Страна Эльдорадо как социальная утопия. Гуманистический пафос вольтеровской повести. Смысл итоговой максимы: «нужно обрабатывать наш сад».
Литература
Вольтер. Кандид, или Оптимизм (любое издание).
Артамонов С.Д. Вольтер. М.,1954.
Державин К.Н. Вольтер. М., 1946.
Сигал Н.А. Вольтер. Л.; М., 1978.
Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978.



ТЕМА 7. Ф.ШИЛЛЕР. «КОВАРСТВО И ЛЮБОВЬ».
Литература периода «бури и натиска». Художественный метод Шиллера. «Коварство и любовь»: смысл названия драмы и её основные проблемы. Драматургический конфликт. Фердинанд как идеальный герой-бунтарь. Образ Луизы и его социальный смысл. Третьесословный лагерь в изображении Шиллера. Гражданский пафос драмы, протест против убожества немецкой действительности, традиционной морали, княжеского абсолютизма, сословных предрассудков, религиозных догм. Позитивная программа Шиллера.
Литература
Шиллер Ф. Коварство и любовь (любое издание).
Абуш А. Шиллер. Величие и трагедия немецкого гения. М., 1964.
Либензон З. Коварство и любовь. М.., 1969.

ТЕМА 8. И.-В.ГЕТЕ. «ФАУСТ».
История создания «Фауста» в свете основных этапов творчества Гете. «Театральное выступление» и «Пролог на небесах» как эстетическая и философская программа Гете. Фауст и Вагнер. Фауст и Мефистофель. История Фауста и Гретхен как идейно-художественный итог 1-й части трагедии. Основные этапы исканий Фауста (по материалам 2-й части). Образ Фауста как отдельная личность и как символ человечества. Смысл финала трагедии. Жанровые особенности трагедии «Фауст» и художественный метод Гете.
Литература
Гете И.-В. Фауст /Пер. Н.Холодковского (любое издание).
Гете И.-В. Фауст /Пер. Б.Пастернака (любое издание).
Аникст А. «Фауст» Гете. М., 1979.
Он же. Гёте и Фауст. М., 1983.
Вильмонт Н. Гете. 2-е изд. М., 1999. Гл.2.

ТЕМА 9 В.ГЮГО «СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ».
Создание исторического романа Гюго как отклик на революцию 1830 года. Смысл названия, своеобразие композиции, роль народных масс в романе. Центральные герои, проблематика романа, связанная с раскрытием образов Квазимодо, Эсмеральды, Клода Фролло. Идейно-художественная функция образа собора. Отражение в романе принципов романтической эстетики В.Гюго, изложенных в предисловии к драме «Кромвель»: принцип гротеска, контрастного изображения действительности, воссоздание исторического колорита.
Литература
Гюго В. Собор Парижской Богоматери (любое издание)
История французской литературы. М.,1965. Т.2.
Муравьева Н.И. Виктор Гюго. Очерк творчества. М.,1961.
Евнина Е.М. Виктор Гюго. М.,1976.
Моруа А. Олимпио, или жизнь Гюго. М., 1977.


ТЕМА 10. О.де БАЛЬЗАК. «ГОБСЕК».
Проблематика повести, вошедшей в раздел «Этюды о нравах» (сцены частной жизни). Её место и роль в общей концепции «Человеческой комедии». Образ Гобсека, его жизненный путь, цель и смысл жизни. Гобсек как незаурядная индивидуальность и как социальный тип. Другие герои повести, их значение в раскрытии основной темы произведения. Особенности композиционного построения, роль рассказчика.
Литература
Бальзак О. Гобсек (любое издание).
История французской литературы: в 3 т. М., 1956. Т.2.
Муравьева Н.И. Бальзак. Очерк творчества. М., 1953.
Обломиевский Д. Бальзак: этапы творческого пути. М., 1961.
Моруа. А. Прометей, или жизнь Бальзака. М., 1967.

ТЕМА 11. П. МЕРИМЕ. НОВЕЛЛЫ.
Проблематика новеллистического творчества П.Мериме. Интерес к экзотическим странам и сильным, цельным характерам, не тронутым влиянием цивилизации («Матео Фальконе», «Кармен», «Таманго»). Трезвость их исторической и социальной оценки как явлений современности. Изображение нравов светского общества («Этрусская ваза»). Сарказм, проявляющийся в изображении морали и нравственных норм буржуазного общества («Арсена Гийо»). Особенности композиций и стиля новелл, мастерство в их построении и создании человеческих характеров.
Литература
Мериме П. Новеллы («Матео Фальконе», «Кармен», «Таманго», «Этрусская ваза», «Арсена Гийо»).
Луначарский А.В. Статьи о литературе. М., 1957.
История французской литературы. М., 1956. Т.2.

ТЕМА 12. Г.ФЛОБЕР. «ГОСПОЖА БОВАРИ».
Острое неприятие моральных норм буржуазного общества, показ измельчания, духовного обнищания человеческой личности в романе Г.Флобера «Госпожа Бовари». Безынициативность и пассивность героев романа, задыхающихся в буржуазной обывательской среде, но не имеющих сил подняться над её уровнем. Пессимизм Флобера. Безупречность формы и совершенство стиля Флобера. Значение творчества Флобера для дальнейшего развития французского реализма.
Литература
Флобер Г. Госпожа Бовари (любое издание).
Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М., 1955.
Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. М., 1955.





ТЕМА 13. НОВАТОРСТВО ГИ де МОПАССАНА – НОВЕЛИСТА.
Новеллы «Мой дядя Жюль» и «Ожерелье». Темы новеллы и их композиция, приемы характеристики действующих лиц, язык, функции диалогов. Новелла «Пышка». Композиция новеллы («Две Франции»). Изменение темпа и ритма на протяжении всего повествования. Коллективный портрет пассажиров дилижанса. Открытая (авторская) и скрытая (композиционная) ирония в новелле. Основная идея новеллы.
Литература
Мопассан Г. Новеллы («Мой дядя Жюль», «Ожерелье», «Пышка»).
Вульфович Т.Л. Творчество Мопассана. М., 1962.
Флоровская О.В. Мопассан-новеллист. Кишинев, 1979.
Данилин Ю. Жизнь и творчество Мопассана. М., 1968.

ТЕМА 14. НОВАТОРСТВО Г.ИБСЕНА-ДРАМАТУРГА.
Ибсен и театр его времени. Смысл «театральной революции» Ибсена. Социально-критическая направленность его пьес. Художественное новаторство Ибсена: принцип “аналитической” композиции и ее идейно-художественный смысл. Символ как одно из средств реалистического обобщения. “Кукольный дом” как образец интеллектуальной социально-психологичской пьесы-дискуссии. Композиционные особенности пьесы.
Литература
Ибсен Г. Кукольный дом (любой издание).
Адмони В.Г. Генрик Ибсен. Л., 1989.
Шайкевич Б.А. Ибсен и русская культура. Киев, 1974.
Хейберг Х. Генрик Ибсен. М., 1975.

ТЕМА 15. Дж. ЛОНДОН. «СЕВЕРНЫЕ РАССКАЗЫ».
Рассказ Дж.Лондона «Любовь к жизни»: композиция, тема «природа и человек», проблема истинных и фальшивых ценностей жизни. Мастерство Лондона-новеллиста. Рассказ «Тысяча дюжин». Композиция рассказа, смысл названия. Идейно-тематическое сходство и различие рассказов «Любовь к жизни» и «Тысяча дюжин». Образ главного героя. Смысл экспозиция и заключения рассказа.
Литература
Лондон Дж. Любовь к жизни. Тысяча дюжин. Мужество женщины. Закон жизни. Гиперборейский напиток (любое издание).
Богословский В.Н. Джек Лондон. М.. 1964.
Быков В.М. Джек Лондон. М., 1964.
Тугушева М. Современная американская новелла. М.,1972.
Зверев А. Дж.Лондон. М., 1976.




ТЕМА 16. Э.ХЕМИНГУЭЙ. «СТАРИК И МОРЕ».
Философская концепция повести-притчи Хемингуэя. Смысл названия повести, пафос борьбы в произведении, победа Человека и поражение Сантьяго. Образ старика Сантьяго. Природа в общей философской концепции повести. Старик и мальчик в повести. Общий тон произведения (суровость, простота, жесткость, лаконизм). Особенности стиля.
Литература
Хемингуэй Э. Старик и море (любое издание).
Кашкин И. Эрнест Хемингуэй. М, 1973.
Лидский Ю.А. Творчество Хемингуэя. Киев., 1973.
Минц З. Человек один не может. М., 1966.

ТЕМА 17. Б.БРЕХТ. «ЖИЗНЬ ГАЛИЛЕЯ».
Понятие «эпического театра» Брехта. Две редакции пьесы. Тема нравственной ответственности и общественной позиции ученого. Образ Галилея в пьесе. Смысл отречения Галилея – предательство Галилеем науки. Принципы художественного воплощения брехтовской идеи.
Литература
Брехт Б. Жизнь Галилея (любое издание).
Клюев В.Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. М., 1966.
Фрадкин И.М. Бертольд Брехт: путь и метод. М., 1965.

ТЕМА 18. А.де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ. «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ».
«Маленький принц» – сказка, посвященная взрослому человеку, «когда он был маленьким». Сказка для детей и взрослых о нравственных категориях жизни, о вечных человеческих понятиях (любовь, дружба, верность, одиночество и т.д.), о жизненных ценностях. Путешествие Маленького принца по планетам. Образ Розы. Любовь и доброта в сказке. Образ Лиса. Понятие «приручить». Дружба и расставание.
Литература
1. Мишо А. Сент-Экзюпери./М.: Молодая гвардия.1979.

ТЕМА 19. Д.АПДАЙК «КЕНТАВР».
Роль мифа в раскрытии поэтического и прозаического, высокого и низменного. Осознание первооснов бытия через миф. Основные мифологемы романа. Образ Колдуэлла как воплощение нравственно-этического идеала автора. Кентавр как внутренняя сущность Колдуэлла. Смерть как искупительная жертва. Страдание и доброта как принципы бытия. Жертвенность – нравственная доминанта характера Колдуэлла. Боги как персонифицированное воплощение американского типа самосознания. Зевс-Зиммерман, Вера-Венера. Дегероизация и десакрализация мифов о Зевсе, Венере, Деметре как способ характеристики персонажей романа. Хирон (Колдуэлл) и Олимп (жители Олинджера).
Литература
Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь. М., 1997.
Затонский Д. Искусство романа и XX век. М., 1973.
Ландор М. Романы-кентавры//Вопросы литературы. 1967. №2.
Мулярчик А. Спор идет о человеке: о литературе США второй половины ХХ века. М., 1986.
Морозова Т.Л. Образ молодого человека в литературе США. М., 1969.
Мендельсон М.О. Роман США сегодня. М., 1977.

ТЕМА 20. Дж.ОРУЭЛЛ. «1984».
Политический смысл романа «1984». Структура Агнсоца: внутренняя партия, внешняя партия, пролы. Исторические аналоги. Основные принципы идеологии как отражение сути тоталитарной философии (Война-мир, Свобода-рабство, Незнание-сила). Образ Старшего брата как метафора режима. Социальный мир романа. Тип нового человека – «человек-функция». Основной конфликт романа – столкновение. У.Смита и системы; его разрешение. Концепция любви в романе. Любовь-ненависть. О.Брейн-У.Смит-Джулия. Любовь сакральная и земная. Приемы подавления на уровне мышления, эмоций. Ново яз как способ выражения. Лингвистическая утопия и ей функции. Власть масс-медиа и способы манипуляции сознанием. Способы выражения авторской позиции. Приемы сатиры.
Литература
Белов С. Война номер «Х». Литература Англии и США о войне и военной идеологии. М., 1991.
Кузнецов С. «1994». Юбилей не случившегося года//Иностранная литература. 1994.№11.
Оруэлл Дж. Англия, ваша Англия//Иностранная литература. 1992. №7.
Чаликова В. Утопия и свобода. М., 1994.

ТЕМА 21. Дж.Р.ТОЛКИЕН. «ПОВЕЛИТЕЛЬ КОЛЕЦ».
Особенности жанра фэнтэзи. Организация художественного пространства романа. Способы создания образа Средней Земли (география, климат, государство, история). Моральная основа география: Восток – зло, Запад – добро. Рохан и Гондор – локализация эпического пространства. Мотив дороги как аллегория жизненного пути. Организация художественного времени в романе. Контраст авторского времени в «прологе» и реального времени. Объективное и субъективное. «Стоячее время». Цикличность и фольклорное время. Время линейное и циклическое. Нравственная концепция Дж. Р. Толкиена и её отношение через пространственно-временной континиум романа. Антагонизм добра и зла и способы его выражения.
Литература
Дорошевич А. Миф в литературе ХХ века //Вопросы литературы. 1970. №2.
Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. М., 1984.
Кагарлицкий Ю.И. Что такое фантастика? М., 1974.
Кошелев С.Л. Жанровая природа «Повелителя колец» Дж.Р.Толкиена// Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М., 1981. Вып.6.
Чернышева Т.А. Природа фантастики. Иркутск, 1984.



методические рекомендации по выполнению контрольных работ
Прежде чем выбрать тему контрольной работы, необходимо ознакомиться с содержанием изучаемого курса, уяснить его хронологические и территориальные границы, понять закономерности разных этапов литературного развития. При этом важно представлять своеобразие каждого периода и глубокую преемственность между ними. Следует изучить историко-литературный материал по лекциям, обращаясь при этом к основным учебникам по данному курсу, а так же обращаясь к «Истории всемирной литературы» (в 9 томах)
Выбирая тему, желательно руководствоваться степенью интереса к конкретному литературному памятнику или писателю и спецификой литературоведческой задачи, которую предстоит решить в процессе написания контрольной работы.
В методических указаниях дан возможный ключ к решению каждой отдельной темы. Вместе с тем студент вправе избрать свой ракурс анализа текста. Обязательным условием при этом является хорошее знание художественного текста, чёткое понимание проблемы, строгая аргументация выдвинутых идей.
К каждой теме рекомендованы списки научных работ. Студент сам должен проделать поисковую работу библиографическую работу, подобрав дополнительную литературу по избранной теме.
Усвоение критических работ должно быть творческим. Их основные положения помогут в анализе текста художественного произведения. Собственные наблюдения над материалом студент должен привести в систему.
Работы, в которых преподаватель обнаружил списывание или подмену анализа произведения пересказом, не засчитываются.

рекомендуемая литература
Луков В.А. История литературы: зарубежная литература от истоков до наших дней. – ИЦ «Академия», 2003.
История зарубежной литературы XIX века /Под ред Е.М.Апенко. СПб., 2002.
Руднев В.П. Словарь культуры XX века.2-е изд. М., 2001.
Шайтанов О.В. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения: в 2-х книгах. М., 2001.
Стадников Г.В. Краткая история средневековой литературы. СПб, 2000.
Тронский И.М. История античной литературы. М., 1983.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Античная литература. М.: Просвещение, 1986.
Федоров Н.А., Мироненкова В.И. Античная литература: Греция. Ч. 1 и 2. М., 1989; Рим. М., 1985.
Алексеев М.П. и др. История зарубежной литературы. Средние века, Возрождение. М., 1978.
История зарубежной литературы XVII-XVIII века /Артамонов С.В и др. Л.,1979.
История зарубежной литературы XVII в. /Под.ред. Плавскина З.И. Л., 1987.
История зарубежной литературы XVIII в. /Под.ред. В.П.Неустроева. Л., 1984.
История зарубежной литературы XIX в.: В 2ч./Под.ред Н.П.Михальской. М., 1991.
История зарубежной литературы XIX в. /Под.ред. Н.А.Соловьевой. М., 1991.
История зарубежной литературы XIX в. /Под.ред. Я.Н.Засурского. М., 1982.
Зарубежная литература XX века: учебник для вузов /Под ред. Л.Г.Андреева. 2-е изд. М., 2000.
Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе. М., 1998.

Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. М.,1998.
Зарубежная литература ХХ века /Под ред. В.Н.Богословского, З.Т.Гражданской. М., 1979.
Тишунина Н.В. Язык литературы ХХ века (на материале произведений зарубежных писателей). Учебное пособие. СПб., 1999.
Шабловская Н.А. История зарубежной литературы (ХХ век, 1-я половина). Минск: 1998.
Энциклопедия мировой литературы /Сост. С.В.Стахорский. СПб: Невская книга, 2000.
История всемирной литературы: в 8 т. М: Наука, 1972-1983.
Английская литература. 1945-1980. М., 1987.
Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990.
Французская литература. 1945 – 1990. М., 1995.
Гребенникова Н.С. Зарубежная литература. XX в.: Учебное пособие. М., 1999.
История зарубежной литературы. / Под ред. Соловьевой Н.А. – «Высшая школа», 1991.
История зарубежной литературы. / Под ред. Михальской М.П. – «Просвещение», 1991.
Чистякова Н.А., Вулих Н.В. Античная литература. М.: Высшая школа, 1973.





Приложенные файлы

  • doc 8916200
    Размер файла: 146 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий