История зарубежной литературы 17-18 вв. Для сту…

ИСТОРИЯ зарубежнОЙ литературЫ
XVII – XVIII веков
(II курс, I семестр)
СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Лопе да Вега. Овечий источник. Собака на сене.
Кальдерон П. Жизнь есть сон. Саламейский алькальд.
Кеведо Ф. История жизни пройдохи по имени дон Паблос.
Донн Д. Лирика.
Мильтон Д. Потерянный рай. Самсон-борец.
Корнель П. Сид. Гораций. Никомед.
Расин Ж. Андромаха. Федра. Гофолия.
Мольер Ж. Б. Тартюф. Скупой. Дон Жуан. Мизантроп.
Мещанин во дворянстве.
Сорель Ш. Комическая история Франсиона.
Лафайет М. де. Принцесса Клевская.
Буало П. Поэтическое искусство.
Лафонтен Ж.де. Басни.
Опиц М. Лирика.
Флеминг П. Лирика.
Логау Ф. Лирика.
Грифиус А. Лирика.
Гриммельсгаузен Г. Симплициус Симплициссимус.
Дефо Д. Робинзон Крузо.
Свифт Д. Путешествие Гулливера.
Филдинг Г. История Тома Джонса найдёныша.
Смоллет Т. Приключения Хамфри Клинкера.
Бёрнс Р. Стихотворения.
Шеридан Р. Школа злословия.
Лесаж А. Р. Жиль Блас.
Мариво П. К. Жизнь Марианны.
Прево А. Ф. Манон Леско.
Монтескье Ш. Л. Персидские письма.
Вольтер. Орлеанская девственница. Кандид. Простодушный.
Дидро Д. Рассуждения о драме. Монахиня. Жак-фаталист.
Руссо Ж.-Ж. Исповедь. Новая Элоиза.
Бомарше П. Женитьба Фигаро.
Лессинг Г. Э. Лаокоон. Гамбургская драматургия (фрагменты). Эмилия Галотти. Натан Мудрый.
Гердер И. Г. Шекспир. Извлечение из переписки об Оссиане и о песнях древних народов.
Гёте И. В. Страдания юного Вертера. Фауст. Ифигения в Тавриде. Лирика. Баллады. Ко дню Шекспира. Винкельман.
Шиллер Ф. Разбойники. Коварство и любовь. Дон Карлос. Валленштейн. Вильгельм Телль. Лирика. Баллады. О наивной и сентиментальной поэзии.


Минимум текстов для заучивания наизусть
По 2–3 стихотворения Р. Бёрнса, И. Гёте, Ф. Шиллера.

Учебные пособия и хрестоматии
Андреев Л. Г., Козлова Н. П. Косиков Г. К. История французской литературы. М., 1987.
Аникин Г., Михальская Н. История английской литературы. М., 1985.
История всемирной литературы: В 9 т. Т. 4, 5. М., 1987, 1988.
История зарубежной литературы XVII века. М., 2001.
История зарубежной литературы XVIII века. М., 1987.
История немецкой литературы: В З т. Т. 1. М., 1985.
Вершинин И. В. Предромантические тенденции в английской поэзии XVIII века и «поэтизация культуры». Самара, 2002.
Вершинин И. В., Луков В. А. Европейская культура XVIII века: Учебное пособие. Самара, 2002.
Луков В. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. М., 2003.
Пахсарьян Н. Т. История зарубежной литературы XVII века. М., 2005.
Пахсарьян Н. Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: Учебно-методическое пособие. М., 1996.
Плавскин З. И. Испанская литература XVII – середины XVIII века. М., 1978.
Хрестоматия по зарубежной литературе XVIII века: В 2 т. М., 1970, 1972.
3арубежная литература XVII–XVIII вв.: Хрестоматия. М., 1982.
Черноземова Е. Н., Ганин В. Н., Луков В. А. История зарубежной литературы XVII–XVIII веков: Практикум. Планы. Задания. Материалы. М., 2004.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие № 1 (2 часа)
Трагедия Расина «Федра»
1. Новаторство Расина. Своеобразие его драматургии по сравнению с трагедиями Корнеля.
2. «Федра» Расина (1677) как классицистическая трагедия.
3. Использование Расином античных источников («Ипполит» Еврипида и «Федра» Сенеки) и отступления от них.
4. Концепция расиновского героя в трактовке Р. Барта и Н. А. Жирмунской.
5. Драматический конфликт и его решение в трагедии Расина «Федра».
6. Система действующих лиц. Роль второстепенных персонажей. Психологизм образов трагедии.
7. Концепция времени и пространства у Расина.
8. Поэтическая выразительность и простота языка трагедии.
9. Сравнительная характеристика образа Федры в даматургии Ж. Расина и М. Цветаевой (доклад).

Литература
Основная
Расин Ж. Сочинения: В 2 т. М., 1984.
Расин Ж. Трагедии. Л., 1977.
Барт Р. Расиновский человек // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.
Бахмутский В. Время и пространство во французской классической трагедии XVII века // Бахмутский В. В поисках утраченного. М., 1994.
Жирмунская Н. А. Трагедии Расина // Расин Ж. Трагедии. М., 1977.
Кадышев В. Расин. М., 1990.
Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. М., 1968.
Театр французского классицизма. М., 1970.
Черневич М. Н., Штейн А. Л., Яхонтова М. А. История французской литературы. М., 1965. С. 104
·108, 118
·127.
Дополнительная
Большаков В. П. Расин. М., 1989.
Бояджиев Г. Расин и его «Федра» // Расин Ж. Федра / Пер. В. Брюсова. М., 1940.
Гриб В. Расин // Гриб В. Избранные работы. М., 1957.
Заботкина О. С. К вопросу о становлении поэтического стиля французской трагедии XVII века // Вопросы романо-германской филологии. Л., 1972.
Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа ХIХ–ХХ вв. М., 2001.
История всемирной литературы: В 9 т. Т. 4. М., 1987.
История французской литературы: В 4 т. Т. 1. М.; Л., 1946.
Кржевский Б. Театр Корнеля и Расина // Кржевский Б. Статьи о зарубежной литературе. Л., 1960.
Мокульский С. Расин: К 300-летию со дня рождения. М., 1940.
Шафаренко И. Жан Расин // Писатели Франции. М., 1964.
Занятие № 2 (2 часа)
Комедия Мольера «Тартюф»
1. Своеобразие жанра классицистической комедии. Принцип создания характера героя.
2. Эстетические взгляды Мольера. Жанровые типы комедий.
3. История создания комедии. Три варианта пьесы. Борьба Мольера за постановку «Тартюфа».
4. «Тартюф» (1664) – «высокая» комедия Мольера.
5. Своеобразие композиции, проблематика и сюжет комедии.
6. Система образов комедии. Демократизм Мольера в создании образа Дорины.
7. Приёмы создания комического в «Тартюфе».
8. Комедия «Тартюф» в оценке Вольтера. Пушкин и Белинский о своеобразии художественного метода Мольера (доклад).
9. Сценическая история «Тартюфа» в России (доклад).
Литература
Основная
Мольер Ж. Б. Полное собрание сочинений: В 4 т. М., 1965
·1967.
Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.
Бояджиев Г. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967.
Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. М., 1968.
Вершинин И. В., Луков В. А. Западно-европейская культура XVIII в. Самара, 2002.
Штейн А. Л. Мольер – зачинатель и основоположник // Штейн А. Л. Весёлое искусство комедии. М., 1990. С. 143–193.
Дополнительная
Бояджиев Г. Гений Мольера // Мольер Ж. Б. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1. М., 1967.
Бояджиев Г. Н. Мольеристика ХХ века // Современное искусство Запада о классическом искусстве XIII–XVII вв. М., 1972.
Булгаков М. Жизнь господина де Мольера. М., 1962.
Гликман М. Мольер: Критико-биографический очерк. М.; Л., 1966.
Гликман М. Мольер. М.; Л., 1966.
Гриб В. Р. Расин. Мольер // Гриб В. Избранные работы. М., 1956.
Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа ХIХ–ХХ вв. М., 2001.
История зарубежной литературы XVII в. М, 2001.
Мокульский С. Мольер: Комедии. М., 1953.
Смирнов А. А. Образ Дон Жуана у Мольера // Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы. М.; Л., 1965.
Театр французского классицизма. М., 1970.
Штейн А. Л. Философия комедии // Весёлое искусство комедии. М., 1990. С. 313–331.
Занятие № 3 (2 часа)
Философская повесть Вольтера
«Кандид, или Оптимизм»
1. Жанр философской повести (доклад).
2. Творчество Вольтера и его роль в культуре Франции XVIII века. Вольтер и вольтерьянство (доклад).
3. Своеобразие жанра философской повести Вольтера (рационалистическая заданность сюжета, своеобразная тезисность основного конфликта, иллюстративность сюжетных ситуаций и образов, сатирический пафос, классицистическая обобщённость характеров, орнаментальная прихотливость фабулы, скептическая, ироническая тональность, сочетание философского, социального и авантюрного планов и т. д.).
4. Поэтика философской повести «Кандид» (1759).
5. Особенности композиции философской повести Вольтера. Страна Эльдорадо – утопический идеал Вольтера или пародия на утопию?
6. Смысл призыва «возделывать свой сад».
7. Стиль и язык повести.
8. Значение Вольтера в истории развития мировой литературы. Его оценка российской критикой (доклад).
Литература
Основная
Вольтер. Орлеанская девственница. Магомет. Философские повести. М., 1971.
Вольтер П. Стихи и проза. М., 1987.
Акимова А. А. Вольтер. М., 1970.
Артамонов С. Д. Вольтер и его век. М., 1980.
Кузнецов В. Н. Вольтер. М., 1978.
Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. М., 1968.


Дополнительная
Артамонов С. Д. Вольтер. М., 1954.
Бахмутский В. Я. Вольтер // История зарубежной литературы XVIII века. М., 1967.
Гордон Л. С. Поэтика «Кандида» // Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973.
Державин К. Н. Вольтер. М., 1946.
Заборов П. Р. Русская литература и Вольтер. Л., 1968.
Мокульский С. С. Вольтер и его школа // История французской литературы: В 4 т. Т. 1.М.; Л., 1946.
Момджян Х. Французское Просвещение XVIII века. М., 1983.
Сиволап И. И. Социальные идеи Вольтера. М., 1978.
Французское Просвещение и революция. М., 1989.

Занятие № 4 (2 часа)
Драма Г. Э. Лессинга «Эмилия Галотти»
1. Эстетические взгляды Г. Э. Лессинга (доклад).
2. Концепция жанра «мещанской драмы» Г. Э. Лессинга. Теоретические положения и драматургическая практика.
3. Возникновение замысла и история создания драмы «Эмилия Галотти» (1772).
4. Соотношение структуры драмы, системы образов и основного конфликта с просветительской проблематикой.
5. Особенности композиции «Эмилии Галотти».
6. Различные трактовки образа главной героини и развязки драмы.
7. Своеобразие художественного метода Лессинга.
8. Н. Г.Чернышевский о значении драмы Лессинга «Эмилия Галотти» для развития немецкой литературы.
Литература
Основная
Лессинг Г. Э. Письма о новейшей немецкой литературе (17-е письмо). (Любое издание).
Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. М.; Л., 1936.
Лессинг Г. Э. Избранное. М., 1980.
Лессинг Г. Э. Драмы. Басни в прозе. М., 1972.
Лессинг Г. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957.
Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1962.
Стадников Г. В. Лессинг: Литературная критика и художественное творчество. Л., 1987.
Тураев С. В. Классицизм в немецкой литературе XVIII века // Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970.
Дополнительная
Байкель В. Б. «Мисс Сара Сампсон» Лессинга и «Стелла» Гёте // Гётевские чтения М., 1991.
Гриб В. Р. Жизнь и творчество Лессинга // Гриб В.Р. Избранные работы. М., 1956.
История немецкой литературы: В 5 т. Т.2. М.; Л., 1963.
Лессинг и современность: Сб. статей. М., 1981.
Меринг Ф. Легенда о Лессинге // Меринг Ф. Литературно-критические статьи: В 2 т. Т. 1. М., 1964.
Меринг Ф. Лессинг. «Эмилия Галотти» // Меринг Ф. Литературно-критические статьи: В 2 т. Т. 1. М., 1964.
Чернышевский Н.Г. Лессинг: Его время, его жизнь и деятельность // Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. Т. 4. М., 1948.
Занятие № 5 (2 часа)
Роман И. В. Гёте
«Страдания юного Вертера»
1. Эстетические взгляды Гёте в период «Бури и натиска».
2. Развитие автором традиции эпистолярного романа (Ричардсон, Руссо). Жанровое и композиционное своеобразие «Страданий юного Вертера» (1774) как сентиментального романа.
3. Творческая история романа. Специфика его автобиографической основы.
4. Хронотоп романа.
5. Образ Вертера.
6. Идиллические черты в образе Лотты.
7. Роль вставных эпизодов (идиллических – в первой части, трагических – во второй). Использование приема упреждающих сцен.
8. Своеобразие поэтики романа Гёте.
9. Роман Гёте в критике и литературоведении (доклад).
Литература
Основная
Гёте И. В. Страдания юного Вертера (любое издание).
Бент М. И. «Вертер, мученик мятежный»: Биография одной книги. Челябинск, 1997.
История немецкой литературы: В 5 т. Т. 2. М., 1963. С. 244–250. (или: История зарубежной литературы XVIII в. М., 1967).
Манн Т. «Вертер» Гёте // Манн Т. Собрание сочинений. Т. 10. М., 1961. С. 233–248.
Миримский И. «Страдания юного Вертера» // Миримский И. В. Статьи о классиках. М., 1966. С.69–78.
Тураев С. В. Гёте и формирование концепции мировой литературы. М., 1989.
Дополнительная
Аникст А. А. Творческий путь Гёте. М., 1986.
Белоусов Р. С. Вецларская элегия, или Страдания юного Гёте // Белоусов Р. С. Тайна Иппокрены. М., 1978. С. 99–118.
Гётевские чтения. М., 1986; 1991; 1994; 1997. (Сборники статей).
Джинория О. Творческий путь Гёте / Пер. с грузинского. Тбилиси, 1984.
Жирмунский В. М. Гёте в русской литературе. Л., 1982.
Манн Т. Лотта в Веймаре (любое издание).
Сигал Н. А. Язык и стиль молодого Гёте // Учёные записки ЛГУ. № 233. Серия филологических наук. Л., 1958.
Фортунатова В. А. Наследие Гёте и новый герой прозы ГДР // Филологические науки. 1981. № 3. С. 18–25.
Чичерин А. В. Гёте у истоков романа нашего времени // Чичерин А. В. Идеи и стиль: О природе поэтического слова. М., 1968.
Занятия № 6 – 7 (4 часа, коллоквиум)
Трагедия И. В. Гёте «Фауст»
Часть I (2 часа)
1. Творческая история «Фауста» (доклад)
2. Театральное вступление и его роль в идейно-художественном замысле трагедии «Фауст» (1808–1833).
3. «Пролог на небе». Чернышевский о роли этой сцены в раскрытии идейного замысла трагедии. Борьба двух мировоззрений в споре Бога с Мефистофелем. Роль иронии. Очеловечивание образа Бога.
4. «Сцена 1. Ночь. Кабинет Фауста». Фауст как человек эпохи Возрождения. Проблема познания. Значение образа Вагнера в трагедии; Белинский и Чернышевский о Вагнере. Попытка самоубийства и отказ от него как проявление богоборчества Фауста и его любви к жизни.
5. «Сцена 2. За городскими воротами». Мастерство Гёте в создании массовой сцены народного гулянья. Поэтизация природы в монологе Фауста. Роль речевых характеристик и фольклора в изображении народа. Комментарии Чернышевского к начальным сценам «Фауста».
6. «Сцена 3. Кабинет Фауста»:
а) перевод Фаустом Евангелия, значение этой исторической детали в облике героя; утверждение первичности материи в афоризме( «В начале было дело»;
б) самохарактеристика Мефистофеля; проблема добра и зла; Чернышевский о Мефистофеле.
7. Сцена 4. Условия договора между Фаустом и Мефистофелем. Как понимает Фауст «прекрасное мгновение»? Ироническое обыгрывание легендарного материала. Продолжение критики академической науки в сцене разговора Мефистофеля со студентом. Формула Мефистофеля – «Суха, мой друг, теория везде, А древо жизни пышно зеленеет!» – как одно из программных положений Гёте.
8. «Кабачок Ауэрбаха в Лейпциге». Сатирическое изображение студенческих нравов. Смысл песни Мефистофеля о блохе. Почему Мефистофель не смог соблазнить Фауста грубыми радостями жизни?
9. «Кухня ведьмы». Насмешки над священным писанием и религией в сцене омоложения Фауста. Намёки на приближающуюся Французскую революцию.
10. Трагическая история любви Фауста и Маргариты:
а) история взаимоотношений Фауста и Маргариты; чередование лирических, трагических и комических сцен; особенности колорита каждой из них;
б) образ Маргариты и его трактовка в литературоведении;
в) социальная значимость и актуальность темы соблазнённой и покинутой девушки, матери-детоубийцы в литературе «Бури и натиска»; своеобразие авторской позиции;
г) роль любви к Маргарите в становлении личности Фауста.
Часть II (2 часа)
11. Исцеление Фауста; дальнейшие поиски «прекрасного мгновенья».
12. Двор германского императора. Картина обречённости старого общественного порядка. Искушение Фауста призраками власти, богатства и славы.
13. Роль в трагедии истории любви Фауста к Елене Спартанской(
а) значение сцены «Классическая Вальпургиева ночь»;
б) символическое значение союза Фауста с Еленой;
в) образ Эвфориона;
г) критика эстетизма и попыток создать иллюзорную жизнь в искусстве;
д) художественное своеобразие эпизода любви к Елене (наличие античного хора, классические размеры стиха, особенность речи действующих лиц и т.д.).
14. Последний подвиг Фауста(
а) тема труда и социальных преобразований в творчестве Гёте; своеобразие постановки темы производительного труда в «Вертере», «Вильгельме Мейстере» и «Фаусте»;
б) замысел Фауста создать общество свободных и счастливых людей-тружеников; покорение природы, создание из осушенного морского дна свободной земли.
15. Значение эпизода с Филемоном и Бавкидой.
16. Развязка трагедии. Последний монолог Фауста. Разрешение пари между Богом и Мефистофелем.
17. Своеобразие системы образов и проблематики «Фауста». Особенности их художественного воплощения.
18. Своеобразие трактовки легендарного образа Фауста в трагедии Гёте.
Доклады
1. Особенности и эволюция художественного мировоззрения Гёте.
2. Трагедия Гёте «Фауст» в критике и литературоведении.
3. Проблема художественного метода И. В. Гёте.
4. Женские образы трагедии И. В. Гёте «Фауст».
5. Проблема жанра «Фауста» в современном литературоведении.
6. Проблема художественной целостности «Фауста» и соотношение первой и второй частей произведения.
Литература
Основная
Гёте И. В. Фауст. М., 1969.
Аникст А. «Фауст» Гёте: Литературный комментарий. М., 1979.
Гётевские чтения. М., 1986; 1991; 1994; 1997; 2003.
История зарубежной литературы XVIII века. М., 1967. С. 473
·494.
Ишимбаева Г. Г. Образ Фауста в немецкой литературе XVI–XX веков: Учебное пособие. М., 2002.
Казакова И. Б. Космология Якоба Беме и художественный мир «Фауста» // Гетевские чтения 2003. М., 2003. С. 62–79.
Тураев С. В., Чавчанидзе Д. Л. Изучение зарубежной литературы в школе: Пособие для учителей (VIII–X классы). М., 1982.
Чернышевский Н. Г. Примечания к переводу «Фауста» // Чернышевский Н. Полное собрание сочинений( В 15 т. Т. 3. М., 1948.
Якушева Г. В. Фауст и Мефистофель вчера и сегодня. М., 1998.
Дополнительная
Аникст А. А. Гёте и Фауст: От замысла к свершению. М., 1983.
Аникст А. А. Творческий путь Гёте. М., 1986.
Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1962.
Богомолова Л. К. Трагедия И. В. Гёте «Фауст» и нравственно-эстетическое воспитание учащихся // Учёные записки Омск. пед. ин-та. Вып. 40. Омск, 1969. С. 136–157.
Верцман И. Эстетика Гёте // Проблема художественного познания. М., 1967.
Вильмонт Н. Гёте: история его жизни и творчества. М., 1959.
Волгина Е. И. Идейно-композиционное значение «Пролога на небе» в трагедии Гёте «Фауст» // Писатель и время. Вып.1. Ульяновск, 1975.
Волгина Е. И. О некоторых структурных особенностях первой части «Фауста» // Сюжетно-композиционная структура художественного произведения / Научн. труды КГПИ. Т. 227. Куйбышев, 1979. С.121–131.
Волков И. Ф. «Фауст» Гёте и проблема художественного метода. М., 1970.
Гейман Б. Я. «Фауст» Гёте в свете исторического перелома на рубеже XVIII – XIX веков // Учёные записки ЛГПИ им. Герцена. Т. 121. Л., 1955.
Жирмунский В. М. История легенды о Фаусте: Творческая история «Фауста» Гёте // Жирмунский В. М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.
История Европы: В 8 т. Т.4. М., 1994.
Конради К. О. Гёте. Жизнь и творчество: В 2 т. М., 1987.
Легенда о докторе Фаусте / Под ред. В. Жирмунского. Л., 1978.
Тураев С. В. Гете и его современники. М., 2002.
Федоров Ф. П. «Фауст» Гёте. Рига, 1978.
Шагинян М. С. Гёте. М.; Л., 1950.
Занятие № 8 (2 часа)
Поэзия Роберта Бёрнса
1. Основные особенности английского Просвещения.
2. Роберт Бёрнс как выразитель идей Просвещения. Творческий путь и мировоззрение поэта.
3. Социально-нравственная позиция Бёрнса в стихах о любви и дружбе. («Любовь», «Пробираясь до калитки», «Джон Андерсон», «Лучший парень», «Подруга угольщика», «Любовь и бедность», «В полях под снегом и дождём» и др.).
4. Стихи о природе. Традиции высокой поэзии и фольклора («Давно ли цвел зеленый дол», «За полем ржи», «Скалистые горы», «Когда кончался сенокос» и др.). Концепция человека и природы у Бёрнса.
5. Патриотическая лирика Бёрнса («Шотландская слава», «В горах моё сердце», «Брюс-шотландец», «Макферсон перед казнью»). Образы Шотландии и народных героев – Брюса, Уоллеса.
6. Бёрнс и Великая французская революция («Дерево свободы»).
7. Выражение идеалов Просвещения в стихотворении «Честная бедность». Народность содержания и формы, поэтический язык, эмоциональный строй, художественные образы в этом стихотворении.
8. Прославление народной мощи («Джон Ячменное Зерно»).
9. Пародийная поэзия Бёрнса. Пародия на сентиментальные элегии («Элегия на смерть Пэг Никольсон», «Элегия на смерть моей овцы»), классицистические оды («Ода шотландскому пудингу»).
10. Социальная сатира в поэзии Бёрнса (цикл стихов о святоше Вилли), осуждение социальной несправедливости в стихах («Был честный фермер мой отец», «Строчки о любви и войне», «Надпись на банковском билете» и др.).
11. Эпиграммы Р. Бёрнса (доклад).
12. Особенности лирического героя Р. Бёрнса.
13. Особенности сентиментализма в поэзии Р. Бёрнса.
14. Значение творчества Бёрнса в мировой литературе.
15. Переводы Бёрнса на русский язык (доклад).
Литература
Основная
Бёрнс Р. Стихи / Перевод С. Маршака. М., 1976.
История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. З. Плавскина. М., 1991.
Колесников Б. Бёрнс: Очерк жизни и творчества. М., 1967.
Соловьёва Н. А. У истоков английского романтизма. М., 1988.
Дополнительная
Елистратова А. А. Бёрнс. М., 1957.
История всемирной литературы: В 9 т. Т. 5. М., 1988.
Луков В. А. Предромантизм. М., 2006. С. 221–225.
Морозов М. Маршак – переводчик Р. Бёрнса // Морозов М. Избранные сочинения. М., 1958.
Райт-Ковалёва Р. Роберт Бёрнс. М., 1965.
Твардовский А.Т. Роберт Бёрнс в переводах С. Маршака // Твардовский А.Т. Статьи и заметки о литературе. М., 1963.

Занятие № 9 (2 часа)
Защита рефератов
Темы не должны повторяться!

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
XVII век как самостоятельный историко-культурный период.
Проблема литературных направлений в XVII веке.
Сходство и различия классицизма и барокко.
Эстетика и поэтика классицизма.
Маньеризм и барокко: сходство и отличие.
Эволюция барокко на протяжении XVII века.
Эстетика и поэтика барокко.
Взаимодействие литературных направлений во французской литературе XVII века.
Соотношение теории и художественной практики классицизма в творчестве П. Корнеля и Ж. Расина.
Эволюция классицистического начала в трагедиях «первой манеры» П. Корнеля.
Трагедии «второй манеры» П. Корнеля и сюжет современного латиноамериканского сериала.
Образ короля в драматургии П. Корнеля.
Мир политических коллизий в творчестве П. Корнеля и Ж. Расина.
Роль второстепенных персонажей в произведениях П. Корнеля и Ж. Расина.
Проблема выбора и концепция страсти в трагедии Ж. Расина «Андромаха».
Классицистическое и барочное начала в образе расиновской Федры.
Образ Нерона в трагедии Ж. Расина «Британик».
Библейские сюжеты, притчевое начало и религиозно-политические аспекты поздних трагедий Ж. Расина «Эсфирь» и «Гофолия».
Новаторство Мольера в сфере жанра.
Эволюция образа Дон Жуана от легенд к литературному персонажу.
«Дон Жуан» Мольера и «Каменный гость» А. С. Пушкина.
«Дон Жуан» Мольера: проблема героя.
Трагическое и комическое в комедии Мольера «Скупой».
Тип отца в комедиях Мольера.
Образ Альцеста в комедии Мольера «Мизантроп».
Мольер и Лопе де Вега: жанровая специфика комедии.
«Принцесса Клевская» М. де Лафайет и зарождение психологизма.
Тематика басен Лафонтена.
Басни Эзопа и Федра как источник проблематики басенного творчества Лафонтена.
Жанровое своеобразие «Астреи» О. д’Юрфе.
Пасторальный роман XVII века.
Барочная концепция человека в «Мыслях» Блеза Паскаля.
Барочное и классицистическое в творчестве Лопе де Веги.
Русская тема в драме Лопе де Веги «Великий князь Московский».
Тема русского самозванства в драме Ф. Шиллера «Димитрий».
Сопоставление концепций образа Дмитрия Самозванца в пьесах Лопе де Веги, А. П. Сумарокова и Ф. Шиллера.
Библейские мотивы и аллюзии в драме П. Кальдерона «Жизнь есть сон».
Концепт чести в драматургии Лопе де Веги и П. Кальдерона.
Изображение народа в драматургии Лопе де Веги («Овечий источник»), П. Кальдерона («Жизнь есть сон») и А. С. Пушкина («Борис Годунов»).
Эволюция темы самозванства в XVII–XIX вв. («Великий князь Московский» Лопе де Веги, «Дмитрий Самозванец» А. П. Сумарокова, «Дмитрий Иванович, царь Московский» Коцебу, «Димитрий» Ф. Шиллера, «Первые шаги авантюриста» П. Мериме, «Димитрий» Ф. Геббеля, «Борис Годунов» А. С. Пушкина, «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А. Н. Островского).
Барочная основа разработки темы любви в драме Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна».
Воплощение барочной эстетики в лирике Л. де Гонгоры.
Метафора при создании женского портрета в лирике Л. де Гонгоры.
Эволюция стиля в творчестве Л. де Гонгоры.
Концепт времени в лирике Л. де Гонгоры.
Изобразительно-выразительные средства, использованные Л. де Гонгорой при создании образа Испании.
Л. де Гонгора и Ф. Кеведо: сходство и различие художественных систем.
«Поклонение кресту» П. Кальдерона как религиозно-философская драма.
Мотив сна в творчестве Шекспира и Кальдерона.
Барочная организация пространства драмы П. Кальдерона «Жизнь есть сон».
Образ Росауры в драме П. Кальдерона «Жизнь есть сон».
Мотив переодевания в драме П. Кальдерона «Жизнь есть сон».
Концепция любви в творчестве П. Кальдерона.
Механические приспособления как способ создания «эффекта очуждения» в комедии П. Кальдерона «Дама-невидимка».
Тема чести в драме П. Кальдерона «Стойкий принц».
«Фуэнте Овехуна» Лопе де Веги и «Саламейский алькальд» П. Кальдерона: сходство и отличие.
Проблематика «драм чести» П. Кальдерона.
Эволюция образа пикаро в романах М. Алемана «Гусман де Альфараче» и Ф. Кеведо «История жизни пройдохи по имени дон Паблос».
Основные положения трактата Б. Грасиана «Остроумие, или Искусство изощренного ума».
«Поэтическое искусство» и «Искусство изощренного ума»: Н. Буало и Б. Грасиан о природе поэтического дара и принципах успешного создания произведения искусства.
Образ скряги: Шекспир (Шейлок, «Венецианский купец») – Бен Джонсон (Вольпоне, «Вольпоне – хитрый Лис») – Мессинджер (Оверрич, «Новый способ платить старые долги»).
Жанровое своеобразие лирики Д. Донна.
Религиозная лирика Д. Донна.
Тема любви в лирике Д. Донна.
Хронотоп лирики Д. Донна.
Своеобразие поэтики и эволюция поэзии Д. Донна.
Драматургия Б. Джонсона и его теория «юморов».
Концепция Бога в поэме Мильтона «Потерянный рай».
Рай в поэме Мильтона «Потерянный рай» и в «Божественной комедии» Данте.
Изображение человека в поэме Мильтона «Потерянный рай».
Любовь и Смерть в поэме Мильтона «Потерянный рай».
Образ Сатаны у Мильтона, Блейка, Колриджа и Байрона.
Проблема художественного метода поэмы Мильтона «Потерянный рай».
Черты романа воспитания в романе Гриммельсгаузена «Симплиций Симплициссимус».
Роман Гриммельсгаузена «Симплиций Симплициссимус» в контексте плутовского романа XVII века.
Образ Московии у Гриммельсгаузена и Лопе де Веги.
XVIII век как историко-литературная эпоха.
Концепты «разум», «природа» и «прогресс» в эпоху Просвещения.
Зарождение историзма в эпоху Просвещения.
Развитие основных литературных направлений в Англии XVIII в.
«Опыт о критике» А. Поупа и «Поэтическое искусство» Н. Буало.
Черты памфлета и пасторали в поэме А. Поупа «Виндзорский лес».
Поэтика рококо ироикомической поэмы А. Поупа «Похищение локона».
«Векфильдский священник» Голдсмита и «Сентиментальное путешествие» Стерна: к проблеме типологии английского сентименталистского романа.
Английский памфлет XVIII века.
Жанровое своеобразие романа Д. Дефо «Робинзон Крузо».
«Робинзон Крузо» Д. Дефо как философский роман.
Проблематика и поэтика романа Д. Дефо «Робинзон Крузо».
Религиозно-символический план романа Д.Дефо «Робинзон Крузо».
Концепция человека и мира в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо».
Тема воспитания и обучения в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо».
Образ Пятницы в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо».
Робинзонада в мировой литературе.
Робинзон и Гулливер: к проблеме сопоставительного анализа образов.
Черты поэтики рококо в поздних романах Д. Дефо «Молль Флендерс» и «Роксана».
Морское путешествие в романах Д. Дефо «Робинзон Крузо» и Д. Свифта «Путешествия Гулливера».
Сюжет и образная система романа Д. Свифта «Путешествия Гулливера».
Новаторство Г. Филдинга в теории романа.
Формы комического в романе Г. Филдинга «История Тома Джонса найденыша».
«Путешествие Хамфри Клинкера» Т. Смоллета и традиция эпистолярного романа.
Сочетание традиции пуританского морализма с этическими идеями эпохи Просвещения в романном творчестве Ричардсона.
«Памела» Ричардсона и пародии на нее.
Поэтика романа Л. Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди».
Проблема художественного метода романа Л. Стерна «Сентиментальное путешествие».
Герой-чудак и его роль в развитии сюжета романов Л. Стерна.
Фольклорная основа лирики Р. Бёрнса.
Тема «честной бедности» в поэзии Р. Бёрнса.
Лирический герой Роберта Бёрнса.
Черты поэтики рококо в романном творчестве Прево и Мариво
(«Манон Леско» и «Жизнь Марианны»).
Восточная тема в «Персидских письмах» Монтескье.
«Орлеанская девственница» Вольтера и «Орлеанская дева» Ф. Шиллера.
Драматургия Вольтера.
Сочетание черт сентиментализма и рококо в «Монахине» Д. Дидро.
Эволюция художественного метода Д. Дидро.
Специфика автобиографизма в романе Руссо «Исповедь».
Сочетание просветительской проблематики с поэтикой сентиментализма в романе Руссо «Юлия, или Новая Элоиза».
Творческая эволюция Бомарше.
Основные черты и функции персонажей в театре дель арте.
Сопоставление эстетических установок Карло Гоцци и Карло Гольдони.
Карнавал и маскарад у К. Гоцци и К. Гольдони.

Образец титульного листа:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Поволжская государственная
социально-гуманитарная академия»
Кафедра русской, зарубежной литературы
и методики преподавания литературы





Лирический герой
Роберта Бёрнса

Реферат по зарубежной литературе
XVII–XVIII вв.



Выполнила:
студентка 22 группы
Иванова Татьяна

Научный руководитель:
кандидат филологических наук,
профессор Н.А. Буранок







Самара 2011



вопросы к экзамену
Общая характеристика западноевропейского литературного процесса XVII века.
Литературная эстетика классицизма. Трактат Н. Буало «Поэтическое искусство».
Литературное барокко. Его национальные и социальные варианты и традиции.
Литературная эстетика барокко. Трактат Э. Тезауро «Подзорная труба Аристотеля».
Первый период французского классицизма. Творчество П. Корнеля.
«Сид» и «Гораций» П. Корнеля. Отражение в них эстетических положений классицизма.
Второй период французского классицизма. Творчество Ж. Расина.
Эстетические взгляды Ж. Расина и их воплощение в его трагедии «Федра».
Создание Ж. Расином нового типа классической трагедии.
Анализ трагедии Ж. Расина «Андромаха».
Принципы создания образов в трагедиях П. Корнеля и Ж. Расина.
Эстетические взгляды Мольера и их отражение в его творчестве.
Герои «одной страсти» в комедиях Мольера и образ Дон Жуана.
«Веселые» и «серьёзные» комедии Мольера. Проблемы и конфликты.
XVIII век как историко-литературная эпоха. Основные черты литературы эпохи Просвещения.
Нравственные уроки комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».
Галерея образов слуг в комедиях Мольера.
Национальное своеобразие испанской литературы XVII в.
Эстетические взгляды и творчество Лопе де Вега.
Эстетика и творчество П. Кальдерона.
Черты барокко в драме П. Кальдерона «Жизнь есть сон».
Тема чести в творчестве Лопе де Вега и П. Кальдерона.
Жанровые черты философско-религиозной драмы в произведении П. Кальдерона «Поклонение кресту».
Идейно-художественное своеобразие рококо как литературного направления.
«Симплиций Сииплициссимус» Гриммельсгаузена и традиции «романа воспитания» в немецкой литературе.
Общая характеристика английской литературы XVII в. Творчество Д. Донна.
Жизненный и творческий путь Д. Мильтона.
Гуманистическое содержание поэмы Д. Мильтона «Потерянный рай».
Система образов в поэме Д. Мильтона «Потерянный рай».
Просвещение и европейская литература XVIII века. Идеи и задачи Просвещения. Содержание основных категорий просветительской мысли – «разум», «природа», «прогресс».
Анализ комедии Мольера «Тартюф».
Жизнеутверждающий пафос романа Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо».
«Путешествия Гулливера» Д. Свифта как сатирический роман.
Английский просветительский роман. Творчество Ричардсона и Смоллета. Жанровое своеобразие и роль романов Ричардсона в литературном процессе XVIII века.
Теория романа и литературное творчество Г. Филдинга.
Третий этап английского Просвещения. Творчество Л. Стерна. Сентиментализм.
Лирика английского сентиментализма. Периодизация, основные темы и идеи.
Нравственная проблематика комедии Шеридана «Школа злословия».
Национальное своеобразие и периодизация французского Просвещения. Творчество Монтескье.
Первый этап французского Просвещения. Лесаж и Прево – родоначальники двух разновидностей французского романа.
Философские взгляды, творчество и просветительская деятельность Вольтера.
Жанр философской повести во французском Просвещении (Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро).
Тема «естественного человека» в литературе французского Просвещения и повесть Вольтера «Простодушный».
Эстетика и художественное творчество Д. Дидро.
«Монахиня» Д. Дидро как роман-исповедь.
«Руссоизм» как французский вариант сентиментализма.
Творчество Ж.-Ж. Руссо.
Творчество Бомарше.
Эстетические взгляды и художественное творчество Г. Лессинга.
Классицизм и барокко как основные литературные направления XVII в.
Проблематика и поэтика романа Г. Филдинга «История Тома Джонса найденыша».
Творчество И.-В. Гёте. Понятие «Веймарского классицизма».
Специфика сентиментализма в романе И.В. Гете «Страдания юного Вертера».
«Фауст» И.-В. Гёте как итог европейского Просвещения.
Функция прологов в трагедии И.-В. Гёте «Фауст».
Герой и мир в лирике Гёте. Анализ стихотворения.
Эстетические взгляды Ф. Шиллера и отражение их в его художественном творчестве.
Драматургия Ф. Шиллера периода «Бури и натиска». Основные идеи и темы.
Классический этап в творчестве Ф. Шиллера. Своеобразие историзма его поздних драм. Баллады Ф.Шиллера.
Тема враждующих братьев в английской и немецкой литературе эпохи Просвещения (Филдинг, Шеридан, Шубарт, Шиллер).
Поэзия Роберта Бёрнса.
Формы текущего и промежуточного контроля
Контролируется и оценивается:
Количество баллов

Блок 1. Зарубежная литература XVII века

Готовность к практическим занятиям № 1 и № 2, ответы на вопросы плана
0–5 за занятие
(0–10)

Конспекты к занятиям и успешность использования их содержания в ответах на занятиях, тесты
0–3 за занятие
(0–6)

Доклад / Реферат / Конспект монографии (Одно – на выбор студента)
0–5

Итоговая контрольная работа
0–10

Итого рейтинг первого блока: 0–31 баллов

Блок 2. Зарубежная литература XVIII века

Готовность к практическим занятиям (темы № 3,4,5,8) и ответы на вопросы плана
0–5 за занятие
(0–20)

Конспекты к занятиям и успешность использования их содержания в ответах на занятиях, тесты
0–3 за занятие
(0–12)

Коллоквиум (Занятие № 6–7)
0–5

Доклад / Реферат / Конспект монографии (Одно – на выбор студента)
0–5

Итоговая контрольная работа
0–10

Итого рейтинг второго блока: 0– 52 балла

Чтение текстов (согласно списку) и читательский дневник
0–5

Чтение наизусть
0–3

Посещение занятий*
0–4

Сдача экзамена
0–5

ИТОГО:
0–100 баллов

*Нет пропусков – 4 балла
1–2 пропуска – 3 балла
3 и более пропусков – 0 баллов
Рейтинг (максимум):
ЭКЗАМЕН
Посещение занятий
Чтение текстов, читательский дневник
Чтение наизусть
Блок 1
Блок 2
Итоговый
рейтинг





Работа на занятии
Творческие задания
Рубежный рейтинг
Итоговый
в блоке 1
Работа на занятии
Творческие задания
Рубежный рейтинг
Итоговый
в блоке 2


5
4
5
3
16+
5+
10=
31
37+
5+
10=
52
100

Положительный итоговый рейтинг – 50 и более баллов.

Диапазоны итоговой оценки в баллах

Количество баллов
0 – 49
50 – 69
70 – 84
85 –100

Классическая модель оценки
Неудовлетво-рительно
«2»
Удовлетво-рительно
«3»
Хорошо
«4»
Отлично
«5»











13PAGE 15


13PAGE 142115





Приложенные файлы

  • doc 8916248
    Размер файла: 205 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий