ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ И Э..


ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Составители: Т. А. Якадина, А. С. Бакалов (I курс, II семестр)
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема № 1 (4 часа, коллоквиум)
Западноевропейский эпос эпохи раннего Средневековья
Барды, филиды, скопы, жонглеры, хуглары: их роль и функции в обществе раннего Средневековья.
Своеобразие мифа, сказки, легенды; жанр саги. Сакральные мотивы в мифах и сагах. Тема «иного мира» в мифах, сагах, легендах.
Исторические саги Ирландии и Уэльса. Историческая и мифологическая основа в сагах о Кухулине.
Саги о плаваниях. Морская стихия в поэзии и прозе северных народов.
Скандинавский эпос. Образ мира и пантеон богов в «Старшей Эдде». Функции метафоры в поэзии скальдов. Поучение скальдам в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона.
Историческое и легендарное в предании о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.
Древние версии сюжета о Тристане и Изольде.
Миф, загадка и притча в кельтских и древнегерманских сказаниях («Распря Локи». Ирландские триады, и др.).«Волуспа» («Прорицание вёльвы») как источник мотивов, сюжетов и образов «Песни о Нибелунгах» и рыцарских романов.
10.Концепция человека в древнем эпосе народов Северной Европы.
Задание: 1. Прочитать рекомендованные тексты и оформить мифологический словарик «Пантеон богов народов северной Европы».
2. Ознакомиться с легендами, эпическими сказаниями и сказками Британии, Ирландии, Исландии, Германии. Отметить основные мотивы, сюжеты, образы в читательском дневнике. Подготовиться к собеседованию по читательскому дневнику.
Литература
Тексты
Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975.
Ирландские саги. Исландские саги. М.; Л., 1961. (4 саги).
Легенды и мифы Севера. М., 1985.
Мифы древнего мира. СПб., 1995. С. 276-405.
Песнь о Нибелунгах; Эпос. СПб., 2001.
Серебряная дудочка Маккримонса. Шотландские легенды. Калининград, 1993.
Скандинавские сказания. М., 1998.
Сквозь волшебное кольцо. Британские легенды и сказки. М., 1988.
Зарубежная литература Средних веков/Под ред. Б. И. Пуришева: Хрестоматия: В 2 т. М., 1974, 1975.
Исследования
Основная литература
Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб., 2000.
Гуревич А. Я. История и сага. М., 1972.
Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвного большинства. М., 1990.
Гуревич А. Я. Эдда и сага. М., 1979.
Жирмунский В. М. Народный героический эпос: Сравнительно-исторические очерки. М., 1962.
История зарубежной литературы: Раннее средневековье и Возрождение/Под ред.В. М. Жирмунского. М., 1978.
Матюшина И. Г. Поэтика рыцарской саги. М., 2002.
Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. М., 1963.
Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. М., 2001.
Мощанская О. Л. Народно-поэтическое творчество Англии средних веков. М., 1.986.
Рис А., Рис Б. Наследие кельтов: Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе. М., 1999.
Смирнщкая О. А. Стих и язык древнегерманской поэзии: В 2т.М., 1994.
Стеблин-Каменский М. И. Мир саги: Становление литературы. М., 1971.
Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах / Пер. нем. Д. Бертельса / Вступ. ст. и примеч. В. М. Жирмунского. М., 1960.
Дополнительная
Веселовский А. К Историческая поэтика. Л., 1940. С. 242-385. (и др. изд.).
Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.
Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.
История всемирной литературы: В 9 т. Т. 2. М., 1984.
Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. 1994.
Стеблин-Каменский М. И. Историческая поэтика. Л., 1978.
Стеблин-Каменский М. И. Становление литературы. Л., 1984.
Тема № 2 (2 часа)
Французский героический эпос «Песня о Роланде»
Историческая основа, жанровое своеобразие «Песни о Роланде».
Фольклорная традиция в изображении Карла Великого (тирады 8, 10, 12,13, 61).
3.Общеэпическое и национальное в образах героев-патриотов (Роланд, Оливье, Турпин; тирады 18,20,64,67,79-135).
Тема защиты родины от внешних врагов. Изображение сил, враждебных Франции. Религиозные мотивы в изображении царя Марсилия и его воинов (тирады 9,10,31-35,68,79,112,120).
Батальные сцены в поэме, их эпический характер. Поэзия битвы и гуманистическое сочувствие страданиям людей (тирады 79, 92, 110-135).
Антифеодальная тема в поэме. Образ предателя Ганелона. Сцена суда над ним (тирады 20-33, 270-289).
Образ Альды - невесты графа Роланда. Ее бескорыстие, нравственная чистота, верность (тирады 268, 269).
Образ коня и меча как важные элементы образа рыцаря.
Народно-песенный характер поэмы и отражение в ней личной позиции автора.
Литература
Основная
Песнь о Роланде/Вступ. статья Б. Ю. Ярхо. М.; Л., 1964.
Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб., 2000.
Гуревич А. Я. Эдда и сага. М., 1979.
Матюшина И. Г. Поэтика рыцарской саги. М., 2002.
Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. М., 1963.
Михайлов А. Д. Французский героический эпос. М., 1995.
Дополнительная
Аверинцев С. С, Андреев М. Л., Гаспаров М. Л, Михайлов А. В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературная эпоха и типы художественного сознания. М., 1994.
Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940.
Гуревич А. Я. История и сага. М., 1972.
Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.
ГуревичА. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.
Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвного большинства. М., 1990.
Жирмунский В. М. Народный героический эпос: Сравнительно-исторические очерки. М., 1962.
Зарубежная литература средних веков. М., 1974.
История всемирной литературы: В 9 т. Т. 2. М., 1984.
История зарубежной литературы: Раннее средневековье и Возрождение/Под ред. В. М. Жирмунского. М., 1978.
Луков В. А. История зарубежной литературы. Часть I. М., 2000.
Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. 1994.
Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. М., 2001.
Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М. 1976
МихалъчиД. Е. Послесловие // Песнь о Роланде. М., 1968.
Стеблин-Каменский М. И. Историческая поэтика. Л., 1978.
Стеблин-Каменский М. И. Становление литературы. Л., 1984.
Стеблин-Каменский М.И. Мир саги: Становление литературы. М., 1971.
Щербаков Т. В. Образ коня как один из важнейших элементов образа рыцаря в «Песни о Роланде»//Всемирная литература в контексте культуры. М., 2001. С. 314-316.
Тема № 3 (4 часа)
«Божественная комедия» Данте
1.Данте Алигьери как «последний поэт средневековья и первый поэт нового времени».
2.Замысел, проблематика, композиция поэмы Данте «Божественная комедия», 1307-1321 (краткая характеристика).
Идейно-композиционное значение образов Вергилия и Беатриче.
Загробный мир как восстановление справедливости и воздаяние каждому по заслугам за его жизнь и деяния. Противоречия в мировоззрении Данте.
Образ Данте в поэме. Аллегорический смысл «леса» и его обитателей.
Чистилище и души, его населяющие.
«Ад», его структура. Образы грешников. Осуждение средневекового образа жизни, морали и человеческих пороков (малодушие, пассивность, корыстолюбие, обман, предательство). «Ад», X, 22-42; XXV, 137-139.
Антиклерикальная сатира. Гротеск в образе папы Николая III.
Идейно-нравственное значение эпизодов с Франческой да Римини. Трагическое величие Фаринаты и Уголино. («Чистилище», II; «Ад», ХХХП-ХХХШ).
Осуждение тирании, гуманизм Данте.
Патриотический, гражданственный пафос «Комедии».
Античные образы «Комедии».
13. Многогранность творческого метода Данте (реализм и натурализм описаний, сочетание реальности и вымысла, гротеск, гипербола, символика, портрет, пейзаж).
14. Язык и стих поэмы.
Литература
Основная
Данте А- Божественная комедия (любое издание).
Андреев М. Л. Вечность в «Божественной комедии»//Вестник МГУ: Филология. М., 1977. № 1.
Елина К Г. Данте. М., 1965.
Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. М., 1996.
Дополнительная
Асоян А. А. Данте и русская литература 1820-1850-х годов. Свердловск, 1986.
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
Бэлза И. Выдающиеся достижения словацкой дантологии//Советское славяноведение. 1966. № 2.
Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971.
Данте и всемирная литература. М., 1961.
Дантовские чтения. М., 1968-1989, 1996. (Сборники статей).
Дживелегов А. К. Данте Алигьери. М., 1946.
Тема № 4 (2 часа)
Исторические хроники Шекспира
Становление жанра «хроники» в английском театре (от вневременной аллегории жизни в «моралите» к историческому бытию).
Источники сюжетов исторических хроник Шекспира и их интерпретация.
События национальной истории как основной объект художественного осмысления в исторических пьесах Шекспира.
Осуждение феодальной анархии и утверждение преимуществ абсолютизма в трилогии «Генрих IV» (1597-1598), «Генрих V» (1598), «Генрих VI» (1590, 1592).
Шекспир о предназначении короля. Типы королей в его хрониках «Ричард II» (1595), «Генрих IV», «Генрих V», «Генрих VI».
Ричард III как герой-маккиавелист.
Художественное исследование природы тирании в исторической хронике «Ричард III» (1593). Развенчание «тюдоровского мифа» о демонизме короля Ричарда.
Власть и народ в исторических хрониках Шекспира.
«Фальстафовский фон» и его функции.
10.Способы создания образов персонажей в исторических хрониках Шекспира.
Образ «Времени» в хронике «Генрих IV».
Композиционные особенности хроник. Роль прологов.
Язык и стиль исторических хроник Шекспира.
Литература
Основная
Шекспир В. Ричард II. Ричард III. Генрих IV. Генрих V. Генрих VI. (Любое издание).
Анникст А. А. Шекспир: Ремесло драматурга, М., 1974.
Барг М.А. Шекспир и история. М., 1976.
Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа ХГХ-ХХвв. М., 2001.
Комарова В.П. Личность и государство в исторических драмах Шекспира. Л., 1977.
Пинский Л. Е. Шекспир: Основные начала драматургии. М., 1971.
Дополнительная
Комарова В.П. Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира. Л., 1983.
Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982.
Мор Т. История Ричарда III. М., 1979.
Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. М., 1989. С. 126-148.
Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. М., 1996.
Самарин Р. М. Реализм Шекспира. М., 1964. С. 3-30; 94-111; 112-142.
Смирнов А. Шекспир. М., 1962.
Урнов М. В., УрновД. М. Шекспир: Его герои и время. М., 1964.
Шайтанов И.О. Уильям Шекспир//Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь. Т. 2. М., 1997.
Шведов Ю. Ф. Эволюция шекспировской трагедии. М., 1975.
Шведов Ю. Ф. Вильям Шекспир: Исследования. М., 1977.
Шекспир в меняющемся мире: Сб.статей/Пер. с англ. М., 1977.
Шекспир: Библиографический указатель переводов и критической литературы на русском языке. 1976-1978/Сост. Ю. Г. Фридштейн. М., 1989.
Шекспировские чтения. Вып. 1-6. М., 1976-1993.
Шекспировский сборник. Вып. 1-4. М., 1946-1967.
Штейн А. Л. Вильям Шекспир: Жизнь и творчество. М., 1995.
Тема № 5 (4 часа)
Трагедия В. Шекспира «Гамлет»
История сюжета. Принципиальное отличие трагедии Шекспира «Гамлет» (1601) от предшествующих обработок сюжета.
Время создания трагедии, осмысление в ней эпохи и её противоречий.
Понятие о трагедии и трагическом у Шекспира.
4.Сущность драматургического конфликта в трагедии «Гамлет». Определение конфликта в первом акте трагедии. Общественный характер конфликта и задачи героя.
5.Углубление и расширение содержания конфликта в последующих актах. Роль композиции трагедии в развитии конфликта. Параллелизмы в построении, их идейно-художественные функции:
а)отцы и сыновья (отец Гамлета и Гамлет; Полоний и Лаэрт; старший Фортинбрас и Фортинбрас);
б)удвоение ситуаций (Гамлет, Лаэрт, Фортинбрас как мстители, сопоставление их поведения, его мотивов и идеалов; Розенкранц и Гильденстерн, их функции в трагедии; сцена «Мышеловка» - спектакль в спектакле, повторяющий старое преступление, её роль в развитии конфликта). Кульминация конфликта - монолог «Быть или не быть» (акт III, сцена 1).
Драматизм действия трагедии, сплетение судеб героев в единый драматический узел вокруг судьбы Гамлета. Многообразие отношений между героями - основа ёмкости, многогранности и многомерности шекспировских художественных образов.
Образ Гамлета, носителя гуманистического мировоззрения эпохи. Различные толкования образа Гамлета в разные эпохи (Гёте, Гюго, Тургенев, Брандес и др.). Белинский о Гамлете: сочетание силы и слабости; значение внутренней борьбы; эволюция психологии героя; три ступени его внутреннего развития («младенческая гармония», «распадение», «мужественная, сознательная гармония»). Ренессансная концепция человека (акт II, сцена II; акт IV, сцена IV). Ум, широкие интересы, духовное богатство, сила чувств, искренность, нетерпимость к злу и несправедливости, самокритичность, трезвая оценка людей и событий - основные качества личности Гамлета. Проблема воли. Гамлет и «гамлетизм». Гамлет и народ.
8.Система художественных образов в трагедии. Их сгруппированность вокруг двух антиподов - Гамлета и Клавдия. Принцип ренессансной типизации в создании художественных образов трагедии («держать зеркало перед природой») и изображение очищенных, сгущённых свойств реальных людей, титанизм характеров, их многомерность:
а)Клавдий, его ум, представительность, внешнее благочестие, лицемерие и коварство («улыбчивый подлец»), эгоизм и недалёкость, тайные угрызения совести, страх перед земным и небесным возмездием; Клавдий как знамение «развращённости», духовной деградаций века;
б)Полоний - лукавый, беспринципный царедворец, умеющий выжить и приспособиться при любой власти; Полоний - заботливый, нежный отец, но не умеющий понять своих детей;
в)функции эпизодических ролей для воплощения придворного мира Эльсинора (Вольтиманд, Озрик, Розенкранц, Гильденстерн);
г)Гертруда - женщина, королева, мать; её обаяние и слабость, Гертруда как жертва «развращённого» века;
д)Офелия, её внутренний мир, борьба чувств и долга; любовь к Гамлету, обречённость этой любви; душевная чистота, нежность, поэтичность Офелии как черты, не совместимые с условиями существования в мире Клавдия и Полония; причины трагедии Офелии, художественные функции сцен безумия Офелии и её похорон;
е) Образ Горацио, идеального, безупречного друга Гамлета; Бернардо, Марцелл, Франциско, могильщики, «волнующаяся чернь» как обобщённый образ оппозиции миру Клавдия.
9. Смысл трагического и героического финала трагедии. Появление Фортинбраса как знамение смены одной эпохи другой, тоже далеко не идеальной.
10.Критические и сценические интерпретации «Гамлета». «Гамлет» - трагедия «для всех времён» (Бен Джонсон).
11.«Гамлет» в художественном мире Б. Л. Пастернака.
12.Интерпретация проблематики и образной системы трагедии Шекспира в романе А. Деблина «Гамлет, или Долгая ночь подходит к концу».
Литература
Основная
Шекспир В. Гамлет (любое издание).
Анникст А. А. Творчество Шекспира. М., 1963.
ДеблинА. Гамлет, или Долгая ночь подходит к концу. М., 1983.
Лессинг Г. Гамбургская драматургия. Статья XI. М.; Л., 1936. С. 45-48.
Пинский Л. Е. Шекспир: Основные начала драматургии. М, 1971.
Штейн А. Л. Вильям Шекспир: Жизнь и творчество. М., 1995.
Дополнительная
Шекспир У. «Гамлет» в русских переводах Х1Х-ХХ веков. М., 1994.
Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В. Г. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 3. М., 1978.
Брандес Г. Шекспир, его жизнь и произведения. Т. 2. М., 1901. С.32-33, 38-39.
Гёте И.-В. Годы учения Вильгельма Мейстера//Гёте И.-В. Собрание сочинений: В 13 т. Т. 7. М.; Л., 1935. С. 246-248, 256-257.
Морозов М. М. Шекспир. М., 1956.
Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. М., 1996.
Самарин Р, М. Реализм Шекспира. М., 1964.
Тургенев И. С. Гамлет и Дон-Кихот (любое издание).
Урнов М. В., Урнов Д. М. Шекспир. Движение во времени. М., 1968.
Шекспировские чтения: Сб. статей. М., 1973, 1977.
Тема № 6 (2 часа)
Сонет эпохи Возрождения
1.История жанра. Сонет как продукт высокой поэтической культуры, его канон.
Жанрообразующие признаки сонета. Три типа европейского сонета: итальянский, французский, английский. Их композиционные и метрические нормативы.
Жанровая сонетная ориентация «Новой жизни» Данте. Своеобразие содержания и формы дантовских сонетов.
Сонеты Петрарки («Книга песен»): проблематика и поэтика. Влияние сонетов Петрарки на европейскую ренессансную лирику.
Своеобразие сонетов Пьера Ронсара. Сходство и отличие в трактовке образа любимой женщины у Данте, Петрарки и Ронсара.
Сонеты Камоэнса: своеобразие лирического героя.
7.Сонеты Шекспира, их тематическое разнообразие и поэтика:
а)концепция человека во вселенной, тема смысла жизни;
б)тема жизни, смерти, бессмертия;
в)тема времени и памяти; роль художественного слова в жизни человека и человечества;
г)образы друга и «Смуглой леди»; оценка роли дружбы и любви в жизни человека;
д)обличение нравственных и социальных пороков;
е)анализ сонетов 66-го и 120-го.
Лаура Петрарки и «смуглая леди» сонетов Шекспира: сравнительный анализ.
Переводы сонетов Шекспира на русский язык (Маршак, Пастернак, Румер, Щепкина-Куперник и др). Степень сохранения идейно-образной системы оригинала.
10.Традиции ренессансного сонета в русской поэзии ХIХ-ХХ вв.
Задание для домашней самостоятельной работы
Прочитайте сонеты указанных в плане поэтов (выделено курсивом) и научно-критическую литературу (по выбору).
Выучите 2-3 сонета (по возможности, в оригинале и в переводе).
Опираясь на книги М. Л. Гаспарова (1993), «Европейские поэты эпохи Возрождения» (1974) и другую литературу, указанную ниже, подготовьте характеристику трёх основных типов западноевропейского сонета и аномальных вариантов сонета; приведите примеры.
Подготовьте развёрнутые анализы по одному сонету каждого из поэтов, указанных в плане (Данте, Петрарка, Ронсар, Камоэнс, Шекспир).
Подготовьте анализ одного из оригинальных сонетов русских поэтов ХГХ-ХХ вв.
Литература
Основная
Тексты
Петрарка Ф. Книга песен/Сост., предисловие и примеч. Б. И. Пуришева. М., 1963.
Ронсар П. Избранная поэзия/Вступ. статья Ю. Виппера. Коммент. И. Карабутенко. М., 1985.
Шекспир В. Сонеты - Sonnets/Вступ. статья и примеч. А. А. Аникста. М., 1984.
Европейские поэты эпохи Возрождения/Вступ. статья Р. Самарина. М., 1974.
Западноевропейский сонет XIII-XVII вв.: Поэтическая антология/Сост. А.А. Чамеев. Л.,1988.
Исследования
Бехер И. Р. Философия сонета или малое наставление сонету // О литературе и искусстве. М., 1981. С. 417-418.
Виппер Ю. Поэзия Плеяды. М., 1976.
Распаров М.Л. Сонет // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 7. М., 1972. С. 67-68.
Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975.
Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. М., 1998. С. 322-324.
Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. М., 1996.
Смирнов А. А. Шекспир. М.; Л., 1963.
Топорова А.В. Ранняя итальянская лирика. М., 2001.
Дополнительная
Распаров М.Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб., 2001.
Распаров М.Л. Русские стихи 1890-х - 1925-го годов в комментариях. М., 1993. С. 206-219.
Гаспаров М.Л. Русский стих начала XX века в комментариях. М., 2001.
Герасимов С. Диалектика канонов сонета // Гармония противоположностей: Аспекты теории и истории сонета. Тбилиси, 1985. С. 28.
Гроссман Л. Поэтика сонета // Проблемы поэтики. М.; Л., 1925. С. 117-140.
Донская Е. Л. О генезисе развития английского сонета XVI века//Филологические науки. 1988. № 2. С. 33.
Морозов М. М. Сонеты Шекспира в переводе Маршака//Морозов М. Избранные статьи и переводы. М., 1954. С. 269-275.
Пятнадцатый век в европейском литературном развитии/Под ред. А. Д. Михайлова. М., 2001.
Урнов М. В., Урнов Д. М. Шекспир: движение во времени. М., 1968.
Федотов О.Сонет серебряного века:Вступит, статья//Сонет серебряного века. М.,1990.С.5-17.
Уильям Шекспир: Библиографический указатель русских переводов и критической литературы на русском языке: 1976-1987/Сост. Ю. Т. Фридштейн/Вступ. статья А. Аникста. М., 1989.
Тема № 7 (2 часа)
Роман М. Сервантеса «Дон-Кихот»
1.Испанское Возрождение и творчество Сервантеса (доклад).
2.Габсбургская Испания в романе Сервантеса «Дон-Кихот» (1605-1615):
а)нецившшзованность общественных нравов;
б)тема несправедливости и несвободы;
в)власть короля и церкви в изображении Сервантеса.
3.Благородное «безумие» Дон-Кихота:
а)рыцарские романы как источник безумия героя;
б)идеализм Дон-Кихота: благородство, бескорыстие, отвага, нетерпимость к злу;
в)Дон-Кихот как оратор и педагог;
г)комизм и величие «рыцаря печального образа»;
д)эволюция образа Дон-Кихота.
4.Образ Санчо Пансы:
а)борьба и единство противоположностей в образе Санчо (корыстность и бескорыстие, мудрость и наивность, трусость и отвага и т.д.);
б)Санчо Панса как семьянин;
в)Санчо Панса как губернатор.
Нравственные уроки «Дон-Кихота» Сервантеса.
Структура и композиция романа. «Дон-Кихот» Сервантеса как произведение, стоящее у истоков современного романа (синтез «рыцарского», «плутовского», пасторального романов).
Литература
Основная
Сервантес М. Дон-Кихот (любое издание).
Бочаров С. Д. О композиции «Дон-Кихота»//Бочаров С.Д. О художественных мирах. М.,1985,С 5-35.
Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. М., 1996.
Снеткова К П. «Дон-Кихот» Сервантеса. М.; Л., 1965.
Затонский Д. Был ли «Дон-Кихот» рыцарским романом?//Вопросы литературы. 1986. № 8. С. 89—127.
Дополнительная
Багно В. Дорогами «Дон Кихота». М., 1988.
Державин К. Н. Сервантес. М., 1958.
Михальчи Д. Е. Родоначальник современного романа//Литература в школе. 1965. № 2. С.90-92.
Михальчи Д. Е. Сервантес и его «Дон-Кихот»//Литература в школе. 1973. С. 38-42.
СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Ирландские саги (4 саги).
Старшая Эдда (4-5 песен).
Песнь о Роланде.
Песнь о Нибелунгах.
Песнь о моём Сиде (по хрестоматии).
Роман о Тристане и Изольде.
Роман о Лисе.
Данте Алигъери. Божественная комедия («Ад»).
Петрарка Ф. Лирика (по хрестоматии).
Боккаччо Д. Декамерон («Рама» и 4 новеллы).
Эразм Роттердамский. Похвала глупости.
Мор Т. Утопия (по хрестоматии).
Рабле Ф. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1-2 книги).
Сервантес М. Дон Кихот.
ЧосерД. Кентерберийские рассказы (Пролог и 2 рассказа).
Шекспир В.: Сонеты. Ричард III. Генрих IV. Укрощение строптивой. Виндзорские кумушки. Венецианский купец. Гамлет. Ромео и Джульетта. Отелло. Король Лир. Макбет. Буря.
Тассо Т. Освобождённый Иерусалим.
Ариоспго. Неистовый Роланд.
Фирдоуси. Шах-Наме.
Библия (Ветхий Завет. Новый Завет).Руми, Рудаки, Джами, Омар Хайам (лирика по выбору).
Минимум текстов для заучивания наизусть
Монолог Гамлета «Быть или не быть...».
Сонеты Шекспира № 66 , № 120 и два сонета по выбору.
Два сонета Петрарки (по выбору),
Начало поэмы Данте «Божественная комедия» (27 строк).
Учебные пособия и хрестоматии
Аникин Г. В., Михалъская Н. П. История английской литературы. М., 1985.
История зарубежной литературы: Раннее средневековье и Возрождение/Под ред. В. М. Жирмунского. М., 2000.
Зарубежная литература средних веков/Под ред. Б. И. Пуришева: Хрестоматия: В 2 ч. М.,1974-1975.
Зарубежная литература эпохи Возрождения: Хрестоматия: В 2 т. М., 1969.
История всемирной литературы: В 9 т. Т. 2, 3. М., 1984, 1985. Луков В. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. М, 2003.
Федотов О. И. История западноевропейской литературы Средних веков. М., 2004.
Шайтанов И, О., Афанасьева О. В. Зарубежная литература: Средние века. М., 2001.
Шайтанов И.О. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения. М., 2000.
Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература. М. 1988.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
Языческие и христианские мотивы и образы в героическом эпосе европейских народов.
Черты уклада родового строя и зарождающегося феодализма
в англо-саксонском эпосе «Беовульф».
Эпический герой в англо-саксонском эпосе «Беовульф».
Фольклорные и литературные признаки «Песни о Нибелунгах».
Культура рыцарского мира в «Песне о Роланде».
Легенды о короле Артуре и их современные интерпретации.
Проповедь как жанр клерикальной литературы.
Литургическая драма эпохи средневековья.
Жанровые особенности «Песни песней» царя Соломона.
Миф о всемирном потопе в античных и христианских версиях.
Роль метафоры в поэзии скальдов.
М. М. Бахтин о смеховой культуре эпохи средневековья.
Средневековая «дурацкая» литература.
Своеобразие испанского героического эпоса.
Арабская лирика и средневековый испанский романс.
Средневековый народный театр.
Жанрово-тематические особенности фаблио.
Эволюция образа Лиса Ренара в «Романе о Лисе».
Светский идеал жизни в поэзии вагантов.
Пародия в поэзии вагантов.
Немецкий средневековый миннезанг.
Собирательный образ английского народа в «Кентерберрий-ских рассказах» Дж. Чосера.
Жанровые особенности итальянской новеллы («Новеллино»).
Арабская обрамленная новелла и ее традиции в творчестве Боккаччо и Чосера.
«Кентерберийские рассказы» Чосера как синтез жанрового опыта средневековой литературы.
Жанровое разнообразие поэзии трубадуров.
Идеал человека в античной и христианской культуре и их литературные интерпретации.
28.Мистико-религиозная тенденциозность цикла рыцарских романов о Святом Граале.
Тема любви и образ любимой женщины в лирике трубадуров.
Образ рыцаря «без страха и упрека» в рыцарском романе.
Черты куртуазного эпоса в романе о Тристане и Изольде Ж. Бедье.
«Вечные» образы средневековой европейской литературы.
Образ Тиля Уленшпигеля в немецких народных книгах и в романе Шарля де Костера.
34. Данте и поэзия «нового сладостного стиля».
35. «Новая жизнь» Данте: жанрово-тематическое своеобразие.
Дантовские мотивы в творчестве А. С. Пушкина.
Античные мотивы в изображении загробного мира у Данте.
Влияние Вергилия и Боэция на дантовские представления о структуре Вселенной.
Беатриче Данте и Лаура Петрарки: сравнительный анализ.
Тема греха и его искупления в «Чистилище».
Одиссей Гомера и Улисс Данте: общее и различное в характерах и авторских оценках.
Образ поэта-изгнанника у Овидия, Данте, Ахматовой, Заболоцкого.
А. В. Дружинин о Данте.
Культ Мадонны в поэзии трубадуров и его влияние на русскую поэзию.
Лирика женщин-трубадуров.
Концепция Бога и человека в «Исповеди» Петрарки.
Традиции поэзии вагантов в творчестве Франсуа Вийона.
Библейские мотивы и образы в «Божественной комедии» Данте.
Средневековый и ренессансный идеал человека.
Английская народная баллада эпохи средневековья.
Патриотические и сатирические мотивы политической лирики Петрарки.
Человек и природа в европейской и китайской средневековой лирике.
«Шекспировский вопрос» в интерпретации Н. Гилилова («Игры с Шекспиром»).
Шекспир на русской сцене.
Шекспир в русской музыке.
Шекспир и его пьесы в интерпретации самарских театров и режиссеров.
Власть и народ в трагедиях «Ричард III» Шекспира и «Борис Годунов» Пушкина.
Русские переводчики трагедии Шекспира «Гамлет».
Русские переводчики сонетов Шекспира,
Шекспировские мотивы и образы в литературе:
а)в драматургии Г. Стоппарда.
б)в антиутопии О. Хаксли «О дивный новый мир!».
в)в творчестве й, С. Тургенева;
г)в творчестве Л. Тика.
д)в романе Альфреда Деблина «Гамлет, или Долгая ночь подходит к концу» и др.
Символика образов трагикомедии «Буря».
Античные мотивы и образы в шекспировской интерпретации.
Белинский о Шекспире.
Педагогические идеи в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
«Назидательные новеллы» Сервантеса.
Трагическое и комическое в образе Дон Кихота.
Сервантесовские мотивы в творчестве Андрея Платонова.
Б. И. Пуришев и его труды по литературе Средневековья и Возрождения.
Выдающиеся русские шекспироведы.
Мотивы и образы «Божественной комедии» Данте в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Традиции Сервантеса в романе Г. Гринп «Монсеньор Кихот».
Библейские сюжеты и образы в поэзии А. А. Ахматовой.
Средневековый Север в романном творчестве Марии Семеновой.
Трилогия Мэри Стюарт об Артуре и Мерлине: история и мифология.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Понятие «средние века». Основные культурные направления эпохи.
Кельтский и англосаксонский эпос. Ирландские и исландские саги. Черты общинно-родового строя и раннефеодальных отношений.
Сборник скандинавских песен «Эдда». Отражение в них мифологических представлений и зарождающихся классовых противоречий.
Поэзия трубадуров: генезис, формы, жанры, тематика.
Пародийная латинская литература средневековой Европы. Поэзия вагантов, её антиаскетический и антиклерикальный характер.
«Песнь о Роланде». Система художественных образов.
«Песнь о Роланде». Основные проблемы и поэтика французского эпоса.
Испанский героический эпос, его историческое и национальное своеобразие. Романы и поэмы о Сиде.
Германский эпос. «Песнь о Нибелунгах».
Клерикальная литература эпохи средневековья.
Городская литература эпохи средневековья. Её связи с народной и книжной традицией. Жанры и стиль.
«Роман о Лисе» как антифеодальная сатира.
Театр и драматургия эпохи средневековья.
Народные баллады эпохи средневековья и Возрождения. Баллады о Робин Гуде.
Роль реформации церкви и ересей в развитии антингодальной и антикатолической литературы в Европе, Поэма Ленгленда «Видение о Петре пахаре».
16.Немецкие народные книги в Германии. Легенда о докторс Фаусте. Тиль Эйленшпигель.
17. П.Джеффри Чосер и его роль в развитии английской литературы и литературного языка.
Плутовской роман в испанской литературе. «Ласарильо из Тормеса».
Предшественники Шекспира. Творчество К. Марло.
Томас Мор и его «Утопия».
Феодально-католическая реакция и кризис гуманизма в конце XIV века. Поэма Тассо «Освобождённый Иерусалим». Идеологическая противоречивость и художественное своеобразие поэмы.
Возрождение в Нидерландах. Творчество Эразма Роттердамского. «Похвала глупости».
Возрождение в Германии. Творчество Ульриха фон Гуггена.
Данте Алигьери как «последний поэт средневековья и первый поэт Нового времени. Жизнь и творчество.
«Божественная комедия» Данте как философско-художественный синтез средневековой культуры и пролог к литературе Нового времени.
«Божественная комедия» Данте. Образы Вергилия и Беатриче, их идейно-композиционная роль.
Образ Данте в «Божественной комедии» Данте.
Концепция Вселенной и человека в «Божественной комедии» Данте.
Идейной содержание «Божественной комедии» Данте. Поэтика поэмы.
Рыцарский роман как учредитель и критик кодекса рыцарской чести. Значение термина. Различия терминов «romance» и «novell».
Эпоха Возрождения как «величайший переворот прогрессивный». Понятие о ренессансном типе личности.
Сонеты Петрарки.
«Декамерон» Боккаччо как произведение ренессансного реализма.
Шекспировский вопрос.
Сонеты Шекспира.
Разоблачение пороков мира в комедиях Шекспира.
Трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта».
Трагедия Шекспира «Гамлет». Система образов. Развитие и разрешение основного драматургического конфликта.
Трагедия Шекспира «Король Лир».
40.Трагедия Шекспира «Макбет».
41.Третий период в творчестве Шекспира. «Буря».
42.Трагедия Шекспира «Отелло».
Женские образы в трагедиях и комедиях Шекспира.
Исторические хроники Шекспира.
45.«Дон Кихот» Сервантеса как реалистическое обобщение испанской жизни на рубеже XVI—XVII веков.
46.Двойственный характер образа Дон Кихота. Сочетание в нём трагического и комического. Нравственная природа образа.
47.Реалистический гротеск в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Связь художественного метода Рабле с карнавально-смеховой народной культурой средневековья.
48.Гуманистические идеалы в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
49.Педагогические воззрения Рабле и материалистические тенденции его романа «Гаргантюа и Пантагрюэль»
50.Творчество Ариосто, его поэма «Неистовый Роланд» как памятник высокого итальянского Возрождения.
51. Дон Кихот и Санчо Панса как вечные мировые образы. Противопоставленность и сходство образов. Крылатые фрачы,связанные с ними: рыцарь печального образа, донкихотство, бой с ветряными мельницами и др.
52. «Ветхий Завет» Библии о сотворении рода человеческого и его истории.
53. Ветхозаветные пророки и их пророчества.
54. Образ Христа в «Новом Завете».
Концепция человека в христианских заповедях и в книге Иова.
Притчи царя Соломона и «Песня Песней».
Культура восточного Ренессанса и её представители (по выбору студента: Руми, Рудаки, Джами, Омар Хайам и др.).Эпическая поэма Фирдоуси «Шах-Наме».
Виды и жанры лирической поэзии восточного Ренессанса.
Лирическая поэзия Китая в эпоху танской династии: проблематика, жанровое своеобразие, эстетические и социальные функции. Чтение наизусть и анализ произведений Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу (по выбору студента).

Приложенные файлы

  • docx 8916482
    Размер файла: 59 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий