История тибетской медицины


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
История тибетской медицины

Тибетская медицина




это одна из древнейших всемирно известных медицинских практик. Она
является неотъемлемой частью тибетской культуры и развивалась на протяжении многих
столетий. Мы полагаем, что

тибетская

медицина

такая же древняя, как и сама цивилизация.



Учитывая тот факт, что человечество всегда зависело от природы, добывая пищу и кров, его инстинктивное
стремление к здоровью и накопленные знания послужили созданию некоторых видов лекарств от общих
заболеваний и
з натуральных компонентов. Например, применяя ячменный осадок от Чанг (тибетское вино) на
опухшие части тела, прием горячей воды для лучшего пищеварения и использование растаявшего масла при
кровотечении


это несколько видов терапии, которые возникли из п
рактического опыта и постепенно
сформировали основу искусства исцеления на Тибете. Тибетское медицинское наследие основано на трактате
Четыре Тантры

(Чжуд
-
Ши), который и по сей день остается фундаментальным медицинским знанием.

Эра от момента появления чел
овеческой цивилизации до прихода буддизма на Тибет может быть названа как
пребуддистская эра. В это время на Тибете процветала традиция Бон и медицинская практика Бон в свою очередь
повлияла и обогатила существующие тибетские медицинские знания и практики.

Она также была упомянута в
тексте Бон “Жам
-
Ма
-
Ца
-
Дрел” около


200г. до н.э., (во время правления первого тибетского короля Ньятри Ценпо),
когда на Тибете проживали двенадцать ученых традиции Бон, включая медицинского ученого, который лечил
болезни с помощ
ью лекарств и терапии. Все это указывает на то, что тибетцы практиковали медицину и

тибетские
врачи
существовали еще задолго до прихода буддизма на Тибет.

БУДДА ШАКЬЯМУНИ (961
-
881 до н.э. согласно традиции П
углуг

тибетской астрологии
.

Шакьямуни Будда родился около 961 г. до н.э. и жил до 881 г. до н.э. В течение своей жизни он наставлял
Будду Дхарму (известную как буддизм).

Буддизм пришел на Тибет во время пр
авления Короля Тотори Ньянцен
(245
-
364 н.э.,) (согласно Со
-
риг Кунс Дус). Буддистские учения постепенно распространились и были
ассимилированы во все сферы тибетской культуры, став государственной религией тибетского государства.
Философия

тибетской медицины

также полностью прониклась буддизмом и его влияние четко прослеживается в
Чжуд
-
Ши (основном тибетском медицинском трактате). Внедрение буддистских взглядов в эти четыре огромных
изложения и шесть заверше
ний, о которых должен знать любой врач, свидетельствует об этом влиянии.

Индийские врачи Биджи Гадже и Била Газей

(согласно Ютог Сернинг кый Намтар) родились от короля Нга
-
Ченпо,
Юл Пема Нингпо и е
го двух жен, одной
-

дочери изготовителя барабанов и другой


дочери изготовителя
колоколов. Матери преподнесли десять барабанов и десять колоколов к Ступе Махабодхи Ваджрасаны и
совершили молитвы за удачу детей в служении на благо всем живым существам. Ког
да мальчик и девочка
подросли, они попросили своих родителей позволить им изучать Науку Врачевания. Получив одобрение, они
направились в Таксиллу (нынешний Пакистан) и изучали медицину под руководством великого Доктора Атрейя.
После этого, они путешествова
ли по Индии, также посетили Китай, Непал и Восточный Туркестан (который сейчас
входит в состав Китая и называется Синь
-
Цзянский Автономный Округ). Они также получили медицинские знания
от другого известного врача Кумара Дживака из Мадахи.

Когда они находил
ись в Ваджрасане, Ария Тара пророчила им, что они поедут на Тибет, и будут распространять
Медицинскую Науку. Во время правления 28
-
го короля Ла Тотори Ньянцен, Биджи Гадже и Била Гадже посетили
Тибет. Король пригласил их в свой дворец Юмбу Лахар после того
, как услышал новости об исцелениях среди
тибетцев. Он попросил их остаться для того, чтобы они обучали и практиковали медицину, и отдал в жены Биджи
Гадже свою дочь Идкий Ролча. Существует поверье, что Биджи Гадже и Била Гадже до сих пор живы и пребывают
в лесу сандалового дерева, достигнув бессмертия. Они благословляют лекарства во время ретритов.


Сын Бидж
и Гадже и Идкий Ролча, Дунг ги Торчог, первый известный врач в родословной Ютог, родился в 4
-
ом веке. Он изучал у своего отца искусство чтения по пульсу, фармакологию, прижигание, кровопускание,
перевязку и лечение ран еще с раннего возраста.


Он стал изв
естным в своей области и был назначен личным врачом своего дедушки, короля Ла Тотори
Ньянцен и Триньян Зунтсан. Он был одним из самых передовых врачей на Тибете и говорят, что в
последующем от него произошел известный Ютог Йонтен Гонпо. Его сыновья продолж
или традицию и
работали личными врачами королей тех времен в течение четырех последующих поколений.


ДХАРМА КИНГ СОНГТСЕН ГАМПО (617
-
650 н.э., согласно Дунгкар тсигзод ченмо)

Во времена правления 33
-
го Короля Сонгтсен Гампо, знаменитые доктора из Индии (
Бхардвай), Китая (Хан
Ван Хан Де), и Персии (Галенос) были приглашены для того, чтобы поделиться знаниями с тибетскими
врачами. Каждый врач написал трактат, который был в дальнейшем включен в текст под названием
Миджигпе
-
Тсонча (Бесстрашное оружие), состоя
щем из семи глав. Текст был представлен королю.


Несмотря на то, что индийские и китайские врачи вернулись в свои страны, Галенос остался на Тибете,
чтобы практиковать и обучать, и написал несколько текстов по медицине. В дополнение, китайская жена
Конг
-
дж
о короля Сонгтсен Гампо привезла китайский медицинский трактат, который был переведен на
тибетский язык Хашанг Маха Дева и Дхарма Коша.


ДХАРМА КИНГ ТРИСОНГ ДЕТСЕН (742
-
797 н.э., согласно Дунгкар тсигзод ченмо)

В 8
-
м веке, король Трисонг Детсен пригласил несколько известных докторов на первую за всю историю
известную медицинскую конференцию в Samye, Тибет. На ней присутствовали именитые врачи из Индии,
Китая, Персии, Восточного Туркестана и Непала. Старший Ютог Й
онтен Гонпо представлял Тибет.
Конференция длилась несколько дней, в течение которой участники обсуждали теории и практики своих
медицинских систем в сравнении с другими.


СТАРШИЙ ЮТОГ ЙОНТЕН ГОНПО (708
-
833 н.э., согласно Со
-
риг Кунс Дус)

Ютог Йонтен Гонпо

родился в Тоэлунг Кыйна от Ютог Кьюнгпо Дорджи и Гьяпа Чоэки Долма 25 июня, 708 г.
н.э. Согласно традиции и отцовской линии, он учился у своего отца и начал практиковать основные
элементы медицинской науки с раннего возраста. Для того, чтобы проверить его

знания, король Ме
-
Агтсом
вызвал его, когда ему было 10 лет, для дебатов с известным тибетским врачом Дрангти Галные Харпуг и со
многими другими врачами. Ютог выиграл дебаты и стал величайшим врачом среди девяти известных
врачей Тибета. Благодаря своим умн
ым ответам перед приехавшими учеными, такими как Шанти Гарба из
Индии и Тонгсум Гангва из Китая, Ютог завоевал огромную репутацию перед ними, и был почитаем всеми

как воплощение Будды Медицины.

Ютог Йонтен Гонпо стал личным врачом тибетского короля Ме
-
Аг
тсом и Трисонг Дейтсен. Он посетил
Индию несколько раз для обучения у известных врачей, а также путешествовал по Китаю. Он построил
первый на Тибете медицинский институт под названием "Танадуг" на юге, в Конгпо Манглунг в 763 н.э.,
который уже больше не су
ществует. Он посвятил всю свою жизнь распространению и продвижению
тибетской медицинской науки.


ДХАРМА КОРОЛЬ ТРИ
-
РАЛПАЧЕН (866
-
901 н.э., согласно Дунгкар тсигзод ченмо)

Три
-
Ралпачен был 41
-
м Дхарма королем Тибета. Он был наиболее важной личностью за всю

историю
тибетского буддизма. Тибетская империя достигла наибольшего влияния во время его правления. В 901г.
н.э., Дхарма король Три Ралпа Чен был убит его старшим братом Ланг Дхармой и трон был насильственно
захвачен им. Из
-
за плохого управления Ланг Дхар
мой центральным правительством, Тибет распался в
результате гражданской войны. Буддизм был практически уничтожен в центральных частях Тибета, но был
сохранен на дальнем востоке и на западе. За последние 411 лет Тибет был децентрализован и ослаблен.

История тибетской медицины


ЛОЧЕН РИНЧЕН САНГПО (958
-
1056 н.э., согласно Чанг
-
Джонг Сориг Тенпае Нин
-
дже рим
-
джон ги
Намтар
Чог
-
диг)

Лочен Ринчен Сангпо родился в 958г. н.э., в сопровождении удивительных знаков, в маленькой деревушке
под названием Радни, расположенной на территории нынешнего Тибета, за перевалом Шипки, который
разделяет Киннаур и Спити от провинции Гудже

к востоку. С самого рождения он продемонстрировал
необыкновенные качества, которые вскоре сделали его мастером буддистских священных писаний.


Для дальнейшего распространения буддизма известный переводчик Лочен Ринчен Сангпо (958
-
1056 н.э.),
приложив все
свои усилия, возродил буддизм и тибетскую медицину. Он путешествовал по Кашмиру и
получил медицинские знания, такие как Аштанга Самхита(тиб: Ян
-
лаг Гьяд
-
пай Нинг
-
по дус
-
па͖
Классификация основ и восьми ответвлений) и его комментарий, Дхасер (Лунный свет) и

ветеринарный
текст Шали Хотра от великого Пандита Чандра Ананда, который был в последующем переведен им на
тибетский. Его работа усилила распространение буддизма и медицины на Тибете.


МЛАДШИЙ ЮТОГ ЙОНТЕН ГОНПО (1126
-
1202 н.э., согласно Со
-
риг Кунс Дус)

М
ладший Ютог Йонтен Гонпо был по счету 13
-
м в родословной старшего Ютога Йонтен Гонпо. Родился в
Гоши Ретанг от Ютог Кьюнгпо Дорджи и Падма Оден, он начал изучать медицину в возрасте 8
-
ми лет. В 10
лет он получил все знания Чжуд
-
ши от Рогтон Кончок Кьяб, и

с 18
-
ти лет он посетил Индию 6 раз и получил
знания от Дакини Палден Тренгва и мудреца Карака.


По возвращению на Тибет, Ютог Йонтен Гонпо посвятил свою жизнь практике медицины на благо всех
живых существ. Он написал Серчен (Золотые записи), Зогчен (Изоб
илующие записи), ча
-
лаг бсо
-
Гьяд
(Восемнадцатые дополнительные работы), и Нингпо Дуспа (Классификация Основ) и комментарий по его
теоретическим пунктам, называемым Тонгвэй Мелонг. Он предоставил все свои знания своему ученику Еше
Сунг. Среди его многочисле
нных учеников триста учеников очень известные сейчас.


ДЖАНГПА НАМГЬЯЛ ДРАГСАНГ (1395
-
1475 н.э., согласно Со
-
риг Кунс Дус)

Джангпа Намгьял Драгсанг был 17
-
м по линии короля Сеу Миньяг. Он был награжден титулом Ринпоче
Тамка королем Гонгма
-
Сечен. Он родился

в Нгам
-
ринг от Гуй
-
гинг Чодрак Палсанг и Бумкьонг
-
Гьялмо,
дочери Ситу Чоринт. В возрасте 10
-
ти лет, он обучился Сутре, Тантре и медицине у Палген Нагги Ринчен и
Бодонг Чогле Намгьял. Он написал много книг по буддистской философии, ремеслу, и астрологии и
11
учебников по медицине. Он один из двух знаменитых основателей традиции Жангпа тибетской медицины.
Ми Ньима Тонг
-
ва Донден был одним из его самых лучших учеников.


ЗУРХАР НЬЯМНЫЙ ДОРДЖИ (1439
-
1475 н.э., согласно Со
-
риг Кунс Дус)

Зурхар Ньямный Дорджи ро
дился от Ригзин Пунцок и дочери Кункьен Таши Намгьял в год Земляной Овцы.
Он изучал буддистскую философию и медицину у многих известных ученых и в возрасте 16
-
ти лет он
написал Маннгаг
-
Жева
-
Рингсел (Основные инструкции, реликвии в крорах) и многие другие т
рактаты. Он
был основателем традиции Зурлуг тибетской медицины. Позже, его внук Зурхар Лодое Гьялпо написал
комментарий к Чжуд
-
Ши под названием Мепой Зал
-
лунг(Устные инструкции моих предков).


РЕГЕНТ САНГЫЕ ГЬЯТСО (1653
-
1706 н.э., согласно Со
-
риг Кунс Дус
)

Сангые Гьятсо родился от Асуг и Бути Гьялмо в год Водяной Змеи. Он начал изучать медицину с 5
-
ти лет и
когда ему было 8 лет, он обучился Сутрам и Тантрам у Великого Далай Ламы
V
. Он обучился астрологии и
грамматике у Дарпо Лотса, Янгчару (Происхождение
гласных звуков) у Луго Дачен Нгаг ги Ванпо, и
медицине у Джанпа Лундинг Намгьял Дорджи, и он стал экспертом во всех этих сферах.


Сангые Гьятсо был назначен регентом Великим Далай Ламой
V
(1617
-
1682). В течение 26
-
ти лет на этой
должности, Дворец Потала был

реконструирован и расстроен до его нынешних размеров и была построена
золотая ступа Великого Далай Ламы. Под его руководством было изготовлено семьдесят девять
медицинских танк, описывающих человеческую анатомию, Чжуд
-
Ши было отредактировано и
опубликован
о, и в 1696г. (год Огненной Мыши) в Лхасе был построен медицинский колледж Чагпори.
Сангые Гьятсо написал много книг об астрологии, в частности Вайдурья
-
Карпо (Белый Берилл), и по
медицине


Вайдурья
-
Нгон
-
ро (Черный Берилл), самый известный комментарий к Ч
жуд
-
Ши. Он также
написал известную книгу по истории тибетской медицины Сориг Хогбуг и книгу по медицинской практике
под названием Ман
-
нгаг Лхен
-
тхаб. В целом он вынес тибетскую медицину и астрологию на более высокий
уровень с огромной самоотверженностью и
искренностью.

КЬЕНРАБ НОРБУ (1883
-
1962 н.э., согласно Со
-
риг Кунс Дус)

Кьенраб Норбу родился от астролога Нгаво
-
че и Янгчен в год Водяной Овцы в Тсекханге, на юге Тибета. Он
был принят в монастырь Нгачое и был известен благодаря его отличной учебе, высокому

интеллекту,
состраданию и скромности. Как результат, он был выбран среди многих монахов в качестве кандидата для
изучения медицины и был отправлен в медицинский колледж Чагпори в Лхасе. Там его обучал доктор
Нгаванг Чоден. Он сдал экзамены в достаточно ко
роткий срок.


Чтобы сохранить и распространять тибетскую медицину великий Далай Лама
XIII

(1876
-
1933) в 1897г.
назначил Текханг Джампа Тубванг и Джабунг Дамчое Палден в качестве его старшего и младшего врачей
соответственно, и приказал им обучать избранны
х студентов. Кьенраб Норбу, Тенпа Ярпел и Цултрим
Ньяндраг были направлены в медицинский колледж Чагпори обучаться у старшего врача и получили знания
по Чжуд
-
Ши и его различным комментариям, таким как Вайдурья Нгон
-
по (Голубой Лазурит). Кьенраб
Норбу также

изучал медицину, астрологию, поэзию и грамматику. Его называли "Янгчен гьяс пай Лодое" в
честь его великого труда. В 29 лет, в год Железной Собаки (1912г.), он взял на себя ответственность за
Медицинскую клинику в монастыре Дрепунг поддерживать здоровье м
онахов. Он начал писать книги и
делать исследования по тибетской медицине.


Великий Далай Лама
XIII

построил в Лхасе Мен
-
Цзи
-
Кханг в 1916г., в год Огненного Дракона. В 1918г. Доктор
Кьенраб Норбу был назначен на пост младшего врача Его Святейшества Далай Л
амы и потратил всю свою
жизнь, продвигая тибетскую культуру, главным образом медицину и астрологию.


Он написал и скомпоновал много книг. Такие как:

Описание иллюстрации Основной Тантры (тиб: Сориг
-
гья
-
тсо
-
нингпо͖ Основы из Океана медицинского
исцеления)

Книга о медицинских растениях (тиб: Нготсар
-
сергы
-
ньема͖ Прекрасные золотые волосы)

Книги об использовании лекарств (тиб: Ман
-
бьор
-
нуспа
-
фьогдус͖ Кла
ссификация эффектов медицины)

Книга о применении медицины (тиб: Дуэтси
-
бумсанг͖ Сто тысяч прекрасных нектаров)

Книга по астрологии (тиб: Ригден
-
ньингтиг͖ Дарование знания об Ударе сердца)

Некоторые из известных врачей, такие как доктор Тензин Чоедак и док
тор Лобсанг Вангьял (старший и
младший врачи Его Святейшества Далай Ламы
XIV
), доктор Еше Донден (бывший личный врач Его
Святейшества Далай Ламы
XIV
) и доктор Джампа Тинлей (бывший директор Мен
-
Цзи
-
Кханг в Лхасе) были
его учениками. Он умер в 1962г. в возр
асте 80
-
ти лет в год Водяного Тигра.


Темный период в тибетской истории

В 1949г. китайцы вторглись на Тибет с востока. 10 марта 1959г. китайцы жестоко подавили мирные
демонстрации тибетцев в Лхасе при помощи ружей и бомбардировок. Его Святейшество Далай

Лама
XIV
,
последовавший за тысячами тибетцев, бежал в Индию.


Во время Культурной революции (1966
-
1976) китайцы разрушили более чем 6,000 монастырей, уничтожили
статуи, сожгли религиозные и астролого
-
медицинские книги, уничтожили леса и нанесли неимове
рный
ущерб флоре и фауне. В результате китайской репрессии, более чем 1.2 миллионов тибетцев умерли.


МЕН
-
ЦЗИ
-
КХАНГ В ИЗГНАНИИ

Китайцы применяли всевозможные средства, чтобы истребить культуру и самобытность тибетского народа.
С целью сохранения и продвижения великолепия тибетской культуры, многие институты, монастыри, и
школы
были реконструированы в Индии под покровительством Его Святейшества Далай Ламы
XIV
. 23 марта
1961г. Мен
-
Цзи
-
Кханг (институт тибетской медицины и астрологии Его Святейшества Далай Ламы
XIV
) был
реконструирован под чутким руководством Его Святейшества Далай
Ламы
XIV

совместно с доктором Еше
Донденом и почтенным Духорва Лодое Гьятсо, главами медицинского и астрологического центров
соответственно, и доктором Джамьянгом Таши, директора фармации и врача Его Святейшества. С приездом
других старших докторов из Тиб
ета, таких как доктор Тензин Чоедак, доктор Лобсанг Вангьял и доктор
Ньяронгшар Кунгшар Кунга Гьюрмей в 80
-
х гг., институт был в дальнейшем усовершенствован.


С момента начала деятельности, институт претерпел значительные изменения. Сегодня он владеет
неск
олькими учебными департаментами, такими как фармацевтический, департамент клинического
исследования, фармакологии, медицинский и астрологический. Тибетские врачи и астрологи обучаются на
литературно
-
исследовательском, астрологическом, департаменте по иссле
дованию препаратов из трав и в
колледже. Астрологический департамент выпускает ежегодный альманах, календари, амулеты,
индивидуальные гороскопы, чтения и различные астрологические карты. Фармацевтический отдел
производит различные виды целебных пилюль͖ Отд
ел клинического исследования проводит исследования
по заболеваниям, таким как диабеты, рак, гепатиты и гипертензии в сотрудничестве с западной научной
системой анализа͖ фармакологический отдел распознает и записывает травы, используя правильные
латинские н
азвания, сохраняя прессованный образец растений и выращивая редкие виды для
исследования͖ Отдел по исследованию медицинской и астрологической литературы документирует и
публикует тибетские медицинские и астрологические трактаты͖ Отдел по исследованию преп
аратов из трав
производит препараты для омоложения тела и кожи на основе традиционной тибетской технологии
приготовления лекарств, которые применяются в таком виде лечения, как лечение на травах. Травы
применяются в производстве целебных чаев, таких как: т
равяной чай,фито чай. Лаборатория по гарантии
качества проверяет качество сырья, лекарств и травяных препаратов по медицинскому уходу в соответствии
с научными методами и нормами лучшей производственной практики.


Приложенные файлы

  • pdf 8918764
    Размер файла: 487 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий