Семенов. История отечественной культуры. 10-17 вв.


История отечественной Культуры (Россия)
Отчётность: будет экзамен по этому предмету.
Тема 1. Общая характеристика Русской средневековой культуры.
Культура – неотъемлемая часть отечественной истории. Что же такое культура?
Культура (по латыни – возделывание) – все, что создано человеком. В узком смысле, в котором будем проходить мы, это история русского искусства, искусство слова (история литературы), архитектура, живопись, система воспитания и образования.
Хронологические рамки: о культуре восточных славян известно немного, поэтому конец 10 век (988 г. – официальное крещение Руси) – конец 17 века (начало правление Петра). Раньше концом была Английская буржуазная революция.
Источники Русской культуры:
1) Внешний источник (иноземный – византийский): Византия: в результате крещения Руси, Русь оказалась в культурном орбите Византии и других славянских стран. Русь относят к странам византийского круга. Крещение способствовало грамотности, из Византии пришло каменное строительство. Восток и Запад (Чехия, Германия, Речь Посполита).
(На заметку! Нет ничего случайного в огромном внешнем влиянии. Русское средневековое общество было открыто, предубеждение тем не менее против иноземцев (иноверцев) всегда существовало. Основные культурные инновации – результат внешнего воздействия, в силу традиционности общества инновации на собственной земле).
2) Внутренний источник (национальный – славянский, отчасти языческий, несмотря на христианство, воспринятое извне творчески перерабатывалось). Феномен синкретизма – языческое наследие жило в обществе, и тесно переплеталось с православием.
Типология Русской культуры.
Вопрос за 300, русское общество – это... Западное общество, угу, конечно? Азиатское общество? Смесь? Или оно уникально?
Исследователи расходятся в оценках русского средневекового общества. А многое зависит от оценки.
Лихачёв, филолог, считал Русское Средневековое общество западным, делая такую оценку исходя из анализа сюжетов русской литературы.
Черты русской средневековой литературы.
1) Универсализм – в малом охватить общее, человек – уменьшенная копия мироздания, вселенной. Человек – искорка, отражение общего пожара.
2) Традиционализм
3) Символизм – текст наполнен аллегориями, все иносказательно, требует дешифровки, имеет подтекст, скрытый смысл
4) Анонимность – понятие авторства долгое время отсутствовало, многие средневековые произведения не имеют автора
5) Религиозный характер – теологизм, в центре Бог. Живопись религиозная, каменные здания религиозные. Светской по своему характеру культура станет только при Петре.
6) Внутреннее единство – нет четкого деления на элитарную и низовую культуру, верхи и низы жили одинаковыми ценностями и предоставлениями. Различия были количественные и качественные. (На заметку! Разительное отличие от культуры 18-19 вв. Когда русское наследие, которым мы восхищаемся стало культурой элиты. Народ не знал Пушкин, Карамзина и Фонвизина).
7) Ансамблевость – неразрывное единство разных видов искусства. К примеру, фреска, вроде бы живопись, но фреска подчинялась архитектуре храма. На иконах был оклад, как часть иконы. Связь живописи и декаративно-прикладного искусства.
Литература домонгольской поры (времени).
Два основных этапа:
Литература Киевской Руси;
Литература периода раздробленности.
Господствующий стиль: монументальный историзм – он оставался господствующим до рубежа 14/15 вв. (Пример стиля: летописание)
Основные черты монументального историзма:
Неторопливость повествования - многократность повторений, все монументально, четко, церемониальность. Чувствовалось связь между фольклором и литературой. Можно говорить о высокой школе литературного мастерства.
Официальное крещение Руси – отправная точка для русской средневековой литературы. Глаголица изобретена до крещения в 863 для Моравского государства, для перевода Священного писания для южных славян. Позже ими же создана Кириллица, с разницей в начертании букв. Славянский алфавит годился для всех, и проникал на Русь раньше крещения. Он использовался для нелитературных целей (для каких именно невозможно узнать точно, может быть дипломатия, частная переписка). Возможно, и не проникал, но есть некие доказательства.
Крещение привело к массовому распространению письменности для перевода книг, для проповеди христианства. На Кириллице писались книги. Он первоначально не отличался от разговорного. Но позже стал сакральным. К 17 веку отличия церковно-славянского языка и живого настолько разительны, что это два разных языка.
Русская литература к 11 веку преодолела стадию ученичества. Был необыкновенный взлёт. Почему?
Роль болгар, они принимают христианство за столетие до крещения Руси. Хлынула литература из Болгарии, мостик между Русью и Византией.
Помимо всего прочего развитая культура речи славян способствовала. Взять легенды.
Деятельность князей. При Владимире школы переводчиков и т.д.
Все в совокупности сыграло свою роль. В 11 столетии оригинальные Русский произведения.
Черты русской средневековой литературы.
Серьезность. Русская литература очень серьёзна, она не знала развлекательных жанров, не было художественной литературы в современном смысле слова. Литература поучала, не развлекала. Как жить? Пожалуйста, литература. Вымышленных сюжетов не было. Почему? Вымысел – ложь и дьявольский навет. Вымысел был, конечно, но мало, автор верил в свои слова. Книги делалась из пергамента до 14 века. Человек не нужно читать много книг. Есть набор литературный, там житейская мудрость.
Авторское начало приглушено. Авторы следуем канонам, авторский стиль не выпячивали. Авторство ценилось, только тогда, когда автор имел не литературный авторитет. Автор посредник между Богом и Землею, он недостоин авторства. Между автором и переписчиком не было границы. Не возбранялись добавления.
Религиозный характер литературы. Везде был Бог, никак иначе. Литература и язык сакрализованы. Не поощрялось изучение иностранных языков, непонятный язык – дьявольский.
Историческая тематика пронизывает литературу.
Жизнеутверждающее начало. Трагические события оставляли место для надежды. Почему? Уныние – грех. Бог нас не оставит.
До 16 века нет религиозного высокомерия. Да, носители лучшей веры, жалеем другие, заблудшие народы. Торжества нет.
Нет стихотворства до 17 века. Несмотря на это литературное повествование пронизано красочным языком.
Жанровая особенность русской средневековой литературы. Литература имела прикладное значение, жанров было много, в зависимости от потребностей в быту. Подавляющая часть жанров из византийской и болгарской литература. Жанры встраиваются в иерархию: 1) Жанр-господин: летопись, поучение.
Литература Киевской Руси.
Древнейшей книгой является Остромирово Евангелие. Древнейшим произведением является «Слово о Законе и Благодати.
Произведение написано между концом 30-х началом 50-х 11 века. Написано Илларионом. Он произнёс публично. Красной нитью через произведение проходит идея равенства Руси и Византии.
Исторические условия: политические отношения между Византией и Русью ухудшаются. Византия считала, что Русь должна подчинятся. В 1043 происходит русско-византийская война. Дальше с подсказки Ярослава Мудрого, без византийского участия, митрополитом становится Илларион.
«Слово о Законе и Благодати» относится к жанру проповеди. Имеет важное наполнение. Представляет из себя первый политический трактат. Произведение пронизано патриотизмом.
Илларион рассматривает времена Ветхого и Нового завета, когда отношения между людьми и Богом строится через Закон. Ветхий Завет – принуждение, Бог – грозный судьба. Новый Завет – принёс Благодать, христианство, люди – любимые дети Бога. Основа не принуждение, а любовь, всепрощения и свободы. Христианство – религия свободы, нельзя навязать, свободный выбор человека (народа). Соответственно, Византия невольный посредник между Русью и Богом. Русь – тоже богоизбранный народ, как ромеи.
Тема власти у Иллариона. Сущность государства божественная, правитель представитель Бога на земле. Илларион создаёт образ идеального правителя, показывает то, что князья Руси не хуже византийских императоров. Владимир = Константин. Ярослав = Соломон. Высоко берет. Мы не хуже. Однако, правление должно быть по-божески. Государь ответственен за свои поступки, должен быть милостив и справедлив. Слово о Законе и Благодати очень популярно, вошло в 40 списков. Есть мнение, что с этим произведением были знакомы за рубежом. Блестящий политический трактат.
Русь могла сравнится с Византией не только правителями, но и святыми, первые святые – Борис и Глеб, которые погибли в междоусобной войне. Складывается их культ, не ясно, когда именно он начинает складываться. Культ Бориса и Глеба скорее всего складывается при Ярославичах. Их канонизируют, переносят мощи.
Византийская церковь была против. Это усиливало силу русской церкви. Смущало, как они погибли. Святые погибают за Веру, а тут в междоусобице, от рук единоверца. Ряд других тонкостей. Но братья канонизированы. Канонизация предполагает создания жития.
Борис и Глеб – стратотерцы (за мученическую смерть, погиб уподобившись Христу, простив убийц, не озлобившись)
(На заметку! В УрГУ проходила лекция православного деятеля Андрея Кураева, кто-то из историков задал вопрос, типо занимаюсь эпохой Николая II, вижу его недостатки, как это соотносится с православием. Как писать? Он обладает недостатками. Кураев – он канонизирован не за жизнь, пишите о жизни, как хотите, он канонизирован за свою смерть).
В 70-е годы составляется житие «О убиении Бориса и Глеба» (сжато в ПВЛ)
Житийная литература(агиография).
Жанр приходит из Византии. Есть строгий шаблон, канон. Житие – словесная икона, демонстрация идеального человека. К чему стремиться? Читайте житие. Канон подразумевал. Родители у святых благочестивые, он набожный с детства. Если не хватало для биографии, брали из других житий. Там много вымысла считалось, но все нужно использовать с критическим анализом. Христианские святые напоминали героев эпоса, но святые отличались тем, что это богатыри, но богатыри духа, а не физические.
Русские книжники отошли от византийского канона. Отличия:
Рассказ ведётся в основном не о всей жизни, как традиционно, а о кончине, последних мгновениях.
Приближенность к жизни, много бытовых деталей. Более жизненны, приближены к реальности. В житии Бориса и Глеба, говорится шёпот и шорох приближающихся убийц. Гривна на шее слуги Бориса Георгия.
Литература раздробленности. (Удельный период; рассеянного политического суверенитета)
Киевская Русь разваливается как единое государство после Мстислава Великого, на независимые государства. Русская культура не пришла от этого в упадок. Начинается ещё более интенсивное развитие. В каждом государстве: живописная и архитектурная школа, сохраняя черты общерусской культуры. Сознательно ориентируясь на культуру Киевской Руси, сохраняются тесные связи с Византией. Поступательное движение культуры прервано монгольским нашествием. Общей чертой является тоска об утраченном единстве. Эпоха Киевской Руси – Золотой век. Теперь все не так, время усобиц. Там призыв и мысль об объединении. Русские книжники пришли к осознанию общерусского объединения.
Слово о полку Игореве.
Жанр: воинская повесть. Произведение с героическим содержанием, хотя есть мнение, что произведение уникально, и не вписывается в жанровые каноны.
Долг и верность сюзерена – вот достоинство западного рыцаря. На Руси – служение Родине.
Известно, что произведение дошло в одном списке, обнаруженном в конце 18 века Муслиным-Пушкиным.
Подлинность произведения поставлена под сомнение. Было высказано мнение, что это гениальная подделка под Средневековье, его высказал французский историк (Мазон). Многие советские и российские историки поддержали эту идею. (Зимин, Шмидт).
Гумилёв высказал особое мнение: это памфлет, времён А.Невского, содержащее критику проордынскую политику Невского. Параллель половцев и монгол. В рассуждениях есть зерно истины. Через все произведение красной нитью идёт противостояние с половцами, объединение русских земель, но в 12 веке походы русских князей по сути положили конец половецкой агрессии, они нападали на земли, но только как союзники других князей. Тогда же увеличивается количество славянского населения на юге, появляются бродники (тюрко-славянское население, либо ираноязычные, в их состав могли входить хазары, булгары, позже огузы).
Все же мы придерживаемся версии, что это подлинник. Рыбаков высказал идею о авторстве.
Сюжет:
В сюжете описываются неудачный поход Игорю Святославовича в 1085 году. Пошёл с малыми силами, в одиночку, в итоге разгромлен, попал в плен и бежал. Как автор относится к Игорю? Сочувственно, патриот, радеет за землю, но поступил недальновидно. Главное же – объединится и противостоять общей угрозе, разрозненность есть слабость и поражение в следствии этого.
Помимо анахронизм в тексте, много языческого, очень слабый славянский подтекст, а значит синкретизм автора, когда перемежается христианство и язычество.
Не понятно, кто повлиял на кого, Задонщна на Слово, или наоборот.
Моление Даниила Заточника.
Хронология: 12-13 в. Произведение не укладывается в рамки жанра. Это прошение, челобитная Даниила к могущественному князю с просьбой. Он рекламирует себя перед ним, показывает свои достоинства и слабые стороны. Цель – приближение к князю, поступление на службу. Ярко выраженное авторское начало, «я» Даниила, плюс смеховое начало, рекламирует себя в смеховой форме – очень нетипичное для русской средневековой литературы.
Кому адресовано: Юрии Долгорукому или (какому-то) Всеволодовичу.
Да и кто такой сам Даниил? Кто по жизни вообще такой? Тварь дрожащая или право имеет? Кто он в плане социальном? Есть мнение, что ремесленник (много терминологии), или заточник (значит заложившийся человек, не совсем свободный, одно из определений слова заточник). Даниил пишет о своих слабых сторон – не богат, не храбр, но умён. То есть на первый план ставится ценность человеческого интеллекта.
Многое посвящено о том, какой должна быть жена.
Система образования.
Образование.Систематическое образование положено Крещением. При Владимире школа учения, где преподавали риторику и диалектику.
При Ярославе таких школ больше, там дети знатных особ. Первоначально, на насаждаемое образование смотрели с опаской. Матери плакали «аки по мертвецам». Простонародье не попадало ни в какие школы, максимум через частных учителей. Уровень грамотности в Руси домонгольской достаточно высок. Грамотность охватывало все свободные слои, самым грамотным являлся духовенство.
Воспитание. Ветхо-заветный воспитательный идеал. Патриархальность, глава семейства – лидер, все остальные в приниженном состоянии.
Живопись домонгольской Руси.
С большей долей вероятности, можно утверждать, что с языческих времён живопись существовала. Но с Крещением из Византии приходят основные виды живописи: монументальная (мозаика,фрески), станковая (иконопись), книжная миниатюра.
Первые иконописцы, фрескисты, миниатюристы, мозаичисты (приезжие греки).
(На заметку! Русская живопись испытывало огромное влияние со стороны византийской. Проложило те же этапы. Основные иконографические типы от туда же). Несмотря на влияние, русская живопись приняла своё национальное своеобразие. Появились свои иконографические типы, в которых проявилось соборное начало – Покров пресвятой Богородицы.
Более того, русская живопись в домонгольскую эпоху вошла в Золотой век, не 14-15 век (время Рублева, Грека).
Два основных этапа:
Киевская Русь;
Период раздробленности.
Основные разновидности живописи и характеристика:
Икона – образ на дереве. Иконы – из всех разновидностей живописи получили почитание и распространение на территории Руси. Ни в одной другой стране мира, икона не получила такого распространения. Русские люди благоговели перед иконой. Иконы не покупали, а меняли на деньги или дарили. Перед написанием иконы, иконописцы постились. Иконоборчество воспринималось, как ересь. Первым иконописцем был ещё евангелист Лука.
Фреска - Образ на сухой штукатурке.
Мозаика – кубики смальты, много. Она так и не прижилась в русских землях. Почему? Кубики смальты дороги, фреска дешевле, проще.
Особенности средневекового религиозного живописного изображения:
1) Икона или фреска, это не изображение когда-то жившего человека, не физический портрет, иконный образ не должен быть реалистичным. Икона – видимый символ невидимого мира, изображение мира неземного, небесного. Все другое и люди и постройки. Это мир потусторонний, куда должен человек стремиться. В 15-16 веке туда начнут проникать реалистичные нотки, но это связано с кризисом. Сейчас иконы живоподобны, высматриваешься в картину и видишь реального человека, это противоречит установкам Средневековья.
2) Особое отношение к пространству. Прямая перспектива – чем дальше, тем человек меньше. На иконе обратная перспектива, чем дальше, тем человек больше. Люди, изображённые на одной линии, были разного размера, подчеркивая величие одного.
3) Особое отношение к времени. Не строгий и конкретный момент времени, а разные отрезки, эпизоды разные по времени.
4) Символизм. Все несёт нагрузку, архитектурные объекты изображены условно, фигуры не отбрасывают теней. Эмоции изображены жестами.
До середины 11 века – византийская живопись в Македонской эпохе: тяжеловесность фигур, огромные глаза, неподвижные, внутренняя напряжённость, утонченности нет. Все пронизано золотом – божественный свет.
Они проявили себя и в отечественной живописи. Все, что сохранилось с домонгольского периода дошли с Новгородчины.
Иконы как правила имеют огромные размеры. Почему? Сами храмы были огромны, с фресками такая же история.
Древнейшей иконой считается Спас Златая Риза (11 век – Новгородская София, позже оказалась в Москве при Иване Грозном).

Икона более 2 метров. На ней Спаситель, там открытая книга в одной руке, другая указывает на строки. Икона дошла понавленной, чем сильнее почитали, тем чаще понавляли.
Икона святой Георгий. (От туда же, то же время). Икона – 175 см. Сейчас в Успенском соборе Кремля. Георгий почитаем, уступал лишь Николаю Чудотворцу по популярности.
В 40-е годы 11 века фресками и мозаиками украшена София Киевская, там принимали участи отечественные мастера. Фрескистов и мозаичистов мало. Национальные особенности: Два вида живописи: фреска и мозаика, что не типично для Византии; не осталось пустого пространства, расписывали все; обилие орнамента, явное влияние народного искусства.
Фрески и мозаики 11 века частично сохранились. В центральной абсида – Богоматерь Оранта, она с воздетыми к небу руками. Фигура неподвижна, грузна, внутренне напряжена, призывает верующих.
В куполе мозаика Христоса Пантократора, размером 4 метра. Христос в земных одеждах.
Изображение Ярослава: одежды византийские, корона.
Эпоха раздробленности.
Упадка нет, оформляются живописные школы. Русская живопись несёт преемственность с Киевской.
Все произведения: поэтические (мягкость, спокойствие и динамические (экспрессия). Деление на стили условное. Динамичный стиль наиболее распространён.
Новгородская и Владимиро-Суздальская школы.
Новгородская школа – монументальная. Фрески церкви спаса Преображенского на Нередицы (1198 год/ 1199 – фресками расписано). Отход к тяжеловесности, осязаемости физической силы. Почему от Комниновского искусства отошли? Сокращение связи с Византией. Усиливаются национальные черты. Да и русская культура и искусство имела предчувствие будущие угрозы, в воздухе витала напряженность. Апокалиптичность. Святые олицетворяют силу православия, готовность постоять за Веру и русскую землю. (На заметку! Культура серебряного века, к примеру, тоже была наполнена предостережением Мировой войны 1939 года).
Христос Ветхий. На видении.... Это Новгородчина.
От Владимиро-суздальской живописи остались остатки.
Дмитриевский собор, построен Всеволодом Большое Гнездо. Они имели более плотные связи с Византией. Апостолы, тихая беседа.
Иконопись – большинство икон из Новгородчины. Там превалирует поэтический стиль. Икона направлена на длительный контакт с человеком, значит должна быть мягче.
Устюжское Благовещение. Икона 2 м. Имеет особенности: По изображению понятно, что там маленький Христос в чреве. Автор знает апокрифы, маток пряжи в руках Богородицы. Образец Комниновского искусства. Троичность божества. Божественный свет. Были утраты, был оклад, ступни поздние.
Спас нерукотворный. Была написана двухсторонняя икона. Из Византии пришёл этот тип, он очень популярен на Руси. Истинность иконопочитания.

Ангел златые Власы. Из Новгородской церкви. Иисусный чин (ряд) там в центре Иисус, Иван Предтеча, Богородица, апостолы. Техника прорисовки золотом (асиста).

С конца 12 столетия увесистые фигуры. Более доступные и приближенные к человеку. В начале 13 столетия написана икона – Облачное успение. В ней много национальных черт.

Икона святой Дмитрий Солунский. Дмитрий восседает на престоле, держит меч. Здесь он взрослый, обычно его очень молодым изображают.

Русская культура в 13-15 вв.
Общая х-ка: монгольское нашествие нарушило поступательное движение Русской земли и Русской культуры. Многие виды ремёсел выбыли: перегородчатая эмаль. Постепенно возрождение начинается с конца 13 века. В первой половине 14 века начинается процесс объединения государства, который остановился в первой трети 13 века, это способствовало возрождению экономики, росту национального самосознания, укреплению внешних контактов (с Византией), что в конце концов приводит к возрождению и подъёму Русской культуры.
В это время (в 14 столетии) на Балканах интеллектуальный подъем, Русь заражена этим подъемом, многие южнославянские книжники мигрируют на Русь. Конец 14 начало 15 столетия – предвозрождения Русской культуры. (Эпоха предренессанса– Д.С. Лихачёв, некоторые не согласны с этой точкой зрения).
Черты предвозрождения:
Повышенный интерес к человеческой натуре (её эмоциональной стороне во всех её проявлениях жизнедеятельности). В литературе оформляется наивный психологизм (показать героя, как существо сложное, внутренний мир не однозначен). В живописи на первый план выходит фигура (личность – громко сказано), видна творческая манера мастера, появляются яркие живописцы (Грек, Дионисий, Рублёв).
Элементы обмирщения, секуляризация. В культуру приходят светские элементы, ереси, к примеру, но культура ещё религиозная.
Усиливается внимание к окружающему миру, и не только христианскому (вниманию к жанру Хождений, переводы с латыни)
Но Русское предвозрождения не перешла в Ренессанс, это будет прервано в 15/16 веке. Почему?
Государство объединено, диктат церкви и государство, а инакомыслие выкорчевывалось. Чтобы все понимали все так, как нужно.
Эпоха превозрождения прервана, но не прошла бесследно. Элементы прослеживались и дальше.
Литература второй трети 13-15вв.
Развитие искусства слова в указанном периоде можно разбить на 2 этапа:
Литература первой трети 13 -первой половины 14 вв.
Литература вторая половина 14 – 15 вв.
Литература первой трети 13 -первой половины 14 вв.
Упадок русской литературы, многое погибло. Жанр летописания переживает упадок. Резко сокращаются контакты с внешним миром, но литература живёт, и сознательно обращается ко временам национальной независимости, черпая из той эпохи вдохновение. Основным остаётся и стиль – монументальный историзм. Ведущим жанром считается – воинская повесть. Произведения с героическим содержанием, основная тема – борьба с захватчиками. Примеры: А) Слово о погибели Русской земли (1238-1246) при Ярославе Всеволодовиче. Произведение дошло не целиком, дошла вступительная часть. Авторство не известно. Произведение посвящено монгольскому нашествию, первая часть – то, какой была, вторая, которая не дошла, по всей видимости – говорила о том, во что она превратилась. Произведение обнаружено в 19 веке русским византинистом Лопаревым Х.М. (один из лучших представителей страны, одаренный, закончил Питерский университет, подвижник, в 1918 году умер от голода). Автор слова сознательно обращается к Слову о полку Игореве, то есть преемственность, обращение к национальной независимости; Б) Житие Александра Невского (80-е годы 13 столетия). Авторство неизвестно, но книжник скорее всего знал Невского. Произведение интересно обилием светского начала. Это биографии связанная с яркими эпизодами Александра военно-политического характера. Там описываются победы в Невской битве и Ледовом побоище. Цель: побудить у населения гордость за правителей, поддержать веру в небесное заступничество. Поражение временно, рано или поздно враг будет побит; В) Повесть о разорении Рязани Батыем. Авторство неизвестно. Историчность произведения низкая , образ Евпатия Коловрата – собирательный. Никто его не может взять. Цель: поддержать гордость в народе за себя, за правителей. Автор отмечает – причина поражение: отсутствие единства.
Литература вторая половина 14 – 15 вв.
С середины 14 столетия подъем русской литературы. Государство усиливается, экономика растёт, возобновляются внешние контакты (Балканы и Византия). В русские земли проникает бумага (вместо дорогостоящего пергамента). Переход с устава на полуустава. В 15/16 вв – скоропись. Возрождается летописание, причём появляется там, где его и не было (Москва). В Москве летопись общерусского характера. В основе сводов Москвы лежит Повесть временных лет. П- преемственность. В первое время доминирует тема монгольского нашествия и борьбы с монголами. Воинская повесть превалирует. Почему? Москва бросает вызов Орде, которая делится на две части по Волге, там замятня. Пример: А) Сказание о Мамаевом побоище; Б) Задонщина (80-90-е годы 14 столетия). Произведения поэтично. Очевидные отсылки к Слову о полку Игореве. Монголы – серые волки, Русские – птицы (кречеты, орлы). Силён христианский подтекст. Д. Донскому помогают покровители Русской земли – Борис и Глеб. Цель: прославление деяний Московского князя Д.И. Донского. Точкой отсчёта Русского лихолетья начинается с битвы на Калке. Лихолетье автор заканчивает победой на Куликовом поле (современники осознавали значимость победы). Присутствует трагичность в произведении: много невосполнимых потерь, потери действительно были ужасны, цвет русских войск погиб, что способствовало легкости восстановления ордынского владычества при Тохтамыше.
Новый стиль – риторико-панегирический (эмоциально-экспрессивный) он будет превалирующим в 15 веке. Нарастает взволнованность, экспрессия, энергичность, нет прежней монотонности.
Черты:
Появляется наивный психологизм.
Сознательный вымысел и занимательность (впервые!!!). До этого литература серьёзна, а теперь развлекательный момент, но их не нужно преувеличивать.
Примеры: А) цикл произведений о архиепископе Новгородском Иоанне (середина 15 столетия) – центральным стало Сказание о путешествие Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим. Авторство неизвестно. Фольклор, сказочный сюжет, сознательный вымысел. Сюжет: святой молилися, увидев беса, заточил его. Бес взмолился, тот отпустил его при условии безбилетного полёта в Иерусалим без визы и регистрации. Бес зарек Иоанна никому ничего не говорить, но тот не сдержался, и бес начинает мстить. Иоанна изгоняют, потом возвращают. Б) Повесть о Дракуле. Автор: Фёдор Курицын, который бывал в Молдавии и Валахии. Дракула (Влад – валашский господарь, якобы один из любимых его деяний было – сажать на кол, получил прозвище Цепеш). Но это не биография, отдельные истории из его жизни. Дракула – ненормальный государь, слишком жёсток. Автор не навязывает точку зрению читателю, который сам должен расставить оценки. Автор использую наивный психологизм, расставляет неоднозначные оценки. Дракула жёсток, но установил закон, который для всех, даже для самых высших слоёв. Дракула не просто убивает, потому что маньяк, он испытует человека на смекалистость. Если человек проявляет ум, то можно сохранить жизнь, погибает тот, кто глупее государя. Эпизод: ...государь собирает нищих, устраивает пир, спрашивает: «Хотите не в чем не нуждаться?» Они типо да, он их убивает; ...государь увидел крестьянина в дранной одежде – убил жену за то, что та не исполняет своих обязанностей; ...ограбили купца, нашли убийц, посадили на кол, вернули, но с лишним, купец вернул лишнее(если не вернул, на кол).
Новый жанр – Хождение. Путешествие в Средневековье – опасно. Обычно хождение – паломничество, поездки к святым местам. Но Хождение за три моря Афанасия Никитина связано с торговыми интересами, его называют даже антипаломническое. Отправился в страны иноверные, что не одобрялось. Отправился в далекую Индию, преодолел три моря (Чёрное, Каспийсое и Аравийское). Основная идея: тоска по Родине, грусть по людям. Личность автора везде проступает, часть текста написано на разговорном языке (новшество, и вообще греховное дело).
В 15 столетии оформляется жанр публицистики, которая тогда же становится ведущим. Но золотым веком станет 16 столетие.
Публицистика – это общественно-политическая литература, посвящённая злободневным (актуальным, жизненным, волнующим общество) вопросам действительности. (Общество, которое не мыслит, лишь реагирует). Публицистика подразумевает полемику. Почему именно тогда? Необходимы были ответы на вопросы времени. Раньше всего публицистиках зародилась в лоне Русской православной церкви. А именно, на фоне движений Иосифлян и Нестяжателей (это не еретики, лидеры движения – святые, они духовные ученики Сергея Радонежского). Исихазм – религиозно-мистическое движение, лидер – Григорий Полома на Афоне, Сергей Радонежский – исихаст. Течение предполагало молитву, медитацию, аскезу.
Нил Сорский VS Володский.
Два понимания христианского идеала. Нил Сорский стоял на кротости и любви к миру. (Нестяжатели). Володский считал, что Бог грозный судья, основа – страх божий (Иосифляне или стяжатели).
Нил Сорский против церковного богатства, кормиться священникам трудом рук своих, жить в отшельничестве в идеале. К еретикам относится мирно, без физических расправ, свобода выбора, но в крайнем случае высылать из страны. Кроткая и невоинствубщая церковь.
Иосиф Володский. Церковь должна быть богата, основная задача: контакт с обществом, служба ему, помощь ему, наставление. Никакого ухода из мира. Общежительный устав разработал Иосиф Володский – расписано до мельчайших подробностей. Обряды – не самоцель, а средство. Нужно обуздать тело, а там и взрастить душу. Но богатство опасно, обряды могут превратиться в формализм. Монаху жить в уединении лучше, в жизни сложно совладать с пороками. Монах – воин Божий, кто выстоял, для того Царство Божье.
Иосифляне беспощадны к себе, но и к еретикам. Володский не лицемер. Еретиков: кающихся в монастырь, не раскаявшихся на костёр. Иосифляне подходили к человеку, как к слабому существу. Только церковь может направить в нужное русло. Много рационального зерна.
Вопрос о власти.
Нил Сорский – все на равных, никто не вмешивается в дела друг друга.
И.Володский – считал, что власть государя божественна, но государь человек и отвечает перед поданными. Государь должен подчинятся церкви, если государь ведёт себя как тиран, то народ волен ему воспротивится. И.Володский открыто критиковал Ивана III, называя его Каином. Позже его взгляды меняются: государь выше всего, в руках государя вся власть как государственная, так и церковная. Но речь о христианском государе. Книга «Просветитель» была настольной у Ивана 4. В чем причина перемен? И. Володский, богатырь духа, после падения Византии, формируется потихоньку почва для тезиса «Москва Третий Рим» (Фелофей), а значит почему пала Византия? Предали Веру, значит нужно сохранить православие, церковь не может этого сделать, но это может сделать государством, а врагов много (безбожные латиняне, и еретики).
Иосифлянство станет основной идеологией Русской православной церкви, подчинение церкви государству, завершённое при Петре I.
Здесь тема удалилась, необходимо восполнить!
В 1378 расписал храм на Ильине. Фрески фрагментами сохраняются. Какая манера Феофана. Его манера динамичность. Образы монументальны, внешне неподвижны. Нет идеи соборности, каждый образ живёт в своём мире, живёт в мучительном поиске Божьей благодати. Господствует идея грозного карающего Бога судьи. Общий тон - холодный. Искусство сурово.
Благовещенский (Иисусный) чин. Дошло 9 икон, сейчас в составе иконостаса благовещенского собора в Москве.
По одним данным иконы написаны для Благовещенского собора. При Иване 3 принесены в обновлённый Благовещенский собор. Есть иная точка зрения. Благовещенский собор Ивана Калиты маленький, чин не вошёл бы, а значит писался для другого собора, а может и писались другим мастером.
Извод Спас в Сивах. Спаситель в различных небесных сферах, в момент пришествия он будет таким. Апокалиптические настроения. Стиль поэтичен. Их мог писать Феофан Грек, но вряд ли, тут нет экспрессии и драматизма, скорее писал другой художник на уровне Феофана Грека, может быть тоже Грек.
Интересен образ Иоанна Крестителя в образе античного мыслителя. Позднепалеологовское искусство. Икона выше 2-х метров.
Живопись 15 века.
Какие отличия. В 14 столетии, внешней красотой образов пренебрегали за счёт красоты внутренней. Но здесь, в 15 веке, уделяется одинаковое влияние. Образы наполнены, в 14 столетии святые находились в мучительном поиске благодати, в 15 столетии божественная благодать достигнута, Бог познан. Просветленность, мягкость, гармония образов. Противоречий нет. Идеи исихазма оказывают огромное влияние. Исихазм чужд соборности. Каждый образ погружён в себя. Все гомронично. Центральной фигурой первых десятилетий является Андрей Рублёв.
Андрей Рублёв (есть в серии ЖЗЛ).
Биографических данных очень мало. Кто он был? Что он был? Не ясно. Не знаем мирского имени, это иноческое имя. Он уже был авторитетен, ринитам участия в росписи многих храмов. Инок Троице-Сергеева монастыря. Расписывает Успенский Собор во Владимире с Даниилом Черным. Закончил свои дни в 1425 году, в Спасо-Андрониковом монастыре. Там сейчас музей его имени. Вскоре после его смерти, его работы стали эталоном. В петровское время забыли, вспомнили в 19-20 веке. Его авторство во многих работах спорна. Аналогии и косвенные данные. Произведения, созданные мастером, созданы в поэтическом стиле. Все умиротворено, никаких противоречий. Классические пропорции равнение на столичную византийскую живопись.
Написаны иконы для Успенского собора на Городке, три из них дошли. "Звенигордский чин".

Манера похожа, потому относят к творчеству Андрея Рублева. Спаситель, Архангел Михаил, апостол Павел. Долгое время, считалось, что к началу Гражданской войны, они находились в сарае Звенигорода, их нашли, осознали, что это Андрей Рублёв (Миф). Они находились в составе иконостаса. Спас - центральная икона дошла с большими утратами. Классические пропорции, трогательно, безмолвная беседа. Можно предположить, что держал икону. Боковые иконы тоже ласковы и умиротворенны. Интересно изображение Архангела Михаила, он Глава небесного воинства, но здесь он тих, спокоен, рад. Тема Божественного света (золото).
Андрей Рублёв сближал небесное и земное. Бог и человек встречались на земле.
Известна Икона Троица. Нет такого точного изображения по духу, по мысли основного догмата православной церкви треединства существа.
Новая эпоха - новые черты. Соборное начало.

Послерублвская эпоха.
В ущерб внешней, внутренняя красота. У Анлрея Рублева сближался бог и человек. Эллинистическое воздействия меньше. Кроме того, сказывались процесса собирания земель. Больший контроль живописи. Патриотические мотивы.
Ярче всего отличия от живописи Рублева проявились в творчестве Дионисия. Он родился около 1440 года, скончался в начале 16 века. Стиль поэтический. Мирянин, светский человек, близкий к иосифлнству. Монастырь в Белоозере. Дионисевские фрески. Многофигурность сцен, соборное начало. Нежные тона. Отсутствие классических пропорций, фигуры свечеобразные. Кажется, что они на цыпочках. Они на небе, другой мир.
Культура 16 века.
Общая характеристика. 16 век - отдельный период.
1. В связи с завершением процесса собирания земель, образования единого русского государства, оформляется общерусская культура, в ней доминирует Московская столичная традиция
2. В первые отчетливо проявляется тенденция к самоизоляции (сознательной). Духовное одиночество. Они одни, Византии больше нет. Православные народы порабощены. Вокруг басурмане и латиняне. Мы одни, а значит уникальны. В 16/17 вв. страны Восточной и Центральной Европы все таки сохраняют связь с Русскими землями, замкнутость не абсолютна. Русская культура становится идеологизирована. Растёт диктат со стороны государства и церкви, распространившегося на культуру и искусство. Многие исследователи считают, что 16 век - век кризиса. Утверждение от части правильное, в живописи и литературе имел место кризис. В архитектуре не было его, наоборот движение вперёд.
Литература в 16 веке.
Эпоха превозрождения не развивалась в Ренессанс. Из литературы искореняется иномыслие. Безобидный вымысел переходит на качественный уровень. Литература уделяет огромное влияние истории. Цель воспитать нужных поданных. Внушить идеи о неограниченной власти Московских государей. Обобщающие произведения, ставившие своей задачей поставить частную жизнь под регламент государства. Новый стиль: второй монументализм, идеализирующий биографизм.
1. Пышность
2. Торжественность
3. Отсутствие взволнованности
4. Формализм
5. Сухость, мертвость языка
Литература под пятой государства. Нужно взрастить нужных подданных, история принесена в жертву политике.
Эпоха предвозрождения не прошла бесследно. Много ярких книжников, индивидуальностей. Для некоторых из них присуща вера в человеческий разум, строительство образа на разумных основаниях. Ведущим жанром становится публицистика.
16 век золотой век публицистики. Это не апогей.
На следующей неделе: 10 мая - контрольная работа (может и нет); 11 мая - контрольная по истории России.
Всем русским книжникам присуще черта - вера в богоизбранность Московских князей. Московская Русь - Третий Рим или Новым Израилем, Богоносное государство. Как уберечь Новый Рим? Сохранить веру. Сохранить веру должна великокняжеская власть.
Русская литература поучает великих князей, как сохранить государство.
Наивность, что государь послушает их, но роль высокая.
В начале 16 столетия появляется целый ряд произведений: идеи заложенные в них легли в официальную идеологию.
Василий 3, начало 16 века: Савва Спиридон, из Литвы написал "Послание о Мономаховом венце".
Произведение имеет множество легенд, выдаваемые за исторические события. Две основные легенды: первая легенда - высокое происхождение Московских государей (целая генеалогическая схема), которые происходят от римских императоров, через некого Пруса (русская выдумка), который родственен Рюрику.
Реконструируется гениология литовских князей. Гедимин (13 век) якобы имеет происхождение конюшье, был конюхом у одного из русских князей; вторая легенда - высокий статус князей, Владимир Мономах получил царский венец, которым венчался на престол на самодержавный престол.
Легенды о высоком происхождении и статусе имеют корни из 15 века (см труды Иосифа Володского).
Старец (инок) Фелофей:
Послания Василию 3 и "Послание на звездочётцев"
Был некий немец-астролог Булев, Фелофею не нравилось это, он представил свою концепцию. Звезды чужие и холодные и не могут оказывать влияние на жизнь людей.
Теория мировых царств на вооружении Фелофея. Два уже было: Римская империя, Византийская империя, которые придали истинную веру, теперь Московская Русь.
Окончательно формируется идеология и тезис: «Москва - Третий Рим». И этому мировому царству стоять до конца света, Апокалипсиса.
Важнейшее место - сохранение православия государями. Следовательно, Василий 3 - важнейший человек во Вселенной. Государь должен быть христианским, не тираном, должен следовать согласно нормам христианской морали. Выше нас нет никого, только звезды и Бог.
Публицистиках 16 века - заметную роль играют дворяне (служивые люди по Отечеству, не родовитые). Самым известным стал Иван Пересветов.
И. Пересветов, много таинственных пятен, говорят вообще не существовал. Православный, служил многим государям, потом занимался изготовлением щитов, потом пропал (Зимин)
Написал Большую Челобитную и Послание о Мехмет Солтане.
Он не сомневается в Богоизбранности Руси, но есть угроза - аристократия (боярский произвол). Они чинят смуту, ограничивают власть государя. В Святой Руси нет правды, надо укротить аристократию, править грозно и самодержавно царь должен, бояр послать. Царь должен опираться на простых воиников - из них даже Ближнюю Думу, советоваться, но это там, никакого ограничения.
Ренессансное взгляд на историю. Бог помогает только тем, кто действует. На Бога надейся, но сам не плошай. Человек в какой то степени сам кузнец своей судьбы.
Некоторые видят в Пересветове Адашева, так тот предлагает преобразования, некоторые из них реализованы (Присоединение Казани, земская реформа).
Андрей Михаилович Курбский, (1528-1583), божий изменник и государев враг (И. Грозный).
Его фигуру идеализируют, русский западник, первый русский диссидент, правдлюбец.
Но на самом деле - изменник. Вскоре появилась пословица: "Лучше бы мне смерть, чем Курбского княжения" (калька на произведение о Данииле Заточнике – «Лучше смерть, чем Курское княжение»)
Был Рюриковичем, из Ярославских княжат, дослужился до боярина, входил в высшие эшелоны власти.
30 апреля 1564 будучи воеводой Дерпта, он бежит в стан врага, бросая семью и предав Родину. Он не просто наблюдатель, он начинает принимать участия в боевых действиях на стороне литовцев. Занимается литературной деятельностью.
Пишет 4 послания, три сохраняется, и повесть о князе Московском.
Это блестящий исторический источник, стороной их обойти нельзя. Произведения тенденциозны. Оправдание измены - ведь все плохо, невозможно. Писал по заказу литовской стороны. Нужно показать варварскую Московию. После 1564 года - Курбский писал по наслышке. Пишет об опричнине, но как наблюдатель. Минусы.
Писал издалека, не опасаясь мести государя, в этом плюс.
Курбский уничижительно относится к Грозному, тот рождён не законно. Повесть о великом князе, а не о царе.
Взгляды Курбского:
Богоизбранность Русского царства, но залог в том, чтобы государь управлял странной опираясь на "всенародных человек". Многие видели в этом Земской собор, но на самом деле речь о узком кружке аристократии, которой подчиняется царь.
Курбский делил правление Ивана Грозного на две части. Концепция двух Иванов. Был хороший Иван при Избранной Рады. Второй период - Иван посылает мудрых советников, и ввергает страну в катастрофу, с маньяками и прочими "радостями".
А значит необходимо вернуться к прежним временам, чтобы спасти Святую Русь.
Самым главным публицистом 16 века был сам Иван Грозный (1530-1584).
Он блестяще образован, написал ответные послания Курбскому. Может быть даже редактировал официальную летопись.
Для кого писались эти послания? Частная переписка или же для массовой аудитории? Скорее всего частная.
Взгляды Ивана Грозного, не новатор, почва есть, но он еще более укрепил:
Теория самодержавия - любое ограничение власти государя губительно.
Иван Грозный говорил - там само себе печеся. Группировки приходящие во власть, сами за себя, за свои интересы, кому то будет мало.
Второе - зачем обращаться к опыту безбожных народов. Государь не делает предпочтений, все рабы, все равны, заботится о всех одинаково.
Государь отвечает только перед Богом, он искренне считал, что он перед Богом будет отвечать за каждый поступок каждого своего поданного.
Ничто не должно ограничивать власть, государь над всеми. В интересах Руси можно даже пренебрегать заповедями Евангелия. Он активно ссылается на события мировой и отечественной истории, вольно интерпретирует, в свою пользу конечно.
В силу своих убеждений, он делит своё правление на две части: Плохие для страны времена - саббатское собрание (Избранная рада), страна хирела, все плохо, все плохое от плохих бояр, которые вредят народу и стране, государь же за народ. Любое выступление против государя - богоборчество, никто не смеет мысленно противиться государю, противишься Ивану - противишься Богу. Только в одном случае подданный может возмутиться, если государь изменить истинной вере. Хорошие времена - опричнина.
Для Грозного характерен индивидуальный стиль, он мог от торжественного церковного славянского языка, подойти к простому, а потом и к матёрому. «Мастер кусательного стиля» (Лихачев).
(На заметку! Грозный был мастером троллинга, к примеру, когда в «Первом послании Грозному» Курбский торжественно объявил, что монарх не увидит его лица до Страшного суда, царь написал – «Кто бо убо и желает таковаго эфиопского лица видети?»)
Обобщающие произведения:
Важным шагом обобщающих произведений стало описание Стоглавого собора (1551) - "Стоглав" - регламентация разных сторон жизни, истинность двоеперстия.
Вопросы быта тоже рассмотрены: осуждена бродобритие, уставлялся возраст совершеннолетия.
Вмешивался в вопросы искусства: писать как Андрей Рублёв, трафареты - догматизация искусства.
Одним из виднейших деятелей стал митрополит Макарий. Яркий поборник самоизоляции общества, сторонник самодержавия и курса государственно-церковного контроля.
"Великие чети Минеевы" - 12 томов, писался 20 лет. Там все. Регламентация круга чтения. Обобщающее произведение - Домострой.
Якобы автор Сильвестр, есть версия, что он автор второй редакции, автор первой неизвестен.
Домострой - учебник о жизни, рассчитанный на всякого человека, рассчитан на ежедневное чтение для практического наставления. Как огород разводить, как одежду носить. Стиль - от умудрённого родителя чаду.
Отношение к домострою типо мужик тиран, а женщина забитое существо неверно. Нужно подходить критически, по принципу историзма. С позиций того времени это нормально. Понятия свободы в современном смысле слова не было, люди себя продавали в рабству. Все были зависимы и к чему-то привязаны.
Положение женщины: главное лицо - хозяин дома, глава семейства, но он не должен быть деспотом и самодуром, должен быть христианином, физическое наказание - крайняя мера.
Женщина - не рабыня, а посудомойка и всеподомуубиралка, едаприготовлялка, детивоспиталка.
В 16 веке получили распространение обобщающие исторические произведения - демонстрация Всемирной истории. Вся история человечества - движение к вершине: Московской Руси.
«Степенная книга», 60-е годы 16 столетия, по инициативе Макария.
Русская история разбита на степени(ступени) - на вершине Московское царство Ивана Грозного. Ивана Грозный best of the best и forever. Ох уж этот тиран отечества дорого (Рылеев). Официальное летописание - Никоновское и Грандиозный лицевой свод.
Грандиозный лицевой свод - 60-70-е годы. Написано скорее всего в Александровской слободе. 10 томов: 7 томов о Всемирной истории, 3 том о Руси.
История перевирается как может, богато украшено, 10 тысяч миниатюр, на каждой странице. Бумага из Франции - очень дорогая. В конце кто-то начинает редактировать чистовик, когда все закончится, обличает лиц, которые в будущем будут уничтожены. Редактором скорее всего был Грозный.
Живопись 16 века
Общая х-ка: завершается процесс оформления общерусской школы живописи(господствует московская школа, подчиняя местные); активная пропаганда государственного начала(идея Богоизбранности Московской Руси; неорганичность власти государя и т.д.); в живописи возникает неподдельный интерес к событиями мировой и отечественной истории, к событиям действительности (изображаются живые-сущие, современники); догматизация и стандартизация искусства, оно встаёт под жёсткий контроль государства; ориентирование на образ Андрея Рублева; вместо артелей живописцев(14-15вв.), формируются царские живописцы, фрескисты и т.д., они выполняют государственные заказы, состав постоянный, оседают на одном месте.
Все это вместе взятое способствовало кризисный тенденциям. Икона не видимый образ небесного мира, а желание навязать человеку идеологию государства. Живопись более холодная, официальная, нет прежней глубины, образы поверхностны. Мастера стремятся к техническому совершенствованию в ущерб духовному. Усиливается многофигурность. Максимально подробно объяснить государственные идеи. Некоторые иконы и фрески превращаются в политический трактат. В религиозную живопись проникают светские и реалистичные элементы, появляются парсуны. Кризис нарастает. Позже в живописи тотальный кризис.
Примеры:
Икона – Великий князь Василий III…
-254028321000
Древнейшая из известных парсун, живоподобие. Лицо Василия имеет конкретные черты. Проникновение живоподобие – показатель кризиса. Василий III имеет нимб над головой, икона была надгробной. Триумфальность, насыщенность и яркие краски.
По заказу Ивана 4 написана интереснейшая икона – Церковь воинствующая.
183438-18600
Икона имеет нетрадиционные размеры: в длину 4 метра, в высоту 1,5 метра. Политический и религиозный трактат. Три вереницы воинов, которые идут от одного града к другому. Город объятый пламенем может быть символом Казани или Константинополя, предавшего православие. Второй град – Иерусалим/ Москва. Воинство ведёт Архангел Михаил. Конный всадник, идущий за ним, есть никто иной, как Иван IV.
Политический смысл: Иван в числе своих великих предков, он возглавляет защитников православия. Калорит иконы светлый, яркий, радостный.
197485126492000В живописи нарастает трагизм. Это связано с опричниной, Ливонской Войной, конфликтами с османами и крымчанами. Иван 4 заказывает иконы – Иоан Предтеча.
Живопись окончательно входит в полосу кризиса. Иконы изящны, но внутренней глубины нет.
Строгоновская школа письма – царские живописцы, большинство икон было по заказу Строгоновых. Самые известные из живописцев: Прокопий Чирин, Иван Москвитин. Тонкое письмо, любовь к орнаменту. Икона – Никита-воин. Написана для Никиты Строгонова.
2603535814000
Культура 17 века.
Общая х-ка: 17 столетие занимает важное место в истории, время переходное(от Средневековья к Новому времени), судьбоносное. Время перехода к новациям, подтачивающим традиции.
Обмирщение Русской культуры в 17 столетии - термин детерминистское-марксистской историографии: утрата религиозности, проникновеннее светских черт. Определение существует и сейчас, оно было разработано в угоду идеологии (атеизм). Термин господствует, однако сейчас многие исследователи считают термин преувеличен. Напротив, в обществе усиливается религиозность. Гражданская война 17 века - борьба с интервенцией - обращение к религии. Общество остаётся религиозным, обмирщение произойдёт в 18 веке при Петре.
Усиление западного воздействия, множества новшеств, но его не следует преувеличивать, общество остается традиционным. Внешне светские элементы имеют глубокую религиозную подоплёку.
Литература 17 века:
Литература отличается от 16 века. Чем обусловлено?
Западное влияние
Эпоха гражданское войны, контроль над обществом со стороны государства ослаб. Русские люди осознали себя творящей силой, они избрали государя, изгнали интервентов. Общество стало другим после Смуты, уверенным и раскованным, что не могло не оказать влияние на литературу и культуру.
Впервые авторское начало - автор равновелик тексту. Резко увеличивается количество подписанных текстов, авторы проявляют свою авторскую манеру.
Демократизация культуры. Раньше иноки, представители власти - книжники, теперь книжники из мирян, вернее сказать таких намного больше.
Раньше между литературой и устной традицией разрыв, то теперь это граница стирается. Дошёл сборник заговоров, песня о Гришке Отрепьеве имеют фольклорное начало. Наивный психологизм развивается, герои имеют богатый внутренний мир, сложный характер. Герой не известная личность, а простой человек, интерес к простому человеку. Усиливается смеховое начало, вымысел.
Новшества были и усиливались, но не стоит их преувеличивать, большинство произведений диктатичны, не имеют авторов, чуждаются смехового начала.
Публицистика:
В первые десятилетия 17 века - ведущий жанр. Основная тема - тема Смуты. Гражданская война в центре внимания, ведь авторы зачастую участники её, надо было себя оправдать. Авторы не ограничиваются констатацией фактов, они пытаются разобраться в причине Смуты, извлечь уроки из Смуты.
Примеры:
1)Временник Ивана Тимофеева. Иван Тимофеев, представитель столичной бюрократии, служивый человек по отечеству. В годы Смуты оказался в Новгороде, после 1618 года и возвращения того в состав государства, возвращается в Москву. Писал временник продолжительное время.
Основной задачей выступило желание извлечь уроки из трагедии. Анализирует деятельность Ивана IV, который окружил себя плохими людьми и вверг страну в хаос. Дальше как снежный ком. Виноваты не только монархи, творящие зло, но и безропотные, сносящие тиранию Русские люди. Что мешало свергнуть тирана? Виноваты все, всё общество. Во главе угла, Тимофеев ставит закон. Если монарх нарушает закон, население должно возмутится. Он характеризует монархов, при чем про Ивана говорит, что тот тиран, но и верующий. Так же и о Борисе Годунове. Идеалом для Тимофеева служит сословно-представительная монархия, то есть монарх, опирающийся на Земской собор с представителями от народа.
2)Сказание о Аврааме Палицыне. Келарь (завхоз)Троицо-Сергеевского монастыря, не очень чистый человек, служил Лжедмитрию II и прочее, потом присягнул Романовым. Взгляды схожи. Основное внимание обращено на время Ивана Грозного. Вывод тот же, виноваты все. Характеристики неоднозначны. Идеал - сословно-представительный монархия.
3)Повесть Ивана Михалывича Катырева-Ростовского. Написано в 1624 году по заказу правительства. Даны неоднозначные характеристики. Резких оценок нет, задача - успокоить общество. Обосновывается законность правления Романовых, затушёвывается мысль о сословно-представительной монархии.
Публицисты середины и второй половины 17 века интересуют другие вопросы: церковный раскол и т.д.
Григорий Картавич Каташихин. (1630-1667), подьячий Посольского приказа при А.М., в 1664 году он изменяет Родине и бежит в Речь Посполитую, потом в Швецию. В 1666-7 году они пишет произведение по заказу правительства Швеции - "О России в царствование А.М." Он предатель, сливал информацию дипломатическую, сбежал за рубеж. К 1667 году он убивает шведа, был приговорён к смертной казни, ожидая смерти, принимает протестантизм, после казни его тело выставлялось в анатомическом театре.
Описывал двор, армию и все прочее. Общий тон - негативный, писалось по заказу Швеции. Осуждается монашество, иконопочитание - веяние протестантизма. Характеристика однозначная деятелей.
Юрий Крижанич. (1617-1683). Хорват по происхождению. Католик. Приезжает в Россиию, поступает на службу, блестящий публицист. Умнейший человек своего времени. Был в ссылке в Сибири. После прибытия в России его обвиняют, стал жертвой интриг. Уехал, погиб под Веной.
Трактат "Политика", сборник, состоящих из нескольких произведений. Он дал прогноз. Россия, по его мнению, мировой оплот славянства - цель обьединение всех славян под эгидой Москвы. Отец панславизма. Он составил свой алфавит для будущего государства. Для него характерны черты ксенофобии, он отмечал, что иностранцы, пользуюсь невежеством славян, обманывают их, а значит необходимо ограничить внешнее влияние на страну. Не идеализировал русскую современность. Не прогибался под изменчивый мир.
"Во всем его собачья измена видна" Грозный. - На заметку.
Идеал для Крижанича- самодержавие, но государь не тиран.
Протопоп Аваакум (Петров).
Четверть населения ушло в раскол. Ревнители Древнего Благочестия. Там и никониане и старообрядцы, все понимали необходимость реформ. Главное - вопрос об источнике: Никон призывал ориентироваться на Греческие тексты(грекофилы), Аваакум к нашей литературе (почвенники).
Вопрос шёл и о обрядовости. Многие шли на костёр, знаменитые гари. Почему так много людей было против? Отступление от обряда считалось отступление от сути. Падение в обрядовость.
Раскол плата за понимание исключительности. Московское государство - Третий Рим. Патриарх говорит, что якобы в нашей Святой Руси было неправильно. Не так крестились, пели и т.д. Ориентироваться на предавших православие греков, как так? А значит во главе Третьего Рима - Антихрист. А.М. поддержал реформу, почему? Создать общевселенскую державу. Унифицировать по греческому и малороссийскому образцу.
Как Никон объяснял неправильность обрядов? Оказалось, что предки напутали, но на самом деле, это не так, ничего не извращали.
Аваакум Петров (1615-1682), сын священника, непримирим к любым грехам. Если бы старообрядцы одержали победу, то начались бы повальные репрессии, новый виток самоизоляции. После реформ Никона, принимает их в штыки, сослан в Сибирь, терпел лишения со стороны воеводы и других служивых людей. Он борец за старую веру, богатырь духа. В 1664 году был прощён, возвращён в Москву. Аввакум пытались склонить, на Соборе 1666 года отлучён от церкви, предан анафеме. Сослан в Пустозерский острог. Через стрельцов, охраняющих его, распространял свои произволения. Плодовитый книжник, ему предписываются больше 90 произведений. Писал несмотря не на что.
Основное произведение - Житие протопопа Аваакума им самим написанное.
Это его биография, или автобиография. Житие посвящалось святому, после его смерти. Здесь сам Аваакум сам пишет. Он уверовал в свою избранность, сравнивает себя с апостолами. Низводит себя в статус судьи живых и мертвых. Непомерная гордыня. Он показывает свои слабые стороны, борьбу с самим собой. Жизненный конец его печален. В 1682 году Аваакум с единомышленниками сожжен. Язык - огромная языковая Свобода, пишет на живом разговорном языке, его произведение рассчитано на массы. Он сквернослов.
Новый жанр - бытовая реалистическая (демократическая) повесть.
Сознательный вымысел и занимательство. Развлекательность сюжета. Герой - простой человек. В основе произведений многих - религиозные мотивы.
Повесть о горе-злосчастии. Главный герой молодец из купеческой среды, обобщенный образ молодого поколения. Живёт в разврате, праздности. Не слушает наставления. Его грабят в кабаке. Он уходит в чужую даль, ведёт там разгульный образ жизни. К нему горе-злочастие. Он становится монахом, иноком и все. Автор сочувствует греховному герою, раньше в литературе такого не было. Образ молодца психолоичен.
Повесть о Савве Грунцеве.
Новый жанр - демократическая сатира или сатирическая повесть. Сатира - насмешка. Раньше к смеховому началу относились критично. Откуда такое отношение? Религиозная подоплёка - Христос никогда не смеялся. Православный человек должен быть серьёзным. Борьба со скоморошеством. Реабилитация смеха при Петре.
Русский смех: смеяться над чем то - сделать не опасным(западная традиция); Русский смех - смех сквозь слезы. Смеемся, но боятся не перестаём, абсурдность. Смех обречённого. Ничего не изменится. Пир во время чумы. Все произведения в основе своей трагичны. Обречённые существа.
Повесть о Шемякином суде. Шемякин суд - не праведный суд, породия на продажный суд. По злой шутке брата богача, бедняк изувечил лошадь. Суд. Бедняк ещё и убивает сына попа, потом старика. Шемяка - судья, подумав, что получит вознаграждение, оправдывает бедняка.
Калязинская челобитная. Высмеивание церкви.
Стихотворство.
Были известны примеры ритмизации, но это не стихи. Стихотворство приходит из Речи Посполитой в начале 17 века. Система стихосложения - силогичное. В советской историографии - пример обмирщения, не совсем верно, ведь цель у стихов - религиозная, но главное - актуализация священной истории, чтобы человек ещё больше сопереживал. Сами стихи, написанные, назывались иршами.
Хворостинин И. А., участник Смуты, ярый западник, поэт при дворе Лжедмитрия. Обладал таким свойством - портил со всеми отношения, ершистый человек. Говорят, что симпатизировал католицизму. Потом монастырь, написал трактат в защиту православию.
Московские люди сеют землю рожью,
А живут все ложью.
Подлинный рассвет стихосложения связан со второй половиной 17 века.


Приложенные файлы

  • docx 8919192
    Размер файла: 5 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий