История социальной работы ОТВЕТЫ!!!!!!!!!!!!!!!..


2, 7, 15, 17,22, 23, 24,25,29,30,31,32,33,34,35,36,41,42,43,44,45-остальные учимм 
В-1й Предмет и задачи курса «История социальной работы» в России
Предметом изучения курса является процесс зарождения, становления и развития основных этапов, факторов системы государственной, церковной, общественной и частной благотворительности в России.
Основные задачи курса:1. Определение и изучение основных этапов возникновения, становления и эволюции социальной педагогики и социальной работы от форм благотворительности и элементов социально-педагогических исследований до профессионального вида деятельности и отдельной области знаний.2. Осуществление периодизации истории социальной работы.3. Установление путей интеграции социальной работы.4. Формирование критического отношения к социальным достижений прошлого. Обоснование самых рациональных путей дальнейшего развития систем социального воспитания и социальной защиты населения.5. Анализ развития общественной мысли. Идеологии по отношению к социальной помощи и поддержки, которые заложены в основу соответствующих законодательных актов каждой эпохи.В современной литературе выделяют пять периодов в истории социальной работы за рубежом :1. Архаический период благотворительности (до образования в конце III тыс. - пер-вой половине II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств).2. Филантропический период (приблизительно до V вв. н. э.).3. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до началаXVI в.).4. Период государственной благотворительности (до рубежа Х1Х-ХХ вв.).5. Период социальной работы (продолжающий настоящее время). В России периодизация истории социальной работы имеет свою специфику и выглядит следующим образом:
1)Архаический период (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IX-X вв.). Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в. помощь членам своей общины.
2)Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (Х - начало XVI вв.). Характеризуется отсутствием государственной системы социальной помощи населению. Преобладание церковной благотворительности. Самая распространенная форма помощи -- подача милостыни.
3)Период церковно-государственной благотворительности (ХVI - XVII вв.). Постепенно начинает формироваться первые закрытые учреждения, закладывается регламентация работы с нищим.
4) Период государственной благотворительности (ХVIII - начало XX вв.). Система государственной благотворительности закладывается в период царствования Петра 1. Во второй половине 18 века забота о социально незащищенных категориях населения была признана непременной обязанностью государства. Повышению общественной активности граждан способствовало также принятое в 1785 году «Городовое положение». Оно учреждало такие сословия как духовенство, купечество, мещанство и крестьянство, которые должны были проявить заботу о нетрудоспособных представителях своего класса. бурный рост капитализма обуславливает развитие благотворительности купцов и предпринимателей. Бурный рост благотворительных побуждений.
5)Период социального планирования (1917--1991). Происходит реформирование системы призрения. Министерство социального обеспечения проводило централизованную политику в области пенсионного обеспечения, поддержки инвалидов, одиноких и многодетных матерей, детей, не имеющих родителей. В этот период считалось, что в стране не ни тунеядцев, ни нищих.
6)Период социальной работы (с 1990-х гг.). Разрушение устоявшихся социально - экономических связей, либерализация цен, безработица приводят к обострению социальных проблем.
В-3й Общинно-родовые и хозяйственные формы помощи у древних словянО добролюбии многих восточнославянских народов писал автор древнерусской летописи «Повесть временных лет» Нестор. Большинство исследователей проблем истории социальной работы группируют различные формы помощи и взаимопомощи у восточных славян в три основных вида: общинно-родовая, хозяйственная и обрядово-культовая помощь. К числу наиболее распространенных проявлений общинно-родовой помощи можно отнести: отвод престарелым и бедным людям земельных участков для заготовки сена; кормление за счет общины немощных стариков, убогих и больных сородичей; взаимный дарообмен — потлач. По мере развития у восточных славян общинно-родовых отношений формировались и закреплялись традиции заботы о слабых, немощных. Выражением этого стал культ «мудрой старости», предполагающий обязательное почитание и поддержку стариков. Им община могла специально отвести удобный участок земли, позволяющий заготавливать сено и получать другую необходимую для жизни продукцию. Если же старики по своему здоровью и физическим возможностям были не в состоянии себя содержать, то их кормила община. Общинно-родовой характер жизнедеятельности у восточных славян сказывался и на хозяйственных отношениях, на формах хозяйственной помощи. Среди них следует назвать: взаимопомощь сородичей в проведении сельскохозяйственных, строительных и иных работ (помочь); обычай принимать в семью сироту как помощника в ведении хозяйства; временная помощь заболевшим сородичам в деле управления хозяйством и др. Часто у славян пожилые люди, не имевшие наследников, принимали в семью сироту: ведь им становилось трудно справляться с хозяйством и нужен был помощник. Принятый в семью сирота должен был почитать своих новых родителей, помогать им вести хозяйство, а после смерти похоронить их. В данном случае он находил родительскую заботу, необходимое жилье, а пожилые люди — помощника и наследника.
Не оставались без внимания сородичей и заболевшие люди. Община назначала им временных помощников, которые смотрели за малолетними детьми, кормили домашних животных, при необходимости растапливали печь и делали другую хозяйственную работу. Данная форма хозяйственной поддержки одновременно являлась и разновидностью общинно-родовой помощи.
Обрядово-культовую направленность несли такие формы помощи, как обращение к силам природы, сопровождаемое угощением нуждающихся, «зажинки» и «дожинки», завершаемые подаянием бедствующим, поминальная раздача продуктов и вещей бедным сородичам и др.
В-4й Особенности Княжеской благотворительности Х-Х111 вДревнерусские князья, начиная с Владимира 1, были верующими людьми, которые ощущали внутреннюю потребность в милосердии, в оказании помощи бедным, немощным, сиротам. Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый и другие утверждали христианские традиции добролюбия и милосердия. Среди форм благотворительности князей, получивших распространение на Руси, были: кормление нищих и убогих на княжеском дворе; раздача бедным одежды; денежная раздача милостыни; снабжение продуктами питания заключенных; учреждение пособий для бедных погорельцев; учреждение за свой счет сиротских приютов, образовательных учреждений для детей из бедных семей; выкуп из плена своих сограждан и др. Все эти благие дела осуществлялись князьями, их женами, сестрами и приближенными к ним знатными людьми преимущественно за личные средства. Киевским князем Владимиром I была основана добрая традиция кормить бесплатно нищих, немощных, бедных на княжеском дворе. Для обеспечения пищей лежачих больных, плохо передвигавшихся старцев и инвалидов использовались специальные телеги, на которых продукты питания развозились в разные концы города. Кормил нищих на княжеском дворе и Ярослав Мудрый. Великий князь Владимиро-Суздальскбй земли Андрей Боголюбский (1157—1174 гг.), сохранил княжеские традиции нищелюбия, заботы о бедных и немощных. Нередко Андрей Боголюбский сам беседовал с бедными, кормил их бесплатно на княжеском дворе. Его резиденция — княжеский замок в Боголюбове был возведен рядом с Владимиром. Он также возродил традицию киевских князей развозить на телегах немощным, престарелым и больным людям продукты питания по разным улицам и дорогам. Многие древнерусские князья раздавали бедным людям одежду и платье. Особой формой княжеской благотворительности была денежная раздача милостыни. Денежную раздачу милостыни практиковали также вели-кокиевский князь Мстислав (1125—1132 гг.), московский князь Иван Данилович (1325—1340 гг.) и др. Получив от мон голо-татар ярлык на великое княжение и с ним право сбора дани, московский князь смог накопить значительные финансовые средства^ из-за чего получил прозвище «Калита» (кошелек, мешок с деньгами)^ Часть средств, включая свои личные сбережения, он использовал на благотворительные цели. Древнерусские князья и члены их семей учреждали за свой счет сиротские приюты и образовательные учреждения для бедных. Ярослав Мудрый наличные средства учредил в Киеве сиротский приют-училище. Там призревалось и обучалось 300 юношей. Сестра,киевского князя Владимира Мономаха княжна Анна Всеволодовна в столице Древнерусского государства основала на свои средства" воспитательное училище для девочек и девушек из бедных семей.
В-5й Моностырская и церковная благотворительность Х-Х111в
В 988 году на берегах Днепра произошло великое историческое событие, крещение Руси. И в русскую жизнь был внесен новый элемент – христианское учение, - элемент, оказавший громадное влияние на молодое еще русское общество. Христианство открыло для славян новый мир высоких нравственных идей любви и сострадания к ближнему и, проводя эти идеи в жизнь, впервые заговорило о призрении бедных. Церковная практика помощи с первых лет христианства до становления государственности на Руси развивалась по двух основным направлениям: помощь через монастыри – монастырская система помощи; помощь через приходы – приходская система помощи. монастыри становятся центрами благотворительной социальной деятельности. В основном они выполняли четыре основные функции: лечение; Больничные здания размещались за монастырскими стенами, в наименее доступных для обстрела участках. К больницам примыкали «портомойки», бани, огороды и кладбища. Больничные помещения делились на небольшие келью, разделение пациентов на взрослых и детей не производилось. Во главе больницы стоял старший над больницей – смотритель, обходы врачи совершали к «наутрию». обеспечение неимущих, в виде оказания единовременной помощи натуральными продуктами; В XIII веке в «Правилах о церковных людях» были более четко обозначены формы социальной помощи церкви: пособия вдовам, приданное девицам, выкуп пленных и др. кроме того, церковь придерживалась мнения, что не надо проводить разбор просящего, а следует сразу же удовлетворить его просьбу. Больше всего раздавалось жизненно необходимых продуктов, так как денежное обращение к тому времени было еще слабо развито. обучение; Одной из форм социальной помощи выступало обучение нуждающихся грамоте или ремеслам. контроль; Деятельность приходов не ограничивается только оказанием помощи калекам, увечным, нищим, они осуществляют самую разнообразную поддержку от материального вспомоществования до воспитания и перевоспитания. Помимо административных функций приход, согласно учению Церкви, выступает в качестве общинного института по поддержке больных, немощных, инвалидов, сирот, нищих, которые сопутствуют переселенцам и обретают там свое пристанище. К особо значимым формам приходской благотворительности можно отнести ссуды из церковной казны денег, хлеба, семян. Ссуды выдавались отдельным лицам, а также обществу, часто под залог имущества.
В-6й Церковно-государственная благотворительность 14-17 ввНеорганизованный характер церковно-монастырской помощи, преобладавший в средневековье, в определенной мере способствовал увеличению количества лиц, «профессионально» нищенствовавших. Основную массу нищенствующего населения пополняли согнанные с земли крестьяне и разорившиеся горожане. Карательная направленность политики в отношении нищих прослеживается в английском законодательстве 30— 40-х гг. XVI в. Так, законодательный акт 1530 г. предписывал работоспособных нищих наказывать тюрьмой, плетьми и принудительной отсылкой на родину. По закону 1536 г. нищие, не имевшие разрешения (свидетельства) собирать милостыню, подвергались суровым наказаниям. Обычной практикой тогда было заключение бродяг в колодки, прилюдные бичевания. В случае вторичной поимки им отрезали половину уха. Если нищие попадались в третий раз, то их казнили. В том случае, когда не было лиц, пожелавших взять нищего в рабство, то его принудительно препровождали в родной город или местный приход с тем, чтобы он там работал в цепях на строительстве дорог, мостов, сооружении каналов, крепостей и др. Если бродяга вновь отказывался работать, то ему выжигали на лбу или на щеке клеймо S и отдавали в пожизненное рабство. Очередной отказ работать или попытка бегства оканчивались виселицей. Однако все эти жестокие меры не могли существенно снизить остроту проблемы нищенства. было положено начало складыванию системы государственного призрения бедных и лиц, нуждающихся в поддержке.
Закон «Об обеспечении бедняков» (1597 г.) различал три категории бедных: работоспособные, неработоспособные, дети неимущих родителей. Работоспособным беднякам закон предписывал давать работу. Нежелающие работать должны были подвергнуться наказанию. Для содержания неработоспособных бедных предполагалось открыть специальные богадельни. Детей неимущих лиц церковные старосты и надзиратели за бедными могли с согласия двух мировых судей отдавать в учение к работникам и мастеровым людям для получения профессиональных навыков в труде.
В 1552 г. при английском короле Эдуарде VI была создана специальная государственная комиссия из 24 членов, которая должна была изучить вопрос о причинах усиления бродяжничества в стране и предложить меры государственного призрения бедных и нищих. Это было по сути дела исправительное учреждение, где использовался принудительный труд бедняков и бродяг. Исправительные работные дома представляли собой охраняемые мастерские, отличавшиеся строгой дисциплиной, близкой к тюремному режиму. Мельницы, прядильни, ткацкие, чесальные и иные цеха, функционировавшие при работных домах, давали работу тем, кто там содержался, и приносили дополнительные средства на содержание этих учреждений. Условия жизни в английских работных домах были настолько тяжелы, что бедняки добровольно лишь в самом крайнем случае приходили туда. Суровый режим содержания в работных домах служил наказанием для «профессиональных» нищих и бродяг. Более щадящий режим содержания бедных и нищих был в работных домах Голландии, Германии, США. Труд здесь частично оплачивался, особое время отводилось для осуществления церковных обрядов, чтения религиозных книг. В Амстердаме в мужском работном доме люди занимались в основном деревообработкой, а в женском — шитьем и прядильными работами. Французским вариантом работных домов были некоторые госпитали. В парижских исправительных госпиталях нищие и бродяги содержались в строгом режиме. Как и в германских работных домах, они получали здесь четвертую часть своего заработка. Нарушение трудовой дисциплины наказывалось снижением пищевого рациона и заключением в тюремные камеры.
В-8й Зарождение гос. подходов к проблемам помощи и благотворительности
Постепенно с развитием структуры управления государства
возникают ведомства, которые берут на себя функции «защиты
и порядка», то есть проявляется то передаточное звено между
«волей князя» и поступком, действием, которое направлено напомощь и поддержку нуждающимся. Приказы как гражданскаясистема поддержки становятся ведущей формой помощи и защи-
ты, контроля за церковной жизнью. Например, приказ Большо-
го двора выдавал милостные деньги монастырям и церквям изгосударственной казны, Полоняничный приказ ведал выкупом
пленных.
При Иване IV закладывается традиция, согласно которой
верховная власть начинает контролировать церковь.
В Судебниках 1550 г. впервые ставился вопрос о правомер-
ности призрения лиц, не являющихся «клиентами» церкви. В ре-
шениях Стоглавого собора (1551 г.) царя Ивана IV наиболее
четко прозвучала идея о необходимости общественного призре-
ния. Ставилась задача (глава 73) выявить во всех городах всех
прокаженных и престарелых, построить для них в каждом городе
мужские и женские богадельни и содержать их там, обеспечивая
одеждой и питанием за счет казны.
Государственная власть официально легализовала институт
нищенства, так как монастыри не могли решить эту проблему.
Причинившие нищим насилие должны были платить штраф.
Регулируются государством цены на хлеб в период массо-
вого голода. В 1603 г. появляется указ, разрешающий «отпускать
на волю» во время голода работные семьи на прокорм без офор-
мления отпуска на волю.
Система «санитарно-полицейских» мер против распростра-
нения морового поветрия подкрепляется законами и указами.
Подьячие, решеточные приказчики оповещали население о па-
деже скота, контролировали качество мяса.
Переосмысление происходит и в подходах ко вдовам и де-
тям. Казна берет на себя призрение тех вдов и детей, чьи мужья
и отцы погибли на государственной службе. Это «пенсионное»
право выражалось в форме раздачи «земель на прожиток».
Первым шагом к созданию в России государственного уп-
равления общественным призрением явилось поручение царя
Михаила Федоровича заниматься этим важным делом Патриар-
шему приказу, а несколько позже — Аптекарскому приказу.
Вместе с распространением государственных принципов за-
щиты начинают осуществляться светские подходы к помощи и
поддержке нуждающихся — частная благотворительность. Она
выражалась в тот период в мерах помощи, связанных с голодом,
а также устройством больниц для нищих.
Бывший хранитель государственной печати А. Ордын-На-
щокин, завершив государственную службу, постригся в монахи,
завел больницу и сам служил больным.
Патриарх Никон помимо раздачи хлеба и денег лечил
больных.
Федор Ртищев купил домик и содержал там 13—15 человек:
кормил, снабжал лекарством.
Помещица Ульяна Осорьина в голодные годы разделила
участь своих крестьян, ухаживая за больными и немощными.
Возникают благотворительные общества. Их до XVIII в. вРоссии было 4, благотворительных заведений — 13
В-9й Реформы Петра 1 в области призрения
В результате реформ Петра 1 сложилась система соц. защиты, представленная: центр органом, монастырским приказом, священным синодом (1712 г), камерканторой, гос. магистратом (губернские органы власти), старостами и сотскими в свободных поселениях.Все созданные институты помощи можно разделить по назначению на 2 группы:Институты социальной помощи Институты социального контроля. Формирование приказной системы связано с реформированием деятельности монастырского приказа. Данный указ взял под контроль доходы монастырей, значительная часть которых пополняла казну.К 1700 г стали основным источником доходов государства, но государство тратило значительную часть денег на содержание людей церкви: нищих, убогих, калек. По остаточному принципу выделялись средства на призрение детей, вдов служивых, строительство богаделен. Разделение России на губернии в 1775 г позволило значительно увеличить их роль в деле общественного и государственного призрения. На них возлагалась финансовая, законодательная ответственность в деле общественного призрения. Указы губерний обязывали открытие в каждой губернии госпиталей для увечных и престарелых, учреждения для внебрачных детей и богаделен. Губернии стали сами финансировать свои соц программы. При Петре 1 активизировалась политика государства и усиливается его роль в борьбе против профессионального нищенства. Велась борьба и с теми, кто подавал милостыню. Нищих мужчин ссылали на каторгу, а женщин определяли в прядильные дома или на мануфактуру. Вместе с тем старостам разрешалось собирать деньги, хлеб и одежды и раздавать их тем, кто не может прокормить себя. Церкви разрешается строить лазареты и странноприимные дома.
В сер 18 в государство определило перечень учреждений, которые должны быть построены в каждой губернии:Смирительные дома Прядильные дома
Госпитали. Петр 1 подробно останавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с нуждой.
В-10й Идеи государственной поддержки нуждающихся при Екатерине 2
Система государственного призрения в России сложилась при Екатерине II, издавшей в 1763 году указ об открытии в Москве, а затем в Петербурге воспитательного дома. А в 1773 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного призрения, занимающиеся вопросами помощи нуждающимся.
По ее поручению над этим работал И.И. Бецкой, который был назначен в 1763 г. директором Академии художеств и занимался проблемами воспитания. По его предложению в Москве и Петербурге открыли воспитательные дома для сирот, подкидышей. Вместе императрицей он замыслил создать «новую породу людей». Главной чертой «нового человека» является отсутствие отрицательных свойств, которые были свойственны современникам. Достигнуть этого можно было через воспитание в добродетелях. «Новое поколение отцов и детей» предполагалось воспитать в закрытых учебных заведениях — воспитательных домах, в которые принимали подкидышей, внебрачных детей, сирот. Эти дети, их дети и внуки оставались вольными и не подлежали закабалению, имели право покупать дома, вступать в купечество, заниматься промыслами. Дома должны были существовать на «доброхотные подаяния» благотворителей, получавших за это разные привилегии. В ипользу шли налоги на импортные игральные карты, 25 % доходов от театров, общественных балов и всяких азартных игр. Дома были автономными учреждениями, имели свою юрисдикцию, освобождались от пошлин, имели свою недвижимость. При них функционировали госпитали для бедных рожениц с анонимными отделениями. Было создано училище для подготовки акушерок. По идее И.И. Бецкого в Петербурге было основано Воспитательное общество Благородных девиц (1764 г.), а через год в стенах Новодевичьего монастыря — первое в стране училище для девушек благородного происхождения и мещанского звания. В 1765 г. Бецкой стал шефом Шляхегеного кадетского корпуса, для которого он составил устав. À в 1773 г. по его плану насредства П. Демидова в Москве было учреждено воспитательнокамергерское училище для купеческих детей. Бецкой стал руководителем всех учебных и воспитательных учреждений.
В 1765 г. не без личного участия Екатерины II в России возникла первая научная общественная организация — Вольное экономическое общество (ВЭО). Филантропическая деятельность ВЭО заключалась в открытии сельскохозяйственных школ и училищ, помощи крестьянам в освоении агротехники, в устройстве
На государственную основу попыталась поставить призре-
ние Екатерина II. По ее поручению над этим работал И.И. Бец-
кой, который был назначен в 1763 г. директором Академии ху-
дожеств и занимался проблемами воспитания. По его предложе-
нию в Москве и Петербурге открыли воспитательные дома длясирот, подкидышей. Вместе с императрицей он замыслил создать
«новую породу людей». Главной чертой «нового человека» явля-
ется отсутствие отрицательных свойств, которые были свойственны
современникам. Достигнуть этого можно было через воспитание
в добродетелях. «Новое поколение отцов и детей» предполагалось
воспитать в закрытых учебных заведениях — воспитательных до-
мах, в которые принимали подкидышей, внебрачных детей, си-
рот. Эти дети, их дети и внуки оставались вольными и не подле-
жали закабалению, имели право покупать дома, вступать в ку-
печество, заниматься промыслами.
Дома должны были существовать на «доброхотные подая-
ния» благотворителей, получавших за это разные привилегии. В их
пользу шли налоги на импортные игральные карты, 25 % доходов
от театров, общественных балов и всяких азартных игр. Дома были
автономными учреждениями, имели свою юрисдикцию, освобож-
дались от пошлин, имели свою недвижимость. При них функцио-
нировали госпитали для бедных рожениц с анонимными отделе-
ниями. Было создано училище для подготовки акушерок.
По идее И.И. Бецкого в Петербурге было основано Воспи-
тательное общество Благородных девиц (1764 г.), а через год встенах Новодевичьего монастыря — первое в стране училище длядевушек благородного происхождения и мещанского звания.
В 1765 г. Бецкой стал шефом Шляхегеного кадетского кор-
пуса, для которого он составил устав. А в 1773 г. по его плану насредства П. Демидова в Москве было учреждено воспитательное
камергерское училище для купеческих детей. Бецкой стал руко-
водителем всех учебных и воспитательных учреждений.
В 1765 г. не без личного участия Екатерины II в России
возникла первая научная общественная организация — Вольноеэкономическое общество (ВЭО). Филантропическая деятельность
ВЭО заключалась в открытии сельскохозяйственных школ и учи-
лищ, помощи крестьянам в освоении агротехники, в устройстве
выставок и конкурсов, издательстве дешевых книг, оказании
материальной помощи. Закрыли ВЭО в 1918 г.
В 1775 г. была проведена административная реформа, кос-
нувшаяся социальной сферы, в 1782 г. — полицейская реформа,
в 1785 г. — «жалованные грамоты» дворянству и городам, закре-
пившие и завершившие сословное деление населения России,
расширившие распорядительные и исполнительные функции
местного самоуправления.
В-11й церковно-приходская система помощи в 15-19вв
С 1894 г. намечается тенденция роста церковно-приходскихпопечительств. Приходская благотворительность осуществлялась
в основном в следующих формах: материальная помощь, меди-
цинская помощь, просветительская деятельность.
Материальная помощь включала в себя помощь натурой:
раздача одежды, продуктов, взносы за обучение, предоставле-
ние дешевых обедов. Медицинская помощь выражалась в оказа-
нии врачебной помощи и получении бесплатных лекарств. Боль-
шое место в деле просвещения занимали церковно-приходские
школы.
На рубеже веков необыкновенно выросла частная благотво-
рительность, особенно меценатство. Правительство поощряло де-
ятельность меценатов, награждало их орденами, предоставляло
льготы, производило в дворянство, выдавало персональные пен-
сии и пособия.
Благодаря своей благотворительной деятельности стали ши-
роко известны знаменитые династии промышленников и тор-
говцев Рябушинских, Морозовых, Строгановых, Третьяковых,
Демидовых, Крестовниковых, Прохоровых, Бахрушиных, Хлу-
довых и др.
В-12й общественное и частное презрение в 19в.
В-13й земская реформа и система помощи.
Заглянем вперед в XIX в., когда российское законодательство делило нищих на четыре категории:
1)    те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;
2)    те, кто по сиротству и болезням впал в нужду, но может работать;
3)    те, которые могут трудиться, но нищенствуют по лености;
4)    те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.
По мере повышения уровня социально-экономического развития назревает идея необходимости реформирования системы социальной защиты
После земской (1864 г.) и городской (1880 г.) реформ основная нагрузка по развитию системы социальной защиты легла на городское и земское самоуправление. Таким образом, социальная работа и ее управление переместились на более низкий уровень рассмотрения, но это имело и позитивные стороны: более глубокое понимание проблемы и методов борьбы с ней. Наиболее важным достижением этого времени является уход от приказного формализма и переход на принципы адресности социальной помощи. Фактически зарождались элементы социальной помощи на базе проверки нуждаемости.
Такая сложившаяся система социальной защиты сохранилась до начала XX  столетия. Организационно-правовую структуру системы социальной защиты представляли элементы трех типов: общественные, общественно-государственные и частные. Аналогичной была и система финансирования, а так же ее источники: государственные средства; средства общественных организаций и пожертвования; средства частных лиц.
Значительным достижением системы социальной защиты, построенной в России в XIX в., была ее практическая направленность, масштабы, а также теоретическое осмысление перспективных направлений развития и понимания необходимости и значения функции предупреждающих мероприятий для повышения уровня социальной защищенности:
Всякий человек, поставленный вследствие каких-либо постоянных или случайных причин, в положение грозящее окончиться нищетой и не имеющий способов
выйти из этого положения, должен подлежать общественному призрению;
Общественное призрение должно иметь в виду не только непосредственную помощь дряхлым, больным, сиротам, но и всем тем, кто лишен возможности предупредить настигающую беду, что должно стать «важной функцией общественного и государственного управления, направленной на смягчение многих зол действительности, к облегчению значительных страданий и к спасению целого ряда человеческих жизней».
 
 В-14й Городское общественное призрение
Городская система помощи в пореформенный период при-
обретает новые черты. Рост урбанизации нес в себе не только
позитивное, но и негативное начало. Намечаются различные формы
социальной патологии: профессиональное нищенство, проститу-
ция, детская безнадзорность.
Органы городского самоуправления ценой неимоверных уси-
лий добивались чистоты и порядка, благоустраивали быт горо-
жан, проводя водопровод и канализацию, ремонтируя дороги и
тротуары, рыночные площади. В городах появилась конка, а за-
тем трамвай. Работали санитарно-врачебные службы, поэтому реже
вспыхивали эпидемии и инфекционные заболевания, снизилась
смертность населения. Кроме больниц, было организовано амбу-
латорное лечение населения, родовспоможение, семейное при-
зрение больных. Работали лаборатории, рентгеновские кабине-
ты, водо- и светолечебницы, специализированные санатории.
Лечение в них было бесплатное, как и снабжение медикамента-
ми. Впервые в мире было введено медицинское страхование, раз-
вивался патронаж больных.
Городские управления огромные средства тратили на нужды
образования, полностью обеспечивая муниципальные учебные за-
ведения и частично всевозможные воскресные, вечерние, ремес-
ленные и прочие курсы. Школьников обеспечивали бесплатнымиучебниками, медобслуживанием, питанием (бедных учеников).
Города занимались призрением детей и взрослых. Детские
учреждения делились на три группы: 1) заведения для призре-
ния и воспитания малолетних и несовершеннолетних; 2) заведе-
ния дешевого и бесплатного образования; 3) заведения лечебнойпомощи для детей.
взрослых занимались пять групп учреждений:
1) заведения для призрения престарелых, убогих и неспособных
к труду; 2) заведения дешевого и бесплатного пропитания;
3) заведения дешевого и бесплатного проживания; 4) заведения
трудовой помощи; 5) заведения лечебной помощи.
Содержались они на средства казны, на проценты с капи-
тала и недвижимости, доходы от производства, добровольные
пожертвования граждан, средства от благотворительных акций и
различные мелкие сборы.
Органы и учреждения городского и местного самоуправле-
ния находились в ведении Министерства внутренних дел. Мест-
ные органы социального призрения подчинялись ведомствам (Ве-домство учреждений императрицы Марии, Человеколюбивое об-
щество, Российское общество Красного Креста и т.д.
В-16й Благотворительные союзы и организации 19-20вв(на примере)
ТАК И НЕ НАШЛА(((((((( В-18й Основные этапы в области научного знания в облости помощи и поддержки
Научный этап становления социальной работы был связан со многими факторами его эволюции и прежде всего с принципиальным изменением общественных отношений во многих странах Европы и США в начале XX ст.: разрушением единого сообщества, индустриализацией, урбанизацией, расширением социальных связей. Научно-теоретическое осмысление форм помощи нуждающимся с самого начала групувалось за различными уровнями практики социальной работы, в частности, на уровне индивида; группы и семьи; организации, общины и общества. Особую роль в развитии теории социальной работы на Западе при исследовании практики социальной работы на уровне индивида сыграли теории. Фрейд Бы. Скиннера, Же. Пиаже. 
(В-19й) СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В 20-30Е.
С окончанием гражданской войны и введением новой экономической политики социальное обеспечение в Советской России вступило в новый период своего развития. Новая экономическая
политика, которая начинает активно проводиться в начале 20-х гг., существенно меняет стратегию
социального обеспечения.
Основными направлениями деятельности на данный период являлись: обеспечение
крестьянства и лиц «самостоятельного труда» в порядке обязательной взаимопомощи; кооперация
инвалидов; социальное страхование рабочих; государственное обеспечение в городах семей
красноармейцев. Своего рода поворотной вехой стал декрет Совета Народных Комиссаров от 15 ноября 1921 г. "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом". В соответствии с этим декретом социальному страхованию подлежат лица, занятые наемным трудом в государственных, кооперативных, общественных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах. Страхованием пользовались работники наемного труда во всех случаях социального
риска, в том числе при временной или постоянной утрате трудоспособности, безработице и др.
Наряду с данными видами помощи вменялись другие виды деятельности: оказание
«помощи жертвам контрреволюции», борьба с нищенством и проституцией, помощь пристихийных бедствиях, опека и попечительство. К категории жертв контрреволюции были
причислены советские работники, политические амнистированные, политические эмигранты,
политические беженцы, семьи выше обозначенных лиц. Согласно постановлению, им оказывалась
помощь в «идее предоставления работы, одежды, жилья, определения детей в приюты,
медицинской помощи больным, временной денежной помощи, пенсий.
Трудовая помощь как средство борьбы против профессионального нищенства оказывается
с 1919г. Организуются распределители для нищих, - в зависимости от трудоспособности они
направлялись в различные типы учреждений. Так, старики и увечные распределялись в убежища,
дети — в детские дома, безработные — в отделы распределения рабочей силы, а «тунеядцы —вспециальные трудовые коммуны. Однако рост нищих не уменьшался.
К середине 20-х гг. основным объектом деятельности НКСО становится крестьянство, что
связано с массовым голодом (лето 1921 г.). Тогда голодали около 30 млн. человек (умерли около 5млн.). У молодого советского государства не хватало средств на развитие системы социальной
защиты населения, так как деньги шли на военные расходы и грандиозные памятники. Люди же
могли рассчитывать только на помощь государства при непредвиденных событиях личной жизни
или стихийных бедствиях. По определению понятия «благотворительность» никто не имеет
морального права запрещать частным благотворителям оказывать нуждающимся помощь, но эту
точку зрения не разделяло советское правительство. Например, было запрещено Максиму
Горькому организовывать, обращаясь к западным писателям, кампанию помощи голодающим в Поволжье в 1921 году, не разрешалось американским благотворительным организациям оказывать
помощь людям продуктами и медикаментами во время голода в 1933 году.
Государственным социальным обеспечением пользовались лишь те крестьяне — участники войны, инвалиды и жертвы террора военного времени, которых было невозможно обеспечить посредством крестьянской взаимопомощи или трудоустройства в артелях иликооперациях инвалидов.
Постепенно на смену крестьянским обществам взаимопомощи приходят кассы взаимопомощи колхозников. Их существование законодательно было закреплено постановлением от 13 марта 1931 г. Оно утвердило Положение о кассах общественнойвзаимопомощи колхозников. Этим нормативным документом кассам предоставлялось право создавать дома для престарелых, оказывать финансовую и натуральную помощь при болезни,увечье, беременности.
В стране после войны ощущалась острая нехватка продуктов питания, одежды,
промышленных товаров. Решение проблемы обеспечения населения страны продовольствием вэтот период было значительно усложнено засухой. Она охватила прежде всего обширные районы
Поволжья и некоторые другие регионы. Для координации действий по спасению голодающих приВЦИКе декретом от 18 июля 1921 г. создана Центральная комиссия помощи голодающим —
Помгол, наделенная чрезвычайными полномочиями. Основные задачи комиссии: выяснение
размеров голода, рассмотрение ходатайств о признании голодающими отдельных губерний и
уездов, изыскивание средств для борьбы с голодом и др.
Большое значение имело принятие в августе 1925 г. «Положения об обеспечении в порядке
социального страхования инвалидов труда и членов семейств, умерших или безвестно
отсутствующих инвалидов труда» Право на пенсионное обеспечение в случае потери
трудоспособности вследствие старости получали нетрудоспособные рабочие и служащие приусловии достижения возраста не менее 50 лет и наличия трудового стажа 8 лет. Проблемами
инвалидов в советской России занимались общественные организации: Всероссийский союз
кооперации инвалидов (Всекоопинсоюз), Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское
объединение глухонемых (ВОГ). Их основной задачей было социальное обеспечение инвалидов.
Осуществлялось трудоустройство инвалидов путем организации артелей и кооперативов. Особые
условия труда и организации быта инвалидов вызвали необходимость создания касс
взаимопомощи. Их назначение заключалось в выполнении социально-бытовых функций пообслуживанию инвалидов: организации санаторно-курортной помощи, сети детских учреждений,
предоставлении ссуды. В 1931 г. происходит изменение классификации инвалидности, она
определяла степень инвалидности по «возможности-невозможности» индивида выполнять
трудовые, профессиональные обязанности, кроме того, учитывалась возможность нуждающегося
к само обеспечению. На основе этой классификации можно определять степень инвалидности и
предоставлять ему те или иные трудовые места.
Разработка законодательства о пенсионном обеспечении по старости как самостоятельном
виде социального обеспечения стала проводиться в 1928-1932 гг. Определялся возраст дляполучения пенсии по старости: для мужчин — 60 лет, для женщин — 55 лет; необходимый дляназначения пенсий трудовой стаж устанавливался одинаковый для мужчин и женщин — не менее
25 лет. В 30-е гг. происходит переориентация в деятельности социального обеспечения, где наряду
с декларированием полного государственного обеспечения трудящихся, выдвигается тезис о
«борьбе со всякого рода паразитизмом и тунеядством». Основная задача социального обеспечения
в эти годы — работа по трудоустройству и обучению инвалидов
(В-20й) Социальная помощь и защита в период Великой Отечественной войны связана с проблемами помощи семьям фронтовиков, больным и раненым, с трудоустройством инвалидов, с вопросами попечения детей-сирот и другими проблемами военного времени.
С конца июня 1941 г. выпускается целый ряд указов, послуживших основой для социального обеспечения семей фронтовиков. Указом от 26 июня 1941 г. регламентируется
порядок выплат пособий семьям, в 1942 г. в указ вносятся уточнения сообразно новым условиям. Вопросы о пособиях и льготах семьям фронтовиков в период Великой Отечественной войны поднимаются и в последующие военные годы. Так, 4 июня 1943 г. принято постановление СНК СССР «О льготах для семей военнослужащих, погибших и без вести пропавших на фронтах
Отечественной войны».
Социальная помощь и социальная реабилитация раненых — следующий комплекс проблем данный период. Большой поток раненых требовал экстренных мер не только по их эвакуации, но
и по реабилитации. 8 октября 1941 г. создаются комитеты помощи по обслуживанию больных и раненых бойцов Красной Армии
Проблемы охраны детства и попечения сирот в условиях военного времени принимают
новые черты. Задача теперь состоит не только в том, чтобы открыть новые учреждения, но и в том,
чтобы эвакуировать в глубь страны воспитанников детских домов.
После войны с восстановлением народного хозяйства преобразуется и административнаясистема управления социальным обеспечением, вместо НКСО образовывается Министерство социального обеспечения. Верховный Совет СССР 14 июля 1956 г. принимает Закон о государственных пенсиях, по которому не только расширяется круг лиц, которым предоставляются пенсии, но и самостоятельную отраслью выделяется законодательство о
социальном обеспечении. Практически положено начало всеобщему государственному
пен

Приложенные файлы

  • docx 8921013
    Размер файла: 67 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий