общая социология. экз

Предмет, объект и функции социологии.

Предмет – это некая грань объекта.
Объект исследования – определённая часть материального мира, объективная реальность, существующая независимо от нашего знания о ней.
Предмет исследования - совокупность абстрактных понятий, при помощи которых описывается объективная реальность, полностью зависит от самого знания.
Таким образом предмет – некий аспект, часть объекта, искуственно выделенная для проведения исследований.
Объект социологии – общество – сложившаяся в процессе исторического развития относительно устойчивая система связей и отношений между большими и малыми группами людей на основе их совместной деятельности, направленная на воспроизводство мат и дух условий существования и удовлетворения потребностей людей, поддерживаемая с помощью обычаев, традиций, законов.
Предметом социологии могут быть: социальные организации, институты, общности, группы, процессы, отношения, статусы, роли, сфера, структура и т.д.
Субъект воздействует на объект с помощью управленческого воздействия, нужна обратная связь, чтобы субъект был в курсе всего,что связано с объектом.
Функции социологии:
Фундаментальная социология.
функции объяснения соц действительности; ориентированы на решение собственнонаучных задач.
Теоретико-познавательная (разработка теорий, объясняющих механизмы общих развитий).
Описательная ( описание процессов и явлений в обществе).

функци преобразования соц действительности; ориентация на решение практических заач.
Прикладная социология.
управленческая (социально-инженерная).
Прогзнозническая (разработка прогнозов развития общества и его отдельных групп).
Мировоззренческая и просветительская.


Структура социологического знания.

Соц знание условно делится на:
общесоциологическое (теоретический уровень) – соци-философское осмысление наиболее общих проблем, тенденций и закономерностей развития общества и личности.
Теории среднего уровня (специальные соц теории) – изучение отдельных структур и сфер жизнедеятельности общества (всего более 40 теорий). Делятся на:
Теории соц институтов (соц семьи, образования и т.д.)
Теории соц общностей (социология молодёжи, этносоциология)
Теории соц процессов (социология труда, миграции и др.)

уровень прикладных исследований – сбор и систематизация фактов и соц реальности с помощью соц методов.

Психологическая изоляция личности может быть основной причиной суициа молодёжи. Остальное – следствия.
Категория «социальное» в социологии.

Рассматривается эта категория в двух смыслах:
В широком смысле тождественно «общественному» (societal; gesellschaftlich).
В узком смысле (social; soziale), связанное с воспроизводством человека как субъекта социальных отношений.
Всякая личность – индивид, но не всякий индивид является личностью.


Социальное рассматривается в 2 аспектах:
1-социальное, тождественное общественному (в тетради далее нарисован кружок, разделенный на четыре сектора, в каждом из которых стоит по букве. Буквы: П, Э, С и Д)
2-социетальное
Изучение соц. сферы включает все проблемы, связанные с жизнедеятельностью человека (его положением в обществе, коллективе, семье и др), с потребностями и ценностными ориентациями и степенью их реализации, с отношением к самому себе, а также к различным явлениям и процессам, происходящим в обществе.
Социальное в узком смысле – производство и воспроизводство человека, как субъекта общественных отношений.
Личность – индивид, наделенный совокупностью социальных качеств.
Социальное – «над индивидуальное», не индивидуальное, типологическое.
Социолога интересует личность как носитель социальных качеств определенной социальной группы. Это позволяет социологам изучать закономерности социальных действий и массового поведения людей.

4.Структура и тенденции развития общества .Население-совокупность людей, объединенных единой территорией и представленная в виде разнообразных групп и общностей. В отличие от населения, общество –это социокультурная система, отличающаяся от других объединений людей(групп, общностей, организаций) длительностью существования и самодостаточностью, т.е. обладающая всеми необходимыми ресурсами для своего воспроизводства и развития. Общество – совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга.

5.Социальный статус- своеобразная ниша или место индивида в соц-й структуре общества( его положение). Достигнутый статус-тот, который характеризует место человека, достигнутое им в процессе жизнедеятельности. Смешанный статус(статус промежуточного типа)-сословные статусы, при которых в относительно закрытом обществе юридически и фактически человек находится в разных положениях. Приписываемый статус – характеризует жестко-закрепленную систему стратификации и характеризует закрытое общество, в котором переход из одной страны в другую практически запрещен(рабство,классовый строй).

6.Социальная роль – совокупность прав и обязанностей, которые по традиции общество закрепляет за данной позицией( статусом).
Ролевой набор – совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом. Ролевые дисфункции – сбои ролей в функционировании социол. института.


7. Понятие соц. стратификации
Соц. стратификация - совокупность больших соц. групп, расположенных иерархически по критерию соц. неравенства, называемых стратами.(сверху вниз)Это др. версия соц. структуры.
Страта – соц. слой людей, имеющих сходные объектив показатели по 4 шкалам стратиф. Формирование соц. страт в обществе называется стратификацией .Наличие в обществе развитой системы стратификации является одной из ключевых черт гос-ва.
Общая модель стратификации -бедные, зажиточные, богатые.
Переход из 1 страты в другую, неравную(из бедных в богат), либо в равную (из водителя в трактористы), описывается понятием соц. мобильность, которая бывает восходящей и нисходящей.
Создатель соврем теории стратификации - Сорокин
Системы соц. стратификации
-экономическая
- профессиональная
-политическая
Стратификация указывает, как люди распределены в соц. пространстве в соответствии со своими иерархическими рангами.
Основа стратификации - неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Соц. стратификация - тоже, что и соц. расслоение.

«Пирамида» потребностей по Маслоу.

       Согласно теории Маслоу имеют место следующие группы потребностей, в порядке убывания насущности (рис. 2.1.):                 o  Физиологические . К данной группе относятся потребности в воде, пище, воздухе, жилье и подобные, которые человек должен удовлетворять, чтобы поддерживать свой организм в жизнедеятельном состоянии. Они являются врожденными, так как обеспечивают поддержание физиологических процессов в организме. Люди, мотивы трудовой деятельности которых порождены в основном потребностями этой группы, мало уделяют внимания содержанию работы; они концентрируются на оплате, условиях труда и т.п.         o  Безопасности . Эти потребности характеризуют стремление людей находиться в стабильном состоянии и не подвергаться отрицательным воздействиям внешней среды. Эти потребности так же являются врожденными и первичными. Исходя из этих потребностей, работник: стремиться избегать риска, внутренне противится нововведениям, уважает четкие правила, порядок, оценивает свою работу сточки зрения обеспечения стабильности, требует социальных гарантий, страхования.         o  Принадлежности и причастности . Работник стремится к совместным действиям в группе, ищет дружеские связи, общение, хочет быть членом каких-либо неформальных объединений людей, участвовать в общественных мероприятиях. Люди, мотивы трудовой деятельности которых порождены в основном потребностями этой группы, видят свою работу как способ установить принадлежность к коллективу и получить хорошие и дружеские отношения со своими коллегами.         o  Признания и самоутверждения . Данная группа потребностей отражает желание людей быть компетентными, способными, уверенными в себе, желание добиться признания этих качеств и уважения со стороны окружающих.         o  Самовыражения . Данная группа объединяет потребности, выражающиеся в деятельности человека через его стремление к наиболее полному использованию своих знаний, способностей и навыков, к получению образования, повышению квалификации. Сюда же относятся потребности в творчестве, в выполнении творческой работы, сугубо индивидуальные у каждого человека.        Теория иерархического построения потребностей Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного управления. Однако в ней присутствует ряд уязвимых моментов, например:        ·потребности по-разному проявляются (вызывают мотивы различных действий) в зависимости от ситуационных факторов, таких как содержание работы, положение в организации, пол, возраст и др.,        ·не обязательно наблюдается жесткое соподчинение групп потребностей, как в «пирамиде»,        ·удовлетворение ряда потребностей верхней группы провоцирует их дальнейший рост.


Мотивация поведения личности.

Потребности являются источником мотивации. Мотив – то, что, отражаясь в сознании человека, побуждает его к деятельности, направленной на удовлетворение потребностей.
Мотивация:
а) как совокупность мотивов;
б) как процесс формирования мотивов;
в) заинтересованность каждого работника в конечных результатах деятельности и организации коллектива.
Мотивировка – форма осознания мотива. Рациональное объяснение причин поступка.
Психологическая защита – специфическая переработка (под)сознанием нежелательной для личности информации.
Способы психологической защиты:
Вытеснение.
Смещение.
Реактивное образование (человек начинает вести себя противоположно своим мыслям).
Проекция ( нежелание признаваться себе в чём-либо; неодобрение черт окружающих, хотя эти черты есть в себе самом).
Анулирование (например: церкви, ритуалы, «искупляющие» вину, грехи).
Регресс(ия) (человек начинает вести себя подобно ребёнку).
Рационализация (самооправдывание).

Управление:
Планирование
Мотивация

Организация
Контроль


Ценностные ориентации личности.

Это то, что может удовлетворить индивидуальные, групповые или общественные потребности. Отражают значимость предмета для субъекта (личности).
Ценности:
Материальные;
Идеальные (духовные).
Система ценностей человека – стержень его личности. Человек оценивается как личность в зависимости от характера его ценностных ориентаций. Насколько они совпадают с теми ценностями, которые общество признаёт наиважнейшими.
Деформированность ценностно-нормативной сферы рассматривается в качестве непосредственной причины социальных отклонений, в том числе преступлений.
Норма – стандарт, модель, образец должного поведения.
Бывают:
Формальные (официально установленные).
Неформальные (существующие в виде обычаев, традиций, привычек).
Ценности – основания для социального сравнения и оценивания.
Социальная оценка – оценка со стороны других )инивидуальная и коллективная).
Самооценка – оценивание самого себя (индивида или группы)).
Уогда соц оценка выше самооценки – позитивное расхожение (стимулирует контакты и сотрудничество, подталкивает личность к саморазвитию).
Когда самооценка выше соц оценки – негативное расхождение («звёздная болезнь» - противопоставление себя группе, тормозит развитие личности).


13. Деятельность личности.

Деятельность – процесс взаимодействия организма с окружающей средой.
Проявляется в двух формах:
внешняя (двигательная).
Внутренняя (мыслительная).
Простейший элемент деятельности – движение (телодвижение).
Кмплекс телодвижений, направленных на достижение цели – действие (акт).
Деятельность – совокупность взаимосвязанных действий, побуждаемых потребностями и направленных на достижение цели.
Структура деятельности:
Потребности
Действия
Цели

Поведение личности.
Внешне наблюдаемая форма проявления деятельности – поведение.
Поведение – процесс взаимодействияживых существ с окружающей средой, связанный с их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.
Поведение проявляется на биологическом, психическом и социальном уровне.
С точки зрения бихевиоризма, поведение – это совокупность движений и сводимых к ним вербалных ответов (реакций) живых существ на воздействия (стимулы) внешней среды.
Типы поведения:
Интстинктивное;
Привычное (навыки);
Рациональное (находящееся под контролем разума и воли человека).
Предмет рассмотрения социологии – рациональное поведение, имеющее социальное значение и получающее социальную оценку, т.е. социальное поведение.
Оно бывает:
Индивидуальное (поведение индивида);
Коллективное (поведение организационной шруппы, объединённой общими интересами и целями деятельности);
Массовое (однотипное неорганизованное поведение массы людей).

15.Социализация: сущность, процесс и стадии
Социализация – процесс превращения индивида в личность. Объясняет, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Общаясь с себеподобными, человек учиться языку, правилам, и др..
Всё это- МАТЕРИАЛ СОЦИАЛИЗАЦИИ, или человеческая культура. Таким образом, социализация- Процесс усвоения человеком культуры.
Культура – это то, что осваивается человеком в процессе социализации.
Социализация – становление конкретного исторического типа личности, и воспроизводство человека как активного субъекта деятельности, обладающего определённой социально-классовой направленностью, мировоззренческими установками и ценностными ориентациями.
Социализация превращается в растянутое на всю жизнь обучение своему месту (статусу) , освоению социальных ролей и усвоению культурных норм и ценностей.
Стадии:
1)ранняя (первичная)
-детство(до 12-13 лет)
-юность(до 17(18)25)
2)продолженная (вторичная)
-зрелость
-старость


16 .Основные факторы социализации личности
Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.
Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен лишь при соблюдении необходимых условий бесконфликтного включения человека в группу - при соответствии личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности.
Основными определяющими факторами на внеличностном (групповом) уровне выступают понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж, должность и т.д.
На следующем - межличностном (внутригрупповом) уровне важнейшими факторами социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов.
На личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне определяющими факторами, снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются личная ответственность, осознание себя членом группы, личный контроль действий.
В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.



17.Основные теоретические подходы к объяснению механизмов социализации
бихевиоризм.
Основоположник - James Watson.
В первой половине XX века J.W. представил бихевиористическое объяснение социализации.
Индивидуальность представлена как поведенческий репертуар с помощью которого отдельный человек реагирует на возбудителей, поступающих из его окружения.
Основной механизм социализации определяется как инструментальное обучение- доработка, дополнение поведенческого репертуара при опоре на результаты прежнего поведения.
Человек трактует свое поведение как инструмент для достижения своих целей.
Некоторые из доступных результатов оказываются выгодными для человека, ведут к удовлетворению его потребностей, доставляют удовольствие.
Другие же наоборот доставляют неприятности, боль, наносят вред.
Повторяя свое поведение человек методом «проб и ошибок» через некоторое время научится отличать те свои действия, которые приносят ему награды (гратификацию) от тех, которые приносят ему наказания (депревацию).
Общество награждает соответствующие ему культуры поведения и карает за поведение не отвечающее культурным ожиданиям. В результате такой «дрессировки» человек усваивает образцы и правила культуры, они становятся его второй натурой и в дальнейшем он следует им, реализует их в своём поведении.
Данная модель имеет сильные позиции в Американской психологии. Это действующая модель.

Психоаналитическая теория.
Основоположник – Зигмунд Фрейд
Первая половина XX века.

Структура индивидуальности человека рассматривается как сложная система, состоящая из нескольких слоев или сфер:
ИД - сумма биологически-предопределенных, генетически унаследованных потребностей и влечений (импульсов) – это основные причины человеческой активности.
СУПЕР – ЭГО (совесть). Здесь записываются уроки полученные от общества. Происходит и фиксируется передача культуры свойственная данной группе (мораль, обычай).
ЭГО – обеспечивает необходимое равновесие к чему стремится натура человека (ИД) и тем что требует от него культура человека (СУПЕР – ЭГО).

символический интеракционизм.
Основоположники – Чарльз Хортон Кули, Джордж Герберт Мид.
Подчеркивает значение социальных (общественных) факторов.

Человек в момент своего рождения является всего лишь биологическим организмом, представителем определенного вида животного мира.
Все что делает человека человеком проистекает из общества, а точнее из контактов и интераций (взаимодействий) с другими людьми. Является идолом коллективного, стадного образа жизни человеческого рода.
Своеобразная человеческая природа формируется только в результате участия человека в жизни общества, среди других людей.
Сложный психический механизм self (самость) делает возможным освоение человеком культуры. Он формируется только после рождения человека. В контакт и взаимодействия с другими людьми, прежде всего в румках первичных групп (семьи, дворовой компании и т.д.


18. Институты и агенты социализации
Агенты - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение
социальных ролей. Агенты первичной социализации - ближайшее окружение человека
(родители, родственники, воспитатели, учителя, сверстники).
Функции агентов ПС взаимозаменяемы, универсальны.
Агенты вторичной соц-и - должностные лица вуза, пр-ва, церкви, милиции...Их ф-ции невзаимозаменяемы, специализированны.
Институты соц-и- соц. учреждения, влияющие на процесс соц-и,
-семья, детский сад, школа -ВУЗ, правительство, милиция, церковь, СМИ и др. Десоциализация-до6ровольный отказ или утрата соц. норм, ценностей, установок прежнего образа жизни. Ресоциализация - восстановление ранее утраченных соц. норм, ценностей, установок, возвращение к прежнему образу жизни.

19. Понятие социального контроля
Понятие социального контроля.
Социальный контроль – особый механизм социальной регуляции повеения людей и поддержания общего порядка.
Основные виды СК, которые выработаны человечеством:
Обычай
Традции
Мораль
Религия
Право
Структура СК:
Нормативная сторона СК – система норм, в которых отражаются требования субъектов Crr поведению личности.
Норма – это образец, стандарт, модель требуемого (желаемого, должного) поведения, т.е. правило поведения.
Нормативная сторона подчёркивает границы СК, внутри которого действуют субъекты контроля.
Институциональная сторона СК – воплощается в системе субъектов (агентов и институтов) контроля, которые его осуществляют путём применения санкций.
Санкция – это средство (поощрения или наказания) стимулирования людей к должному поведению. Определяется нормой.

Субъекты контроля:
Формальные, официальные (школа, милиция)
Неформальные, неофициальные (семья, компания)

Функции СК:
Регулятивная – социальная регуляция поведения людей.
Охранительная – сохранение общезначимых ценностей.
Стабилизирующая – обеспечение предсказуемости поведения и социального порядка.


20. Соц. норма и ее структура
Социальные нормы регулируют социальные отношения между людьми и социальными группами.

Структура социальной нормы:
Гипотеза – определяет круг лиц, являющихся адресатом норм, и обстоятельства – условия её реализации.
Диспозиция – описывает правила поведения, права и обязанности субъекта.
Санкция – указывает меры воздействия на субъекта, реализующего норму.

Способы реализации СК в нормах:
Дозволение – указывает на варианты поведения, которые не запрещены. Наиболее мягкий способ СК.
Дозволяющие нормы (управомочивающие) предоставляют определённые права.
Предписание – указывает на определённые обязательные варианты поведения.
Обязывающие нормы (предписывающие) определяют обязанности личности.
Запреты – указывает на варианты поведения, которые запрещены, но ничего не говорит о вариантах разрешённого поведения.
Запрещающие нормы устанавливают запрет какого-либо конкретного действия.

Формы реализации социальных норм.

Использование – реализация прав
Исполнение – осуществление обязанностей
Соблюдение – воздержание от нарушений
Применение – вмешательство субъектов СК
Нормы делятся (по субъектам контроля) на:
А) формальные / официальные (текстуально закреплённые; их установление и отмена связаны с определённой процедурой, санкции по ним применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами).
Б) неформальные – таких ограничений не имеют.

21. Институты соц контроля и санкции

Институты формального контроля – субъекты; соблюдение формальных норм (гос. учреждения и организации; полит партии и общ организации).
Институты неформального контроля – субъекты, контролирующие соблюдение неформальных норм (община, семья).
Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны коллег, родственников, а также общественного мнения.
Общественное мнение – совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством членов какой-либо соц группы или общества в целом.
Институты соц контроля выполняют свои функции с помощью санкций (поощрение и наказание, способствующие соблюдению соц норм)
Типы санкций:
Формальные (+) – публичное осуждение со стороны официальных организаций.
Формальные (-) – наказание, предусмотренное законами и налагаемые офиц организациями.
Неформальные (+) – одобрение со стороны неформальных организаций.
Неформальные (-) – наказание, не предусмотренное официальными инстанциями.
22.Социальные институты: сущность и признаки
Социальный институт – установленная форма социальной практики, включающая совокупность ценностей, норм, статусов, социальных связей, с помощью которых организуется общественная жизнь и обеспечивается стабильность общества.
Функция – удовлетворение потребностей общества.
Появление СИ – характерная черта человеческого общества.
СИ – совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек поведения, образ мыслей и образ жизни, передаваемый из поколения в поколение, меняющийся в зависимости от обстоятельств и служащий орудием приспособления к ним. (Торстейн Веблен)
Институционализация – процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.
Институты – постоянно развивающаяся система.
Институты принято делить на главные и второстепенные.
Функция СИ – польза, которую он приносит обществу:
явные – очевидные, официально декларируемые
латентные – скрытые, неочевидные, официально не декларируемые
Социальный институт – организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовл. основные потребности общества; своеобразная форма человеческой деятельности, основанная на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнителями; инст. деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проводится разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом.
Этапы процесса институционализации :
Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совсемстных организованных действий.
Формирование общих целей
Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляется методом проб и ошибок.
Появление процедур, связанных с нормами и правилами.
Инст. норм, правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение.
Установка системы санкций для поддержания норм и правил, дифференциация их применения в отдельных случаях.
Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.
Институты являются символами порядка и организ. в обществе.

23.Классификация и признаки социальных институтов
У каждого человека индивидуальная комбинация потребностей, но фундаментальных, одинаково важных для всех потребностей – 5, как и 5 основных СИ:

В воспроизведении рода (семья)
В безопасности и социальном порядке (политич. институт, государство)
В добывании средств к существованию (экономический инст.)
В передаче знаний, социализации подр. поколения (инст. образования в широком смыле, т.е. включая науку и культуру)
В решении духовных проблем, поиске смысла жизни (инст. религии)

Каждый из них характеризуется определенными функциями, целью деятельности, специфическими средствами, набором статусов и присущих ему ролей.
Функции и структурные элементы основных институтов общества.
Функции
Институты
Осн.роли
Мат.хар-ки
Симв. предметы

Забота,выхаживание и воспитание детей
Семейно-брачный
Отец
Мать
ребенок
Дом
обстановка
Кольца
Обручение
Брачный контракт

Добывание пищи,одежды, жилья
Экономические
Работадатель
Наёмн.работник
Покупатель
Продавец
фабрика
Офис
Магазин
деньги
Торговля
Торг.марка
реклама

Поддержание законов,правил и стандартов
Политические
Законодательство
субъект
Права
Общест.здания и места
Флаг
Кодекс
хартия

Содействие религ.потр-м и углубление веры
Религиозные
Пастор
Прихожанин
Собор
храм
Крест
Алтарь
Библия

Социализация, приощение к социальным базисным ценностям и практике
Образование
Учитель
ученик
Школа
Колледж
кчебник
Диплом


Институциональный кризис – обратный процесс, характеризующий падение авторитета данного института, снижение доверия к нему.

24.Социальные организации: сущность и структура
Социальная организация (англ.-Social organization) система социальных групп и отношений между ними. Различают производственные, трудовые, общественно-политические и другие социальные организации. Социальная организация - по А.И.Пригожину - группа людей, совместно и координировано реализующая общую цель.

Социальная организация, как элемент социальной структуры – искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения четко очерченных функций.

К существенным признакам социальной организации относятся:
Наличие целей;
Конкретное воплощение отношений общественной власти;
Совокупность функциональных положений (статусов) и социальных ролей;
Правила, регулирующие отношения между ролями;
Формализация значительной части целей, задач и отношений.

Важнейшими функциями социальной организации в обществе являются:
интеграция и социализация индивидов в систему общественных отношений;
упорядочивание и социальный контроль действий ее членов в жизненно важных для них сферах.

25. Девиантное поведение :сущность и профилактика
Нормы – основы СК.
С понятием нормы соотносится понятие отклонение.
Если нет нормы, то и не может быть отклонений от неё.
Девиация – любое несоответствие поведения любой соц норме.
Девиантное (отклоняющееся) поведение(ДП) – отклонение от общепринятых норм, их нарушение.
ДП позитивного характера – социальное творчество.
ДП негативного характера – социальная патология.
Степень распространённости негативных форм ДП в обществе служит показателем эффективности социального контроля.
Человек тем легче усваивает образцы ДП, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе он.
Критерии девиантности меняются во времени и в рамках одной и той же культуры.
В литературе существует 2 понятия:
Девиантность – поступок, действие человека, не соответствующее официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (соц группе) нормам и ожиданиям.
Девиация - социальное явление, выражающееся в относительно массовых и установленных формах чел деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (соц группе) нормам и ожиданиям.
Методы профилактики девиантного поведения.
В любом случае речь может идти о минимизации (устранении наиболее опасных социальных норм) девиантного поведения, но никак о его полноте устранения.
Методы:
Санкций (поощрение / наказание)
Социально-профилактический (воздействие на социальную среду)
Информационный (если люди знают нормы, то они их не нарушают)
Медико-биологический.
Комплексная стратегия профилактики (минимизации) сочетает в себе все 4 метода.


26. Деликвентное и преступное поведение

Делинквентное поведение – совершённый поступок.
В социологии нет научного толкования этого термина. Но существует 2 подхода:
Деликвенция (-ость) – правонарушаемость, отклонение от правовых норм, их нарушение
В западной социологии – «подростковое» молодёжное, уголовно наказуемое деяние (люди 18-20 лет).
Преступное поведение – отклонение от уголовно-правовых норм.
Свобода неделима – она даёт возможность как для положительных, так и для отрицательных норм.
Методы профилактики девиантного поведения.
В любом случае речь может идти о минимизации (устранении наиболее опасных социальных норм) девиантного поведения, но никак о его полноте устранения.
Методы:
Санкций (поощрение / наказание)
Социально-профилактический (воздействие на социальную среду)
Информационный (если люди знают нормы, то они их не нарушают)
Медико-биологический.
Комплексная стратегия профилактики (минимизации) сочетает в себе все 4 метода.

27. Понятие соц. общности
Соц. общность - совокупность людей, характер-ся какими-л общими признаками. Если таковыми являются чисто внешние признаки - одинаковый возраст, образование и т.д. - и обладающие ими люди не объединены соц. взаимод-м, прочными соц. связями, совместной жизнедеятельностью, общими интересами и не образуют целостной системы, то такая общность наз. номинальной. Такие с.о. являются чисто статистическими совокупностями (они фиксируются только для каких-то подсчетов, нужных для общей хар-ки для общ-в жизни (статистика, перепись)
Реальные общности - достаточно устойчивые сов-ти людей, некот. соц целостности, характеризующиеся более или менее одинак. чертами (во всех или некоторых) условиях и образе жизни, одинак. ценностями и интересами.
Те, обладающие признаками соц. системы.
Общности могут быть выделены по:
- территориально - поселенческому признаку
- профессиональному
-по уровню образования
-генедрные
-возрастные
-уровень дохода и т.п.
Масса людей -> соц. общность при условиях:
1)если между ними возникают соц. взаимод-я и соответственно, порождаются связи и отношения.
2)если они осознают это и идентифицируют себя с данной со.
Публика - представляет собой духовную общность - индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны др. с др. (в основе лежит сходство мнений)
Технические средства инфы, общедоступные высшее и среднее образование превратили публику в самую многочисленую форму объед людей. Благодаря СМИ люди могут участвовать активно в политич. и культ событиях, выражать свое мнение. публично получает возможность самовыражения.
Толпа-любое кратковр скопление людей,кот собр в одном месте общий интерес.
У толпы нет групп структуры виде системы статусов и ролей, нет един норм и привычек поведения, нет предшеств. опыта взаимод-я. Когда интерес исчезает-толпа рассеивается. В толпе люди ведут себя не как близкие знакомые, а как посторонние, Лебон видел в толпе разрушит силу. Группа людей,собравшихся в одном месте воодушевленная общими ч-вами готова следовать за любым лидером, особенно если он обладает какими-то ораторскими способностями, экспрессивен и истеричен(Гитлер,Троцкий,Жирик) Отличительные кач-ва толпы:
Анонимностъ, психич заражение,внушаемость и подражание; ход мысл в тол направл общим настроена поведение скорее явл инстинктивным.Чем дольше чел пребывает в толпе тем слабее проявл рацион.контроль,тем сильна восприимчивость общего эмоц настроя.
Осн типы толпы: 1)случайная
Скопление людей, где каждый преследует сиюминутный интерес (очередь, пассажиры автобуса)
2)конвенциональная толпа
Состоит из людей, собравшихся в дан месте и дан момент неслучайно,а с заран поставл цельюОни соблюдают определенные нормы и правила, кот. регулируют их поведение, делают его упорядочен и предсказуемым. Много общего с публикой (зрители театр.спект) 3)экспрессивная толпа
В отл от конвенц. собирается не для того, чтобы обогатиться нов знаниями и идеями, а для получения удовольствия (дискотеки, рок-фестивали)
4) Активная толпа
Любая из назван,кот проявл себя в действии .Её деятельность направлена на опред. объект и носит обычно кратковременный характер

28. Понятие соц группы
Под соц. гр принято понимать любую совокупность людей, имеющих общий соц признак (пол,возраст, нац-ть,профессия,место жит-ва,доход,обр-ние и др) Сои; гр-своеобразн посредник между чел и об-вом в целом. Это среда,в кот возникают и разв коллективн процессы.
Многие особенности
чел(речь,язык)(самодисциплина и нравственность) явл итогом групповой деят-ти, В гр рождаются нормы,правила,обычаи,традиции, ритуалы; закладывается фундамент соц жизни. Чел нуждается в гр и зависит от нее(люди выживают только сообща)
Класс-ции.
1.в зависимости он наличия внутригр и межгр взаимодействий.
-номинальная – искусственно выделенная по какому-то признаку совокупность людей, реально не имеющих никаких связей.НГ выделяются для решения как научных так и практических задач (перепись, изучение коньюктуры рынка, изуч уровня доходов..)
Большие НГ выделены по социально значимым признакам (пол, возр..) называются социальными категориями
-реальная группа – реально существующая общность людей, в которой имеются связи и отношения между членами.Члены РГ четко идентифицируют себя с ней, осознают отличия, ощущают свою принадлежность (семья, шк.класс, студ.группа, партия, нация)
-Группа-агрегат – занимает промежут полож между нГ и РГ. Сочетает черты той и др.(очередь, пассажиры метро, поезда.)
Особо выделяют такие группы-агр-ты как аудитория и толпа Размытость границ, спонтанность образования, кратковр-ть, неустойч-ть.
Аудитория – сов-ть людей, объедин.взаимодействием.Как правило односторонним с источником инф-ции.
Толпа – сов-ть людей, объедин. Пространств и времен рамками некоторым общим интересом.
2.В зависимости от размеров.
Большая гр. – с-ть людей, не имеющ непосредс контакт, но объед осознанием принадлеж к группе (нация, народность, сословие..)
Малая гр. – немногочисл (2-10) общ-ть людей, объед совмест деятельностью и наход в непосредст личном общении(семья, друж.компания..)
Группа-организация – промеж.положение.иск.созд общ-ть людей для достиж опр цели(институт, партия, общ.движение)
3.а завис.от хар-тера внутригрупп отнош.
Формальная группа – статус её членов регламентир официал правилами .взаимод явл безличным и функциональным, цель деятельности чётко определена (все виды организаций)
Неформальная – статус членов и цель деятельности не всегда чётко определены. Взаимоотнош – межличностные, основанные на взаимн симпатии, общем интересе или привычке.
НГ могут существ как в рамках ФГ так и отдельно. Если цель AU – удовл общест потребн-ти, то НГ удовл потребности её членов в общении (соседи, друзья..)

Близкой к данной классиф-ции является деление групп на первичн и вторичн.
Для первичн характер малое чисто членов, эмоц близость, непосредс взаимодеист, длительность существ,(семья, компания друзей)
В первичн группах происх начальная социальзация
Во вторичн группах отсутсв межличност отнош-я. Их члены связаны опосредованно, деятельностью по достиж-ю общ цели.(для школьника класс – первичн, коллектив школы – вторич.)


29. Малая группа. Исходные формы и признаки.
МГ- немногочисленная, 2-10чел, общ-ть людей, объедин совмест деят-ю и находящ-ся в непосредств личном общении. (семья, друзья, бригада)
Структ МГ.- их состав, сплочённость, стиль руководства, межличност отнош-я, социальн перцепция, коммуникативные связи процессы в них происходящие и т.п. экспериментально исследуются соц. психологией, в час-ти шк «группов динамики».
Если малая гр занята соц-ценной и значимой для всех её членов совмест деят-ю,опоследующей межличностные отношения в ней, то она может представлять собой группу высого ур-ня развития- КОЛЛЕКТИВ.
Роберт Мертон: МГ- это некот число людей (их сов-ть), кот опред образом взаимод др с др, осознают свою принадлеж к ней и считаются членами данной группы с т зр других.
Кравченко А.: МГ наз-т небольш число людей, кот хорошо знают др др и постоянно взаимод между собой (семья, шк, класс, студ. Гр, команда в спорте).
Признаки МГ:
огр число чл гр (верхн предел-20чел, нижн-2чел) если гр превыш критич массу, то распад-ся на подгруппы и фракции. Согл статист расч, боль-во МГ= 5-7чел.
Стабильность состава (МГ держится на индивид неповторим-ти и незаменим-ти участников, в отл от больш)
Внутр структура (включ в сист неформальн ролей и статусов, мех-м соц. контроля, санкции, нормы и правила повед-я)
Число связей растёт гораздо быстрей, чем число чл в гр (в гр из 3ёх чел возм 4 связи, в гр из 4ёх чел-11, а в гр из 7ми-120связей)
Чем меньше по размерам гр, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее гр, тем чаще отнош-я теряют личност хар-р, формализ-ся и перестают удовлетвор чл гр-ы. наиб оптим гр= 5-7чел
Принадл-ть к гр. Побуждается надеждой найти в ней удовлетвор-е личн запросов. Если размер удовлет-я, получ-мый в гр падает ниже опред ур-ня, индивид покидает её.
Группа предоставляет каждому максимум доступных премуществ, поскольку представляет собой объед-е равнополезных др др индивидов.
МГ принимает мн-во форм, однако исходных форм 2 (простейш молекулы малых групп):
- Диада (крайне непрочное объедин-е, сильные взаимн чувства и привязанность могут поменяться на противоп.)
-Триада более стабильна.


Классификация методов социологических исследований (МСИ).

Метод в социологии – способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приёмов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.
Интегральная природа социального объекта требует всесторонности познавательной и практической способностей социологов. Это проявляется в умении соединять в единое целое методы :
Эмпирические
Эмпирико-теоретические
Теоретические.
В социологии используются как общенаучные, так и частнонаучные – собственносоциальные методы исследования.
Классификация МСИ:
по масштабу применения:
общенаучные (системный подход);
частнонаучные (опрос).
по уровню знания
теоретические (восхождение от абстрактного к конкретному, гипотетико-дедуктивный метод).
Эмпирико-теоретические (методы мат. статистики).
Эмпирические (наблюдение, анализ документов и др).
по стадиям исследования
методы формирования проблем, целей и задач (моделирования, анализ и синтез, дедукция и индукция и др).
методы отбора исслеования (сплошное, исследование основного массива, монографическое, выборочное).
Методы сбора соц информации (опрос, наблюдение, соц эксперимент, анализ документов).
Методы обработки информации ( группировка, ранжирование, корриляция и др).
Методы анализа информации (обобщение, типологизация, качественный анализ, различные виды мат. анализа).

Методы отбора единиц исследования в социологии.

В социологии единицами исследования могут быть люди, группы людей, документальные источники, социальные факты и явления.
Сплошное исследование – опрос 100% людей из определённой социальной группы.
Исследование основного массива – опрос 75% членов соц группый (штатной численности организации).
Монографическое исследование – отбирается для исследования группа лиц (фактов и т.п.) по какому-то одному соц значимому, с точки зрения задач и исследования. основанию.

·Выборочное исследование (основной метод)
Генеральная совокупность – множество объектов, которое является предметом изучения в пределах, очерченных программой соц исследования и территориально временными границами.
Выборочная совокупность – модель генеральной совокупности, результат определённым образом построенного извлечения части элементов ген совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения.
Репрезентативность – представительность.
Основные методы выборочного исследования: объём ГС, объём ВС, фактическая ошибка в процентах (напр.: репрезентативная выборка с допущение 5%-ой ошибки; обычно 3-5 процентов).

Методы сбора социальной информации.

Опрос – метод сбора социологической информации об изучаемом объекте путём непосредственного или опосредованного социально-психологического общения интервьюера (опрашивающего) с респондентом (опрашиваемым), путём фиксирования ответов последнего на вопросы, задаваемые социологом.
Вопросы бывают закрытые и открытые, а также полузакрытые.
Виды опросов:
Анкетный
Интервью
Телефонный
Прессовый
Почтовый
Интрерактивный
Социометрический (изучение взаимоотношений в малых группах)
Экспертный (опрос специалистов)
Различные тесты и пр.
Наблюдение – метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путём инепосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц наблюдения), значимых, с точки зрения целей исследования.
Виды наблюдений:
Включённое – наблюдатель находится в группе, и наблюдаемые не знают о его роли и задаче.
Невключённое – наблюдатель находится за пределами группы (не является её членом), и наблюдаемые об этом знают.
На включённом наблюдении построена вся оперативно-розыскная деятельность.
Социальный эксперимент – способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него управляемых и контролируемых факторов (переменных).
Виды соц эксперимента:
Полевой – проводимый в естественных для испытуемого условиях.
Лабораторный – проводимый в искуственных (непривычных) для испытуемого условиях.
Смешанный – включает в себя элементы 1 и 2.
Особенность соц эксперимента – активная роль исследователя – он воздействует на объект.
Соц эксперимент – самый сложный метод сбора информации; находится на стыке с психологией.
Анализ документов – метод сбора первычной социологической информации об изучаемом объекте путём фиксирования её в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, кино, фотоплёнке или различных электронных носителях.
Виды анализа документов:
Традиционный, нестандартизированный (на уровне здравого смысла и эмоционального восприятея текста).
Традиционный, стандартизированный (использование ещё и некоторых количественных показательей).
Контент-анализ - перевод в количественные показатели качественной (массовой, текстовой информации) с последующей её статистической обработкой (VAAL).



ВИДЫ ОПРОСОВ:
Опрос как метод сбора социологической информации и его виды.

Опрос – метод сбора социологической информации об изучаемом объекте путём непосредственного или опосредованного социально-психологического общения интервьюера (опрашивающего) с респондентом (опрашиваемым), путём фиксирования ответов последнего на вопросы, задаваемые социологом.
Вопросы бывают закрытые и открытые, а также полузакрытые.
Виды опросов:
Анкетный
Интервью
Телефонный
Прессовый
Почтовый
Интрерактивный
Социометрический (изучение взаимоотношений в малых группах)
Экспертный (опрос специалистов)
Различные тесты и пр.


Наблюдение как метод сбора социологической информации и его виды.

Наблюдение – метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путём инепосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц наблюдения), значимых, с точки зрения целей исследования.
Виды наблюдений:
Включённое – наблюдатель находится в группе, и наблюдаемые не знают о его роли и задаче.
Невключённое – наблюдатель находится за пределами группы (не является её членом), и наблюдаемые об этом знают.
На включённом наблюдении построена вся оперативно-розыскная деятельность.

Анализ документов как метод сбора социологической информации и его виды.

Анализ документов – метод сбора первычной социологической информации об изучаемом объекте путём фиксирования её в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, кино, фотоплёнке или различных электронных носителях.
Виды анализа документов:
Традиционный, нестандартизированный (на уровне здравого смысла и эмоционального восприятея текста).
Традиционный, стандартизированный (использование ещё и некоторых количественных показательей).
Контент-анализ - перевод в количественные показатели качественной (массовой, текстовой информации) с последующей её статистической обработкой (VAAL).

Социальный эксперимент как метод сбора социологической информации и его виды.

Социальный эксперимент – способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него управляемых и контролируемых факторов (переменных).
Виды соц эксперимента:
Полевой – проводимый в естественных для испытуемого условиях.
Лабораторный – проводимый в искуственных (непривычных) для испытуемого условиях.
Смешанный – включает в себя элементы 1 и 2.
Особенность соц эксперимента – активная роль исследователя – он воздействует на объект.
Соц эксперимент – самый сложный метод сбора информации; находится на стыке с психологией.


Социометрический опрос: сущность и методика.

Опрос – метод сбора социологической информации об изучаемом объекте путём непосредственного или опосредованного социально-психологического общения интервьюера (опрашивающего) с респондентом (опрашиваемым), путём фиксирования ответов последнего на вопросы, задаваемые социологом.
Вопросы бывают закрытые и открытые, а также полузакрытые.
Виды опросов:
Анкетный
Интервью
Телефонный
Прессовый
Почтовый
Интрерактивный
Социометрический (изучение взаимоотношений в малых группах)
Экспертный (опрос специалистов)
Различные тесты и пр.


Социометрический опрос - метод изучения межличночтных отношений в малых соц. Группах. (Морено) Данный метод позволяет изучать взаимоотношения в малых группах, выявлять лидеров, изгоев, неформальные микрогруппы, тесноту связей между членами группы. Правило проведения социометрического опроса: 1. Формирование заинтересованности (мотивации) участников группы 2. Создание обстановки взаимодоверия между интервьюером и респондентами 3. Создание игровой ситуации, моделирующей профессиональную деят-ть группы. 4. Моральная ответственность интервьюера (конфиденциальность полученной информации) 5. Предельная откровенность респондента 6. Выбор «партнеров» не должен быть связан с их проф. Квалификацией, а непосредственно с их личными кач-вами. Основные документы: 1. социокарточка 2. социоматрица 3. социограмма

Методы обработки и анализа данных.

Методами обработки и анализа данных являются:
Подготовка, ввод в ЭВМ и преварительная обработка исходных данных.
Первичная обработка исходных данных (построение статистических распределений).
Вторичная обработка и анализ информации (методы выявлений множественных связей и зависисмости; методы многомерной классификации).
Подготовка аналитических отчётных материалов.

35. Культура: сущность и структура
– совокупность материальных и духовных ценностей.
1. Система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм; совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объектированных предметных, матер носителей и передаваемых последующим поколениям.
Включает:
- нематер культуру – созданные человеком абстракции, ценности, дарования;
- матер культуру – физические артефакты или предметы
К. – основа, позволяющая людям интерпретировать свой опыт и направлять свои действия. Это то, что выделяет человека из животного мира, среда, искусственно созданная при помощи языка, мышления и символич знаний.
>150 определений, 6 типов:
1. описательные – упор на перечисление того, что охватывает понятие культуры
2. исторические – акцент на процессы социального исследования традиций
3. нормативные:
- ориентир на идею образа жизни
- ориентир на представления об идеалах и ценностях
4. Психологические – акцент на:
-процесс адоптации к среде
-процесс научения
-формировние привычек
5. Структурные – акцент на структурной организации культуры
6. Генетические – представл К. с позиции ее происхождения:
- как продукт или артефакт
- упор делается на идеях
- подчеркивает роль символов
- К. определ как то, что отличает человека от животных.

Существование и использование К. основано на способности, которой обладает только человек, как способность к рациональному или абстрактному мышлению, наделение вещей определ значениями (символами), которые не могут быть охвачены одними чувствами – «обозначение», наличие членораздельной речи, языка.

36. Культура: структура, формы проявления и разновидности
1. Элемент К. – самая малая, далее неделимая еденица культуры.
2. Совок-ть эл-ов К. , возникших на базе какого-то культурного элемента и функц-но с ним связанного называется культурным комплексом (Футбол: мат-мяч, ворота, немат – судейство, правила)
3. объединение некот культ комплексов создает культ институт
В фундаменте К. лежат ценности. Разные К. отличаются, в первую очередь. Разным набором ценностей.
Способом закрепления и сохранения культ цен-ей выступают нормы культуры.

К. норма – правило, образец, стандарт должного поведения в соответствии с общепринятыми ценностями.
Совокупность норм образует нормативную систему: обычаи, мораль, религия, право.
Обычай – стихийно сложенный привычный стереотипный способ поведения людей.
Реализация обычных норм часто выражается в обрядах или ритуалах – строгой определенной последовательности символичных действий, воплощающих те или иные социальные идеи.
Разновидностью обычаев являются нравы – особо значимые обычаи, имеющие моральное значение.

Мораль – совокупность культурных норм, в основе котрых лежат присущие данной культуре идеалы добра, справедливости, честности и т.д.
Особой формой нравов являются табу – абсолютный запрет.
Традиции – обычаи, передающ из поколения в поколение. Это способ воспроизводства, процесс передачи основного содержания культуры, ценностей и норм.
Механизмы:
-фольклор
-имитация
Формы К.:
- элитарная – созд-ся
привелиг частью общества
- народная - анонимными творцами
- массовая – проф авторами с помощью СМИ

Разновидности К.:
1. Доминирующая К. – совокупность ценностей, норм.. которыми руководствуются большинство членов общества
2. Субкультура – часть общей культуры, с системой норм, традиций, присущие большой соц группе
3. Контркультура – субкультура, кот противостоит доминирующей культуре и находится в конфликте с господствующими ценностями.

37. Социологическая культура. ~ не может возникнуть в одночасье, взращивается годами путём комплексной научно-просветительской деятельности. Предполагает: а) признание бесконечной сложности общества на всех его уровнях и во всех его проявлениях. б) невозможность объяснять и решать соц. проблемы путём чисто соц.-инженерного мероприятия. в) признание того, что ни одно соц. действие не затухает бесследно – его последствия окружностями расходятся по всем азимутам -). г) разделение гр.общества от структур власти. К. Поппер – «действуй скорее для устранения конкретного зла чем для реализации обстрактного добра. не одно поколение не может быть пренесено в жертву для блага будующих». НАМЕТИЛИСЬ СЛЕД ТЕНДЕНЦИИ: 1) соц. серви??низм. – всё более сводится к «предугадыванию» ожиданий властей. 2) Доминир. темами становятся оправданием сложившегося в Росс. соц. уклада. !!соц. культура заключается в высоком профессионализме социологов, их смелой гражданской позиции, проведении научной просветительск. деятельности, решение конструкретных соц. проблем общества.

38. Социальные процессы. Соц. процесс – совокупность однонаправленных и повторяющихся соц. действий, которые можно выделить из множества других соц. действий. Можно выделить некоторые общие черты => классификация америк. социологов. Парка и Бёрджеса (1921 г.)
1. кооперация – может протекать и в диадах, малых группах, и в больших гр. Попытка стать частью тех-иных групп.
2.конкуренция-борьба меж групп\индивид за обладание ценными запасами, котор ограничены и неравно распределены.
3 Приспособление- принятие культурн. норм и эталонов новой среды. ВИДЫ: подчинение – может быть как осознанным, так и не осознанным.. компромисс- частичное принятие новых, врем соглашение. – терпимость.
4 Ассимиляция- процесс взаимного культ. проникновения.
5. Конфликт – столкновение сторон, мнений, сил, высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, соц групп, инст-ов, и общ-ва в целом. Развивается через конфронтацию обществ интересов.
6.амальгамация. биологич. смешивание 2-х или более этн. групп, после чего они становятся одной группой. (например – объединение древней русси).
7-поддержание границ стремление сохр границ- санкции.
8 создание системы связей – процесс с помощью котор. элементы по крайней мере 2-х соц. систем (групп) сочленяются.

Все рассмотренные процессы тесно связаны между собой и почти всегда протекают одновременно, создавая таким образом возможности для развития групп и постоянных изменений в обществе.


39. Управление социальными процессами.

Социальное управление – основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на соц объект (управляемую подсистему), в качестве какового может выступать общество в целом и его отдельные сферы – эконом., полит., соц., дух., с тем, чтобы обеспечить их нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное движение к заданной цели.
Социальное управление – сознательное систематическое, специально организованное возд-е на обще-во и его составные части по упорядочению и совершенствованию их соц-деятельностой стр-ры в процессе выработки и достижения цели.

Виды управленческой деятельности:
Технологическое управление – регулирует совокупность ействий, операций членов организаций по выполнению её основных целевых функций (про производству опр продукции, выполнению опр услуг и т.д.)
Экономическое – регулирует экономические аспекты деятельности организации и её связи к окр оществ средой.
Социальное – регулирует процессы в соц сфере – целенаправленное воздействие на соц сис-мы в интересах совершенствования усл-й жизни людей, их взаимоотношений, укрепление формальных и неформальных связей между ними, сплочённости, солидарности, улучшение деятельности создаваемых ими инст-ов и иорганизаций.

Экономика – достижение максимальных рез-тов при наличии минимальных ресурсов.
Менеджмент – управление – это процесс Планирования, Организации, Мотивации и Контроля, направленный на достижение целей организации.
Мотивация – заинтересованность каждого работника в конечных рез-так д-ти организауии.
Управление соц процессами осуществляется путём воздействия на условия жизни людей, их ценности и ориентации.

отдельный работник. (прямое возействие; через мотивы и потребности; через систему ценностей; через окр соц сферу)
коллектив. (целенаправленное формирование группы; сплочение группы)
соц оргацизация (демократизация управления; соц планирование; согласование формальной и неформальной структур).


40. Понятие и структура социального конфликта.
Соц.конфликт – столкновение сторон, мнений, сил, высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, соц групп, соц институтов, общества в целом, характеризующаяся противоположных тенденций и интересов соц общностей и индивидов.
Под соц конфликтом принято понимать любые виды борьбы между индивидами, цель которых – достижение(сохранение) средств производства, экономических позиций, власть или другие ценности, пользующиеся общественным признанием. Также подчинение, нейтрализация либо устранение действительного/мнимого противника. Как правило конфликт развивается из конфронтации частных и общественных интересов.
Хар-ка соц.конфликта:
1.Противоборство, столкновение, противодействие субъектов соц.взаимодействия.
2.Наличие эмоциональных составляющих, взаимно направленных негативных чувств, эмоций, переживаний и выражаемых участниками конфликтных взаимодействий.
Структурные элементы конфликта:
1.Конфликтная ситуация – совокупность условий, создающих соц.напряжённость. Выступает субъектно-объектной базой конфликта. Включает в себя:
-противоборствующие стороны (участники конфликта, оппонент, конфликтующие субъекты)
-группы поддержки – субъекты, группы субъектов, поддерживающие стороны в ходе конфликтного взаимодействия (второстепенные участники конфликта)
-предмет конфликта – то, из-за чего возник конфликт, на что претендует каждая из противостоящих сторон.
-последствия конфликта
-соц среда(соц условия)в которых находятся противодействующие участники конфликта – совокупность норм и ценностей, принятых в данной соц организации, общности.
2.Конфликтное взаимодействие – особая специфическая форма соц.взаимодействия, представляющая собой совокупность способов и приемов противоборства участников конфликта, в ходе которого они испытывают негативные переживания различной интенсивности по отношению др.к др.
Динамика развития конфликта:
Стадии:
1.предконфликтные отношения(накопление проблем, их неразрешимость, напряжённость в отношениях)
2.обострение противоречий(устойчивый негативный психологический фон в отношениях, постоянная негативная, порой агрессивная конфронтация)
3.Конфликтная ситуация(открытый конфликт между субъектами, отсутствие взаимопонимания)
4.разрешение конфликта.
5.Постконфликтная ситуация(новое содержание отношений между участниками конфликта)
каждая из стадий включает в себя определённую последовательность развития(эскалации) противоборства.

41. Соц мобильность.
С.М. – совокупность социальных перемещений людей в обществе, связанные с изменением их соц статуса.
Характеризуется направлением, разновидностью и дистанцией соц перемещений.(индивидуально или группами)
Впервые термин соц.мобильность ввёл Питирим Сорокин в работе «социальная и культурная мобильность» 1927г. Идеи Сорокина получили в работе С. Липседа и Р. Бенгикса «Соц мобильность в индустриальном обществе»
Основные типы С.М.
Вертикальная моб-ть (движение вверх и вниз, перемещение из одной страты в другую)
Бывает нисходящая(соц спуск) и восходящая (соц подъём)
Как правило восхождение является добровольным, а нисхождение – вынужденным.
Горизонтальная моб-ть (перемещение. При котором индивид меняет соц положение или профессию на равноценную, т.е. переход из одной соц группы в другую, расположенную на этом же уровне/имеющий эквивалентный статус)
Бывает географическая (перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.(напр.туризм)
Если к перемене места добавляется смена статуса, то геогр.моб-ть превращается в миграцию.
С.М. может подразделяться:
по субъектам
-индивидуальную(независ.от др)
-групповую(напр.после рев-ции старый господств.класс уступает место новому)
Чем выше в обществе возможность индивидуальной моб-ти , тем ниже уровень сплочённости соц.групп и тем меньше межгрупповая напряжённость.
По управляемости:
-стихийную(жители ближ.зарубежье едут на заработки в круп города России)
- организованную.(управляется гос-вом.бывает добровольная и принудительная)
По отношению к поколениям:
-межпоколенная – изменение статуса детей по сравнению со статусом родителей; передвижение, осуществляемое на протяжении двух и более поколений. Стартовая точка: изменение позиции родителей. (например: урбанизация)
- внутрипоколенная – соц перемещения внутри одного поколения в течение жизни одного поколения. (например: индустиализация).


42. Основные показатели соц. мобильности Основные виды мобильности: 1) Меж-поколенная (меж-генерационная)   изменение статуса детей по сравнению со статусом родителей, передвижение, осущ. На протяжении 2-х и более поколений. Старт   изменение позиции родителей. 2) Внутрепоколенная мобильность   соц. Перемещение внутри одного поколения в течение жизненного пути. Показатели мобильности: 1) Объём мобильности   число индивидов, которые переместились по соц лестнице в вертикальном направлении за опред. Промежуток времени. Совокупный объём мобильности   кол-во перемещений по всем стратам вместе. Дифференцируенмый   по отдельным. 2) Масштаб соц. мобильности - Процентная доля тех, кто сменил в сравнении с отцами свой соц. статус. Степень мобильности определяет ДИАПАЗОН мобильности. Это количество различных статусов и условий, которые позволяют людям перемещаться. Это характеризует ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП стратификации, т.е. закрытые (напр. кастовые) и открытые общества и т.д Чем шире возможности продвижения наверх, тем сильнее люди верят в доступность для них каналов вертик. мобильности. А чем больше верят, тем сильнее стремятся.  При изменении соц. мобильности, изучают след. хар-ки: 1) Число и размер классов и статусных групп. 2) Объём мобильности индивидов и семей из одной группыв другую. 3) Степень разграничения соц. страт по типу поведения, стилю жизни, и уровню классового самосознания. 4) Вид или размер собственности, которой владеет человек, занятия и ценности, определяющие какой-либо статус. 5) Распределение власти между статусными группами. а Мера мобильности с опред. Шагом и объемом перемещений. а Дистанция мобильности: кол-во ступенек, на которые удалось подняться или пришлось опуститься индивидам. Структурная мобильность   связана с изменением в структуре народного хоз-ва (с сокращением\изменением отраслей\профессий. Соц. клаузура   возведение соц. барьеров и перегородок. Ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе (термин ввёл М. Веббер).

Сорокин выделяет след причинный соц моб:
- соц революции
- иностранные интервенции
- межгос войны
- гражд войны
- военные перевороты
- восстания
- смена полит режимов
- создание империй и др.

43. Понятие и структура социальной сферы.
Соц. сфера – одна из основных сфер общества, наряду с экономической, политической и духовной, охватывающая интересы классов и соц групп, наций и народностей, отношения общества и личностей, условия труда и быта. Представляет собой пространство воспроизводства повседневной жизни, развитие и самоосуществление обществ.субъектов.
Основные измерения соц. сферы:
а) комплекс условий труда, быта и досуга.
б) степень доступности культурных благ и услуг (образование, информация, лит-ра, искусство)
в)гарантии жизнеобеспЕчения и безопасности (охрана здоровья. Соц обеспечение, трудоустройство, защита прав и достоинства личности)
г)возможности социальных перемещений и жизненного самоопределения (от выбора профессии и места жительства до повышения квалификации)
д)реальное участие в управлении. Соц контроле (обсуждение. Принятие решений, в общественной жизни и в любительском творчестве)
Соц.сфера – сфера воспроизводства человека, семьи,труд.коллективов и др. соц.групп, которые включают условия труда и отдыха людей, их была и досуга, уровень материального состояния, образования, воспитания, здравоохранения. В современных условиях это понятие заменило категорию «непроизводственная сфера», охватывавшая отрасли народного хоз-ва, не относившаяся к производству материальных благ, строительство и все виды промышленного и с/х производства. В неё включалось: производство услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, физ-ры и спорта и соц обеспечение.
Субъекты анализа соц сферы:
- органы гос власти и управления
- органы гос статистики
- органы местного самоуправления
- научно-исследовательские организации
- рук. и менеджеры организаций и предприятий различных форм собственности
- полит партии, общественные орг-ци и движения
- СМИ.

Объекты анализа соц сф
1.Потребители услуг, материальных и духовных ценностей, информации (индивид. и групп.)
Инд.объект – человек, население, как совокупность индивидов
Коллективн. Объект – группа лиц, совместно осуществляющих потребление (семья, труд коллектив, садовое товарищество)
2.Производители(поставщики) услуг – отд.лица, орг-ции, структуры. Их деятельность определяет объем и качество предоставляемых услуг.



44. Основные показатели качества жизни населения.
Качество жизни - совокупность показателей общего благосостояния людей,
характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также
потребление непосредственно не оплачиваемых благ.
Показатели - это продолжительность жизни человека (ожидаемая при рождении и фактическая), состояние его здоровья, отклонение состояния окружающей среды от нормативов, уровень знаний или образовательных навыков, доход (измеряемый валовым внутренним продуктом на душу населения), уровень занятости, степень реализации прав человека. Концепция, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.04.96 N 440

(С 1990г. реализуется программа развития ООН: сравнит оценка различн стран по определённым показателям между собой. В её рамках разработана концепция развития человеческого потенциала. Чел. развит (human development) рассматр-ся как цель и критерий общест прогресса, а не ср-ство для эк роста.
Индекс развития чел потенц (ИРЧП) сост из 3ёх равнознач компонентов:
-доход, определяемый ВВП или валовым регионал продуктом по паритету покупательной способности (ППС, опред в $ США). ВВП на душу нас-я (100-40тыс $)
-образование, опред-ся показателями грамотности (в т.ч. доли учащихся среди детей и молодёжи 7-24лет) и грамотности взрослого населения.
-долголетие, определ-е через продолж-ть предстоящ жизни при рождении (ожидаемая продолж-ть жизни); опред-ся от 25 до 85лет.
ИРЧП – от 0 до 1. чем ближе к 1, тем больше возм-ть для реализ-ции челов. потенц. Благодаря росту образ-я, долголетия, доходов. 0-0,5=низк ур-нь, 0,5-0,8= сред ур-нь ИРЧП, 0,8-1= высок ур-нь ИРЧП. ИРЧП: 1место-Норвегия (0,956), 175место- Сьерра-Лионе (0,273). Начиная с 1995г. Россия-сам выс= 55мето, сам низк= 72место.
Выс ур-нь ИРЧП: 1Норвег, 2Исланд, 3Швеция, 4Австрия, 5Нидерланды, 6Бельгия, 7США, 8Канада, 9Япония, 10Швейцария, 13Великобр,17Фр, 18Герм, 19Исп,21Итал,41Эстон, 45Литва, 50 Латв, 53 Беларусь. Сред ур-нь(56-141): 63 РФ, 75Укр, 76Казхст, 100Армен, 104Китай низк(142-175).
ВВП на чел в год: США-33800$, норвег-38-40тыс$, стр Европы- 20-30тыс$, РФ-2,5-4,5т. $ (некот. 7-8т. $).
ИРЧП РФ: Тюменск обл-0,766, Москва-0,846, респ Татарстан-0,798, С-Пб-0,798, респ Саха-0,784, Ингуш-0,622, респ.Тыва-0,651.
Регионы: слаборазв (0,650-0,699)= 3%рег, 1%нас; менееразв (0,700-0,729)= 23%рег, 12%нас.; среднеразв (0,730-0,766)= 70% р, 65%н.; отн-но разв. (0,767-0,799)= 14%рег, 9%нас; развит (0,8-0870)= 3%рег, 9%нас.
Прод-ть жизни: Яп-я=79л., Андорра= 83г. разн между м ж в Европе=5лет, в РФ-14лет.)

45.Понятие социологического мышления (по работе З. Баумана «мыслить социологически»)
Для социологии важно провести границу между соц. знанием и здравым смыслом. Но существуют различия между здравым смыслом и социологией:
1) С. Пытается подчиниться строгим правилам ответственных высказываний. Она четко различает понятия, проверяемые доступным путем, опытом и высказывания, которые являются только условными.
2)отличие касается размеров поля, на котором собирается материал для суждения
3) различают способами, каким они придают смысл человеческой реальности
Социология стремится преодолеть ограниченность здравого смысла, раскрыть его возможности. С. Может подтолкнуть нас к переоценке нашего опыта.
Искусство мыслить социологически может оказать каждому важную услугу: сделать нас более чуткими, обострить наши чувства, и тогда мы сможем исследовать человеческие ситуации, остававшиеся для нас до этого не заметными.
Мыслить социологически – значит несколько болье понимать всех людей, оркужающих нас, их пристрастия и мечты.
Соц. мышление может способствовать солидарности и помочь понять другие формы жизни. Соц мышление подрывает веру в исключительность и полноту какой-либо интерпретации. Оно заостряет внимание на множественности опытов и форм жизни. Соц. мышление – не затрудняет, а способствует потоку переживаний и обмену.


46. Понятие социологического воображения (Миллс «Соц воображение»)

Под социологическим воображением мы понимаем умение или способность рассматривать общество под определенным углом зрения.
Это умение включает пять компонентов: рассматривать все социальные явления как результат деятельности социальных агентов; понимать скрытые за поверхностью явлений структурные и культурные ресурсы; изучение предшествующей традиции, живого наследия прошлого и его постоянного влияния на настоящее; воспринимать общественную жизнь в ее динамике; признание огромного разнообразия и вариантов форм проявления общественной жизни.
Цель настоящего исследования – показать, что социологическое воображение - это вытекающая из признания разнообразия и множественности социальных установлений способность связать любое событие в обществе со структурным, культурным и историческим контекстами.
Ч. Райт Миллс приводит следующий пример: "Одним из результатов изучения социологии должно стать умение читать газету. Чтобы разобраться в газетных материалах, что является очень непростой задачей, необходимо научиться связывать сообщаемые события, понимать их в связи с более общими представлениями о жизни общества, а также тенденции, частью которых они являются. Суть дела заключается в следующем: социология - это, прежде всего, способ выхода за рамки того, о чем мы читаем в газете. Она дает систему понятий и вопросов, помогающих нам сделать это. Если этого не происходит, то социология, как часть либерального образования, оказывается несостоятельной".

Социологическое воображение
Известный американский социолог Чарлз Райт Миллс считал, что чтобы понять те или иные социокультурные реалии, отношение к ним людей и их поведение, социологу недостаточно знать постулаты теории, уяснить её методологические принципы.
Необходимо ещё проявить неординарность мышления, особый интерес к тем проблемам, которые для рядового наблюдателя кажутся естественными, не заслуживающими внимания вообще.
И тогда привычное может приобрести совершенно иной смысл. Обыденные вещи могут предстать не тем, чем они всем кажутся. Но инакомыслие не является конечной целью ученого. Скорее с этого момента лишь начинается социологическое исследование.
Но чтобы оно состоялось ученый, по мысли Миллса, должен проявить социологическое воображение. На эту тему Миллс написал целую работу, которая так и называется «Социологическое воображение».
По Ч. Миллсу, социологическое воображение - это плодотворная форма самосознания интеллектуала, с помощью которого оживает способность удивляться, люди становятся разумными - начинают понимать, что теперь они сами способны к правильным обобщениям, непротиворечивым оценкам, что позволяет прояснять основания тревог людей и безразличия общества.
Ключевым элементом социологического воображения является взгляд как бы стороннего наблюдателя - попытка абстрагирования исследователя от личного опыта, привычного культурного контекста, что может привести к обнаружению новых, неизвестных ранее смысловых пластов, аспектов человеческого бытия.
«Это особое качество мышления и интеллекта, которое, вероятно, обеспечивает наиболее наглядное представление о самых сокровенных областях нашего бытия в их связи с более широкой социальной действительностью».
Более того, в социологическом воображении ученый видел своеобразную возможность личного участия исследователя в процессе изменения общества, политической и культурной жизни.
Социологическое воображение позволяет понять и изучить человеческое многообразие. Оно стремится к сравнительному анализу всех социальных структур в мировой истории, в прошлом и настоящем. Особый акцент делается на изучении разнообразия человеческих типов и индивидов. Ибо, как считает социолог, между странами идет борьба «за тот тип личности, который будет преобладать на Ближнем Востоке, в Индии, Китае, Соединенных Штатах. Вот почему сегодня культура и политика так тесно связаны между собой».
В социологическом воображении сливаются воедино наука и искусство. Речь идет, прежде всего, об искусстве не доверять своему обычному видению мира, об особой функции разума на основе приобретенных знаний проникать в сущность окружающих реалий, видеть их оборотную сторону и различные грани.
Социолог не мыслил свободу без разумной личности, торжества разума.

47. Содержание интеллектуального творчества обществоведа (по Миллсу)
48. Содержание профессиональной деятельности социолога (по Бергеру)

Социологическое знание необходимо потому, что действует в обществе.
Отождествление социологии с социальной работой в сознании многих людей является в определенной степени следствием «культурного отставания», но они слишком односторонне подходят к соц. Работе. Социальная работа- это особый вид общественной практики, а социология – не практика, а попытка понять.
Согласно утверждению Макса Вебера, социология - «свободна от ценностей". Это не значит, что социолог не может и не должен придерживаться ценностных ориентиров, но в пределах профессиональной деятельности – основная ценность – строгая научность =>
Идеал, к которому стремится социология- это акт чистой перцепции (восприятия).
Еще одни образ социолога- образ соц. Реформатора. Однако представление о социологе, как о соц. реформаторе страдает теми же недостатками, что и представление о нем, как о соц. Работнике.
Согласно одному из современных представлений социолог – собиратель статистических данных о человеческом поведении, который по существу является подручным ЭВМ.
Сами по себе статистические данные социологи не делают. Они становятся социологией только тогда, когда получают соц. Интерпретацию и соотносятся со специальной системой координат соц. Теории. Они служат пониманию того, какие ценности разделяют общество и каково положение соц. Институтов.
Еще один образ социолога сегодня- это человек, занятый главным образом разработкой методологии, в рамках которой он потом втиснет все проявления человеческой природы.
Социология изначально трактовала себя как науку
Верный призванию социолог делает утверждения на основе наблюдений в соответствии с определенными критериями очевидности так, чтобы дать возможность коллегам проверить, повторить и подложить дальше его изыскания. Пытаясь разработать в своей науке критерии очевидности, социологи вынуждены обращаться к методологическим проблемам. Вот почему методология является необходимой существенной частью социологического познания.
Однако некоторые социологи настолько увлекаются методологией, что утрачивают интерес к обществу. Согласно последнему представлению, социолог отстраненный, беспристрастный наблюдатель, хладнокровно манипулирующий людьми.
Социолог – человек, который испытывает постоянный, неизбывный, не знающий моральных преград, интерес к человеческим поступкам.
-использует статистические методы
- аккуратен с терминологией
-его интересует познание ради познания
Вопросы социологии: что здесь делают люди, общаясь между собой? Каковы их взаимоотношения? Как эти отношения организуются в институты?
Ответив на эти вопросы, социолог может затронуть многие сферы, но не свой мёд.
Очарование социологии заключается в том, что, приняв ее перспективу, мы начинаем видеть мир, в котором прожили всю свою жизнь, в ином свете.
Первая заповедь социолога – Вещь суть не то, чем кажутся


49.Специфика социологического подхода к изучения социальной реальности ( по Бергеру)
Социология конструируется специфической современной формой сознания.
Общественный- то, что связано с взаимодействием, взаимоотношением, взаимностью
Общество – (для социолога ) широкий комплекс человеческих отношений или система взаимодействий.
Социальная ситуация – люди в своих действиях ориентируются на других
Социальное взаимодействие- аспект всех совместных действий людей
Социология на многие вещи смотрит по-своему. Социологический подход включает в себя процесс «видения сквозь» фасад социальных структур, процесс, который можно проиллюстрировать примером повседневного опыта людей, живущих в большом городе.
Социологическая проблема есть нечто совершенно отличное от социальной проблемы.
Социологическому сознанию присущ особый изобличительный мотив. Сама логика его науки подталкивает социолога к развенчанию тех соц. систем, которые он изучает.
Жизнь в современном обществе - калейдоскоп смены ролей.
Соц. Мобильность усиливает эффект релятивности.
Социологическое сознание обладает подвижной системой координат, что позволяет человеку воспринимать собственную биографию как перемещение в многомерном пространстве социальных миров, обладающих особыми системами смыслов.


50. Сравнительный анализ основных методологических подходов в социологии ( по Монсону)
Структуралистический подход:
Структуралистское направление социологии – общество лучше всего изучать в виде стабильной соц. структуры, отдельные соц. Институты, которые по частям дают нам информацию о людях, живущих в данное время.
Экзистенциальный подход:
Если мы считаем, что наша жизнь должна идти по определенному пути, заданному извне, мы выбираем несвободу, выбрали отсутствие выбора =>(экзистенциалум) общество – результат поступков отдельных индивидов, обладающих свободой выбора.

Когда достаточно много людей создает одинаковые и сходные проекты, возникают соц. институты.
Изучение общества в первую очередь означает изучение человечества как суммы индивидуальных экзистенций, кроме того образованной или общей картины, оставленных ими следов.

51.Что такое: изучать, объяснять, понимать и изменять общество?( по Монсону)
Что такое: изучать общество? (по работе П.Монсона «Лодка на аллеях парка»)
Изучать общество с точки зрения социологии – значит изучать его с помощью институционализированных правил, управляющих предметом.
Изучение общества – изучение отдельного индивида в системе соц. Структур.
Познавательные интересы:
1. Технически-манипуляционный. Цель: открытие законов, с тем чтобы благодаря полученным знаниям можно было бы управлять действительностью.
2. Герменевтический. Цель: не только открытие объективных законов, позволяющих манипулировать обществом, но и построение теорий, дающих возможность понять других людей, другие общества, другие исторические эпохи.
3. Критически – эмансипаторский. Цель: освобождение людей от скаредности природы и от угнетающих структур.
Направление современно социологии – объяснить, понять, изменить общество.
Изучение общества – выявление человеческого в социальном институте науки.
Что такое: объяснять общество? (по работе П.Монсона «Лодка на аллеях парка»)
Реальность подчиняется своим собственным законам, и социология должна увидеть эти законы и использовать для объяснения общества.
1. Функциональное объяснение - истолковывает общественный феномен или институт с точки зрения его предназначения для общества в целом.
2. Причинное (каузальный) объяснение – одни соц. Факты могут объясняться другими соц. Фактами, но никогда – индивидуальными побуждениями.
3. Диалектическое объяснение – восприятие истории и общественных отношений как наполненных конфликтами и противоречиями.
1, 2, и 3 исп. В структурной социологии (в качестве дополнения/смешиваясь)
Что такое: понимать общество? (по работе П.Монсона «Лодка на аллеях парка»)
Побъективное знание строится на возможности разума объективно понимать действительность. Главный способ понять окружающий нас мир – объяснить его.
Социальность – это разделенная субъективность, это «интер-субъективный» феномен.
Общество не явл. Чем-то объективным. Основу его создают интерсубъективные договоренности между людьми, считающими социум «настоящим» только в силу своей «природной предрасположенности».
Познание общества должно происходить через человека, а не познание человека через общество.
Мы находим в обществе институционализированные ответы на извечные человеческие вопросы, ответы, которые продолжают существовать потому, что вопросы эти – вечные
Что такое: изменять общество? (по работе П.Монсона «Лодка на аллеях парка»)
Революция ,как следствие изменения общества, должна строится не на индивидуальной воле, а на существующих общественных отношениях.
Социолог, кот. Хочет использовать свои в целях преобразования, должен учиться перемещаться между теоретическим анализом и практической деят-тью.









13PAGE 15


13PAGE 14- 11 -15




15

Приложенные файлы

  • doc 8999156
    Размер файла: 303 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий