Социология семьи


Предмет социрлогии семьи.
Место СС в системе социальных наук
1. Социология семьи в системе дисциплин, изучающих семью.
Социологическая наука о семьи. (шир.)
Часть общей социологии, рассматривающая семью, как группу людей. (узк.)
Отдельного индивида СС изучает через его роли в семье.
Этнография и антропология. Они изучают семью через призму ритуалов, обрядов, обычаев, культуру народов, стереотипы семейного поведения мужчины и женщины. СС изучает функционирование семьи, как подсистемы общества, а к прошлому обращается, чтобы выявить тенденции изменения семьи и предсказать, что ее ожидает в будущем.
Экономика семьи и домохозяйства. Она изучает совместную деятельность семьи в производстве.
Социология бюджетов времени. Рассматривает модели внерабочего распределения времени.
Семейное право. Изучает семью, ее существование, распад, вопросы семейной собственности, при заключении брака или разводе. СС обращает внимание на эти же вопросы с точки зрения того, как юридические нормы ограничивают или стимулируют активность семьи, ее интересы
Социальная психология семьи – межличностные отношения в семье. Социологов же интересует взаимосвязь институциональных и межличностных характеристик семьи.
Социальная педагогика. Семья как объект социальной работы.
Медицина и социология здоровья. Изучает предпосылки репродуктивного поведения. СС изучает последствия для семьи.
Демография. Структура населения. СС – эффективность социализации детей в семье.
Предмет СС – это изучение семьи как социального института, который реализует важные для общества функции по рождению, социализации, содержанию детей. Специфика СС в том, что она придает громадное значение посредничеству семьи в отношении с обществом и государством. Признает автономность семьи.
Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат
Структурный метод позволяет рассмотреть семью как часть общества в социальной структуре.
Семья как макро- и микрообъект исследования.
Макро- и микросоциология семьи
Как малая группа семья образуется, живет и распадается. В этом состоит самостоятельность семьи. Но семья связана с обществом.
МаСС изучает семью как посредника между человеком и обществом и считает, что ее необходимо сохранить. В соц пространстве.
Вопросы:
Может ли общественный строй поддерживать или разрушать семью и преемственность поколений?
Как возникает направленность общества против безразводной семьи с несколькими детьми? Влияет ли на это государство?
МаСС не может ответить на эти вопросы без учета исследований других наук.
МиСС изучает жизненный цикл семьи от образования до распада. Изучает вопросы, связанные с прекращением семьи. Самосохранительное поведение
Семья должна заботиться о собственном самосохранении.
Семья, понятие, основные дефиниции. Функции семьи.
Понятие семьи, ее функции и структура
Семья (Харчев)
Ф-ции семьи:
Специфические:
Репродуктивная
Содержание детей (экзистенциальная)
Воспитание детей (социализация)
Семья основана на личных мотивах людей, а не на принуждении.
Неспецифические:
Накопление собственности, передача ее детям
Домохозяйство
Отдых, забота о здоровье семьи
Создание микроклимата семьи
Типология семейных структур.
Типы семейных структур
Образуются в зависимости от характера супружества, родительства и родства.
Моногамия – брак одного мужчины с одной женщиной
Полигамия – брак одного супруга с несколькими. Делится на полигинию (МЖЖ) и полиандрию (ЖММ). Фратернальная полиандрия – брак нескольких братьев с одной женой. Сороральная полигиния – это брак нескольких сестер с одним мужем. Экзогамные браки относятся к групповым. Супруга выбирают среди членов др. рода. Эндогамные браки заключаются внутри племени, состоящего из 2-х экзогамных рода. Агамия – запрет на половые отношения между членами брачных родов (бывают временными).
В СС различают социальное и физиологическое отцовство и материнство. Отсюда выделяются патрилинеальные и матрилинеальные семьи (наследование фамилии, имущества, социального положение).
Критерий власти:
Патриархальные семьи (отец – глава семьи)
Матриархальные
Эгалитарные семьи (нет четкого разделения)
Американский социолог Моррис Золдич выделяет:
Партнерскую семью (совместное обсуждение проблем)
Синкратическое партнерство (равное влияние супругов)
Автономная семья (решение принимает один супруг, а обсуждают совместно)
Соц положение:
Гомогенная семья (супруги из одной соц группы)
Гетерогенная семья
Расположение в пространстве:
Патрилокальные (молодожены переходят жить в дом отца мужа)
Матрилокальные (дочь с мужем остаются жить у родителей жены)
Униюкальные (наличие жилья и определяет место жительства молодоженов)
Эванхюлелокальные (молодые живут в доме родных дяди или тети)
Неолокальные (молодые живут отдельно от родителей и родственников)
Самый распространенный современный тип:
Нуклеарные (родители и их дети)
Повторная семья
Репродуктивная семья (родители и их несовершеннолетние дети)
Ориентационная семья – кто-то из детей обзавелся своей репродуктивной семьей, родительская семья и будет ориентационной.
Свойственники – родственники жены для мужа и наоборот
Стросс: функциональная классификация семей
Сложная нуклеарная семья – родители и их дети + дети от другого брака
Генеалогия – библиографические истории жизни семьи.
По комплектности внутрисемейных ролей:
Полные (12 ролей)
Неполные (менее)
Этапы развития социологии семьи.
Социология семьи как самостоятельная дисциплина
История изучения семьи
Семья рассматривалсь учеными кА микромодель общества
Подходы к изучению семьи:
Исторический – Бакофен, Мак-Ленон (матриархат предшествовал патриархату), Лафито, Миллер, Иениш (через матриархальную семью прошли все народы), Колер, Ковалевский. За патриархат выступа. Идею изменчивости форм семьи отстаивал Морган. С появлением частной собственности появился отцовский род. Энгельс – поногамная семья – это выражения экономического господства мужа и рождение детей, которые наследуют его богатство – единственная цель моногамии.
Жизненный цикл семьи.
ПЕРВАЯ СТАДИЯ — Жизнь взрослого, пока одинокого молодого человека любого пола, еще не создавшего своей семьи.
То, как и какую семью он построит и построит ли вообще, зависит от его психологической зрелости и независимости, то есть от степени освобождения от своих родительских семей.
Молодые люди могут избегать вступления в брак, по причинам, которые кроются внутри родительской семьи. Или, наоборот, стремиться к преждевременному браку, пытаясь освободиться от сковывающих их отношений в родительской семье.
ВТОРАЯ СТАДИЯ жизненного цикла семьи начинается в момент встречи с будущим брачным партнером — Предбрачное ухаживание.
Влюбленность, роман, возникновение идеи брачного союза, то есть длительных, стабильных отношений, оценка партнера в качестве спутника жизни — все это происходит здесь. Если данная стадия жизненного цикла протекает удачно, и длится 1-2 года, то партнерам удается обменяться ожиданиями относительно будущей совместной жизни и согласовать их. У них формируется картина благоприятного будущего их семьи, возможность узнать друг друга, уточнить и проверить решение о браке, познакомиться домами, увидеть поведение будущего супруга в семейном кругу, выявляется психофизическая совместимость, накапливается опыт совместных переживаний.
Но часто бывает, что мотивом вступления в брак являются: бегство от родителей, чувство долга, одиночество, давление родителей, сексуальное влечение, материальная выгода, месть.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ жизненного цикла семьи — Заключение брака.
Происходит объединение под одной крышей, начинается ведение совместного хозяйства, возни-кает общая жизнь. Это время первого кризиса семьи. Нормы, выработанные в период предбрачного ухаживания сталкиваются с реалиями семейной жизни, а также влияют модели поведения своей семьи. Поэтому, молодые люди должны заключить огромное количество СОГЛАШЕНИЙ о том, как жить вместе (обычно соглашения не проговариваются и формируется «по умолчанию»):
Как распределяются функции в семье.
Кто придумывает и организует развлечения.
Кто принимает решения о том, на что тратить деньги.
Кто работает, а кто нет.
Когда заводить ребенка...
Некоторые вопросы легко обсудить и договориться, а некоторые открыто обсудить трудно, потому что предпочтения часто не ясны и не проговорены. Особенно верно это в отношении сексуального поведения...
Если молодая семья живет вместе с родителями, то часто возникают конфликты между новой маленькой семьей и старой большой. Когда новый человек появляется в большой семье, происходит существенная ломка правил. Создать маленькую семью внутри большой — задача очень сложная. Молодые люди должны договориться не только друг с другом о том, по каким правилам они будут жить вместе, но и передоговориться с родителями о том, как они будут ладить друг с другом. Новая подсистема прежде всего нуждается в отдельности, старая система, подчиняясь закону гомеостаза, хочет сохранить все, как было. Ситуация мучительна для всех. Появление ребенка может сгладить остроту конфликта на какое-то время.
ЧЕТВЕРТАЯ СТАДИЯ — Первый ребенок.
Рождение ребенка превращает брак в семью. На социальном уровне мужчина и женщина переходят в разряд родителей.
Появился третий член семьи — изменилась семейная структура — ломаются старые взаимоотношения. С одной стороны, она стала более устойчивой, а с другой — члены этой новой системы больше отдалились друг от друга. Необходим новый договор в перераспределении ролей, времени, денег и т. п. Кто будет вставать к ребенку по ночам? Будут ли они сидеть дома вместе или ходить в гости по очереди или жена будет с ребенком, а муж будет жить как холостой?
Многие проблемы супруги начинают решать через ребенка: он становится козлом отпущения — его обвиняют во всех внутрисемейных конфликтах, и оправданием новых проблем, равно как и старых, до сих пор не решенных, например, он становится единственным оправданием брака.
Если супруги живут вместе с родителями, то могут возникнуть конфликты из-за распределения ролей. Если за ребенком ухаживает бабушка, она может образовать коалицию с ребенком против матери.
Само рождение ребенка приводит к объединению двух семей. Семьи могут ссорится как назвать ребенка, как его обучать ...
Если младенец не внес отчуждения в супружеские отношения, более того, сплотил родителей, данная стадия пройдена удачно.
ПЯТАЯ СТАДИЯ — Появление второго ребенка.
С появлением детей возникает новая, сиблинговая (сиблинги — родные братья и сестры), подсистема в семейной системе. В случае функциональной семьи в ее структуре будут выделяться супружеская подсистема и детская подсистема. В дисфункциональной семье могут быть «неправильные» подсистемы — коалиции: мама с одним ребенком против папы с другим или мама с детьми с одной стороны и папа — с другой.
Границы (правила) между подсистемами семьи — важный момент в организации жизни и психического здоровья членов системы. Если границы подсистем очень жесткие (например, после того как ребенок уложен спать, к нему не подходят до утра, что бы ни случилось), могут возникать психосоматические заболевания у детей, так как только при очень сильных неприятностях (болезни с эффектными проявлениями, например кашель, нарушения дыхания при астме, боли в животе при гастритах) они могут перейти границу своей подсистемы и внедриться в родительскую — получить родительское внимание, любовь.
Зависимости семейной роли от порядка рождения ребенка. Например, старший ребенок в семье становится для следующих детей нянькой, отвечает за младших и часто лишается возможности жить собственной жизнью.
Родители сталкиваются с проблемами детской ревности и должны как-то их решать. Многое зависит от родительской реакции... Если кто-то из родителей чувствует себя недооцененным в жизни и особенно в семье, то в детских драках, занимая позицию судьи, он может решать свою проблему недостатка значимости.
Каждый новый ребенок изменяет общую ситуацию.
О том, как общаться с детьми и воспитывать их в духе сотрудничества, как поддерживать ребенка в роли школьника и не отбить желание учиться, как восстановить нарушенный контакт и понять причины «плохого» поведения, и о многих других секретах детского поведения, Вы можете узнать на «Уроках родительского мастерства».ШЕСТАЯ СТАДИЯ — Школьные годы детей.
В это время семья вплотную сталкивается с правилами и нормами внешнего мира, отличными от правил внутрисемейной жизни. Здесь решаются вопросы о том, что считать успехом, а что неудачей, как достичь успеха, какую цену семья готова заплатить за внешний успех и соответствие общественным нормам и стандартам. Для некоторых семей выход ребенка в школу очень меняет образ жизни... Так как родители впервые лицом к лицу сталкиваются с тем фактом, что ребенок когда -нибудь вырастет и покинет дом.
Семья должна научиться поддерживать ребенка в его новой роли школьника.
СЕДЬМАЯ СТАДИЯ — Половое созревание и кризис середины жизни.
01 Седьмая стадия жизненного цикла семьи связана с половым созреванием у детей. Она начинается с переходного возраста первого ребенка. Ведущая потребность ребенка в это время — построить свою идентичность, ответить на вопрос «Кто я и куда иду?»
Семья на этом этапе жизненного цикла должна решить важнейшую задачу: подготовить ребенка к отделению от семьи, к самостоятельной жизни.
Узнать, найти какие-то новые модели жизни ребенок может только за пределами семьи, среди сверстников и посторонних взрослых. Функциональная семья способна отпускать подростка в мир и принимать его обратно. Она для подростка обеспечивает надежный тыл, убежище, реанимацию.
Очень важно, чтобы в семье были такие отношения, которые позволят подростку быть откровенным с родителями, обратиться к ним за помощью.
02 Обычно период полового созревания у ребенка совпадает с кризисом среднего возраста у родителей. Это означает, что в то время, когда ребенок стремится вырваться из под семейного влияния, хочет перемен своей судьбы или хотя бы течения жизни, его родители очень нуждаются в стабильности.
Кризис середины жизни означает, что задачи, поставленные в молодости, решены: профессия выбрана и на профессиональном поприще достигнуты или не достигнуты некие результаты, семья создана, дети в значительной степени выращены, пора подводить пусть предварительные, но итоги. Делать это страшно, потому что итоги могут быть неутешительными.
Один из самых тяжелых конфликтов состоит в том, что мужчина, достигший среднего возраста и высокого социального статуса, становится более привлекательным для молодых женщин, в то время как его жена чувствует, что становится менее привлекательной для мужчин.
Седьмая стадия жизненного цикла семьи связана с половым созреванием у детей. Она начинается с переходного возраста первого ребенка. Ведущая потребность ребенка в это время — построить свою идентичность, ответить на вопрос «Кто я и куда иду?»
ВОСЬМАЯ СТАДИЯ — Отлучение родителей от детей.
Если дети уходят из семьи и, что еще хуже, становятся самостоятельными и успешными, то есть не нуждаются во внимании и помощи родителей, то родители сталкиваются с необходимостью общаться непосредственно друг с другом, лицом к лицу.
Проблема супругов в этот период — им нечего сказать друг другу, у них не осталось ничего общего, а отложенные проблемы всплывают на поверхность.Способы привязывания детей многочисленны. Всегда можно сказать: «Ты никому не нужна, кроме меня, никто тебя любить не будет так, как я, потому что у тебя жуткий характер» или еще что-нибудь в этом роде. Подтекст такой: «Ты не сможешь выжить вдали от своей семьи».
Когда ребенок покидает дом и начинает создавать собственную семью, его родители должны претерпеть одно из крупных жизненных изменений — стать бабушками и дедушками. Они должны научиться этому и создать новые способы участия в жизни детей.
Если молодые прерывают контакты с родителями, то они лишают своего ребенка бабушек и дедушек и затрудняют переход своим родителям на более позднюю стадию в их жизненном цикле.
Каждое поколение зависит от всех других поколений....
ДЕВЯТАЯ СТАДИЯ — Пенсия и старость.
Выход на пенсию может усложнить ситуацию, так как супруги вынуждены находиться наедине друг с другом круглые сутки. Наступает усталость друг от друга, оживают прежние негативные чувства.
Еще одна из наиболее частых проблем — потеря мотива защиты, заботы. Если раньше человек жил деятельной жизнью и помогал другим, то теперь его, как ненужный предмет, за ненадобностью засунули на полку.
Кризисная точка, когда один из стариков умирает, а расширенная семья сталкивается с необходимостью ухода за старым человеком.
Отношения молодых к своим престарелым родителям становится моделью поведения, которую переймут уже их дети, и так жизненный цикл семьи продолжается дальше.
Эволюционный подход к изучению семьи как социального института
Эволюционный. Семья, как соц институт. Два направения: семья – это пассивная единица общества, она приспосабливается; семья имеет свободу выбора и это хорошо. Спенсер, Андерсон, Кули, Берджесс (муж и жена приспосабливаются друг к другу, чтобы достичь гармонии). Ковалевский (экзогамия снимала конфликты внутри первобытных объединений), Толстов, Семенов (концепция производственных половых табу).
Функциональный подход к изучению семьи как социального института.
Функциональный – что общего у разных типов семей в ходе истории. Дюркгейм (поведение мужчин и женщин в семье и после развода, после развода число самоубийств среди мужчин выше), Вестермарк (запрет на кровосмешение приводит к смене типов брака, семья и в будущем сохранится из-за родительских инстинктов). Спорили о соотношении в браке материнства и отцовства. Малиновский, Мердок (человечеству, чтобы выжить, надо менять культуру, поведение, навыки), Оггборн (обратил внимание на анализ исторического перехода семейных функций к другим социальным институтам), Берджесс (в рамках семьи, как института, изменяется характер взаимоотношений между супругами и другими)
Альтернативной социологией семьи можно считать работы ЦиммерманаЭмпирическое исследование семьи как первичной группы.
Эмпирическое исследование семьи как первичной группы
19 век. Ле Пле (1806 – 1882). Внешняя среда меняет поведение людей в семье. Анализ бюджета семьи, как количественного выражения многообразия семейной жизни.
Джемс, Кули, Томас, Знанецкий, Пиаже, Фрейд – изучали семью как социально-психологическую группу.
Ананиз семьи как института и малой группы.
Анализ семьи как института и малой группы
Функционалисты. Парсонс, Девис сочетали и микро- и макроанализ семьи. Семья – подсистема общества (Парсонс). Переход от традиционной семьи к современной произошел из-за падения рождаемости (Девис). Хилл, Зетеберг, Барелл, Морган.
Феминистская теория. Женщины хотят все перестроить, исходя из субъективных представлений.
Фамелизм выступает за равноправие институтов в качестве средства проявления семьи в обществе.
Хилл (эволюционизм, функционализм, ролевой, ситуационно-психологический, дивелопменталистский)
Основные парадигмы соц объяснения изменений семьи
Альтернативная школа
Семья – фундамент общества
Новая альтернативная школа
Семья в нуклеарной форме создала рыночную экономику и либеральную демократию
Сорокин
Сельская жизнь – инкубатор семьи
Городской образ жизни вреден для семьи из-за разделения семьи и работа
Институт семьи находится в упадке и в этом виновато государство.
Становление фамилистической школы в России
Харчев70-е гг. 20 в.
Сокращение детностиРост разводов
Увеличение количества неблагополучных подростков
В настоящее время – вопросы разложения малодетной семьи
Основные теоретические подходы:
Структурный функционализм – возвращение к традиционной семье
Символический интеракционизм (Мид) – ведущее направление – вопросы социализации детей. Любые действия в соц пространстве конструируются посредством интерпретации ситуаций через принятия поведения другого.
Теория обмена. Социальное поведение людей – это обмен ценностями. Брак как обмен партнерами своих выгод и издержек.
Этнометодология (Щуц). Требуется относиться к современности, как к другой незнакомой культуре, интерпретировать свои и чужие действия.
Психоанализ (Фрейд). Создание соц реальность, исходя из роли детской опыта семейной социализации. Берк, Парсонс, Райт (исследовал фашизм, исходя из семейных структур мелкой буржуазии).
Экспериментальный метод (социометрия) (Морено)
СС в России
Три периода:
Середина 19-го века – 1917 г.
1920 – 50-е
50-е – настоящее время
Д. Дубакин «Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до появления Домостроя».
Традиционный подход (Ковалевский) – принципы генетической социологии. «Происхождение и развитие семьи и собственности». Под семьей понимал всех, кто живет под одной крышей и подчиняется главе общины. Изучил семейную общину южных славян. Функции лидерства распределялись в общине по половому признаку. Шпилевский – семейная община имела право ограничивать власть главы семьи. Затем патриархальная семья трансформируется в индивидуальную. Семейное имущество делилось еще при жизни отца. Семья создается по обоюдному согласию, но контролируется государством и судом. Со 2-й половины 18 в. устанавливается. С 16 в. устанавливаются равные права родителей на детей.
Питирим Сорокин – проблемы брака и семьи народа коми. «к вопросу об эволюции семьи и брака у зырян». Нет особых нравственных ограничений. «Брак в старину». Путь перехода от группового брака к моногамии. Почти у всех народов счет родства шел по матери. Охарактеризовал разные формы брака. «Кризис современной семьи». Причины: рост городов, плотности населения, уменьшение количества детей в браке, раскрепощение женщины, церковь теперь не охраняет брак.
Левират – вдова обязана выйти замуж за брата мужа.
В дальнейшем Сорокин переходит к бихевиоризму и функционализму. Рассматривает семью в общей структуре общества. Затем отказывается от бихевиоризма. Союз супругов, союз родит елей и детей, союз родственников и свойственников. Утверждал, что раки чаще заключаются между лицами одной расы, одной религии, одного языка, возраста, имущественного положения.
Патриархальная
Квазипатриархальная (молодая семья живет отдельно, но трудится на благо большой семьи)
Партикуляристская (человек рассчитывает только на себя)
«Неустойчивая» (надежды только на государство)
Дофамилистическая эпоха
Фамилизм – система ценностей, при которой жизнь и благополучие отдельных людей зависит от того, насколько они сплочены в семье.
Семьи были многодетными
Доиндустриальная эпоха
Многодетность сохранилась
Для парного брака нужна была экономика, собственность, власть, подчинение, закрепленные в соц структуре.
Парная семья возникла на ранних стадиях рабовладельческого строя
В расширенной патриархальной семье знания, традиции передавались другим поколениям. Выжить можно было только если принадлежал к семейному клану. Детей было много, т.к. пользы от них было больше, чем издержек.
В средние века рожали столько, сколько Бог послал. Было строгое разделение труда. Обязанность вступать в брак означала взросление. Ученый М.О. Косвен считал, что разрастание семейной общины вело к ее разделению на группы. Их называли патримониями.
Ученые не дают единого ответа, по поводу причин многодетности. Так Антонов, Борисов, Дарский считали, что это обусловлено заботой о благосостоянии семьи. Вишневский считал причиной высокую детскую смертность. Ковалевский считал, что семья для того и нужна, чтобы рожать много детей. В России государство поддерживало многодетную семью, т.к. она платила подати. После прекращения войн, знать перестала много рожать.
Херлихи установил, что мужчин было больше, чем женщин, т.к. девочек убивали. Др. ученые это не подтверждают.
Советский ученый Бессмертный сделал вывод, что взрослых женщин было больше, чем мужчин.
У ремесленников семьи были многодетными, т.к. это помогало расширить производство.
У крестьян бедных детей было меньше, чем у богатых. Крепостное право тормозило рождаемость.
Вывод: в докапиталистических формациях была установка на многодетность, т.к. семья помогала укрепиться экономически среди др. соц институтов.
Индустриальная эпоха
В период развития капитализма семья перестала быть основной производственной и социальной ячейкой общества, способной поддерживать многодетность. Промышленный переворот втягивал членов семьи в производство, что ослабляло репродуктивную функцию, усиливало экономическую зависимость детей от родителей. Свобода половых отношений, аборты, рождение детей без мужа, городской образ жизни ослабляют потребность личности в семье и в детях.
Для современной семьи родство отдаляется от экономической жизни, а на первое место выходит экономическая цель индивида.
Наследование семейной собственности
Майорат
В средние века и до 19 в. в Европе был закон о майорате – все недвижимое имущество наследовал старший сын. На Руси майората не было, т.к. духовенство пополнялось за счет насильственного пострижения в монахи опальных бояр и князей. В России все дети имели право наследовать собственность.
В Западной Европе считалось, что если мужчина и женщина не могут обеспечить благосостояние семьи, то им нельзя вступать в брак. Сегодня после женитьбы дети должны уйти из дома и снимать жилье.
В 16 в. реформация отменила безбрачие духовенства. Поэтому уходить в католичество не имело смысла. Переход к капитализму привел к революциям. Майорат был отменен. В 1826 г. его частично восстановили. Если не было завещания, то старший сын получал больше, чем остальные. Все это привело к снижению рождаемости. Америка отказала от майората.
Причины отсутствия майората в России
До Петра 1 земли было много. Ее можно было раздавать детям и много рожать.
При Петре земли не стало. Табель о Рангах
20 в. В СССР частная собственность ограничивалась. Раздавать было нечего.
Минорат
Там, где господствовал майорат, уровень брачности и рождаемости и темпы роста населения были ниже, чем в условиях минората.
Одна из причин отказа от майората и минората – усиление нуклеаризации семьи.
Значение последствий майората для развития рыночной экономики:
Страны с майоратом быстрее пришли к капитализму
При однодетных семьях майората не было
Если общественная мораль не осуждала вступление в брак лиц без имущества, то младшие сыновья и дочери не боялись безбрачия
Если сексуальные потребности можно удовлетворять вне брака (хотя общество это осуждало).
Если в обществе принято, чтоб кто-то из детей и после вступления в брак жили с родителями и заботились о них.
Продолжительность жизни была невысокой, поэтому перспектива получить наследство была близкой
Если работы в непроизводственной сфере было много, чтобы принять всех «лишних» сыновей и дочерей, то майорат не стимулирует их экономическую активность
Если родители свои личные интересы ставили выше интересов детей
Принцип всеобщего равенства не совместим с майоратом
Вывод: если хотя бы одно из этих условий не существовало, майорат исчезал.
Семейная социализация
Понятие С
С – это процесс приобщения к принятым в обществе ценностям и нормам
Общая С (узк) – до совершеннолетия (если в семье – семейная, базовая, если в военнм училище - вторичная).
Ресоциализация – в случае девиантного поведения.
Семейная С, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям, а с другой, влияние, которое оказывает семья на формирование социально-компетентной и здоровой личности.
Нормативное влияние на личность в семье происходит с помощью норм, стереотипов поведения из-за повторяемости ситуаций в повседневной жизни.
В семье формируется способность ребенка быстро переключаться с кода поведения «среди своих» на код поведения «среди чужих» и обратно.
В приютах воспитатели требуют, чтобы дети и дома вели себя как на людях по нормам социального поведения.
«Свое поведение» дома отменяет служебную субординацию, когда гость – начальник должен вести себя как гость. Например, в подростковых группах эта идея «свойкости» абсолютизируется.
Индивид рождается уже с физиологическими потребностями, но в разных семьях (богатых, бедных, средней). Поэтому социологу надо знать, как семейная ситуация влияет на потребности социализируемого ребенка.
Психоанализ делает акцент на инстинктивных влечениях и роли бессознательного. Акцент на либидо (половое влечение). Например, если дочь влечет к отцу, как к человеку противоположного пола, то общество это осуждает. По Фрейду, в этом конфликт общества и личности. Личность «Я» формирует совесть, умение подчинять личные интересы общественным. Любовь или ненависть к родителям порождает чувство вины и разные формы проявления этих чувств.
Когнитивная теория (рациональность человеческого поведения). Роль семьи обнаруживается в моральном развитии ребенка. Например, теория перехода от эгоцентризма к релятивизму. Ж. Пиаже рассматривает эгоцентризм как не незрелость, когда ребенок считает себя центром вселенной и мир искривляет под себя (до 6-ти, 7-ми лет). После 8-ми лет ребенок освобождается от зависимости почитания родителей, но процесс формирования ответственности за свои действия задерживается. Все успехи приписывают себе, а неудачи – козням других. В многодетной семье социально-компетентная личность формируется быстрее.
Теория Дж. Мида рассматривает «Я», как умение войти в роль других. Подражая родителям, ребенок учится видеть себя с стороны.
Социализацию в семье можно рассматривать как формирование индивидуальных потребностей. Для социолога важно знать, какова потребность людей в браке и семье и как она влияет на повышение социального статуса человека.
17. Семейная социализация и права ребенка
Семейная социализация и права ребенка.
Андреенкова выделяет две стадии С:
Первичная, нормативно-фрагментарная до 17 лет; переход от юности к зрелости до 25 лет.
Сложившаяся личность, трудоспособный член общества, выход на пенсию
Ученые Бергер и Лукман не признают традиционную трактовку социализации, как подготовку ребенка к взрослым ролям. Они считают, что детство – это составная часть социальной жизни и детские роли имеют самостоятельное значение.
Австриец Вингерсбергер выступает за равноправие несовершеннолетних и взрослых.
Акселерация увеличивает разрыв между социальным и физическим.
Именно исемья укрепляет адекватное чувство собственного достоинства.
Общество также влияет на формирование у детей общечеловеческих ценностей.
Этот подход не приемлем для феминистической социологии, в которой подчеркивается «неравенство» женщины и мужчины, особенно семейной социализации, когда детям семья навязывает гендерно противоположные роли.
Неоконсерваторы указывают на недостатки либеральной системы социализации, когда ребенок проявляет и свои таланты и пороки. Так появляется личность безответственная, циничная. Поэтому нужна семья такая, которая будет ограничивать эгоизм и вырабатывать механизм самоконтроля.
Сегодня послеразводная семья не может в полной мере воспитать социально-компетентную личность. Устранение семьи как посредника между личностью и обществом увеличивает зависимость личности от бюрократической машины. Если репродуктивную функцию семьи можно выполнить с помощью новых технологий, то воспитать личность может только семья.
Исторические особенности семейной социализации
Нуклеаризация – разъединение старших, средних и младших поколений; распространение нуклеарной семьи.
Конъюгализация – сведение супружества – родительства – родства к супружескому партнерству и сексу.
Индивидуализация – смещение центра общения совместного супружества на формы внесупружеского образа жизни, где преобладают ценности эгоцентрического существования.
Особенности кризиса семьи в России:
Отмена частной собственности в СССР, что разрушило базу семейного делопроизводства и наследования.
Резкое усиление роли государства вообще и усиление вмешательства в жизнь семьи в частности.
Резкая деформация структуры семьи, в связи с урбанизацией и индустриализацией.
Семейное единство и жизненный цикл семьи
Семья – малая группа, с определенными благами.
Семья живет не по принуждению
СС в качестве микрообъекта изучает состояние внутрисемейных отношений
СС пытается выяснить законы становления, функционирования и распада семьи как малой группы.
СС изучает все то общее, что присуще семьям от начала их существования и до конца, т.е.
Законы смены стадий семейного цикла жизни, сокращение длительности цикла нуклеарной семьи.
Межличностные последствия изменения структуры семьи.
Вывод: СС и СП считают, что сплоченные группы с позитивным климатом более жизнеспособны, по сравнению с одиночками. Более сплочены многодетные семьи.
Первичная группа (Кули) – уважают достоинства членов группы, прощают недостатки.
Вторичная группа – отношения строятся не на основе личных, а по стереотипу (дома нельзя вести себя как на работе и наоборот).
Жизненный цикл семьи:
Возникновение
Функционирование
Распад
Инструментальный подход – социолога интересует социально-временное пространство событий.
Феноменологический – семейные традиции, ритуалы, стереотипы, предания
СС изучает преемственность поколений в массе семей, что позволяет выявить структуру семейного цикла. Например, в расширенной семье происходит цикличность семейных событий. В нуклеарной семье цикла, в смысле кругооборота, не наблюдается.
Разные подходы к изучению цикла семьи.
Васильева: роль семьи в воспроизводстве населения, прогнозирование семейной структуры, анализ экономического положения семьи.
Сорокин выделял 4 стадии семейного цикла:
Брачная пара в момент образования
Пара с малыми детьми
Пара с одним взрослым ребенком
Отделение детей.
За основу цикла берется возникновение брачной пары:
ПредродительствоРепродуктивное родительствоВоспитание детей
Прародительство.
Это идеальный полный цикл семьи
Неполнота жизненного цикла
Предродительство (развод, несчастный случай)
Репродуктивное родительство (возрастает количество разводов, особенно после рождения ребенка).
Воспитание детей (увеличивается вероятность смерти)
Вероятность (смерть, всплеск разводов)
Разлука детей и родителей – депривация, а разлука родителей – разделение.
Генеологическое исследование семьи
Феноменологический подход за основу берет семейные предания.
Инструментальный – проводится выборочное исследование семей на основе метрических документом. Устанавливают длительность семейной памяти о предках, процесс сокращения рождаемости за 100-150 лет. Так определяется повторяемость событий.
«Синдром годовщины» - прослеживается синдром несчастий на жизненном этапе.
«Геносиограмма» - семейное древо, дополненное важными событиями.
Исследование супружеской совместимости
Соц подход к изучению супружеских взаимоотношений предложил Антонов. За основу брал фамилию и представления каждого о своей роли. Это стало называться семантической дифференциацией.
Брачный выбор
Брак – санкционируемая и рагулируемая обществом форм отошений между М и Ж, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
Право
Браком считается свободный добровольный равноправный союз М и Ж, заключенный с целью образования семьи и порождающий взаимные личные и имущественные права и обязанности
Брачный выбор – процесс выбора партнера из всех возможных в социальном пространстве.
Факторы БВ:
Культурологические: правило эндогамии – экзогамии
Социальные: гомогамия (браки между людьми одного возраста, образования, статуса и т.д.)
«Индекс брачности» можно измерить по шкале Птухи.
Близость (соседство)
СП-теории БВ
Пример родителей (гомогамный подход)
Социализационный подход (дочери ищут мужа, похожего на отца и т.д.)
Амер псих Уинч – люди выбирают противоположных себе
Инструментальная теория влечения и любви СентераЭкономическое поведение.
Теория обмена – обмен некоторыми качествами
Теория «стимулов – ценностей – ролей»
Стадия стимуляции – процесс ухаживания
Стадия ценностного сравнения – оценка мнения относительно брака и т.д.
Ролевая стадия
Современные концепции брачного поведения населения.
Парадигма здравого смысла, парадигма помех
Фамилистическая парадигма
Семья и сексуальность
В рамках фамилистической школы СПо – система действий и отношений, которые опосредуют удовлетворения пвПоловая роль – совокупность норм, определяющих, как должны вести себя мужчина и женщина
Половая культура – совокупность знаний, верований, норм, относящихся к взаимоотношений между полами
Сексуальный сценарий – часть сексуальной культуры, которую усвоил человек и она стала частью его личности.
Типы сексуальной культуры:
Легализм – система, связанная с принятием или отвержением, одобрением или осуждением в обществе господствующей половой морали, признающей сексуальные отношения только для деторождения и на основе легально признанных брачных союзов.
Ситуационная этика – сексуальное поведение должно определятся конкретной ситуацией
Аскетизм – отказ от сексуальных отношений.
Гедонизм – единственное основание сексуальных отношений – удовольствие и наслаждение.
Рационализм – приоритет отдается разуму.
Сегодня в половых отношениях сохраняется двойной стандарт или гендерная асимметрия (различия, что должны или не должны делать мужчина и женщина).
Основные тенденции и закономерности сексуального поведения.
В настоящее время отмечается рост добрачных сексуальных отношений в подростковом возрасте.
Теория добрачного сексуального поведения
Айрн Рейет разработал автономную теория гетеросексуальной терпимости и ее разновидностей.
Теория референтной группы. Она устанавливает сравнительную роль родителей, друзей в формировании сексуального поведения.
Теория социализации. Изучает процесс формирования сексуальной идентичности личности (осознание себя кА представителя определенного пола).
Согласованность установок и поведения. Анализировали сексуальное поведение в связи с общей структурой личности и жизненным опытом подростков.
Общая теория проблемного поведения. Сексуальное поведение рассматривается как последствие проблемного поведения.
Вывод: происходит ослабление семейных ценностей, что свидетельствует о глобальном кризисе семьи как соц института. Ослабляются нормы против добрачных отношений.
Сексуальное поведение в браке.
Одним из залогов успешного брака является удовлетворенность сексуальных потребностей супругов. Сексуальная неудовлетворенность – одна из причин разводов, нервных заболеваний. Это подтверждают А.А. Петраков, О.И.. Голод, Шварц, Джексон. С увеличением стажа брака, частота сексуальных отношений уменьшается.
Сексуальное и репродуктивное поведение
Если женщина хочет иметь больше детей, частота половых отношений повышается.
Контрацепция и сексуальное поведение
Стандартной мерой эффективности контрацепции является пропорциональное снижение месячной вероятности зачатия, вызванное применением того или иного метода группой женщин.
E=1-Fr/Fn
Традиционные (избегание половых сношений, метод прерванного полового акта, ритмический метод, метод лактационной аменореи). Современные основаны на научных знаниях. Методы искусственного прерывания беременности.
Нетрадиционные (бабки, знахарки, травы и т.д.)
Репродуктивное поведение семьи
Социальные нормы детности (мало-, средне-, многодетность).
Нормы, регулирующие наступление беременности и деторождение.
Главными являются нормы детности.
Репродуктивные нормы усваиваются как ценности и в конечном итоге определяют количество детей в семье и детность на общенациональном уровне.
РП – система действий, опосредующих рождение определенного числа детей в семье и вне брака.
Ситуации, влияющие на количество детей в семье:
Условия быта, досуга, профессия, микросреда, соседи, родственники и т.д. Общие ситуации. Условия жизни в городе или на селе, климатические регионы. Ситуации, порождаемые глобальными процессами (эпидемии, стихийные бедствия).
СС изучает потребность в детях.
Репродуктивный цикл и процесс.
Эти понятия позволяют показать соотношение социального и биологического.
Репродуктивный процесс – последовательность репродуктивных событий на протяжении всей жизни индивида. Основан на циклах (коитус, зачатие, роды). Физиологическая неспособность к зачатию – стерильность, а неспособность к деторождению – бесплодие. Инфертильность – отсутствие рождений. Плодовитость зависит от возраста.
Репродуктивная установка – псих сост личности..
Большую роль на количество детей оказывает не жизненная ситуация, а потребность в детях
Установки: на число детей, на пол детей, к беременности, на интервал между рождениями (практически не изучается), на контрацепцию.
Семья сильно влияет на формирование установки по количеству детей.
Функции Установок:
Инструментальная (регуляция поведения)
Социально-символическая (общепринятые взгляды)
Репродуктивные мотивы:
Экономические (на последнем месте)
Социальные (на втором месте)
Психологические (на первом месте в малодетных)
Методы исследования репродуктивных мотивов:
Джудид Блэйк все мотивы разделила на экономические и внеэкономические.
Бойко предложил метод незавершенных высказываний.
В 1952 г. Гуд попытался измерить потребность в детях без сопоставления с условиями жизни с помощью техники «семантического дифференциала».
Вывод: откладывание рождения детей – это скорее средство ослабления потребности в детях.
Вывод: в малодетной семье невысокая сплоченность и рождение первых и вторых детей имеет разный смысл для мужчины и для женщины.
Семейное поведение
Диспозиции семейного поведения
Специфические проявления социального поведения, которые делают возможным функционирование супружества, родительства, родства (брачное, репродуктивное и социализационное поведение).
Самосохранительное поведение.
Совместимость потребностей супругов.
Уайтфилд использовал пирамиду Маслоу.
Физиологические потребности
Потребность в безопасности
Потребность в принадлежности
Потребность в самоуважении
Потребность в самореализации
Потребности в само трансценденцииУайтфилд переворачивает пирамиду
Теория взаимодополнительных потребностей УинчаОписывает брачный выбор, когда партнером или супругом становится индивид, имеющий те качества, которых не хватает в другом.
Теория совместимости супругов через взаимную безопасность и принадлежность к браку.
Совмещение пирамид демонстрирует взаимную дополнительность потребностей, причем наибольшая совместимость достигается, когда потребность в самоуважении и принадлежности одного дополняются потребностями в принадлежности к браку, уважении и любви другого. Т.о. «излишними» являются физиологические, безопасные и принадежные потребности.
Брачное и бракоразводное поведение
Брачное поведение состоит из трех частей:
Система действий и отношений, ведущих к заключению брака
Супружеское поведение
Конфликтность супружеского поведения, которое ведет к разводу
Американские социологи в 70-х разработали модель успешного брака. Они выделили 40 признаокв супружеского успеха:
Добрачные
Социальные экономические
Личностные
ВнутрибрачныеОтечественные исследователи показали зависимость удовлетворенности браком от стажа. Через 12 – 18 лет брака удовлетворенность браком наименьшая. Отрицательное влияние на семью оказывают такие факторы, как краткость добрачного знакомства, вступление в брак до 21 года, добрачная беременность, распределение обязанностей.
Птуха разработал индексы, определяющие степень притяжения или отталкивания. Чуйко рассчитала брачную привлекательность. Голод продемонстрировал связь мотивов вступления в брак с удовлетворенностью браком. Рубина (амер.) считает любовь установкой на другого на др. человека, а не свойством личности.
Установка на любовь (14 – 56)
Обобщил многочисленные зарубежные методики институт соц исследований под руководством Масковского. Изучались проблемные пары.
Социализационное или родительское поведение
Система действий и отношений по воспитанию детей, приемы родителей.
Самосохранительное (экзистенциальное) поведение
Тонатология – наука о смерти
Геронтология – наука о старости
Иссл показали, что установочный срок на жизнь был больше у тех, кто прожил в благополучных семьях.
Если бы у вас возможность выбора, то какое число лет жизни вы предпочли бы для себя при самых благоприятных условиях.
Мужчины желают жить 95,8 лет, женщины – 86,3.
Методология количественного исследования в СС.
Системный подход
Применение статистических, этнографических, демографических, экономических, психологических, медицинских и других данных.
Проведение социологических иссл по уменьшению деформации данных.
СИС в целом отличается от социальных исследований семьи, проводимых в соц науках, по предмету.
Меры по нейтрализации возможного искажения данных в связи с типом выборки и спецификой метода сбора материалов. Наибольшая деформация наблюдается при методе опроса, наименьшая – при анализе документов. Среднее положение занимает метод наблюдения. При опросе создается анкета, а документы разного рода никогда не предназначаются для изучения.
Масковский исследовал около 200 публикаций в 1976 – 83 гг., описывающих эмпирические исследования брака и семьи. В большинстве работ не указан метод сбора данных, не известны процедуры разработки шкал, тестов разного рода. Большинство исследований проводились в рабочее время, а не дома. Опрашивались только женщины. Таким образом практика отечественных исследований семьи очень далека от идеала воспроизводимости данных, что не создает возможности др. ученым в др. время и в др. месте получить те же данные и выводы. Эта проблема неполноты описания УН-ОН решается путем применения статистических данных. Если отказаться от количественного подхода, то социология перестанет быть самостоятельной наукой. Контент-анализ направлен на выявление частоты смысловых единиц текста. При работе с документами социолог сам придумывает систему кодирования документов, начинает сам извлекать требующуюся информацию и тем самым привносит в текст то, чего там нет или пропускает содержание. Таким образом, при всех методах допустимо искажение данных, но при анализе документов и отсутствии живого контакта, процент деформации наименьший.
Специфика изучения процессов формирования и выражения мнений при использовании опроса в фамилистике.
Виды мнений:
Мнение об истории семьи, о своем семейном поведении, о семейных взаимоотношениях.
Мнение о положении семьи в стране и в мире, либо о региональной ситуации.
Мнения о существующей или предлагаемой семейной политике государства, губернии, района или др. стран. Мнения о рекомендуемых респондентом мерах семейной политики.
При опросе надо учитывать мотивы респондентов. Социолог должен установить, сформировались ли эти мнения в момент опроса и это давно сложившиеся убеждения. Разные выводы получит социолог при опросе дома и на работе.
В социологии используется также эксперимент, особенно при исследовании коммуникации супругов в сфере «ограничения рождаемости».
В СС вопросы анкет должны быть очень деликатными. Элизабет Ноэль объясняет, почему нельзя задавать категоричные вопросы. При ответах люди еще сами не могут осознать мотивов.
Вывод: надо иначе формулировать вопросы, которые могут потребовать еще 70 анкетных вопросов.
Ценность качественной методики заключается в том, что, работая в рамках микросоциологии семьи, семьи как малой группы, социолог-фамилист может понять жизненные траектории отдельных семей, из которых складываются макропроцессы семьи как института. Качественные исследования ориентированы на самоощущения и мнения людей. Среди тактик качественного исследования, используемых фамилистикой, можно выделить:
Кейс-стади (анализируется замкнутая общность на протяжении определенного времени или какое-либо специфическое событие в жизни сообщества; результаты носят характер замечаний или рекомендаций к действиям)
Этнографическое исследование – культурные образцы, нормы и символы не только национального, но и любого социального сообщества. Близкими к этому типу исследования являются социально-символические интерпретации фольклора. Источником информации явились анекдоты, пословицы, поговорки. Таким образом, анализируя со стороны российский фольклор, надо было выяснить, каким образом национальная устная речь создает портретные символы семейной жизни. Результаты показали, что символами современной семьи стали однодетность, разобщенность, конфликтность. Родственные связи теряют свое значение. Развод, ссоры считаются нормой. Объектом насмешек в анекдотах становятся лишь крайние проявления нестабильности супружеской жизни: а) серийность заключения и расторжения брака; б) частота ссор и скандалов в семье; в) беспорядочность сексуальное поведение. Анализ СМИ позволяет определить образ семьи, который навязывается зрителям. Реальная (с конфликтами, семейными заботами, бытовыми проблемами людей, которые не могут создать атмосферу тепла, любви), «рекламная» (жена все делает, девочки помогают матери, отец читает газету, работает, моет машину, бабушка вяжет, дарит подарки внукам, сын помогает отцу). Тексты рекламных роликов гласят: «Подумайте о будущем своих детей! Все на защиту семьи», а в реальности на фоне малодетная семья, частые разводы.
Историческое исследование можно использовать, когда нет достаточной документальной информации об исторических событиях общенационального масштаба.
Биографический метод описывает социальные практики людей, оказавшихся в нетипичной ситуации. Основной метод – интервью или длительный диалог с респондентом. Эта тактика близка к феноменологии.
Феноменологическое исследование. Сравнительный анализ детских портретов разных эпох
Grounded theory
Устная история.
В советских произведениях часто повторялась ситуация неполноты жизненного цикла и феномен «мать-одиночка».
В распавшихся семьях бабушки и дедушки заменяли ребенку мать и отца. Затем, в качестве заменителей родительского воспитания выступали ясли, детсады и др. учреждения. Ребенок лишен опыта взаимодействия отца и матери.
Одним из видов качественного исследования является изучение феноменов массового сознания. Подавляющее большинство частушек посвящены семейным проблемам. В декабре 1917 г. был принят «декрет о расторжении брака». 80% частушек были посвящены проблеме развода.
Анекдоты в сатирической форме фиксируют противоречия между тем, что люди говорят и тем, что делают в семейной сфере. Проневская провела исследование, изучив художественную литературу. Сделала вывод, что произошел сдвиг в массовом сознании с фамилистической культуры на внесемейную. Резкое сокращение длительности семейного цикла и изменение ценностей выбора супруга, рождения детей и распада брака.
Теория институционального кризиса семьи
Усиливается тенденция считать все отклонения от полной семьи – «альтернативной семьей». Патриархальная семья считается устаревшей. Конфликтный характер семей в 19 – 20 вв. привел к возникновению в отечественной демографии и СС теории институционального кризиса семьи.
Институциональные конфликты
Конфликты семьи и брака можно рассматривать на макроуровне (семья как институт) и как малую группу на микроуровне. В теории кризиса семьи акцент делается на поддержке государством внесемейных форм существования. Соц анализ конфиктов в семье осуществляется в рамках эволюционизма, модернизации, исторических циклов, структурного функционализма, символического интеракционизма, теории действий и различных теорий конфликта (марксизм и феминизм – самые радикальные концепции фамилизма семья сначала занимала равное положение среди др. соц институтов, но с течением времени появляется неравенство по отношению к государству.
Реферат «Мировые религии о сексуальности»
Большая часть истории связана с обществами и культурами, где отсутствовала централизация власти в форме сильного госуд, поэтому соц порядок обеспечивался внутренней силой семей и возникающих на их основе социальных групп. С усилением централизации государств происходит ослабление фамилизма и внутреннего единства семьи из-за активизации индивида (атомистическая семья). Может доминировать любой член семьи. Лидеры тоталитарных государств 20 века посредством соц обеспечения почти полностью взяли на себя социализацию детей («пока не покорим семью, победу окончательной считать нельзя»).
Попечительская семья существовала в ранний период истории Рима, в гомеровский период в Греции, в средние века; домашняя семья – в Греции с 10 по 5 до н.э., в римском обществе до формирования империи, в период протестантских движений в Европе вплоть до образования суверенных государств.
Семья как частное соглашение сторон проявила себя в период Французской Революции 1793 г. и Октябрьской. Атомистическая семья привела к упадку римской империи, к великому кризису института семьи во второй половине 20 в. Корпорации разрушают традиционные способы решения проблем. В теории институционального кризиса семьи основное внимание уделено конфликтам между семьей и др. социальными институтами. Когда сельское хозяйство выступало источником существования социальной структуры в целом, от расширенной семьи зависело благополучие страны и нации в целом. Для семейного образа жизни до 17 в. характерна связь с землей. Эта конструкция держалась на социокультурных нормах и социально-семейных ролях.
В настоящее время государство ориентируется на семейные пособия, порождая иждивенчество, служа упадку института семьи.
Конфликтность внутрисемейных ролей и интеракций.
При наличии в семье 1 ребенка, количество интеракций равно 0.
Острее всего институциональный кризис заявляет о себе в семьях, внешне благополучных, где семейное поведение обречено быть конфликтным. Неудовлетворенность человека лично собой перекладывается на неудовлетворенность близкими людьми.
Малодетная и многоразводная семья источник межличностных конфликтов. 42% признают, что очередность рождения влияет на судьбу человека (как ни странно, на это указывают женщины, имеющие одного ребенка).
Послеразводная семья со сводными детьми по риску неблагополучия самая опасная. Многие считают, что однодетная семья – это плохо для страны, но хорошо для семьи. Почти 6-я часть опрошенных считает, что семья – это потеря личной свободы. Признание детей высшей ценностью – чисто декларативное заявление. 96% подтвердили, что все дети были желанными.
Конфликтность представления молодежи о семье и своем здоровье.
В 2001 г. было проведено исследование 226 подростков и молодежи 15 – 23 лет. За здоровый образ жизни – 54%. Психологический климат влияет на здоровье и надо жить дольше даже с плохим здоровьем – 41%. Хотели бы иметь семью, похожую на нынешнюю – 31%. Не хотели – 43%. Не знают – 26%. Члены семьи являются примером – 17,2%. Реально низкий уровень ценностного отношения к семье. Малодетность оценивают благополучно для семьи – 75%. Для страны – 34%. Регистрация брака обязательна для прочности семьи – 47,7%. Не обязательно – 19,5%. Добрачная связь – это хорошо – 17,6%. Плохо – 42,3%. Малодетность, разводы, сожительство, добрачная сексуальность одобрены лучшими представителями молодежи, пропагандирующими нравственность и здоровый образ жизни. 33,3% - лучше прожить меньше.
Отцы в общении с дочерью вообще не допускают возможности аборта до брака. Матери больше говорят об аборте, чем о контрацепции.
Дети желают быть больше похожими на артистов, чем на членов семьи, но при выборе профессии, связанной с нравственностью, артисты на 14 месте. На первом месте учителя, врачи, священники. Профессии не связанные с нравственностью: фотомодели, бизнесмены, банкиры. У молодых респондентов какой бы моральной ни была установка на здоровый образ жизни, в системе ценностей преобладает престиж, а не семья и дети.
Конфликтность в семье и отсутствие социализации приводит к тому, что все неудачи дети приписывают внешним обстоятельствам, а все удачи – себе.
В понятие «благополучие» не включаются: долгая жизнь, среднеддетная семья, соблюдение религиозных принципов. Успех ассоциируется только с нестабильной 1-2 -детной семьей. Все отклонения от нравственной модели семьи (ранняя половая жизнь, рождение детей у подростков) находят поддержку у молодежи. Самые самостоятельные и активные – из среднедетных семей. Картина будущего почти у всех расплывчата. Это говорит о том, что почти все выросли в семьях без одного родителя, братьев и сестер.
Конфликты в сфере супружеских отношений.
Все опросы в нашей стране мужей и жен одновременно показали большое расхождение супругов, несогласованность взаимодействий, стереотипы. Лидерство жены в семье увеличивает диспропорцию. В сплоченных семьях самый низкий процент конфликтов. Семейное поведение по стереотипу и на основе проекции (свои установки приписываются другому) – основная психологическая причина разводов. Меньше всего конфликтов в семьях, где и муж и жена могут отказаться от лидерства.
Самооценка.
В молодых семьях происходит конфликт между гендерными и родительскими ролями.
Типы конфликтов:
Конфликтность ролевого несоответствия супругов по самооценке
Связан с оценками другого. Если низко оценивается жена как глава семьи, мать, хозяйка дома, но выше как женщина и жена – это ведет к конфликту.
Как собственная самооценка подтверждается супругом.
Самые важные самооценки не подтверждаются ни одним из супругов. Это развод.

Приложенные файлы

  • docx 9085174
    Размер файла: 70 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий