8 Дюркгейм предмет и метод социологии Социолоиг..

8 Дюркгейм предмет и метод соц иологии Социолоигя религии Эмиль Дюркг ейм (1858-1917) — французский социолог . Разделяя частично точку зрения позитивизма, он выступал против биологи зации социологии Контом . Основное прои зведение Дюркгейма — «Метод социологии» (1898). В отличие от марксизма, его т еория большее значение придает субъективной составляющей социальной д еятельности. Структура социологии , по мнению Дюркгейма, вк лючает в себя социальную морфологию, социальную физиологию и общую соци ологию. Социальная морфология, как и анатомия человека, занимается строе нием общества, его социальными органами (социальные институты, состав на селения, его плотность, размещение и т. п.). Социальная физиология изучает социальную жизнедеятельность, се сферы и т. п. В результате возникает ряд отраслевых социологий: социология религии, социология семьи и т. п. Общая ( теоретическая) социология устанавливает общие социальные законы функц ионирования общества. Общество — это совокупность социальных фактов и отношений между ними. Предметом социологии яв ляются социальные факты (ин ституты), представляющие объек тивные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т. п. Сущность социальных фактов образуют «коллективные представления» людей. Таким образом, социальные факты (институты) есть единство сознате льного (субъективного) и материального (объективного). Например, студент ы в процессе обучения совершают какие-то действия (слушают, пишут, читают ит. п.) ради получения профессии. Главным в социальных фактах, по мнению Дю ркгейма, является субъективное. В качестве субъективной составляющей социального поведения Дюркгейм в ыделил группу социальных (п равовые, моральные) норм , принудительно организующи х поведение индивидов. В результате возникают социальные взаимосвязи (с емейные, родовые, государственные, экономические и т. п.). Общее (массовое) с ознание (коллективные представления), образующее сущность социальной д еятельности, представляет собой как предмет социологического анализа, так и главное содержание общественного развития. «Совокупность верова ний и чувств, — пишет Дюркгейм, — общих в среднем членам одного и того же общества, образует определенную систему, имеющую свою жизнь; ее можно на звать коллективным или общим сознанием. Несомненно, оно не имеет в качес тве субстрата единственный орган <...> Таким образом, оно нечто совсем иное, нежели отдельные сознания, хотя и реализуется только индивидами». Методология социологического познания (исследования) — основывается на требовании интелле ктуальной, научной честности, освобождения научного исследования от вс яких политических, религиозных, метафизических и прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих немало бед на практике. Концепция религии венчает развитие Дюркгеймовской идеи коллективного сознания как "высшей формы психичес кой жизни" или "сознания общества". Идея сверхъестественного и идея бога н е являются обязательными атрибутами религии. Все религии без исключени я делят все объекты на два класса, один из которых освящен религией (свято е и светское). Святое - одновременно источник сдерживания (табу) и источник уважения (авторитет). "Религия - это объединенная система верований и практики по отношению к с вятым вещам, то есть вещам отдаленным и запретным - верований и практики, о бъединяющих в единое моральное сообщество, называемое церковью, всех те х, кто к ним принадлежит". Церковь - это организация, регулирующая религиозную жизнь группы. Главный признак религии - совершение ритуалов, направленных на святые об ъекты, поддерживающих коллективное сознание , поднимающих дух индив идов и дающих им уверенность, необходимую для жизни. Социальный характер религии Дюркгейм видел в трех проявлениях: - как общественно обусловленного явления; - как воплощения понятий социальной действительности в коллективном со знании; - как явления со своими функциональными социальными последствиями (то ес ть удовлетворяющее определенные потребности). Истинный источник религиозности - необходимость сплочения группы. Главное в религии - не догматическая часть, но религиозная деятельность в виде коллективного исполнения ритуалов, в ней воплощается позитивная социальная функция религии. Главные социальные функции религии: - дисциплинарная, или функция принуждения и контроля; - цементирующая (функция усиления общественного единства); - репродуктивная, с помощью которой социальное наследие переходит к новы м исполнителям; - эйфорическая, состоящая в создании радостных чувств социального благо получия. Дюркгейм провозгласил религию вечной, так как всегда будет существоват ь потребность облечь отношения человека и общества в идеологическую фо рму.

Приложенные файлы

  • rtf 9322356
    Размер файла: 26 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий