РЕФЕРАТ Чехов — журналист


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт гуманитарных наук
Кафедра журналистики
РЕФЕРАТ
по истории отечественной журналистики II пол. ХIХ века
Чехов - журналист
Исполнитель:
Студентка 344 группы
Ковальчук К.А.
Сыктывкар, 2011
Содержание
Введение……………………………………………………………………….….3
Начало журналистской деятельности…………………………………………...4
Расцвет творчества. Сахалин.……………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...18

Введение
Антон Павлович Чехов (1860, Таганрог – 1904, Баденвейлер, Германия) говоря о своём литературном пути, называл себя Потёмкиным, так как в большую литературу пришёл из массовой беллетристики.
Особенно заметно участие великого русского писателя Чехова в журналистике 80-х годов. Его имя и многочисленные псевдонимы встречались на страницах многих изданий: начиная с юмористических еженедельников и кончая одним из наиболее популярных ежемесячных журналов «Русская мысль». С этим журналом связана чеховская редакторская деятельность: в конце 80-х — начале 90-х годов он руководил беллетристическим отделом журнала. В этом журнале на протяжении 1893 и первой половины 1894 г печатались путевые заметки о поездке на остров Сахалин. Там Чехов проделал огромную научно-исследовательскую, а говоря о журналистике, расследовательскую работу. Очерки составили книгу «Остров Сахалин», которая произвела большое впечатление в научных кругах и на широкого читателя.
Направление большинства изданий, где приходилось печататься Чехову, не соответствовало его мировоззрению и творческим планам, но в 80-е годы — в период жестокой политической реакции — многие писатели-демократы испытывали подобные неудобства.
Однако именно через периодику Чехов пришел в литературу, отсюда начался его путь к вершинам творчества, здесь он получил боевое крещение и впервые ощутил силу печатного слова. В практике спешной журнальной работы вырабатывался краткий и необычайно емкий чеховский литературный стиль.

Начало журналистской деятельности
Антон Павлович Чехов так датировал истоки своей журналистской деятельности: «В университете я начал работать в журналах с первого курса». К занятиям на медицинском факультете Московского университета он приступил в сентябре 1879 г. Первые публикации появились на страницах юмористических журналов «Зритель», «Будильник», петербургского журнала «Осколки». В «Будильнике» Чехов печатал юмористический календарь, «Комические рекламы и объявления». В «Зрителе» открыл «Контору объявлений Антоши Ч.». В «Осколках» вел фельетонное обозрение «Осколки московской жизни». Выступал под псевдонимами: Рувер, Улисс, Антоша Чехонте и др.
Кроме юмористических еженедельников 80-х годов, он сотрудничал в «Северном вестнике», «Русской мысли», «Космополисе», «Жизни», «Журнале для всех», «Детском чтении» и некоторых ДРУГИХ. В журнале «Русская мысль» Чехов был редактором беллетристического отдела и, когда позволяло здоровье, активно участвовал в работе, «исполнял добросовестно возложенную на него миссию «чтения», как вспоминал один из сотрудников «Pvccкой мысли», а по прочтении «давал очень подробные ответы».
Сейчас можно считать точно установленным сотрудничество Чехова по крайней мере в 7 газетах: «Петербургской газете», «Новом времени», «Русских ведомостях», «Новостях дня», «Московском листке», «Смоленском вестнике» и «Крымском курьере», не считая газет, перепечатывавших произведения Чехова без его ведома.
В 80-е годы особенно активно работал Чехов в «Петербургской газете», поместив здесь, по подсчетам С. Балухатого, более ста рассказов. В их числе: «Налим», «Егерь», «Унтер Пришибеев», «Детвора», «Тоска», «Ванька» и другие.
Жанровая палитра чеховских юмористических публикаций была пестрой: афоризмы, анекдоты, зарисовки, каламбуры, святочные рассказы. Начинающему автору, по собственному признанию, пришлось перепробовать все жанры, «кроме романа, стихов и доносов». Стесненный материальными условиями, Чехов не отказывался даже oт подписей к рисункам, хотя и тяготился такой работой.
Несмотря на свой развлекательный характер, юмористическая журналистика 80-х годов не была гарантирована от придирок и преследований цензуры. Беспринципная, трусливая политика издателей и редакторов не только не ослабляла, но иногда усиливала цензорское рвение. Немало пришлось пострадать от цензурного ведомства и молодому журналисту Чехову.
Писатель никогда не был аполитичен, как утверждала современная ему либерально-народническая критика. Он лишь отрицательно относился к той легальной политической жизни, которую наблюдал в России. Не удовлетворяли его ни буржуазный либерализм, ни народничество 80-х годов. Но гуманизм и демократизм, отвращение к социальному неравенству и произволу господствующих классов несомненны у Чехова с первых шагов его литературной жизни.
Редактор «Осколков» Н. А. Лейкин требовал «легкого чтения» точно в срок и в заданном объеме — сто строк. Эти условия сковывали автора: «У меня есть тема. Я сажусь писать. Мысль о „ 100 и не больше" толкает меня под руку с первой же строки. Я сжимаю, елико возможно, процеживаю, херю — и иногда (как подсказывает мне авторское чутье) в ущерб теме и (главное) форме». Вместе с тем газетная работа дисциплинировала, побуждала к оперативности действий, краткости изложения.
С 1883 по 1885 г. Чехов, помимо публикации отдельных мелочей и рассказов, вел в «Осколках» фельетонное обозрение «Осколки московской жизни» за подписями «Рувер» и «Улисс». В нем нашли отражение многие недостатки общественного быта Москвы и содержалась юмористическая хроника городских новостей.
Сравнительно много места в «Осколках московской жизни» отведено характеристике газетно-журнальной жизни Москвы; это новая тема, внесенная Чеховым в фельетонное обозрение. Ее трактовка свидетельствует о демократической ориентации автора в общественных вопросах. Чехов зло высмеивает газетоманию, издевается над дельцами и авантюристами, выступающими в роли редакторов. По-щедрински пишет об этом Чехов: «Хотят издавать все, помнящие родство и не помнящие, умные и неумные, хотят страстно, бешено!» («Осколки», 1884, № 51). Резко отрицательные оценки даются реакционным газетам Каткова, Мещерского, Пастухова, Окрейца.
Наблюдения Чехова-журналиста дали ему материал для художественных произведений на эту же тему.
В рассказах Чехова 80-х годов ярко (часто по-щедрински) запечатлен убогий тип журналиста-поденщика, приспособленца, утратившего благородные черты работника печати предшествующих десятилетий («Два газетчика», «Корреспондент», «Сон репортера» и др.)
Постепенно расширялся диапазон периодических изданий, охотно предоставлявших свои страницы молодому талантливому автору. С 1883 г. Чехов сотрудничал в «Петербургской газете», с 1886 г. — в газете А. С. Суворина «Новое время». Участие в суворинском издании облегчило материальное положение Чехова. Стали сбываться затаенные планы: «Я газетчик, потому что много пишу, но это временно... Оным не умру».
Темами чеховских выступлений 1880-х годов служили события столичной культурной жизни, например, гастрольные спектакли Сары Бернар и театра М. Лентовского. Он описывал забавные жизненные ситуации: у отставного генерал-майора разболелись зубы («Лошадиная фамилия»), на вокзале встретились два приятеля — толстый и тонкий («Толстый и тонкий») и т. п. Героями рассказов становились купцы, полицейские надзиратели, фельдшеры, чиновники, актеры, художники. Сочиненные Чеховым юмористические сценки наводили читателя на серьезные размышления об угодничестве и приспособленчестве («Хамелеон»), обывательской пошлости («Контрабас и флейта»), беспринципности и бесчестии («Два газетчика»). Писатель рассказывал о детях, которых жестоко притесняют хозяева («Ванька»), о травле волков для забавы публики («На волчьей садке»), о внутренней красоте человека и его бережном отношении к природе («Егерь», «Агафья»). В очерке «Н. М.Пржевальский» он противопоставлял «людей подвига, веры и ясно осознанной цели» тем, кто «в наше больное время» сидит сложа руки: «подвижники нужны, как солнце».
Чеховские журнальные публикации 1880-х годов свидетельствуют о становлении его писательской манеры, которая проявлялась в универсальности социального диапазона творчества, показе героев в повседневных бытовых обстоятельствах, глубоком проникновении в психологию персонажей, жизненно мотивированном сочетании комического и драматического в сюжетных коллизиях. Чехов заявил о себе как мастер короткого рассказа, выхваченной из жизни сценки, философский и психологический смысл которой таился в глубине занимательной фабулы и неожиданных перипетиях сюжета.
С нарастающим вниманием Чехов обращался к явлениям преступности и суда, с разных сторон рассматривал психологические и нравственные аспекты этой проблемы. Тема суда, скорого и неправого, возникает в рассказе «Суд», опубликованном в октябре 1881 г. в журнале «Зритель» за подписью Антоша Чехонте.
В творчестве раннего Чехова особое место занимает цикл его очерков с заседаний московского окружного суда «Дело Рыкова и комн. (от нашего корреспондента)», помещенный в «Петербургской газете» в 1884 г. за подписью Рувер. Чехов документально освещает ход нашумевшего процесса, раскрывает суть махинаций, которые Рыков творил в банке.
Множество персонажей сменяют друг друга, и Чехов находит самые выразительные, запоминающиеся черты в облике и характере каждого, рисуя колоритные типы участников процесса. Портреты, мизансцены, диалоги создают в совокупности художественное документальное полотно, раскрывающее механизм судопроизводства.
Публиковавшиеся в газетных номерах небольшие чеховские отчеты-главки представляли собой яркие детали мозаичной картины. Концовки отчетов резюмировали авторские наблюдения, например: речи последних двух выступающих на суде «изложению в сокращенном виде не подлежат, их красоты могут быть поняты только из прочтения подлинников».
Репортерская работа была спешной и изнурительной. «Дело непривычное. - жаловался Чехов Лейкину, - и, сверх ожидания, тяжелое. Сидишь целый день в суде, а потом, как угорелый, пишешь. Не привык я к такому оглашенному письму». В редакции «Петербургской газеты» не сразу осознали новаторский стиль чеховских отчетов, видели в них обычную судебную хронику, сокращали и изменяли текст, что вызывало протесты автора.
Так приобретался опыт — синтез труда журналиста и писателя. «Помаленьку привыкаю, и позднейшие корреспонденции выходят лучше и короче первых», — признавал автор. Выкристаллизовывалась та манера письма, которая полностью раскрылась в «Острове Сахалин», — сплав документальности с художественностью. На нее сразу обратили внимание современники. В. Гиляровский, сам писавший репортажи с этих заседаний суда, назвал отчеты Чехова «прекрасными». И. Бунин объяснил причину их успеха: «Отчеты его были блестящи, с художественными характеристиками».

Расцвет творчества. Сахалин.
В неустанной литературной работе мастерство Чехова постоянно росло. Рассказ-миниатюра оказался годным не только для маленьких тем. Чехов вложил в него глубокое содержание, которое подчас соперничало с содержанием романов и повестей. Он добился небывалой емкости миниатюры, не нарушая при этом основных требований жанра («Злоумышленник», «Дочь Альбиона» и др.). Благодаря Чехову короткий рассказ занял прочное место в русской газете. Писатель все глубже вторгается в жизнь, задумывает создать серьезный научный труд о положении ссыльнокаторжных.
Но путь Чехова в большую литературу, в лучшие журналы был нелегким и прошел через газету Суворина «Новое время». В 1886 г. он опубликовал там рассказ «Панихида» и несколько лет затем работал у Суворина. Сотрудничая в «Новом времени», Чехов напечатал, кроме многочисленных рассказов, путевые очерки «По Сибири» и ряд публицистических статей: «Московские лицемеры» (1888), «Люди подвига» (1888), «Фокусники» (1891) и др.
Писатель организовал в газете «литературные субботники» и много способствовал внедрению в практику русской журналистики жанра небольшого рассказа-новеллы.
После поездки на остров Сахалин в 1890 г. Чехов сотрудничает в журналах «Русская мысль» (в 1892 г. по приглашению Короленко входит в редакцию журнала «Русская мысль»), «Жизнь» и др. В «Русской мысли» он заведовал отделом беллетристики и впервые опубликовал здесь очерки «Остров Сахалин». Эти очерки, вышедшие вскоре в виде отдельной книги, вошли в золотой фонд русской публицистики.
Поездке Чехова предшествовало основательное изучение материалов, относящихся к истории острова, его географии и климату, жизни и быту ссыльно-каторжных. Чехов прочитал большое количество научной литературы, проявив при этом образец писательской добросовестности, интересовался газетными статьями о Сахалине, о чем свидетельствуют ссылки в его книге на ряд газетных публикаций. Особенно широко были привлечены материалы газет, связанных с морским ведомством «Кронштадский вестник», «Владивосток», «Морская газета».
В этой поездке, предпринятой на свой страх и риск, Чехов показал лучшие качества журналиста. Он был настойчив в достижении поставленной цели, проявил смелость, большую внутреннюю собранность, наблюдательность, строгость в отборе фактов.
Письма Чехова с дороги — яркие образцы дорожных корреспонденции, очерков как по стилю и языку, так и по содержанию. Писатель столкнулся с диким произволом и хамством царских чиновников, кулаков и жандармов, с запущенностью сибирского тракта — единственной магистрали, связывающей огромную территорию Сибири с Центральной Россией, убедился в экономической отсталости богатейшего края. «Многое я видел и многое пережил, и все чрезвычайно интересно и ново для меня, не как для литератора, а просто как для человека», — писал он с дороги (XI, 462).
На Сахалине Чехов сразу включился в напряженную работу, длившуюся около трех месяцев. Чтобы ближе познакомиться с условиями жизни заключенных в тюрьмах и бытом переселенцев, он единолично произвел перепись сахалинского населения. «Я объездил все поселения, заходил во все избы, — писал Чехов Суворину, — вставал каждый день в пять часов утра, ложился поздно и все дни был в сильном напряжении от мысли, что мною многое еще не сделано».
Проводя перепись жителей, он обращается к методу анкетирования. В книге очерков о Сахалине Чехов приводит составленную им анкету: «1. Селение; 2. Двор №; 3. Звание; 4. Имя, отчество, фамилия, отношения к хозяину; 5. Лета; 6. Вероисповедание; 7. Где родился; 8. С какого года на Сахалине; 9. Главное занятие; 10. Грамотен, неграмотен, образован; 11. Женат на родине, на Сахалине; вдов, холост; 12. Получает ли пособие от казны? Да, нет; 13. Чем болен». Вопросы анкеты были призваны выяснить, насколько перспективна инициированная правительством насильственная колонизация Сахалина. Ответы десяти тысяч сахалинцев позволили автору сделать выводы по 8-му пункту: переселенцы не приживаются на сахалинской земле; по 12-му пункту: колония не в силах прокормить себя и т.п.
Общий итог проведенного Чеховым социологического исследования гаков: насильственная колонизация Сахалина бесперспективна.
«Это не каторга, а крепостничество» — к такому заключению приводит Чехов читателя. Портрет каторги написан художником, озабоченным судьбой отчизны, глубоко страдающим от несовершенств жизни и мечтающим о том, чтобы на островах и материках люди жили счастливо.
Особенностью чеховского изложения является сжатая форма повествования. Нет повторений, нет нажима на отдельные детали, выводы. Экономная манера письма, свойственная Чехову-художнику, не изменяет ему и здесь.
До сих пор этот лаконизм публицистики Чехова не оценен в должной мере. А Чехов постоянно верен себе, в каком бы жанре он не работал. В этом отношении показательны воспоминания В. М. Лаврова. Он пишет, что Чехов стремился придать рукописи «как можно меньший объем» и нужны были усилия редакции «Русской мысли», чтобы книга вышла в том виде, как мы ее знаем («Русские ведомости:», 1904, № 202.).
Отдельные эпизоды, наблюдения, вставленные в повествование, могли бы стать основой для длинных рассуждений, развернутых сравнений, а у писателя они появляются и проходят как бы мимоходом, случайно. Но нагрузка, значение этих мимолетных замечаний, этих мазков велико. Даже вывод о крепостнических порядках на Сахалине не акцентирован, не повторяется, хотя он чрезвычайно важен.
Сахалинские очерки Чехова впервые были напечатаны в№ 10- 12 журнала «Русская мысль» на 1893 г. и № 2, 3, 5 - 7 на 1894 г. С 1892 г. писатель входил в состав редакции журнала. Публикация включила в себя начальные девятнадцать глав. Двадцатую и двадцать первую главы не пропустила цензура. Чехов поместил их в книге, которая появилась в 1895 г. в издании «Русской мысли» без предварительной цензуры. Сюда же вошла последняя, двадцать третья, глава и ранее опубликованная в сборнике «Помощь голодающим» двадцать вторая.
Чеховские очерки, в которых социальные и нравственные вопросы рассматривались в тесной связи с правовыми, привлекли внимание современников. На Сахалин отправилась специальная комиссия под руководством начальника Главного тюремного управления, которая нашла положение на каторжном острове неудовлетворительным во всех отношениях. Последовали частичные послабления: запрещение телесных наказаний женщин, финансовая поддержка детских приютов, отмена пожизненной каторги. Среди читателей чеховских очерков объявились желающие отправиться на Сахалин, чтобы оказать посильную помощь несчастным.
Сахалинские наблюдения легли в основу чеховских рассказов «Гусев», «В ссылке», «Убийство», тесно связана с ними «Палата № 6». Чехов намеревался обратиться к социологическим методам для создания новой книги, подобной «Острову Сахалину». Он участвовал в народной переписи 1897 г., читал лекции переписчикам и писал в эту пору Суворину: «Я готовлю материал для книги вроде „Сахалина", в которой изображу все 60 земских школ нашего уезда».
Сахалинские впечатления пронизывают творческую деятельность писателя последних десяти лет жизни. В его рассказах, повестях, пьесах незримо присутствуют образы и мысли, вынесенные из пребывания на каторжном острове. Гуманистический настрой чеховской прозы неотделим от его гражданской жизненной позиции той поры. Во время эпидемии холеры 1892 г. он вел подвижническую врачебную работу. Как земский врач, получил участок — 25 деревень, 4 фабрики, монастырь, сообщал он в одном из писем. Напряженная работа отнимала силы и время. «Литература давно уже заброшена, и я нищ и убог, так как нашел удобным для себя и для своей самостоятельности отказаться от вознаграждения, какое получают участковые врачи», — признавался он в письме.
После окончания работы над книгой о Сахалине наступает новая полоса относительно активной газетно-публицистической деятельности Чехова. Кроме многочисленных рассказов 90-х годов он пишет серию газетных статей и среди них «Беллетристические» обеды», несколько заметок о русских артистах (И.А.Мельникове, М. А. Потоцкой, Н. Н. и М. И. Фигнер), фельетоны, некрологи, публикует материалы о помощи голодающим и т. д. Много сил отдает переписке с начинающими литераторами и журналистами. В 1895 - 1898 гг. Чехов принимает горячее участие в судьбе медицинского журнала Н. В. Склифосовского и П. И. Дьякова «Хирургия», пытается помочь выработать новую программу газете «Крымский курьер».
Последние десять лет своей жизни Чехов, не порывая с «Русской мыслью», сотрудничал в большом числе периодических изданий, и всегда его рассказы являлись украшением газет и журналов. Вместе с передовыми людьми своего времени он откликался на жгучие проблемы современности: осуждал теорию «малых дел», вскрывая внутреннюю несостоятельность культуртрегерства, весьма скептически относился к толстовству («...в электричестве и паре любви к человеку больше, чем в целомудрии и в воздержании от мяса»), критиковал ненормальный, антигуманный характер отношений между людьми в эксплуататорском обществе, пошлость, безыдейность буржуазной интеллигенции, протестовал против «мелочей жизни», поработивших человека.
Не случайно в 1895 г. имя Чехова стояло рядом с именами других писателей и общественных деятелей под петицией Николаю II о стеснениях печати в России, а в 1902 г. писатель демонстративно отказался от звания академика в знак протеста против отмены царем избрания М. Горького в почетные члены Академии наук.
Особенного внимания заслуживает участие Чехова в 1900 г. в журнале «Жизнь» и крепнущая дружба с А. М. Горьким. В это время в журнале «Жизнь» печатались марксисты, имелся хороший отдел беллетристики, активную роль в котором играл Горький.
Самым замечательным здесь оказалось то, что повесть Чехова «В овраге» была напечатана в одном номере со статьей В. И. Ленина «Капитализм в сельском хозяйстве».
Как видно из переписки, Чехов рассчитывал, что повесть будет напечатана во втором номере журнала (см. письмо к О. Л. Книппер от 2 января 1900 г.). Однако редакция поместила это произведение в первом номере.
Редакция имела серьезные основания напечатать этот рассказ в январской книжке, так как вместе с другими материалами номера он давал яркую картину положения русской жизни в момент ее капитализации. Чеховский рассказ о фабричном селе «средней губернии», о безнравственности капиталистов и их дел, о вовлечении крестьянства, мелкого городского мещанства в промышленное капиталистическое производство был созвучен марксистским выводам о характере общественных отношений в России на рубеже двух веков, помогал бороться против либерально-народнических воззрений и иллюзий. 
С именем Чехова связано широкое проникновение художественного рассказа на газетную полосу, а с газетной полосы рассказ-новелла прошел в «толстый» журнал.
В конце XIX в. рассказ, а не роман становился ведущим жанром литературы, и успех газетного маленького рассказа, вобравшего глубокое содержание, сыграл свою роль в закреплении этого жанра в литературном процессе.

Заключение
Чехов не просто участвовал в периодической печати как писатель. Своим творчеством, общением с литераторами и журналистами он существенно влиял на ее содержание, способствовал выработке новых форм газетно-журнального жанра новеллы, короткого рассказа, без которого немыслима сегодня ни одна современная газета.
С его именем связана целая полоса в развитии русской журналистики. Как художник слова Чехов вырос и сформировался в значительной степени на страницах периодических изданий, всю свою жизнь был тесно связан с печатью, ее интересами, и это сказалось на его творчестве, так же как и его творчество оказало влияние на журналистику. И здесь важен не только сам факт его участия, а то, как много дал он журналистике для развития ее форм, жанров, содержания. В частности, чеховский опыт газетного новеллиста выходит за рамки простой публикации в газете его рассказов. Практика Чехова наложила заметный отпечаток па саму газету, ее тип и структуру. В число лучших произведений русской публицистики вошли его путевые очерки «Из Сибири» и книга очерков «Остров Сахалин». Весьма поучительно его отношение к начинающим литераторам, массовой народной газете, вопросам этики журналиста.
У него, крупнейшего мастера художественного слова, как подчеркивала Н. К. Крупская (См.: Громов Л. П. Этюды о Чехове. Ростов, 1951, с. 106.), учились и учатся новые поколения журналистов-общественников вглядываться в жизнь, в людей, учатся замечать в людях талант, энергию, самоотверженность в труде, героизм, их стремление к миру и лучшему будущему.
Определяя особенности повествовательной манеры Чехова, критики называли его писателем полутонов, который не расставляет акцентов, избегая отчётливого выражения своей позиции. Подобная объективность была принципиальной эстетической установкой Чехова. 
Реализацией стремления Чехова к серьёзной деятельности стала поездка на Сахалин в 1890 г. В конце 1880-х – 1900-х гг. творчество Чехова достигает своего расцвета, он печатается в «Северном вестнике», «Русской мысли», «Русских ведомостях». Доминанта авторского мироощущения в его произведениях – «страдальческое отсутствие внутренней гармонии» (А. И. Эртель), характерное для эпохи рубежа веков. Конфликт в его произведениях имеет бытийный характер, хотя внешне повествование строится на изображении незначительных повседневных событий. 
Своей литературно-публицистической деятельностью Чехов являет высокий пример журналиста, патриота и демократа, отдавшего талант на службу народу. Многие его произведения вошли в золотой фонд русской публицистики.
Список использованной литературы.
Еремин М. А.П. Чехов. Очерк творчества. Собрание сочинений Чехова в восьми томах. Т.8. Библиотека «Огонек». Издательство «Правда», М., 1969.
Ермилов В. Антон Павлович Чехов. Издательство «Молодая гвардия», М., 1949.
Есин Б.И. Чехов – журналист [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/154866/readЗахаркин А.Ф. Антон Павлович Чехов. Очерк жизни и творчества. Издательство «Советская Россия», М., 1961.
История русской журналистики XVIII – XIX веков: Учебник / Под ред. Л.П.Громовой. СПб., 2005.
История русской журналистики XVIII–XIX веков / Под ред. А.В. Западова. М., 1973.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
«Литературное наследство», т. 68. Чехов. М., 1960
Паперный З. А.П.Чехов. Очерк творчества. Государственное издательство художественной литературы, М., 1954.
Сергиенко Т.С. Антон Павлович Чехов. Биография. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Ленинградское отделение, 1963.
Чехов М.П. Вокруг Чехова. М., 1964.

Приложенные файлы

  • docx 9399903
    Размер файла: 49 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий