Лекция 1


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Лекция первая. Истоки астрономии. Роль созерцания неба в формировании Человека как Homo Sapiens’a и в получении им первых познаний об устройстве окружающего мира; использованиеих в повседневной жизни. 1. Когда и почему возник интерес человека к небу? Древнейшие следы интереса человека к небу. Человек еще в конце палеолита (2 млн. -10 тыс. лет назад) выделил ярчайшее созвездие северного неба (UMa). Сохранились его ранние названия: Большой ковш (Др.Китай), Повозка (Др.Вавилон).Видимо, это произошло именно в конце палеолита, так как 100 тыс. лет назад фигура созвездия была иной. Наиболее известное современное его название - Большая Медведица (до введения Фалесом Милетским в VI в. до н.э. «Малой Медведицы» ее называли просто Медведицей – например, в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», X – VIIв.). Рис.1 Изображения созвездий, выбитые на камне (несколько тыс. лет до н.э.). Первое практическое использование знаний о небе 1. Выделение ярких звезд и их устойчивых групп-созвездий позволило ориентироваться в пространстве, вызвало введение понятия о сторонах (странах) света.2. Наблюдение периодических изменений на небе: вида (фаз) Луны, общей картины звездного неба – сезонной смены видимых созвездий или их расположения - привело к счету времени и появлению единиц времени. 3. К истокам «знака вечности». Древнекитайские наблюдатели неба по вечернему положению в разные сезоны года ручки Б.Ковша (Б.Медведицы), который как бы вращался вокруг места, близкого тогда к звезде a Dra, следили за вечным круговоротом времени. Так возник «знак вечности» – свастика (название древнеиндийское - санскрит) Рис. 12. Вечерние сезонные расположения созвездия UMa Рис. 13. Формирование символа «вечности течения времени» (гипотеза автора, 1989г.) Фазы Луны – на стене пещеры в Испании (ок. 9 тыс. лет назад). Рис.3 Доисторические лунныекалендари на обломках костей мамонта:а) Находка близ с. Кульны (быв. Чехословакия);б) Схема изменения фаз Луны Здесь на зубе мамонта также изображены смены лунных фаз. Это один из древнейших лунных календарей эпохи палеолита. Рис. 4 находка близ с. Гонцы (Украина). Зарождение представления о космическо-земных связях. Солярные знаки-обереги - ранняя попытка связи с Небом. Загадочная «пустынная живопись» космических масштабов. В пустыне Наска, Перу. Возможно, первая попытка контакта с Небом – первый опыт «CETI»?… Майяский «космонавт» - на крышке саркофага в г. Паленке, Чиапан, Мексика. [Пример модернизации трактовки прошлого].Действительный смысл изображения: мифическая смерть правителя г. Паленке Пейкала (Pacal) - в челюстях Земного Чудовища. Вместе с заходящим Солнцем он спускается под землю на западе, чтобы затем возродиться на востоке как новое Солнце - в виде зарождающегося Мирового Дерева, VII в. Астрономический фольклор, или народная астрономия. Следы его видны в древнем искусстве – в астрономических истоках и мотивах древнейших плясок-хороводов, песен, сказок, мифов, в обрядах (масленица – след поклонения славянскому богу Солнца- Яриле), в сказочном образе ведьмы на помеле (звездами-метлами в странах от Запада до Востока называли… кометы);в «астрономических» (на деле метеорологических) приметах и пословицах: «Солнце на лето – зима на мороз» и т.п. Языческая символика и солярные знаки-обереги на деталях княжеско-боярских женских уборов (слева) и народных предметах быта (на деталях прялок - справа) Астрономические мотивы в прикладном русском народном искусстве 2.Антропоцентрическая картина мира в народной астрономии. Приенисейский шаман без «ложной скромности» , очевидно, изобразил в центре Вселенной … себя. Рис.11.Картина вселенной на бубне кетского шамана» (р-н р. Енисей) Мегалитические памятники неолита – следы культовой горизонтной астрономии. Развалины Стоунхенджа. Современный вид .Лунная обсерватория 2 тыс. до н.э. Ю-З Англия. Менгир-трилит Стоунхенджа: сквозь узкую щель между блоками наблюдались восходы в определенные дни года главных светил (Солнца или Луны). Высота стоячих блоков 6-7 м, вес их оценивается в десятки тонн. План Стоунхенджа с указанием (справа) направлений восходов и заходов Солнца и Луны в различные дни и годы;Слева – общий план сооружения(подробнее см. в тексте Лекции первой). Общая структура Стоунхенджа и его реконструкция (верхний рисунок). Главная аллея направлена на восход Солнца в день летнего солнцестояния. Новое открытие или миф… 8.09.2015 по телевидению (в программе euro-news) было сообщено, что путем сканирования и с помощью радаров английские археологи в 3-х км от Стоунхенджа обнаружили на глубине 1 м подобное же сооружение, но в пять раз большее по площади! Обнаружены вроде бы сотни вертикальных глыб высотой до 4 м, стоящих полукругом. Прозвучала его характеристика как «супер-Стоунхенджа». Возраст сооружения оценен в 4,5 тыс. лет (3-е тыс. до н.э., почти на 1000 лет старше Стоунхенджа. Мог ли он за такой срок оказаться под столь толстым, в 5 м. «культурным» слоем земли?!). В этой информации доверие вызывает, пожалуй, лишь более грамотное определение назначения подобных сооружений – переход от поклонения местным земным духам к поклонению Солнцу (к культовой астрономии). Роль Неба в появлении древнейших форм мировоззрения – астральной религии и астрологии. Созерцание суточного движения неба, цикличность и равномерность его воспитывало понятие красоты и гармонии, но одновременно породило первое заблуждение – представление о центральном положении человека во Вселенной (антропо- и топоцентрическая системы мира; в наиболее развитом виде - геоцентрическая). С картиной подвижных , мерцающих (как бы живых!) светил связано формирование древнейшей АКМ. Это было первое неограниченное обобщение земного «опыта» - в виде «очеловечения» всей Вселенной! В этой картине мира истоки всякого религиозного мировоззрения , вплоть до его наиболее изощренной «наукоподобной» формы – признания Вселенского Разума (чем грешат даже некоторые современные астрономы…). Небо как источник формирования первой картины устройства окружающего мира и мировоззрения – т.е. представления о сущности мира, о месте и роли в нем человека. 1. Формирование древнейшей картины мира Осознание космическо-земных связей. Считая все, что приходит сверху, «небесным» – от солнечного тепла, до молнии , грозы, ливней [вспомним : «разверзлись хляби небесные»], падающих камней, человек чувствовал свою зависимость от Неба, а в движущихся светилах, мигающих звездах видел могучих живых существ. На этой основе сформировалась первая, астральная форма религии - поклонение и жертвоприношения светилам как могучим живым сверх-существам (богам). Истоки и рождение астрологии. Цикличность явлений на небе и явная связь с ними событий на Земле (начиная со смены сезонов), породили идею великого круговорота взаимосвязанных событий на небе и в земном мире, в том числе и событий в жизни как всего человеческого сообщества (сначала - племени), так и отдельного человека. Повторяемость во взаимном расположении звезд и планет порождала ожидание аналогичной повторяемости событий на Земле и т.о. возможности предсказывать «по звездам» события в жизни человека, его судьбу. При этом астрально-религиозное представление о картине Вселенной придавало влиянию звезд мистический смысл – сигналов с Неба. Так формировалась астрология. С ее критикой выступали уже некоторые древнегреческие астрономы. В действительности здесь проявлялись подмеченные уже в древности эффекты гелиобиологии- влияния на состояние человека процессов на Солнце, его изменяющейся активности). содержание и цели ранней астрономической деятельности человека 1.Прикладной характер интереса к небу: ориентация по небесным светилам во времени и пространстве с выделением созвездий, составлением лунных календарей и выделением «знака вечности» - свастики как символа вечного круговорота времени (суточное вращение фигуры созвездия Б.Медведицы - первые космические «часы»), 2. Философское осмысление окружающего мира. Созерцание звездного неба с его вечным круговоротом и загадочным движением планет, осознание опасности небесных явлений, какими считали все, что исходило сверху – от жгучих лучей Солнца, падающих камней, до молнии и грома – все это стало источником для первого неограниченного обобщения этого «опыта» - для одухотворения подвижных светил как грозных высших сил, для очеловечения всей Вселенной и формирования древнейшей картины мира как «Живой Вселенной» , а поскольку человек ощущал себя в ее центре, то картина мира оказалась еще и антропоцентрической - сначала топоцентрической , а позднее геоцентрической .3. Возникновение астральных форм религии - побочная наиболее ранняя чисто человеческая активная реакция на небесные явления: попытка получить покровительство «небесных светил». Раннее выражение этого – в солярных знаках-оберегах и ритуальных коллективных действиях- хороводах, танцах и песнях, в жертвоприношениях светилам и Небу. Позднее - возникновение астрологии.4. Зарождение «службы астрономии» - в форме культовой наблюдательной «горизонтной» астрономии. Астрономия и зарождение "железного века" на Земле. Быть может, существенную роль в развитии первых земных цивилизаций и переходе от каменного к железному веку сыграло еще одно космическое явление – падение метеоритов, особенно метеоритных дождей. В 2 –1 тыс. до н.э. человечество Старого Света начало переход от бронзового (а кое-где и каменного еще!) к железному веку. Так, во 2-м тыс. до н.э. в Египте началась и приобрела широкое распространение выплавка железа. Но железные украшения находят и в захоронениях более древних, например в Сибири, в среднем течении Енисея (3-е и даже 5-е тыс. до н.э.). Оно оказалось либо явно метеоритным, либо подозрительным на метеоритное (например, находки петербургского археолога Л.С. Марсадолова!). Образ «небесного железа» проходит через все древние восточные цивилизации, начиная с шумеров. Иероглиф –эмблему на обложке американского журнала “Meteoritics” расшифровывают как «Железо с неба». Заключение Из этого краткого рассмотрения предыстории и ранней истории астрономической деятельности на Земле можно сделать следующие общие выводы. Главными особенностями ранней "астрономической деятельности« на Земле были:1. Прикладная направленность ее, использование в практической жизни, в хоз. деятельности.2. Формирование на самых первых этапах целостной, хотя и мифологической по форме, астрономической картины мира, определившей возникновение наиболее ранней формы мировоззрения.  О роли первой картины мира в формировании духовного мира человека, его мировоззрения. Наиболее существенной чертой древнейшей картины мира стало одушевление, очеловечение окружающего мира и создание картины «Живой Вселенной», а также убеждение в тесной взаимосвязи человека и Вселенной. Это стало источником формирования наиболее раннего мировоззрения - идеалистического: начиная с астральных , а затем и всех иных форм религии, вплоть до ее наиболее изощренной «псевдонаучной» формы в виде признания существования Вселенского Разума. Антиподом такой картины мира и основой материалистического мировоззрения в наше время является все более укрепляющаяся картина самоорганизующейся материи – объект новой науки синергетики. Но окончательная победа такой картины мира может наступить лишь тогда, когда будет раскрыт механизм превращения в материальном мире неживой материи в живую.

Приложенные файлы

  • ppt 9769194
    Размер файла: 2 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий