Л-2.Введение


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Древнейшие очаги зарождения астрономии, их сходство и различие. Где и когда началась астрономическая деятельность на Земле. Известны несколько древнейших очагов цивилизации на Земле. Это Междуречье (по-гречески Месопотамия) между реками Тигр и Евфрат на территории нынешнего Ирака; древнейшие государства на полуострове Малая Азия (на территории современной Турции, среди них наиболее мощное – Хеттское царство); Египет на севере Африки; Микены на юге Греции и остров Крит в Средиземноморье; Индия и Китай на Дальнем Востоке; а в Новом Свете – индейские цивилизации: майя, ацтеков и др. на территории Мезоамерики (Мексики, Белиза, Гватемалы и Гондураса) и цивилизация инков в Южной Америке (в Перу). Во всех этих районах сохранились письменные документы астрономического содержания. Эта эпоха по всей Земле датируется примерно 3-м тыс. до н.э. От этих времен начинается исторический (записанный) период развития астрономии. Тогда как более ранний, до-письменный этап развития астрономической деятельности можно условно назвать «доисторическим». Сходство астрономической деятельности в древних цивилизациях. Общие стимулы, цели и содержание ранней астрономической деятельности.1. Рано подмеченная возможность ориентироваться в пространстве и во времени по небесным светилам.2. Раннее ощущение и осознание зависимости человека от небесных явлений (куда зачислялись и почти все метеорологические явления). 3. Стремление активно реагировать на них через выработку определенного мировоззрения ( попытку установить причинно-следственные отношения между небом и жизнью на Земле).4. Начало созерцательно-наблюдательного изучения окружающего мира, прежде всего небесного – зарождение «народной» наблюдательной астрономии примет. Содержание астрономической деятельности и первые астрономические изобретения. Наблюдения изменений вида и положения на небе наиболее заметных светил – Солнца и Луны вызвали к жизни два первых астрономических изобретения: древнейший инструмент – гномон и систему счета времени по небесным светилам – астрономический календарь. Его основами стали единицы времени солнечные сутки и солнечный тропический год, лунные месяцы и семидневная неделя (по смене лунных фаз).В дальнейшем суточные наблюдения тени от гномона развились в различные системы солнечных часов. С древнейших времен основными типами календарного счета времени по всей Земле (при наличии некоторых местных отличий) стали лунный, солнечный и лунно-солнечный календари. Особенности и различия в региональной астрономической деятельности. По мере накопления устойчивых наблюдательных сведений о закономерностях небесных явлений начинала работать и внутренняя логика развития знаний. Стремление узнать новое начинало превышать требуемое для достижения конкретной практической цели. Появился «чистый» интерес к «лишнему» знанию, к познанию ради самого познания. Это повело к специализации – появлению деятельности по выработке нового знания, к развитию астрономии уже как конкретной науки. Начало этого сложного процесса также уходит в глубокую древность. И уже тогда проявились различия между цивилизациями. Это сказалось в различии методов решения конкретных задач, описания и моделирования явлений, прежде всего движения светил. Но главное различие проявлялось в соотношении наблюдательной и «теоретической», объяснительной астрономии. Оно определялось, прежде всего, социально-экономическим укладом жизни общества. Резко различались в этом отношении, с одной стороны, абсолютистские государства с сильной централизованной властью – Вавилон, Египет, а с другой – нецентрализованные Греция и отчасти Индия. В первых главным направлением астрономической деятельности стала бюрократическая астрономическая служба – точная регистрация небесных явлений и астрологические предсказания по ним. Это поначалу стимулировало развитие наблюдательной астрономии и математических методов описания небесных явлений. Напротив, вершиной древнегреческой и древнеиндийской астрономии стала порой чрезвычайно глубокая натурфилософия, пришедшая на смену еще более раннему эмоциональному мифологическому восприятию и осмыслению Вселенной. Именно такие регионы с относительно большей свободой мысли становились очагами формирования науки в наиболее полном ее выражении, как синтеза наблюдений и теории, вплоть до философского обобщения конкретных и всегда фрагментарных знаний. Особое место занимает Древний Китай, где, наряду с сильно развитой государственной бюрократической астрономической службой имели место и взлеты высокой натурфилософской космофизической мысли. О характере астрономической деятельности коренного населения Нового Света из-за уничтожения испанцами практически всего письменного научного наследия индейцев можно лишь утверждать, что ввиду авторитарного характера существовавших здесь городов-государств в них также должна была преобладать культовая астрономия, обслуживавшая правящую элиту общества. Однако расшифровка немногих сохранившихся документов свидетельствует о высоком развитии и здесь наблюдательной и математической астрономии, что проявилось в создании точнейшего календаря (хотя не все историки астрономии согласны с последним). Итоги межрегиональных контактов и синтеза древних культур Развитие цивилизаций в двух полушариях Земли до конца XV в. происходило в полной изоляции друг от друга. Долгое время изолированно существовала культура и наука Дальнего Востока (Китай и находившаяся под его влиянием Корея; Япония).В Старом свете в результате контактов (торговых, военных, культурных ) синтез вавилонской и египетской наблюдательной астрономии и математических методов с древнегреческой натурфилософией (не без влияния на последнюю древнеиндийской и персидской – зороастрийской – натурфилософии ) привел к небывалому взлету древнегреческой науки , особенно в эпоху эллинизма (с IV в. до н.э.) – к «греческому чуду» в истории астрономии (как и всей культуры и науки). В итоге именно Древняя Греция стала колыбелью европейской культуры и науки, а еще раньше сыграла определяющую роль в формировании точных наук в странах Ближнего и Среднего Востока.  

Приложенные файлы

  • ppt 9769196
    Размер файла: 149 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий