Л -10-1


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Лекция 10-1Развитие на основе гелиоцентризма эволюционной модели Вселенной. Декарт . Его учение о методе; картезианская механистическая картина мира; вихревая планетная космогония 1. Декарт – философ. Его философия рационализма и дуализма - первая в новое время попытка отделить науку от религии.С именем великого французского философа и ученого Рене Декарта (1596 – 1650) связана целая эпоха в развитии естествознания в Европе. Он дал его философское и методологическое обоснование и создал новый математический аппарат. Эпоха Декарта вошла в историю науки как эпоха философии классического рационализма и утверждения на ее основе новой физической (механистической и эволюционной) картины мира (картезианской – от латинской транскрипции фамилии Ренэ Декарта – правильнее: де Карт – Renatus Cartesius). Картезианство – совершенно новый для XVII века взгляд на природу, отрицавший непосредственное вмешательство божественной силы в ее процессы. За Богом сохранялся лишь акт творения материи, приведения ее в движение и подчинение этого движения законам механики. А далее все явления в материальном мире объяснялись как естественное следствие движений частиц, составляющих все материальные тела. Природа способна сама «распутать хаос» – утверждал Декарт. ( И в этом его можно назвать едва ли не отдаленным предтечей отца новой науки – синергетики Ильи Пригожина, автора таких трудов, как «Порядок из хаоса», 1982, рус. пер.2002.) Дуализм Декарта Декарт, воспитанный иезуитами, был одновременно искренне верующим католиком. Проявляя лояльность к церкви, он провозгласил возможность существования двух истин – церковной (согласующейся со Священным Писанием) и научной (как результат экспериментов и теоретического их анализа). В этом состоял дуализм (двойственность) картезианства как мировоззрения. Но уже современники отмечали (нередко с осуждением!) чисто внешний характер "клятвенных " заверений ученого в преданности Библейским истинам. Так, один из великих современников Декарта Блез Паскаль с возмущением писал: "Я не могу простить Декарту следующего: во всей философии он охотно бы обошелся без бога, но не мог удержаться, чтоб не дать ему щелчка по носу, заставив его привести мир в движение. После этого он более уже никаких дел с богом не имел ". Cogito ergo sumИсточником Разума человека Декарт, конечно, признавал Бога, которым якобы и были вложены в человека такие недоказуемые основополагающие идеи о свойствах окружающего материального мира, как идея пространства, времени, протяженности каждого материального тела. Но далее, человек, наделенный разумом как главным признаком самого своего существования (Cogito ergo sum – мыслю, значит существую,– девиз и жизненное кредо Декарта), мог самостоятельно познавать этот мир во всей его сложности. Отделение науки от религии Таким образом, Декарт четко отделяет религию от естествознания. ( В этом он несравненно прогрессивнее некоторых современных нам ученых, которые в XXI веке (!) вслед за церковниками утверждают возможность содружества науки и религии.)В этом и была революционность его научного метода и философии рационализма, вызывавшая резкую неприязнь со стороны церкви. 2. Рациональный метод познания Декарта. Уже в раннем сочинении "Правила для руководства ума", а позднее в основополагающем труде "Рассуждение о методе" (1637 г.) Декарт дал четкое определение науки: знание не есть собрание случайных истин, а единая система. Он поставил задачу – превратить исследование природы из поиска случайных открытий в систематизированную деятельность по выработке новых знаний (а это и есть современное нам определение науки!). Процесс научного исследования по методу Декарта Постепенный переход от начальных, интуитивных, очевидных заключений о явлении или объектечерез проверку их в эксперименте, – которому также, однако, не следовало доверять целиком, и далее, путем теоретического анализа данных опыта, к достижению предельно ясного представления о существе изучаемого предмета, осмыслению явления, главным образом на основе ранее выработанных или даже изначально существующих в человеческом уме общих идей и принципов устройства окружающего мира.Такой метод познания получил название дедуктивного – перехода в заключениях от общего к частному.Декарт утверждал эвристическую (способную к открытиям) силу человеческого Разума в познании окружающего мира до самых исходных причин явлений. 4. Декарт – естествоиспытатель и математик. Ренэ Декарт был выдающимся «работающим» физиком, механиком, оптиком, физиологом. Его естественнонаучные трактаты (написанные как приложения к главному – "О методе"): "Геометрия", "Диоптрика", "Метеоры" содержали важнейшие исследования по алгебре, геометрии, развивали представления и устанавливали новые принципы механики( закон сохранения количества движения- вспомним impetus), закладывали основы геометрической, физической и даже физиологической (теория зрения) оптики. Декарт как физик – оптик. Декарт не только открыл (в 1630г. , по-видимому, независимо от Снеллиуса, 1620г.) закон преломления лучей света (отношение синусов углов падения и отражения луча есть величина постоянная), но и первым эффективно применил его в своих опытах со стеклянными наполненными водой шарами и в итоге построил первую полную теорию радуги . (Предшественниками его в этом были английский астроном Томас Гарриот, 1606г. и итальянский физик Марко Антонио де Доминис, 1611). Впервые Декарт осознал существование ограниченной земной атмосферы («внутреннего неба»). Преломлением (рефракцией) лучей света от звезд на ее границе с космосом (верхним небом) он объяснял их мерцание.Декарт сам шлифовал линзы и изготовлял оптические инструменты. 3.Формирование картезианской механистической картины материального мира Универсальными законами природы Декарт провозгласил законы механики, поскольку явления механики как наиболее наглядные первыми оказались доступными для теоретического анализа и математического описания явлений (что было начато Галилеем и Кеплером ). В этом состоял первый прогрессивный шаг Декарта в построении новой естественнонаучной картины мира. Законы механики вместо пантеизма и гилозоизма древних. В учении Декарта возрождалась древняя идея саморазвития природы. Но в древности не обошлось без одухотворения Природы (пантеизм ) или каждого материального тела ( гилозоизм, который в новое время возродил Бруно). Декарт же видел причину изменений и развития природы только в механических взаимодействиях. Материя не мыслилась"живой", а лишь изначально наделенной различными механическими движениями (то есть его физическая картина "материалистична«). 4. Картезианская теория саморазвития материального мира. Считая причиной каждого явления механические движения, Декарт рассматривал явления и объекты материального мира в их становлении, постепенном развитии и ставил вопрос о происхождении тех или иных объектов вплоть до... всей упорядоченной Вселенной – Космоса.Эта картина действительно перекликается с современной синергетикой – идеей активной материи, в которой возникают неравновесные процессы, ведущие к развитию, усложнению и упорядочению ее структуры. Эволюционизм Декарта Таким образом, вторая важнейшая заслуга Декарта как естествоиспытателя и философа – внедрение в естествознание идеи естественной эволюции, саморазвития окружающего мира. По Декарту, который не допускал существования абсолютной пустоты, в сплошь заполненном материей мире все движения могли быть лишь замкнутыми. Сдвигаясь, одна частица материи вытесняла соседнюю и т. д., пока место первой не занимала некая "последняя" в этой цепочке. Материя т.о. должна была находиться в непрерывном движении. Это общее, дедуктивное заключение привело его к важному предвидению в астрономии: "Я не сомневаюсь, – писал Декарт своему другу выдающемуся французскому физику Марену Мерсенну (1588-1648), – что и звезды всегда несколько изменяют свое взаимное расположение , хотя их и считают неподвижными». Декарт о звездной вселенной Неимоверной удаленностью звезд Декарт объяснял не только неуловимость их параллаксов, но также... явление туманностей и вид Млечного Пути, не сомневаясь, что это собрания звезд, лучи от которых сливаются вместе опять же из-за их огромных расстояний. (Здесь явно видно влияние на Декарта первых телескопических открытий Галилея.) Декарт – дипломат в конфликте с церковьюОправдывая свой исторический подход к изучаемым явлениям, Декарт вынужден был представлять его лишь как некую гипотезу, как удобный метод для лучшего их понимания.На деле Декарт сделал первую попытку построить общую естественнонаучную кинетическую теорию материи и материальных причин всех природных явлений, включая загадочный тогда процесс распространения света, явление тяготения и даже... процесс мышления. Вся космофизическая картина и объяснение ряда конкретных явлений (таких загадочных как приливы и отливы, например) опирались у Декарта на утверждение подвижности Земли. Такая космология и космогония, как и методология познания, шли вразрез с религиозными догмами, лежавшими в основе узаконенной церковной идеологии.Это не могло не отразиться на его научных планах. Судьба планов и сочинений Декарта Еще в юности (в 1619 г.) Декарт задумал написать всеохватывающий космолого-космогонический труд под названием "Мир«. В него он намеревался включить также описание развития и происхождения живой природы, вплоть до человека. Но, завершив его космолого-космогоническую часть (в 1630-33гг.), Декарт отказался от публикации, узнав о расправе над Галилеем.При жизни Декарта его космогония и теория материи были частично опубликованы в сочинении – "Начала философии" (1644 г.), но уже в дипломатически (по отношению к церкви) завуалированной форме.Рукописи "Мира " были опубликованы посмертно в двух книгах: "Мир, или трактат о свете и других важных наблюдаемых [ощущаемых] объектах"(1664) и " Трактат о человеке" (1677). ( в рус. пер.: Декарт. «Космогония», 1934). Конец схоластики Картезианство как философия и методология самостоятельного изучения природы стало завершающим этапом борьбы (после Фрэнсиса Бэкона, Галилея и Кеплера) против схоластической, книжной «науки» Средневековья. Даже математику Декарта – созданную им аналитическую геометрию, с введением системы координат и переменной величины – текущей координаты, пронизывала идея развития (сравни древнее Гераклитово: "все течет..."). В истории науки ее воспринимают как предтечу появления дифференциального и интегрального исчислений.(Сохранилась легенда о неожиданной роли прямоугольных координат Декарта в светской жизни Парижа.) 7. Астрономическая картина мира Декарта. Возрождение вихревой космологии и космогонии. На основе своей физики, по существу развивая древнюю идею Анаксагора о вихревом зарождении нашего мира, и под влиянием аналогичных представлений Кеплера о вихревой природе движений в Солнечной системе Декарт построил первую механистическую (и в этом смысле материалистическую) эволюционную космологию и космогонию, всеобъемлющую картину развивающейся Вселенной. Именно Декарт (а не Кант, как принято считать, – см. о нем ниже) является в принципе родоначальником эволюционной космогонии в новое время. Спустя столетие Кант развил те же идеи уже на основе гравитационной картины Ньютона, так сказать , «затмив» приоритет и саму память об идее Декарта. Механизм формирования небесных тел По Декарту, все небесные тела образовались в результате случайно возникавших вихрей (т.е. местных возмущений!) в первоначально однородной материальной среде. (Не напоминает ли эта картина картину случайных нарушений равновесия, флуктуаций в… физическом вакууме?...). В ней были изначально смешаны три первичных материальных элемента : тончайшая материя, пронизывающая все тела («огонь»); материя, заполняющая мировое пространство («воздух» - по Декарту, не принимавшему понятие и состояние «газа», это тонкая "жидкость», предтеча образа «мирового эфира», причина явления света) и более грубые плотные и большие частицы. Причем в более раннем и откровенном варианте космогонии Декарта , в "Трактате о свете" первоначальное состояние материи, уже разделенной на три основных элемента, но еще до возникновения вихрей, описывается как некий хаос – состояние непрерывного перехода одних частиц в другие (! – Сравни «Первые три минуты» Вайнберга) . Формирование планет и рождение идеи планетезималей. Декарт так описывает процесс формирования планет: в возникшем в материальной среде вихре наиболее легкие, «огненные» частицы собираются в его центре, формируя Солнце; менее подвижные, но недостаточно плотные, пористые или ветвистые частицы третьего рода сначала не отбрасываются далеко от центра, но, сцепляясь, образуют на поверхности центрального огненного тела нечто вроде множества пятен; эти промежуточные образования затем, под действием центробежной силы, отходят –таки от центрального тела и образуют планеты. Здесь налицо идея возникновения промежуточных тел, нечто вроде "планетезималей«! (Кстати, идея эта получила развитие в ранних попытках нидерландского физика Н.Гартсокье, в 1707г. объяснить явление… «огненных шаров» - болидов) Возникновение осевого вращения планет и образование их спутников. Возникновение осевого вращения формирующихся в данном вихре планет Декарт объяснял более быстрым вращением далеких частей общего вихря нашей Солнечной системы (твердотельное вращение околосолнечной туманности).Вокруг каждой планеты, по Декарту, возникает местный вихрь материи – «малое небо». Рефракцией на его границе лучей звезд он и пытался объяснить их мерцание. Допуская поглощение новым локальным вихрем, возникающим вокруг закручивающейся планеты, другого, меньшего, Декарт объяснял образование у некоторых планет спутников. ( Эта идея возродилась и получила развитие в конце ХIХ в. в космогонии Фая). К формированию планет и спутников Помимо общего вихря вокруг Солнца, вокруг каждой планеты, по Декарту, существует местный вихрь (малое небо), как здесь вокруг Земли (Т). В нем могут формироваться спутники планеты.Рефракция лучей света звезд на его границе, как полагал Декарт, может объяснять мерцание звезд. Декарт последователь Кеплера и Галилея Следуя Кеплеру, Декарт утверждал, что движение планет происходит по эллиптическим орбитам и почти в одной плоскости. Но именно в общем околосолнечном вихревом потоке материи.Как и Галилей Декарт утверждал, что Сатурн обладает двумя неподвижными лунами (приняв за них боковые выступы на диске планеты). О природе тяготения Самую древнюю загадку космофизики – природу тяготения Декарт пытался объяснить также чисто механическими движениями - давлением частиц в вихре друг на друга. Т.о. он провозгласил основным в природе механизмом взаимодействия частиц и тел принцип близкодействия.Важность и новизна идеи тяготения у Декарта состояла в том, что тяжесть впервые стала рассматриваться им не как врожденное, а как производное качество, как эффект, возникающий в результате взаимодействия материальных частиц. Образование и движение комет По Декарту, кометы формируют отброшенные на периферию вихря наиболее грубые и большие частицы третьего элемента. Действие на эти последние центробежной силы столь велико, что часть их может быть выброшена из своего вихря в соседний и далее. Так что кометы могут переходить из одного вихря в другой и странствовать по сложным изогнутым путям. Движение кометы (RQDKI) через вихревые планетные системы. Структура Вселенной по Декарту Солнечная система – один из таких вихрей. Звезды – другие солнца, центры других вихревых систем. Таким образом, естественно возникала картина Космоса со множеством миров – "солнечных систем".Вместе с тем Декарт еще оставался в плену абсолютного гелиоцентризма Коперника: нашу Солнечную систему он мыслил находящейся в центре всей материальной Вселенной. Ренэ Декарт, видимо, в последние годы жизни. Илл . Из кн. Р.Декарт. Космогония. Два трактата. Рус. пер..М.-Л.,1934.Сер. Классики естествознания. Роль картезианства в истории науки и судьба ученого и его трудов. Направленная против средневековой схоластики картина развивающейся Вселенной, живущей по своим естественным (механическим) законам, картина множественности солнечных систем захватила многие умы, но и насторожила религиозные круги Европы. Большую часть своей творческой жизни (1629 – 1649 ) Декарт прожил в более терпимой тогда протестантской Голландии, но и здесь, как и во Франции, его учение и лекции были в конце концов запрещены.Даже похоронить Декарта на родине , умершего в Швеции, куда он переехал в 1649г. (приглашенный шведской королевой Христиной для организации Академии наук в Стокгольме), король разрешил не сразу и лишь без всяких почестей и речей. Сочинения Декарта (1664 и 1677гг.) были внесены в папский «Индекс» запрещенных книг. Ренэ Декарт (1596-1650) Под знаком господства авторитета Картезия прошла в Европе вся вторая половина XVII в.В России М.В. Ломоносов и даже молодой Ньютон в Англии также быликартезианцами. Влияние картезианства в физике Вся вторая половина ХVII и значительная часть XVIII вв. в европейской философии и естествознании прошли под сильнейшим влиянием картезианства. Материалистическая основа его физики (несмотря на противоречия и неизбежная ошибочность конкретных теорий, например теории удара) стала основой для формирования естественнонаучной механистической картины мира и материалистической философии, особенно во Франции. В России последователем Декарта-физика (особенно в кинетической теории теплоты) был М.В. Ломоносов. Последователями декартовой кинетической теории тяготения были Лейбниц, Гюйгенс, Вариньон, Эйлер, Бернулли, Джан Кассини и др. Его логикой, методом, философией был увлечен сначала и молодой Ньютон. М.В.Ломоносов о Декарте "...Картезий осмелился Аристотелеву философию отвергнуть и учить по своему мнению и вымыслу. ... тем ученых людей ободрил против Аристотеля, против самого себя и против прочих философов в правде спорить и тем самым открыл дорогу ... к вящему наук приращению". Влияние картезианства в астрономии Влияние Декарта - космолога впервые и особенно ярко проявилось в знаменитом сочинении французского популяризатора науки писателя - картезианца Бернара Фонтенеля "Беседы о множественности миров" (1686 г.). Первым высоко оценил декартовскую космогонию знаменитый английский физик Роберт Бойль. Под ее влиянием создал свою вихревую гипотезу происхождения Солнечной системы один из последних картезианцев (уже в первой половине XVIII в.!) шведский философ и теолог Э. Сведенборг. Эммануэль Сведенборг1688 - 1772 Один из последних картезианцев § 4. Вихревая планетная космогония и рождение идеи островной иерархической Вселенной на основе картезианской физической картины мира. Э. Сведенборг. В качестве последнего всплеска картезианства в 20-е гг. XVIII в. появилась космологическая концепция шведского ученого, философа и теолога Эммануэля Сведенборга (1688 - 1772).В свой ранний период творчества Сведенборг проявил себя выдающимся ученым-естествоиспытателем, идеи которого нередко опережали свое время, а некоторые перекликаются с научными идеями ХХ в. С именем Сведенборга связано немало исследований в области математики, физики (особенно магнетизма), механики, астрономии, химии, геологии, минералогии, анатомии, физиологии, а также техники. Большая часть его работ (свыше 100) по естествознанию и технике была написана до 40-х гг. XVIII в. В физике Сведенборгу принадлежит в частности первая вихревая модель атома как сложной системы частиц. Астрономические сочинения Сведенборга (первое вышло в 1707г.) касались различных вопросов, например, злободневной тогда проблемы определения долготы на море с помощью наблюдений Луны. Но основным вкладом его в эту науку, вернее в развитие астрономической картины мира стала его вихревая космогоническая концепция (1729). Планетная космогония Сведенборга Космогоническая планетная вихревая концепция Сведенборга отличается от картезианской. Планеты в ней предполагались образующимися из вещества уже готового Солнца. По гипотезе Сведенборга планеты сформировались в результате возникновения в солнечном веществе и постепенного развития вихря материи, который, ускоряясь, расширялся под действием центробежных сил. От внешних частей его в некоторый момент отделилось кольцо материи, разбившееся затем на отдельные массы – родоначальницы планет.Аналогично представлялось возникновение спутников из вещества протопланет. Судьба космогонии Сведенборга Такая вихревая космогония, возможно, независимо, многократно возрождалась в дальнейшем в гипотезах Бюффона, Канта, Лапласа, Чемберлина – Мультона и удерживалась как одно из главных направлений в космогонии планетной системы еще в начале ХХ в. (гипотеза Джинса – Джеффриса), а последнее ее возрождение – одна из гипотез В.Г. Фесенкова, предложенная уже в сер. ХХ в.). Гипотеза Млечного пути как системы звезд В 1729г. Сведенборг описал свою космологическую модель мира. Основой модели стала его идея, согласно которой все явления и процессы в природе, независимо от масштабов, должны подчиняться некоторым общим принципам. Занимаясь особенно много изучением магнитных явлений, Сведенборг считал, что правильное распределение мельчайших частиц материи относительно магнита должно проявляться и в распределении колоссальных космических тел – других солнц-звезд. Полоса Млечного Пути, по идее Сведенборга, должна соответствовать некоторому особому направлению в пространстве, относительно которого и упорядочены звезды. Это направление понималось им либо как «ось» системы звезд (аналогично оси магнита), либо как ее экватор. Упорядоченность звезд впервые связывалась с некой физической причиной. Млечный Путь впервые определялся как реальная система звезд, удерживаемых вместе физическими силами. Система природы у Сведенборга На основе своего представления о структурности мироздания Сведенборг попытался построить универсальную систему природы, в которой объекты разных масштабов объединялись в общую эволюционную цепь. Она охватывала объекты всех встречающихся и мыслимых масштабов – от мельчайших частиц до грандиозных космических систем.Более того, Сведенборг, по-видимому, первым высказал идею космической иерархии – существования сложных систем высших порядков, элементами которых являются целые системы низшего порядка, например, млечные пути, и т.д. Т.о. Сведенборг оказался предшественником в космологии Канта и Ламберта.

Приложенные файлы

  • ppt 9769198
    Размер файла: 2 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий