Л-2-1_Египет


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Глава 3. Астрономия Древнего Египта. § 1. Начало и организация астрономической деятельности . Формирование египетского народа (после перехода к оседлой жизни) датируется 4-м тыс. до н.э.; начало письменной истории астрономии 3-м тыс. до н.э. 1. Периодизация истории древнего Египта.Древнее Царство [XXVII – XXII вв.](2664 - 2155гг.);Среднее Царство [XXI -XVIIIвв.] (2052 - 1786) иНовое Царство [XVI-XIвв.](1554 - 1072 )Позднеегипетский период (с VII в. до н.э., включая эллинистический (после завоевания Египта в 332 г. до н.э. Александром Македонским). 2. Главный практический стимул развития астрономической деятельности и ее организация. Сельское хозяйство, целиком зависевшее от разливов Нила. Их сезонность, явная связь с полуденной высотой Солнца привели египтян к поклонению Солнцу как главному богу – Ра. (Еще раньше египтяне поклонялись некому священному камню «бен-бен», который в литературе рассматривается как метеорит. Напомним, что принятая (хотя и не всеми) расшифровка древнеегипетского иероглифа, обозначающего железо, «камень с неба»!). Утвердившаяся на тысячелетия власть обожествлявшихся фараонов рано сделала астрономию в Египте государственной придворной службой с прикладными целями не только хозяйственного, но также идеологического характера. Астрономией ведали жрецы и специальные чиновники-регистраторы всего, что происходило на небе (наблюдатели и писцы). Одной из главных практических задач стало составление календаря. § 2. Календари Древнего Египта. 1.Сотический звездно-солнечно-лунный календарь. Разливы Нила приходятся на вторую половину лета. Сигналом к началу нового цикла смены сельскохозяйственных сезонов стал первый гелиакальный восход Сириуса (у египтян – Сопд или Сотис). В начале 3-го, а возможно, еще в 4-ом тыс. до н.э. это приходилось на дни летнего солнцестояния. Так был введен самый ранний в истории астрономии уникальный местный древнеегипетский звездно-солнечный календарь -"сотический". Год в нем был солнечным, но не тропическим, а сидерическим, поскольку началом отсчета служило не солнечное явление (одно из равноденствий или солнцестояний), а солнечно - звездное, возвращение Солнца к одному и тому же расположению среди звезд. Началом года служили либо сами периоды наводнения, либо упомянутые восходы Сириуса, либо первое новолуние после такого восхода его. Т.о. календарь становился звездно - солнечно- лунным. К 12 месяцам лунного года добавлялся время от времени 13-й для согласования с солнечным (на основе, возможно, почерпнутого у вавилонян 19-летнего лунно-солнечного цикла: 19 солнечных лет = 235 синодическим месяцам). Год делился на 3 с\х сезона: "наводнения", "роста" и "сбора урожая". 2. Гражданский египетский солнечный календарь В эпоху Среднего царства (с XXI в. до н.э.)в повседневной жизни употреблялся целочисленный солнечный "гражданский" календарь. Год принимался в нем в 365 дней и содержал 12 30-дневных месяцев, которые делились каждый на три декады. В конце года добавлялось 5 праздничных дней (как "дни рождения главных богов"). Месяцы сначала просто компоновались по четыре и по трем сезонам. В эпоху Нового царства, (c XVI в. до н.э. ) утвердились их названия.(сезон наводнения) (сезон роста,) (сезон зноя, или или зерна сбора урожая)1.Тот 5.Тиби 9.Пахон 2.Фаофи 6.Мехир 10.Пайни 3.Атир 7.Фаменот 11.Эпифи4.Хойак 8.Фармути 12.Месори Но такое соответствие сезонам сохранялось недолго: каждый четвертый год гражданский календарь в 365 дней опережал солнечный (365,25) на 1 сутки. В результате начало года (соответствовавшее при введении календаря гелиакическому восходу Сириуса в первый день месяца Тот) перемещалось в нем по всем сезонам, то есть было "блуждающим".Первая попытка ввести удлиненные годы -по 366 суток через каждые три года (Эратосфен, III в. до н.э.) не удалась, реформа была реализована лишь спустя 2 века римлянами ( введение юлианского календаря). Открытие периода Сотис . Гражданский год через каждые 4 года опережал на сутки «александрийский» (по юлианскому стилю); расхождение в целый год и совпадение начала года происходило за 1460 юлианских , или александрийских, лет (они же сотические, по 365,25 суток), или за 1461 год по египетскому гражданскому календарю (где год=365 суток). Подмеченное греческим математиком Теоном повторение в 139 г. н.э. юлианского календаря начального условия гражданского египетского календаря (утренний восход Сириуса в первый день первого месяца – Тота) позволило вычислить (вычитая из этого года периоды в 1460 лет и кратные им) возможные годы введения этого гражданского календаря . Такие совпадения были в 4241, 2781 и 1321 гг. до н.э. Т.о. гражданский календарь в Египте мог быть введен в принципе еще в 5-м тысячелетии! Но реально – в 2781г., в эпоху близкую к началу Древнего царства. Гражданский египетский календарь употреблялся европейскими астрономами вплоть до XVI в. как весьма удобный для расчета дат исторических событий, поскольку в нем не делалось вставок, и счет дней был непрерывным. Его сменил непрерывный счет времени по юлианским дням (введен в 1583г. французским астрономом Ж.Скалигером, 1540 - 1609). §3. Египетские деканы и «диагональные» календарные справочники для ночного счета времени по восходу или кульминациям «часовых» звезд (деканальная астрономия). Египтяне первыми разделили область неба, близкую к эклиптике (несколько южнее ее, что определилось положением Сириуса) на 36 равных 10-градусных участков (впоследствии греки назвали их деканами). Каждый отмечался яркой звездой или группой звезд. Первый гелиакический восход одной из этих звезд приходился на начало соответствующей декады в гражданском календаре ( где год из 12 месяцев делился еще и на 36 декад по три в каждом месяце). «Служба времени» в Древнем Египте Для слежения за временем ночью египетские астрономы использовали яркие звезды или их группы, последовательно восходящие в течение темного времени суток. Их так и называли "Звезды Времени", а позднее стали почитать как богов времени и судьбы). В Древнем Египте уже в эпоху Среднего Царства существовала своеобразная Служба времени, для которой и составлялись диагональные календари. Диагональный календарь и служба времени по наблюдению деканов. Диагональный календарь представлял собой таблицу из 36 вертикальных колонок и 12 горизонтальных строк. Каждая колонка содержала 12 ярких звезд или их групп, поочередно восходящих в течение "ночи" в данную треть месяца. В основании колонки указывалась звезда, которая в первый день декады впервые всходила в конце ночи, перед рассветом (первый утренний, или гелиакический восход). Хотя каждую следующую ночь декады ее восход происходил на 4 мин. раньше, она продолжала считаться "утренней звездой" (оставалась в основании колонки), пока смещение ее восхода в ночь не достигало заметной величины - 40 минут, то есть в течение 10 суток. Поэтому эти звездные (десятисуточные) "метки" времени греки впоследствии назвали буквально – деканами (египтяне называли их "баранами" или просто "звездами"). Через каждые 10 дней очередной декан (звезда времени с гелиакическим восходом в данную декаду) смещался на 40 мин. в ночь, а в соседней колонке - декаде на одну ступеньку вверх, то есть в течение года они перемещались по диагонали таблицы – отсюда и название диагональные календари. Соответственно, с появлением ("рождением") в основании колонки нового (предутреннего) декана каждые десять дней один декан (вверху колонки, т.е. восходивший в начале ночи) "умирал". Это означало, что он становился невидимым после своего последнего вечернего захода, скрываясь далее в лучах надвигавшегося на него Солнца (последняя вечерняя видимость звезды на западе после заката Солнца). Рис.2.1. Диагональный календарь 12-й, в начале ночи 11-й 10-й 11-й 10-й 9-й 8-й 7-й 6-й и т.д. 5-й 1-й 4-й 1-й 3-й 1-й 2-й 2-й 1-й 2-й 3-й 1-й декан,предутр. 2-й 3-й 4-й 1-я декада 2-я декада 3-я декада «Работа» деканов «Работа" деканов описывалась следующим образом: семь деканов невидимы в течение ночи и находятся в "Преисподней". Остальные 29 "работают". Восемь располагаются в начале ночи "на восточной стороне неба" и восходят один за другим, но не достигают к утру "середины неба" (меридиана). 12 -"работают в середине неба» и кульминируют - первый в начале ночи , показывая ее первый час (сразу после захода Солнца!), а последний в конце ночи. Последние 9 в начале ночи уже перешли через меридиан и находятся "на западе". Спустя 90 дней декан-указатель первого часа ночи становится в положение последней вечерней видимости и затем уходит в зону невидимости, чтобы спустя примерно 70 дней (это – период невидимости Сириуса) возродиться предутренним деканом. Эти надписи были найдены в погребальной камере Сети I (ок.1300 г.до н.э.) и в гробнице Рамсеса IV (ок. 1155 г. до н.э.) , причем они уже не отражали реальность. В дальнейшем выяснилось, что уже после XVIII в. до н.э. деканальная астрономия не развивалась. Перестав соответствовать наблюдаемой картине, распределение деканов повторялось на крышках саркофагов по традиции: для нужд "загробной жизни" механически копировались старые деканальные таблицы. Еще один оригинальный метод записи ночных часов. Для ориентации во времени ночью в таблицах из 12 строк, составлявшихся на 1-е и 16-е числа месяца, на каждый час ночи указывалось положение определенной звезды относительно изображения сидящего человека, помещенного под данным числом месяца: "над левым ухом", "над правым плечом" и т.п.  § 5. Астрология. Деканальная астрономия как исток гороскопной астрологии. Наиболее ранние предсказания по астрономическим знакам были обнаружены в египетском папирусе XIII-XII вв. до н.э.В VII – V вв. появляются тексты астрологического содержания (под влиянием Персии и Вавилона).В VI - V вв. укрепляется астрологическое истолкование деканов. Принцип гороскопной астрологии Декан, восходящий в час рождения ребенка, воспринимался как определяющий его судьбу. Такому декану позднее греки дали название "гороскопой" (букв.– «час[рождения] наблюдаю») и стали истолковывать, как покровителя человека, родившегося в этот час. § 4. Введение зодиака и 7-дневной недели с астрологическим смыслом наименования дней. 12-значный "Зодиак" египтяне приняли после изобретения его в Вавилоне (IV в. до н.э.).По числу подвижных светил в Египте была введена семидневная неделя, где каждый день получил в покровители планету, Солнце или Луну. Инструменты. Наблюдательная и математическая астрономия древнего Египта. Разногласия историков. Астрономическими инструментами были солнечные, а позднее и водяные часы, угломерные инструменты для наблюдения звезд в кульминациях и самый древний – гномон.Сведения о древнеегипетской наблюдательной астрономии до сих пор неполны, и оценки ее противоречивы. Об уровне развития науки, в том числе астрономии, в Древнем Египте до их пор также существуют противоположные мнения. Пирамиды Египта все относятся к 3-му тыс. до н.э. и сосредоточены на зап. берегу Нила. Пирамида Джосера (2750 г. до н. э.) Пирамида Джосера Самая древняя пирамида Египта ( фараона Джосера) состоит из шести огромных ступеней. Построена знаменитым архитектором (он же был врачом и ученым) Имхотепом в Саккара примерно в 2750 г. до н. э. Основание 125 Ч 115 метров, высота — 61 метр.Имхотеп – единственное имя, сохранившееся от древнеегипетской науки. Пирамида Хеопса (2551 – 2528гг.) Наибольшая из пирамид – пирамида фараона Хеопса (около 2551 - 2528 до н.э.). Ее высота 146,6 м (примерно соответствует небоскребу в 50 этажей). Площадь основания 230х230 м. Вес более 5 млн. т. Вес отдельных каменных блоков 6 т. После Великой Китайской стены – это самое большое сооружение, когда-либо воздвигнутое человеком. О загадках пирамид Проблемой пирамид, связью их устройства с астрономией занимались многие , в том числе и известные астрономы XIX в.– Норман Локьер, Ричард Проктор.Пирамиды – усыпальницы фараонов , ворота в загробный мир, а потому они строились с определенной астрономической ориентацией. Появившиеся в XIX в. представления о том, что в форме и пропорциях пирамид, в ориентации и наклоне коридоров в них (например, в знаменитой пирамиде Хеопса), помимо явной, но довольно грубой ориентации по странам света, скрыты точные математические и астрономические соотношения (число "π") и направления (на Полярную звезду), и в наши дни то подвергаются сомнению, то оживают. (Напомним кстати, что в 3 тыс.до н.э. точка полюса находилась близ звезды α Дракона.) Контакты и самобытность.Многие древнегреческие натурфилософы-астрономы доэллинистической эпохи - Платон, Евдокс , Демокрит, а еще раньше Пифагор (VI в. до н.э., как писал об этом знаменитый историк Геродот (V в. до н.э.), сам посещавший Египет, общались с египетскими астрономами непосредственно. Аристотель писал о наблюдениях египтянами соединений планет между собой и со звездами[ван дер Варден, с.42]Вместе с тем сохранившиеся от эпохи Нового Царства (с XVI в. до н.э.) изображения некоторых из древнеегипетских cозвездий северного полушария оказываются совершенно чуждыми современным евопейским, пришедшим к нам из Древней Греции и имевшим своим источником разделение звездного неба у вавилонян. Уникальным (вполне естественным) египетским созвездием, например, было созвездие крокодила. Рис. 2.2 Созвездия древнего Египта О широких астрономических интересах египтян эллинистической эпохи говорят сохранившиеся списки книг из библиотек при храмах (например, в г. Эдфу в храме бога Гора, II в. до н.э.) и даже списки книг религиозного содержания (так называемых "Герметических книг", написанных от имени бога Гермеса Трисмегиста). Например, "Закон обращения звезд", "О науке обращения двух светил (Солнца и Луны)". Жрецы должны были знать наизусть (!) такие книги, как "О порядке движения неподвижных звезд и звездных явлениях", "О порядке движения Солнца, Луны и пяти планет", "О сизигиях и фазах Солнца и Луны", "О восходах [неподвижных звезд ]”. Египтяне якобы впервые сообщили грекам Платону и Евдоксу (IV в. до н.э.) о "годе Сириуса" в 365,25 дня. Представления об устройстве Вселенной. С 4-го тыс. до н.э. у египтян уже существовала религиозно-мифологическая "картина мира". Богиня неба Нут считалась главной богиней, матерью бога Солнца Ра. Богом Земли – Геб. Поначалу считалось, что каждый вечер Нут поглощает Солнце, а по утрам возвращает его на небо. Позднее представляли, что Солнце уплывало под землю и затем приплывало на небо в небесной ладье. Астрально-религиозная АКМ в Древнем Египте. Земля в виде покрытого листьями тела бога Геба, Небо – покрытое звездами тело богини Нут. Их разделяет бог промежуточной среды Шу, держащий символы бессмертия. Движение бога Солнца Ра вместе с другими верховными богами представлено движением по небосводу от восхода до захода небесной ладьи (явно из папируса) Загадка "Египетской" системы мира. Совершенно иной уровень представлений о Вселенной отражен в так называемой "египетской" системе мира. Согласно этой модели мира Земля является центром Вселенной, вокруг которого обращаются все светила. Но Меркурий и Венера при этом обращаются еще и вокруг Солнца! - О ней писал английский космолог Т.Райт в XVIII в.; в литературе XIX в. ее приводили в числе четырех главных систем мира харьковский физик и историк науки А.И. Стойкович (1813), знаменитый популяризатор астрономии К.Фламмарион (1872 - «История неба», рус.пер. 1875, 2-е изд.1994г.), а также историк астрономии О. Лодж (1892). Если эта система мира действительно была у египтян, то это означало бы, что древние египтяне действительно должны были наблюдать и планеты. Диаграмма систем мираиз учебника рТ.Райта 1742г. В левом нижнем углу изображена египетская (Egyptian) система мира.В ней в центре мира Земля, но Венера и Меркурий обращаются вокруг Солнца и только вместе с ним вокруг Земли (на второй орбите от неё) . Египетская система мира (рис. из кн. К.Фламмариона «История неба», 1872г.,рус. пер.1875, с.289; 2-е изд. 1994,с.249) Историческая роль египетской системы мира. В мировоззренческом аспекте это была первая компромиссная система - попытка увязать "очевидное" центральное положение Земли с подмеченными особенностями в движении Венеры и Меркурия, неизменно остающихся вблизи Солнца и как бы "сопровождающих" его. Во всяком случае, нет сомнения, что именно такая система могла послужить истоком математических образов эпицикла и деферента, введенных Аполлонием Пергским в III в. до н.э. и сыгравших огромную роль в теоретической древнегреческой астрономии. Она же могла вдохновить на создание компромиссных систем мира Т.Браге (1583) и Д.Б.Риччоли (1651). § 8. Наследие древнеегипетской астрономии. До XVI в. в Европе астрономы использовали египетский гражданский 365-дневный целочисленный календарь без вставок (дополнительных дней) как удобную систему непрерывного счета дней. (В 1583г. новую подобную систему счета времени в «днях юлианского периода», или юлианских днях ввел французский ученый Ж. Скалигер).24-часовые египетские сутки и 30-дневные месяцы с делением на три декады (с более поздним нарушением в длине некоторых месяцев). Семидневная неделя с названием дней по именам планет-покровителей каждого, возможно, также пришла в Европу из Египта.

Приложенные файлы

  • ppt 9769199
    Размер файла: 4 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий