Л-2-2_Вавилон


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Глава 4. Шумеро-вавилонская астрономия Месопотамии (Междуречья). Начало В Месопотамии, между реками Тигр и Евфрат по берегам последнего в нижнем его течении в 4 –3 тыс. до н.э. существовали города-государства шумеров Ур, Урук, Ниппур и др. Во 2-м тыс. до н.э. сформировалось могущественное объединенное шумеро-аккадское государство Вавилония (по имени его главного , аккадского города). Его культура господствовала в Месопотамии до последних веков 1-го тыс. до н.э. даже несмотря на то, что в различные периоды, иногда на многие века, оно оказывалось под властью завоевателей-соседей: хеттов, ассирийцев с запада, халдеев с востока. Однако истоки астрономической деятельности уходят в 4-е тыс. до н.э. Периодизация и организация астрономических занятий . В истории вавилонской астрономии выделяют три основных периода: I. Старо-вавилонский (XIX – XVI вв.); II. Ассирийский (XIV – VII вв.) III. Персидский (VII –V), а также Ново-вавилонский (IV– III вв.). Древнейшая письменность и начало исторической астрономии Древнейшая письменность имела вид пиктограмм, то есть рисунков, означавших понятия (нога = ходить, стоять; рыба = рыба; и т.п.). Рисунок древнейшего шумерского созвездия (из звезд γ And, α, β и γTri ), напоминавший по очертаниям примитивный плуг, передавал слово «apin» – плуг по шумерски , или «эпинну» по аккадски. Но уже в 3 тыс. до н.э. шумеры изобрели письменность в форме клинописи. Изображение звезды (восьмиконечной) читалось как слово «аn» – небо или «dingir»– бог. Понятие Вселенная выражалось сочетанием слов «ан–ки» (небо– земля) или «нам-шар-ра» («бесчисленное множество». – Последнее, очевидно, просто отражало картину усеянного звездами небосвода.) Шумеро-вавилонская математика Шумеры изобрели шестидесятеричную систему счисления и особую запись чисел клинописью. Числа до 60 изображались набором из клиньев (символ десяти) и коротких вертикальных нажимов (символ единицы). Например: два клина два нажима = 22. Для чисел больше 60 запись была позиционной (как в десятеричной системе, но с основанием 60). Она была принята и вавилонянами. Шумеры и вавилоняне создали и развили основы арифметики и алгебры и уже во 2 тыс. до н.э. знали теорему, названную через тысячу (!) лет именем Пифагора, квадратные и кубические корни, решали квадратные уравнения, умели вычислять площади и объемы. Начало шумеро-вавилонской астрономической деятельности Систематическое наблюдение неба шумерами восходит ко второй половине 3 тыс. до н.э. , т.е. ближе к 2-му тыс. Небесные светила воспринимались как астральные божества, дававшие указания для практической жизни государства. Лишь с VII и особенно с VI в. до н.э начала интенсивно развиваться вавилонская математическая астрономия – количественное изучение и описание видимых перемещений светил с помощью оригинальных арифметических методов. § 2. Астрономия старовавилонского периода (XIX – XVI вв.). 1. Наблюдения. Первым объектом стала Луна (главный бог Нанна или Син, кстати, муж. рода). К наиболее древним временам относится выделение ярких звезд и созвездий: Сириуса, Ориона, Плеяд (названия более поздние, греческие). Они описаны на глиняных табличках 2 тыс. до н.э. Регулярно велись наблюдения гелиакических восходов светил, положения Луны и планет среди звезд. 2. Календарь и деление суток Во 2-ом тыс. до н.э. шумеры уже пользовались лунным календарем, но своим в каждом городе-государстве. В эпоху царя Хаммурапи (правление его династии Амурру: 1830 – 1531гг.), объединившего отдельные города-государства, вслед за религией был унифицирован для всей страны лунный календарь. Его основой был синодический месяц. Были введены и единые названия месяцев: 1.Нисану 5. Абу 9. Кислиму 2.Айяру 6. Улулу 10. Тебету 3.Симану 7. Ташриту 11. Шабату 4.Дуузу 8. Арахсамна 12. Аддару Месяцы начинались с новолуния и содержали по 29 и 30 суток без определенного порядка, но в среднем их длина была весьма точной: 29,530 суток. Год начинался весной, также с новолуния и содержал 12 месяцев (354 суток). Шумеры знали и о практически важном солнечном (тропическом) годе как о промежутке времени между моментами, когда полуденная тень от гномона была наименьшей (летнее солнцестояние). Для согласования с ним лунного года в последнем делали вставки 13-го месяца – сначала нерегулярно (вплоть до VI в. до н. э.), а в дальнейшем на основе лунно-солнечных циклов – 8-летнего, а затем более точного 19-летнего. Открытие 19-летнего лунно-солнечного цикла В 499 г. (по др. ист. в 450 г.) до н.э. вавилонские астрономы открыли 19-летний лунно-солнечный цикл, т.е. выработали упорядоченную систему вставок дополнительных месяцев в лунном календаре, которая обеспечивала почти полное совпадение его начала (новолуния) с началом солнечного года через каждые 19 лет, поскольку период из 19 солнечных лет содержит почти целое число (235) синодических лунных месяцев. (Он известен как «цикл Метона»…Намного ранее его открыли китайцы. См. ниже) Существовало две системы разделения суток – народная и астрономическая. В первой сутки делились на шесть частей – «страж»: три дневных и три ночных. Длина их изменялась с сезоном. Дневные стражи подразделялись на половинки и четверти. Для нужд астрономии сутки делились сначала на 12 двойных часов (beru, или мили), а каждый beru на 30 –«градусов времени» (USH = 4 мин.). Позднее было введено деление на 12 часов светлой и на 12 – темной части суток. 3. Астрология и астрономия. Зарождение астрологии здесь относят и к 3 тыс. (к XXIV в.) и к 1-му и даже к 4-му тыс. до н.э. Она опиралась на астральную религию.Главными астральными богами считались Энлиль (он же Мардук – покровитель Вавилона и творец Неба), Ану – бог неба и Эа – бог подпочвенных вод и мудрости. Божественными считались Солнце (бог Уту у шумеров; Шамаш по-аккадски), Луна (бог Нанна, или Син), Венера (богиня любви Инанна, или Иштар). Венеру вавилоняне называли также NIN.DAR.AN.NA (Светлая Царица Неба). Семь подвижных светил – планеты вавилоняне называли «биббу» – козлами, своевольно блуждавшими, в отличие от звезд, которые они сравнивали с послушным стадом овец. Особенно был выделен Юпитер, одно из названий которого Мулубаббар означало «звезда-Солнце». Уже во 2-м тыс. до н.э. были выделены созвездия. 4. Древнейший астрономический письменный документ – «Энума Ану Энлиль». Этот текст астролого - астрономического (наблюдательного) содержания размещен на глиняных табличках, которые входят в большое собрание их под общим наименованием – по первой строке первой таблички – «Энума Ану Энлиль» («Когда боги Ану и Энлиль...»). Их создание относили к XIV – IX вв., но по уточненным данным относят к XIX в. до н.э. (старо-вавилонский период: XIX – XVI вв.) На одной из табличек серии «Энума Ану Энлиль» сохранились сведения о длительных систематических наблюдениях в течение 21 года (!) нескольких циклов синодических явлений Венеры: смены ее утренних и вечерних восходов и заходов, прерываемых различными по протяженности периодами невидимости планеты. О том, что «Утренняя» и «Вечерняя» звезды – это одна и та же планета, шумеры знали еще в XX или даже в XXVI вв. до н.э. В упомянутых табличках содержатся тысячи предсказаний по Луне и Венере. § 3. Астрономия Вавилона Ассирийского периода (ХIV – VII вв.). В XVI в. до н.э. Вавилон был разрушен хеттами (из Малой Азии), а в XIV-ХIIIвв. и вплоть до VII в. до н.э. здесь политически господствовала Ассирия. Но культура, наука и даже письменность оставались вавилонскими. «Три звезды в каждом» – первый астрономический «справочник». От Ассирийского периода (ХIV – VII вв.) сохранилось три текста – математического и астрономического содержания. Астрономический представляет собой несколько списков звезд с указанием их восходов и заходов в течение года. Это были «месячные» звезды: их утренние восходы отмечали наступление данного месяца (что, конечно, не сохранялось на длительных промежутках времени, поскольку лунные месяцы «едут» по солнечному году). Таких таблиц сохранилось несколько. Старейшую относят к XII – XI вв. до н.э. Современные историки дали таким таблицам название «Астролябия» (по аналогии со средневековым арабским прибором для ориентации во времени по видимости тех или иных звезд). Двенадцати месяцам сопоставлялись 36 выделенных звезд - по три на каждый месяц. Они располагались в виде трех колонок по 12 звезд – по числу месяцев, а в более старых Астролябиях по трем концентрическим поясам, разделенным на радиальные секторы – месяцы. Один пояс проходил по небесному экватору (звезды бога Ану), два других располагались к югу (звезды Эа) и к северу от него (звезды Энлиля). В секторах-месяцах отмечалась также изменяющаяся сезонно долгота дня (продолжительность ночной и дневной страж). «Служба» сезонных звезд существовала в городах Междуречья Ашшуре, Ниневии, Уруке, Вавилоне на протяжении целого тысячелетия. 2. «Mul APIN» - главное астрономическое сочинение вавилонян Эта знаменитая серия текстов на трех табличках, составленная около 700 г. до н.э. («mul APIN» - букв. «Созвездие Плуга») - основной источник сведений об астрономических знаниях вавилонян второго, Ассирийского периода. Здесь также приведен список дат первой видимости (утренних восходов) 36 звезд и созвездий в тот или иной день каждого месяца, но лишь по традиции(он составлен был намного раньше - для эпохи XIII – X вв.).Такая традиционность и отрыв от наблюдений характерны были и для древней вавилонской (как и для египетской) астрономии . ДРЕВНЕЙШИЙ ЗВЕЗДНЫЙ «КАТАЛОГ» В серию текстов «mul APIN» входил и древнейший из известных список звезд (своего рода звездный каталог): звезды Ану – 23 (приэкваториальные звезды), звезды Энлиля – 33 (севернее экватора) и звезды Эа – 15 (к югу от экватора). Они были скомпонованы в группы - созвездия, с которыми частично совпадают более поздние греческие, хотя они и отличаются по названию.): LU.HUN.GA = Овен; MUL.MUL = Плеяды; SHU.GI= Персей (у вавилонян это "Старик" или "Колесничий"); SIBA.ZI.AN.NA = Орион ("Верный Пастух Небес"); MAR.GIB.DA (Повозка) = Б. Медведица, GIR.TAB = Скорпион, GUD.AN.NA (Бык Небес = Телец) и т.д. Но в то же время были и совсем отличные наименования созвездий: UZA (Коза) = Лира, APIN (Плуг). «Служба» Солнца и Луны В том же тексте на второй табличке приведен список длин полуденной тени гномона для различных сезонов года. Описываются также главные лунные явления: восходы и заходы в эпохи близкие к той или иной ее фазе. На пути к созданию «Зодиака» В одном из разделов текста «mul APIN» отмечены «созвездия на пути Луны» (18 созвездий). На другой табличке той же серии описано положение на небе Солнца в разные месяцы года и указывается, что Солнце и пять планет перемещаются по тому же пути, что и Луна. Так формировалось понимание эклиптики (полосы на небе, где происходят затмения .) Служба затмений Вавилоняне вели систематические наблюдения затмений с середины VIII в. до н.э. (с 763 г.) и успешно их предсказывали уже в VII в. до н.э. (Не исключено, что от них получил свои познания первый греческий астроном и мудрец Фалес Милетский для первого в Греции предсказания затмения Солнца … См. ниже.) § 4. Вавилонская астрономия в Персидский (VII–Vвв.) и Ново-вавилонский (IV – III вв.) периоды. 1.Выделение экваториально-эклиптикального пояса созвездий. Введение 12-значного круга созвездий (зодиака). «Служба» затмений.Разделение круга на 360 частей – градусов. Наблюдательная астрономияВыделенная в начале VII в. до н.э. вавилонянами на небе круговая зона шириной около 30о, в которой перемещались Луна, Солнце, планеты, оказывалась близкой не только к небесному экватору, но и к эклиптике. В VII – VI вв. они разделили эту зону на 36 участков (т.е. по 10о ). В IV в. до н.э. эти звездные участки были объединены по три, так что вся зона, где перемещались подвижные светила, оказалась разделенной на 12 (30-градусных) участков-созвездий. Ее и переняли затем греки, назвав Зодиаком – «Кругом животных». К III в. до н.э. относят введение вавилонянами разделения круга на 360 частей-градусов. Зарождение вавилонской математической астрономии. 1. Изобретение эклиптических координатНужды календаря, предсказание затмений потребовали развития математических методов астрономии. В IV в. до н.э. в Вавилоне была изобретена по существу эклиптическая система небесных координат. Эклиптические долготы светил отсчитывались лишь в пределах одного знака зодиака – от его западной границы к востоку. Такой метод сохранялся cвыше двух тысяч лет! ( Единый нуль-пункт отсчетов координат в астрономии - точка весеннего равноденствия был введен лишь в начале XIX в.!) Лишь для Луны измерялось еще и отклонение от эклиптики – широта. 2. Открытие закономерности в чередовании затмений. Вавилоняне оставили практически полный список затмений, начиная с 763 г. до н.э. (спустя 1000 лет (!) его использовал Птолемей в своей теории движения Луны). Систематический характер астрономических наблюдений позволил вавилонским жрецам-астрономам подметить некоторые закономерности в явлениях затмений. Они установили, что солнечные затмения происходят лишь в начале месяца (т.е. близ новолуний), а лунные, напротив, в середине (в полнолуния) и что затмения происходят далеко не каждый месяц, а с перерывами в 5 - 6 месяцев (действительно, они возможны лишь вблизи узлов лунной орбиты). 2. Предсказание затмений. Накапливая сведения о широте Луны во время сизигий (новолуний и полнолуний) в дни наступления лунных затмений, вавилонские астрономы научились предсказывать день затмения. 3. Изобретение арифметических методов описания неравномерных движений светил. Для описания неравномерного видимого движения Луны вавилоняне изобрели оригинальный арифметический способ – «линейную зигзагообразную функцию». Путь Луны по созвездиям разбивали на равные участки, в пределах которых скорость принималась постоянной, но от участка к участку изменяющейся скачком (своего рода «функция распределения» скоростей…). Другой способ состоял в том, что изменяющаяся длительность синодического месяца записывалась в виде ряда целых чисел – равномерно возрастающих и убывающих, (т.е. в виде арифметической прогрессии). Первые лунные и солнечные эфемеридные таблицы. Предсказание затмений. На основе применения арифметических методов были составлены таблицы лунных эфемерид, позволявшие весьма точно предсказывать положение Луны. Аналогично составлялись таблицы солнечных эфемерид. На том же основании были составлены таблицы лунных и солнечных затмений - моментов тех соединений и противостояний Луны и Солнца, которые совпадали с положением Луны вблизи эклиптики по широте. Для лунных затмений вавилоняне могли указать день, но относительно солнечных определить лишь те дни, когда они были невозможны. В исторической литературе вавилонским астрономам приписывалось открытие цикла чередования лунных и солнечных затмений – сароса. Но вопрос остается дискуссионным, хотя авторство вавилонян серьезно обосновал один из крупнейших историков астрономии и математики Ван - дер Варден. К открытию прецессии К IV в. до н.э. относят открытие в Вавилоне явления прецессии (якобы астрономом Кидинну, или Киденасом, имя которого в связи с этим присвоено кратеру на обратной стороне Луны. См. Колчинский и др. «Астрономы», 1986). Он же якобы дал математическое описание движений Луны, Солнца и планет. О спорности этого имени см. ниже в Лекции четвертой. О знакомстве же вавилонян с явлением прецессии и даже об учете ее было известно и ранее, но в отличие от независимо открывшего ее Гиппарха (см. ниже), они не пытались объяснить этот эффект. О «закрытости» вавилонской жреческой астрономии Лишь два имени сохранила история вавилонской астрономии, в значительной степени имевшей культовый характер:Помимо Кидинну, это - имя астронома и астролога Бероса, читавшего в III. до н.э. грекам лекции по астрологии (ему посвящен кратер на видимой стороне Луны). 4. Астрономическая картина мира вавилонян. Устройство Вселенной представлялось топоцентрическим.Представление о происхождении ее не выходило за пределы сказок, было мифологическим. Так, с одним из самых старых вавилонских созвездий – Дракона связан миф о борьбе главного бога Мардука с чудовищем женского рода Тиамат, из шкуры которого, усеянной бриллиантами, и было якобы сделано небо. Сторожить же его был приставлен Дракон. (α Dra была в 3 тыс. до н.э., ближе всех к Северному полюсу мира). Топоцентрические картины Вселенной древних вавилонян. Образ металлического небосвода (слева) – видимо, отражение реальных наблюдений падения…железных метеоритов Рис. 12. Система мира у шумеров (слева) и вавилонян (справа). 4 – 3 –е тыс. до н.э.. 5. Наследие древнего Вавилона в современной астрономии. 1) Разделение круга на 360 частей-градусов (и далее, соответственно, на минуты и секунды – сами эти названия более поздние, латинские) - III в. до н.э. 2. Выделение на небе эклиптикального круга созвездий как пути Солнца и Луны с разделением его на 12 30-градусных участков (Зодиак ) – IV в. до н.э.3.Изобретение астрономических эклиптических координат. 4. Можно назвать также и первый шаг к введению функции распределения величин («зигзагообразной функции») как способа описания неравномерных движений Солнца и Луны. 5. Из Вавилона через греков дошло до нас и разделение неба на созвездия.

Приложенные файлы

  • ppt 9769204
    Размер файла: 5 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий