Др.Греция-античность


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Лекция 4. Час 1-й Астрономия в Древней Греции.Истоки и античность. § 1. Астрономическая деятельность и натурфилософские представления о Космосе античного периода (VII - IV вв. до н.э.) Историческая справка. Древнейшие памятники цивилизации на территории Греции относятся также к 3 - 2 тыс. до н.э: города с развитой металлургией (выплавка меди и бронзы), мореходством, торговлей с другими странами (Кипром, Египтом, Анатолией в Малой Азии). До-античный прото-греческий регион культуры (крито-микенской, или эгейской, XVII – XV вв. до н.э. ). Его центры – города на о. Крит (г. Кнос с легендарным царем Миносом и знаменитым лабиринтом Минотавра) и Микены на п-ве Пелопоннес.К этим временам относят создание (под влиянием хеттской культуры на полуострове Малая Азия) самых ранних древнегреческих мифов о мироздании.Упадок и гибель крито-микенской культуры в XV– XI вв. до н. э.; "тёмные века" (X – IX вв.).Первые письменные памятники древнегреческой культуры – поэмы Гомера (между XII и VII вв. «Илиада», «Одиссея») и Гесиода (VIII в. до н.э. «Труды и дни»). В них упоминаются созвездия (вавилонские с греческими наименованиями), астрономические мифы, а во втором астрономические указатели сезонов с рекомендациями для с/х практики. Гомеру приписывают первую карту мира, по сути Вселенной-Ойкумены, т.е. обитаемой Земли, окруженной Мировым Океаном. В литературе ее называют «Космогонией Гомера». Правильнее ее следовало бы назвать Космографией Гомера.В представлениях древних греков о Вселенной отразилось влияние более ранних культур юга и востока. Космография Гомера Эпоха античной культуры. Начало наблюдательной астрономии. Календарь. В VII-VI вв. в Греции наступила эпоха «Возрождения» (первая с таким названием в известной истории человечества). Эпоха основания греческих колоний на островах и побережье Малой Азии. Первые успехи наблюдательной астрономии:Клеострат Тенедосский ( ок. 550 – 500) в Троаде (СЗ Малой Азии) – ввел деление зоны близ небесного экватора и эклиптики на 36 10-градусных участков; 8-летний цикл (октаэтерида) в лунно-солнечный календарь; он же автор сочинения – поэмы "Астрология". Энопид Хиосский (500-430, с о-ва Хиос) –определил наклон эклиптики к экватору как сторону правильного 15-угольника (24о) , т.е. первым начал применение в астрономии геометрии, сделав ее по сути «уранометрией». Открыл 59-летний лунно-солнечный цикл.Гарпал (ок. 480 г.) ввел 9-летний солнечно-лунный календарный цикл . Метон (460 -?) главным образом прославился тем, что в 433 г. до н. э. ввел в Греции (или даже переоткрыл?) 19-летний лунно-солнечный цикл календарных вставок ("метонов цикл") . Напомним, что он был открыт впервые китайцами еще в 595г. до н.э. и снова в 499г. найден вавилонянами, от которых о нем и мог бы узнать Метон. Но неизвестно, сделали ли они из этого открытия какие-либо дополнительные выводы, кроме улучшения календаря. Метон же получил из своих расчетов среднюю величину календарного года = 365,263 (что лишь на 30 минут превышает современные данные). Метонов цикл Метонов цикл состоит в повторении через каждые 6940 дней совпадений одного и того же солнечного и лунного явлений (например, новолуния и летнего солнцестояния), поскольку указанное число дней содержит одновременно 235 синодических месяцев и 19 солнечных лет (это последнее открытие и приписывается Метону). Началом такого цикла, по Метону, считалось (в переводе на современный стиль) 16 июля 432г. до н.э. – первое новолуние после летнего солнцестояния, которое наблюдалось им и его помощником Евктемоном 27 июня того же 432г. На этом основании Метон и вычислил длину года в сутках (6940:19 = 365,263). Первое действительно самостоятельное открытие греков в астрономии Оно было сделано также в V в.до н.э.: а именно - Евктемон помощник Метона – открыл неодинаковую длительность астрономических сезонов (объяснение чего лишь спустя 300 лет дал Гиппарх). К V в.до н.э. в Греции уже были известны разделение дня и ночи на 12 часов (от египтян), использовались вавилонские инструменты – горизонтальные и экваториальные солнечные часы. О характере древнегреческой астрономии Астрономическая деятельность в Древней Греции, в отличие от других регионов, не имела характера культовой или узкоспециализированной официальной службы в прикладных целях. Астрономией стали заниматься свободные граждане самых разных уровней культуры и профессий – от знаменитых философов до мореплавателей, врачей, общественных деятелей, поэтов и певцов. Фалес Милетский, один из семи древнегреческих мудрецов, считающийся вообще родоначальником древнегреческой науки, выделил на небе новое созвездие – Малой Медведицы. Ему приписывается и наиболее раннее предсказание солнечного затмения (28.05. 585 г. до н.э. - последнее скорее на основе данных вавилонян).Анаксимандр – ученик Фалеса – построил первые в Греции солнечные часы и соорудил небесный глобус. Пифагор (VI в. до н.э.) математик, общественный деятель, первым определил себя как философ (букв. «любомудр», любящий мудрость , но не мудрец, что допускал лишь для богов ). Он проявил себя и как наблюдатель: первым в Греции утверждал, что Фосфор и Геспер – одно и то же светило. Пифагорейцам (VI – Vвв.) приписывается начало наблюдений в Древней Греции всех известных тогда пяти планет. Космофизическая натурфилософия VI-V вв. Три главные школы. Отличительной чертой античной древнегреческой астрономической деятельности стало развитие космофизической натурфилософии.Греки проявили себя талантливыми учениками натурфилософов Востока, но вместе с тем и быстро развивавшимися творцами собственных идей. В VI-V вв. в Греции существовали три крупные натурфилософские школы, которые различались и по своим космолого-космогоническим представлениям: ионийская (или милетская), пифагорейская и элейская. Ионийская школа и Гераклит Эфесский. Идеи материальности, не вечности и циклического развития Вселенной. Основатель - Фалес из Милета в Малой Азии(640/624 - 548/546). Он утверждал, что основой всего является единая материальная субстанция, за которую принимал воду (поскольку она подвижна и отражает «непрерывное становление вещей»). Луну считал темным телом, заимствующим свой свет от Солнца. Анаксимандр (ок.610 – 546) первоначалом всего считал нечто беспредельное вечное, всем управляющее ("апейрон"). Его космогония отчасти созвучна с современными идеями «горячей Вселенной»: "В недрах беспредельного начала возникает как бы зародыш будущего мира, в котором влажное и холодное ядро оказывается окруженным огненной оболочкой. Под воздействием жара этой оболочки влажное ядро постепенно высыхает, причем выделяющиеся из нее пары раздувают (!) оболочку, которая в конце концов лопается, распадаясь на ряд колец" (космосов или небес), наполненных огнем. Но звезды – лишь … отверстия в них. Первая Большая Вселенная Анаксимандра - из темных эфирных колец, наполненных огненной материей, видимой сквозь их щели как небесные светила и окруженная внешней огненной средой; в центре плоская, в вформе цилиндра (по Фалесу) Земля с выделенным положением Греции (отголосок топоцентризма). В центре мира Земля свободно парит , ни на что не опираясь, неподвижная (поскольку у неё нет основания двинуться в ту или иную сторону: зародыш принципа сохранения состояния – инерции покоя). Возникновение, развитие и гибель наблюдаемой Вселенной Анаксимандр считал повторяющимся, циклическим процессом. Вселенная рано или поздно растворялась в беспредельном и вновь формировалась. (Сравни с древнеиндийскими космическими периодами!). Таким образом, космос у Анаксимандра впервые был представлен в виде эволюционирующей (!) физико-геометрической модели, причем допускалось, что таких вселенных могло быть бесконечно много. Целое же (= беспредельному) оставалось неизменным. Анаксимандр – автор древнейшего известного в европейской науке сочинения "О природе" ("О сущности вещей"), от которого до нас дошла лишь одна фраза. Ему, в частности, приписывают наиболее раннюю формулировку закона сохранения вещества. Он был также автором сочинений «О неподвижных звездах», «Сфера»,также не сохранившихся. Анаксимен (?-528/525) ученик Анаксимандра, также автор не сохранившегося научного сочинения, считал первоначалом всего воздух и беспредельное (воздух, заполняющий беспредельное пространство). Он внёс важную идею непрерывного движения этого первоначала и утверждал, что лишь в результате движения первовещества могут возникать качественно различные вещи. Механизм формирования всех тел – сгущение и разрежение воздуха. Небесные светила – земные испарения, разогревшиеся до огненного состояния при подъёме. Звёзды жестко связаны с небосводом, а планеты, Солнце и Луна свободно парят в воздухе. Существование Вселенной Анаксимен также считал циклическим. К ионийской школе был близок Гераклит Эфесский (544/540- 483/480) (из г. Эфес на западном побережье п-ова Малая Азия), родоначальник диалектики. Первоэлементом Космоса он называл огнеподобную субстанцию, вечно изменяющую свое состояние: способную переходить от огненного состояния к состоянию воды и земли (движение "вниз") и обратно. По Гераклиту, светлые и чистые испарения превращаются в светила. Гераклит Эфесский дал первую оценку размеров Солнца – поперечником в 1 фут (!). Знаменитые афоризмы Гераклита: "Этот мировой порядок, один и тот же для всех, не создал никто, ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерами вспыхивающим и мерами погасающим"."Всё течёт, все изменяется". "Нельзя дважды войти в одну реку". Развитие он понимал как смену и борьбу противоположностей, а существование вещи – как единство противоположностей. Гераклит – автор философского учения о "Логосе" (бог, судьба, необходимость, вечность, мудрость, общее, закон). Это перекликается с современным ему учением Лао Цзы ("даосизмом"). (2) Школа пифагорейцев. Идея числовой основы и гармонии Космоса. Первая негеоцентрическая модель мира с подвижной Землёй. Уникальная числовая космогония: формирование Вселенной как развертывание Огненной Единицы в одномерный (линии), двумерный (поверхности) и трехмерный (объемы) мир материальных вещей. Основатель - знаменитый философ, математик, общественный деятель Пифагор (ок. 570 - ок.500). После многих десятилетий путешествий, скитаний, жизни в плену жил и работал в г. Кротоне на юге Италии.Создавал закрытые общины-гетерии. В них обучали четырем наукам: геометрии, арифметике, астрономии и гармонии (музыке). Учение Пифагора оставалось секретным от непосвященных и получило известность лишь через сто лет через пифагорейца Филолая Кротонского (V в. до н.э.). Сущностью всего бытия, устройства Вселенной, провозглашалось "число" – правильные количественные целочисленные соотношения в пределах 10. Афоризмы пифагорейцев: "Всё есть число";"Всё существующее уподобляемо числу"; "Число есть сущность Целого"; "Небо есть гармония и число". Под влиянием числовой астрономии вавилонян пифагорейцы выдвинули идею Великого Года, который они определяли как общее кратное всех орбитальных периодов планет. В сочинениях более поздних авторов его называли "Великим Годом Филолая, Энопида и Пифагора". Астрологи видели в нем некую "золотую цепь" из повторяющихся циклов событий и считали это основой для возможности предсказаний.Но вместе с тем, утверждение правильных численных соотношений между различными параметрами во Вселенной положило начало математизации естествознания. По Филолаю, "Всё, что познаваемо, имеет число, ибо без него ничего нельзя ни помыслить, ни познать". Пифагору и пифагорейцам приписывали гипотезу шарообразности Земли. Космогония пифагорейцев У пифагорейцев идея развития вместе с идеей особой роли числа синтезировалась в совершенно необычную, уникальную – по её абстрактности, математичности и вместе с тем физической образности – картину возникновения Вселенной. В первоначальной пустоте (которая понималась как воздушное пространство) возник некий зародыш будущей Вселенной – "Огненная Единица". Он рос подобно семени за счет захвата окружающей беспредельной среды ("вдыхая ее") и постепенно оформлялся (развертывался) в линии, плоскости, объёмы (то есть тела). Перед нами картина формирования материального мира, переданная языком геометрии, как развертывание размерности; первая кинематико-математическая модель образования из хаоса упорядоченной Вселенной-Космоса. Пифагорейская негеоцентрическая система мира Именно она прославила пифагорейцев в истории астрономии. В центре мира они помещали центральный огонь, или священный очаг ("Гестия"), вокруг которого вращались девять небесных сфер, на которых находились Земля (на второй сфере) и семь других подвижных светил. Невидимость Гестии объяснялась существованием загораживающего тела – Антиземли ("Антихтон" на самой первой к центру сфере). Таким образом, Земля впервые была представлена движущимся в пространстве небесным телом!Пифагорейцы ( Экфант и Хикетас из Сиракуз, конец VI - начало V вв.) дали первое правильное объяснение явления смены дня и ночи - вращением Земли вокруг своей оси.Общее количество мировых тел, вместе с Гестией, составляло наиболее совершенное для пифагорейцев, "полное" число – 10. Вселенную замыкала сфера звезд. (Другое возможное толкование : 10 сфер включали и сферу звезд, а Гестия была лишь центром системы). За относительные расстояния сфер друг от друга были приняты относительные интервалы в музыкальной гамме. Поэтому, как считали пифагорейцы, при их вращении должна была звучать "музыка сфер" 5. Первая не-геоцентрическая, пифагорейская модель мира Филолая с движущейся Землей. V в. до н.э. Элейская философская школа Основатель - Парменид (ок.515 /ок.544 – ?) – последователь философа Ксенофана (который был также и певцом), ученика Анаксимандра.Ксенофан утверждал, что существует единый неподвижный "шаровидный" бог, который "все видит, весь мыслит, весь слышит”. Такого бога он отождествлял с небесной сферой, а Вселенную считал вечной.Вселенная у Парменида представлялась системой концентрических колец, или "венцов, вращающихся вокруг Земли" (в чем сказалось влияние Анаксимандра). Пармениду также приписывали идею шарообразности Земли. Мелисс (середина V в. до н.э.), с острова Самос, философ, флотоводец, общественный деятель, дополнил учение Парменида идеей безграничности Бытия. Аргумент: если была бы граница у Бытия, то за ней было бы «Небытие», что не имеет смысла. Вселенную Мелисс представлял беспредельной (безграничной!), неизменной, единой, подобной себе, полной. Идеи Ксенофана Парменид развил в своем учении о Бытии, создав предельно обобщенный образ Вселенной как всё вмещающей в себе и потому единственной реальности. Воспринимать её, однако, можно только разумом, но не чувствами, поскольку являясь полностью неизменной, она себя никак не проявляет. Натурфилософия элеатов приводила, таким образом, к полному разрыву между миром вещей, воспринимаемых с помощью органов чувств, но иллюзорных, и скрытой за ними реальностью, о которой можно только мыслить. (Это можно назвать первым в истории астрономии "философско-космологическим парадоксом" ) § 2. Решение космологического парадокса Парменида в первых физико-космологических моделях Вселенной Анаксагора и Эмпедокла. Рождение атомизма Левкиппа и Демокрита. Эволюционная модель Вселенной Анаксагора - Эмпедокла Анаксагор (500 - 428) , родившийся (в год смерти Пифагора)в Малой Азии, 30 лет прожил в Афинах и основал здесь Афинскую натурфилософскую школу. Он нашел остроумный выход из парадоксального учения Парменида о Вселенной как о едином, совершенном, а поэтому принципиально неизменном и потому не проявляющим себя, недоступном познанию Бытии. Анаксагор разбил его на бесчисленное множество "частей"- элементов Бытия, материализованных элементарных качеств – тепла, холода, цвета, вкуса и т.д. (гомеомерии, по Аристотелю). Стихии, или элементы вещества (вода, земля, воздух, огонь) Анаксагор рассматривал как вторичные, составные элементы, образующиеся из различного сочетания первичных качеств. Такая материальная Вселенная изменяется и вполне ощутима и познаваема. Космофизика и космогония Анаксагора Анаксагор отрицал возможность пустоты; он впервые ввёл в космогонию новый принцип – объединяющее "стремление подобного к подобному" (отдалённый прообраз тяготения). Ему принадлежит идея эволюционного (не циклического) развития Вселенной – вихревая космогония. По Анаксагору, в первоначально однородной неподвижной массе возникло вихревое вращение, в результате чего произошло ее расслоение на стихии – воздух и огонь. Сгущение первого в центре вихря образовало Землю, облака и воду. Происхождение небесных тел Анаксагор описывал как отрыв фрагментов (скал) от быстро вращавшейся вначале Земли и разогрев их при движении сквозь огненный эфир. На эти идеи его могло навести редкостное событие: падение в 470 или 467 гг. до н.э. огромного, величиной с "гружёный воз", железного или, скорее (по описанию) железокаменного метеорита в устье Эгоспотамы (Фракия). Он дал этому естественное объяснение, посчитав его осколком от Солнца. А само Солнце – огромной раскалённой глыбой, даже "огненной насквозь". Размеры его Анаксагор оценивал как превышающие целый полуостров (равный едва ли не трети всей Греции) Пелопоннес. Луна, по Анаксагору, не только тёмное тело (об этом говорил уже Фалес Милетский), но похожа на Землю – имеет горы и впадины и даже, возможно, обитаема (!)Вслед за Анаксименом Анаксагор правильно объяснял затмения – загораживанием этих тел другими, а не их временным погасанием , как думали многие. (Заметим, к этой идее пришел в Китае Чжан Хен, но лишь во II в. н.э.) Всеми изменениями во Вселенной, по Анаксагору, управляет «Мировой Ум» – Нус. (в переводе на латинский язык – Интеллект!). В этом видно сходство его представлений с идеями Гераклита Эфесского о Логосе и с древнекитайским учением Лао Цзы о Дао (даосизм).В нашем 3-м тыс.н.э. некоторые современные … астрономы, сталкиваясь со все новыми загадками Вселенной, вновь впадают в соблазн обратиться за помощью к «Мировому Разуму»… Дополнение Эмпедокла Эмпедокл (ок.490-ок.430 ) с острова Сицилия, философ, поэт, врач, слушавший в свое время Анаксагора, дополнил его учение новой идеей – циклической смены периодов преобладания действия во Вселенной сил соединения (любви – филиа) и разъединения (ненависти – нейкос).«Солнце он почитает обширным скопищем огня, величиною более Луны; Луну – кругловидной; небо же – кристаллообразным» ( так писал об Эмпедокле Диоген Лаэртский, III в. н.э.). 2. Атомистическое учение о мире Левкиппа – Демокрита. Левкипп (середина V в. до н.э.) в отличие от учения Анаксагора выдвинул идею атомов, то есть также неделимых, но бескачественных элементов Бытия. В отличие от Анаксагора Левкипп утверждал существование абсолютной пустоты -"небытия". По Левкиппу: "Вселенная беспредельна... всё в ней переменяется одно в другое... она есть пустота и полнота" (то и другое он называл "основами"). Из этих "основ" возникают и в них разрешаются бесконечные миры (ср. с афоризмом Гераклита Эфесского! ) Космогония Левкиппа Процесс формирования мира: "Из беспредельности отделяется и несётся в великую пустоту множество разновидных тел; скапливаясь, они образуют единый вихрь, а в нём, сталкиваясь друг с другом и всячески кружась, разделяются по взаимному сходству... легкие тела отлетают во внешнюю пустоту... остальные сцепляются... образуют... некоторое первоначальное соединение в виде шара". В свою очередь от этого вращающегося шара отделяется более "тонкая" оболочка, постепенно захватывающая в своем вращении внешние части вихря. Воспламеняясь (явно от движения), она и даёт начало светилам. В центр "шара" стекается всё плотное, и здесь образуется Земля.В отличие от других тел в Луне "огня лишь немного". Возникновение и гибель миров совершаются "по некой неизбежности ". Атомизм Демокрита Демокрит (470/457 - 370/357) развил далее идеи, расширил и углубил учение Левкиппа, внеся впервые идею множественности вихревых вселенных. В последующие века это учение воспринималось как единое атомистическое учение Левкиппа - Демокрита.Атомы, невидимые из-за их малости, беспрестанно и беспорядочно носятся в абсолютно пустом пространстве и могут порождать местные завихрения. Такие вихри становятся зародышами новых вселенных. Каждая местная вселенная мыслилась отделенной от окружающей пустоты оболочкой, не позволявшей атомам разлетаться, что делало ее устойчивой по составу и массе.Центральное сгущение в "нашем" вихре сформировалось в Землю, которую Левкипп и Демокрит представляли, однако, не шаром, а низким цилиндром. Вначале Земля (как это считал и Анаксагор) вращалась вокруг своей оси, но, набрав достаточную массу, остановилась. Большая качественно разнообразная Вселенная Демокрита Демокрит допускал существование различных вселенных: миры-вселенные с Солнцем и Луной, большими по размерам, чем наши; с несколькими солнцами и лунами или вовсе без них; наконец, миры обитаемые и необитаемые, миры-вселенные разных возрастов. Но только наша геоцентрическая вселенная рассматривалась им как реальная наблюдаемая. Остальные – лишь как мыслимые. Демокрит первым дал новое и в принципе физически правильное объяснение природы Млечного Пути как огромного скопища слабых звезд, свет которых сливается в общее сияние (прежде явление интерпретировали как более плотную часть материальной небесной сферы, даже как шов, по которому сцементированы обе полусферы). Но и он считал Млечный Путь сгущением звезд на самой небесной сфере. Демокрит учил о строгой закономерности Вселенной: "Ни одна из вещей не возникает попусту, но все совершается по закону и в силу необходимости". Даже боги у него не были бессмертными, а лишь чрезвычайно устойчивыми соединениями атомов! Учение Левкиппа – Демокрита представляло собой первую естественнонаучную и логическую систему природы, построенную на едином атомистическом принципе и опиравшуюся на идею детерминизма. Оно намного опережало интеллектуальный уровень своей эпохи. Но вместе с тем это учение было чисто умозрительным. По этим причинам оно не было ни понято, ни принято в качестве картины мира и руководящей программы астрономической деятельности не только своими современниками, но и потомками и оставалось в забвении на протяжении двух тысяч лет. На пути создания теории познания. Учения натурфилософов VI-V вв. (их называют общим именем "досократики") отличались фрагментарностью и непоследовательностью. Познание носило ещё интуитивный характер, близкий к эмоциональному восприятию действительности и искусству, когда воображение играло большую роль, нежели логические обоснования и доказательства. Назрела потребность в создании теории самого познания. Первые шаги к этому сделал великий древнегреческий философ Сократ (470 - 399). Но он не проявлял интереса к проблемам космологии и космогонии.Начало разработки методов познания в применении к окружающей Вселенной связано с именем его ученика и почитателя Платона (427 - 347). Научная методология Платона Платон выработал ключевое и для современной науки представление о научных понятиях как объективных, не зависящих от субъективного восприятия знаниях. Но он впал в другую крайность, утверждая, что в получении достоверного знания наши ощущения и наблюдения вообще не играют никакой роли. По Платону, знание может быть получено только путем математического анализа и логических умозрительных построений и обобщений неких самостоятельно существующих изначальных, врожденных идей.Учение Платона тем не менее сыграло немалую роль в развитии научной методологии познания. Оно показало необходимость выявления существенных количественных и качественных признаков объекта.На смену натурфилософским поэмам «О природе» Платон ввел прозаическую и более строгую форму научного трактата – диалог, где истина выявлялась в процессе спора сторон. Эти идеи выражены в его сочинениях «Федон» и «Тимей», содержавших такие споры между мысленными пифагорейцами. Модель планетной системы у Платона Традиционно геоцентрическая, она содержала важные детали, обобщавшие накопленные наблюдательные знания греков. Все материальные тела в ней притягиваются к центральной Земле по причине "стремления подобного к подобному". Вокруг Земли вращаются наклонно друг к другу два круга. Внешний показывает "истинное" движение всех светил, общее с движением внешней, звездной сферы (суточное). Его он считал поэтому главным.Внутренний, "косой" круг (эклиптика) представлялся расщепленным на семь слоев и отражал движение светил вокруг Земли "иное" (справа налево), иначе особое движение семи подвижных тел - Солнца, Луны и пяти планет - со своими собственными периодами. Модель движений небесных тел в системе мира Платона (вид с северного полюса мира - наверху) Небесные тела во Вселенной Платона располагались в следующем порядке (в расстояниях Земля – Луна): Луна (1), Солнце (2), Венера (3), Меркурий (4), Марс (8), Юпитер (9), Сатурн (27). Система мира Платона. Вселенная Платона Платон уже вполне обоснованно утверждал шарообразность Земли (об этом свидетельствовала округлая форма тени Земли на затмевающемся диске Луны).В его картине Космоса отразилось учение Анаксагора – идея организующего Вселенную разумного начала. Но у Платона появляется новая мысль: управляющая Космосом "душа", сосредоточенная в центре мира, вместе с тем ограничивает его снаружи (!). В этом можно видеть еще один шаг к далекой идее тяготения (после выдвижения Анаксагором идеи стремления подобного к подобному).Вселенную в целом, то есть Космос Платон считал единственной, конечной, не вечной (поскольку она ощущаема! За её пределами, как считал Платон, не существует ничего. Платон о понятии времени. У Платона впервые высказана глубочайшая идея, что и само время (!) рождается вместе с появлением Космоса: "Время порождено как образ вечности. Но вечность пребывает вечно, время же есть обращение неба. Частицы времени суть ночь, день, месяц и прочее, и поэтому вне природы мира нет и времени, но вместе с миром существует и время".Понятие времени у Платона впервые представлено как характеристика изменений в материальном мире! Геометризованный материальный мир Платона В своей теории строения материи Платон представил основные стихии в виде пяти правильных многогранников ("платоновы тела"): элементы огня в форме тетраэдров (четырехгранников), воздуха – октаэдров , воды – икосаэдров (20-гранников), земли – кубов. Пятый правильный многогранник– додекаэдр (12-гранник с пятиугольными гранями) Платон связал с введённым им особым небесным пятым элементом – эфиром, который якобы заполняет всю Вселенную (отсюда происходит термин «квинтэссенция» – пятая сущность). (Напомним, что на три века раньше аналогичный образ небесного первоэлемента - «ци» появился в Китае и был развит в VI в. до н.э. в учении Лао Цзы.) Методологический принцип познания у Платона Платон первым выступил против туманных объяснений типа "в силу внутренней природы" и провозгласил единственным путем к истине изучение количественных соотношений в явлении и вещи. Над входом в его философскую школу в Афинах – знаменитую Академию Платона была начертана предупреждающая надпись: "Не знающий геометрии да не войдет!«В целом предложенный Платоном метод познания – через выработку строгих научных понятий, математизацию и рационализацию (логическое обоснование) в описании окружающего мира стал действенным стимулом развития современного нам типа науки, так как выделил науку из натурфилософии. Платон как основоположник математического аналитического подхода к исследованию Вселенной. Платон первым поставил задачу описать неравномерные видимые движения небесных тел как результат сложения «истинных» для Космоса равномерных круговых. Этим по сути закладывались основы универсального метода получения знания путем разложения (моделирования!) сложного явления на простые, "правильные" и потому доступные математической обработке элементы. Евдокс Книдский Первым на призыв Платона откликнулся Евдокс Книдский (ок.400/408 - ок.350/355). Он посещал Академию Платона в Афинах. Не поладив с учителем и став в Греции учеником математика и астронома Архита Тарентского (ок.428 - 365), он затем жил в Египте и там, в Гелиополе учился у жрецов-астрономов. Возвратившись в Афины со множеством собственных учеников, Евдокс прославился как выдающийся математик и астроном-наблюдатель. В г. Книде на южном побережье Мраморного моря он устроил собственную обсерваторию и основал научную школу, где несколько поколений астрономов вели систематические наблюдения за движением светил. Евдокс описал все доступные для географической широты своей обсерватории (ок. 40о 30’ С.Ш.) созвездия и составил, по-видимому, первый в истории астрономии звездный каталог. Все это он изложил в сочинениях "Явления" и "Зеркало", не сохранившихся. Но первое из них дошло до нас в стихотворном переложении греческого поэта III в. до н.э. Арата (см. рус. пер. в сб. Историко-астрономические исследования, Вып. ХХ, 1988.). Первые механико-математические (или математико-кинематические) космологические модели. Евдоксу Книдскому принадлежит первая в истории астрономии количественная математико-кинематическая модель мира – «гомоцентрические сферы Евдокса». Движение каждого небесного тела было представлено в ней с помощью набора вложенных друг в друга сфер с общим центром, но вращающихся вокруг различно ориентированных осей и с разной скоростью. При этом ось каждой внешней сферы мыслилась жестко скрепленной с соседней внутренней сферой. Планета считалась прикреплённой к самой внутренней сфере. Учитывалось даже отклонение планеты от эклиптики – движение по широте.В результате видимое движение планеты представлялось суммарной кривой, напоминавшей лежащую восьмерку (ее центральная линия совпадала с эклиптикой) и поэтому получившей название гиппопеда (букв. путы лошади). (Эту полную картину сложного петлеобразного видимого движения Евдоксу удалось смоделировать только для двух верхних планет Юпитера и Сатурна). Гомоцентрические сферы Евдокса (400-350)слева внизу –видимый путь планеты-гиппопеда Несмотря на то, что в модели Евдокса (из 27 сфер) более или менее удавалось воспроизвести видимое петлеобразное движение лишь для двух верхних планет, она была огромным успехом. Впервые сложная наблюдаемая картина движения светил описывалась на основе единого принципа – суммирования простых равномерных круговых движений. Модель Евдокса стала краеугольным камнем в здании древнегреческой теоретической астрономии. Развитие теории гомоцентрических сфер Евдокса. Модель мира Евдокса уже в первой половине IV в. до н.э. усовершенствовал Калипп из Кизика (ученик ученика Евдокса). Он добавил для "строптивых" планет – Марса, Венеры и Меркурия – еще по одной вспомогательной сфере, а для Луны и Солнца с их явно неравномерным движением даже по две и довёл общее число сфер до 34. В итоге ему удалось отразить различие "сезонной" скорости Солнца, открытое за сто лет до него Евктемоном в виде неодинаковой длительности сезонов. Дальнейшее совершенствование модели принадлежало Аристотелю (см. ниже). Калипп нашел также новый солнечно-лунный цикл для согласования счета времени в солнечных годах и лунных месяцах :равный учетверенному циклу Метона без одного дня (76 лет – 1 день) (в указанный период укладывалось более точно целое число тех и других) . По нему он определил длину календарного года в 365 суток и 6 часов (365,25 суток) в отличие от оценки Метона (365,263). Гераклид Понтийский Последним в до-аристотелевскую эпоху астрономом-теоретиком был Гераклид Понтийский (388 - 315) из Гераклеи на берегу Черного моря (по греч. Понта), ученик Платона, а также Аристотеля. После смерти Платона он сам стал главой Академии в Афинах. Под влиянием высказываний пифагорейцев Экфанта и Хикетаса Гераклид принял для объяснения явлений дня и ночи идею осевого вращения Земли. К загадке «египетской» системы мира В исторической литературе Гераклиду Понтийскому, приписывают иногда еще и введение в греческой астрономии компромиссной, так наз. «египетской» системы мира - геоцентрической, но с обращением Венеры и Меркурия вокруг Солнца. (О существовании такой системы мира как весьма известной писали многие в прошлые века, о ней упоминает в своем популярном учебнике по астрономии «Ключи небес», 1742г. и в своей новой теории Вселенной, 1750г., знаменитый космолог XVIII в. Томас Райт и другие уже в XIX в.). Именно эта система стала основой для создания математического метода разложения неравномерных движений на равномерные (Аполлоний Пергский, III в. до н.э.), что позволило Птолемею (II в. н.э.) построить первую полную математическую теорию планетных движений по деферентам и эпициклам (см. ниже). Так что и ее известность Гераклиду Понтийскому не представляется невозможной, хотя некоторые современные историки астрономии приписывают ему лишь принятие осевого вращения Земли. По книге жизнеописаний древнегреческих философов известного писателя II—III вв. Диогена Лаэртского (русское издание 1986 г.), было якобы известно 14 философов с таким именем – Гераклид, и один из них, четырнадцатый, составлял книги по астрономии. Но именно о вышеупомянутом первом из них сказано, что среди его многочисленных научных сочинений — диалогов — имелся диалог «О небесном». Ни одно из сочинений Гераклида не сохранилось.

Приложенные файлы

  • ppt 9769205
    Размер файла: 4 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий