Лекция 7-1


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Лекция №7Астрономия и астрономическая картина мира в средневековой Западной Европе (VII - начало XVI вв.) §1. Освоение наследия древнегреческой и арабской астрономии (VII - XII вв.) Немного предыстории. На рубеже эр, в 1-м тыс. до н.э. почти вся территория континентальной Европы была завоевана римлянами. Гай Юлий Цезарь расширил границы Римского государства до Утрехта на севере (в будущей Голландии, на широте Лондона!) и в 55 – 54 гг. осуществлял морские десанты на Британские острова. Здесь он обнаружил загадочное грандиозное сооружение (ныне известное как Стоунхендж), которое принял за солнечный храм друидов – местной религиозной секты, и описал его в своем сочинении о Галльских войнах… Следы римских поселений и влияние греко-римской культуры (в том числе в архитектуре) сохранялись на территории Европы в течение многих веков. Но сама грандиозная пресыщенная богатством Римская империя шла к закату. После прекращения в V в. существования Западной Римской империи вся центральная и западная части Европы, включая северо-западные ее острова (Шотландия, Англия, Ирландия), свыше двух веков оставалась в состоянии полного духовного невежества. Островками грамотности и книжных знаний оставались монастыри. От последующих трех столетий в истории западноевропейской науки сохранилось только одно имя. Это Бэда Достопочтенный (672/673 - 735), англосаксонский монах и летописец из г. Джарроу (на севере Англии), автор первой истории англов, писавший также о хронологии и о «естественной истории». Он был знаком с сочинениями некоторых римских авторов, с утверждением о шарообразности Земли и, по утверждению Т.Райта (1750), был знаком и даже предпочитал общепринятой тогда геоцентрической системе компромиссную «египетскую» систему мира. В астрономии он занимался главной тогда для христианского мира практической задачей в ней – вычислением «плавающих» календарных дат праздника пасхи. «Каролингское возрождение» VIII – IX вв. Оживление духовной жизни началось на рубеже VIII – IX вв. при первом императоре обширного Франкского государства (на территории будущих Германии, Франции, Бельгии, Италии) из новой династии каролингов Карле Великом (742 - 814) и его наследниках. Объединенное Франкское государство возникло в V в. в результате захвата в одном из мелких феодальных государств королевской власти одним из предков Карла , ловким управителем-майордомом. Карл Великий невероятно расширил границы государства, сделав своей главной резиденцией старинный город Ахен (бывшее римское поселение с целебными источниками на стыке границ будущих Франции, Германии и Бельгии). В 800г. папа Лев III короновал его на императорство. (Спустя 1000 лет под мостовой Ахена была обнаружена огромная глыба железа, принятая сначала за метеорит, но оказавшаяся искусственно выплавленным железом. Как сообщал в 1819г. основатель метеоритики Э.Хладни, это мог быть остаток скульптуры Карла Великого, переплавленной новыми завоевателями.)Объединение разрозненных мелких королевств стало стимулом для развития экономики, культуры и науки, роста интереса и потребности в образовании, в том числе и светском. Карл Великий создал в 782 г. при своем дворе ученое общество – Академию во главе с англосаксонским ученым-математиком, аббатом Турского монастыря Алкуином (735 – 804, подлинное имя его Флакк Альбин). При монастырях были открыты школы с обучением «семи свободным искусствам». Оно делилось на две ступени: "тривиум" (грамматика, риторика, диалектика) и "квадривиум" (возрожденный пифагорейский набор дисциплин – геометрия, арифметика, астрономия, музыка, или гармония). Эригена, возрождение и новая интерпретация пифагорейской идеи музыкально-числовой основы гармонии Вселенной. IX в. Крупным деятелем эпохи Каролингского возрождения был философ из Ирландии Иоанн Скотт Эригена (ок. 810 – ок. 877), живший при дворе Карла Лысого (внука Карла Великого). Он впервые возродил на европейской почве идею пантеизма – одушевленности самой природы, что было для той эпохи прогрессом по сравнению с примитивной монотеистической религиозной картиной мира. Он же предложил оригинальную модель геоцентрического устройства мира, возродив в ней идею пифагорейцев о музыкально-числовой основе гармонии Вселенной. В его эпоху многие видные философы-космологи и музыканты именно так стали интерпретировать знаменитую пифагорейскую связку наук в «квадривиуме». - Эмоционально ощущаемую человеком гармонию, красоту и совершенство Вселенной (геоцентрической) вновь пытались объяснить тем, что ее количественные параметры ( соотношения расстояний от Земли орбит (или сфер) Солнца, Луны и планет) соответствуют законам музыки – где благозвучные сочетания звуков (консонансы) определяются сочетаниями тонов определенной высоты. (Это породило такие понятия в музыке как музыкальная гамма, октава, музыкальный звукоряд и т.п. Тем более, что в европейской музыке с характерной для нее полифонией (многоголосием) эти законы были особенно насыщены числовыми характеристиками и выражениями.) Система мира Эригены (IX в.) В геоцентрической вселенной Эригены (с разделением ее на подлунный и надлунный миры и ограниченной небесной твердью) Меркурий, Венера, Марс и Юпитер обращались вокруг Солнца и с ним вместе вокруг Земли ( здесь мы видим дальнейшее развитие «египетской» системы мира!). Числа в секторах движения Солнца, видимо, отражали законы музыкальной гаммы. Как видим, в создании музыкально-числовой гармонии мира у Эригены выделялась особая роль Солнца .Эригена считал, что если Вселенную наполнить воздухом, то «музыка сфер» станет ощутимой (кстати, в этом проявилось его понимание причины звука…)Эти идеи в дальнейшем увлеченно развивал Кеплер. При всей внешней «наивности» такое направление мысли по сути отражало в своеобразной форме, быть может, наиболее глубокие свойства планетного мира, с его резонансными соотношениями в движениях тел . Другие научные и образовательные центры В X – XI вв. новые учебные центры были открыты в Испании (Кордове, Толедо, Севилье), а также в Северной Африке (в Марокко). В Толедо в 1080 г. под руководством Арзахеля (арабского астронома, настоящее имя его Ибрахим аз-Заркали,1028–1087) были составлены первые в средневековой Европе астрономические таблицы – «Толедские». В сочинениях Толедских ученых впервые в Европе были высказаны критические замечания о системе мира Птолемея, но еще без предложения новых идей. После создания в середине Х в. германским императором Оттоном I, разгромившим Франконию, нового объединенного государства – Священной римской империи германской нации (номинально она существовала до начала XIX в.) единым языком духовной и культурной жизни западной Европы становится латынь. Происходит новый подъем культурной и научной деятельности.На рубеже X - XI вв. папа Сильвестр II проявил такое мастерство в изготовлении астролябий и других астрономических инструментов, что часть его современников относили его искусство на счет связей с дьяволом...К XII в. усилилась деятельность европейцев по переводу на латинский язык древнегреческих и арабских астрономических сочинений. Платон Тиволийский перевел в 1116 г. " Астрономию" аль-Баттани (у европейцев – Альбатегний); Ателяр из Бата – "Начала" Евклида и астрономические таблицы ал-Хорезми (Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми, ок. 783– ок. 850, родом из Хорезма – великий математик астроном и географ, основатель классической алгебры. От его имени ведет свое происхождение термин «алгоритм»). Герардо из Кремоны перевел около 70 сочинений , среди них "Альмагест" и "Толедские таблицы". Альфонс Х Новый этап в развитии астрономии в средневековой Европе был связан с именем известного испанского знатока и покровителя астрономии Альфонса X (Мудрого, 1221 – 1284), будущего короля Кастилии и Леона. Он построил в Толедо первую в Европе астрономическую обсерваторию. Под его руководством мусульманские, еврейские и христианские астрономы и математики составили новые, более точные таблицы –"Альфонсинские» (опубликованы в 1252 г., в год восшествия Альфонса X на престол). При нем была создана первая в Европе, составленная по арабским источникам астрономическая энциклопедия "Libro del Saber" (Книга знаний). Судьба самого Альфонса Х была печальной: обширные политические планы и потеря трона (1282). Легенда о причине (см. в тексте лекции 7). Католическая церковь и Аристотель Католическая церковь долгое время запрещала учение Аристотеля о мире. Однако основоположники схоластики немецкий философ и теолог Альберт Великий (1193 - 1280) и его знаменитый ученик и последователь итальянский философ и теолог Фома Аквинский (1224/1226 -1274) именно на основе космологической картины мира Аристотеля систематизировали само католическое вероучение. В итоге в XIII в. учение Аристотеля, искусственно объединенное с системой мира Птолемея, было узаконено католической церковью в качестве непреложной церковной догмы. Познание Вселенной состояло в изучении препарированного таким образом учения Аристотеля – Птолемея. В этом и состоял принцип схоластики – обучения лишь путем копирования сведений, по книжным образцам учености, как в школе (схола – лат.). О саморазрушительной роли схоластики При всем отрицательном воздействии схоластики на развитие науки в ней, однако, были и положительные элементы. Она учила логически мыслить, совершенствоваться в искусстве спора и логических доказательств. Это способствовало развитию теоретического мышления и вело… к критическому отношению к самому методу «познания». Один из знатоков схоластики и первых ее критиков французский ученый и писатель Пьер Абеляр (1079 - 1142) писал: «Верьте доказательствам разума, а не авторитетам». Его ученик Иоанн Скиталец проповедовал идею вечности Вселенной и атомарного строения всех вещей. Недаром церковь в 1140 г. "навсегда" запретила учение Абеляра. § 2. Космология на основе оптико-геометрической аналогии и атомистики. Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон (XII- XIII вв.). Образованные люди Европы все более осознавали противоречия в системе Птолемея и логические неувязки между его математической теорией и физической картиной мира Аристотеля. Новые важные элементы будущей астрономической картины мира и новый подход к изучению явлений, новая методология науки, закладывались в недрах… геометрической оптики и проявились в удивительной и весьма плодотворной "оптико-геометрической аналогии". Глубокий физический смысл эта математическая модель получила благодаря тому, что она опиралась на возрождавшуюся атомистику Демокрита (учение о дискретности не только материи, но и пространства). «Оптико-геометрическая аналогия". Явление светового луча и образ световой сферы раньше всего были осознаны как проявление некой особой силы, отличной от привычного механического воздействия. Свет казался распространяющимся из своего источника как из центра мгновенно и по всем направлениям. В каждое мгновение он как бы заполнял собою некую световую сферу, но с ростом расстояния свет, доходящий от источника, становится все слабее. Английский натурфилософ, один из первых физиков-теоретиков нового времени епископ Линкольнский Роберт Гроссетест (1175 – 1253) в своем небольшом трактате «О свете» дал остроумное объяснение этому явлению, усмотрев здесь аналогию между процессом распространения света и механическим движением. Картину распространения света он представил в образе пучка световых лучей-нитей, концы которых «проявлялись» световыми точками на сфере, формируя ее. И тут в силу вступала атомистика. Поверхностная плотность световых точек (если из источника выходит конечное, хотя и огромное, число дискретных лучей) уменьшается с ростом радиуса сферы обратно пропорционально ее площади (т.е. квадрату радиуса), что и проявляется в ослаблении общего светового эффекта от световой сферы. Т.о. свет должен ослабевать обратно пропорционально квадрату расстояния от источника. К пояснению «оптико-геометрической аналогии»: поверхностная плотность лучей света и т.о. световой эффект, сила света уменьшается с удалением от источника пропорционально росту площади световой сферы, то есть ~ 1/r2 От оптики к космогонии и космологии Описанные представления из геометрической оптики Гроссетест распространил на процесс формирования всего материального мира в его начальной стадии , представив его в виде аналогичного мгновенного расширения материи из некого источника – еще до образования во Вселенной звезд, планет, Солнца и Земли. Дальнейшие события Гроссетест описывал как абстрактный процесс построения геометрических фигур (прямой линии в результате движения точки, плоскости – при движении линии, объемной фигуры при движении плоскости), представив такой процесс [по сути развертывание размерности мира!] как предшествовавший реальному космогоническому процессу («своеобразный “пролог в небесах”, предваряющий возникновение Вселенной» –Зубов, 1947, с.292)! В этом можно видеть возрождение древней идеи пифагорейцев о постепенном формировании Вселенной из «Огненной Единицы». По мысли Гроссетеста, в результате распространения из некоего центра световых лучей возникала образованная их концами световая сфера, которая ввиду мгновенности распространения света могла быть (вернее, стать) сколь угодно великой. Это, по Гроссетесту, и было началом создания материальной Вселенной (не напоминает ли это «сингулярное», даже «инфляционное» начало нашей Вселенной?…). Ввиду ослабления световой сферы (учитывая ослабление света с расстоянием) и уменьшения ( в подобном процессе расширения) плотности материи на периферии Вселенной возникающая Вселенная оказывалась как бы конечной [это перекликается с современным представлением о «горизонте мира»]. Образование отдельных небесных тел, по представлениям Гроссетеста, было обусловлено различием плотности расширяющейся таким образом материи в разных местах пространства: наибольшей она оставалась в центральной части (где теперь и находится, как считали, Земля) и наименьшей оказывалась на периферии (где и формировались небесные тела). Дальнейшее обобщение «оптико-геометрической аналогии» и зарождение понятия центральной силы. Р.Бэкон. Последователь Гроссетеста выдающийся английский философ Роджер Бэкон (1214 – 1294) развил эти оптико-геометрико-космологические идеи и сделал обобщающий вывод о том, что, подобно распространению света, все действия в природе "совершаются сообразно умножению образов и сил... и законы такого рода умножений... являются общими для действия... как в небесном, так и в земном" (здесь можно видеть зарождение идеи о главной роли в Природе «центральных сил»).Исследовавший эту проблему советский историк науки В.П. Зубов писал (1947г.): «Так световая сфера получает более глубокое значение "силовой сферы" или "поля действия сил" вообще». Эвристическая роль «оптико-геометрической» аналогии В картине световой сферы как суммы световых ("силовых") нитей возрождались атомистические представления о силе, разлагаемой на элементарные составляющие. Последнее подготавливало почву для начала математического, количественного исследования взаимодействий, сил, процессов. «Бритва ‘Оккама" К середине XIV в. был сделан важный шаг в разработке общей методологии научного исследования. Английский философ Уильям Оккам (ок.1285 – 1349) выдвинул свой знаменитый принцип – при объяснении явлений не следует прибегать к привлечению многочисленных причин; необходимо сводить их к минимуму, помня, что Природа не терпит лишнего. Это руководство для ума вошло в историю науки и философии как знаменитое правило "бритвы ‘Оккама": "Сущности не следует умножать без необходимости". § 3. Сомнения в неподвижности Земли и геоцентризме. Жан Буридан. XIVв. Постулат о неподвижности Земли стал первым объектом критики в связи с растущим пониманием относительности движения (возможно, в результате более внимательного изучения сочинений самих древнегреческих авторов). На Востоке это произошло даже намного раньше (Ариабхата, V в. ; Бируни, XI в.).Намного более определенно выступил против этого французский философ и математик, ректор Парижского университета (Сорбонны) Жан Буридан (ок. 1300 - ок. 1358) в своем критическом сочинении "Вопросы к четырем книгам о небе и о Вселенной Аристотеля" . Буридан писал: «Этот вопрос крайне труден… прежде всего, имеется серьезное сомнение в том, что Земля находится прямо в центре Вселенной и что ее центр совпадает с центром Вселенной. … Имеется сильное сомнение о том, не перемещается ли Земля как целое... поступательно». "Многие люди, – писал он, – как известно, не считали невероятным, что движение Земли по кругу определенным образом не противоречит общепринятому и что каждый обычный день она совершает полный оборот с запада на восток... Тогда необходимо допустить, что звездная сфера была бы в покое, и тогда ночь и день меняли бы друг друга, благодаря такому вращению Земли, так что это движение Земли было бы суточным движением". (И далее он приводит древний пример относительности движения двух кораблей для наблюдателя на одном из них.) § 4. Идеи эволюционного (не циклического) развития Вселенной и несоизмеримости небесных движений как аргумент против астрологии. Николай Орем, XIV в. Новое понимание принципов устройства Вселенной зародилось в трудах другого французского математика, астронома и философа, также в свое время ректора Сорбонны Николая Орема (20-е гг. XIV в.– 1382). Он заинтересовался сначала общей математической проблемой соизмеримости и несоизмеримости величин, их отношений и "отношений отношений" и распространил свои выводы на космологию в сочинении "О соизмеримости или несоизмеримости небесных движений". Поставленная в нем проблема имела большое мировоззренческое значение. В средние века возродилась пифагорейская идея целочисленности отношений величин во Вселенной как проявление высшей мировой гармонии (и даже идея "музыки небесных сфер"). Николай Орем видел гармонию мироздания в другом – в более сложных характерных математических отношениях величин во Вселенной. Эту дилемму он представил в виде якобы приснившегося ему спора двух муз науки – Арифметики и Геометрии. Арифметика выступала в защиту соизмеримости небесных движений, целочисленности отношений различных, связанных с Космосом величин как основы гармонии мира. Геометрия, напротив, отстаивала несоизмеримость небесных движений как основу высшей гармонии, состоящей в красоте разнообразия качеств Вселенной. Николай Орем склонялся к выводу Геометрии. "...Если все движения небес соизмеримы, – писал он, – необходимо тем же одинаковым движениям и действиям повторяться до бесконечности при условии, что мир существовал бы вечно" (Николай Орем, с. 382). Такую упрощенную Вселенную он устами Геометрии сравнивал с песней кукушки, сам же склонен был приравнивать изменения во Вселенной, скорее, к музыкальной теме, которая бесконечно разворачивается с бесконечными вариациями. Первые научные аргументы против астрологии На этом основании Николай Орем выступил против юдициарной (помогавшей якобы решать судебные вопросы) и гороскопической астрологии. Он не отрицал возможности физического влияния небесных тел на земные процессы и даже на человеческий организм. Но утверждение о связи между тем или иным расположением светил и судьбами отдельных людей и даже государств и соответствующие советы руководствоваться этим в делах считал опасным шарлатанством. При несоизмеримости движений небесных тел их одинаковое расположение друг относительно друга, строго говоря, не может повториться никогда. Поэтому, заключал он, не существует никакого пифагорейского «Великого Года» как полного круговорота всех событий (на что и опиралась астрология). По мысли Николая Орема, истинный принцип устройства мира, напротив, позволяет, «чтобы всегда появлялись новые и несходные с прежними констелляции [сочетания светил] и разнообразные действия, дабы тот длинный ряд веков, который подразумевал Пифагор под "золотой цепью", не замыкался в круг, но уходил без конца по прямой всегда вдаль». Показав б’ольшую вероятность несоизмеримых отношений между величинами в математике, Николай Орем заключал, что следовательно более вероятна несоизмеримость скоростей светил, а отсюда можно сделать вывод о несоизмеримости во Вселенной и путей, и времен движений тел. «Следовательно, – заключал он, – правдоподобно, что день и солнечный год являются временами несоизмеримыми, а если это так, то невозможно определить истинную величину года; например, если год продолжается столько-то дней и часть дня, несоизмеримую с днем». Идея о несоизмеримости небесных движений могла быть подсказана Николаю Орему самим Птолемеем, астрологическое (вернее анти-) сочинение которого «Тетрабиблос» (Четверокнижие) он перевел .(Птолемей писал в нем, что положения светил на небе не могут в точности повториться либо вовсе, либо в срок, обозримый человеческим умом. ) Николай Орем о проблеме неподвижности Земли В своем сочинении "Книга о небе и Вселенной" Николай Орем обращал внимание на невозможность, по крайней мере, доказать неподвижность Земли. Итоги позднего средневековья в Европе. В средневековой Западной Европе в XIII – XIV вв. уже обсуждались фундаментальные космогонические и космологические идеи, которые стимулировали формирование принципиально новых черт астрономической картины мира. Вместе с тем астрономия как наблюдательная и математическая наука не получила в это время сколько-нибудь заметного развития. В духовной жизни Европы продолжали господствовать богословские споры, схоластика, а на другом полюсе – магия, алхимия, астрология...Общую картину мира эпохи - образ «края света» отразил в одной из своих книг знаменитый астроном и популяризатор астрономии К.Фламмарион . На краю света В этой средневековой картине, помещенной в одной из популярных книг К.Фламмариона и передающей представление о «крае света», смешались картина плоской Земли и грубо материализованной птолемеевой картины в виде кругов и колес за пределами звездного купола неба …

Приложенные файлы

  • ppt 9769207
    Размер файла: 787 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий