Л-6-2


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Астрономия Средневекового Дальнего Востока (V - XV вв). Начало освоения эллинистического наследия в Индии. Самоизоляция Китая. Лидерство Востока в освоении эллинистического наследия. В V – VII вв. научное наследие древних греков по военным (в виде трофеев) и мирным (торгового и культурного обмена) дорогам прежде всего дошло до Востока. Хронологически это наследие проникало и осваивалось сначала на Дальнем (Индия), затем на Ближнем (на территории нынешних Сирии, Ирака, Афганистана) и, наконец, на среднем Востоке (Средняя Азия). При этом в первую очередь были усвоены более понятные переводчикам и не связанные с идеологией и мировоззрением математические труды или части астрономических сочинений (как это и произошло при освоении «Альмагеста»). Именно на основании древнегреческого наследия развивалась в средние века астрономия на ближнем, среднем и дальнем востоке (исключение составлял более изолированный Китай). Постведическая астрономия в буддистской Индии (I - VII вв.). . Характер астрономии и натурфилософии. Уже в первые века новой эры в Индии произошло выделение астрономии из натурфилософии. Наступала так называемая постведическая эпоха, сменившая эпоху Вед, где астрономия была вкраплена в религиозно-философские гимны – Веды. На смену им пришли сочинения математико-астрономического содержания - сиддханты (букв. "решения, "окончательные утверждения"). Это были своего рода учебники, или руководства по астрономии, переводные, компилятивного характера. Их названия говорят об их греческих и римских истоках. Составителем одной ("Паулиша-сиддханта") был греческий астроном и астролог эпохи эллинизма Павел из Александрии. Другая - "Ромака-сиддханта" была составлена явно под влиянием астрономической науки времен Римской империи. Целью сиддхант было давать сведения и обучать методам практической астрономии. Развитие астрономии и в средневековой Индии в немалой степени стимулировалось нуждами астрологии. О содержании сиддхант Известно пять сиддхант. В первых из них (I в. н.э.) содержались астрономические сведения, переписанные из более ранних Вед. Но в более поздних, например, в "Васиштха-сиддханте"(III в.) содержались сведения и методы, основанные на наблюдениях, проведенных в новое время. Описывались методы определения средней продолжительности дня (с помощью гномона), положения эклиптики – ее максимальной высоты над горизонтом. (По наименьшей в году длине полуденной тени гномона определялся момент летнего солнцестояния, а высота Солнца указывала высоту эклиптики). Приводились длины солнечного (тропического) и звездного (сидерического) годов, синодические периоды движения всех пяти известных тогда планет. Сурья-сиддханта Наиболее важным событием в ранней истории индийской наблюдательной и теоретической (вычислительной) астрономии было появление пятой книги – "Сурья-сиддханты" (Сурья – одно из имен Бога Солнца) – индийского варианта "Альмагеста". Ее составление относят к IV -V вв. Книга была разделена на 14 частей (у Птолемея их 13) и содержала описание положений и движений пяти планет, а также лунных и солнечных затмений. В ней давались методы "нахождения одинакового положения светил и созвездий" (видимо, циклически повторяющихся положений подвижных светил среди звезд). В ней описывались также астрономические приборы и инструменты. Страница из древней индийской рукописи (информация от Ш. Тиаги) Эта фотография неизвестной древней рукописи показывает, как происходит затмение. Из нее видно, что уже в Древней (или скорее раннесредневековой) Индии была достаточно развита астрономия. (Источник : интернет http://techjosh.blogspot.com/2007/04/illustration-in-hindu-scripts-about.html )(Схема явно по Гиппарху или Птолемею – Прим. АЕ) Основоположники индийской астрономии и физики. Математик Ариабхата (ок.476 - ок.550), уроженец Южной Индии. Его единственное сохранившееся сочинение "Ариабхатия" (499 г., когда автору было 23 года!) представляет собой энциклопедию знаний индийцев как в математике, так и в астрономии, накопленных к V в. Уже в VIII в. оно было переведено с санскрита на арабский под именем "Зидж ал-Арджабхар", но лишь спустя 11 веков - на европейские языки. Содержание Ариабхатии В трактате, написанном в традиционной для древнеиндийской научной литературы форме – белым стихом, четыре раздела (118 строф). Два (две трети по объему) посвящены астрономии и носят названия "Определение времени" и "Небесная и земная сферы". В основу сочинения было положено содержание "Сурья-сиддханты" , комментатором которой и был Ариабхата. В трактате описаны (без пояснений и еще в громоздкой словесной форме) основные понятия и правила вычисления различных величин в сферической и практической астрономии: координат светил, мест на Земле, угловой ширины тени Земли и Луны для определения типа лунного или солнечного затмения, его длительности, степени (фазы) частного затмения. Неизвестно, по каким данным, Ариабхата с невероятной точностью вычислил продолжительность тропического года, хотя его результат (365,2586805) уступал гиппархову. Строение мира описано у Ариабхаты по более ранним сиддхантам. В нескольких "правилах" повторяется, что "Земля расположена в центре Вселенной", "земная сфера, будучи совершенно круглой, расположена в центре Вселенной, в середине круга созвездий, окруженная орбитами планет"; "ниже созвездий расположены Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна, а ниже их находится Земля, расположенная в центре Вселенной…».Вместе с тем, Ариабхата допускал (хотя и в весьма нечеткой форме) суточное вращение Земли.Аналогично, без чертежей и схем, а лишь в форме словесных утверждений - "правил" кратко описана "теория" движения планет (с помощью эксцентриков и эпициклов).Главной заслугой Ариабхаты в области математической астрономии является введение им тригонометрической функции – синуса (в этом он был одним из первых) и применение его в астрономии. (Термин – от индийск. «джива» -тетива; через арабское «джиба» и «джайб»-изгиб, пазуха, складка; в лат. переводе sinus). Примеры критики более поздними индийскими авторами как свидетельство смелости ряда идей Ариабхаты: Комментарии на "Ариабхатию" составлялись в Индии с VIв. (Бхаскара I) и вплоть до XVI в. Брахмагупта (VII в., один из крупнейших математиков и первый физик Индии в раннем своем сочинении писал: "Последователи Ариабхаты говорят, что Земля движется, а небо покоится. Но в их опровержение было сказано, что если бы это было так, то камни и деревья упали бы с Земли». Брахмагупта утверждал, что идея вращения Земли нарушила бы гармонию неба, так как не могла бы согласоваться с видимым движением звездного неба. Брахмагупта об объяснении затмений у Ариабхаты Согласно древней индийской мифологии, Луну и Солнце время от времени пытается проглотить отрубленная голова дракона Раху, который на пиру богов не по чину приложился, было, к чаше с напитком бессмертия. И хотя голову ему тут же отрубили, но уже "пропитанная" чудесным зельем она сохранилась и притом весьма агрессивной! В критике Брахмагупты объяснения Ариабхатой затмений особенно поражает живучесть этих первобытно-примитивных представлений в индийской астрономической картине мира в эпоху уже значительно развитых здесь других областей знаний:«Среди людей есть такие, - писал Брахмагупта в раннем своем сочинении, - которые думают, что затмения не вызываются Головой. Это абсурдное мнение, – возмущается он,– ибо это она вызывает затмения, и большинство жителей мира говорят, что именно она вызывает их. В Ведах, которые есть слово божие, из уст Брахмы говорится, что Голова вызывает затмения. Напротив того, Ариабхата, идя наперекор всем, из вражды к упомянутым священным словам, утверждает, что затмение вызывается не Головой, а только Луной и тенью Земли... Эти авторы должны прекратить свое сопротивление большинству, ибо все, что есть в Ведах, в "Смрити" и в Самхитах"[видимо, священные тексты], - верно ". В более позднем сочинении Брахмагупты такой критики уже нет. «Панчасиддхантика» Варахамихиры Еще более полным собранием астрономических знаний в Средневековой Индии стал энциклопедический труд индийского астронома Варахамихиры (? - 587) "Панча-сиддхантика" (собрание сведений из пяти сиддхант). Собранные в этих сочинениях сведения (начиная с Пайтамаха-сиддханты, I в. н.э. и Васиштха-сиддханты, III в. н.э.) прошли длинный путь - из Вавилона в Александрию к грекам (которых индийцы называли "яваны"), затем через Персию в Индию. В них видно явное влияние вавилонской астрономии: вычисления производятся на основе линейных методов, с помощью зигзагообразной функции.В первой даны правила вычисления различных астрономических величин, прежде всего длины дня (для широты Индии) в разное время года. Правило определения длины дня «Когда Солнце движется на север (то есть в период от зимнего до летнего солнцестояния), возьми число дней, прошедших после зимнего солнцестояния. После летнего солнцестояния возьми число дней до следующего солнцестояния. К этому числу [ниже в формуле оно обозначено через х] прибавь 732, умножь на 2, раздели на 61 и вычти 12. Результат есть длина дня (t )в мухуртах». Это соответствует формуле: t = 2 (732 + х):61– 12 tmax =18 мухурт (длина дня в летнее солнцестояние, когда х1 = 183); tmin = 12 мухурт (длина дня в зимнее солнцестояние, когда х2 = 0). (1 мухурта составляла 1/30 суток, или 48 минут). Значение х=0 получается для дня зимнего солнцестояния, когда Солнце еще не начало путь к северу. (Т.е. длина дня изменялась от 14,4 до 9,6 часов). Во второй сиддханте - даны правила для определения положения Луны и Солнца. Неравномерность движения светила по зодиакальным созвездиям также учитывалась с помощью зигзагообразной функции.Относительно планет вычислялись первые и последние утренние или вечерние восходы и заходы светил, моменты их остановок (стояния), промежутки между этими явлениями, дуги прямых и попятных движений. Вычисления опирались на знания (почерпнутые опять же из вавилонской наблюдательной астрономии) циклов, содержащих для каждой планеты свои целые числа их сидерических оборотов и синодических периодов.В Панча-сиддхантику Варахамихиры входили также сведения из трех более поздних сиддхант: "Паулиша-сиддханта", "Ромака-сиддханта" и "Сурья-сиддханта". Брахмагупта,VII в. Брахмагупта (598 - ?), родом из Удджайны в Средней Индии, был автором двух известных математико-астрономических сочинений: "Брахмаспхута-сиддханта" (628 г.) и "Кхандакхадьяка" (655г.). В первом и содержалась приведенная выше резкая критика прогрессивных высказываний Ариабхаты. Во втором рассматривались вопросы о форме Неба и Земли, об определении времени, о затмениях, лунных стоянках, соединениях и противостояниях планет, о среднем и истинном положении их на небе, о сферической астрономии. Там же описывались известные тогда инструменты. Как и у Ариабхаты, более оригинальной была математическая часть труда. В частности, Брахмагупта ввел здесь впервые отрицательные числа. Ему же иногда приписывается выдвижение или защита фундаментальной физической идеи тяготения. Введение десятичной системы счета с позиционной записью чисел Большую роль в развитии точных наук сыграло введение экономной индийской позиционной системы записи чисел в десятичной системе счета вместо громоздкой буквенной греческой (сравни: 1997 и MCMXCVII, правда 2015, например, будет проще: ММXV). Просветительская роль средневековой индийской астрономии Через переводы сочинений Ариабхаты и Брахмагупты арабы впервые в конце VIII в. познакомились с математической астрономией самих индийцев, а также с методами вавилонской и (в своеобразном реферативном переложении) древнегреческой астрономии. Космофизическая картина мира в средневековой Индии. В натурфилософии Индии и в средние века продолжали сосуществовать идеалистическое учение упанишад, духовных наследников вед, и первые материалистические философские учения – локаята (позднее чарвака) и санкхья.Локаятики считали единственным источником знания ощущение. Они утверждали, что даже сознание – результат чрезвычайно сложного сочетания и проявления неких первоначальных материальных элементов. Но при этом они же отрицали допустимость каких-либо умозрительных гипотез: «Нам достаточно знать то пространство, которого достигают солнечные лучи, и нам нет нужды в том, куда они не добираются, хотя бы оно было очень велико само по себе. То, до чего не достигают солнечные лучи, не может быть познано чувственным восприятием». (Одно из ранних выражений идеи "горизонта событий"!..) Крайним выражением такого учения стал распространившийся в Индии в VIII в. агностицизм. Последователи локаятиков – чарваки учили о вечности Вселенной, о возникновении всех вещей из элементов путем их соединения в разных сочетаниях при сохранении одной и той же материальной основы. О материалистической натурфилософии санкхья Это более глубокое материалистическое учение вносило новую интересную с современной точки зрения идею – существования материи в двух формах – непроявленной (авьякта) и проявленной (вьякта). Авьякта означала некий принцип материальности, который присутствует в каждой вещи. Вьякта же представлена миром конкретных вещей. Процесс миротворения мыслился как распад первичной целостности – авьякты на ряд отдельных материальных форм, не более отличающихся от первопричины, чем гончарные изделия от глины, из которой они изготовлены. (Т.е. материя в форме вьякты отличается от первичного своего состояния – авьякты своей организованностью.) Импульс к самодвижению и развитию мира заключен в изначальной природе вещей. В процессе трансформации первоматерии ("пракрити") возникают и живые существа. В санкхье отрицалась идея бога-творца. Учения санкхья и локаята были близки к идеям Левкиппа, Демокрита, Эпикура и Лукреция Кара. Первое из них высоко оценил Гегель за близость к диалектике. Развитие учения джайнизма Это древнее учение о саморазвитии материи, разделенной на 4 традиционных первоэлемента: земля, вода, огонь, воздух, а также на атомы (ану) и молекулы (скандха). В средние века оно было дополнено идеей "нейтральной частицы", образованной сочетанием двух атомов с разными свойствами, нейтрализующими друг друга. Маргинальность материалистических учений Но в целом в Средневековой Индии преобладало идеалистическое учение веданта, преемница упанишад. И даже широко распространенное первоначально материалистическое учение санкхья в конце средних веков скатилось к признанию Бога. Видимо, и здесь сказалось давление укреплявшейся государственной религии Индии – буддизма. Астрономия и картина мира в Китае в период Средневековья и самоизоляции страны (V-XVII вв.) 1.Периодизация и организация астрономии В развитии китайской астрономии в новую эру китайские историки науки выделяют три этапа: до IIIв., III – X вв., X – XVII вв., после чего начинается современный этап. Периоды упадка (результат войн и распада единого государства, III -VI вв.) сменялись расцветом культуры и науки во вновь объединенном могучем Китайском государстве (VI - X вв.). Развиваются его тесные научные контакты с Индией, а с VIII в. с арабским халифатом и позднее с новыми среднеазиатскими научными центрами (Бухарой, Хорезмом, Самаркандом). Утверждают даже, что Китай в это время опережал в культурном и научном отношении другие страны.Уже с VII в. в Китае печатались книги (сначала с досок), с VIII в. начала выходить первая в мире газета, с IX в. в практику вошел наборный шрифт для печати. Развитие государственной организации астрономической деятельности. В Китае этого периода существовала "Палата ученых" - прообраз Академии наук и созданы первые в мире институты и координационные советы: В IX в. существовал астрономический институт ("Тайшицзюй«) .Его сотрудники вели регулярные наблюдения, составляли календари, занимались предвычислением затмений. В их функции входило также и "назначение счастливых дней" для государственных дел и церемоний. В XI - XIII вв. в Китае действовал, очевидно, первый в мире координационный центр астрономических и метеорологических наблюдений - "Сытэндэн". 2.Наблюдательная и вычислительная астрономия. Инструменты. Китайские астрономы. Начиная с IV в. сохранилось множество имен выдающихся китайских астрономов.Получили широкое распространение художественно выполненные солнечные и водяные часы, глобусы и армиллярные сферы, в том числе с часовым механизмом (правда, назначением его было лишь подавать сигнал, например, каждые четверть часа), секстанты и квадранты, разного типа теодолиты и др. Подобные инструменты насчитывались десятками и сотнями. (Их судьба при колониальных захватах Китая англичанами была печальной - множество их пошло в переплавку для военных нужд захватчиков.)Был сделан ряд крупных открытий в наблюдательной и вычислительной астрономии. Успехи наблюдательной астрономии в III – X вв. Цзя Ди (III – IV вв.) объяснил искажение видимой формы солнечного диска у горизонта потоками воздуха (то есть был знаком с эффектом рефракции). В IV в. Юй Си независимо открыл прецессию, оценив ее величину в 1о за 50 лет (72" в год). В VII в. ее уточнил Лю Чжо: 1о за 75 лет (48" в год , что совпадало с первой, лучшей оценкой Гиппарха). В V в. Цзу Чунчжи определил длину драконического месяца в 27,21223 суток (современные нам данные: 27,21222, т.е. ошибка составила всего 0,00001 суток!); определил сидерический период обращения Юпитера в 11,857 года (современные данные 11,86223); улучшил теорию затмений и усовершенствовал календарь, впервые учитывая явление прецессии (различие за счет нее между продолжительностью годов - тропического солнечного и сидерического). Календарь был введен в 510 г. его сыном Цзу Хэнчжи и использовался свыше ѕ века (до 588 г.) В 687 г. н.э.- была сделана первая запись о звездном дожде из созвездия Лиры, а в 764 г. - о наблюдениях звездного дождя на обсерватории в Корее ( судя по рисунку - ноябрьского). В VIII в. в Китае было проведено первое градусное измерение дуги меридиана (на 100 лет раньше арабов). ЦЗУ Чунчжи (420 - 500) Китайский придворный астроном при династии Ци , математик, гос. служащий (начальник уезда).Впервые составил календарь с учетом прецессии. Вычислил значение π с точностью до 0,0000001, остававшейся непревзойденной в течение тысячи лет! И Синь (683 - 727) Китайский астроном-наблюдатель и конструктор. Его звездный глобус, вращавшийся с помощью воды, воспроизводил суточное движение неба. С помощью армиллярной сферы своей конструкции он измерил полярные расстояния (т.е. и склонения) 28 звезд китайского зодиака (который китайцы делили на 28 участков по числу дней в сидерическом месяце). Ему приписывали допущение и даже открытие (по звездам в Стрельце) собственных движений звезд (за 1000 лет до Галлея!) И хотя наблюдательная основа этого не могла быть реальностью, само утверждение о подвижностит.н. «неподвижных звезд», если он это сделал, свидетельствовало бы о смелости мышления ученого. К версии в исторической литературе о возможном китайском предшественнике Галлея в звездной астрономии… По некоторым сведениям, проведя сравнение положений нескольких звезд Стрельца с более ранними измерениями своих предшественников (Гань и Ши в IV в. до н.э.!), И Синь якобы уловил их изменения и сделал вывод о наличии собственных движений у звезд. Последнее , однако, могло быть в лучшем случае лишь удачной догадкой, поскольку звезды Стрельца слишком далеки и обнаружение их движений даже за такой срок требует точности не менее 1’, тогда еще недоступной. К тому же выясняется, что упомянутый первый звездный каталог (Гань и Ши), если и существовал, то относился к значительно более поздним временам (не ранее I в. н.э.).Таким образом, распространенная в нашей литературе версия, что И Синь (683 – 727) первым отметил собственное движение звезд, на 1000 лет опередив Галлея (!), мало правдоподобна. Эпоха «Возрождения» в Китае. Новые международные научные контакты, государственная организация астрономии. Время с VI в. по X в. характеризуется расцветом культуры и науки во вновь объединенном могучем Китайском государстве. В это время развиваются его тесные научные контакты с Индией, а с VIII в. с арабским халифатом и среднеазиатскими научными центрами (Бухарой, Хорезмом, Самаркандом). Утверждают даже, что Китай в это время опережал в культурном и научном отношении другие страны.В культурный ареал Китая входила и соседняя с ним Корея, тогда государство Чосон, включавшее несколько царств. Наблюдательная башня (чхомсондэ) астрономовКореи, 633г. в г. Кён-джу, столице царства Силла Наблюдения велись с венчающей башню плоской площадки. В каменной кладке башни по некоторым сведениям, был зашифрован астрономический смысл: в числе ее горизонтальных слоев деление пути Луны на 27 участков, а в общем числе блоков – длина года в 365 суток. Квадратные основание и вершина отражали представление о квадратной форме Земли. Дальнейшие успехи наблюдательной астрономии и службы неба в Китае. В XI в. Шэнь Ко (1031 - 1095) из Ханьчжоу, астроном, музыкант, врач и дипломат, уточнил место северного полюса мира (в 3о от Полярной). С X по XVII вв. было отмечено 12 случаев появления новых звезд. Среди них и "звезда-гостья", вспыхнувшая 28 июня 1054 г. (она оставалась видимой до 1056 г. Остаток этой SN Тельца - пульсар, окруженный знаменитой Крабовидной туманностью).Продолжало регулярно отмечаться появление яркой кометы (будущей кометы Галлея), но без каких бы то ни было высказываний о том, что это одна и та же комета. Успехи теоретической астрономии и просвещения в 3-ем периоде истории китайской астрономии (X –XVIIвв.) и упадок науки к его концу. В XI в. Шэнь Ко исследовал неравномерное движение Солнца по эклиптике и, по некоторым сведениям, высказал идею эллиптичности (!) его , правда, все еще геоцентрической орбиты.В Х в. (в 983 г.) в Китае была напечатана энциклопедия наук из 1000 (!) томов. В XIII в. вышла новая энциклопедия из 24 многотомных разделов, один из которых был целиком посвящен астрономии.К концу периода – наступил общий упадок культурной жизни из-за набегов соседей. 3.Астрономическая картина мира в средневековом Китае. Сохранились сведения от периодов III– V вв. (эпоха династии Цзинь ) и XII – XIII вв.В Китае также сосуществовали два уровня миропонимания. В духе самой примитивной мифологии, на небо переносились принципы монархическо- бюрократического устройства китайского государства: император считался сыном Неба, Луна - "важным чиновником", кометы - "курьерами". Затмения – сигнал о неполадках в государстве. В теории "гайтянь" в одной из хроник эпохи Цзинь: небо - в виде шляпы, покрывает Землю, которая имеет форму перевернутого блюдца, радиус Земли-блюдца 80 тыс. ли ( 46080 км ), а ее населенной части - 60 тыс. ли. Небо вращается подобно жернову, а светила на нем - подобны муравьям, медленно ползущим в направлении, обратном общему вращению небосвода. Гениальная (собственная или заимствованная…) космолого-космогоническая теория неизвестного автора - «сюанье» (III в.) Небо не имеет определенной формы и находится очень высоко и далеко от нас. Солнце, Луна и пять планет – шарообразны. Они свободно плавают в пустоте безграничного мирового пространства. Их движения совершаются в соответствии с естественными законами природы. Законы движения планет можно изучать с помощью неподвижных звезд (очевидно, в смысле – на их фоне, относительно них). Земля также находится в движении, но мы не замечаем этого, поскольку движемся вместе с нею (!). Голубой цвет неба - зрительная иллюзия, а истинной причины мы не знаем. Вообще человеческий глаз не в силах охватить Вселенную, а ум понять ее всю. Чжоу-цзы (1007 - 1073) защищал идею естественного возникновения и развития Вселенной.Чжан Цзай (1020 - 1077) развил его идеи: в основе всего лежит материальная субстанция "ци». Она распылена в бесконечном пространстве и невидима. Сгущаясь с течением времени, ее частицы образуют туманную массу "тайхэ" ("Великую Гармонию"). В тайхэ частицы ци разделяются на положительные и отрицательные. От их взаимодействия возникает природа и все предметы. (В XVIII в. Дай Чжэнь дополнил его идеей: изменение земного и небесного есть беспрерывный процесс, в результате которого появляется, в частности, и жизнь.)Текст при звездной карте XIII в. на камне в храме Конфуция: Небо и Земля первоначально представляли собой большую туманность[!], из которой выделялись тяжелые и легкие вещества, легкие образовали небо, тяжелые - Землю. Все небесные явления имеют свои естественные законы развития. ...Конкретным проявлением действия этих законов является образование Солнца, Луны и пяти планет... 28 созвездий и Полярной звезды. В образовании их имеется постоянная закономерность. Эта закономерность согласуется с законом существования человечества"(прообраз антропного принципа!)

Приложенные файлы

  • ppt 9769212
    Размер файла: 1 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий