БИГ ИЗЛ конечная версия


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Литература Древней Месопотамии. Эпос о Гильгамеше.Выполнила: Матвиенко Анастасия 1. Качества Гильгамеша{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Сверхчеловеческие качестваЧеловеческие качестваКачества, обусловленные его культуройНе боится людей-скорпионовОпечален смертью другаВерит в загробную жизньБессмертныйСпособен любитьВерный своему словуБожественное происхождениеСилаИскусный воинБесстрашныйРассуждает о смысле жизниНесломленныйНевероятная сила волиПривязанность к другуБожественная мудростьХрабрость 2. Неспособность Гильгамеша смириться с фактом, что люди смертныГильгамеш пытался найти выход из ситуации, узнав, что люди смертны, что людей всегда преследовал неумолимый рок. Ни одна из попыток Гильгамеша не оказалась успешной. Потрясённый гибелью своего друга, он никак не может смириться с судьбой всех людей.Но с другой стороны Гильгамеш был тщеславен и хотел, чтобы его запомнили, как дарителя бессмертия человечеству. 3. Гильгамеш показывает Уршанаби свой городГильгамеш показывал Уршанаби стены, которые он воздвиг, надеясь, что его деяния останутся в памяти потомков навсегда. 4. Возможное окончание эпоса и правление ГильгамешаПо моему скромному мнению, Гильгамеш стал бы отличным правителем своего города Урук. Он мудр и силён — а это одни из самых важных качеств лидера. Литература Древнего Египта 1. Ключевые фразы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПроизведениеКлючевая фразаКультурная характеристикаГлава о том, как не позволить телу погибнутьТы не разложился, ты не стал червями, ты не увял, ты не истлел, ты не сгнил, ты не превратился в червейВера в бессмертиеСлава тебе, о мой божественный отец Осирис!Преданность своем богуГимн Атону фараону Эхнатона и царицы НефертитиО Солнечный Диск, источник жизни!Солнце является источником жизни.Твои лучи простираются до границ всего, что Ты создал.Ра — создатель мираКогда Ты посылаешь Свои лучи, оба мира люкуют!Существуют два мираОт милого я вышлаЛишь поцелуй егоЖивителен для сердцаПоцелуй — радость для женщиныПройдя канал владыки по теченьюА сердцем порываюсь к богу РаВера в одного Бога 2. Тон речи Ну Человек по имени Ну просит у божественного отца Осириса бессмертие. Ну демонстрирует уважение, покорность и преданность Осирису, восхваляет его, считает могущественным. 3. Причины того, что Бог Солнца должен прославлятьсяБог Ра источник жизни, создатель мира, светило, которому все поклоняются, который подарил жизнь каждому на этой земле. Все деревья, животные и предметы поклоняются единственному своему создателю. И даже женщинам и мужчинам Бог Ра помогает зачать ребенка, продлевая жизнь миру. 4. Причины того, что героиня стихотворения считает себя владычицей ЕгиптаНа самом деле Героиня свернула к каналу Ра и смотрит на храм. Она лишь представляет себя владычицей Египта, в тот момент, когда возлюбленный ее обнимает. Это чувство любви делает её сильнее. 5. Впечатляющий лирический геройНа меня наибольшее впечатление о говорящем произвело произведение «Гимн Атону».Лирический герой очень красиво воспевает бога Ра. По его воспеваниям видно, что он по-настоящему предан Богу Ра и считает его самым мудрым и властным в мире. 6. Отличия рассказов о любвиВ первом стихотворении лирическая героиня наполнена настоящими, искренними чувствами к своему возлюбленному, она буквально живет встречами с ним. Во втором же стихотворении, героиня не испытывает чувств к своему избранному, скорее она пользуется моментом или просто получает мимолётное наслаждение от встреч с ним, но не более. 7. Разность культур древнего Египта и современностиЕгиптяне страстно желали бессмертия. Это определяло всё их мировоззрение и являлось основой их религиозной мысли. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого бессмертной душе усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом.Сейчас люди относятся к смерти иначе. Её боятся, так как все понимают, что их ждёт неизбежный конец. Творческое. Восхваляющая поэма.О, Природа, источник жизни!Ты прекрасна и великолепна!Ты даёшь жизнь и поддерживаешь её.Твои деревья, горы, небеса, озёра завораживают взор и успокаивают разум.Ты мудра и ты вечна.Ты сильна и непреклонна.Рыба в море восхваляет тебя, Природа, Мать всего живого. Как восхваляет и лисица, и человек.По твоей воле протекают ручьи и дуют ветра.Ты — основа идиллии на земле, и в воде, и в воздухе.Ты сияешь в глазах каждого.Ты мудра. И вечна Древнееврейская литература 1. Знание текста1. Почему Еве захотелось попробовать запретный плод?И сказал змей жене: нет, не умрете,Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и злоИ увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. 1. Знание текста2. Как Адам и Ева были наказаны за непослушание Богу?Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. 1. Знание текста3. Почему Бог решил уничтожить всё живое и устроить потоп?И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. 1. Знание текста4. Как Ной узнал, что вода спала и появилась суша?По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчегаИ выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды.Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли,Но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег.И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега.Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.Он помедлил еще семь дней других и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему. 2. Литературный анализ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПоучениеЧто в тексте свидетельствует о поученииНе перекладывай свою вину на других, совершая проступки Диалог между Богом и Адамом, после того как первые люди съели запретный плодНе поддавайся соблазнамНаказание Адама и Евы после вкушения плодаВсегда думай о последствияхДо грехопадения Адам и Ева получили право владычествовать над всем, что Бог доверил имЦени то, что имеешьИм можно было есть плоды со всех деревьев, но они не ценили это и покусились на запретный плод 3. Вопросы на критическое мышление1. Какие качества Бога проявляются, когда мы читаем оЧувствах Бога по отношению к его творениямСозидательный, бесстрастный, справедливыйЕго реакции, когда Он узнаёт, что Адам и Ева ослушались ЕгоСправедливое возмездиеЕго решении уничтожить всё живое на Земле посредством потопаОчищающий от разврата и скверны, обновляющийО зовете, которым Он удостаивает Ноя и его потомков?Справедливый, гуманный 3. Вопросы на критическое мышление2. Какие качества людей отражаются в прочитанных Вами библейских текстах?Безволие, безответственность, жадность, наивность, неверность, неосмотрительность, лживость. С другой стороны: благодарность, ответственность, щедрость, мудрость, верность, осмотрительность, честность. 3. Вопросы на критическое мышление3. Как бы могла окончиться история об Адаме и Еве, если бы Ева не послушалась Змея?Адам и Ева жили бы владычествуя над тем, что Бог им доверил. В награду за то, что они не ослушались его и не съели запретный плод, он дал бы им знания, которые они хотели получить. Человечество процветало бы, Бог в избытке даровал им все доброе, скрыв при этом зло. 3. Вопросы на критическое мышление4. Согласны ли Вы с тем, что в современном мире добро, как правило вознаграждается, а зло, как правило, наказывается? Приведите несколько примеров, чтобы поддержать Ваше мнение.Нет, не согласна. Часто люди сделанное для них добро воспринимают, как должное, а когда это добро внезапно исчезает, следует возмущение и недовольство. А зла в современном мире невероятно много. Пьяный мужчина может издеваться над своей собакой, и, вероятнее всего, ему ничего за это не будет. Творческое. Библейские исследования. Книга бытия.Эта книга называется так потому, что она повествует нам о том, как "все начало быть, что начало быть", т.е. как Бог призвал видимый мир из небытия к бытию.Эта книга написана для того, чтобы увековечить историю происхождения мира и первоначальных судеб человечества, когда устные предания об этом стали искажаться и исчезать.В этой книге рассказывается о:Происхождении мира и грехопадении прародителей.Истории первобытного общества, его гибель из-за потопа.Создании нового человечества, его размножении и рассеянии по всему миру.Истории жизни еврейского народа. Литература Древней Индии. Гимны Ригведы 1. Знание текста1. Кто знает, как вселенная была создана, в соответствии с «Гимном сотворения»?Было Нечто Одно. Процесс сотворения Вселенной был осознанным действием, проявление высшего разума. 1. Знание текста2. О чём священник (жрец) просит землю в «Похоронном гимне»?Жрец просит землю быть «лёгким прибежищем» для покойника. 2. Литературный анализ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПарадоксЕго интерпретацияНе было не-сущего, и не было сущего тогдаБыло время, когда не было не только мира, но даже идеи мираМрак был сокрыт мраком вначалеБыло время, когда всё было погружено в пучину, но было НечтоПроисхождение сущего в несущем открылиНепонятно, как произошло сотворение мира 3. Вопросы на критическое мышление5. Какие вопросы о сотворении вселенной поднимает гимн «Космогония»? Какие ответы он дает на эти вопросы?Каким образом все-таки произошла Жизнь?Было нечто одно (безличное), откуда произошла жизнь. Не было сущего и не-сущего. Не было смерти и бессмертия, дня и ночи. Затем Высший разум сотворил мир. При этом непонятно, как именно это произошло. 3. Вопросы на критическое мышление6. Что можно сказать о том, кто в последнем стихе «Космогонии» назван местоимением «он»?Бог 3. Вопросы на критическое мышление7. Размышляя над «Похоронным гимном», что Вы можете сказать о том, как древние арии относились к смерти:Что, согласно их верованиям, происходит с теми, кто умер?Грешник превращается в ничто, а праведник получает бессмертие.Считали ли древние арии смерть желанной? Или, напротив, боялись смерти?Древние арии наоборот любили жизнь. И не боялись смерти. 3. Вопросы на критическое мышление8. Сравните картину сотворения мира в гимне «Космогония» с картиной, которую Вы получили из Книги «Бытие»:Что было до сотворения мира согласно этим текстам?Ничего. Боги появились посредством создания этого мира.Какую роль сыграли боги в сотворении мира?Бог сотворил небо и землю, он единственный бог. 3. Вопросы на критическое мышление{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ОбщееРазличиеПогребение в землюОплакивающие покойного берут лук из его рукиПрисутствующие к покойному обращаются с прощальными словамиВдова ложилась на погребальный костёр около своего мужаПоминки (угощение)После обряда разрешались танцы и смех Литература Древней Индии. Махабхарата 1. Знание текста1. Как Дрона тестировал своих учеников на умение стрелять из лука?Дрона, повелитель людей, собрал их, дабы испробовать их искусство. Он посадил искусственную птицу, сделанную ремесленниками, на верхушку дерева, где ее едва можно было различить, и показал на нее, как на мишень. 1. Знание текста2. Каким образом Арджуна показал, что он лучший ученик?Попал в искусственную птицу, установленную на дереве. Он сфокусировался только на цели, чего не смог сделать ни один из других учеников Дроны. 1. Знание текста3. Как Дрона наградил Арджуну?О мощнорукий, возьми у меня лучшее мое оружие, непобедимую брахмашастру, вместе с приспособлениями для его запуска и возвращения. Ни при каких условиях его нельзя использовать против человеческих существ, ибо если его употребить против слабых, избыток огня, извергаемого этим оружием, может спалить космос. Говорят, во всех мирах нет оружия равного этому, поэтому тщательно его береги. Запомни мое наставление: если тебе будет угрожать какой-нибудь грозный враг-нечеловек, тогда, о герой, пусти в ход это оружие и убей его. 2. Литературный анализ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Характеристика через действияХарактеристика через реакцииАвторские комментарииСовершенное владение оружиемДрона обнимает после того, как он выполнил задание«Атиратхи», «лучший воин-колесничий»Самый лучший лучникЗлочестивые сыновья Дхритараштры не могли равнодушно взирать на огромную силу Бхимасены и совершенное мастерство во владении оружиемПрирождённый глава других военачальниковЛучше всех понимает учителяДрона был восхищён, что сын Панду лучший из его учениковГлубоко предан БогуТалантливый управленецВеликий мужНе поддаётся паникеМощнорукий 3. Вопросы на критическое мышление{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Качества АрджуныКачества других учениковЛучший во всёмКаждый ученик хорош в каком-то одном видеПорядочныйЗлочестивыеЛучше всех слушает наставления учителяОбыкновенные воиныБесстрашныйПугливыеСпособен сосредоточиться на мишениНе способны сделать того же 3. Вопросы на критическое мышление7. Каково ваше мнение о Дроне как учителе?Дрона – великий учитель, обучивший боевым навыкам Пандавов и Кауравов. Он способен обучить владению многими видами оружия. Как и все хорошие учителя, он искренне радуется за успехи и правильные ответы своего ученика, обнимает его. Учеников, ответивших неправильно он отчитывает, потому что хочет, чтобы из каждого из них вышел толк, хочет, чтобы они ровнялись на лучшего – Арджуну. Как мудрый учитель, он всегда хочет проверить своих учеников, как получилось в случае с крокодилом. Тест на «стрессоустойчивость» прошел только Арджуна. 3. Вопросы на критическое мышление8. Как Вы думаете, почему родители в Индии до сих пор рассказывают эту историю своим детям? Какие уроки она содержит? Полезны ли эти уроки для людей, воспитанных в современной европейской культуре? Поучительная история про Арджуну и его учителя Дрона до сих пор рассказывается детям в Индии. Здесь не сложный сюжет, четко видно главного героя, на которого нужно ровняться и антигерои, которыми становиться не нужно. История учит слушать учителя, понимать его требования, учиться фокусировать внимание только на конечной цели, не приходить в смятение, иногда от этого может зависеть жизнь другого человека, четко выполнять все инструкции старших. Я думаю, что эти уроки будут полезны и для европейца, потому что здесь создается образ человека, который ценился бы в любой части света, и каждый в мире должен равняться на Арджуну. 3. Вопросы на критическое мышление9. Напоминает ли Дрона Вам какого-нибудь другого персонажа из книг или фильмов? Если да, объясните, почему.Похожим персонажем является Весемир из книг А. Сапковского «Ведьмак». Он мудрый учитель, у которого немного учеников, но его любимым является один – главный герой, с которым он проводит много времени, всегда готов помочь. Весемир способен как похвалить своего ученика, так и справедливо наказать его, дает возможность исправить свои поступки и самому найти решение проблем. Его ученик, Геральт, был таким же хорошим наставником для Цириллы. Литература Древней Индии. Рамаяна 1. Знание текста1. Какие виды оружия используют Рама и Равана в битве друг против друга?Лук, колесница.2. Каким образом Раме, наконец, удалось победить Равану?Он воспользовался оружием, заклятым именем Брахмы.3. Какое отношение проявил Рама к телу Раваны?Уважение и почтение. 2. Литературоведческая терминология{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}РамаРаванаИспользует колесницу, лук, кольчугу. Стрелы ядовитые змеи. Пользуется оружием, заклятым именем Брахмы.Использует оружие демонов-асуров, стрелы с наконечниками в виде зверей 2. Литературоведческая терминология7. Равана, с его 10 головами и 20 руками, казалось бы имел все преимущества перед Рамой. Как вы думаете, почему Рама оказался способным победить его?Он подбирал моменты, когда вести колесницу в битву, когда встать на месте и когда уйти из-под ударов врага. Он жаждал мести, слова воскресшего Лакшмана. А так же у него было очень сильное оружие. 2. Литературоведческая терминология8. Как бы вы описали героический кодекс Рамы, то есть набор правил, которым он, как герой, должен следовать? Подумайте оЕго стратегии и поведении в бою:Стой до конца и будь мужественным, принимай любую помощь и злу воздастся по заслугам.Том, что он говорит брату Раваны после того, как Раваны был убит:Отдаёт почтение достойному противнику. 2. Литературоведческая терминология9. Является ли Равана эпическим героем?Равана сеет зло среди людей, поэтому ни о каком эпосе не может быть и речи.10. Американский исследователь писал: «В то время как этот эпос изобилует захватывающим действием, интригой и яркими эмоциями, он, тем не менее, возвышенно духовен.» Что духовного или религиозного Вы находите в прочитанном фрагменте?Тот момент, когда сожгли Равану на костре. 2. Литературоведческая терминология{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}СходстваРазличияХороши в боюАрджуна более уравновешенУмело используют лукАрджуна владеет всеми видами оружияУважают врагов и отдают им почтение Литература Древней Греции. Илиада 1. Как Афина, Агамемнон и Нестор реагируют на гнев Ахилла?Афина предотвращает кровопролитие своим повелением проводить словесный поединок, а не вооружённый между Ахиллом и Агамемноном.Нестор, понимая гибельность ссоры, пытается остудить воспламененных зарождающейся враждой вождей. 2. Как Вы думаете, Ахилл или Агамемнон несёт большую долю вины за конфликт?Вина за раздор лежит на Агамемноне. Царь ахейцев вдвойне ответственен за раздор. С другой стороны, Ахилл был оскорблён лишь Агамемноном, однако страдания он принёс всем. 3. Что вы узнали, прочитав фрагмент, о чертах характера Агамемнона и Ахилла?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АхиллАгамемнонАхиллес силён духовно и физически, красив, храбр, быстр. Честен, беспощаден, индивидуален, яростен и бесчеловечен.Агамемнон принципиален и мелочен, отважен, немного слаб, миролюбив, но жесток, мощен, славен и могущественен. Неустойчивый и слабохарактерный, жадный и сластолюбивый. Гектор и Андромаха1. Почему Андромаха хочет, чтобы Гектор оставался в городе? Андромаха боится смерти Гектора, боится стать одинокой.«Узрела я, чтоб Гектору женой       Мне стать, детей ему рождая? О,       Завиден был ты, жребий Андромахи!       Сегодня ж... есть ли женщина, меня       Несчастнее?       (Закрывает лицо руками, потом отнимает их.)       Я Гектора, Ахиллом       Убитого, видала, на глазах       Моих дитя мое, Астианакта,       От Гектора рожденного, с высокой       10 Ахейцы башни сбросили, копьем       Взяв Илиона землю... Я ж, увы!       Рабынею я, дочь не знавших ига,       Увидела ахейский небосклон. » Гектор и Андромаха2. Почему Гектор так преисполнен решимости продолжать борьбу?Я бы стыдился троянцев и длинноодеждных троянок,Если б вдали оставался, как трус, уклоняясь от боя.Да и мой дух не позволит: давно уже я научилсяДоблестным быть неизменно и вместе с передними биться,Славу большую отцу и себе самому добывая. Гектор и Андромаха3. Как Гектор видит будущее своей жены?Уведет тебя меднодоспешный ахеец,И дней ты свободы лишишься.Будешь, невольница, в Аргосе ткать для другой, или водуСтанешь носить из ключей Мессеиды или Гиппереи:Льющею слезы тебя кто-нибудь там увидит и скажет:"Гектора это жена, превышавшего доблестью в битвахВсех конеборных троянцев, что бились вокруг Илиона".Скажет он так и пробудит в душе твоей новую горесть.Вспомнишь ты мужа, который тебя защитил бы от рабства.Пусть же, однако, умру я и буду засыпан землею,Раньше, чем громкий услышу твой вопль и позор твой увижу! Гектор и Андромаха4. Что бы вы могли сказать об отношении Гектора к судьбе?Гектора глубоко волнует судьба Трои и его семьи. Он вероломен, верит в фатум. Гектор и Андромаха5. Что вы узнали о характере Гектора из данного фрагмента? Каким образом он проявляет себя как муж, отец и воин?Для Гектора невероятно важна честь: он боится стыда перед троянцами и троянками за, например, неумелое поведение в бою. Он хороший супруг и отец. Преданный народу вождь, патриот и бесстрашный воин. Гектор и Андромаха6. Кто больше подходит для роли эпического героя — Ахиллес или Гектор?Ахилл велик, но смертен. Импульсивен и безмерен.Гектор бесстрашен, разумен и миролюбив. Он способен стыдиться. Обладает эпической доблестью. Поэтому он подходит на роль эпического героя больше. Вопросы1. Какими словами и действиями Ахилл оскорбляет Гектора?«Гектор, навек ненавистный!», «Гектор! Ты жить собирался остаться?», «Глупец безрассудный», «Собаки и птицы труп твой растащат с позором, его ж похоронят ахейцы!» Вопросы2. Какие качества характера Гектора проявляются в фрагменте из Песни 22?Гектор убегал от Ахилла и вышел на бой только с поддержкой Афины. Боялся за честь, предлагая выкуп за то, чтобы его не скармливали собакам. Проявил мстительность» «Берегись, чтобы гнева богов на тебя не навлёк я»! Вопросы3. Проанализируйте ту роль, которую сыграли Афина, Зевс и Аполлон в действиях, описанных в Песне 22 ? Насколько древнегреческие боги способны контролировать человеческую жизнь? Зевсу безразлично, кто умрёт, поэтому он хладнокровно бросает жребия. Афина обманула Гектора. Аполлон часто помогал Гектору и оберегал его, когда он умер. Вопросы4. Считаете ли Вы оправданным отношение Ахилла к трупу Гектора? Подтвердите свое мнение доказательствами из текста.Я не считаю, что издевательское отношение Ахилла к трупу Гектора можно как-то оправдать. Это подтверждается словами рассказчика: «Тут на Гектора он недостойное дело задумал» Вопросы5. Какова реакция Приама и Гекубы на действия Ахиллеса по отношения к трупу их сына?Гомер включил в свою поэму описание горя родителей Гектора, чтобы показать всю бесчеловечность поступка Ахилла. Ахилл не посчитал нужным выполнить просьбу Приама и Гекубы, ответив, что договориться они не смогут и он поступит с телом Гектора так, как посчитает нужным. Мать рыдала над телом сына. Ахиллес и Приам1. Когда Приам просит сжалиться над ним, о каком человеке он просит Ахиллеса вспомнить?Об отце.2. Почему Ахилл и Приам плачут?Они плачут о дорогих им людях. Ахилл заплакал, представил, что его отцу прямо в этот момент нужна помощь. Ахиллес и Приам3. Как Ахилл проявляет гостеприимство по отношению к Приаму?Очень гостеприимно: накормил Приама, напоил и приготовил постель.4. Что ещё, кроме возвращения тела Гектора к отцу, соглашается сделать для Приама Ахилл?На 10 дней прекратил бой. 3. Литературный анализ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Качества ГектораОбщие качестваКачества АхиллаЗаботливый муж и отецСилаГостеприимствоПринимает решения взвешенноЧестьВерность дружбеБлагородствоБесстрашиеЛюбовь к битвамЛюбовь к семье 4. Критическое мышление1. Какому персонажу из двух в этом эпизоде вы больше симпатизируете, Ахиллу или Приаму?Мне больше импонирует Приам. Он безумно чтит своего сына и хочет, чтобы его похоронили по достоинству. Он переступает через свою гордость, приходя к Ахиллу просить о теле своего сына. 4. Критическое мышление2. В большей части Илиады, главным качеством Ахилла является его гнев. Какие другие качества его характера раскрываются в эпизоде с Приамом?Ахилл любит и уважает своего отца. Он сентиментален по отношению к своим близким.Ахилл уважает Приама, его силу духа. 4. Критическое мышление3. Проанализируйте утверждение Ахилла о двух кувшинах, из которых Зевс раздаёт свои «дары» смертным.Греки покорно принимали судьбу. 4. Критическое мышление4. Французский философ Симона Вейль писала: «Истинный героем, истинным предметом, находящимся в центры «Илиады», является сила. Сила используется человеком, сила порабощает человека. Сила, которая заставляет человеческую плоть сжиматься». Как вы думаете, все ли аспекты человеческой жизни, представленные в «Илиаде», управляются силой?Да, определённо. Сила проявляется во многом. В сражениях, в любви, в жертвенности и даже в страхе есть сила. 5. Творческое задание3. Гомерическое рассуждениеГомер относился весьма отрицательно к стихийному массовому убийству людей. По его мнению могут существовать лишь справедливые войны, направленные не на атаку, а на защиту тех, кто живёт мирной жизнью.В Илиаде очень много говорится о войне. Различные герои поэмы постоянно сражаются. Но это совершенно не означает, что Гомер наслаждается, описывая войны, где зазря убивают столько людей. Древнегреческая лирика. Сафо 1. Вопросы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}СтихотворениеФразы, которые характеризуют рассказчика Что важно для рассказчикаАнактории, вышедшей замуж за военного и уехавшей в СардыПо мне, — что всего желанней, То и прекрасней.Тем нас легче гнёт по ярмо неволиСтрасть, чем безрассудней желанье сердца…Только б раз мне глянуть на поступь милой,Луч один из глаз уловить желанных!ЛюбимойЛишь тебя увижу, уж я не в силах вымолвить слова.Слышать любимуюПещера нимфВы сюда к пещере, критяне, мчитесьМесто 1. Вопросы2. Какое из трёх стихотворений вы поняли больше? Почему? Обоснуйте свой ответ.Второе. Оно гораздо больше походит на современную поэзию. 1. Вопросы3. Какие вопросы у вас возникли в ходе чтения, на которые вы не нашли ответов?Никакие.4.1. Почему, говоря о разлуке с Анакторией, рассказчик вспоминает миф о Елене Троянской?Потому что Елена ПРЕКРА-СНА! Ради неё готовы сдвигать горы. 1. Вопросы4.2. Почему сквозь стихотворение, посвящённое Анактории, проходит «военная» тема?Война вечна. И многие романтизируют её. В том числе и автор.4.3. Какая картина описывается в третьем стихотворении?Родное место автора, возможно. 1. Вопросы5.1. «Она воспевает интимные и сокровенные аспекты дружбы»Потом жарким я обливаюсь, дрожьюЧлены все охвачены, зеленее…Им пленясь, она и дитя забылаИ родных; Сердце все ж горит и, тоскуя, молитО невозможном! 1. Вопросы5.2. «Она воспевает красоту природы»«Пещера нимф»6. Стихи Сафо «полные чистой, натуральной сладости и тоски». Как вы думаете, этот комментарий подходит к каждому из трех стихов?Да, определённо. Тоска прослеживается в каждом из этих произведений, но она разная: тоска по любви, родине или дружбе. 1. Вопросы7. Какой из переводов «Любимой» вы считаете более удачным?Я считаю наиболее удачный перевод «Любимой» Крестовского. Наиболее складная рифма, чувствуется что в стих вложена душа — переводчик полностью понял авторские переживания.8. Если бы стихи Сапфо были сегодня положены на музыку, какая современная певица (певец) подошла бы для этих произведений?Солист группы Нервы, его голос, наверное, лучше всех других передаёт тоску, при этом не давая заскучать. Фукидид. Речь Перикла 1. Вопросы6. Выявите главную мысль каждого абзаца, касающуюся Афин и павших воинов, и сформулируйте ее в письменном виде. 6. Мы не нарушаем закон — это постыдно.7. Мы не умеет развлекаться и отдыхать.8. Мы отличаемся от противников своих во многих вещах, чем вызываем удивление.9. Мы развиваем нашу склонность к прекрасному без расточительности и предаемся наукам не в ущерб силе духа. Богатство мы ценим лишь потому, что употребляем его с пользой, а не ради пустой похвальбы. Мы продумываем свои поступки прежде, чем действием. 1. Вопросы10. Друзей мы приобретаем не тем, что получаем от них, а тем, что оказывает им проявления дружбы.11. Что доблести этих и им подобных украсили наше государство всем тем, что я прославил здесь, и немного найдётся эллинов, дела которых, как этих граждан соответствовали бы похвале их.12. Отмстить врагу для них было желательнее этих благ, идти на опасности они признавали делом самым прекрасным и пожелали ценою этой опасности врагу отмстить, а от предстоящих им благ отказаться.13. Они отдавали ради общего дела свою жизнь, и за то для себя лично они стяжали нестареющую похвалу и почетнейшую могилу, не столько эту, в которой они покоятся теперь, сколько ту, где слава их остается незабвенною, именно в каждом слове, в каждом деянии потомков14. Не стареет только жажда славы, и в дряхлом возрасте услаждает не столько стяжание, как утверждают иные, сколько почет15. Если бы вас, при избытке вашей доблести, не то что приравняли к павшим, но поставили только немного ниже их, и то хорошо16. Погребаемые частью уже почтены; кроме того, с этого дня государство будет содержать детей их до их возмужалости на государственный счет, тем самым присуждая полезный венок за участие в славной борьбе и умершим, и оставшимся в живых; в том государстве граждане наиболее доблестны, которое назначает за доблесть высшую награду. 1. Вопросы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЦельОценкаОбъяснениеРассказать о духовном могуществе афинян, которое помогает им побеждать врагов5Верный настрой зачастую определяет сражение.Рассказать о государственном строе Афин и образе жизни афинян, что делает этот город-государство великим.4Мнение граждан ценно, это радует жителей.Прославить павших в боях за Афины5Сделать смерть в бою поступком восхваляемым — хороший ход. Меньше дезертиров будет. 1. Вопросы3. Перикл высоко оценивает демократия. Почему для него так важно, чтобы все жители участвовали в общественной жизни?Чем больше народ видит, что он не пустое место, тем лояльнее он к власти, которая его уважает.4. Перикл говорит, что Афины "достойны удивления" за их подход к вопросам военной безопасности. Как вы думаете, Перикл приводит убедительные доказательства?Вполне убедительные. Но тактика афинян, по моему мнению, лучше. Они воспитываются в комфортной среде, не принуждаемые к службе законом, они идут за свою родину на бой по своему желанию и убеждению, потому что они чувствуют, что это их долг. 1. Вопросы4.1. Мы полагаемся не столько на боевую подготовку и военные хитрости, сколько на присущую нам отвагу в открытых действия.4.2. Афиняне идут одни на бой.4.3. Скорее по храбрости, свойственной нашему характеру, нежели предписываемой законами. Все же преимущество наше состоит в том, что мы не утомляем себя преждевременно предстоящими лишениями, а, подвергшись им, оказываемся мужественными не меньше наших противников, проводящих время в постоянных трудах. 1. Вопросы5. Перикл призывает свою аудиторию, «ежедневно на деле взирать на могущество государства и полюбить его». Почему Перикл считает, что Афины заслуживают любви?Каждый по своим поступкам, а не по происхождению может занимать достойное местоВ Афинах умеют отдыхать и воспитывают в себе любовь к прекрасномуЗаконом служба не предусмотрена, зато афинян воспитывают так, что они полагают своим долгом бороться до конца 1. Вопросы6. Перикл говорит о погибших воинах, что они «стяжали нестареющую похвалу». Что его речь может сказать нам о том, как древние афиняне относились к понятию чести? Честь невероятно важна. Бесчестный человек терял всякое уважение в глазах любого афинянина. И это правильно. 2. Творческое заданиеНаследие Перикла. Перикл – афинский политик и полководец, замечательный высокими талантами, даром слова и образованием, сравнивался народом за свою величественную внешность с олимпийскими богами был поэтому прозван Олимпийцем. Перикл происходил от одной из знатнейших и богатейших афинских фамилий, но был поклонником демократических начал и стремился приобрести расположение народа демагогическими средствами. Ещё в самом начале своей общественной карьеры он, вместе с тогдашним вождём демократической партии Эфиальтом, провёл (ок. 462 до Р. Х.) реформу ареопага. Эта высшая афинская аристократическая коллегия, состоявшая из лиц, ранее занимавших главнейшие государственные должности, 2. Творческое заданиедо реформы 462 г. обладала правом утверждать или отвергать постановления народных собраний. Перикл и Эфиальт отняли у ареопага это право и сохранили за ним лишь право быть высшим судом по тягчайшим преступлениям. Эта реформа вызвала в Афинах немалое сопротивление от консервативных слоёв, против неё выступал и великий драматург Эсхил. Эфиальт, как говорят, после этого преобразования был убит аристократами, и вождём народной партии стал вместо него ещё довольно молодой Перикл.Перикл вскоре ещё более усилил роль демоса в афинской жизни, предложив постановление, по которому всякий гражданин Аттики, присутствующей в суде или в народном собрании и служащий в армии или во флоте, получал по три обола денег в сутки. Народные собрания стали после этого гораздо многолюднее. Судьями теперь могли быть не только богачи, но и получавшие за это плату бедняки, роль бедных слоёв возросла и в рядах войска. Раздачи денег нуждающейся толпе на театральные представления и на другие удовольствия, до такой степени расположили народ в пользу Перикла, что он мог в течение многих лет сряду управлять Афинами то в звании первого архонта, то в качестве главнокомандующего (стратега) с княжеским почетом, и своим высоким гением привести их к цветущему состоянию, к широкому развитию государственной жизни и к величайшему внешнему могуществу. При нем Афины стали «душой тела» Эллады, рассадником искусства и литературы, столицей греческой образованности. Возведением храмов (Парфенона, храма Деметры в Элевсине), великолепных зданий и колоннад (Пропилеи, Одеон) Перикл прославил Афины. Довершением портовых и водных сооружений в Пирее, и постройкой третьей средней стены между двумя Длинными (соединявшими город с пирейским портом и превращавшим Афины и их гавань в одну цельную неприступную крепость) он дал столице Аттики безопасность и оказал существенное содействие судоходству и морской торговле. Великолепными празднествами, зрелищами и процессиями Перикл возвысил блеск своего управления и услаждал жадную до зрелищ толпу, а попечением об искусствах и науке положил основание духовному развитию народа. Сильный умом и посвященный во все знания своего времени, Перикл собирал даровитых людей в свой гостеприимный дом, где привлекательно властвовала его подруга, образованная гетера Аспасия из Милета. Он предоставлял каждому афинянину средство и случай получить образование и отличия, и тем способствовал распространению любви к искусству, литературе и поэзии даже в низших классах народа. 2. Творческое задание Платон. Апология Сократа Задание 1.1. Как Сократ показывает в своей речи свой характер? Говорит, что он не будет делать вещи, которые он считает "недостойными" себя2. Его отношение к тем, кто проголосовал за его смерть.Сократ не захотел склонять их на свою сторону, потому что он хочет говорить то, что думает, и умереть за свои слова, нежели сказать то, что хочется его врагам, но спастись. Смерть для Сократа – лучшее происшествие, ведь у него появится возможность беседовать с знаменитыми и мудрыми людьми, давно умершими3. Его отношение к тем, кто предлагал оправдать его. Было знамение о его смерти, и он не испугался его, пошел на свою смерть: «Этому у меня теперь есть великое доказательство, потому что быть этого не может, чтобы не остановило меня обычное знамение, если бы то, что я намерен был сделать, не было благом». Задание 2. «И вот я утверждаю, о мужи, меня убившие, что тотчас за моей смертью придет на вас мщение, которое будет много тяжелее той смерти, на которую вы меня осудили.»Я мог многое изменить, и моя смерть – не самое страшное. Страшное случится с вами уже после.«Но вот уже время идти отсюда, мне — чтобы умереть, вам — чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это ни для кого не ясно, кроме бога.»Фраза показалась мне очень сложной, но я декодировала ее так: жить правильно – очень сложная задача, удачи! Задание 3.Сократ говорит, что смерть – это или "отсутствие всякого ощущения", или " переселение души". Почему, на Ваш взгляд, Сократ так легко и просто относится к смерти?«От смерти уйти нетрудно, о мужи, а вот что гораздо труднее — уйти от нравственной порчи, потому что она идет скорее, чем смерть. И вот я, человек тихий и старый, настигнут тем, что идет тише, а мои обвинители, люди сильные и проворные, — тем, что идет проворнее, — нравственною порчей. И вот я, осужденный вами, ухожу на смерть, а они, осужденные истиною, уходят на зло и неправду; и я остаюсь при своем наказании, и они — при своем. Так оно, пожалуй, и должно было случиться, и мне думается, что это правильно». Задание 4.Какие ценности являются наиболее важными для Сократа? Подтвердите свой ответ доказательствами из текста. 1. Отвечая, подумайте о способе, который он выбирает, чтобы защищать себя.«Но и тогда, когда угрожала опасность, не находил я нужным делать из-за этого что-нибудь рабское, и теперь не раскаиваюсь в том, что защищался таким образом, и гораздо скорее предпочитаю умереть после такой защиты, нежели оставаться живым, защищавшись иначе».Его оружие – истина. Правда, о которой нельзя молчать. А значит важным для Сократа является честность, чистота души.2. Отвечая, подумайте о способе, о роли, которую "пророческий голос" играет в его жизни.Сократу не раз приходило знамение о его скорой смерти, но он считает, что все, что он делает, только благо, и ничего кроме блага. Поэтому он идет на смерть, т.к смерть – это лишь "отсутствие всякого ощущения"," переселение души".3. Отвечая, подумайте о его последней просьбе о своих сыновьях.Детей нужно учить быть честными, а не взращивать недостойных лжецов. В вечном поиске правды и состоит просьба Сократа.«А все-таки я обращаюсь к ним с такою маленькою просьбой: если, о мужи, вам будет казаться, что мои сыновья, сделавшись взрослыми, больше заботятся о деньгах или еще о чем-нибудь, чем о доблести, отомстите им за это, преследуя их тем же самым, чем и я вас преследовал; и если они будут много о себе думать, будучи ничем, укоряйте их так же, как и я вас укорял, за то, что они не заботятся о должном и воображают о себе невесть что, между тем как на самом деле ничтожны. И, делая это, вы накажете по справедливости не только моих сыновей, но и меня самого.» Задание 5.Я считаю, что Сократ более честен и более герой, если так можно выразиться. Перикл говорил о достоинстве Афин, о плохих сторонах государства, но не о смертях войнов. Сократ же рассуждает о том, что он не боится смерти, и считает ее не наказанием, а наградой, потому что у него появится возможность беседовать с великими людьми Греции, которые давно умерли. Также Сократ считает, что для него и любого уважающего себя человека было бы недостойно врать и говорить то, что ты не думаешь на самом деле. Он не хотел врать, поэтому выбрал сам смерть за свои слова. Задание 6.Ученый Григорий Властос написал, что для Сократа "добродетель имеет большее значение для личного счастья, чем все остальное." Как вы думаете, прав ли Сократ? Обоснуйте свой ответ.В наше время нет святых людей и тех, кто думает, что добродетель имеет большее значение для личного счастья, чем все остальное. И вообще стоит отталкиваться от слова «добродетель», потому что это весьма относительное понятие. Если рассматривать ситуацию в вакууме, конечно! Если каждый будет творить добро и зла в мире не будет, а это значит, что все будет счастливы. Однако мы живем в реальном мире, поэтому этого идеала не достигнуть. Задание 7.Ранее в тексте «Апологии Сократа» Сократ уподобляет себя оводу, насекомому, которое раздражает скот. Сократ раздражал многих афинян, потому что он заставлял их думать об их обязанности быть добродетельными. Кто оводы сегодня? Похожи ли они на Сократа?На сегодняшний день, по-моему мнению, оводов нет. Я не знаю человека, который выступает за справедливость без подтекста собственной выгоды. Софокл. Царь Эдип 1. Эписодий1. Почему Эдип посылает за Тиресием?Эдип послал за Тиресием, потому что тот был провидцем, который мог ответить на любые вопросы2. Как хор относится к Эдипу в этой части драмы?Хор чтит Эдипа, ибо тот когда-то спас их город от сфинкса-женщины, хор просит очередной помощи у царя, также он не хочет верить в нехорошие дела Эдипа без доказательств 1. Эписодий3. Как Вы думаете, почему Эдип так решительно настроен на то, чтобы отыскать убийцу Лая? Когда-то Эдип спас город Фивы от женщины-сфинкса, отгадав 1 загадку. Жители Фив были благодарны ему. Они захотели видеть его своим правителем. К тому же Эдип обрек сам себя на изгнание от родного дома, поэтому он с радостью принял благодарность жителей 2. Эписодий1. Что сделал Эдип на "месте встречи трех дорог"?Эдип встретил повозку, которая ехала навстречу. Там находился царь Лай и его 5 слуг, его сопровождающих. Они стали выгонять Эдипа с дороги, чтобы проехать. Но тот, не уступил. Когда Эдип шел (ехал) мимо повозки, царь ударил его затылку, а тот ответил ударом дубиной. Старый царь пал замертво, тогда Эдип перебил всех и двинулся дальше. 2. Эписодий2. Почему Эдип ушел из своего дома в Коринфе?Эдип ушел из своего дома, потому что получил пророчество от Аполлона, что он убьет своего отца и женится на матери. Он испугался этого и захотел бежать, чтобы оно не сбылось.3. Как бы Вы охарактеризовали взгляды Иокасты на пророков и пророчества?Иокаста не верит в пророчества. Когда-то они избежали пророчества, потому что подвязали лодыжки новорожденному и отдали пастуху. И сейчас Иокаста до последнего не верит, что Эдип – это её сын. 2. Эписодий4. Каково отношение хора к старым пророчествам?Хор не хочет делать поспешных выводов и считает спор Эдипа и Креонта пустым делом. 3, 4. Эписодий1. Что пастух сделал с ребенком, которого ему было приказано убить?Пожалел младенца, отдал его пастуху с соседнего государства.2. Как хор относится к Эдипу, человеку, который когда-то спас Фивы, в данной части драмы?Хор начинает сомневаться, он жалеет Эдипа, ведь сам того не ведая, он исполнил пророчество. 3, 4. Эписодий3. К каким вещам, которых Эдип всегда пытался избегать, Эдип пришел, сам не ведая того?Он боялся убить отца и женится на своей матери, поэтому уехал, как ему казалось, из родного дома, но он приехал в родимый дом, убил отца. 5. Знание текста1. Почему Иокаста повесилась?Иокаста повесилась, потому что не смогла перенести позора, который она совершила со своим сыном-мужем. 2. Кого Эдип просит прикоснуться к его рукам перед уходом в изгнание?Дочерей.3. Кто стал правителем Фив в конце пьесы?Креонт 6. Литературный анализ1. Верно определение трагического героя, данное Аристотелем, подходит к Эдипу? Судьба сильнее человека. Эдип пытался убежать от судьбы, но этими действиями он наоборот пришёл к тому, что было предназначено. Так что да, подходит.2. Как вы думаете, с какой целью Софокл использовал эту технику?Это пример драматической иронии, потому что Эдип не думает над тем, что он убийца, поэтому просит выдать его. Он говорит, что первым подвергнется наказанью, если убийца находится под его кровом. 6. Литературный анализ3. Зачем, по Вашему мнению, Софокл использовал эти образы?Происходит некое противопоставление, потому что сначала он предстает перед нами, как хороший, справедливый правитель, а позже оказывается, что пророчество исполняется: он убийца отца и муж своей собственной матери. 7. Критическое мышление1. Эдип ослепляет себя и становится исполненным ненависти к себе, когда он обнаруживает правду о своем прошлом. Заслуживают ли Эдип того, что с ним происходит, или он является жертвой судьбы? Эдип становится жертвой судьбы. Кто знает человека, чьей рукойБыл умерщвлен когда-то ЛайМеня коришь, а нрава своегоНе примечаешь - все меня поносишь...Я гневаюсь - и выскажу открыто,Что думаю. Узнай: я полагаю,350 Что ты замешан в деле, ты - участник,Хоть рук не приложил, а будь ты зряч,Сказал бы я, что ты и есть убийца. 7. Критическое мышление2. Тиресий, прорицатель, является жрецом бога Аполлона. Образы Эдипа и Тересия представляют собой контраст. Выясните, в чем состоит этот контраст. Эдип и Тиресий представляют собой контраст. Эдип – это сильный, здоровый царь. Тиресий же – слепой, немощный старик. Тиресий считает, что все сбудется и его слов и предсказаний. 7. Критическое мышление3. Какова роль хора в этой драме? Как изменяется отношение хора к происходящему на сцене в течение драмы?Хор — советчик, и он как будто выражает мнение публики и жителей города Фивы. Сначала мнение хора об Эдипе такое же, как и у горожан. Эдип – справедливый, благородный царь, который спас город. Пока хор не хочет делать поспешных выводов о своем царе. Но как только вся истина выходит на свет, мнение хора меняется. Мнение жителей нет. Они так же считают своего царя благородным и справедливым. 7. Критическое мышление4. Насколько, по Вашему мнению, люди способны контролировать ход событий своей жизни? Поразмышляйте по этому поводу, используя примеры из того, что Вы читали или видели в кино, а также из Вашего собственного опыта.Каждый сам строит свою судьбу. Возьмём к примеру персонажа Мартина Идена, который был простым необразованным моряком, который внезапно стал учиться и стал известным писателем, стал почитаемым в высшем обществе. 8. Творческое задание.Эдипов комплекс. Зигмунд Фрейд (1856-1939) известен как «отец» психоанализа. Он был очарован трагедией Софокла и мифом об Эдипе. Фрейд ввел термин «эдипов комплекс» как название определенных бессознательных побуждений в человеческой психике. Узнайте об использовании этого термина в психоанализе и других сферах знаний. Подготовьте доклад, в котором поделитесь с группой своими выводами. Эди́пов ко́мплекс (нем. Ödipuskomplex) — понятие, введённое в психоанализ Зигмундом Фрейдом, обозначающее бессознательное или сознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и амбивалентные (двойственные) чувства к родителю того же пола. В общем же смысле эдипов комплекс обозначает имманентное, соответствующее биполярному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребёнка к родителю. Данное понятие является одним из ключевых в психоаналитической теории.Первое упоминание об Эдипе Зигмунд Фрейд (слева) делает в 1897 году в письме своему близкому другу Вильгельму Флиссу (справа).Впервые Фрейд упоминает о драме Софокла в одном из писем своему другу Вильгельму Флиссу в 1897 году, в котором он пишет:«Я также обнаружил на своем собственном примере влюбленность в мать и ревность к отцу… и теперь рассматриваю это в качестве универсального явления раннего детства. И если это так, то мы можем понять чарующую силу Царя Эдипа».Первое подробное рассуждение о явлении встречается в фундаментальном труде Фрейда «Толкование сновидений» (1899).Однако термин «эдипов комплекс» Фрейд вводит только в 1910 году в небольшой работе «Об особом типе выбора объекта у мужчин»: 8. Творческое задание.«Мальчик, начинающий снова желать свою мать и ненавидеть отца как соперника… попадает, как мы говорим, под влияние Эдипова комплекса. Он не прощает матери, что она оказывала услугу полового сношения не ему, но его отцу, и расценивает это как акт неверности».С тех пор термин прочно вошёл в употребление среди психоаналитиков классического направления.Эдипов комплекс у мальчиковПроцесс развития эдипова комплекса в случае с лицами мужского пола, согласно классическому направлению психоанализа, состоит в следующем. Мальчик, испытывая сексуальное влечение к матери, одновременно испытывает враждебные ревностные побуждения по отношению к отцу. Ребёнок пытается скрыть эти побуждения, поскольку ожидает наказания от своего отца в форме кастрации. Вследствие страха кастрации в психической жизни ребёнка формируется особая 8. Творческое задание.инстанция — Сверх-Я, под воздействием которой ребёнок подавляет инцестуозные побуждения по отношению к своей матери и начинает идентифицировать себя с отцом.Эдипов комплекс у девочекОсновная статья: Комплекс ЭлектрыДевочки, по Фрейду, аналогичным образом направляют первые инцестуозные побуждения на мать. Однако в возрасте 2—3 лет, обнаружив у себя отсутствие пениса, девочка начинает испытывать так называемую зависть к пенису (англ.), под воздействием которой реагирует усилением завистливой привязанности к отцу и возмущенной обидой на мать, видя в ней соперницу, претендующую на любовь отца. В конечном счете, конфликт разрешается попыткой девочки компенсировать свою неполноценность посредством желания иметь ребёнка.[6] Позитивный и негативный Эдипов комплексВпоследствии Фрейд пришёл к выводу, что существует более сложный характер Эдипова комплекса — негативный, проявляющийся в любви к родителю того же пола и враждебности к родителю противоположного пола. Вышеописанные варианты были обозначены как позитивные. Описывая это явление, он использовал понятия бисексуальности и амбивалентности:«Более подробное исследование обнаруживает чаще всего более полный Эдипов комплекс, который является двояким — позитивным и негативным, в зависимости от бисексуальности ребёнка, то есть у мальчика — не только амбивалентная установка к отцу и нежный выбор объекта-матери, но одновременно он и ведет себя как девочка — проявляет нежную женственную установку к отцу и соответствующую ей, ревниво-враждебную, к матери».Таким образом, Фрейд придерживался мнения, что на практике Эдипов комплекс проявляется в виде комбинации вариантов вдоль оси между его позитивным и негативным типом, включающей в себя как гетеросексуальные, так и гомосексуальные импульсы. 8. Творческое задание.Эдипов комплекс в контексте сексуальной теории ФрейдаФрейдизм рассматривает эдипов комплекс как этап психосексуального развития и восприятия, впервые проявляющийся между вторым и третьим годами жизни (в теории Фрейда этот период характеризуется приматом генитальности, под которым объединяются оральное и анальное влечения предыдущих стадий развития либидо).]Пиковых же значений, по Фрейду, эдипов комплекс достигает между 3 и 5 годами жизни человека и после некоторого угасания возрождается в период полового созревания (пубертатный период), в процессе которого преодолевается тем или иным выбором эротического объекта.ЗначимостьС самых истоков психоаналитической теории Фрейд придавал эдипову комплексу первостепенное значение в образовании всех невротических заболеваний. По Фрейду, успешное разрешение эдипова комплекса является ключевым для психического здоровья человека. Неудача же ведет к неврозам и сексуальным отклонениям: в этом случае говорят о неразрешенном эдиповом комплексе либо неразрешенной эдиповой ситуации.Впоследствии Фрейд придавал эдипову комплексу ещё большее значение, усматривая практически во всех проявлениях человеческой цивилизации эдипальные корни. Так, например, в «Тотеме и табу» (1913) Фрейд пишет:«Таким образом, в заключение этого крайне сокращенного исследования, я хочу высказать вывод, что в эдиповом комплексе совпадает начало религии, нравственности, общественности и 8. Творческое задание.искусства в полном согласии с данными психоанализа, по которым этот комплекс составляет ядро всех неврозов».На позднем этапе развития психоанализа Фрейд указывает на необходимость установления некоторых границ применения данного понятия и на необходимость ограничений спекуляций на его счет («Конец эдипова комплекса», 1924). Впрочем, от предыдущих взглядов Фрейд не отказался, а упомянутая работа ставила своей целью «расставить точки над i» в рядах психоаналитиков, допускающих себе вольности в интерпретации явления (см. ниже). Известны также слова Фрейда, согласно которым признание эдипова комплекса является своего рода отличительным признаком психоаналитиков:«Признание Эдипова комплекса является шибболетом, который отличает сторонников психоанализа от его противников».На сегодняшний день большинство психоаналитиков фрейдистской школы вслед за Фрейдом признает первостепенную значимость эдипова комплекса в психосексуальном развитии человека. Однако за пределами психоаналитической теории понятие эдипова комплекса не получило признания по причине своей ненаучности.Пересмотр и вариацииСовременные психоаналитики, а также психоаналитики направлений, отличных от классического фрейдистского направления, иначе смотрят на концепцию эдипова комплекса, привнося в неё свои собственные элементы либо перераспределяя акценты в уже имеющихся. 8. Творческое задание.Карл Густав ЮнгКарл Густав Юнг указывал, что эдипов комплекс Фрейда не может адекватно описать аналогичную стадию у девочек (по Фрейду, девочки на этой стадии психосексуального развития испытывают гомосексуальное влечение к матери). В связи с этим в 1913 году Юнг ввел новый термин — «комплекс Электры», согласно которому девочка, подобно дочери Агамемнона Электре, испытывает сексуальное влечение к своему отцу и враждебные побуждения по отношению к матери. Кроме того, признавая наличие сексуального аспекта, Юнг считал его лишь производной от символического стремления вернуться к источнику жизни.Альфред АдлерАльфред Адлер указывал на то, что эдипов комплекс Фрейда пренебрегает влиянием братьев и сестер на психическую жизнь человека.[9] Впоследствии Адлер полностью переформулировал все процессы, затрагиваемые эдиповым комплексом, в терминах и понятиях своей школы. Он утверждал, что интерпретацию эдипова комплекса следует строить исключительно на избалованности реб а, и что, более того, эдипов комплекс является не чем иным, как одним из многих проявлений избалованности. Сексуальный же аспект вступает в силу по той причине, что избалованный ребёнок, привыкший к удовлетворению всех своих желаний, созревает в скором темпе и в сексуальном отношении, а провоцирующие ласки матери только усиливают проявление упомянутых явлений. Исходя из этих соображений Адлер писал: 8. Творческое задание.«Эдипов комплекс — не краеугольный камень, а просто порочный неестественный результат материнского попустительства».Эрих ФроммЭрих Фромм, признавая наблюдения Фрейда за проявлениями эдипова комплекса правильными, тем не менее, предлагал понимать эдипов комплекс не столько в узком сексуальном смысле, сколько в более широком, согласно которому сущность инцеста в эдиповом комплексе состоит в том, что индивид стремится оставаться ребёнком, привязанным к оберегающим фигурам (не обязательно только к матери).[9] Эта привязанность в основном не сексуальна. Конфликт же между отцом и сыном, по Фромму, является продуктом авторитарного патриархального общества, в рамках которого сын рассматривается в качестве собственности отца. И этот конфликт, в свою очередь, имеет мало общего с сексуальным соперничеством, а является выражением стремления индивида отстоять свою независимость и свободу.Мелани КляйнМелани Кляйн явилась одним из первых психоаналитиков, подчеркивающих то, что эдипов комплекс Фрейда, как и вся теория Фрейда, занижает влияние матери в психической жизни индивида; она также подвергала критике использование Фрейдом мальчика в качестве модели развития. Помимо этого Кляйн пришла к выводу, что эдипальные отношения можно наблюдать даже на первых годах жизни ребёнка: 8. Творческое задание.КритикаНенаучный статус гипотезыСпециалисты указывают на то, что отсутствуют какие-либо эмпирические данные, свидетельствующие в пользу эдипова комплекса.[18] Более того, доказать наличие эдипова комплекса объективным научным образом представляется невозможным по причине неудовлетворения базовых научных принципов (например, принципа фальсификации[19]) как отдельными гипотезами психоанализа (включая эдипов комплекс), так и всей теорией психоанализа.[20] То, что Фрейдом и его последователями выдается за доказательства, объективно следует рассматривать исключительно в качестве интерпретаций психоаналитиков, приспосабливающих их к своим априорно принятым гипотезам[18], которые, по мнению скептиков, несут отпечаток субъективных предубеждений[21]. В этой связи критики также указывают на тот факт, что эдипов комплекс является, в первую очередь, результатом самоанализа Фрейда, а не объективного наблюдения за пациентами. 8. Творческое задание.Критика детской сексуальностиДля многих сомнительным представляется само утверждение о том, что ребёнок может испытывать половое влечение по отношению к родителю: как известно, тестостерон и прогестерон, половые гормоны, которые, воздействуя на гипоталамус, вызывают у человека половое влечение, организмом ребёнка до пубертатного возраста вырабатываются лишь в незначительных количествах. Впрочем, данная критика является, по мнению сторонников Фрейда, несостоятельной по той причине, что половое созревание индивидуума не обеспечивается одним только формированием генитальных морфологических и нейроэндокринных структур организма и должно сопровождаться организацией соответствующих психологических структур. 8. Творческое задание.Феминистская критикаПредставители феминизма подвергают широкомасштабной критике понимание развития эдипова комплекса у девочек: по их мнению, зависть к пенису не играет никакой роли в психосексуальном развитии лиц женского пола. Представители феминизма считают, что концепция зависти к пенису является продуктом патриархального общества, показывающая неполноценную, бессильную и подчиненную женщину.Более того, как указывала американская феминистка Кейт Миллет (1969), Фрейд с подобными идеями и воплощением их на практике является скорее угнетателем женщины, чем независимым наблюдателем и психотерапевтом. Другая американская феминистка Джульет Митчелл считала зависть к пенису типичной характеристикой фаллоцентрической культуры, нежели результатом обнаружения девочкой отсутствия у себя пениса.Сторонники феминизма 8. Творческое задание.при этом отмечают, что взгляды Фрейда иллюстрируют общий дух и ценности Викторианской эпохи, когда как мужчины, так и женщины имели страх быть женственными] Некоторые критики также указывают на то, что концепция зависти к пенису несостоятельна по той причине, что это мало правдоподобно, чтобы девочка могла испытывать зависть к пенису, к части тела, которой у неё никогда не было и о преимуществах которой она, следовательно, знать не может. Впрочем, как отмечалось выше, современные психоаналитики в большинстве своем не настаивают на концепции зависти к пенису так, как Фрейд и его ортодоксальные последователи. Вергилий. Энеида Знание текста1. Какую хитрость придумали греки, чтобы завоевать Трою?Греки посадили своих войнов в деревянного коня, которого подарили троянцем. Приманка сработала, ловушка захлопнулась.2. Как погибли Лаокоон и его два сына?«Мы, без кро­вин­ки в лице, раз­бе­жа­лись. Змеи же пря­моК Лаоко­он­ту пол­зут и дво­их сыно­вей его, преж­деВ страш­ных объ­я­тьях сда­вив, опле­та­ют тон­кие чле­ны»3. Какой способ использует Эней для транспортировки своего отца?На спине героически нес своего отца Эней. «На плечи взял я отца и безропотно двинулся в горы». Литературный анализ1. {9DCAF9ED-07DC-4A11-8D7F-57B35C25682E}ЭнейЭней и ПиррПирр Благочестивыйнабожныймягкийгуманныйнежный семьянинБесстрашные, сильные, мужественныеБесчувственныйСтрогийСильный Литературный анализ2. Какие образы помогают читателю визуализировать убийство царя?копье, застрявшее в щите пролитая кровьпожарсмерть Политасрубленная голова Литературный анализ3. Вергилий часто использует эпические (или развернутые) сравнения – сравнения, не просто предваряемые словами как или словно и т.п., но такие, которые описывают целую ситуацию и занимают несколько строк в поэме. Найдите такие сравнения в тексте. Почему они эффективны?470. Пирр, и ярко блестит доспех, сверкающий медью. Так выходит на свет, напитавшись травой ядовитой, Змейка: зимой холода под землей ее долго держали; Юностью ныне блестя и сбросив старую кожу, Скользкую спину она извивает и грудь поднимает495. Первых стражей свалив, разлились по дворцу, словно волны. С меньшей силой поток вспенённый, прорвавши плотины, Натиском волн одолев на пути стоящие дамбы,Бешено мчит по лугам и по нивам стремит свои волны, Вместе со стойлами скот унося. Разъяренного Пирра590. Мать благая, в ночи блистая чистым сияньем, Встала передо мной во всем величье богини, Точно такая, какой ее небожители видят.Сравнения в целом помогают читателю более полно и ярко представить ситуацию, что помогает глубже понять произведение. Критическое мышление1.Как бы вы описали отношения между Энеем и его женой?Эней любил свою жену. Ее смерть очень сильно повлияла на него.2.Два сверхъестественных персонажа появляются перед Энеем: его мать (богиня Венера) и призрак его жены. Сравните эти два персонажа.Обе женщины заботились о герое: одна (мать) остановила разящую руку и сказала бежать из города, другая – перестать печалиться и горевать, она заботилась об его эмоциональном состоянии. Также она сказа заботиться о сыне и пожелала доброго будущего. 3. Как вы думаете, Эней всегда ведет себя так, как должен вести себя герой?Нет, не совсем так. Он забыл о жене, когда нес отца. В остальном, по-моему мнению, он ведет себя как герой. Просто автор добавил каплю «реальности».4. Какую роль судьба играет в жизни Энея?Эней идеален во всех смыслах, однако повинуется воле судьбы, и не он не может ей противостоять. Критическое мышление5.Один литературный критик так сказал об Энее: "Эней Вергилия, есть совершенно новый вид эпического героя. Он проживет свою жизнь не «для меня», а «для нас». Эней – настоящий человек команды". Согласны ли вы с таким мнением? Приведите строки из поэмы для поддержки вашего мнения.560. Милого образ отца мне представился в это мгновенье, Ибо я видел, как царь, ровесник ему, от удара Страшного дух испустил. Предо мной предстала Креуса, Дом разграбленный мой, малолетнего Юла погибель. Я оглянулся, смотрю, вокруг осталось ли войско?565. Все покинули бой: ослабевши, трусливо на землю Спрыгнули или огню истомленное предали тело.585. Но, по заслугам ее покарав, истребив эту скверну, Я стяжаю хвалу, и сладко будет наполнить Душу мщенья огнем и прах моих близких насытить”. Мысли такие в уме, ослепленном гневом, кипели,“Милый отец, если так, — поскорей садись мне на плечи! Сам я тебя понесу, и не будет мне труд этот тяжек. Что б ни случилось в пути — одна нас встретит опасность710. Или спасенье одно. Идет пусть рядом со мною Маленький Юл и по нашим следам в отдаленье — Креуса. Вы же наказы мои со вниманьем слушайте, слуги: Есть за стеной городской пригорок с покинутым храмом Древним Цереры; растет близ него кипарис, что священным715. Слыл у отцов и лишь тем сохранен был долгие годы. С вами в убежище то мы с разных сторон соберемся. В руки, родитель, возьми святыни и отчих пенатов; Мне их касаться грешно: лишь недавно сраженье и сечу795. Ночь на исходе была, когда вновь друзей я увидел. Тут, удивленный, нашел я толпу огромную новых Спутников: к нам, что ни час, стекалися матери, му́жи, К нам молодежь собралась — поколенье изгнанников жалких! Шли отовсюду они, и сил и решимости полны800. В землю любую со мной отплыть, куда захочу я. Тою порой Люцифер взошел над вершинами Иды, День выводя за собой. Охраняла данайская стражаВходы ворот. Наши силы уже не крепила надежда. На плечи взял я отца и безропотно двинулся в горы». Критическое мышление6. В конце фрагмента Эней выступает как лидер, руководящий переселением группы троянцев в Италию. Приведите примеры людей (известных и, возможно, неизвестных), которых вы считаете хорошими лидерами. Это могут быть политики, ученые, военные, спортсмены и даже персонажи из книг или фильмов. Какими качествами должны обладать хорошие лидеры?Качества хорошего лидера:ЗНАНИЕ СЕБЯ, СВОИХ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙГОТОВНОСТЬ К РИСКУ, ВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕНАДЕЖНОСТЬ, НОРМАТИВНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬАКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ, ИНИЦИАТИВНОСТЬУМЕНИЕ МОТИВИРОВАТЬ, УМЕНИЕ СОЗДАТЬ КОМАНДУСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗОВАТЬ КОЛЛЕКТИВ, ГИБКОСТЬ ПОВЕДЕНИЯПримеры: В.В Путин, Адольф Гитлер, Фидель Кастро, Эрнесто Че Гевара.

Приложенные файлы

  • pptx 5304254
    Размер файла: 774 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий