Курсовая МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБ..

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ИЗО И НР
КАФЕДРА МЕТОДИКИ ПРЕПОДОВАНИЯ ИЗО И ДПИ








Курсовая работа по дисциплине «История культуры и искусств»
на тему:





«Разнообразие форм и цветных фонов в русском расписном подносе. Жостово.»








Выполнил: Гауцель Э.В
Руководитель: доц. Лычков С.Н.






Зав. кафедры к. п. н профессор Мезенцева Ю И ________



Москва 2010


План:

Введение 3
Центры художественной росписи в Россиии 7
2.1. Художественная обработка металла 8
2.2. Уральские подносы 9
Жостовские подносы 11-12
3.1. История промысла 12-13
Виды росписей жостовских подносов 14-16
Технология изготовления жостовских металлических подносов 17-18
Разнообразие форм и цветных фонов жостовских металлических
подносов 19-22
Заключение 23
Приложение 25
Список литературы 30


















Введение.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro украшаю) раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера.[1] Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
История развития Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней.
С началом классового расслоения общества всё большее значение приобретает интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы.
Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, вовлечённые в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции фабричных товаров. В конце XIX начале XX вв. во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов, программно противопоставлявшихся массовому промышленному производству бытовых изделий (в России жостовская роспись, абрамцево-кудринская резьба, Богородская резьба, мастерские в Талашкино и др.). В ряде стран народные художественные промыслы развиваются при поддержке государства (в Российской Федерации палехская миниатюра, крестецкая строчка, дымковская игрушка, вятское кружево, абашевская игрушка, каргопольская игрушка, филимоновская игрушка,гжель, тульское оружейное дело и др.).
История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. 
В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.".
В 1830 г. производство подносов в Жостове и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. 
Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы.
Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.  В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщен-ностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. 
В 1922 г. в деревне Новосильцево возникает "Новосильцевская трудовая артель" по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в Жостове организовались "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. - "Лакировщик" и одновременно в селе Троицкое - артель "Свой труд" по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос" в деревне Жостово.  1920-1930-е годы были нелегкими в истории Жостово.  Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками - профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. 
Ведущие художники Жостово понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства.  В 1960 - е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и поныне. Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом.  За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. 
Сегодня декоративная живопись Жостово находится на подъеме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем.  Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной безоглядной коммерциализации.  Жостову подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров.  К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих "творческую копилку" мастеров. Преданность мастеров искусству и поглощенность своим творчеством заражают молодых, что способствует наследованию мастерства новыми поколениями, открывает пути дальнейшей жизни промысла.




Глава 1. Центры художественной росписи в России
Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного искусства, составляющих целостное явление культуры каждого народа. Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи, как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза - все эти природные материалы находят органичное использование в разных предметах быта. Они обрабатываются в соответствии с их собственными природными свойствами. И это умение использовать естественные качества материала воплотилось в создание неповторимых (в других местностях) и в своем роде уникальных народных шедевров, которые являются одним из элементов культурно-географического образа той или иной территории.
Разные виды народных промыслов детерминированы той природной средой, тем ландшафтом, в условиях и в пределах которых они получили свое развитие. Так художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах, гончарство - в районах, где присутствует соответствующий тип глины. Центры по производству художественных изделий из металла возникали, как правило, рядом с месторождениями черных и цветных руд, например знаменитое Каслинское чугунное литье на Урале.






1.1. Художественная обработка металла.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

1.1Декоративная живопись на металле (в основном - железо) и лаковая живопись.
Нижний Тагил (Свердловская обл.). С начала 18 века. Расписные уральские подносы с мифологическими и историческими сюжетами, с городскими и сельскими пейзажами. Основной фон: красный, синий, зеленый.
Село Жостово (Мытищинский район Подмосковья). Расписные подносы с растительным орнаментом и изображением птиц. Фон: черный.
Красноярск, Кемерово: декоративная роспись на алюминии.
Село Федоскино (Подмосковье). Лаковая живопись на шкатулках, табакерках. Пейзажи Подмосковья и "чаепитие". Фон: черный. Некоторые изделия инкрустируют филигранью.
Село Палех Лаковая миниатюра на черном фоне шкатулки или пластины. Традиции иконописи. Рисунок выполнен темперными красками (цветные пигменты, разведенные на клею и яичном желтке). Рисунок мозаичный, выполненный в основном золотыми красками.
Село Мстера (Владимирская обл.). Лаковая живопись, опирающаяся на традиции древнерусской живописи. Особенность: светлый фон. Ведущую роль играет пейзаж. Основные цвета: белый (облака), синий (реки), зеленый (деревья). Изделия: шкатулки, браслеты, кулоны.

1.2.Уральские подносы.
Лаковая роспись по металлу - явление в художественной культуре России уникальное. Подносный промысел на Урале возник в середине XVIII века в Нижнем Тагиле. Тагильские подносы обладали ярко выраженными особенностями как формы изделий (прямоугольные, круглые, овальные, фестончатые, гитаровидные, треугольные, скатертные и др.), так и художественного решения. Традиции уральской росписи по лакированному железу развивались в двух основных руслах: так называемая картинная живопись на подносах рубежа XVIII-XIX веков и 1-ой половины XIX века и цветочная роспись, родственная сибирской и уральской росписи сундуков, туесов, прялок и прочих предметов крестьянского обихода.
На заводе Демидовых работали пришлые люди со всех концов России. Основоположником лакового дела на Урале считается А. С. Худояров. Он изобрел в 60-х годах XVIII века знаменитый "хрустальный" лак, который "на железе, меди и дереве нимало не трескается". Для росписи подносов-картин сюжетами служили исторические, аллегорические, ландшафтные мотивы. Подносы-картины середины XIX века были вытеснены настольными, утилитарными подносами с народной цветочной росписью.
Характерным является такое расположение рисунка на подносе, в котором преобладают вертикально ориентированные букеты с изображением крупных цветов и фруктов, как бы растущих из вазонов. Гамма росписи глубокая, сочная, преимущественно используются красные, синие, зеленые и золотисто-желтые цвета.
В настоящее время интерес к лаковой живописи на Урале не угас. В Нижнем Тагиле существует училище, выпускающее художников, занимающихся росписью по металлу. Традиции подносного промысла продолжают мастера А. В. Афанасьева, С. В. Веселков, Т. Д. Котова, Ольга и Сергей Ивановы, работающие на предприятиях "Метальная лавка", "Смена", "Исток-1", и другие. Нижнетагильский поднос был представлен на многих российских и международных выставках и снискал всемирное признание и славу.
Уральский центр народных промыслов и ремесел активно сотрудничает с предприятиями художественной росписи подносов в городах Екатеринбург и Нижний Тагил.



















Глава 2.Жостовские подносы.
Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово.
Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом.
А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.
Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Всем известные колокольчики, ромашки и васильки, но созданные густым широким мазком, играют по-новому.
Цветочный букет жостовского подноса очень прост по своей композиции. Объёмная форма букета сочетается с продуманностью цветового решения. Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.
Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай.
Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития.
Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.
Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше. Их изготавливали наряду со шкатулками и табакерками.
В богатых домах встречались и металлические подносы, изготовленные на Урале и в Санкт-Петербурге.
И вот в первой четверти XIX века в селе Жостово кто-то решил, что технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски. Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала наблагодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.
Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил.
В конце XIX – начале XX столетий промысел села Жостово пришел в упадок.
Но в 1928 году несколько артелей объединились в одну – «Металлоподнос». Жостовская фабрика декоративной росписи и по сей день выпускает настоящее жостовское чудо!

2.1.История промысла.
Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, вовлечённые в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции фабричных товаров. В конце XIX начале XX вв. во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов, в том числе и в России. В нашей стране существует специальная государственная программа по поддержке и возрождению исконно русских народных промыслов, в их числе: Хохлома, Гжель, Жостовские подносы, Береста, шкатулки Федоскино, Самовары, Балалайки, Городецкой росписи.
Но, прежде всего стоит узнать откуда на Руси появились эти, по праву, произведения искусства, пройдя через века и массу трудностей, передаваясь из поколения в поколения, от мастера к мастеру, от отца сыну, народные промыслы дошли и до наших времен.




























Глава 3 .Виды росписи жостовских подносов.
Самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором.
В композициях много места отводится гладкому фону, который обладает красивой поверхностью подноса, эффектно играющей на свету. Изображение цветов на лицевой поверхности подноса отличается особой мягкостью и округлостью рисунка.
Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождается из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими бликами на поверхности подноса. Чуть "утоленные" в фоне цветы кажутся легкими, полуобъемными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета. Мастера умеют находить красивые и выразительные очертания букета в целом на подносе. Верх часто завершается двумя-тремя плавно и широко расходящимися в стороны веточками, изгибы которых следовали за формой самой вещи. Легкое узорное кружево из разнообразной "травки" окружает букет по краям, вписывая его в гладкий фон подноса.
Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах на поверхности подноса. Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немало интересных тональных разработок (букеты в синей, голубой, зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т.д.). Фантазия мастеров дает удивительное разнообразие решений одного и того же мотива. Пишут букеты четко и компактно составленные, - так называемые "собранные", а также более легкие и свободные "букеты в раскидку", с широкими просветами красиво поблескивающего лакового фона - черного, золотистого, цветного орнаментов подноса.
Для жостовской росписи подносов характерны и так называемые ландшафты, представлявшие собой чаще всего наивно-лубочную интерпретацию романтических пейзажей. Давая эффектные виды с экзотическими замками и руинами на берегах водоемов, причудливыми холмами и скалами, озаренными порой малиново-красным закатом, мастера стремились создать празднично-приподнятое декоративное изображение природы в композиции жостовского подноса. В решении таких композиций большую роль играли и богатство фантазии, и "быстрота рук" мастера, расписывающего жостовский поднос.
В сюжетных росписях подноса изображаются главным образом колоритные сценки из русской народной жизни: стремительно мчащиеся тройки с веселыми ездоками, торжественные неторопливые чаепития с непременным самоваром в центре стола, плетение лаптей в крестьянской семье и т.д.
Во многих композициях орнамента подноса явно чувствуется тенденция к более острому и непосредственному выражению авторами своего поэтического ощущения живой природы. Не случайно стали появляться такие образные названия вещей, как "Рассвет", "Розы и птицы" выдающегося художника Графова, "Осенняя рапсодия", "Розы" Гончаровой, "Утро", "Хризантема" Кледова, "Русское поле" Кледовой , Осенний букет" Мажаева и т.д. Большинство из этих подносов вы можете увидеть в фотогалереи. Не случайно художник Лапшин говорит о жостовском букете подноса , как о целом содружестве... "разных по формам, но одинаковых по душе цветов". В лучших жостовских работах - росписи подноса - цветы действительно имеют живую душу. Не менее интересно и плодотворно стремление написать полусказочные, подчеркнуто орнаментальные изображения. Был создан ряд очень своеобразных и интересных панно на подносах ("Фантазия" Графова, "Сказочное" Мажаева, "Цветы" Леткова), в которых яркие, по-особенному праздничные цветы словно явились из затейливой народной сказки. В последние годы эта тенденция к сказочности проявляется не так явно на подносах , хотя Графов и ныне имеет полное право говорить о "полуфантастичности" жостовских букетов, ибо все больше пишется цветов, которые не значатся ни в одном ботаническом атласе, а даже такие известные "героини" жостовского письма подносов, как розы, все чаще даются в условном колорите (голубом, синем, золотом и т.д.), да и формы их все более активно перерабатываются виртуозной кистью и богатой фантазией мастеров подносов. Причем реальность и сказочность, "правда и условность" переплетаются органично и неразрывно на жостовских подносах.
Жостовские металлические подносы разнообразны по форме; подносы многоугольные, подносы круглые, подносы овальные, подносы комбинированные.















Глава 4. Технология изготовления жостовских металлических подносов
Изготовляются жостовские подносы из листового железа.
Ковка подносов осуществляется на механических прессах.  Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.
Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись, изображающая чаще всего красочные букеты цветов.  Роспись выполняется в несколько приемов. Кратко опишем их.
Начинается она с "замалевки": (Ил.№1) разбеленными красками намечается общий силуэт изображения (цветов и листьев), расположение основных пятен. "Замалеванные" подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.
Следующим приемом на просохшем замалевке лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени. Этот прием "тенежка" (Ил.№2)погружает букет в глубину фона, выявляет теневые места растений. Затем следует "прокладка" (Ил.№3) - плотное корпусное письмо яркими красками, наиболее ответственный этап живописи. Формы букетов обретают плоть, уточняются, высветляются, возникает контрастный или гармоничный колорит композиции. 
После этого следует "бликовка", (Ил.№4) то есть нанесение белильных мазков (иногда слегка подцвеченных), уточняющих все объемы - операция завершает лепку форм, их условную материальность. Последущая операция "чертежка" (Ил.№5) размещает детали, быстро и легко очерчивает лепестки и листья, прожилки и семенца в чашечках цветов, выразительно подчеркивая по контрасту их сочную живопись.
Завершает письмо "привязка" (Ил.№6) - тонкие травка и усики, объединяющие все изображение в букете и мягким переходом связывающие его с фоном. 
Эти сложившиеся в промысле традиционные приемы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма (например, "бликовка" может мягко "сплавляться" с "прокладкой", а может четко выделяться на ней; мазки разной силы и очертаний в одних случаях спокойно лепят форму, в других - ложатся на ней своеобразным узором и т.д.). В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений.



















Глава 5 . Разнообразие форм и цветных фонов жостовских металлических подносов.

В Жостове производятся подносы самых разнообразных форм:
«сибирские» (прямоугольные с высокими бортами)
«готические» (в виде стрельчатых арок)
«крылатые» (с волнистыми очертаниями бортов)
«овальные»
«круглые»


Основные направление в жостовской росписи – цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистичное сочетание живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках и прочее.
В середине XIX века получило известность подносное производство в Петербурге. Здесь были в моде подносы с фигурными краями, сложным рисунком и искусно выполненной живописью.
Поднос как бытовой предмет существовал издавна, но в XIX веке спрос на него увеличился. Чему способствовали рост городов, развитие сети тракторов, гостинец, питейных заведений, где подносы использовали не только по прямому назначению, но и как украшение интерьеров.
Это позволило жостовцам создать самостоятельный подносный промысел. Мастера Жостова не просто заимствовали чужой опыт, а творчески переработали его и создал свой неповторимый стиль. Ковали усовершенствовали и разнообразили «гитарные», круглые, восьмиугольные, прямоугольные формы нижнетагильские подносов, изменив их размеры и пропорции, сделав плавные переходы от плоскости подноса к борту, фигурный рисунок прорезных ручек.
Восхищаясь мастерством исполнения петербургских подносов ,жостовцы учились на них искусству декоративного натюрморта.
Восприняв некоторые стороны искусства других производство подносов, жостовские мастерства развили свои собственные местные традиции. Родившись в недрах подмосковной лаковой миниатюры, производство подносов в Жостове долгое время сохраняло органическую связь с ней.
Вплоть до XX века подносы и лаковые миниатюры изготавливались в одной и той же мастерской, одними и теми же мастерами, использовавшими одни и те же лаки и краски. Из лаковой миниатюры вподносное производство перешли специфические «федоскинские» приемы многослойной живописи, письма лессировками по металлизированным и цветным фонам, инкрустации из перламутра. Аналогичными были и первые сюжеты на подносах-«тройки»,» «чаепия»,сценки из сельской жизни.
Однако, наряду с сюжетно-жанровыми композициями, производство подносов в Жостове все больше обретало самостоятельный путь в создании декоративных цветочных композиций, ставших основными уже с 1880 года. В подносах этого времени ярко выражены самобытные специфические особенности искусства, формировавшиеся в предшествующие десятилетия.
В отличии от жостовских подносов, например, нижнетагильские подносы часто имели высокие борта с ажурными просечными узорами. В 1830-1850-х годах подносы петербургских мастерских украшались изысканными орнаментами в стиле позднего рококо. Легкие, порой асимметричные композиции из изящных цветов, экзотических птиц и декоративных архитектурных пейзажей дополнялись золотистыми рокайльными узорами.
Начиная со второй XIX века ведущим центром в России по изготовления подносов становится, подмосковный жостовский промысел, который и донес до наших дней это яркое, красочное искусство. С конца 1870-х годов складывается оригинальный стиль жостовских росписей, для которого характерно сочетание конкретности изображения и яркой декоративной условности.
В композициях много места отводится гладкому фону, который обладает красивой поверхностью подноса, эффектно играющей на свету.
Изображение цветов на лицевой поверхности подноса отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин а порой и более скоромные анютины, глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой «травкой» то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождается из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими бликами на поверхности подноса. Чуть «утоленные» в фоне цветы кажутся легкими, полуобъемными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета.
Мастера умеют находить красивые и выразительные очертания букета в целом на подносе. Верх часто завершается двумя-тремя плавно и широко расходящимися в стороны веточками, изгибы которых следовали за формой самой вещи. Легкое узорное кружево из разнообразной «травки»окружает букет по краям, вписывая его гадкий фон подноса.
Самым распространенным мотивом становятся букеты. Положенные на черный или цветной фон, они словно выступали из его мерцающей глубины, цветы казались легкими, полуобъемными. На многих подносах изображались «ландшавты» -своеобразные экзотические пейзажи. В основе искусства мастеров современного Жостова- виртуозное владение всеми приемами жостовского письма. Многие художники вводят в свою живопись новые сюжетные и орнаментальные мотивы. Но разнообразие творческих почерков не нарушает стилистической цельности жостовского искусства. Оно развивается и обновляется, оставаясь живым и привлекательным для современного человека.
Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах на поверхности подноса. Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немал интересных тональных разработок (букеты в синей, голубой, зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т. д.). Фантазия мастеров дает удивительное разнообразие решений одного и того же мотива. Пишут букеты четко и компактно составленные, - так называемые «собранные», а также более легкие и свободные «букеты в раскидку»,с широкими просветами красиво поблескивающего лакового фона- черного, золотистого, цветного орнаментов подноса.



















Заключение.

Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными "действующими лицами" в торжественных случаях. Костюмы в народных традициях - обязательные атрибуты фольклорных ансамблей, ярмарок, специальных выставок. Почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива. А небольшие художественные вещи - сувениры - знаки памяти о национальной культуре народа и даже целой страны.
Имя «Жостово» известно во всем мире и ассоциируется с Россией, с красотой, самобытностью, художественном вкусом и духовной мощностью русского народа.
Мастерство жостовской росписи почти двести лет передается из поколения в поколение, и до сей пор на Жостовской фабрике декоративной росписи работают художники из знаменитых жостовских династий. Каждый жостовский поднос, изготовленный штамповкой или выкованный ковалем, расписывается вручную с соблюдением традиционной жостовской технологии, но в собственной, индивидуальной, неповторимой манере каждого художника.
Основной мотив жостовской росписи - букет - прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Сияют на подносе нежные, сочные розы, глянцем светятся зеленые листья. Борта (края) подносов расписывается легким золотым орнаментом. Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска путем накаливания.
Раньше жостовские подносы продавали на ярмарках. Их охотно покупали крестьяне и горожане. В начале 20 века этот промысел пришел в упадок. Но в 30х годах 20 века несколько мелких артелей были объединены в одну - “ Металлический поднос”. Позднее она стала называться “Жостовская фабрика декоративной росписи”. Промысел получил художественное развитие. Подносы в ходу и теперь. Ведь каждому люба вещь, радующая глаз, веселящая душу. Жостовские мастера расписывают красками подносы и для ребячьих игр. Пусть ребятишки любуются веселыми и пышными цветами!



























Приложение:


Ил.№1 Ил.№2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Замалевка Тенежка Прокладка

Ил.№3 Ил.№4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Прокладка Бликовка,


Ил.№5 Ил.№6
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Чертежка и посадка Семенцов Привязка










Ил.№7
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Ил.№8[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Ил.№9
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Ил.№10
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



Ил.№11
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ил.№12





Ил.№13

Ил. №14




Список литературы
БСЭ (в 30 тт.), Орнамент, М.: «Советская энциклопедия», 1969 1978 гг.;
Попова О. С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы.  Москва: Знание, 1984.
Орловский Э. И. Изделия народных художественных промыслов.  Ленинград: Лениздат, 1974.
Уткин П.И. Королева Н.С. « Народные художественные промыслы»
Альбом "Народные художественные промыслы России" Сост. Антонов В.П. М., 1998.
Флеров А.В. « Материаловедение и технология художественной обработки металлов » М.: Высш.шк.,1981
Жегалова С. К. Русская народная живопись. - М., 1984.
Народы России. Энциклопедия. Гл. ред. В.А. Тишков. М., Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия» ,1994. С. 304.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]















13PAGE 15


13PAGE 142015






Приложенные файлы

  • doc 10240887
    Размер файла: 1 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий