Костюкевич С.В. Конспект по социологии

Краткий конспект по социологии.

1. Социология как наука. Предмет социологии.
Соц. - это наука о закономерностях разв. и функц. соц. общностей и соц. процессов, о соц. отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия м/у общностями, обществом и людьми, общностями и личностью. Соц. наука изучает структуры общества, их элементы, условия существования, соц. процессы протек. в данных структурах. Соц. структура - это взаимное расположение индивидов и групп в обществе, их взаимосвязи, контакты и взаимодействия, которое осуществляется с помощью межличностного общения, с помощью средств СМИ.
Условия существования - это физическая, окружающая среда, культура, которой вкл. в себя нормы, ценности и средства их передачи (язык). Соц. процессы - динамика развития общества, деятельность людей в обществе, которая обеспечивает его функционирование и развитие.
Объект для соц. - общество (социум)3. Предмет исследований является социальное. С т.з. структура анализа для того, чтобы лучше понять предмет соц. важно представить общество как структуру, как целое составляется из взаимодействия частей. С другой стороны предметом соц. является социальное. Социология изучает социальную жизнь общества, а это область взаимосвязи м/у общностями людей (классы, слои:) и самих людей в качестве представителей этих общностей. Соц. изучает социальные отношения. Своеобразие соц. отношений в том, что они носят комплексный характер. Социальное - это совокупность отношений данного общ. интегрированного в процессе совместной деятельности в конкретных условиях места и времени.


2. Структура и функции соц.
Функции Соц.:
*теоретико-познавательная - объективное знание об основных соц. проблемах развития современного общества, без которых невозможно обеспечить эффективное соц. управление,
*прогностическая - выдача соц. прогнозов,
*описательная - систематизация исследований в виде аналитических отчетов, в которых исследователи пытаются воссоздать идеальную картину общества,
*преобразовательная - выводы, рекомендации социологов служат основанием для выработки и принятия определенных решений,
*информационная - инфа, полученная в результате соц. исследований, концентрируется в базах данных различных соц. центрах,
*мировоззренческая - объективное содействие прогрессу общества.
1) Структура социологических знаний.
3 уровня соц. знания:
1. уровень фундаментально соц. исследований. Включает проблемы соц.-философского осмысления, наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности. Можно выдвинуть 4 проблемы: изучение соц. структур; изучение соц. развития, процессов (де)интеграции; изучение моделей соц. исследования, изучен. развития личности;
2. прикладная соц. должна основываться на точности данных об отдельных соц. фактах, составляя процесс изменения структуры общества. (информация собирается: опрос, наблюдение, анализ doc., эксперимент).
3. Теории среднего уровня: можно уследить разделение на 3 группы и эти теор. призванный обеспечить тесную связь исследований и реальную жизнью людей:
1-ая теория соц. институтов - изучает сложные соц. зависимости и отношения (отрасли: соц. семьи и брака, образования, наука, труд, армия и т.д.);
2-ая теория соц. общностей (соц. малых групп, организаций, классов, толпы:);
3-я теория специа-лизированных соц. процессов: изучает соц. измене-ния и процессы в обществе (соц. процессов дезорганизации общества: преступлений, конфликтов, миграции:).







3. Общество как основное понятие социологии. Типология общества.
Общество - основной объект социологического исследования.
Если общество расчленить на группы, классы, расы, слои, общины то оно включается в исследование социологией.
Общество как социальная категория - целостная организация, в рамках которой осуществляется совместное проживание людей, своеобразная организация или система, обладающая свойствами состоящая из элементов, пространственные и временные границы своего существования.
Общество представляет сложную систему или иерархию подсистем. Исходным элементом является человек, а точнее группа. Она м.б. объединенная различными связями (родословными, менталитетными, религиозными).
Подсистемы:
- Экономическая
- политическая
- социальная.
Экономическая - производит распределение связи, отношений, связанных с разделением труда и распределением людей по своеобразным социальным профессиональным ячейкам, внутри и между которыми существуют трудовые и экономические отношения.
Политическая - управляющая подсистема соответствует органам руководства, политическими органами и общественными объединениями.
Эта подсистема пронизывает всё общество.
Социальная - система связей, основана на этническом, демографическом, национальном, образовательном, культурном и других типов отношений.
Подразделяют на большие группы и общности.
От характера взаимодействия зависит социальный климат в группе, совместные либо индивидуальные действия людей.

4. О. Конт - основоположник социологии.
Основоположник научной соц. Огюст Конт: полагал, что законы развития общества схожи с физическими и биологическими законами. Признаками общества является территория, население, совершенная власть и правительство. В иерархии наук:
1. Каждая высшая ступень зависит и низшей;
2. С каждым новым этапом знание усложняется
3. Соц. занимает ведущее место в системе наук.
Для соц. характерны 4 метода познания: наблюдение, эксперимент, сравненение, исторический метод. Выводы должны не зависеть от позиции исследователя. Такой подход он назвал позитивным. Соц. физика: применение метода эксперимента при изучение общества. В своей книге впервые употребил термин С. Делил. С. на 2 части:
1.Соц. статика - призвана изучать законы функционирования, условия существования соц. систем; анатомия общества. Общество определяет природу личности, а не индивиды создают общество. Соц. статическая должна описывать сферу взаимоот-ношений м/у соц. институтами. Конт выдел. 3 наиб. важных института:
а. семья (должна воспитывать философию воспитания молодого поколения в духе альтру-изма, это простейшая единица общества);
б. государство (блюститель общего порядка, выразитель общего духа, стоящий на страже соц. солидарности, борющегося против идеи разобщения);
в. религия это фундамент соц. порядка, на ней базируется подчинение государству);
2. Соц. динамика - призвана изучать законы развития соц. систем и их изменение.
Идея К.: характер общества и направление его развития на каждом историческом этапе определяет состоянием человеческих умов. К. считал, что европейское общество прошло 3 стадии исторического прогресса:
1. теологическая (древ-ность, раннее средневековье, до 13 в.) характерно господ-ство религиозного воззрения, наличие военных, тоталитарных режимов;
2. метафизическая (14-18 в.в.) разруше-ние неологизма, т.е. переход от старого к новому порядку, но возникли др. крайности: революция, анархические республики, демократия, либерализм;

3. позитивная (н. 19 в.) расцвет промышленности, науки, уход военного духа, милитарийского образа жизни, вместо аристократии приходит социокра-тия, возникла новая религия, религия с человечеством - позитивизм, с проповедью всеобщей любви.
Конт впервые обосновал необходимость к изучению общества. Показать возможность познания законов развития общества, обосновал закономерность развития общества.


5. Эволюционизм Г. Спенсера.
ГС был натуралистом, под влиянием теории Дарвина, теорию ГС называется эволюционной. В основном его взглядов лежали 2 исходных положения, связанных с Дарвинским учением:
1. понимание общества как соц. организма, подобно биолог. организму, подчиняется тем же законам развития. Положения аналогии общества и живых организмов (означает, что ГС сравнивал две эти сущности, что они подоб-ным образом развиваются)
а) общее: общество и организм отличаются от неорганической материи т.к. они оба растут и развиваются;
б) в обществе и в организме увеличение размеров означает их рост, диффузию, усложнение;
в) в обоих части целого взаимосвязаны и взаимозаме-няемы, изменение в одной части ведет к изменению в др. части;
г) в обоих дифференцирование в структуре сопровождается дифференцированием в свойствах, функционирования;
д) в обоих можно убить жизнь в целом, но отдельные части продолжают жить.
2. Учение о всеобщей эволюции, т.е. любое явление мира представляет собой часть общего процесса эволюции, т.к. существует только одна эволюция. Эволюция у ГС (все развивающая) - это переход вещества из состояния неопредел. безсвязн. однородно-сти в сост. определенной связной разнородности. 3 вида эволюции:
1. неорганическая (космос);
2. органическая (биология, психология);
3. надорганическая (моральная).
ГС классифицирует общества по степени их сложности. 4 типа общества:
1. простые (это самостоятельное целое, его части однородны и легко взаимозаменяемы, их взаимодействие осуществляется ради удовлетворения и достижения общих целей (общ-во кочевников));
2. сложное (здесь появляется соц. дифференцирования, которая исключает взаимокомпенсацию частей ? усиление взаимодействия ? увеличенную хрупкость, уязвимость общества, значит надо создать регулируемую систему, которая управляла бы этими частями (полуоседлое общество));
3. вдвойне сложное (3-чступенчатая иерархическая структура органи-зации (оседлое общество));
4. втройне сложное (в основе прогресса лежит соц. дифференцирования общества (все современные Спенсеру страны + древняя Мексика, Египет, Римская и Ассирийская империи).
Еще классифицируется общества (разграничение по общественной организации) на:
1. военное (характерна борьба за существование, в военных конфликтах, порабощения, истреб-ление побежденного, принудительное, силовой способ кооперации индивидов, индивид существует для государства, характерна единая система веры);
2. индустриальное (промышленная конкуренция, борьба в области интел-лекта, добровольная кооперация, многообразная систем веры, государство существует для блага индивида, а не наоборот).
ГС удалось разработать системный подход к изучению общества.



6. Социологизм Э. Дюргейма.
ЭД - основатель французской социологии школы. Руководитель журналом <Соц. ежегодник>. Теорию ЭД называется социологизмом. По ЭД соц. реальность включена в общий универсальный порядок и она столь же реальна, как и др. виды реальности (биологическая, психологическая, :) ? она развивается по тем же законам. Соц. реальность автономна, независима по отношению к индивидуальной реальности. Люди объеди-няясь в группы сразу начинают подчиняться нормам - коллективному сознанию, которое носит принудительный характер, заставляет действовать человека в соотношении с их содержанием. Общество создает индивидов. Цель соц. - исследование связей. Общество - это реальность особого рода, прочна как и природа, но общество не поддается манипулированию. ЭД видел в обществе сущность, которая взамен бога санкционирует моральные ценности и нормы (т.е. общество = бог). Рассмотрел общество, как сферу солидарности, сплочен-ности и согласия. Разделение общественного труда - сила объединения людей в обществе. Это профессиональная специализация, кооперация, это признак высоко-развитого общества. Проблема нормального и патологического в обществе, что к чему относить. По ЭД нормальными является все отправления соц. организма, который вытекают из условия его существования.


7. Понимающая соц. М. Вебера.
МВ считают создателем, понимающим социологию и теории соц. действия. Основа взглядов:
считает, что социологи должны сосредоточить внимание на выявлении смысла действия людей в их поведении, которое они сами вкладывают. С. - это наука об осмысленном соц. действии. Условия соц. действия:
а) действие субъект должен вкладывать в действие свой определенный смысл, т.е. это действие д.б. субъективно-мотивированным;
б) действие, поведение людей д.б. соотнесено (сориентированным) на действие или поведе-ние др. людей.
Соц. действие МВ разделял на 4 категории (в основе рациональность):
1) целерациональное, при нем действительный субъект однозначно осознает его цель, рационально соотнесенную с отчетливо осмыслен-ными действиями.
2) ценностно-рацональное, смысл которого не в достижении внешней цели, а в собственной вере действительного субъекта, в безусловной. ценность этого действия (долг, достоинство:) (религиозное);
3) аффективное (эмоциональное);
4) традиционное, основанное на подражании, соблюдении традиций, по привычке.
1 и 2 - это осознание соц. действия; 3 и 4 - здесь рациональность представлена слабо.
Центральное место у МВ занимает категория <идеальный тип> - это абстрактно-теоретическое выражение идеальной модели, эталона, образца общих рационально-ценност-ных установок соответствующей эпохи, служащих средством познания соц. реальности.
Проблема у МВ: социология политической власти. Теория <легитимности власти>. МВ. считает, что власть - это вечный компонент человеческого бытия. 3 типа лег. господства:
а) легальное господство (подчиняется не личности, а закону, целерациональное действие, индустриальное общество, Англия США);
б) традиционное (патриар-хальное) - господство обусловленное нравами, привычками к определенному поведению, верой в священность властей, верность господину;
в) харизматическое - подчиняет человеку, наделяя его харизмой, основывается на личной привязанности.


8. Макросоциологические теории.
Макросоциология - исследования направления, ориентируется на изучение крупных соц. процессов, анализ больших соц. групп и систем (общество, государство, цивилизация).
Структурный функционализм. Г. Спенсер сравни-вал общество с живым организмом, который состоит из разных частей (военной, политической, религиозной), каждая часть имеет свою функцию, одной части трудно заменить др. Далее развивает Э. Дюркгейм. Совершая убийства - позволяет людям выработать закон об карании этого деяния. Роберт Мертон и Толкот Парсонс (наиболее полно сформулировал функциональный взгляд на общество)
Общество - это система интегральных частей, это функциональная система, состоящая из структурных единиц, которые объединены не их взаимодействием, а их функциональной зависимостью. Ключ ко всей концепции Парсонса - категория равновесия. Общество может существовать только в равновесии, иначе дестабилизация и гибель. Равновесие в общество обеспечивает соц. действием. Соц. система сохраняет стабильность, т.к. имеет встроенные механизмы контроля. Дисфункции - явления ведущие к нарушению функционирования системы, это аномалия общественного организма. Реакция общества - борьба. Дисфункции укореняются и преодолевается сами собой. Для равновесия необходимо общественная целостность - это чувство единства, что общество является плотной тканью. Парсонс выделил универсалии в обществе: деньги, рыночные комплексы, правовая система, демократия.
Теория соц. конфликта. (критика на структуры функционирования) - основана на произведении Маркса, который считал, что классовый конфликт глубоко зарыт в недрах общ. Конфликт из-за раздела людей на классы (наёмные рабоч., капиталисты), они враждуют, этот конфликт движет историей. Ральф Дарендорф отрицал идею М., считает, что основа конфликта - это власть одних над другими. Выделил 5 положений теории конфликтов:
1) главная черта общества - господство, конфликт, подавление;
2) в основе соц. структуры лежит власть одних общественных групп над другими;
3) в каждой из групп людей объединяет. набор интересов;
4) когда люди осознают общие интересы, они могут их не осознавать, интересы членов одной гр. м.б. противопоставят интересам др. гр.;
5) классовый конфликт обостряется если:
а) власть сосредоточена в руках немногих, остальные лишены ее;
б) те, кто не имеет власть, лишены возможности её получить;
в) люди могут свободно объединяться в политические группы.
Льюис Козер: конфликт - это сугубо идейное (идеологическое) явление, столкновение интересов и ценностей, проявляющееся в идеологическом противоборстве сторон. К. считал, что конфликт необходим. Конфликт. - двигатель соц. процессов.


9. Микросоциологические теории.
Теории ориентированная на анализ соц. явления и процессов в отношении небольших соц. систем (семья, :), интересует межличностные отношения. <Назад к челу>.
Теория соц. обмена. (Джордж Хоманс, Питер Блау) - Исходное положение: людям необходимы многообразные. виды вознаграждений, получить которые они могут во взаимодействии друг с другом, люди вступают в соц. отношения, т.к. ожидают вознаграждения и продолжая эти отношения, получая то, к чему стремятся. Вознаграждение м.б. соц. одобрение, уважение, статус: 4 принципа поведения чела:
1. чем больше вознаграждение определит тип поведения, тем больше он повторяется;
2. если вознаграждение зависит от кого-либо условий, человек стремится воссоздать их;
3. если вознаграждение велико, чел стремится потратить все усилий для его получения;
4. когда потребность близка к насыщению, чел прилагает меньше усилий для ее удовлетворения.
Т. соц. обмена - синтез бихевиоризма и социологии. Представители объяснили отношение власти. Отношения людей м.б. неравными. Чел со средствами для удовлетворение потребных других, может испытывать их для приобретения власти над ними. Это возможно если:
1) нуждающиеся не располагают необходимостью средствами;
2) нуждающиеся не могут получить средства из других источников;
3) нуждающиеся хотят то в чем нуждаются, но не могут получить силой;
4) в системе ценностей не произойдет изменение, при которой нуждающиеся смогут обойтись без того что им нужно.
Символический интеракционизм.
Возникло в 20-х годах. Категория <символический> означает, что делается акцент в этой концепции на смысл, который. вкладывает субъекты, когда они вступают во взаимодействие (интерак-цию). Сторонники подхода считают, что люди не реагирующие на воздействие внешнего мира, а вместо этого они придают определенное значание получаемым стимулам и реагируют на эти значимые (символы: слова, знаки, движения тела), а не на сами стимулы. Родоначальник Джордж Мид: 3 основные посылки его концепции:
1) любое действие индивида происходит на основе того смысла, которым действием индивид вкладывает в него, т.е. действие чаще осмыслено, за актом поведения стоят символы;
2) эти символы появляются, только во взаимодействии людей, и в качестве зеркала в которое смотрится субъект выступят др. люди, их мнения;
3) люди во время действия толкуют себе значения символов, будто применяя их на себя.
Чел осваивает культуру ч/з систему символов, смысл которых является общим для всех членов общества. 2 основных символа - жест и язык. Жесты локальны. Обладание языком делает людей соц. Отношение людей проявляются ч/з интеракцию, ядро которого - это языковая: Общество - сумма межлично-стных взаимодействий. Личность - продукт соц. взаимодействия. <Я> - это то, как воспринимают в обществе.


10. Образование как социальный институт
Социология исследует образование как специфический социальный институт в его взаимодействии с ос-новными подсистемами общества - экономической, социальной, политической, духовной - и выясняет его роль в социализации лич-ности, в ее воспитании.
Социология образования выясняет место и роль образования в системе общественного воспроизводства, его взаимоотношения с экономическими, духовными, демографически-ми и другими общественными процессами, с динамикой социальной структуры общества и его культурой, определяет социальное по-ложение и общественную роль учителя (преподавателя) в обучении и воспитании подрастающего поколения.
На современном уровне своего развития социология исследу-ет образование в качестве многоуровневой системы, функциони-рующей в четырех основных и взаимосвязанных формах:
1) как процесс формирования у индивидов, включенных в то или иное звено образования (учащихся, студентов), системы знаний о мире, в котором они живут и действуют;
2) как процесс цивилизационно-культурных изменений обще-ственного сознания;
3) как мощный фактор социализации личности, ее воспитания;
4) как своеобразная феноменология личностного сознания, его развития и практической реализации.







11. Культура как объект социального познания
Сегодня культура - это убеждение ценности и выражающее их символы, которые являются общими для группы и служат упорядочению общества и регулированию поведения людей.
Тейлор (англ.) в 1871 г. предложил определение. Культура - некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верование, искусство, мораль, закон, обыщии и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком, как членом общества.
Границы понятия культура:
1. Культурное - это не природное, не естественное, а искусственное, созданное или освоенное людьми.
2. Культурное необходимо отличать от социального. Социальное - это форма и стр-ра общественных отношений людей. Культурное - это ценностно-смысловое содержание этих отношений.
3. Культурное - это всегда не индивидуальное в том смысле, что оно связано с общ-м взаимодействием людей.
Социологию культура интересует в 3-ёх основных аспектах:
1. Культура, как обще разделяемая система ценностей, норм, символов и знаний;
2. Культура, как основа социализации личности, т.е. как объект, усваиваемый человеком в процессе его жизнедеятельности;
3. Культура как-то, что передается людьми от поколения к поколению.
Таким образом, социологи изучают социальную культуру - эта система социально значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений, идей, верований и традиций, общих для людей, связанных определенным образом жизни, социально приобретаемых, передаваемых от поколения к поколению, и служащих упорядочению опыта и социальному регулированию в рамках всего общества или социальной группы.
Основные формы культуры.
В зависимости от того, кто создает культуру и каков её уровень, социологи различают 3 её формы:
1. Элитарную (высокую) - та культура, которая создается привилегированной частью общества либо по её заказу, профессиональными творцами. Искусство для искусства.
2. Народную - создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Её называют любительской, но не по уровню, а по происхождению.
Массовую - общедоступная культура, не выражающая изысканных вкусов и духовных поисков. Появилась в середине XX в.


12. Культура как система норм
Нормативная культура - это культура, указ-ая на стандарты правильного поведения. Нормативная культура представляет собой совок-ть соц-х норм. Социальные нормы - множество общепринятых шаблонов поведения, созд-х человеком как существом социальным для того, чтобы успешно сущ-ть в обществе и взаимодействовать с др. индивидами. Типы норм в порядке повышения значимости:
1) обычаи - постепенно формирующийся набор работоспособных образцов поведения, позволяющий членам общества лучше взаимод-ть с окр. средой и др. людьми. Новое поколение воспринимает обычаи путем бессознательного содержания, потом они становятся как само разумеющееся. Обычаи других народов нам не понятны и кажутся причудливыми.)
2) Нравственные нормы - это идеи о том, что мы должны совершать, а что нет, которым мы должны следовать, т.к. они счит-ся существенными для благополучия группы и их нельзя нарушать. Они сами не возникают, а появляются от группового решения, которые определяет какие действия нужны, а какие нет. Нравственные нормы передаются не как система выгод, а как система не зыблемых абсолютов.;
3) Институциональные нормы (это система обычаев и нравственных норм , касающихся очень важных моментов деятельности общества. Они тщательно разрабатываются и устанавливаются, а потом превращаются в формальные или неформальные кодексы следования им.
4) Законы - это усиленные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Закон эффективен только когда он соответствует нормам, которые следуют в обществе, он гармонирует с теми изменениями которые происходят в обществе.


13. Проявления культуры в жизни человека и общества
Роль культуры противоречива.
Плюсы: 1) Культура способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передачи поколениям в следующем. 2) Культура возвышает чела над миром животных. 3) Культура создает духовный мир. 4) Культура способствует человеческому общению.
Минусы: 1) С помощью нравов может закрепиться несправедливость, суеверие и бесчеловечное поведение. 2) Всё созданное для покорения природы м.б. применено для уничтожения людей.
Формы культуры: а) Этноцентризм - взгляд на общество, при котором определяемая группа считается центральной и все др. группы соотносятся и соизмеряются с ней.
"+": 1) Группа с явно выраженными проявлениями этноцентризма более жизнеспособна чем те, которая полностью терпимы к др. культурам и субкультурам; 2) Этноцентризм сплачивает группу, оправдывает жертвенность и мученичество во имя её благосостояния; 3) Это основные условие появления национального самосознания; 4) Этноцентризм полезен при конфликтах с др. группами с целью противостояния; 5) Этноцентризм дает ощущения удовлетворения и комфорта.
"-": 1) этоноцентризм играет консервативную роль (если наша культура лучшая в мире, то зачем еще что-то придумывать, совершенствовать, развивать); 2) этноцентризм м.б. инструментом действующим против изменений внутреннего устройства общества; 3) Этоноцентризм, может привести к шовинизму (восхваление своей группы), к расовому притеснению, геноциду, вооруженному столкновению и правовым нарушениям.
Этоцентризм не является универсалией, некоторой группы показывающей противоположность - ксеноцентризм (это когда члены группы ставят своё положение ниже др.)
б) Культурный релятивизм. - это подход к др. культурам, в рамках которой человеческие мысли и поступки следует рассматривать с т.з. стандартов того общества или группы, к которой они относятся, а не в соответствии с др. стандартами. Основой КР является убеждение, что члены одной группы не могут понять ценности и : др. группы, если они анализируют ее в свете своих рассуждений.
3 основные функции культуры: 1) Образовательная и воспитательная, т.е. культура формирует чела. Чел становится членом общества по мере его социализации, по мере того как изучает язык, обычаи. 2) Интегративная и дезинтегративная - культура сплачивает, объединяет людей. Но в то же время разъединяет др. группы, большие. 3) Регулирующая. Образцы, ценности и правила регулируют поведение людей, т.к. всё это предписания и запреты.


15. Понятие личности в социологии.
Социологию личность интересует с т.з. следующих вопросов:
1. человек, личность как важнейший элемент обществ. жизни.
2. механизм формирования личности различными соц. стр-ми.
3. механизм обр-го воздействия личности на соц. мир.
4. участие личности в изменении и развитии соц. отношений
Человек - это высшая ступень живых организмов на земле, субъект оществ-истор. деятельности культур.
Индивид (лат. неделимое) - отдельный человек среди других, элемент соц. общности, без учета соц. особенностей.
Индивидуальность - своеобразие чела, спецефическое, природное, соц., что отличает его от др.
Личность - соц. свойство индивида, это совокупность соц. значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия с др. людьми, делающих его субъектом познания, общения, труда.
Факторы влияющие на формирование личности:
а) биологическое наследие (беспомощность ребенка, секс в любое время, еда сон:). Отличает личность, не определяет ее (ферральные люди-маугли);
б) физическое окружение;
в) культура 2 уровня культурного опыта:
1) общекультурный опыт для всего человечества (то, что ребенок получает от родителей, язык);
2) освоенный (особые культурные образцы, которые др. культуры дать не могут);
Модальная личность - часто встречающийся тип личности, обладающий некот-ми особенностями, присущими к-ре общества в целом. Черты МЛ обусловлены не биологией, а отношениями, и приобретаются в процессе взаимод-я с др людьми.
г) групповой опыт (сначала чел ни фига не знает:, приобретает в процессе социализации);
д) уникальный индивидуальный опыт (у всех разный).


16. Структура и типы личности.
Социология личности - это отрасль знания социологии имеющая предметом изучения личность в качестве объекта и субъекта соц. отношений в пределах соц-исторического процесса ценностно-общественных систем на уровне взаимосвязи личности и соц общностей.
Индивид (лат. неделимое) - отдельный человек среди других, элемент соц. общности, без учета соц. особенностей.
Индивидуальность - своеобразие чела, специфическое, природное, соц-ое, что отличает его от других. Личность - соц. свойство индивида, это совокупность соц. значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия с др. людьми, делающих его субъектом познания, общения, труда. Факторы влияющие на формирование личности:
а) биологическое наследие (беспомощность ребенка, секс в любое время, еда сон:). Отличает личность, не определяет ее (ферральные, люди-маугли); б) физическое окружение; в) культура 2 уровня культурного опыта:
1) общекультурный опыт для всего человечества (то, что ребенок получает от родителей, язык);
2) освоенный (особые культурные образцы, которые др. культурыры дать не могут);
3) групповой опыт (сначала чел ни фига не знает:, приобретает в процессе социализации);
4) уникальный индивидуальный опыт (у всех разный).
Соц. структура личности - совокупность объективных и субъективных соц-х св-в индивида, кот. формируются и функционируют в процессе его разнообразной деятельности под влияние тех общностей, в кот. он входит.
Элемент соц. стр-ры личности:
- способ реализации деят. соц-х качеств, проявляющихся в образе жизни и таких видов деятельности, как трудовая, общ-политическая, культ-позновательная, семейно-бытовая.
- объективные соц-е потребности личности (получение образования, ведение семейной жизни).
- способность к творческой деят-ти, знания, навыки т д
- степень овладения культ-ми ценностями общества, т е духовный мир личности.
- нравственные нормы и принципы, кот. руководствуется личность.
Соц. структура личности постоянно изменяется, т к меняется соц. окружение (ближнее, дальнее) и личность получает новую инфу извне.
Подход к типологии личности Ризмена:
1. Традиционно-ориентированная личность (хар-на для небольших обществ с однообразными видами деят-ти, все ценности и повидение выводятся из традиций и счит-ся законными на их основании).
2. Внутрь-ориентированная личность (хар-на обостренная совестливость, целенаправленность).
3. Внешне - ориентированная личность (хар-на неуверенное осознание что правильно а что нет, более приспособлена к действиям др. людей).



17. Социализация личности
Соц-ция - осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида процесс как организованного (сис. образования и воспитания) так и стихийного (СМИ) возд-ия на него со стороны общ-ва и его структур, в рез-те кот. люди усваивают опред. сис. знаний ценностей и норм, накапливают соц. опыт жизнедеят-ти в конкретном общ-ве, в соц. группах и организациях и станов-ся личностями, полноправ. членами общ-ва.
Факторы влияющие на процесс соц-ции: 1) совокуп. соц. институтов, общ-ых организаций, соц. общностей, в пределах кот. индивид реализует опред. соц. роли и приобретает желаемые соц. статусы. 2) совокуп. ценностей, соц. норм, знаний, навыков, умений, качеств, кот. чел овладевает чтобы в соотв-ии с потребностями общ-ва вып-ть соотв. роли и поддерж-ть опред. статус. 3) совокуп. ролей, статусов, кот. общ-во предлагает челу (статус президента, политика: статус жреца). 4) хар-ер того общ-ва, тип, в кот. осущ-ся соц-ция. 5) конкретные события, происходящие с каждым челом в общ-ве вобще.
Механизм соц-ции. В этом процессе участв. 2 стороны: а) объект соц-ции - тот на кого направлен этот процесс (люди, группа людей); б) субъект соц-ции - тот кто осущ-ет этот процесс (отд. личности, агент соц-ции). Подразделяют агентов: первичной соц-ции - те агенты, с кот. мы общаемся непостред. (родители, друзья, родств.); и вторичной (сотрудники СМИ, универа, милиции).
2 вида соц-ии: а) первичная: связяна с прямым возд. на чела, его непосред-го окружения, т.е. агентов первич. соц-ии; ее роль велика на ранних этапах; б) вторичная: осущ-ся агентами 2-очной соц-ции в общей форме и опосредованно, ч/з соц. иституты; ее роль велика в зрелом возр-те.
Теории развития личности.
1) Герберт Мид: теория формирования индивидуальности
2) Жан Пиаже. Его теория имеет дело с когнитивным развитием


19. Социальный статус
Статус - определенная позиция в соц-й стр-ре группы или общества, связанная с др. позициями посредством системы прав и обязанностей. Человек может иметь несколько статусов.
Мертен: Статусный набор - совок-ть всех статусов, занимаемых данным индивидом. Главный статус - наиболее характерный для данного индивида статус, по кот-му выделяют его окр-е или с кот-м его отождествляют.
Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентация, мотивациях и т. д.).
Статусы делятся на:
1. Личный - положение, кот-е человек занимает в малой или первичной группе в завис-ти от того, как он оценивается по своим индивид-м качествам.
2. Социальный - положение человека, кот-е он автомотически занимает как представитель большой соц-й группы.
Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный - это статус, в кот-м человек рожден или кот-й назначается ему по прошествии времени.Индивид не имеет контроля над таким статусом, он занимает такую позицию независимо от своей воли. Приобретенный (достигнутый) статус - соц-е позиции, кот занимаются индивидом и закрепляются через его индивид-й выбор, собственные усилия и конкуренцию с др. индивидом (например, писатель, ученый, директор и т.д.).


20. Социальная роль
Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.
Ролевое обучение имеет 2 аспекта:
1. Необходимо научиться выполнять обязанности и осущ-ть права в соотв-вии с играемой ролью.
2. Необходимо приобрести установки, чувства и ожидания, соотв-щие данной роли.
Необходимость для успешного выполнения роли:
- она должна удовл. каким-л. Потребностям, соотв-м внутреннему миру.
- в процессе социальная роль д.б. принята как стоящая потраченного времени.
Ролевые характеристики:
1. Эмоциональность
2. Способ получения
3. Масштабность
4. Формализованность
5. Мотивация.
Ролевое напряжение - это трудности, при выполнении ролевых обязательств и несоотв-е внутренних установок личности требованиям роли. Оно возникает из-за неадекватной ролевой подготовки, множеств-ти играемых ролей.
Ролевой конфликт - это конф., связанный с выполнением инливидом одной или неск. ролей, кот. заключает в себе несовместимость, кофликтные обязанности и требования.
Типы ролевых конфликтов: между ролями, в пределах одной роли.
Ролевое напряжение м.б. снижено вследствии:
Рационализация ролей - один из способов защиты против болезненного восприятия личностью к-либо ситуации с помощью понятия, кот. для нее социально и персонально желательно.
Разделение ролей - снижение ролевого напряжения путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключение ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему требований данной роли.
Регулирование ролей - это формальная процедура, по средствам кот. индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной соц. роли.

22. Социальные общности
СО - это многочисленные объединение индивидов с одной или несколькими схожими хар-ми. Характеристики СО: бесструктурность, т.к. огромные по количествуву людей; организационная бесформенность; неустойчивость.
Типы СО: 1) ситуативно, возникшие общности - некоторое, неопределенное кол-во людей, сплоченных кратковременными, непродолжительными действиями (митинги, спорт:) 2) <организованные> - это общности, с продолжительными и устойчивыми связями, сплоченные единством, целенаправленной деятельностью, преследуются цели. Общность врачей, педагогов, партии:
По общности повидения:
1) Аудитория - соц-я общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором. К- это индивид или группа, обладающая информацией и доводящая ее до общности.
Хар-е черты:
- практически одностор-ее взаимод-е, слабая обратная связь.
- сложность и неоднородность образования.
2) толпа - временное собрание людей, объедин-х в замкнутом физическом пространстве, объедин-х общностью интересов.
Стр-ра толпы: лидеры, все остальные.
Хар-ки толпы: внушаемость, анонимность, спонтанность, неуязвимость.
Виды толпы в зав-ти от способа формирования:
- случайная.
- обусловленная - собрание людей заранее планирующееся и структурированное.
- экспрессивная - общность, кот организуется в целях личного удовольствия ее членов.
- действующая - общность с экстремальными типами поведения (сборище-эмоционально возбужд-я толпа, восставшая толпа-насильственный коллективный взрыв).
3) социальные круги - общности людей, созданные для обмена инфой между ее членами. Неустойчивое образование.Отбор по 2 критериям:
- общая заинтересованность.
- принадлежность к опред-й субкультуре.
Виды соц-х кругов: контактные, профессиональные, дружеские, статусные.


23. Социальные группы.
Соц. группы - совокупность индивидов, взаимод-х определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
Условия для того чтобы СО слало СГ: 1) наличия непосред-го взаимод-ия ? возрастает степень соц. контроля м/у членами. Для его осуществл-ия необх. степень кооперации и консолидации. 2) появление промеж. звена - квазигруппы (пример: люди на остановке; в очереди, а продавец отсутствует ? возник. дейс-ие чтобы вернуть продавца)
Квазигруппа - это появляющаяся непреднамеренно соц. группа в кот. отсутствуют устойчивые ожидания, а взаимод-ия м/у ее членами носят одностор. хар-ер. Отлич-ся спонтанностью возникновения и неустойчивостью. Может распадаться или превращаться в устойчивую СО. 3 вида квазигрупп: 1) аудитория - СО людей объединенная взаимод-ем с коммуникатором (индивид, СГ, кот. облад. инфой и доводят ее до окр-их; ораторы, СМИ) Черты: а) практически одностороннее взаимод-ие, слабая обратная связь с коммуникатором; б) сложность и неоднородность образования. Проблема возд-ия на аудиторию: 2) толпа - временное собрание людей, объединенных в замкнутом физ. простр-ве идентичными целями и интересами. Хар-ка толпы: внушаемость; анонимность; спонтанность (в манере поведения) неуязвимость (т.к. анонимно, то вне соц. контроля, то делают что хотят, снимают с себя ответств.) Виды толпы (в зав. от способа формирования и поведения): 1) случайная, наиб. неопред. структура, возник. на улице, объедин-ет незначит. цель или бесцельн. время препровожд.; 2) обусловленная - собрание людей заранее планир-ся и структур-ое, определено соц. нормами (шоу: на стадионе, в театре:) 3) экспрессивная - СО, кот. организ-ся в целях личного удовольствия ее членов. Активность людей явл-ся целью и результатом (религ. собр-е, дискотеки:) 4) действующая толпа - СО людей с экстрем-ми типами поведения. Черты: выдел-ют лидеров, агрессивн. дей-ия, есть объект на кот. направлены дей-я, узкаяцель дей-ий (линчующая толпа, восстание), более структурирована.
3) соц. круги - это СО наиб. близкие к группам, созданные с целью обмена инфой м/у ее членами. Они не ставят общих целей, не имеют руководящих органов. Разновидности СК: деловые круги, професс-лов, бизнес-ов. Виды СК: контактные круги - СО людей постоянно всреч. в автобусе, соревнованиях, быстро распад-ся; профессион. - (круги коллег) - созд-ся для обмена инфой искл. по професс. признакам, более устойчивы и чаще переходят в СГ (собрания); дружеские - это СО по обмену инфой возник-ие среди индивидов связ-ых: (компании, по переписке); статусные - люди имеющие одинак. соц. статус, принадлежность к одной субку-ре, явл-ся замкнутыми. Все круги имеют лидеров-мнения, влияют на тех, кто в них входит. В кругах формир-ся обществ. мнение. Соц. круги имеют тенденц. преобраз-ия в СГ. Квазигр. могут превращаться в СГ, если в ходе пост. взаимод-ия будет возр. степень соц. контроля м/у ее членами. С < численности СГ увел. соц контроль, т.к. > кол-во связей м/у ее членами. СГ - совокуп-ть индивидов взаимод-их опред. образом на осн. разделяемых ожиданий каждого члена группы в отнош. других. Условия, чтобы совокуп. людей называлась СГ: 1) наличие непосред. взаимод-ий м/у членами; 2) появление разделяемых ожиданий относ. др. ее членов.
Виды соц. групп:
1) по величине: малые(2-неск десятков) и большие (более 10 чел).
2) по характеру взаимоотношений:
а) первичные, в которых происходит первоначальная социализация индивида и отношения в которых носят интимный, личностный, неформальный характер, основная цель - общение (семья, компания);
б) вторичные, в которых соц. контакты и отношения м/у членами носят безличностный, односторонний, утилитарный характер, направлены на достижение общих целей и распадается при их отсутствии. Некоторые первичные группы обладают вторичными признаками и наоборот.
3) По способу и характеру организации:
а) формальные - где правила их организации, действия поведения членов устанавливаются, регламентируются, санкционируются, официальным образом соц. институтами;
хар-но: безличностн., договорной хар-ер взаимоотн-ий, общая цель (семья, бригада, состав кафедры) авторитет членов опред-ся занимаемой должн-ю, а не чловеч. отношениями;
б) неформальные - не имеют официальных регламентации, складываются на основании межличностных отношений, по их собственным интересам, отношения - личный характер, во главе неформальный лидер.
4) СГ делят (по принадлежности к ним индивидов) на:
а) аут группы - гр. по отношению к которой индивид не ощущает чувство принадлежности. Это др. семьи, др. команды, группы кумиров.
б) ин группы - гр., в которых индивид чувствует идентичность, принадлежность.
5) референтные гр. - это реальная или условная СО, с которой индивид соотносит себя как с эталоном на мнения, нормы, ценности, оценки, которой он ориентируется.


25. Социальное действие
СД - это мельчайшая частица. Структура СД: 1) дествующее лицо; 2) потребность в активизации поведения; 3) цель действия; 4) метод действия; 5) другое действ. лицо, на кот. направлено действие; 6) результат действия; 7) внешнее окружение действ-го лица или ситуация.
Опр. СД - это действие чела, кот. имеет для него субъективный смысл в плане разрешения жизненных проблем и противоречий и сознательно ориентированно на ответное поведение др. людей.
СД д.б. рациональным (осознанным) сориентировано на действие др. людей (отд. лица, знакомые и нет, близкие:) СД не м.б. социальным, если оно не относится к соц.-дух-му, например изготовление орудий труда, рыбная ловля - не СД, однотипные действия - не СД.
Виды СД (Макс Вебер): 1) целенаправленное - в его основе лежит ожидание действия от других; 2) ценностно-рациональное - основано на вере в безусловные убеждения (религия); 3) аффективное (эмоц.) - обусловлено аффектами индивида; 4) традиционное - основано на длительной привычке. 1) и 2) - чисто социальные, 3) - не соц., 4) - на грани м/у соц. и несоц.
На практике СД - это частично осознанные поступки, кот. преследуют более/менее ясные цели. Поведение чела зависит от статуса, кот. имеет в обществе (теория Парсонсона).


26. Социальные взаимодействия и соц. отношения
СВ - это СД выражающее зависимость и совместимость людей или их групп. СВ включает в себя 1) субъекты этой взаимосвязи. 2) предмет этой связи, кот. характеризует её содержание. 3) механизм осуществления связи и её сознательное регулирование. СВ может выражаться в 2-х формах а) соц. контакты - это внешние, неглубокие, поверхностные, мимолетные связи людей единичного или многократного характера не оказывает существенного влияния на их жизнь и деятельность. Типы соц. контактов: 1) пространственные соц. контакты (опосредованные: поведение чела изменится в силу предположения о наличии где-то др. людей; и визуальное) Т.о., зная где и сколько людей чел решает что-то делать, определяет поведение. 2) контакт заинтересованности - выбор соц. объекта, обладающего определенными ценностями или чертами соответственного потребностям данного индивида. 3) контакт обмена - это специфический вид СВ, в кот. индивиды обмениваются ценностями не имея стремления изменить поведение др. индивидов (т.е. внимание концентрируется на предмете, а не на индивиде. Напр. покупка газеты, билета:);
б) соц. взаимодействие (СВд)- это система взаимообусловленных соц. действий связанных циклической причинной зависимостью, при котором действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий др. субъектов. Большую роль в осуществлении СВд играет система взаимных ожиданий предъявляемых индивидами и соц. группами др. другу перед совершением соц. действия. Это значит то, что встречаясь с незнакомым мы представляем как он будет вести себя, ждем от него некоторого действия. Если характер этих действий не нравится, то взаимодействие может сразу прекратиться и наоборот. 2 общих вида СВд: а) сотрудничество - взаимосвязанные действия индивидов, направленное на достижение общих целей с обоюдной выгодой;
б) соперничество (конкуренция) - попытки отстранения, опережения, подавления соперника, стремящегося к идентичным целям.
В рамках СВд-ий возникают различные соц. отношения. СО - это устойчивые СВ, которые на основе их рационально - чувствительного восприятия, взаимодействующими индивидами, приобретают определенную специфическую форму, для которой характерно соответствующее поведение, взаимодействующих индивидов. Особую роль играет чувство людей. СО делятся на: а) односторонние (при них участники вкладывают, различают смысл, во взаимодействиях);
б) взаимное (дружбы, любви, взаимного общения, т.е. вкладывают один смысл). Основой СО является ценности. А ценности - это целевое, желательное событие. Ценности благосостояния: здоровье, безопасность, богатство, услуги, просвещенность. Правовыми ценностями: власть, уважение, престиж, любовь.
Социальные отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения - это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Социальные отношения - это сложная система, которая состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера зависимостей. "производственные отношения" - cложная объективная и независимая от индивида система зависимостей, в которую он попадает в процессе основанного на разделении труда производства. Социальные отношения могут возникать и между людьми, которые контактируют только опосредованно, даже не зная о существовании друг друга, в данном случае взаимодействия между ними будут осуществляться не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения, а за счет институциональных учреждений более широких общностей. Поэтому под социальными отношениями мы может подразумевать широкий круг социальных систем. Это может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между двумя предприятиями, и союз двух государств и т.д. В данной системе можно выделить следующие элементы: - субъекты связи - два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа; - связующее их звено, которым может быть какой-нибудь предмет, интерес, общая ценность, создающие основу отношения; - определенная система обязанностей и долженствовании или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу. Благодаря отношениям люди объединяются в различные совокупности. Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.



27.Соц. конфликт
СК - попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления, уничтожение противника, стремятся достичь того же вознаграждения. Механизм возникновения СК: истоки необходимо искать в структуре потребностей, набор которых специфичен для каждой личности или соц. группы.
Поведение чела - это ряд элементарных актов. Схема поведенческого акта: начало ? блокируемая ситуация ? конец (консумация) (или м.б. начало ? конец). Начало: нарушение равновесия в связи с появлением потребностей и значимых для индивида целей. Конец: восстановление равновесия и достижение целей. Блокируемая ситуация: любое вмешательство или обстоятельство создающее преграду, перерыв в намеченном, начавшемся действии, требуется переоценка целей, ситуация замешательства.
Встреча с непреодолимым затруднением к удовлетворению потребностей м.б. отнесена к фрустрации - психическое состояние, возникающее в условиях разочарования, неосуществления целей или потребностей.
Для возникновения СК необходимо 2 условия:
1) фрустрация, причиной которой является поведение людей;
2) ответная реакция на агрессивное соц. действие.
Классификация конфликтов (в зав. от зоны разногласия): 1) личностный - конфликт внутри личности на уровне индивидного сознания, психологического конфликта; 2) межличностный - разногласия м/у 2 или более членами одной или нескольких групп. Может перерасти в более жесткий, ? 3) межгрупповой - некоторое число индивидов, образующих соц. группу вступают в конфликт с группой, не включающий в себя индивидов из 1-ой гр.; 4) конфликт принадлежности - в силу двойной принадлежности индивидов (например: 2 конкурирующие группы за одну цель, или одна малая группа входит в большую гр.); 5) конфликт с внешней средой - когда индивиды в группе испытывают давление извне (нормы, предписания, частный предприниматели и государство).
Стадии протекания конфликта: 1) предконфликтная стадия: объект - причина конфликта. Стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на ответные действия или отступить, консолидация сил, ищут пути достижения своих целей при помощи избежания фрустрации. Период идентификации - поиск тех, кто мешает удовлетворять потребностей и против кого следует применять агрессию соц. действия. Оформляют свои стратегии, формируют цели, способы воздействия, проводят разведку: 2) непосредственный конфликт - наличие инцидента, т.е. соц. действий направлен на изменение поведения соперников.
Действия 2-х видов:
а) рациональное-сфера разумного соперничества.
б) эмоциональное-агрессия переносится с причины конфликта на личность.
3) стадия разрешения конфликта - завершение инцедента, а не временное его прекращение, кот. возможно при изменении конфликтной ситуации.


29. Соц. стратификация
Это процесс и результат дифференцирования общества на различные соц. группы (слои, страты) отличаются по своему общественному статусу. Критерии подразделения общества на страты(основные): 1) престиж профессии; 2) уровень дохода; 3) отношение к политической власти; 4) уровень образования.
В силу их люди располагаются иерархически в обществе. СС в современном обществе считается нормой, она поддерживается соц. институтами. СС ? соц. дифференцирования.
Индустриальное общество делят на классы:
а) высший (крупные собственники, видные политики, менеджеры);

б) средний (представители ср. бизнеса, инженерно-технические работники, служащие);
в) низший (промышленные, наемные рабочие).
В основе такого деления: характер производства и распределения благ. Средний класс составляет от ? до 2/3 населения страны. В нем больше работает по найму. Класс (сегодня) - это более или менее крупные и однородные соц. группы объединенные внутри себя с принципиально общим соц.-экономическим и политическим статусом и качественно отличающиеся по такому статусу, измеряемому типом профессии, степенью и формами участия во власти, уровнем дохода и образования.
Теория стратификации Дэвиса и Мура. Сущность: каждое общество должно решать проблему размещения и мотивации индивидов в соц. структуре (распределить каждого на свое место). Соц. порядок в современном обществе основан на распределении индивидов по соц. статусам в соответствии с их функциями, возможностями. Современное общество побуждает индивидов выполнять соц. роли соотносящие данным статусам. Общество может избрать 2 пути мотивации для наилучшего исполнения соц. ролей (мотивировать=заинтересовать): 1) конкурентная система, направлена на мобилизацию индивидов в отношении достижения наиболее привлекательного статуса; 2) неконурирующие системы в отношении достижения статуса, больше внимания уделяется к мотивации, к выполнению функций обязанностей. Для осуществления распределения по соц. статусам реализуетсяся практика вознаграждения, которая используется как для побуждения исполнения соц. ролей, так и поддержания соц. статусов. Вознаграждения должны распределяться дифференцировано, по статусам. По Дэвису и Муру у некоторой соц. позиций более высокий ранг т.к. они имеют функциональную значимость или важность для общества, требуют больших способностей и лучшей подготовки. Напр. ценят статусы управляющих и политических деятелей. Однако ценится и труд специалистов, экспертов, это вознаграждаемые статусы, к ним жесткие требования. Есть трудно заполняемые статусы - это функционально незначимые, но высоко вознаграждаемые. Индивиды не желают заполнять их в силу сложности, непривлекательности деятельности, опасности. Неравенство и статусное распределение в обществе основаны на функциональной значимости данного статуса, на требованиях к исполнению роли и трудности заполнения соц. статуса функционально необходимого для общества. Минусы теории: игнорирования фактора власти, он важен для тех структур, которые не исповедуют принципов демократии.


30. Соц. мобильность
Это перемещение личности или соц. группы из одного соц. страта (класса, слоя) в др. Это изменение места соц. субъекта в соц. структуре. Понятие ввел Питерим Сорокин. Он включал в СМ 3 критерия: 1) перемещение индивидов из одной группы в др.; 2)исчезновение одних и появление др.; 3) исчезновение целой совокупности групп и их замена другими. Причина СМ: осуществление в обществе принципа распределения благ пропорционально заслугам каждого его члена.
Выделяют 2 вида СМ: а) вертикальное (повышение или понижение соц. статуса); б) горизонтальное (переход в рамках одного и того же уровня, изменение гражданства, места жительства, на др. работу, новые семьи).
Характеристики соц-й мобильности:
- скорость м. - вертикальная соц-я дистанция или число страт, кот проходит индивид, его движение вверх или вниз за промежуток времени.
- интенсивность - число индивидов, меняющих соц. позиции в вертикальном или гориз-м направлении за промежуток времени.
Маргинальность - будучи неспособными адаптироваться в чужой культуре индивид может испытывать серьезные психологические затруднения. Маргиналы - индивид, утративший свой старый статус, лишенный возможности заниматься привычной деят-тью и оказавшийся неспособным адаптироваться к новой соц-культ среде(страты), в рамках кот-й он формально существует.


31. Социальные институты.
СИ - система ролей, статусов и санкций, которые являются наиболее сложными и важными для общества, видами социальных связей. Именно СИ поддерживают совместною кооператорскую деятельность в организациях, определенные, устойчивые образцы поведения, идей, стимулы.
Основные Институты:
1. Семья и брак;
2. Политические;
3. Экономические;
4. Образовательные;
5. Религия;
6. Институт науки.
Социальную группу нельзя путать с СИ: группа - совокупность взаимодействия индивидов, а институт - система социальных связей и совокупность социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности.
Институализация - процесс образования социального института.
Этапы институализации:
1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2. Формирование общих целей;
3. Проявление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемых методом проб и ошибок;
4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами;
5. Институализация норм, правил и процедур, принятие и практическое применнение;
6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил;
7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.
Институализация - процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведения их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой социальной потребности.
Признаки СИ:
1. Установки и образцы поведения;
2. Символические культурные признаки;
3. Утилитарные, культурные черты;
4. Кодекс устный и письменный;
5. Идеология.
Ф-ции СИ:
1. Закрепление и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой норм и правил поведения, которые закреплены и стандартизируют поведение членов института, делая его предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института.
2. Регулятивная. Обеспечивает регулирование отношений между членами общества, путем выработки шаблона поведения.
3. Интегративная. Включает в себя процесс сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов института.
4. Транслирующая. Общество не может развивать бес передачи социального опыта. В социальных институтах передача происходит путем расширения социальных границ института либо же путем смены поколения.
5. Коммуникативная. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри него, так и вне него (между институтами).
СИ выполняют латентные (скрытые), функции - функции, которые находятся вне не посредственных целей человека и не запланирована за ранее.


32. Соц. контроль
Картину соц. порядка можно увидеть в суете большого города. Все индивиды знают, что от них требуется. Это контролируется определенной системой. Она требует от индивидов обязанностей и дает права.
СК - это совокупность норм и ценностей общества (СГ), их санкций, призванных гарантировать конформное (соответствие нормам, ценностям, ролям) поведение своих членов.
Логика построения системы СК: чем больше поведение касается общности или группы как целого, чем больше оно способно угрожать существованию группы или общества, или чем больше контролируемое действие необходимо для жизни общества или группы, тем сильнее д.б. контроль со стороны целого, за такими действиями.
Формы СК: 1) (примитивная) привычка - установленный способ поведения в определенных ситуациях, можно изменять. 2) обычай - установить способ поведения, но такой, с которым группа связанна определенными моральными оценками, нарушение которых вызывает негативные - санкции. 3) (самая эффективная) санкции - реакция группы или общности на поведения индивида в соц.-значимых ситуациях, м.б. правовые, религиозные. Градация санкций по логике возрастного эффекта действия: а) неформальные позитивные санкции (выражение уважения, почета, дружеская похвала, комплементы, улыбка, отзывы:) б) формальные позитивные (публичное одобрение со стороны общества, вручение грамот, денежных премий, ордена, медали); в) неформальные, негативные санкции (отказ поддержать дружеские отношения, огорчение, насмешка, клевета, слухи, жалобы); г) формальные негативные (законные штрафы, арест, тюрьма, лишенее прав, и все пр. по закону). Каждое общество вырабатывает систему :: - это формальные и неформальные способы обнаружения нежелательных поступков и поведения. Они представлены определенными СИ.
Способы реализации СК: 1) ч/з социализацию, т.е. некую роли, чаще мы усваиваем еще в детстве, социализация формирует наши привычки, облегчает разрешение трудностей. 2) ч/з групповое давление. Изгнание из группы, замечания со стороны других. К лидерам применяются иные способы группового давления. Лидер имеет в качестве своей обязанности изменение старых норм и введение новых, за это получает кредит доверия, чем выше сплоченность группы, тем выше групповой СК. 3) ч/з принуждение. В традиционных обществах поведение контролируется ч/з неформальный групповой контроль, а в сложных - формальный, который развивается.
При наличии высокой численности населения и сложной культуры, начинает применятся вторичный групповой контроль, форматизированный контроль, насильственные регуляторы.


33 Социальная динамика. Эволюция и революция в общественном развитии
Общество может развиваться как по восходящей, так и по нисходящей линии, или же развитие происходит на одном уровне, циклически повторяясь через определенные промежутки времени. В ходе общественного развития имеют место как прогрессивные, так и регрессивные события и процессы. Прогресс - переход на новую качественно более высокую ступень развития. Понятие прогресса дополняется противоположной категорией - понятием регресса, обозначающим упадок, гибель, разложение, попятное движение от высшего к низшему, деградацию и т.д. Регресс, как и прогресс, может осуществляться медленно, плавно, занимая большие исторические интервалы, а может иметь и быстрый, взрывной, обвальный характер, резко изменяя судьбы людей в рамках даже одного поколения. Так как вопрос о прогрессе и регрессе тесно переплетается с политическими идеалами, очень часто одни и те же социальные явления оценивались прямо противоположным образом. Понятие развития выступает как универсальная категория, вбирающая в себя все оттенки динамически изменяющихся систем в природе. Существенно различались теоретические представления о механизме социального развития, процессах его осуществления.


34. Основные понятия социологии семьи и брака
Семья - это малая группа основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями, детьми и др. родственниками. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целевую устоявшуюся форму половых отношений. Как правило, семья состоит из супружеской пары. Но существуют семьи, в которых супруги ведут общее хозяйства, но юридически не узаконивают свои отношения. По наблюдениям социологов, такая модель семьи очень популярна на Западе.
Семьи делятся на нуклеарные (состоят из родителей и детей) и расширенные (родители, дети, родители родителей, и др. родственники). Также семьи делятся на традиционные (это такая модель семьи, в которой под одной крышей живет 3 поколения и роль лидера представляется старшему мужчине, женщина-хозяйка, мужчина-кормилец); нетрадиционная (похожа на традиционную, женщина на равне с мужчиной, только на неё ещё ложатся домашние заботы); эгалитарная семья (существует равноправное разделение обязанностей, взаимозаменяемость, совместное решение всех проблем)
Браки делятся на моногамные и полигамные (полигамия (м мн. ж) и полиандрия (ж и мн. м)).Матрилинейные и матрилинейные (унаследование фамилии, наследства и т.д.). Матриархальные, патриархальные и семьи с партнерскими отношениями. Матрилокальные и патрилокальные (зависимости от того, где остаются жить). Но социологи выделяют унилокальные (у одних из родителей) и нелокальные (отдельно).
Функции семьи: биологическая (воспроизведение нового поколения), воспитательная, экономическая (эконом поддержка нетрудоспособных и несовершеннолетних членов общества), сфера первичного соц. контроля, сфера духовного общения, сексуальная, досуговая.

35. Сущность и виды ПСИ.

Сущность - сбор информации. Мотивы - располагать как можно более актуальной, обширной, содержательной информацией, отражающей те стороны и нюансы жизнедеятельности общества, что подчас скрыто от внешнего глаза, но которые следует учитывать в социальной практике.
Виды: в зависимости от глубины анализа предмета исследования:
- пилотажное - первый этап проведения любого СИ, предназначен для проверки качества основного исследования, уточняются задачи;
- описательное - более сложное.
Здесь предполагается получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Здесь не выполняется причинно-следственная связь, только описание.



36. Программа соц. исследования
ПСИ - это основной этап состоящий из 2 частей: методологическая (формулировка и обоснование проблемы, указание цели и задач, определение цели и объекта исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез), методическая (определение обследуемой совокупности - это все те люди, которые участвуют в исследовании, характеристика используемых методов сбора первичной СИ, логическая структура инструментария для этого сбора, логические схемы обработки полученной инфы). Методологическая часть проги СИ.
1. Формулировка и обоснование проблемы. Соц. проблема - это порожденная жизнью общества противоречивая, нерешенная соц. ситуация, требующая решения. Это осознанное противоречие м/у знанием и незнанием. Нельзя при постановке и решении проблемы смешивать общетеоретические и практические знания. Классификация проблем: гносеологическая (наука о познании);
предметные (проблемы связанные с реактивными противоречиями).
по носителям: семейные, демографические, стратификационные (разделение на разные слои).
по масштабам: глобальные, региональные;
по времени: краткосрочные, среднесрочные.
2. Определение объекта исследования (ОИ). ОИ - это область соц. действительности (соц. институты, группы, процессы), которые содержат определенные соц. противоречия и на которые направлен процесс научного познания. ОИ - это люди. Объект - это ещё и деятельность людей, занимающих определенное соц. положение. При описали ОИ должны учитываться пространственные принадлежности, соц. положения (слои населения).
3. Определение предмета СИ. Это наиболее существенные стороны, средства, отношения объекта, познание которого необходимо для разрешения соц. проблем. В предмете должны содержаться те стороны объекта, которые полностью характеризуют противоречия, возникшие в нём. Предмет является основным объектом исследования.
4. Определение целей и задач СИ. Цели м.б. различаться, зависят от проблемы.
3 основные цели, которые есть в любом исследовании: а) получение свежей инфы; б) поиск алгоритмов решений тех или иных соц. проблем; в) выработка практической рекомендаций. Задачи СИ - это содержательно-организационная организация поставленных целей. Они подчинены цели. Они оприрают средства достижения цели. Они м.б. основные (направленные на решение проблемы в целом) и дополнительные (направленные на изучение отдельных сторон проблемы).
5. Формулировка гипотез.
6. Логический анализ проблемы.
7. Выборка в СИ.



37. Выборочный метод в СИ.
- Это метод получения инфы., основанный на изучении небольшой части (выборочной совокупности - определяет число элементов генеральной совокупности отобранных по строгому правилу, это микромодель генеральной совокупности) потенциальной совокупности объектов (генеральной совокупно-сти), выводы которой затем распространяются на всю совокупность объектов. Проектирование выборки включает: 1) определенные границ и состава генеральной совокупности (сплошное или выборочное исследование); 2) определение типа выборки (случайная, квотная, гнездовая, простая или многоступенчатая); 3) определение объема выборки; 4) расчет предельной ошибки выборки (репрезентативности); 5) определение технологии отбора объектов.
Репрезентативность (представи-тельность) - свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности. А различие этих характеристик называется ошибкой репрезентации. Генеральная совокупность - это множество соц. объектов, определенны в проге СИ, которые локализованы территорией и во времени, на которой распространенны результаты иследований. Квотная выборка - это отбор людей с конкретными характерами в соответствии с заданными пропорциями. Эти характеристики называются квоты (возраст, доход, национальность, пол, уровень образования). Ее (+): оперативная, экономическая времени, средств, минимальная трудоемкость, (-): необходимые детали знания изучаемой совокупности.
Случайная (вероятностная) - отбор людей на основании статистической случайности, которая обеспечивает равные возможности людей попасть в число опраши-ваемых. (+): объективность, возможность исполнения методов математической вероятности; (-): сложность процедуры отбора.


38. Метод опроса в социологии
Анкетный опрос, как метод сбора соц. инфы.
М.б. групповым (опрос в организациях) и индивидуальным. (+): дает массовую представительную картину об изучаемом явлении, инфа собирает за короткий срок, м.б. проведено людьми без специфической квалификации, респондент выбирает скорость заполнения анкеты, отсутствие интервью. А - это вид соц. инструментария, который представляет собой совокупность структурированных определенным образом, логически связанных м/у собой, связанных с задачами, целями СИ.
Формы вопросов: 1) открытый вопрос - предоставляет респонденту возможность свободно формулировать ответ, охватывая обширную область; 2) закрытый вопрос - область поисков на него ответы жестко определена, т.к. даны варианты ответа; 3) полузакрытые - дают респонденту возможность выбрать ответ и добавить свой вариант ответа.
Разновидности вопросов (по предметному содержанию):
1) прямой - не содержит скрытого смысла, ответ также интерпретируется без скрытого смысла;
2) проективные - направлены на изучение реального поведения, ч/з призму искусственных ситуации (как поступить в данной ситуации?);
3) трюковые (вопросы-ловушки) - позволяют определить искренность, правдивость респондента (спрашивают о не существующих вещах);
4) вопросы дихотомии - с вариантами ответа <да> или <нет> (<затрудняюсь>:);
5) контрольные - проверка устойчивости, правдивости, достоверности ответов (спрашивают о реальных вещах);
6) закрытый вопрос табличного типа (вопрос-<кафетерий>);
7) вопрос на информированность: истинно или неистинность;
8) тест <незаконное предложение>: есть часть вопроса, необходимо дописать;
9) демографический вопрос (паспортистка) - связанный с определение пола, возраста, уровня образов:
10) Шкала измерения: это измерительная часть инструмента, описанная внешними признаки измеряемых соц. средств. Эти признаки находятся на различных позициях в шкале.
11) Типы шкалы: 1) номинальная (неупорядоченная) - наименование состоящее из перечня, т.е. вопрос и варианты ответов. 2) порядковая, ранговая - упорядочивания проявления изучаемых свойств в определенном порядке (очень хорошо, хорошо, нормально, не плохо, плохо); 3) интервальная (метрическая) - шкала разности интервалов м/у порядочными проявлениями изучаемого соц. явления (вопрос и оценка по 10-бальной системе чего-либо).
Интервью в СИ. - Это направленная беседа исследователя с объектом исследования. Это определенный набор вопросов. Но более гибкий, чем в анкете. Типы И: 1) формализованное - при нем вопросы задаются по заранее подготовленному вопроснику, не допускается изменений формулировки и порядка вопросов (самый простой); 2) фокусированное - задаются вопросы (заранее заготовленные) и дополнительные, цель: сбор мнений, оценок, респондентов знакомят с темой, можно менять формулировку, последовательность. 3) свободное интервью - свободный диалог по свободной теме (минимальная стандартизация), без подготовленных вопросов, определяется только тема.
Виды опросов:
Анкетирование
Интервью
Экспертный опрос
Социометрический опрос
Социологическое тестирование
Формы опросов
контактный
почтовый
телефонный
прессовый
По месту проведения различают
опросы по месту работы
опросы по месту жительства
опрос целевых аудиторий
Фазы опроса
Адаптация
Сбор основной информации
Завершение опроса
Классификация вопросов
По содержанию
о событиях и фактах
о мотивах, оценках, мнениях
По форме
прямые
косвенные
По структуре
открытые
закрытые
По функциям
основные
фильтрующие
контрольные


39. Метод анализа документов

Документ - это созданный челом предмет, для передачи и хранения инфы. Это любая образная, знаковая инфа на материальном носителе.
Классификация документов:
1) по форме фиксации содержания: а) письменные (вербальные: книги, пресса - фиксированные при помощи слов; статистические: цифровые, таблицы:); б) фонетические: рассчитаны на слуховое восприятие (кассеты,:,радио эфир); в) фотографические (картины, фото, кино:);
2) по статусу источника: а) личные (письма, дневники, семейный альбом) - создаются частными лицами по их собственному желанию; б) официальные (приказы, доклады, переписка:).
Отбор документов для СИ осуществляется группой экспертов-социологов, они решают какие доки для чего использовать.
Методы анализа документов: 1) неформализованный (качественный) - чтение док-та, логическое понимание (синтез, анализ), внешний анализ (анализ структуры, специфики), внутренний анализ (жанр, почему так написан, язык, автор). (-): субъективизм исследователя накладывает:; 2) формализованный (конвент-анализ): суть сводится к тому, чтобы найти и списать для подсчета такие признаки документа, которые отражали бы наиболее существенные стороны его содержания.
Процедура А: 1 этап: определение предметов (признаков, свойств инфы) анализа документа, которые могут характеризовать:; 2 - выделение в тексте инфы смысловых единиц инфы: слова, фразы, высказывания, любая знаковая инфа (сколько раз что-либо повторяется:); 3- процедурный подсчет употребления единиц инфы; 4- установление соотношений различных элементов друг с другом, общим смыслом:


40. Метод наблюдения
(Полевое исследование) это непоср. регистрация очевидцем происходящих событий. Метод сбора первичных эмперич. данных закл. в преднамеренном, систематическом, целенаправл. восприятии и регистрации соц. фактов подтверг-ся контролю и регистрации. Осн. (+): осущ-ся непосред. личный контакт социолога с объектом изучения, что позвол. непосред. региср-ть явления при их появлении. (-): наблюдения локализованы. Классифик. наблюдений: 1) по степени формализованности: структурированное (это набл. когда исслед-ль располаг. достаточ. инфой об объекте и заранее опред. элементы и значимые моменты в набл-ии, составл-ся подробный план инструкции по набл.), не структурир-ое (при отсутствии четких гипотез, набл-ся объект в целом, а не его отд. элем-ты, когда объект мало изучен); 2) в завис-ти от положения наблюдателя: включенное набл. (исслед-ль живет или работает среди тех, чью ку-ру, нравы он изуч-ет. (+): дает возм-ть детального изуч. стиля жизни; выясняет новые сенсац-ые факты; (-): необходим поиск индивид-го подхода к тому, кого изуч-ют); не включенное (иссл-ль выполняет лишь фу-ию наблюдателя не взаимод-уя с участниками, оставаясь вне поля их зрения). 3) по упорядоченности: случайное (исслед-ся заранее незапланиров. явление, неожид. ситуация), систематическое (проводится регулярно в течении нек. времени, четко разраб-ая методика и деят-ть иссл-ля); 4) по условиям организации: полевое (набл. реал. жизниненной ситуации), лабораторное (условия окр. среды определ-ся иссл-лем) (-): невозможность повторного исслед-ия.


41. Эксперимент в социологии.
Экспер-т проводят в относ. однородн. усл-ях, с небольш. группами обследуемых. Объект, с пом. кот. он проводиться выступает как ср-во для создания эксперим-ой ситуации. В экспер-те иссл-ль имеет достаточно больш. свободу выбора эксперим-ых групп, и придерж-ся определ-ых критериев выбора (хар-ки самого объекта, устойчивость или изменение кот. предусмотрено требованиями и условиями экспер-та). Логика эксперимента: в выборе нек. экспер-ной группы (или групп) и помещение её в необычную (эксперим-ую) ситуацию (под возд-ием опред-го фактора), чтобы проследить направление, величину изменения интересующих иссл-ля хар-ик (наз. контрольными). Успех экспер-та: от создания соотв-их условий: а) в качестве контрольных выбир-ся хар-ки, самые важные с т.з. изуч-ой проблемы; б) измен. контрольных хар-ик должно зависеть от тех хар-ик эксперим-ой группы, кот. вводятся или измен-ся самим иссл-лем; в) на протекание экспер-та не должны оказывать возд-ие явления, кот. не относ. к экспер-ой ситуации, но способны изменить её сост. Виды эксперимента и методы отбора экспер-ого отбора групп. Различ. по хар-ру эксперим-ой ситуации (на <полевые>: объект иссл-ния нах-ся в естеств. условиях своего функц-ия; и лабораторные: эксперим-ая ситуация, или сами эксперим-ые группы формируются искусственно, поэтому члены группы м.б. осведомлены об эксперименте.) и по логич-ой структуре доказ-ва гипотез (линейный и параллельный эксперименты: а) линейный эксперимент отлич. тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющейся контрольной (её первоначальное состояние) и экспериментальной (её состояние после изменения каких-либо её хар-ик). Т.е. ещё до начала эксперимента чётко фиксируются все контрольные, факторные и нейтр-ые хар-ки изучаемого объекта. б) в параллельном эксперименте одноврем. участвуют две группы: контрольная и экспер-ая. Хар-ки контрольной группы остаются пост. в течение всего периода, а экспер-ой - изменяются.) Метод попарного отбора исп-ся в параллельном эксперименте. Суть: из генер. совокуп-ти выбир-ся 2 группы т.о., чтобы они были идентичны по нейтральным и контрольным, но различались по факторным хар-кам. Для обеих групп одинаковые условия, а ч/з нек. время замеряется эффект эксперимента, фиксир. и сравнив. параметры контрольных признаков в обеих группах. Подготовка и проведение экспер-та предполаг. решение вопросов: 1) Опред. цели экспер-та; 2)Выбор объекта, используемого в качестве эксперим-ой группы; 3)Выделение предмета экспер-та; 4)Выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков; 5)Определение условий экспер-та и создание эксперим-ой ситуации; 6)Формулировка гипотез и определение задач; 7)Выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента; 8)Определение метода фиксации рез-тов; 9) Проверка эффективности экспер-та.

















Примерные вопросы к зачёту или экзамену:

1. Объект и предмет социологии. Взаимосвязь социологии с другими общественными науками.
2. Структура и функции социологии.
3. Общество как основное понятие социологии. Типология общества.
4. Становление социологии как науки в середине 40-х годов XDC в. Позитивистская концепция О. Конта.
5. Эволюционизм Г. Спенсера.
6. Социологизм Э. Дюркгейма.
7. Понимающая социология М. Вебера.
8. Макросоциологические теории XX в.
9. Микросоциологические теории XX в.
10. Образование как соц. институт.
11. Культура как объект социального познания.
12. Культура и система норм.
13. Проявления культуры в жизни человека и общества.
14. Теории развития культуры.
15. Понятие личности в социологии.
16. Структура и типы личности.
17. Социализация личности.
18. Социализация как непрерывный процесс.
19. Социальный статус.
20. Социальная роль.
21. Девиантное поведение.
22. Социальные общности.
23. Социальные группы.
24. Лидерство в группах.
25. Социальное действие.
26. Социальные взаимодействия и социальные отношения.
27. Социальный конфликт.
29. Социальная стратификация.
30. Социальная мобильность.
31. Социальные институты.
32. Социальный контроль.
33. Социальная динамика. Эволюция и революция в общественном развитии.
34. Основные понятия социологии семьи и брака.
35. Сущность и виды прикладного социологического исследования.
36. Программа прикладного социологического исследования.
37. Выборочный метод в социологии.
38. Метод опроса в социологии.
39. Метод анализа документов.
40. Метод наблюдения.
41. Эксперимент в социологии.
15

Приложенные файлы

  • doc 10375901
    Размер файла: 198 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий