Лекция 33. Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета.

Лекция 33. Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета.
Особенности их поэтического стиля

Вопросы и задания к стихотворению Тютчева «Еще земли печален вид...»
1. Сопоставьте ключевые образы первой и второй строф стихотворения. Как композиция текста помогает понять его смысл?
2. Какие приметы в природе говорят о приближающейся весне? Почему поэту, говоря о душе, важно сравнить ее именно с весенней природой?
3. Какие два мира изображены в стихотворении? Как они взаимосвязаны?
4. Какой символический смысл приобретают во второй строфе слова «сон», «спала» и выражения «тают глыбы снега», «блестит лазурь»?
5. Какой смысл придают второй строфе многочисленные вопросительные интонации?
6. Докажите, что Тютчев мастер тонких звуковых и цветовых образов.
7. Чем, по Тютчеву, сходны пробуждение природы весной и пробуждение души от женской любви? Как драматизм восприятия мира преодолевается в стихотворении надеждой на весеннее возрождение природы и души?
8. Как в стихотворении проявился философский характер поэзии Тютчева?
Вопросы и задания к стихотворению Фета «Еще весны душистой нега...»
1. Какие чувства вызывает у поэта приближение весны? Докажите, что доминирующее чувство в стихотворении напряжение.
2. Как помогает понять смысл стихотворения его композиция?
3. Почему поэту радостна «возрожденья весть живая»?
4. Какие изобразительно-выразительные средства языка являются в этом стихотворении ключевыми?
5. Как в этом стихотворении отразились черты импрессионизма поэтики Фета, его недосказанность, незавершенность поэтических образов?
6. Докажите, что стихотворение одновременно обладает строгой художественной структурой, внутренним равновесием и ощущением эскизности, нарочитой оборванности.
7. В чем динамичность и музыкальность художественных образов в стихотворении?
8. Как вписывается это стихотворение в фетовскую концепцию красоты и гармонии мира?
Вопросы и задания для сопоставительного анализа
1. О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?
2. Какие образы в стихотворениях можно считать образами-символами?
3. Как в каждом из стихотворений отразилась поэтическая концепция мира Тютчева и мира Фета?
4. Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?
5. Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и образов в этих стихотворениях.
6. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета
Тютчев
Фет

Философский характер лирики, мысль в которой всегда сливается с образом. Стремление поэта осмыслить жизнь Вселенной и место человека в ней, постичь тайны космоса и человеческого бытия
Трагический характер лирики, доминирующее чувство напряжение. Вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира

Жизнь, по Тютчеву, это противоборство враждебных сил. Но драматизм восприятия действительности сочетается с неиссякаемой любовью ко всем ее проявлениям. Любовь это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, но именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья
Жизнь в стихах Фета миг, закрепленный в вечности. Красота в его стихах это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Любовь это тоже проявление изначальной красоты и гармонии мира, которые помогают человеку подняться над обыденной жизнью, найти точку опоры для душевных порывов

Человеческое «я» по отношению к природе не капля в океане, а две равные беспредельности. Незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы. День и обычная жизнь это покровы, скрывающие первозданный хаос мира, видимый ночью. Душа человека изначально это тоже хаос
Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Вместе с тем строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие сочетаются с ощущением эскизности, нарочитой оборванности

Образная система лирики сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего
Неожиданные и яркие краски, звуки, запахи мира создаются повышенной метафоричностью лирики, динамичностью и музыкальностью поэтических образов. Настроение преобладает над мыслью, а она «растворена» в музыке, которая тоже есть проявление красоты

Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов
Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки






Приложенные файлы

  • doc 10447226
    Размер файла: 46 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий