Задание к теме 5 Погорельский


Занятие к теме № 5. Литературная сказка. А.Погорельский
«Черная курица, или Подземные жители»
Цель: учить студентов внимательному чтению и анализу художественных текстов, который проводится по способу «вслед за автором»; закрепить представления студентов о жанровых особенностях литературной сказки.
Методические консультации
Творческие методы
Для того чтобы не испытывать трудностей в анализе художественного произведения, студенту необходимо обновить полученные в школе представления о творческом методе. Метод (греч.methodos — путь исследования) — способ отражения и познания действительности, «эстетическое отношение искусства к действительности, которое складывается в данный исторический период
1. Классицизм (от лат. clasicus — образцовый) — творческий метод, бытовавший в русской культуре с ХVII до конца ХVIII века.Классицизму как системе свойственно следование античным образцам; культ разума; подражание природе; деление стилей на высокий (ода, трагедия), средний (роман, повесть, рассказ), низкий (комедия)1. Пафос классицизма — гражданский, торжественный, упорядоченный, строгий, рациональный. Этому методу свойственна идея просвещенного абсолютизма. Теория классицизма предполагает установление правила трех единств: единство места, единство времени, единство действия. Действие, единое в своейидее, происходит в одном месте в течение 24 часов.
2. Сентиментализм (от франц. sentiment — чувство) — творческий метод, существовавший в России во второй половине ХVIII века. Предметом исследования сентименталистов была душа, внутренний мир человека. Они провозгласили культ естественных чувств. Герой произведений — простой человек. Сентименталиты показали, что «и крестьянки любить умеют» (Н.Карамзин).
Преимущественное положение занимают те жанры, в которых можно излить душу (дневник, путешествие, стихи, элегии). Большое внимание уделяется пейзажу.
3. Романтизм (от франц. romantisme — фантастическое). Изображение необычных героев в необычных обстоятельствах. В русской культуре существовал с конца ХVIII века до 30-х годов ХIХ века. Предмет исследования романтиков — идеальный, свободный мир, мир мечты и грез, а также тайна человеческой души, ее противостояние обыденной действительности, прозе жизни, «неволе душных городов». Приоритетные жанры — поэма, лирика, сказка. Пафос романтиков — преобразование жизни.
4. Реализм (от лат. realis — действительный) — изображение действительной, реальной жизни посредством типизации фактов и явлений: типический герой в типических обстоятельствах. В рус-
ской литературе существует с пушкинских времен. Писатели-реалисты анализируют современную им действительность, социальные отношения в ней. Их герои ищут пути преобразования общества, развития, совершенствования человека, разгадки человеческой души. Ведущие жанры — роман, повесть, рассказ, реалистическое стихотворение. Пафос повествования эпический.
Рекомендации перед чтением
Читайте медленно и внимательно. На вопросы отвечайте после чтения, предварительно вдумав-
шись в них. Поймите содержание вопроса, чтобы дать на него правильный ответ.
Анализируя текст, делайте краткие записи, чтобы лучше усвоить прочитанное.
Определения литературоведческих терминов найдите в словаре, запоминайте их, применяйте в ответах на вопросы.
Анализ текста
1. Где происходит действие сказки? Когда оно происходит? Зачем автору потребовалось так подробно описывать «Петербург тогдашний»? «Дом, которого теперь вы не найдете»?
2. Как представлен читателю будущий главный герой произведения? Обратите внимание на возраст, место проживания, нравственные качества и состояние души мальчика. Чем вызвано такое состояние?
3. Что оказывало воздействие на формирование характера мальчика? Обратите внимание на одиночество Алеши, круг его чтения, любимые занятия, степень развития воображения, окружающий мальчика мир, тех взрослых, с которыми Алеше приходилось быть рядом.
4. Каким складывался характер Алеши? Как характер мальчика воздействовал на его представления о действительности?
5. Что заставило Алешу расстаться с империалом? Какую роль в этом сыграло воображение мальчика?
6. Определите границы первой части произведения.
7. Объясните происшедшее с Алешей ночью с точки зрения жанровых особенностей произведения; возрастных и психофизиологических особенностей героя; авторского замысла.
В связи с этим ответьте на вопрос: почему Алеша упал в обморок?
8. Какую характеристику дает Алеше Чернушка? Совпадает ли она с авторской? С той, которая сложилась у читателя?
9. Почему Алеша пожелал, не учась, знать «урок свой»? Какие штрихи к характеристике Алеши добавляет это желание?
10. При каком условии Алеша получает конопляное семечко?
11. Какое впечатление производит на Алешу история жизни маленького народа, рассказанная Чернушкой? Повлияло ли оно на поведение мальчика?
12. Как первоначально воспринимается Алешей действие волшебного семечка? Какой художественный прием использован автором для того, чтобы показать состояние Алеши?
13. Какое воздействие оказывало на Алешу обладание волшебным семечком? Проследите этапы изменения характера мальчика.
14. Почему мальчик не слышал упреков совести?
15. Определите кульминацию произведения.
16. Что стало причиной дальнейших несчастий Алеши?
17. Укажите развязку действия произведения. Что стало ее основанием?
18. Почему автор заставляет своего героя прожить часть жизни с «растерзанным сердцем» и муками совести? Почему так драматичен финал произведения? Можно ли считать его сказочным?
19. В чем заключается новаторство автора? Можно ли «Черную курицу» считать новым этапом в развитии русской детской литературы?

Приложенные файлы

  • docx 10670058
    Размер файла: 16 kB Загрузок: 5

Добавить комментарий