Рецензия на выставку


Рецензия на выставку
ВДОХНОВЕННОЙ ДУШИ ОТРАЖЕНИЕ
В залах Вологодской областной картинной галереи открылась выставка произведений, которую давно ждали и самодеятельные художники и зрители. Главное отличие этой экспозиции в том, что здесь представлены такие виды изобразительного искусства, широко популярные в любительском кругу, как живопись, графика и скульптура малых форм. Ее организаторы: областной научно-методический центр культуры и Вологодская картинная галерея. Двадцать два района области и 155 авторов представляют современное состояние, проблемы и достижения художников любителей Вологодской земли. Из 600 работ, отобранных выставкомом, не все вошли в экспозицию. Но нам, устроителям выставки, хотелось создать настроение праздника и того эмоционального подъема, который сопровождает художника в процессе творческого труда. 
Любительское творчество издавна пользуется большой популярностью у публики неискушенной и искушенной в вопросах изобразительного искусства. Первых оно привлекает надеждой на возможность собственного самовыражения, вторых - особым мировосприятием, своей философией и логикой. Есть в работах художников-непрофессионалов и чистота видения мира, и радость откровения, и житейская мудрость. Разве можно не замереть от восторга вместе с тарногским художником А.А. Лебедевым, зачарованным первозданно розовым закатом солнца в зимнем звенящем от мороза лесу. Разве можно не верить в удачу рыбалки, которую так откровенно и радостно демонстрирует нам живописец из Бабушкина Е.Д. Шабунин, поймавший щуку величиной с самого рыбака. Наверное, только Ю.Е. Капустин, художник из Грязовца смог разглядеть в обычной водонапорной башне образ старой средневеково крепости и заставил поверить в это чудо и нас зрителей. Таких примеров можно привести много. 
Любительское творчество никогда не было однородным. Часть авторов всегда пытается идти в ногу с профессионалами, ориентируется на классику и современное искусство. Отсюда и усложненный пластический язык их произведений, где можно отметить стремление к решению чисто профессиональных задач композиционного и цветового характера. Эмоционально-чувственное отражение окружающего мира или человека, как ярко выраженного индивида, находим мы в полотнах вологжанина А.Р. Полякова, кадуйского живописца А.Ю. Опякина. Часть, оставаясь наивными художниками, выражает себя в произведения искренних и свободных от условностей "ученого" искусства. Художник-любитель, работающий чаще всего для себя или тех немногих, которым доверяет заглянуть в тайники своей души, сегодня явление редкое, но не исчезнувшее навсегда. Стоит лишь посмотреть на работы М.С. Степанова из Кич городка, В.С. Першивалова из Междуречья, Н.А. Тонковского из Тарногского района и Спириной Н.А. из Вожеги. Живущие далеко от областного и районных центров они, наверное, слывут чудаками и романтиками в своих деревнях и поселках. Не имея профессиональных навыков рисования, построения перспективы, колористических законов они обладают драгоценнейшим качеством творцов - умением образно мыслить. Вот потому так убедительны и пейзажные мотивы и человеческие характеры, не списанные с натуры, но ею подсказанные. Есть и такое направление в творчестве любителей, как свободное копирование или интерпретация широко известных классических полотен. Конечно, это деление условно и в творчестве непрофессионалов отдельные тенденции часто пересекаются, дополняя и обогащая друг друга. Анализируя состояние современного любительского искусства, хочется отметить, что число самодеятельных художников не уменьшается, а значит, не угасает интерес людей к этому виду деятельности. Но если для одних он остается необходимым любимым занятием для души, других наша действительность заставляет выходить "на рынок". Талант, естественно, должен быть ценим, но не стоит разменивать его на потребу моды или сиюминутной покупательской выгоде. Говорить об этом необходимо, хотя бы в силу таких причин, как появление массы картин художников-любителей, ориентированных на салонные идеализированные работы, наводнившие сегодняшний, художественный рынок. 
Общаясь с художниками-любителями, понимаешь, что им, как каждой творческой личности, нужна своевременная поддержка и помощь. Это выражается и в устроении выставок - городских, районных, областных. Практика проведения районных смотров самодеятельных художников в залах областного науно-методического центра доказывает, насколько важны для непрофессионалов внимание и оценка специалистов Вологды. Это и возникновение объединений самих художников-любителей в творческие группы, благотворное влияние их можно проследить на примере клуба любителей Вожеги. Хочется надеяться, что пленэрные выезды, которые сегодня широко практикует Вологодская организация СХ, дают свои результаты и будят творческий потенциал районов. Представленные в экспозиции произведения еще и еще раз убеждают нас в том, как богата талантами Вологодская земля, как высок духовный потенциал нашего народа. Об этом свидетельствует такой редкий вид изобразительного искусства в творчестве непрофессионалов, как скульптура. Она, к сожалению, не так популярна у зрителей, как живопись или графика. Но экспонаты выставки демонстрируют действительно талантливых мастеров, развивающих традиции народной пластики, идущие от деревянной игрушки, и даже от языческих культовых образцов. Примером тому могут служить яркие композиции великоустюжского резчика М.А.Маркова, мастера из Бабушкинского района М.А.Кутепова. Правда, современная действительность вносит свои коррективы и в этот вид творчества, что выражается в утрате чувства материала, его обработке, в тематике и образной трактовке произведений. Выставка любителей, открывшаяся в залах картинной галереи, вынесла на суд зрителей произведения художников практически из всех уголков нашей области. Живопись, графика, скульптура мастеров уже имеющих опыт творческой работы и начинающих авторов, а их среди экспонентов много, что без сомнения радует, рассказывает о любимых местах, людях, живущих рядом, показывает нам личности самих художников, таких разных, но объединенных одной страстью - жаждой творчества. 
Л.Г. Соснина, искусствовед. 
Рецензия на выставку "Вера, Надежда, Любовь" в Музее современного искусства
Московский музей современного искусства совместно с международной неправительственной организацией «Горбачев-Фонд» провел благотворительную выставку-продажу «Вера, Надежда, Любовь».     12 лет назад Раиса Максимовна Горбачева выступила инициатором создания проекта «Детские лейкозы и гематология». Организованная ею ассоциация была призвана оказывать действенную помощь страдающим детям. Тогда она еще не знала, что сама станет жертвой этого страшного недуга. Эта благотворительная выставка посвящается ее памяти. В выставке приняли участие московские художники, которые сочли своим долгом принять участие в благом деле помощи детям: все сборы от продажи работ пойдут на их лечение.     Среди художников, предоставивших на выставку свои работы – академики, признанные мастера искусства. Рядом с их произведениями – работы молодых талантливых живописцев и графиков – студентов и выпускников художественных вузов Москвы. Принимали участие в выставке и совсем юные художники – ученики изостудии ЦАО.     При организации подобных выставок всегда есть опасность, что в экспозицию попадут случайные работы, извлеченные авторами из их «запасного» фонда. В отношении благотворительного вернисажа на Петровке, 25 такого не скажешь: большинство работ отличает их качественный, творческий характер. В задумку организаторов не входила задача представить на выставке весь спектр художественных направлений. Удивительно, но это произошло само собой. Это очень показательный факт того, что ради благого дела под одной крышей могут объединиться и представители разных творческих групп, течений в искусстве.     Заметное место на выставке занимает графика Зураба Константиновича Церетели – совершенно самостоятельный и самобытный пласт его творчества. Знаменателен тот факт, что знаток и любитель искусства может теперь приобрести графику Церетели для частного собрания. Ведь очень многим известно:     Зураб Константинович не продает свои работы. Но ради святого дела благотворительности и он сделал исключение.     Очень полно представлено на выставке искусство отечественной академической школы. В лучших традициях русского классического пейзажа исполнены работы Ефрема Ивановича Зверькова, Алексея Дементьевича Шмаринова, Ивана Васильевича Сорокина и других мастеров.Очень приятное впечатление производит графика молодых московских художников – выпускников и студентов МГАХИ им.В.И.Сурикова. Среди них хочется выделить имена Ольги Воробьевой, Дамира Аптикаева, Ксении Салиной.      Представлена на вернисаже и живопись нового поколения мастеров, продолжающих традиции русского авангарда. Имена Дмитрия Дюкова и Натальи Ситниковой, предоставивших работы на эту выставку, становятся все более известны в московской художественной среде.      Можно смело сказать, что выставка «Вера, Надежда, Любовь» стала центральным культурным событием предновогодних дней. На ее открытии присутствовали многие известные политики, деятели культуры и искусства. И, конечно, покупали картины. Пусть же эти деньги послужат больным детям: им так нужна помощь.
ЗАЛОЖНИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПУСТОТЫ. Рецензия на выставку в ГТГ
Государственная Третьяковская галерея (ГТГ) на Крымском валу.Выставка работает с 24 сентября по 13 ноября 2011 годаАдрес : Россия, Москва, ул.Крымский Вал, дом 10, залы № 39–42
chernov_vladOctober 10th, 2011
Current Location:
Russian Federation, МоскваПосетителя выставки на входе встречает пустотаТекст, фото : Черномашенцев Владимир, HalloArt.ru     23 сентября 2011 года в здании Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу открылась выставка «Заложники пустоты. Эстетика пустого пространства и «пустотный канон» в русском искусстве XIX–XXI веков». Учитывая профиль Третьяковской галереи как музея классического и современного (в широком смысле этого слова) российского изобразительного искусства, следует признать, что столь консервативное название было выбрано удачно. Постоянный зритель Третьяковки увидит в нём классический смысл, не подозревая, что основная часть экспозиции составлена из того направления современного изобразительного искусства, которое на Западе обычно называют термином Contemporary Art. В 80-90 годы 20 века Contemporary Art переводилось на русский язык как «актуальное искусство», сейчас в основном применяется словосочетание «современное искусство» или с некоторой долей пренебрежения «совриск». Выскажу предположение, что приверженцы «современного» направления в искусстве намеренно сокращают богатство всего современного изобразительного искусства до одного лишь «совриска», когда используют такой термин.      В 2011 году Третьяковская галерея в погоне за современностью организовала несколько актуально-современных выставок. Силами молодых кураторов Кирилла Светлякова и Кирилла Алексеева было сделано два проекта, не получивших зрительского признания. Многие специалисты арт-рынка записали пару провалов на расчетный счет Третьяковки, которая иногда пытается заниматься явно не своим делом. К примеру, арт-обозреватель газеты «КОММЕРСАНТЪ» Анна Толстова так охарактеризовала работу кураторов : «…Кирилл Светляков и Кирилл Алексеев, которые уже блеснули несколькими маловразумительными проектами в третьяковских стенах…» (источник : газета "Коммерсантъ", №133 (4674) от 22.07.2011 ).     Я солидарен с мнением газеты. Однако, постараюсь максимально полно использовать в своей рецензии слова кураторов выставки, высказанные ими на пресс-конференции. Кураторы  говорили настолько правильно, что не оставили ни малейших аргументов для внешней критики, как та унтер-офицерская вдова, описанная классиком русской литературы.... Мне запомнилось три ключевых момента. Ну, а четвёртым пусть будет само название проекта.      С МИРУ ПО НИТКЕ…     Вот и сейчас, в рамках 4-ой Московской биеннале современного искусства, Третьяковка наспех собрала экспозицию под солидным и многообещающим названием. Собирали настолько быстро и непрофессионально, что зрители не смогли обнаружить в экспозиции около пяти произведений, заявленных в каталоге выставки. За редким исключением в виде одной вещи Рене Магрита, не попавшие на выставку картины трудно отнести к разряду великих шедевров, которые сложно и дорого привезти. Поистине, выставка оправдывает своё пустое название! Недаром я не нашёл лучшего заголовка для статьи, как повторить эту фразу почти дословно. На моём месте любой рецензент только порадуется столь удачному выражению, которое устроители выставки добровольно вложили в руки своим критикам подобно мощному лингвистическому оружию. Кураторы выставки и многие представленные на ней художники – вот настоящие заложники художественной пустоты актуально-современного искусства.     Рискну в очередной раз открыть Америку, начав рассказ о выставке со стандартных обвинений в примитивном подходе к термину «пустота». Не обязательно иметь семи пядей во лбу, чтобы понимать полную неактуальность представления, что любое широкое пространство, изображенное художником на холсте, называется Пустота. Следуя столь прямолинейному подходу, любой российский натюрморт, изображающий бескрайние просторы нашей страны, по версии кураторов можно за уши притянуть к теме выставки. Но разве «Облака» Федора Васильева», отличная картина К. Рождественского «Семья в поле», либо «Колхозная ночь» С. Лучишкина можно назвать пустыми?! На холстах много чего изображено : природа, человеческие фигуры, действия и эмоции. На картине С.Лучишкина, если хорошо присмотреться, можно обнаружить восемнадцать колхозников, мирно спящих в огромном стогу сена. Завтра их ждёт новый трудовой день. И вряд ли они будут задаваться проблемой пустоты в своей душе, занятые тяжелой крестьянской работой.     Неужели в огромной коллекции Третьяковской галереи кураторы не смогли обнаружить достаточно картин, действительно находящихся в том эмоциональном состоянии, которое ассоциировалось бы с пустотой человеческой души или страхом заброшенных пространств? Удивительно... Я навскидку могу предложить немало работ, удовлетворяющих этому требованию. К примеру, подойдут некоторые произведения любимого мною художника Бориса Кочейшвили, работы которого имеются в коллекции Третьяковки. Кураторы выставки наговорили немалоТАК ГОВОРИЛ КУРАТОР…АРГУМЕНТ «ПРОТИВ» №1     Кураторы успешно выполнили лишь одну работу - отобрали у критиков почти все возможные аргументы "против". На пресс-конференции, посвященной открытию выставки, и Кирилл Светляков, и Кирилл Алексеев позволили себе высказать странные на первый лозунги. Мне ничего не оставалось, как записать эти фразы и использовать их в своей рецензии. Как говорится, ни убавить , ни прибавить…     К примеру, один из них признался, что было бы неинтересно показывать исключительно современное искусство конца 20 века – начала 21 века. Кто бы сомневался… Приём, когда хорошая классическая живопись вытягивает художественную пустоту основной экспозиции, далеко не нов. Своей общепризнанной известностью шедевры поднимут имидж серой массы, расположенной по соседству. Даже один-два шедевра, размещённые на выставке, могут заставить зрителей не жалеть о визите в музей.     Но, с другой стороны, крепко сшитые работы второго эшелона российских живописцев (19 век – первая половина 20 века) лишь подчеркивают художественную пустоту актуальных классиков современности. Допустим, привлеченный такими картинами, зритель придёт на выставку. Но сможет ли этот же зритель оценить пустые листы, ненаписанные полотна и нереализованные проекты, которыми нас  в  очередной раз  пичкают кураторы? Или они не видят многократных повторов, позаимствованных у родоначальников  концептуализма?АРГУМЕНТ «ПРОТИВ» №2     Как оказалось, кураторы всё видят... Далее, по ходу выступлений у меня сложилось впечатление, что второй куратор читает мои мысли. Он заявил о вакууме, наблюдаемом в современном искусстве, который заставляет переписывать, перекручивать историю искусства раз за разом. Кто бы не согласился с такой критикой актуально-современного направления современного искусства?!     Зритель с опытом уже устал наблюдать, как через 50-100 лет после Малевича и его современников молодые апологеты «совриска» в миллионный раз «изобретают велосипед» в виде черных, белых или цветных квадратов. Без них не обошлось и на этой выставке : можно насчитать десятки, если не сотни квадратов, квадратиков и огромных квадратов. Пустые листы серой бумаги авторства Ильи Кабакова также придумали давным-давно. А уж нереализованных проектов любой из нас может насчитать в своей жизни неисчислимое количество. Но мы не тащим свой идейный мусор в стены Третьяковской галереи, как это сделал классик "совриска" Монастырский, участник группы «Коллективные действия».    Хорошо видно, что застой с оригинальными идеями наблюдается именно у тех современных художников, которые постоянно ставят себе в заслугу приоритет голой идеи перед процессом её исполнения на холсте, мраморе или в другом материале, ведь именно в деле придумывания новых идей царит полнейшая пустота. Немного покопавшись в старых художественных альбомах, можно без труда найти самого первого открывателя и, в придачу, сонм его последователей, которые уже давно успели прославиться и умереть во славу актуального искусства. Под навязчивую медийную шумиху зрителю пытаются подсунуть искусство далеко не современное. Многие образчики актуально-современного искусства плохо пахнут, не успеет ещё высохнуть краска, так как являются товаром даже не второй, а пятой или десятой свежести.     Как видите, моё мнение во второй раз полностью совпадает с мнением устроителей выставки. Куратор выставки Кирилл Алексеев проводит экскурсию для журналистовАРГУМЕНТ «ПРОТИВ» №3     И в третий раз своими здравыми суждениями раз меня поразил куратор Кирилл Алексеев, когда сообщил о том, что настоящее изобразительное искусство не требует объяснений и экскурсоводов. По его словам, хорошая экспозиция должна быть выстроена таким образом, чтобы зритель сам понимал всё то, что хочет сказать художник или устроитель выставки. Однако, сразу же после пресс-конференции, кураторы Третьяковской галереи организовали друг с другом  на пару подробнейшую экскурсию по выставке. Журналисты были проведены от начала и до конца музейных залов. Указуя перстами то на один, то на другой экспонат , кураторы тщательно разжевывали смысл пустоты, которую, по их мнению, хотел продемонстрировать тот или иной актуально-современный художник. Постепенно Кирилл Алексеев полностью перехватил инициативу, на деле опровергая свои же собственные слова. Экскурсовод из него получился, как мне кажется, неплохой.     После первого потока экскурсантов-журналистов можно было наблюдать второй поток зрителей, состоящих в этот раз из гостей вернисажа. И снова люди шли плотной группой за куратором, внимательно слушая то, что им должно бы быть понятным и без слов. Или они не понимают язык искусства? Допускаю, что именно таким образом и обстоит дело. Современное искусство давно превратилось в удобный и престижный повод для очередной высокосветской тусовки. Наряду с известными в области изобразительного искусства персонами : выставку посетили как всегда элегантная директор МАММ / МДФ Ольга Свиблова и комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн - немалая часть приглашенных гостей вряд ли сможет понять отличие черного квадрата Малевича от черного квадрата современного художника, имя которого вряд ли останется в анналах истории искусства. По версии зрителей, "инсталляция" из пустой лестницы со стремянкой ничем не хуже доброй половины экспонатов выставкиСОЗДАНИЕ НОВОГО ИСКУССТВА     Как это обычно бывает на подобных мероприятиях, вдоволь насмотревшись актуально-современного искусства, многие зрители начали подозрительно коситься на стулья смотрителей, пожарные шкафы и прочие технические элементы здания. Далеко не я первый заметил, что пустая белая лестница, ведущая на следующий этаж, оказалась более популярна у зрителей, нежели некоторые предметы современного искусства. Минималистская конструкция, решённая просто, но не без архитектурного изящества, была случайно украшена большой стремянкой, которую рабочие оставили на лестничной площадке. Одиноко стоящая алюминиевая конструкция, в которой не было ни грамма лишнего, наносного, как нельзя лучше вписывалась в концепцию Пустоты. На моих глазах несколько человек подходили к лестнице, минуту-другую смотрели на открывшийся вид и принимались фотографировать. Осталось довести ситуацию до логичного конца : строго следуя духу и букве актуально-современного искусства, добавить новый экспонат, на что было потрачено несколько секунд. Не секрет, что в наши дни любой предмет можно превратить в предмет искусства, если повесить рядом табличку с указанием автора, названием произведения и разместить в выставочном пространстве. И вот уже можно наблюдать, как новый зритель принимается фотографировать не только инсталляцию, но и прилагаемую к ней табличку, написанную от руки неизвестным куратором.  Создать предмет актуально-современного искусства - дело нехитрое    Интересно, как долго простоит на выставке безымянная инсталляция, выполненная неизвестным автором? Будет жаль, если недолго. Ведь она ничем не хуже доброй половины набора предметов, предложенного кураторами. К сожалению, попытка спасти очередной проект Третьяковки, сделав реверанс в сторону классического изобразительного искусства, не удалась. Слишком малый процент достойных произведений с лихвой перекрывался посредственными и глубоко вторичными картинами, инсталляциями, объектами. Всё познается в сравнении. Благодаря новой выставке, ради которой временно убрана постоянную экспозицию отдела новейших течений, я стал больше ценить то, что находилось в этих залах ранее. Очередной «датский» проект, бездарно исполненный заложниками художественной пустоты к Московской биеннале , показал, что у настоящей пустоты не бывает конечной глубины. Человеческая бездарность бесконечна.   Сергей Мироненко. Мне нечего сказать языком искусства. Диптих, 1990. Холст, фототкань, акрил, черно-белая печать, ГТГ     Картина Сергея Мироненко "Мне нечего сказать языком искусства" находится в самом конце экспозиции. Однако, она является своеобразным лейтмотивом всей выставки. Время покажет, насколько новый проект Третьяковской галереи заинтересует зрителей. Но уже сейчас я готов спорить, что выставка не сможет привлечь значительного числа посетителей.

Приложенные файлы

  • docx 10672385
    Размер файла: 592 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий