Ода Спорту Анализ


Текст "Оды спорту" (в переводе с франц. В. А. Новоскольцева)
"I. О спорт! Ты — наслаждение!
Ты верный, неизменный спутник жизни.
Нашему духу и телу ты щедро даришь радость бытия.
Ты — бессмертен.
Ты здравствуешь и сегодня, после крушения затерянных в веках олимпиад
Ты торжествующий вестник весны человечества. Весны, когда зарождалось упоение от гармонии разума и силы.
Ты как эстафету передаешь нам это наследие предков.
Проходят века. Жизнь торжествует. Ты живёшь, неподвластный времени, спорт!
II. О спорт! Ты — зодчий!
Ты помогаешь находить пропорции совершеннейшего творения природы — человека, торжествующего в победе и сокрушающегося в неудаче.
Ты — мастер гармонии.
Ты делаешь нас сильными, ловкими, статными, исправляешь недостатки, с которыми мы рождаемся.
Ты особенный, необычный зодчий. Твой строительный материал — человек в движении.
Ты доказал, что вечное движение—не мечта, не утопия. Оно существует.
Вечное движение — это спорт.
III. О спорт! Ты — справедливость!
Ты указываешь прямые, честные пути, которые ищут люди для достижения целей, поставленных в жизни.
Ты— беспристрастен.
Ты учишь, что правила соревнований — закон.
Ты требуешь: "Ни один спортсмен, выполняющий упражнения перед зрителями и судьями, не должен преступать эти правила".
Ты определяешь границы между видами спорта. Нет судьи взыскательнее и строже, чем ты сам.
Непоколебимо твоё требование справедливых оценок за истинные достижения.
IV. О спорт! Ты — вызов!
Ты требуешь борьбы. Вся сила наших мускулов сосредоточена в одном на взрыв похожем слове — спорт.
Ты — трубадур.
Твой пламенный, волнующий призыв находит отклик в наших сердцах.
Ты спрашиваешь у вышедших на старт: зачем же сила, опыт и ловкость, если не мечтать о победном финише?
Ты утверждаешь — надо мечтать. Надо сметь. Надо дерзать.
Ты убеждаешь, требуешь, приказываешь. Ты зовёшь людей помериться силой. Преодолеть себя.
V. О спорт! Ты — благородство!
Ты осеняешь лаврами лишь того, кто боролся за победу честно, открыто, бескорыстно.
Ты — безупречен.
Ты требуешь высокой нравственности, справедливости, моральной чистоты, неподкупности.
Ты провозглашаешь: если кто-нибудь достигнет цели, введя в заблуждение своих товарищей, достигнет славы при помощи низких, бесчестных приемов, подавив в себе чувство стыда, тот заслуживает позорного эпитета, который станет неразлучен с его именем.
Ты возводишь стадионы — театры без занавесей. Все свидетели всему. Никакой закулисной борьбы.
Ты начертал на своих скрижалях: "Трижды сладостна победа, одержанная в благородной честной борьбе".
VI. О спорт! Ты — радость!
Ты устраиваешь праздники для тех, кто жаждет борьбы, и для тех, кто жаждет этой борьбой насладиться.
Ты — ликование.
Ты горячишь кровь. Заставляешь учащенно биться сердце. Как радостно, как отрадно откликнуться на твой зов.
Ты раздвигаешь горизонты. Проясняешь дали. Вдохновляешь стартующих на близкий финиш.
Ты врачуешь душевные раны. Печаль или скорбь одного отступают в то мгновение, когда нужно побороть все перед многооким взглядом многих.
Доставляй же радость, удовольствие, счастье людям, спорт!
VII. О спорт! Ты — плодотворность!
Ты преградой встаёшь на пути пагубных недугов,
извечно угрожающих людям.
Ты — посредник.
Ты рекомендуешь страждущим, немощным, хворым лучшее из лекарств. Себя.
Ты примером своих сильных, здоровых, статных, мускулистых, закаленных, не поддающихся болезням приверженцев врачуешь отчаявшихся.
Ты горячишь кровь. Заставляешь учащённо биться сердце. Исцеляешь от недугов. Ты — красная строка в "Кодексе здоровья".
Ты утверждаешь: "В здоровом теле — здоровый ДУХ!"
VIII. О спорт! Ты — прогресс!
Ты способствуешь совершенству человека — самого прекрасного творения природы.
Ты — устремленность.
Ты предписываешь следовать правилам и требованиям гигиены. Сдерживаешь от излишеств,
Ты учишь человека добровольно, сознательно, убежденно поступать так, чтобы никакие высшие достижения, никакой рекорд не были результатом перенапряжения, не отразились на здоровье.
Никаких стимуляторов, кроме жажды победы и мудрой тренировки, не признаешь ты.
Ты убеждаешь, что прогресс физический и прогресс нравственный — два пути к одной цели.
IX. О спорт! Ты — мир!
Ты устанавливаешь хорошие, добрые, дружественные отношения между народами.
Ты — согласие.
Ты сближаешь людей, жаждущих единства.
Ты учишь разноязыкую, разноплеменную молодёжь уважать друг друга.
Ты — источник благородного, мирного, дружеского соревнования.
Ты собираешь молодость — наше будущее, нашу надежду — под свои мирные знамена.
О спорт!
Ты — мир!"
Анализ сочинения «Ода спорту»
Вступление
Ода — жанр лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию или герою, или отдельное произведение такого жанра.
Сочинение П. де Кубертена, удостоенное золотой олимпийской медали на конкурсе искусств (по разделу литературы), проводившемся в рамках ОИ 1912. Была представлена на конкурс под двойным псевдонимом — француза Ж. Хорода и немца М. Эшбаха. Олимпийские историки по-разному истолковывают тот факт, что под Одой не стояла подпись истинного автора. Наиболее приемлемым представляется такое объяснение: в то тревожное предвоенное время Кубертен таким на первый взгляд простым способом хотел выразить основную олимпийскую идею, зовущую к сближению народов, даже не состоящих в дружеских отношениях.
Автор говорил о том, что заслуга написавших ее не в звучности стиха, а в содержании, доступности мыслей о роли спорта в нашей жизни. Действительно, в коротких, четких строках афористично изложена сущность спорта, что не всегда удается малоподвижной прозе, требующей, как правило, страниц и страниц.
Ода выражает сущность спорта. Его гуманную первооснову, его демократизм, его оздоровительную роль. И главное — утверждает значение спорта в борьбе за мир во всем мире.
Этим принципом руководствовался и В. А. Новоскольцев, перелагая "Оду спорту" на русский язык. Он писал: "Я не искал точного текстуального совпадения. Меня не сковывала необходимость сохранить размер стихотворения. Я только стремился выразить на моем языке мысли Пьера де Кубертена".
Что же касается педагогической пользы этого стихотворения?
Оду составляют девять частей, каждая из которых дает понять нам что есть спорт.
В первой части говорится:
«I. О спорт! Ты — наслаждение!
Ты верный, неизменный спутник жизни.»
В этих строках простыми словами дается понять что спорт есть наслаждение.
Занимаясь спортом на протяжении жизни, человек наслаждается жизнью, так как спорт дает свои плоды. Пусть даже человек не стал олимпийским чемпионом, но он стал лучше благодаря спорту.
Во второй части сказано:
«II. О спорт! Ты — зодчий!
Ты особенный, необычный зодчий. Твой строительный материал — человек в движении.»
Зодчий - строитель, архитектор.
Он строит человека. Делает его сильным, ловким, здоровым.
Призывает двигаться физически. Другими словами, «Движение жизнь».
Третья часть говорит нам о справедливости.
«III. О спорт! Ты — справедливость!
Ты указываешь прямые, честные пути, которые ищут люди для достижения целей, поставленных в жизни.
Ты учишь, что правила соревнований — закон.
Ты определяешь границы между видами спорта. Нет судьи взыскательнее и строже, чем ты сам.»
От сюда мы понимаем что каждый вид спорта с правилами и дисциплиной.
Занимаясь спортом человек воспитывает в себе чувство справедливости и спортивной этики. Человек нарушивший правила соревнований, при этом добившись результата, в глубине души себя не уважает и возможно чувствует вину, так как знает что был не честен. «Нет судьи взыскательнее и строже, чем ты сам.» К сожалению в наше время есть изменения в сторону несправедливости.
Четвертая часть о призыве заниматься спортом.
«IV. О спорт! Ты — вызов!
Ты требуешь борьбы. Вся сила наших мускулов сосредоточена в одном на взрыв похожем слове — спорт.
Ты утверждаешь — надо мечтать. Надо сметь. Надо дерзать.»

О призыве помериться силами, о призыве бороться за мечту.
Действительно слово «спорт» взрывное слово, всем хочется быть сильными.
Пятая часть о благородстве.
«V. О спорт! Ты — благородство!
Ты — безупречен.
Ты требуешь высокой нравственности, справедливости, моральной чистоты, неподкупности.
Ты начертал на своих скрижалях: "Трижды сладостна победа, одержанная в благородной честной борьбе".»
Воспитывает в нас благородство.
Благородство - это снисходительность, - к тем, кто одарён меньше.
Благородство - это понимание, - того, что каждый заслуживает справедливости.
Благородство - это доброта, - к тем, кто нуждается больше всего.
Благородство – это душевная чистота, - высокая нравственность и честность.
Благородство - это готовность протянуть руку помощи каждому, кто в этом нуждается, это твёрдая воля и крепкая вера.
Благородство - это умение и готовность отвечать за свои слова, дела и решения.
"Трижды сладостна победа, одержанная в благородной честной борьбе"
В шестой части говорится о том что спорт не только залечивает раны и помогает человеку отвлечься от проблем, но и помогает с радостью их преодолеть.
«VI. О спорт! Ты — радость!
Ты — ликование.
Ты горячишь кровь. Заставляешь учащенно биться сердце. Как радостно, как отрадно откликнуться на твой зов.
Ты врачуешь душевные раны. Печаль или скорбь одного отступают в то мгновение, когда нужно побороть все перед многооким взглядом многих.»
Седьмая часть о пользе здоровью, спорт рекомендует себя в качестве лекарства от пагубных недугов, человек занимающийся спортом улучшает свое здоровье.
«VII. О спорт! Ты — плодотворность!
Ты преградой встаёшь на пути пагубных недугов,
извечно угрожающих людям.
Ты утверждаешь: "В здоровом теле — здоровый ДУХ!"»
«VIII. О спорт! Ты — прогресс!
Ты — устремленность.
Ты предписываешь следовать правилам и требованиям гигиены. Сдерживаешь от излишеств,
Никаких стимуляторов, кроме жажды победы и мудрой тренировки, не признаешь ты.
Ты убеждаешь, что прогресс физический и прогресс нравственный — два пути к одной цели.»
В восьмой части о развитии крепкой, здоровой, сильной, физически и нравственно личности.
В девятой части о мире. Спорт объединяет весь мир. В разных уголках планеты, разноязыкие люди, занимаются одним делом. Спорт объединяет мир.
«IX. О спорт! Ты — мир!
Ты устанавливаешь хорошие, добрые, дружественные отношения между народами.
Ты — согласие.
Ты учишь разноязыкую, разноплеменную молодёжь уважать друг друга.
Ты — источник благородного, мирного, дружеского соревнования.»
Выполнил Студент третьего курса КазАСТ
Жаксыбаев Абильхаир
Группа ФПСиЕ 3-10

Приложенные файлы

  • docx 10693207
    Размер файла: 23 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий