КТП Л-2 9 класс 1-я четверть


Боброва В.В.,
методист отдела русского языка и литературы
Донецкого ИППО
Ориентировочное календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе
общеобразовательной организации ДНР с обучением на украинском языке
на I четверть 2015 - 2016 учебного года
учителя русского языка и литературы __________________________
Распределение 70 часов (2 часа в неделю) по четвертям:
Раздел программы Кол-во часов Развитие речи Литературное краеведение Внеклассное чтение Контрольные работы (в т.ч. контрольные сочинения)
I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV
ВВЕДЕНИЕ 1 0 0 0 0 ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ АНТИЧНОСТИ 4 1
(у) 0 1 1 ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 4 1
(п) 1 0 2
(1+1) Всего 9 2 1 1 3
Программа: Литература : 5-9 кл. : программа для общеобразоват. организаций с обуч. на укр. яз. / сост. Криворучко А.В., Боброва В.В., Соколова Т.Е., Бережная Н.В., Красовская И.П., Кузнецова Л.Б., Лайтер Н.Н., Мамченко Н.И., Черных Е.В., Яркович Э.Б. ; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 106 с.
Учебник(и): _______________________________________
№ урока Дата проведения Тематическое содержание урока Виды деятельности учащихся в соответствии с требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся Взаимодействие искусств Примечания
(планируемый результат, комментарий учителя, домашнее задание и др.)
план факт Введение (1час)
1 Литература и культура. Роды литературы (эпос, лирика, драма), их характерные признаки. Литературный процесс. Общая характеристика исторического развития мировой литературы (основные литературные эпохи, направления, течения).
Соотношение мировой и русской литератур. Познание мира и своего «Я» сквозь призму художественной литературы.
Теория литературы. Роды литературы (эпос, лирика, драма). Понятия об истории литературы, о литературной эпохе, направлении, течении. Развитие понятий о художественной литературе, об оригинале и переводе.
Слушает, читает, пересказывает, анализирует, сравнивает, обобщает, конспектирует, строит монологическое высказывание. Учащийся / учащаяся:
различает понятия «культура» и «литература»;
знает основные периоды развития культуры (с опорой на знания по всемирной истории);
понимает понятие «литературный процесс», его ключевые признаки и закономерности;
называет основные эпохи (периоды) литературного процесса в разных странах;
дает определение понятий «литературное направление», «литературное течение», различает их (как целое и часть);
дает определение понятий «род литературы», «эпос», «лирика», «драма», называет их характерные признаки, демонстрирует примерами из прочитанных произведений;
сравнивает этапы украинского литературного процесса с развитием европейского литературного процесса;
раскрывает значение литературы для познания мира и своего «Я»;
Тема 1 (7 часов) ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ АНТИЧНОСТИ
2 Античность – колыбель европейской культуры. Основные этапы, роды и жанры античной литературы. Специфика развития литературы в Древней Греции и в Древнем Риме. Концепция человека и мира в античной литературе (идея гармонии телесного и духовного, любовь к жизни во всех ее проявлениях, открытие мира, героическое служение, катарсис, сочетание реального и мифологического и др.).
Теория литературы. Понятие об античности, ее хронологические рамки.
Слушает, читает, пересказывает, анализирует, сравнивает, обобщает, конспектирует, строит монологическое высказывание, аргументирует свою точку зрения.Живопись. Сапфо. Фреска в Помпее. Рафаэль. Фреска «Парнас». Архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Мраморные бюсты Вергилия, Анакреонта, Эсхила. Руины театра в Афинах, Дельфах, Херсонесе. Актёрские маски. знает общие особенности развития античной литературы, даёт общую характеристику эпохи античности;
называет выдающихся представителей античной литературы, их вклад в историю мировой культуры;
раскрывает концепцию человека и мира в античной литературе, показывает ее воплощение в прочитанных произведениях;
раскрывает значение античности для развития европейской культуры;
знает основные особенности древнегреческой и древнеримской литератур;
называет роды и основные жанры античной литературы;
высказывает своё мнение о влиянии античной литературы на формирование личности современного человека;
3 ТИРТЕЙ, САПФО, АНАКРЕОНТ, ГОРАЦИЙ
(2-3 стихотворения по выбору учителя)
Тиртей (VII в. до н.э.). «Да, хорошо умереть для того…». Слово о поэте. Идея защиты родной земли в элегии. Античный идеал героя. Авторская позиция.
Сапфо (VII-VI в. до н.э.). «К Афродите» («Радужно-престольная Афродита…»). Слово о поэте. Обращение в стихотворении к Афродите – богине любви. Образ лирической героини, глубина ее чувств и переживаний.
Анакреонт (570/559-485/478 гг. до н.э.). «Кобылица молодая…», «Сединой виски покрылись…».
Слово о поэте. Основные мотивы лирики – размеренное, сознательно культивируемое наслаждение радостями жизни; эмоциональный фон – предчувствие смерти и тягот старости.
Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н.э.). «К Мельпомене» («Мой памятник стоит…»). Слово о поэте. Тема искусства и назначения художника в произведении. Памятник как символ вечности поэзии.
Слушает, читает, пересказывает, анализирует, сравнивает, обобщает, декламирует, строит монологическое высказывание, аргументирует свою точку зрения.Живопись. Сапфо. Фреска в Помпее. Рафаэль. Фреска «Парнас». Архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Мраморный бюст Анакреонта. рассказывает об основных фактах жизни и творчества поэтов (произведения которых изучается текстуально);
раскрывает специфику воплощения мифологических образов в произведениях античных авторов;
знает определение понятий «элегия», «ода», «трагедия», их характерные признаки, которые выявляет в прочитанных текстах;
знает определение понятия «стихотворный размер», «анакреонтическая поэзия»;
анализирует стихотворения поэтов с акцентом на раскрытие античных идеалов, авторской позиции;
сравнивает различные переводы стихотворений античных поэтов;
4 ГОМЕР (VIII – VII вв. до н.э.)
«Илиада» (отрывки).
Краткие сведения о Гомере и его творчестве. Общее представление о сюжете поэмы. Эпическое изображение событий Троянской войны. Воплощение в образе Ахилла античного идеала воина-героя. Поэтика «Илиады».
Теория литературы. Понятие об эпической поэме. Развитие понятий о героическом эпосе, постоянных эпитетах.
Слушает, читает, пересказывает, анализирует, сравнивает, обобщает, декламирует, строит монологическое высказывание, аргументирует свою точку зрения.Живопись. Ж. О. Д. Энгр. Апофеоз Гомера. Ф. Буаселье. Рассказывает Гомер. Дж. Флаксман. «Одиссей, убивающий женихов». Я. Иорданс. «Одиссей в пещере Полифема». В. Серов «Одиссей и Навсикая». М. Фаворский. Иллюстрации к «Илиаде». Д. Басти. Иллюстрации к «Одиссее». Музыка. У.  Волтон. Опера «Илиада». К.Монтеверди Опера «Возвращение Улисса». Кино. Х/ф «Одиссея» (реж. А. Кончаловский, США, 1997), «Троя» (реж. В. Петерсен, США, Мальта, Великобритания, 2004). Архитектура, скульптура и прикладное искусство. Гомер. Бюст (ІІ – І ст. до н. э.). Барельеф Гомера на фасаде Лувра. Одиссей и сирены. Рисунок на вазе. раскрывает краткие сведения о Гомере;
кратко пересказывает сюжет одной из поэм;
характеризует героя одной из поэм на материале изученных отрывков;
находит в прочитанных отрывках устойчивые (постоянные) эпитеты и развёрнутые сравнения, объясняет их художественную роль;
на конкретных примерах раскрывает основные особенности поэтики произведения;
объясняет сущность понятия «эпическая поэма»;
высказывает своё мнение о причинах бессмертия гомеровских поэм;
5 ЭСХИЛ (525 – 456 гг. до н.э.)
«Прикованный Прометей».
Литературная версия мифа о Прометее. Главный герой – человеколюбец и борец против тирании. Художественное своеобразие пьесы.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (обогащение знаний: античная трагедия).
Слушает, читает, пересказывает, анализирует, сравнивает, обобщает, декламирует, характеризует, комментирует, составляет монологическое высказывание, аргументирует свою точку зрения.Живопись. Х. де Рибера «Прометей», Г. Фюгер «Прометей несёт людям огонь», П. Рубенс «Прометей прикованный», И. Репин «Прометей». Музыка. А. Скрябин «Поэма огня» (симф. поэма), Ф. Лист «Прометей» (симф. поэма), Л. ван Бетховен «Творения Прометея» (увертюра к балету) и др. Мультипликация. М/ф «Прометей» (реж. А. Снежко-Блоцкая, СССР, 1974) и др.выразительно читает трагедию, комментирует отрывки, содержащие описание великих подвигов Прометея;
характеризует образ Прометея, отмечая его мужество и силу духа;
дает собственную оценку поведению титана;
объясняет смысл драматургического конфликта в трагедии; приводит примеры афоризмов, содержащихся в тексте трагедии;
сопоставляет мифологический образ Прометея с его художественным образом в трагедии Эсхила;
6 РР (у).
Сочинение-рассуждение (устное) по изученному произведению.
«Подвиг Прометея: вчера и сегодня».
Строит устное монологическое высказывание, слушает, анализирует, высказывает свою точку зрения. строит устные монологические высказывания и участвует в диалоге и полилоге в ходе изучения художественного произведения;
строит различные высказывания с использованием выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
7 Внеклассное чтение
(1-2 произведения по выбору учителя)
Софокл «Антигона»; Еврипид «Медея»; лирика Сапфо, Анакреонта и других; М. Карим. «Не бросай огонь, Прометей!»; Вергилий «Энеида» (отрывки).
Выразительно читает, декламирует, пересказывает, анализирует, строит устное монологическое высказывание, высказывает свою точку зрения. выразительно читает произведения с соблюдением норм литературного произношения;
пересказывает текст (кратко, выборочно, подробно (близко к тесту), от имени персонажа, с комментарием, с творческим заданием);
дает устные и письменные ответы на проблемные вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
строит устные монологические высказывания и участвует в диалоге и полилоге в ходе изучения художественного произведения;
8 Контрольная работа
(жанр учитель выбирает самостоятельно). Демонстрирует полученные знания и умения на практике.
Тема 2 (8 часов) ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
9 Общая характеристика эпохи средневековья как этапа развития мировой культуры. Средневековье на Западе и Востоке. Связь европейской средневековой литературы с наследием античности и христианства.
Священные книги народов мира (обзорно)
Слушает, читает, пересказывает, анализирует, сравнивает, обобщает, конспектирует, строит монологическое высказывание. Живопись. Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (фреска), «Мадонна с младенцем». Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна». Р. Зоммер «За чтением Корана». Иллюстрации Ю. Ш. фон Карольсфельда, Г. Доре, С. Дали и др. к Библии. Образцы восточного рисунка. Музыка. И. С. Бах «Страсти по Матфею». В. А. Моцарт «Реквием». И. Стравинский «Симфония псалмов». Дж. Каччини, И. С. Бах, Ш. Гуно, Ф. Шуберт «Ave Maria» и др. Скульптура. Микеланджело «Давид», «Моисей».
даёт общую характеристику эпохи средневековья;
объясняет особенности развития литературы средневековья на Западе и Востоке;
раскрывает основные сведения о священных книгах народов мира;
объясняет значение священных книг в формировании культуры народов мира;
приводит примеры влияния Библии на развитие русской и украинской литератур;
10 Древнерусская литература
Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).
Оригинальная светская литература (обзорно). Выдающиеся памятники древнерусской письменности: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Слово о Законе и Благодати Иллариона», «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума», «Поучение Владимира Мономаха».
Переводная светская литература (обзорно). Сборники афоризмов («Пчела»), естественнонаучные произведения («Шестоднев»), исторические хроники и повести («Александрия»).
«Слово о полку Игореве».
Открытие «Слова…», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве «Слова…». Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова…». Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова…». Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика «Слова…», своеобразие авторского стиля. «Слово…» и фольклорная традиция. Значение «Слова…» для русской культуры. Переводы и переложения произведения.
Слушает, читает, комментирует, пересказывает, анализирует, сравнивает, обобщает, конспектирует, строит монологическое высказывание, составляет план.Живопись. Иллюстрации В. Фаворского к «Слову…». В. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами». Портрет Великого князя Владимира II Всеволодовича Мономаха из Царского титулярника. 1672 года. М. В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею» (1890), «Юность Сергия» (1891), «Труды Сергия Радонежского». Иконопись. Иконы Сергия Радонежского, А. Рублёв «Троица». Музыка, театр. Опера А. П. Бородина «Князь Игорь». Скульптура. Горельеф «Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар» (скульпт. А. В. Логановского, 1847-1849 годы). Памятники преподобному Сергию Радонежскому в Сергиевом Посаде (скульпт. В. Чухаркин, арх. В. Журавлёв, 2000), в Радонеже (скульпт. В. М. Клыков, арх. Р. И. Семерджиев, 1988). Мультипликация. М/ф «Пересвет и Ослябя» (реж. С. Подивилов, Россия, 2010).называет отличительные особенности древнерусской литературы (историзм, познавательный и поучительный характер, анонимность, связь с фольклором, рукописная форма);
объясняет значение введения христианства на Руси для развития образования, литературы и искусства, называет образцы переводной и оригинальной древнерусской литературы;
составляет план лекции учителя;
знает историю открытия произведения;
рассказывает об исторической основе, особенностях жанра и композиции «Слова…»;
характеризует основные образы героев произведения;
раскрывает идейно-художественное содержание поэмы, значение произведения для русской культуры;
читает и комментирует фрагменты из «Слова о полку Игореве») в переводах В. Жуковского, К. Бальмонта, Н. Рыленкова (по усмотрению учителя);
11 Литературное краеведение
«Слово о полку Игореве» в переводах В. Жуковского, Н. Рыленкова, Н. Заболоцкого, И. Шкляревского (по выбору учащихся).
Описания природы в поэме.
Теория литературы. Развитие понятия о литературном пейзаже. Пересказывает, сравнивает, анализирует. Живопись. Иллюстрации В. Фаворского к «Слову…». В. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами». называет средства художественной выразительности при описании природы в литературе;
12 Мацуо БАСЁ (1644 – 1694)
«Старый пруд», «На голой ветке…» и другие хокку (хайку) в переводах В. Марковой и др. (по выбору учителя и учащихся).
Краткие сведения о поэте-страннике Мацуо Басё. Отражение в лирике Мацуо Басё национального менталитета. Хокку (хайку) – «поэзия умолчания» (А. А. Долин) и душевного просветления. Предельная краткость, простота, ассоциативность, глубина скрытого смысла – характерные особенности поэзии Басё. Роль художественной детали в восприятии поэтической картины мира. Специфика изображения взаимоотношений человека и природы, характерная для японской литературы.
Теория литературы. Понятие о хокку (хайку). Развитие понятия об оригинале и переводе.
Слушает, выразительно читает, декламирует, анализирует, высказывает свою точку зрения, сравнивает. Живопись, графика. Портрет Мацуо Басё работы Ёса Бусон; гравюры Кацусика Хокусай, иллюстрации Ёса Бусон и др. Архитектура. Храм Басё в г. Уэно.
раскрывает краткие сведения о поэте;
обсуждает построение, тематику и идеи произведений Мацуо Басё;
раскрывает сущность понятия «хокку» («хайку»);
обосновывает принадлежность прочитанных произведений к жанру хокку (хайку);
анализирует характерные особенности хайку Мацуо Басё (предельная лаконичность, философская глубина, значительная роль художественной детали, отсутствие рифмы, постоянное количество строк и слогов, «сезонные слова»);
выразительно читает наизусть 2-3 хайку (по выбору);
определяет роль художественной детали как органической части образной картины мира, изображенной в хайку;
словесно рисует картины, возникшие в воображении под воздействием чтения хокку (хайку);
13 РР (п)
Составление хокку (хайку). Пишет, сочиняет, презентует, аргументирует, слушает, сравнивает, участвует в полилоге. Составляет хокку (хайку) на заданные темы.
14 Данте АЛИГЬЕРИ (1265 – 1321)
«Божественная комедия» («Ад», песни I, V, ХХХІІІ) (возможен выбор других фрагментов).
Слово о поэте. Данте как ключевая фигура итальянского Средневековья и перехода к Возрождению. Общая характеристика его творчества. Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. Особенности строфы поэмы (терцина). Числовая символика поэмы.
Теория литературы. Развитие понятий об аллегории и метафоре. Терцина.
Слушает, читает, пересказывает, анализирует, сравнивает, обобщает, конспектирует, строит монологическое высказывание. Живопись. Данте на фреске виллы Кардуччо Андреа дель Кастаньо. Д. Микелино «Данте и три царства». С Боттичелли «Данте и Беатриче в Эмпирее». Иллюстрации к «Божественной комедии» Г. Доре. Скульптура. Э. Пацци. Памятник Данте во Флоренции.
знает основные вехи жизни и творчества Данте;
объясняет, что Данте - выдающийся мыслитель и поэт Италии, который жил на грани средневековья и Возрождения, а его поэма «Божественная комедия» является философско-художественным синтезом (обобщением наивысших достижений) средневековой культуры;
пересказывает ключевые фрагменты «Божественной комедии» (прежде всего «Ада»);
составляет план первой части «Божественной комедии» (девять кругов ада: кто за что мучается);
объясняет особенности композиции и строфы поэмы, числовую символику произведения;
выражает личное отношение к проблемам, которые затрагиваются в поэме, аргументируя свою точку зрения примерами и цитатами из текста;
15 Контрольное сочинение
(жанр и темы учитель выбирает самостоятельно). пишет сочинение в разных жанрах по изучаемым произведениям:
16 Контрольная работа
(жанр учитель выбирает самостоятельно). демонстрирует полученные знания и умения на практике.


Приложенные файлы

  • docx 10707641
    Размер файла: 46 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий