Катерина — жертва или победитель темного царств..


Катерина – жертва или победитель «темного царства»
В драме А.Н.Островского «Гроза» показан сложный, трагический процесс раскрепощения оживающей души, которая борется с мраком. Все те герои пьесы, которых условно можно назвать жертвами «темного царства», хорошо понимают, что порядок в их городе, в их семье порочен. Но эти люди не способны на протест. Некоторые из них считают, что лучше им приспособиться к такой жизни. Варвара врет, потому что знает, что можно делать все, лишь бы только было «шито да крыто»; Тихон, который в душе сочувствует жене, все же боится сопротивляться открыто своей матери и запивает горькую, чтобы меньше страдать душевно. Кулигин не спорит с Диким, а только рассуждает о возможных преобразованиях. И лишь одна Катерина не только понимает, что жизнь в городе протекает не по нормальным человеческим законам, но она и не хочет мириться с этим. Одиночество Катерины среди героев пьесы автор подчеркивает намеренно: она единственный герой, который не имеет пары. Сравним с такими парами, как Кабанова – Дикой, Тихон – Борис, Варвара – Кудряш, Кулигин – Феклуша). Катерина часто говорит одна, не в диалоге с другими героями пьесы. Даже по происхождению Катерина – чужой в Калинове человек. Автор пьесы изображает ее как самобытный русский характер. Вспомним, что она рассказывает о своем детстве: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Именно неволя становится причиной того, что в душе Катерины начинает назревать протест. «…Мне так душно, так душно дома, что бежала бы», - говорит она Варваре. Но Катерина воспитана на религиозных представлениях о морали и долге. Поэтому, осознав, что она влюбилась в другого, Катерина начинает испытывать чувство вины. После этого в пьесе появляется тема греха, который все герои понимают по - разному. Первая встреча Катерины и Бориса проходит на фоне звучания народной песни о неминуемой гибели девушки по вине любимого. Каким же сильным должно быть ее чувство, если она во имя него идет на верную смерть. Она не боится сказать об этом Варваре. Эта жизнь с нелюбимым мужем опостылела ей, Катерина не исключает вероятность решительного ухода от такой жизни. Красота характера этой героини не только в ее необыкновенной любви к народному духу, в ее поэтичности, но и в удивительном свободолюбии. Но воспитание, которое Катерина получила в патриархальной семье, типичное воспитание для того времени, приводит к тому, что в душе ее начинает созревать конфликт с самой собой, потому что, с одной стороны, свои мечты о счастье она считает греховными, а с другой - потребность любви и свободы становится единственным, что занимает все ее мысли. В начале пьесы мы воспринимаем Катерину как покорную жертву, человека со сломанной волей и растоптанной душой. Свекровь ее «поедом ест», а она словно тень ходит безответная, тихая. Это со слов Тихона, мужа Катерины. Но вот она сама перед нами. И мы видим: нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характером, с живым, вольнолюбивым сердцем. Из дому она убежала, чтобы проститься с Борисом, не побоявшись кары за этот поступок. Она не прячется, как Варвара, наоборот, она громко зовет любимого. Она не чувствует себя жертвой, рабой, напротив, она ощущает свободу, потому что потеряла все. Нечем ей больше дорожить, даже жизнь теперь для нее не имеет цены. «Для чего мне теперь жить?». В сцене свидания с Борисом Катерина завидует любимому: «Ты вольный казак». Но, по сути дела, кто из них двоих более свободен? Борис целиком зависит от воли своего дяди. «Не по своей воле еду: дядя посылает». Борис скован страхом, он боится, что их с Катериной могут здесь застать. Последний монолог Катерины рисует ее внутреннюю победу над силами «темного царства». Катерина восклицает: «Опять жить? Нет, нет, не надо….нехорошо!» Она считает безнравственным жить под игом Кабанихи. Уж лучше в Волгу…Катерина жаждет освобождения. Мысль о том, что ее поймают и воротят в семью Кабановой, нестерпима для девушки. Вот почему она при мысли о насилии над ней готова переступить через религиозные представления, где самоубийство является страшным грехом, и готова на все, даже на то, чтобы лишить себя жизни. «Все равно, что смерть придет, что сама…а жить нельзя!» - размышляет она о том, чтобы свести счеты с жизнью. Катерина показывает всем, что она свободна в своем выборе даже между жизнью и смертью. Она не может жить во лжи, как Варвара, не может терпеть, как Тихон, она предпочитает уйти совсем, чем жить по- старому. В любви Катерине не повезло. Она полюбила человека слабого, безвольного, практически похожего на ее мужа, Борис был, может быть, чуть образованнее Тихона. Но она полюбила его и надеялась, что с ним начнется для нее новая жизнь. Как гроза в жаркий летний день приносит людям облегчение, так и после смерти Катерины, пусть даже и ненадолго, в жертвах «темного царства» появляется стремление вырваться из - под власти самодуров. Варвара и Кудряш бегут из Калинова. Кулигин обращается к собравшимся на берегу людям с горьким упреком. Даже всегда покорный Тихон бросает матери в лицо обвинение в смерти жены. Но способен ли кто - нибудь из них на то, чтобы отстоять свою свободу ценой жизни, как Катерина? Автор пьесы уверен, что не способен никто: уж очень крепко сидит в них страх перед сильными мира сего, перед «отцами города». И в смерти Катерина так же одинока, как и в жизни. Вот почему, наверное, проницательный русский критик Н.А.Добролюбов назвал Катерину «сильным русским характером». Женщина, идущая в своем протесте до конца, должна быть исполнена, по словам критика, поистине героического самоотвержения.

Приложенные файлы

  • docx 10710868
    Размер файла: 16 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий