Кутасова В. Е. Труды И. Н. Смирнова о финно-уграх Поволжья и Приуралья


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Кутасова
Валентина
Евгеньевна
ТРУДЫ И. Н. СМИРНОВА О ФИННО
УГРАХ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ В ОЦЕНКАХ
СОВРЕМЕННИКОВ


Источник
искусствоведение. Вопросы теории и практики


Содержание данного номера журнала:
www.gramota.net/materials/3/2015/12-


Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства:
www.gramota.net


Издательство «Грамота»
gramota
KINDS OF CREATIVE THINKING, THEIR GENERALITY, WAYS OF INTERACTION
Kul'bizhekov Viktor Nikolaevich
, Ph. D. in Philosophy
Siberian Federal University
oolam@yandex.ru
The
article examines creative thinking, which includes artistic and scientific ones having a lot in common. Artistic thinking
any creative thinking takes place in the movement of thought experiments and creates sound construct
ions and models that
are
able
to raise the listener to the level of philosophical generalizations. The paper emphasizes th
at music evolves as a result
interaction with other forms of public consciousness, and thought experiment, the principles of which philosophers have been
using s
ince ancient times, unites various kinds of creative thinking.
Key words and phrases:
thought experiment; musical thinking; principle of dialectical logic; themes comparison in music; artistic
thinking; structuring; modeling.
_____________________________________________________________________________________________
УДК 930
Исторические науки и археология
В статье дана обобщенная характеристика мнений современников доктора исторических наук, профессора
Казанского императорского университета Ивана Николаевича Смирнова (1856
1904) о его историко
этнографических очерках, посвященных финно
угорским народам Поволжья и Приуралья, ‒ «Черемисы» (1889),
«Вотяки» (1890), «Пермяки» (1891) и «Мордва» (1895). На основе анализа взглядов ученых
историков,
фил
логов, этнографов
автор дает обобщенную характеристику вклада исследователя в изучение данных народов.
Свои мне
ния они отразили в рецензиях на книги и некрологах, посвященных памяти И. Н. Смирнова.
Ключевые слова и фразы:
финно
угорские народы; И. Н. Смирнов; мордва; мари; удмурты; дореволюционная
историография; Поволжье; Приуралье.
Кутасова Валентина Евгеньевна
к.и.н., доцент
Марийский государственный университет
Vkutasova@mail.ru
ТРУДЫ И. Н. СМИРНОВА О ФИННО
УГРАХ ПОВОЛЖЬЯ
И ПРИУРАЛЬЯ В ОЦЕНКАХ СОВРЕМЕННИКОВ
Статья выполнена в рамках проекта РГНФ № 15
12002
«Финно
угорские народы Поволжья в исследованиях дореволюционных исследователей».
Иван Николаевич Смирнов (1856
1904), доктор исторических наук, профессор Казанского императорского
университета, родился в семье священника Аринской церкви Моркинской волости Царевококшайского уезда
Казанской губернии (ныне Моркинский район, Республика Марий Эл). Он закончил духовное училище и с
минарию, историко
филологический факультет университета в
Казани, где был избран профессорским ст
пендиатом [25, с. 162].
Предметом его исследования стала история южных славян. Будучи уже ученым с большим опытом в и
следовании славян и автором публикаций [20
22], он стал изучать народы Поволжья и Приуралья. Итогом
стали историко
этнографические очерки «Черемисы» (мари) (1889) [26], «Вотяки» (удмурты) (1890) [17],
«Пермяки» (1891) [22] и «Мордва» (1895) [18].
Цель статьи

рассмотреть и обобщить мнения дореволюционных исследователей

современников
И. Н. Смирнова о его монографиях, которые были опубликованы в печати сразу после выхода в свет данных книг.
Интерес ученого к исследованию инородцев появился под влиянием лек
тора Дерптского университета
П. Веске (1843
1890). В течение семи лет была проведена колоссальная работа. Профессор развернул плод
творную деятельность по изучению истории финно
угров

черемисов, мордвы, вотяков и пермяков. И. Н. Сми
нов
тщательно готовился к поездкам

изучал литературу о народах. Автор выдвинул следующую задачу:
«необходимо
сть научно систематизировать материалы, собранные предыдущими исследователями» [6, с. 669].
Для знакомства с историей, бытом народов по поручению историко
филологического факультета ун
верситета были предприняты выезды в Казанскую, Вятскую, Пермскую, Уфимс
кую, Нижегородскую, К
стромскую губернии, где И. Н. Смирнов изучал черемис. К вотякам выезжал

в Слободской, Глазовский,
Малмыжский, Сарапульский и Бирский уезды Вятской и Уфимской губерн
ий, к пермякам

в Чердынский
Соликамский уезды Пермской губернии,
к мордве

в Нижегородскую, Пензенскую и Тамбовскую губе
нии [1, с. 2
3; 4, с. 27
28; 6, с. 668; 16, с. 286]. И. Н. Смирнов ездил в экспедиции вместе с хранителем музея
отечествоведения университета П. В. Траубенбергом и лектором финских наречий М. П. Веске [16, с. 286].
Историко
этнографические очерки были опубликованы в Известиях общества археологии, истории и э
нографии при Казанском императорском университете в 1889
1895 гг., а потом были изданы отдельными

Кутасова В. Е., 2015
��ISSN
) 20
5, часть
4
книгами. Только очерк «Мордва» печатался в «Из
вестиях» почти три года. В Париже, еще при жизни автора,
в 1898 г. на французском языке было издано исследование ученого [34].
Время, прошедшее после издания очерков и до его смерти, показало, что творчество И. Н. Смирнова и
тересно. В настоящее время его
книги стали библиографической редкостью, поэтому, по прошествии более
ста лет после их издания, книги «Мордва», «Пермяки» и «Черемисы» [19; 24; 27] переизданы.
Как показатель интереса к его наследию выступает исследование учеными его трудов и в наше время
[12
14; 33], защищены две кандидатские диссертации [3; 10]. В 1999 году в Национальной библиотеке
им. С. Г. Чавайна (г. Йошкар
Ола) прошли Орловские чтения в связи с 1
летием издания монографии
Н. Смирнова «Черемисы» по теме «Вопросы истории и культуры марийского народа в научном наследии
профессора И. Н. Смирнова» [8]. В 2006 году Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН
провел научно
практическую конференцию, посвященную 150
летию со дня рождения профессора И. Н. Смир-
нова
«Этнография восточно
финских народов: история и современность» в Ижевске [32].
Историко
этнографические очерки заинтересовали многих современников автора. Следует отметить, что
это были специалисты в разных отраслях знания: Дмитрий Николаевич
Анучин
1843
1923

историк, а
хеолог, академик; Николай Федорович Катанов (1862
1922) ‒ востоковед, тюрколог, профессор; Дмитрий
Александрович Корсаков (1843
1920) ‒ историк, профессор Казанского императорского университета; Ст
пан Кирович Кузнецов (1854
1913) ‒ историк, этнограф; Эмиль Нестор Сетеле (1864
1935) ‒ профессор,
финский языковед; Николай Николаевич Фирсов (1864
1934) ‒ историк, профессор Казанского императорского
университета; Николай Николаевич Харузин (1865
1900) ‒ этнограф, историк, археолог; Михаил Михайлович
Хво
стов (1872
1920) ‒ приват
доцент Казанского императорского университета.
Рецензии на монографии публиковались в периодических изданиях, а журнал «Русская мысль» напечатал
редакционные статьи информационного плана сразу после издания очерков [2; 11; 31, с. 13].
Н. Н. Харузин является автором рецензии на книгу И. Н. Смирнова «Мордва». Он отметил, что в главе
«Очерк истории» отражена жизнь народа «в период, от которого нет по
этому вопросу письменных да
ных» [29, с. 155]. Есть в рецензии и критика за то, что недостаточно использован археологический мат
риал
и «слишком мало обращает внимание на современное состояние мордвы» [Там же, с. 160]. Ученый
сделал вывод: «литература обо
гатилась крупным вкладом» и надеждой, что автор продолжит
исследования
данной проблеме [Там же].
Подробную, обстоятельную рецензию написал академик Д. Н. Анучин, изданную небольшой брошюрой.
Он отметил, что на финские народы обращали внимание исследоват
ели,
они были предметом изучения
многих заметках, очерках, трудах ученых, различных сочинениях, но литература о них разбросана, данные
в ней противоречивы [1, с. 3
4]. Ученый дал высокую оценку экспедициям И. Н. Смирнова в места непосре
ственного проживания народов, обозначив не только губернии, но и все уез
ды, которые он смог посетить.
рецензии обратил внимание на то, что автора интересовали именно особенности быта, расселения, обрус
ния народов. Как важный фактор поездки отметил, что была возможность
роверить литературные данные
своими личными наблюдениями и общаться с местным населением. Поэтому это придает его исследов
нию «выдающееся значение… и делает его необходимым пособием для ознакомления с указанными групп
ми финских народностей» [Там же,
с. 3]. Доктор исторических наук Д. Н. Анучин, проанализировав первые
главы во всех четырех книгах «Очерки истории», определил, что «он о
собенно подробен по отношению
мордве» [Там же]. Использован не только опубликованный материал, но также И. Н. Смирнов
воспольз
вался данными «местными рукописными… для выяснения и состояния этой народности в некоторые истори-
ческие эпохи» [Там же, с. 4]. Археолог Д. Н. Анучин прокомментировал использование археологических св
дений в очерках, касающихся «те
рритории избранных им племен» и
способных «бросить свет на их доист
рическое прошлое» [Там же]. В частности, отразил то, что недостаточно археологических сведений о черем
сах, вотяках и мордве. Автором в книге о черемисах «не приняты во внимание археологические данные о м
ри, которая стояла в ближайшем родстве с черемисами (последние и до сих п
ор называют себя мари, мäр)»,
пермяках и вотяках автор лишь поверхностно затронул археологические материалы
[Там же]. Материалы
раскопок имеют большое значение «для уяснения доисто
рического быта черемисской народности»,

писал
академик. Археолог с сожалением отмечает, что нет сведений о материалах раскопок «Терюшевской волости,
проведенной Дружининым», а сведения о них помещены в протоколах Х тома Московского археологическ
го общес
тва [Там же]. Историк Д. Н. Анучин в рецензии сделал следующий вывод: И. Н. Смирнов подробно
научно изучил финские народности Среднего Поволжья и Прикамья и поэтому заслуживает «поощрения
императорской Академии наук, одною из находящихся в его распоряже
нии премий» [Там же, с. 7].
Финский филолог, академик Э. Н. Сетеле написал рецензию по поручению Академии наук и отразил,
«насколько успешно автор, исследуя прошлое этих народностей, воспользовался теми данными, которые
дают
их языки» [15, с. 1]. И. Н. Сми
рнов

не лингвист, до него не было работ с подобным анализом, поэтому
«от автора нельзя было большего и ожидать», но тогда нужно было более точно и осторожно ему делать в
воды. Рецензент отметил, что самая слабая часть четырех монографий лингвистическая,
но нужно принять
внимание, что с точки зрения филологии сделано исследователем немало. Автор описал «приблизительно
верную картину вотяцко
зырянского культурного состояния; что он дал обзор тюркско
татарского культу
ного влияния на черемисов и вотяков;
что он указал финские названия мест
ностей там, где финны больше
живут, собрал материал для будущих исследователей» [Там же, с. 33]. Далее академик обратил внимание
на то, что очерки написаны «при неблагоприятных условиях, вдали от научных культурных центров России».
Все это говорит о его исследовательских способностях и вкладе в науку. Поэтому Э. Н. Сетеле просил «И
м-
ператорскую Академию наук благосклонно присудить профессору И. Н. Смирнову меньшую премию графа
Уварова за сочинения о восточных финнах» [Та
м же].
Издательство «Грамота»
gramota
Сразу после похорон И. Н. Смирнова были собраны материалы выступлений коллег ученого, и они были
изданы в «Ученых записках императорского Казанского университета». Историко
филологический факультет
университета определил издать речи, телеграммы, нек
рологи отдельной брошюрой [9].
Приват
доцент Казанского императорского университета М. М. Хвостов отметил, что И. Н. Смирнов з
нимался мало разработанными вопросами

историей славян и финнов, был одним из первых пионеров,
факты умел окинуть «широким взглядом общего историка, мог ввести их в рамки стройной социологич
ской схемы. На многие области истории славян и финнов ты первый
взглянул так широко» [30, с. 8].
Автором некролога, опубликованного в сборнике, был доктор исторических наук, профессор Д. А. Кор-
саков. Он отметил, что ученый написал книги, которые имеют большое значение в финнологии. Они уве
чаны Академией наук Уваровской премией в 1896 г. [5, с. 14], а Императорским русским географическим
обществом

золотой медалью. На исследования обратили внимание в Финляндии и за границей, «угро
финское ученое общество в Гельсингфорсе избрало его своим членом» [Там же, с. 15].
Профессор Н. Ф. Катанов писал, что труды И. Н. Смирнова оценили высоко и избрали своим «küslö
tagok» Мадьярское «Этнографическое общест
во» в Будапеште и почетным членом «Общество археологии,
истории и этнографии» при Казанском императорском университете [4, с. 27]. Также к числу заслуг он отнес
то, что И. Н. Смирновым был собран материал, который будет необходим и для будущих исследований
«…дал возможно полный библиографический обзор литературы об угро
финских племенах» [Там же].
Историк и этнограф С. К. Кузнецов отразил свое мнение об очерках в некрологе, опубликованном в «Этн
графическом
обозрении», объяснив, что у И. Н. Смирнова интере
с к изучению инородцев появился под вл
янием М. П. Веске. Ученый обстоятельно готовился к поездкам

изучал литературу о черемисах, труды
Спенсера и Тэйлора, применил метод Спенсера в монографиях о народах. С. К. Кузнецов дал высокую
оценку труду: четыре м
онографии являются «…монументальными памятниками его ученой деятельности…
дан исторический обзор судьбы каждого племени» [6, с. 668
670]. Отметив напряженную работу историка,
заметил, что в монографиях «недостаточно» личных впечатлений автора о народах [Там же, с. 669].
Через шесть лет после смерти И. Н. Смирнова и публикации С. К. Кузнецовым некролога об ученом, этн
граф снова обратился к интересующим его темам. В 1910 г. С. К. Кузнецов опубликовал статью, где проанализ
ровал имеющуюся литературу об удмурт
ах. Об очерке И. Н. Смирнова «Вотяки» написал, что автор «возбудил
большое внимание», так как появилась книга, «обнимающая всесторонне историю, внешний быт, семейную и
общественную организацию. Как и остальные монографии, увлекает читателя стройностью и си
стематичностью
изложения, основанного на обширной литературе» [7, с. 101], поэтому и критиковал за недостаточное отражение
бытовых сторон жизни изучаемых им народов. Он назвал И. Н. Смирнова «кабинетным этнографом», который не
собрал лексический материал,
тексты, мало включил личные наблюдения и полевые исследования [Там же].
Современников И. Н. Смирнова объединяло то, что они все

ученые, историки, филологи, этнографы.
Они отметили единую цель сборников, значительный вклад в изучение аборигенов Поволжья и
Приуралья,
привлечение большого объема источников. Практически все рецензенты, рассматривая очерки, сравнивают
их по главам. Анализ оценок ученых историко
этнографических очерков показал, что их мнения противор
чивы, одинаково критикуют лингвистический материал, но каждый со своей профессиональной точки зр
ния ученого
специалиста.
Историко
этнографические очерки И. Н. Смирнова стали заметным явлением в историографии финно
угорских народов Поволжья и Приуралья. Следует учесть, что он является автором первых
монографий, посв
щенных конкретным народам, автохтонам Поволжья и Приуралья, что стало важным фактором в дореволюц
онной историографии. Ученый последовательно переходит от одного народа
к другому, рассматривает их
одинаковому плану. Работа над очерками
заняла семь лет, издавались они шесть лет. В трудах И. Н. Смирн
ва

основательная источниковая база, известная к концу XIX века, которую он впервые ввел в научный оборот:
труды русских историков и путешественников, полевой материал, собранный им в экспедициях в местах обит
ния изученных им народов. Поэтому историко
этнографические очерки представляют историографическую
ценность. Современники автора писали: «…за монографиями… останется значение справочных пособий», так
как собрана литература о народах, без
которой нельзя будет обойтись исследова
телю [6, с. 670]. Обратившись
изучению данной проблемы, ученый создал себе имя в науке, отметил историк Н. Н. Фирсов [28, с. 32].
Таким образом, изучение взглядов современников профессора И. Н. Смирнова позволило говорить о вн
мании к его научному творчеству не только российских ученых, но и зарубежных; причиной которому стали
историко
этнографические очерки, посвященные финно
угорским народам Поволжья и Приуралья: «Вотяки»,
«Мордва», «Пермяки» и «Черемисы».
Список
литературы
Анучин Д. Н.
И. Н. Смирнов. Восточные финны: историко
этнографический очерк. Рец. Акад. Д. Н. Анучина.
СПб.: Тип.
Акад. наук, 1898. Т. 1. Приволжская или булгарская группа. Ч. 1. Черемисы. Ч. 2. Мордва. Т. 2. Прико
ская или Пермская группа. Ч.
1. Вотяки. Ч. 2. Пермяки. 7 с.
Вотяки. Историко
этнографический очерк. И. Н. Смирнов.
Казань, 1890 г. Известия Общества археологии,
истории и этнографии. Т. VIII. Вып. 2
// Русская мысль. 1891. Т. II. С. 89
90.
Гибадуллина Н. М.
И. Н. Смирнов

профессор Императорского Казанского университета: дисс. … к.и.н. Казань,
2011. 300 с.
Катанов Н.
О трудах И. Н. Смирнова по этнографии инородцев Восточной России // Памяти профессора Ивана Ник
лаевича
Смирнова / под ред. А. С. Архангельского. Казань, 1904. С. 26
29.
Корсаков Д. А.
И. Н. Смирнов: некролог // Памяти профессора Ивана Николаевича Смирнова / под ред. А. С. Архан-
гельского
. Казань, 1904. С. 13
17.
��ISSN
) 20
5, часть
4
Кузнецов С. К.
В память об Иване Николаевиче Смирнове: некролог // Кузнецов С. К. Святыни. Культ предков.
Древн
яя история. Йошкар
Ола, 2009. С. 666
671.
Кузнецов С. К.
Успехи этнологии в деле изучения финнов Поволжья за последние тридцать лет // Этнографическое
обозрение. 1910. № 1, 2. С. 77
113.
Орловские чтения: вопросы истории и культуры марийского народа в науч
ном наследии профессора
И. Н. Смирнова
(к 110
летию издания книги И. Н. Смирнова «Черемисы»)
(24 февраля 1999 г.): программа /
Национальная библиотека им. С. Г. Чавайна. Йошкар
Ола, 1999. 4 с.
Памяти профессора Ивана Николаевича Смирнова
/ под ред. А. С. Архангельского. Казань, 1904. 45 с.
Пахомов Ю. В.
Иван Николаевич Смирнов (1856
1904): историк, этнограф, общественный деятель: автореф. дисс. … к.и.н.
М., 1994. 19 с.
Пермяки. Историко
этнографический очерк. И. Н. Смирнов. Казань, 1891 г.
// Русская мысль
1891.
Т.
VIII
С. 350
351.
опов Н. С., Сепеев Г. А.
Первое монографическое исследование о марийцах: к 110
летию со времени издания книги
И. Н. Смирнова «Черемисы» // Марийский археографический вестник. 1999. № 9. С. 7
Сануков К. Н.
И. Н. Смирнов

сследователь финно
угорских народов Поволжья // Смирнов И. Н. Черемисы:
ист.
этнограф. очерк / вступ. ст. К. Н. Санукова; сост. Лайд Шеймер (В. Н. Козлов). Йошкар
Ола, 2014. С. 5
Свечников С. К.
И. Н. Смирнов о марийцах в
XIV
XVI
вв.: по материалам историко
этнографического очерка
Чере-
мисы
» // Марийский археографический вестник. 1999. № 9. С. 236
238.
Сетеле Э. Н.
Восточные финны. Историко
этнографические очерки И. Н. Смирнова: I, 1 Черемисы, Ка
зань, 1889;
I, 2 Мордва, Казань 1895; II, 1 Вотяки, Казань, 1890; II, 2 Пермяки, Казань, 1891. СПб.: Тип. Императорской Академии
наук, 1898. 33 с.
Смирнов И.
Восточные финны: историко
этнографические очерки. Т. 1. Ч. 1
2; Т. 2. Ч. 1
2. Казань, 1889
1895 /
Русский
вестник. 1889. Июль. С. 282
286.
Смирнов И. Н.
Вотяки. Историко
этнографический очерк // Известия Общества археологии, истории и этнографии.
Казань, 1890. Т. VIII. Вып. 2. 308 с.
Смирнов И. Н.
Мордва: историко
этнографический очерк. Казань, 1895.
291 с.
Смирнов И. Н.
Мордва: ист.
этнограф. очерк / НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия;
авт. вступ. ст. В. А. Юрченков. Саранск, 2002. 296 с.
Смирнов И. Н.
Отношения Венеции к городским общинам Далмации с XII до половины XIV века.
Казань, 1880. 189 с.
Смирнов И. Н.
Очерк культурной истории южных славян. Казань, 1879. 506 с.
Смирнов И. Н.
Очерки истории Хорватского государства, до подчинения его угорской короне. Казань: Унив. тип.,
1879. 128 с.
Смирнов И. Н.
Пермяки: историко
этнографический очерк // Известия Общества археологии, истории и этногр
фии. Казань, 1891. Т. IX. Вып. 2. 289 с.
Смирнов И. Н.
Пермяки: ист.
этнограф. очерк. Изд
е 2
е, репр. М.: Либроком, 2011. 289 с.
Смирнов И. Н.
Смирнов Иван Николаевич: автобиография // За сто лет: биографический словарь профессоров и
преподавателей императорского Казанского университета (1804
1904): в 2
х ч. Казань: Типолитогр. ун
та, 1904. Ч. 1.
Кафедра православного богословия, факультеты исто
рико
филологический (с разрядами вост. словесности и лектурами)
и физико
математический. С. 162
164.
Смирнов И. Н.
Черемисы: историко
этнографический очерк. Казань, 1889. 212 с.
Смирнов И. Н.
Черемисы: ист.
этнограф. очерк / вступ. ст. К. Н. Санукова; сост
. Лайд Шеймер (В. Н. Козлов).
Йошкар
Ола, 2014. 303 с.
Фирсов Н. Н.
Памяти Ивана Николаевича Смирнова // Памяти профессора Ивана Николаевича Смирнова / под ред.
А. С. Архангельского. Казань, 1904. С. 30
33.
Харузин Н. [подпись Н. Х.], Смирнов И. Н.
Мордва
: историко
этнографический очерк. Казань, 1895 // Этнограф
ческое обозрение. 1896. № 1. С. 155
160.
Хвостов М. М.
Памяти И. Н. Смирнова // Памяти профессора Ивана Николаевича Смирнова / под ред. А. С. Архан-
гельского. Казань, 1904.
Черемисы. Историко
этногр
афический очерк И. Н. Смирнова
// Русская мысль. М., 1890. Кн. 1.
Этнография восточно
финских народов: история и современность
: материалы Всероссийской научной конф
ренции, посвященной 150
летию со дня рождения профессора И. Н. Смирнова (г. Ижев
ск, 17
18 октября 2006 г.):
сб.
статей / отв. ред. А. Е. Загребин; Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН.
Ижевск, 2007. 196 с.
Юрченков В. А.
Иван Николаевич Смирнов и финно
угристика // Смирнов И. Н. Мордва: ист.
этнограф. очерк /
НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск
, 2002.
21.
Smirnov I. N.
es populations finnoises des basiens de la Volga et de la Kama: e
tudes d ethnographie historigue. P., 1898.
WORKS BY I. N. SMIRNOV ABOUT THE FINNO
UGRIC PEOPLES OF THE VOLGA
AND TRANSURAL REGIONS IN EVALUATIONS OF CONTEMPORARIES
Kutasova Valentina Evgen'evna
, Ph. D. in History, Associate Professor
Mari State Universi
Vkutasova@mail.ru
The article gives a generalized characteristic of the opinions of the contemporaries of Doctor in History, Professor of Kazan
I
perial University Ivan Nikolaevich Smirnov (1856
1904) about his historical and ethnographic essays devoted to the Finno
Ugric
peoples of the Volga and Transural regions: “The Cheremis” (1889), “The Votyaks” (1890),
“The Komi
Permyaks” (1891)
and
“The Mordovians” (1895). Basing on the analysis of the views of scientists

historians, philologists, ethnographer

the
author of the paper gives a generalized characteristic of the contribution of the researcher into the study of these peoples.
They reflected their opinions in the books reviews and obituaries dedicated to th
e memory of I. N. Smirnov.
Key words and phrases:
the Finno
Ugric peoples; I. N. Smirnov; the Mordovians; the Mari peoples; the Udmurts; pre
revolutionary
historiography; the Volga region; the Transural region.


Приложенные файлы

  • pdf 10712441
    Размер файла: 484 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий