Бобров. Техника археологического рисунка


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Министерство образования и науки РФ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный университет»


Гуманитарный факультет


Программа рассмотрена






Утверждаю

на заседании кафедры






___________________

археологии и этнографии






декан гуманитарного










факультета, профессор

19
.0
9
.201
1









20
.09.201
1

Зав. кафедрой, д.и.н., проф. Худяков Ю.С.




Л.Г. Панин






Основная образовательная программа

высшего образования



Направле
ние подготовки «История»

030600



Квалификация (степень) выпускника


специалист


ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«
ТЕХНИКА

АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО

РИСУНКА
»


(72

час., 2 з.е.)


Примерная программа учебного курса

«
Техника археологического рисунка
»


Программа курса «
Техника археологического рисунка
» составлена в соответствии с
требованиями к обязательному
минимуму содержания и уровню подготовки
специалитет

по
циклу

специальных дисциплин СД.Ф.4
по направлению «
История.
Археология», а
также в целях обеспечения

реализации учебног
о процесса в НГУ.


Автор


д
-
р
. ист. наук

Л. А. Бобров



1. Цели освоения дисциплины
Техника археологического рисунка

Дисциплина имеет своей целью

овладение комплексом знаний по проблемам и
направлениям
и
стории

развития техники изображения археологических объектов и
художественных научно
-
исторических реконструкций, приобретение опыта,
навыков
и
техник выполнения различных видов археологического рисунка.



2. Место дисциплины в структуре образовательной программы



Курс лекций и практических занятий по технике археологического рисунка
логически и содержательно
-
методически связан с циклом основных лекционных курсов
археологической специализации. Учебная дисциплина «Техника археологического
рисунка» преподается для
бакалавров
отделения археологии гуманитарного факультета
Новосибирского государственного университета. Настоящая учебная программа
разработана в развитие общеобразовательного курса «Основы археологии» и является
необходимой составной частью в цикле основны
х учебных курсов среди дисциплин
специализации, преподающихся на отделении археологии «Археология каменного века»,
«Археология палеометалла» и «Археология средневековья».



3.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


Знать:
базовые

техн
ики
и приемы
выполнения

археологического рисунка; основные
разновидности археологического рисунка;
способы изображения плана погребения и его
элементов;
порядок выполнения графического археологического рисунка

(базовые
проекции)
; виды научно
-
исторических
реконструкций

и их особенности; порядок и
способы выполнения

художественных научно
-
исторических реконструкций
.


Уметь
:
применять полученн
ые знания на практике в собственной научно
-
исследовательской деятельности
,
самостоятельно
изображать предметы материальной
культуры
из археологических памятников (рисунок с натуры, рисунок с фотографии)
.


Владеть:
навыками
художественного мастерства достаточными для выполнения
иллюстраций для научных исследований археологической направленности;

навыками
выполнения художественной научно
-
исторической реконструкции на основе
комплексного анализа источников;
изложения самостоятельной точки зрения, анализа и
логического мышления, публичной речи, морально
-
этической аргументации, ведении
дискуссий.



4
. Структура и содержание дисциплины «
Техника археологического рисунка
»

Общая трудоемкость дисциплины составляет _2_ зачетных единицы, __
72
___

часа, из них
36 часов аудиторных

и 36 часов на самостоятельную работу
.




ТЕМАТИКА АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Объем аудиторных занятий


36 час
.


Тема 1. Вводная лекция.


2 часа.

Цель и задачи курса. Место археологического
рисунка в исторической науке. Основные виды и типы археологического рисунка.
История
появления и
становления археологического рисунка
, как особой разновидности
иллюстративного материала

для научных и научно
-
попул
ярных исследований
.


Тема 2.

План погребения и его элементы
.


4

час
а
.

План погребения. Способы изображения плана погребения. Обязательные и
дополнительные элементы плана погребения. Способы изображения погребения и его
внутреннего устройства.
Варианты
из
ображения костяка и предметов материальной
культуры в погребении. Способы изображения границ погребения, масштаба, сторон
света. Прорисовка скелета.
Прорисовка предметов материальной культуры в погребении.




Тема 3.

Базовые
приемы
выполнения археологического рисунка.
Изображение
предметов материальной культуры из археологических памятников

(проекции)
.


6

часов.





п/п


Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя
семестра

Виды учебной работы,
включая самостоятельную
работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего
контроля
успеваемости

(по неделям семестра)

Форма
промежуточной
аттестации

(по семестрам)





общая

трудо
ем.

лекции

семин
ары

самос
т. раб.


1

Феномен
археологическо
го рисунка


1

4

2

0

2


2

Технические
приемы
выполнения
археологическо
го рисунка


2
-
10

36

18

0

18

Выполнение
графического
изображения предмета
материальной культуры
в четырех проекциях.

3

Художественна
я научно
-
историческая
реконструкция


10
-
17

32

16

0

16

Выполнение
графического
изображения предмета
материальной культуры
в «художественной»
проекции

4








зачет

Варианты изображения предмета материальной культуры из археологических
памятников. Базовые проекции и их назначение. Основ
ные
техники выполнения
изображений
предметов материальной культуры из археологических памятников.
Графический и цветной рисунок. Назначение «рамки».
Основные проекции. Очередность
выполнения рисунка.
«Ось» и ее назначение. Способы фиксации пропорций
изобра
жаемого предмета.
Набросок и его назначение.
Контурный рисунок.
Основной
(внешний) контур и способы его передачи. Дополнительный (внутренний) контур и
способы его передачи.

Свето
тень и ее назначение. Способы передачи светотени.
Контурно
-
точечный рисунок. К
онтурно
-
штриховочный рисунок. Комбинированный
рисунок. Блик и его назначение. Формы бликов и способы их передачи. Особенности
изображения предметов из камня. Особенности изображений предметов из металла.
Особенности изображения предметов из кости.


Тема 4
.

Дополнительные приемы выполнения археологического
рисунка.



4

часа.

Специфика изображения предметов из
старых музейных и частных собраний,
этнографических коллекций. Особенности изображения предметов из дерева.

Особенности изображения предметов из мягких органических материалов.
Использование
современных

технологий при выполнении археологического рисунка.
Прорисовка
предмета по фотографии

(порядок и способ выполнения)
.

Особенности прорисо
вки
изобразительных памят
ников (
скульптуры, барельефы, настенные росписи, книжные
миниатюры и т.д.
). «Художественная» проекция и ее назначение. Разновидности
«художественной» проекции.

Порядок выполнения «художественной» проекции.


Тема 5.

Графическое изображение предмета в четыре
х проекциях
(практические занятия).


6 часов

Выбор предмета для изображения. Выполнение рамки и разметка. Определение
масштаба изображения.
Определение расположения проекций предмета на листе.
Выполнение карандашного наброска

(ось, контуры и элементы изображаемых предметов)
.
Определение
места предполагаемого блика.
Фиксация
внешнего и внутреннего контура
предметов. Выполнение светотени (контурно
-
точечная или контурно
-
штриховочная
техника).


Тема 6.
Графическое изображение пре
дмета в «художественной проекции»
(практические занятия)
.


6 часов
.

Выбор предмета для

выполнения рисунка
. Выполнение рамки и разметка.
Определение масштаба изображения.
Определение расположения предмета на листе.
Выполнение карандашного наброска

(ось, контуры и элементы изображаемых предметов)
.
Определение
места предполагаемого блика.
Фиксация
внешнего и внутреннего контура
предметов. Выполнение светотени (
комбинированная
контурно
-
штриховочно
-
точечная

техника).


Тема 7.

Феномен научно
-
историческ
ой реконструкции
.


4 часа.

Определение научно
-
исторической реконструкции.
Отличия реконструкции от
р
е
ставрации
.
Вариативность, как важный элемент научно
-
исторической реконструкции.
Роль
научно
-
исторической реконструкции в системе исторического познания. О
сновные
объекты
научно
-
исторической реконструкции
(сфера археологии). Основные методы
научно
-
исторической реконструкции.

Основные виды источников для выполнения

научно
-
исторической реконструкции. Виды научно
-
исторической реконструкции

и их
особенности
.



Т
ема 8. Этапы становления художественной научно
-
исторической
реконструкции
.


4 часа.

Преднаучные

художествен
ные реконструкции
.
Особенности преднаучных
художественных реконструкций в эпоху Первобытнообщинного строя. Преднаучные
художественные реконструкции
в Древнем Египте и Ассирии. Особенности
художественных реконструкций в Древней Греции и Риме. Специфика средневековых
преднаучных художественных реконструкций в
Европе, «Мусульманском мире»,

Восточной

Азии. Феномен «исторической аб
ер
р
ации близости». Внедрение научно
-
исторических методов в Новое время.
«Романтизм» и его влияние на реконструкции

авторов
XIX

в. Появление
художественных
и предметных
научно
-
исторических
реконструкций.
Современные авторы и школы

художественной и предметной
научно
-
исторической реконструкции
.
Особенности становления и развития школ научно
-
исторической реконструкции в Европе (Великобритания, Германия), США, Японии, Китае
и др. странах. Художественная научно
-
историческая

реконструкция в Российской
империи, СССР
и Российской
Федерации. Работы М.В. Горелика и Е.В. Черненко. Ю.С.
Худяков и сибирская школа художественной научно
-
исторической реконструкции.
Перспективы художественной и предметной научно
-
исторической реконструкции.



6. Оценочные средства для текущего к
онтроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно
-
методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов
.


Проверка текущего уровня знаний предусмотрена в виде
выполнения серии
археологических рисунков по тематических

блокам;
итоговая проверка приобретенного
уровня знаний предусмотрена в виде

зачета
.


Рисунки


1.

Графическое изображение предмета материальной культуры в четырех базовых
проекциях (контурно
-
точечная или контурно
-
штриховочная техника).

2.

Графическое изображение

предмета материальной культуры в «художественной»
проекции (комбинированная техника).

3.

Копия графического рисунка профессионального художника.

4.

Изображение плана погребения и его элементов (дополнительно).


Вопросы к зачету


1.

Основные виды археологического р
исунка.

2.

История появления и становления археологического рисунка, как особой
разновидности иллюстративного материала для научных и научно
-
популярных исследований.

3.

План погребения: способы изображения, обязательные и дополнительные
элементы.

4.

Особенности и
зображения скелета, устройства погребения и предметов

материальной культуры.

5.

Основные техники выполнения изображений предметов материальной
культуры из археологических памятников.

6.

Очередность выполнения рисунка.

7.

Подготовительный

этап

выполнения

рисунка
:
рамка
,
определение

масштаба

изображения
,
разметка
,
расположение

предметов

на
рисунке
,
ось
.

8.

Набросок и его элементы.
Способы фиксации пропорций предмета.

9.

Порядок выполнения кон
т
у
рного рисунка.
Внешний и внутренний контур
(способы передачи).

10.

Способы
и техн
ики
передачи светотени

в графическом и цветном рисунке
.

11.

Базовые и дополнительные проекции. «Художественная» проекция.

12.

Особенности изображе
ния предметов из камня.

13.

Особенности изображения предметов
металла,

14.

Особенности изображения предметов из
кости.

15.

Особенности изображения предметов из дерева
.

16.


Особенности изображения предметов из

мягких органических материалов.

17.

Специфика изображения предметов из старых музейных и частных собраний,
этнографических коллекций.

18.

Использование современных технологий при
выполнении археологического
рисунка.

19.

Прорисовка предмета по фотографии (порядок и способ выполнения)

20.

Особенности прорисовки изобразительных памятников.

21.

Научно
-
историческая реконструкция в
системе исторического познания.

22.

Виды научно
-
исторической
реконструкции и их особенности
.


23.

Основные методы научно
-
исторической реконструкции. Основные
источники
для выполнения научно
-
исторической реконструкции.

24.

Преднаучная художественная реконструкция. Особенности преднаучных
художественных реконструкций в эпоху

Первобытнообщинного строя, в
Египте, Ассирии,
Древней Греции и Риме.

25.

Специфика средневековых преднаучных художественных реконструкций в
Европе, «Мусульманском мире»,

Восточной Азии. Феномен «исторической
абберации близости».

26.

Внедрение научно
-
историческ
их методов в Новое время.
«Романтизм» и его
влияние на реконструкции

авторов
XIX

в.

27.

Появление художественных
и предметных
научно
-
исторических
реконструкций.

28.

Особенности становления и развития школ научно
-
исторической
реконструкции в различных странах ми
ра.

29.

Современные авторы и школы

художественной и предметной научно
-
исторической реконструкции в России
.

30.

Перспективы художественной и предметной научно
-
исторической
реконструкции.


7. Учебно
-
методическое и информационное обеспечение дисциплины


ЛИТЕРАТУРА


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


1.

Мартынов А.И. Археология: учебник для студентов вызов, обучающихся по
направлению и специальности «История». Москва: Высшая школа, 2008. 446 с.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

2.

Бехайм В.
Энциклопедия оружия. СПб.:
АО «Санкт
-
Петербург оркестр», 1995. 576 с.
(примеры графических рисунков).

3.

Бобров Л.

А., Худяков Ю.С. Вооружение и тактика кочевников Центральной Азии и
Южной Сибири в эпоху позднего Средневековья и Нового времени (
XV
-

первая
половина
XVIII

вв.). СПб: Факу
льтет филологии и искусств СПбГУ, 2008. 770 с.

4.

Бородовский А. П. Студент
-
художник в археологической экспедиции (возможности и
варианты сотрудничества)// Археология в ВУЗе и школе. Новосибирск: Изд
-
во НГПУ,
1995 г.

5.

Горбунов

В. В.
Военное дело населения Алт
ая в III

XIV вв. Оборонительное
вооружение (доспех). Барнаул: Изд
-
во Алт. ун
-
та, 2003. Ч. I. 174 с. (примеры
графических рисунков).

6.

Горелик М. В.
Оружие древнего Востока (IV тысячелетие


IV в. до н. э.). М.: Наука;
Вост. лит., 1993

а. 349 с. (примеры граф
ических рисунков).

7.

Соловьев А. И. Военное

дело коренного населения Западной Сибири. Эпоха
Средневековья. Новосибирск: Наука. Сиб. отд
-
ние, 1987. 193 с. (примеры графических
рисунков).

8.

Худяков Ю. С. Вооружение

енисейских кыргызов VI

XII вв. Наука. Сиб. отд
-
ние,
1980. 176 с.

П
рограммное обеспечение и Интернет
-
ресурс
ы
:

http://www.archaeology.ru/

http://graphic.org.ru/

http://hudozhnikam.ru/index.html




9.

Материально
-
техническое обеспечение дисциплины:
лекции читаются в
мультимедиаформате, поэтому необходима мультимедиааудитория.


Приложенные файлы

  • pdf 10724945
    Размер файла: 270 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий