задание по рассказу После бала


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Посмотреть в
идео
-
урок по рассказу «После бала»

по ссылке͕ прочитать статью «Художественные
особенности рассказа Л. Н. Толстого «После бала»͕ затем выполнить задания͕ данные ниже.

-
klass/biz
-
literatury
-
xix
-
vb/rasskaz
-
l
-
n
-
tolstogo
-
posle
-
bala

Художественные особенности рас
сказа

Л.

Н.

Толстого «После бала»

Рассказ «После бала» написан в 1903 году͕ когда писателю было уже далеко за семьдесят
лет͕ но впервые он был напечатан лишь в посмертном собрании сочинений Л.

Толстого. В
рассказе отразились жизненные впечатления писателя

более чем полувековой давности. Это 40
-
е
годы X=X века͕ время царствования Николая

= («Николая Палкина»͕ как его прозвали). Крепостное
право тогда еще не отменили͕ в рекруты уходили на 25 лет͕ в войсках поддерживалась палочная
дисциплина. Солдат за любую
провинность секли плетьми или прогоняли «сквозь строй»͗ под
барабанную дробь несчастного тащили между рядов солдат и каждый был обязан ударить палкой
или ружейным шомполом по голому телу. Человека нередко забивали насмерть. Юный Толстой
жил в те годы в Каз
ани͕ в аристократической семье своих родственников͕ учился в Казанском
университете. Об этом времени писатель вспоминал в статье «Николай Палкин»͕ написанной ещё
в 1886 году (статья была запрещена в России).

Толстой рассказывал͕ что знал одного полковника
-
командира͕ «который накануне с
красавицей дочерью танцовал мазурку на бале и уезжал раньше͕ чтобы назавтра рано утром
распорядиться прогонянием насмерть сквозь строй бежавшего солдата
-
татарина͕ засекал этого
солдата до смерти и возвращался обедать в семью»
. К этому воспоминанию Л.

Толстой
возвратился в рассказе «После бала».

Рассказ как бы вставлен в «раму»


это краткие вступление и заключение͕ из которых мы
узнаем о повествователе. Сам же рассказ Ивана Васильевича состоит из двух частей͗ бал и после
бала.

Вторая часть


«после бала»
-

производит самое сильное впечатление͕ именно ради этой
второй части и был написан рассказ͕ что подчеркивает само его название. Но Толстой не мог
обойтись и без первой части. Ему важно было не только поведать об ужасном наказа
нии͕ о
бесчеловечности полковника͕ отсутствии у него нравственного чувства


об этом он уже сказал в
статье «Николай Палкин». Толстой создает художественное произведение͕ ему важен и сам Иван
Васильевич͕ те значительные чувства рассказчика͕ которые пережив
аются им на балу и после
бала. Нравственное чувство Ивана Васильевича͕ отвращение͕ которое в нём вызвал полковник͕
заставило его отшатнуться от прежде привлекавшего семейства͕ угасило и любовное чувство
рассказчика.

Сила художественного произведения заклю
чается в том͕ что этим отвращением заражается
и читатель. И у читателя открываются глаза͕ гневом загорается сердце на бесчеловечность͕
противоестественность того͕ что кажется нормальным͕ обычным͕ правильным полковнику.

На балу Иван Васильевич влюблён в Вар
еньку͕ испытывает к её отцу «какое
-
то
восторженное͕ нежное чувство». Но впечатление Ивана Васильевича оказывается обманчивым.
Вторая часть рассказа словно выворачивает наизнанку первую. Противоположен теперь не только
облик полковника͕ но и слова͕ которые
подбирает Иван Васильевич͕ чтобы выразить свои чувства
и впечатления от облика полковника. Контраст наблюдается во всем͗ между обликом полковника
на балу и на плацу͖ между описанием бала и описанием предрассветной улицы͖ между музыкой
бала и «жестокой͕ нех
орошей музыкой» из звуков флейты и барабана. Контраст двух частей
рассказа основан на литературном приеме
антитезы
.

Антитеза


в переводе с греческого языка означает резко выраженное противопоставление
понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную
окраску речи͕ подчеркивает
высказанную с её помощью мысль. Иногда͕ как это наблюдается в рассказе «После бала»͕
антитеза становится композиционным приемом. В этом случае по принципу антитезы строится не
отдельное высказывание͕ а всё произведение.

(В статье

использованы материалы книги Г.

К.

Бочарова

«За сорок лет. Записки словесника»)



1)
Письменно о
тветить на вопросы͗


1.

От чьего лица ведется рассказ? О

каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич?
Каким же был в юности Иван Васильевич?

2.

К
ак рассказчик описывает Вареньку?

3.

Что рассказал Иван Васильевич об обстановке бала и о своем настроении на балу?

Какие
моменты на балу делали его для Ивана Васильевича «чудесным»?

4.

Как изобразил рассказчик отца Вареньки на балу? Какое чувство испытыва
л к нему Иван
Васильевич?

Что во внешности полковника говорит о том͕ что это был действительно тип
николаевского служаки?

5.

С каким настроением вышел рассказчик из дому в утро после бала?

Что изменило счас
тливое
настроение рассказчика?

6
.

Как показан

полк
овник в сцене на площади?
Знал ли полковник на балу͕ что наутро предстоит
экзекуция? Как это сочетается с его настроением на балу? Какой новый смысл приобретает на
плацу фраза полковника͕ произнесенная на балу͗ «Надо все по закону»?

7.
В каком контексте
упоминается в рассказе замшевая перчатка?

8.

Какое чувство охватило Ивана Васильевича при виде это
го зрелища?

Чего никак не мог понять
Иван Васильевич в поведении полковника?

Кто и как͕ кроме Ивана Васильевича͕ воспринимает
сцену наказания?


9.

Если подли
нное лицо полковника раскрывается в сцене экзекуции͕ то зачем так подробно он
изображен на балу?

2)
Сделать таблицу наблюдений над языковыми
средствами
в первой и второй части
произведения. Выписать цитаты из произведения.


На балу

После бала

Цвета



Звуки



Изображаемые герои



Чувства͕ эмоции главного
героя






Приложенные файлы

  • pdf 10747208
    Размер файла: 197 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий