Этапы развития исторического знания переодизаци..


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Тема урока: Этапы развития исторического знания. Становление и развитие взглядов на мир. Периодизация всемирной истории. Цель урока: выявить основные этапы развития исторического знания и сравнить их;узнать о различных взглядах на мир, которые существовали на определенных этапах развития всемирной истории;ввести понятие периодизации; каковы основные принципы периодизации: узнать, сколько этапов развития человечества, а также в чем проблемы периодизации всемирной истории. План урока: У истоков исторической науки.Историческая наука античного мира. Историческая наука в Средние века и Новое время.Историческая наука в XX веке.Становление и развитие взглядов на мир.Принципы периодизации в истории.Этапы развития человечества. I. У истоков исторической науки. До изобретения письменности знания о прошлом передавались в устной форме, из поколения в поколение.Первая письменность появилась в государствах Древнего Востока в IV-II тыс. до н.э.Первые летописи появились в Китае в VIII в. до н.э. II. Историческая наука античного мира. Наиболее известные писатели и историки античности:Геродот (V в. до н.э.) – «Всеобщая история»;Фукидид (V в. до н.э.);Плутарх (45-127);Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.) – история Рима в 142 томах;Платон (428-347 до н.э.) – «Атлантида». III. Историческая наука в Средние века и Новое время. В раннем Средневековье в Европе решающее воздействие на состояние исторического знания оказывала религия.В XVI-XVII вв. в Европе создается единая система летоисчисления – от Рождества Христова.В России эта система была принята при Петре I. До него отсчет велся от условной, вычисленной по Библии даты сотворения мира. Согласно указу от 15 декабря 1699 г. после 31 декабря 7208 г. от «сотворения мира» наступало 1 января 1700 г. от Рождества Христова. XVIII – начало эпохи Просвещения – возникает убеждение, что все существующее имеет рациональное объяснение.В XIX веке в центр внимания гуманитарных и общественных наук выдвинулась проблема поиска закономерностей исторического развития, его движущих сил. Определяются требования к исторической науке:соблюдение принципа историзма, или конкретно-исторического анализа;соблюдение принципа объективности. V. Становление и развитие взглядов на мир. Христианская концепция исторического развития (Аврелий Августин) – основана на религиозных представлениях.Идея прогресса ( Д. Локк, Вольтер, Ж. Ж. Руссо – просветители): движущая сила общественного развития –стремления людей, а его целью – реализация их идеалов.И. Кант – основоположник немецкой философии.Г. Гегель – создатель « национальной идеи».Аристотель, Ш. Л. Де Монтескье, И. Гердер – идеи о большом влиянии материальных факторов на жизнь общества, его культуру и традиции. Марксистская теория.К. Маркс, Ф. Энгельс. Рассматривала развитие человечества как естественно-исторический процесс. Его движущей силой считалась борьба между классами – группами людей, которые различаются по их отношению к собственности на средства производства, месту в системе отношений, в которые они вступают в процессе производства материальных благ, их распределения и обмена, т.е. это борьба между имущими и неимущими. Прогресс ассоциировался с последовательной сменой формаций. Они различались по признакам преобладающих форм собственности на средства производства; социальной структуре общества и характеру отношений между составляющими ее классами; уровню развития производительных сил.Духовной сфере отводится второстепенная роль. Не отвергались и роль личности в истории, значение случайных факторов. В первой половине XX века появился так называемый цивилизационный подход к изучению истории. В качестве основного объекта изучения историков выступают локальные цивилизации.Локальная цивилизация – это народ, страна, группа стран и(или) народов, различающихся характером материальной и духовной культуры и проходящих определенные этапы в своем развитии.Основоположник цивилизационного подхода – Д. Вико, итальянский ученый XVIII века. Различные теорииисторическогоразвития Марксистская концепция истории(К. Маркс,Ф. Энгельс) Теория локальных цивилизаций(Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби,Л. Гумилев) Теории мировогоцивилизационногоразвития(У. Ростоу, Д. Белл,Дж. Гэлбрейт,Э. Тоффлер) VI. Принципы периодизации истории. Принцип смены форм хозяйственной деятельности, развития материальной культуры.Периодизация истории по Л. Моргану и Ж. Кондорсе Дикость(собирательство,охота) Варварство(земледелие,скотоводство) Цивилизация(письменность,обработка металлов 2. Марксистская концепция истории. Противоборствую-щие классы Ф О Р М А Ц И И Этапы развития Бесклассовое общество Коммунистическая Капиталистическая Феодальная Рабовладельческая Отсутствие классов Первобытно-общинный строй Рабовладельцы Рабы Феодалы Крестьяне Буржуазия Пролетариат ПРОГРЕСС Теория стадий мирового цивилизационного развития. Третья стадия – постиндустриальное общество, основанное на развитии науки, информации, культе знаний и массовом потреблении. Вторая стадия – индустриальное общество, основанное на развитии промышленности, индивидуализме, следовании прогрессу. Первая стадия – доиндустриальное общество, основанное на сельском хозяйстве и коллективистском традиционном укладе жизни. VII. Этапы развития человечества. Первобытная эпоха- 1,5 млн. лет назад. Около 30-40 тыс. лет назад происходит становление человека современного типа, постепенно совершенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства к земледелию и скотоводству.Древний мир- IV-III тыс. до н.э. Эта эпоха начинается с возникновением первых государств. Происходит раскол общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, широко распространяется рабство. Эпоха Средневековья (V-XVII вв.): Первый период (V-Xi вв.)- падение Западной Римской империи, утверждение сословного строя в Европе, преобладание натурального хозяйства, особая роль религии.Второй период (сер.XI-кон.XV вв.)- становление крупных феодальных государств, рост значения городов, которые становятся центрами ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер.Третий период (XVI- сер.XVII вв.)- начало разложения феодального строя, начинается создание колониальных империй, быстро развиваются товарно-денежные отношения, широко распространяется мануфактурное производство, усложняется социальная структура общества, возникают абсолютистские монархии. Эпоха Нового времени: Первый период ( с сер.XVII в.)- революции в Европе, эпоха Просвещения.Второй период- наступает после Великой французской революции (1789-1794), начало промышленного переворота, становление капиталистических отношений, быстрый рост колониальных империй, развитие мирового рынка, появление системы международного разделения труда, в государствах утверждаются идеологии национализма, национального интереса.Третий период (кон.XIX-нач.XX вв.)- мировые кризисы перепроизводства, начинается и обостряется борьба за передел мира. Эпоха Новейшего времени. Домашнее задание – выучить лекцию в тетради, приготовится к тестированию. Домашнее задание: § 1, 2, 3;записи в тетрадях;стр. 31 – заполнить таблицу «Этапы развития человечества».

Приложенные файлы

  • ppt 10747411
    Размер файла: 532 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий