Народное декоративно-прикладное искусство — средство художественного развития детей дошкольного возраста

14 11.12 (14.30) Лекция на тему: «Народное декоративно-прикл адное искусство - средство художественного развития детей дошкольного возраста» План 1. Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человеческой ку льтуры 1.1. Истоки декоративно – прикл адного искусства 1.2. Виды декоративно – приклад ного искусства 2. Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольно го возраста 2.1 Возрастные особенности дете й старшего дошкольного возраста 2.2 Виды декоративно – прикладного искусства на занятиях с детьми старше го дошкольного возраста 2.3. Особенности декоративно – прикладного искусства в работе с детьми ст аршего дошкольного возраста Заключение Список литературы Введение Одним из действе нных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство , являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной куль туре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающ их поколений и способствующий его духовному оздоровлению представляет ся вполне закономерным. Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающа я нравственный потенциал этноса. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина , Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и др.) Они отмечали, что искусство пробуждает пер вые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует во спитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. У Ю.В.Максимова предприняты попытки определить особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного творчества. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, то лько целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий ур овень развития заложенных творческих способностей (М.Н.Скаткин). Формиро вание этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирован ия личности. Цель: Выявить особенности ис пользования элементов декоративно-прикладного искусства с детьми стар шего дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить теоретическ ие источники и передовой педагогический опыт по выбранной теме. 2. Выявить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. 3. Выявить особенности использования элементов декоративно-прикладног о искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста. 1. Д екоративно-прикладное искусство в системе ценно стей человеческой культуры 1.1 Истоки деко ративно – прикладного искусства Декоративное искусство зародилось при родовом строе, к огда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предмет ы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали на зывать декоративным («декор» от франц. – «украшение»). Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игр ушки. Художественная обработка древесины у многих народов — самый разв итый и наиболее древний вид народного декоративного искусства. Исследо вания археологов раскрыли и неизвестные раньше деревянные скульптурны е изображения зверей и птиц Алтая V в., новгородскую утварь IX — XV вв., украшен ную резьбой и росписью. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста — дежи. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мя гкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для п риданого, из клена резали изящные звонкие ложки. Докрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древней Ру си. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и золот ом рельефная резьба наличников и крылец. За красоту и великолепие дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII — XVIII вв. и скусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлен ии иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная , горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная резьба украша ла грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян и р асшив, а также боевые корабли — галиоты и корветы, под бушпритами которы х красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств. Несмотря на идеологическое угасание язычества, крестьяне продолжали о тмечать обрядовые весенние праздники. Над изготовлением магических фи гурок народ трудился всю зиму, причем традиционно занимались этим женщи ны. Являясь символом плодородия, женщины могли на "тонком уровне" поспосо бствовать урожайности злаков и увеличению поголовья скота. Изготавлив ая глиняных свиней, коней, индюшек, коз, женщины как бы синхронизировалис ь с процессами, происходящими в окружающем мире, подталкивая природу в н ужную сторону, то есть в сторону увеличения плодородия. Расписная игрушк а одновременно и продолжала древнюю традицию, и знаменовала своим появл ением отход от мировоззрения предков. Магические фигурки приобрели фун кцию декоративных игрушек-свистулек; их лепили к обрядовому весеннему п разднику, превратившемуся в 19-м веке в оживленную ярмарку "свистунью" (в ли тературе впервые упомянута в 1811) с ее яркими красками и пронзительными зв уками свистков. 1.2 Виды декоративно – прикл адного искусства Ценность произведений народного декоративного ис кусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, мат ериальную культуру, но еще и в том, что они памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно воз растает в наше время. Они вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Они все больше входят в наш быт не как предметы утилит арные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетически м идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство со единяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные тра диции, этот живой родник современной художественной культуры. Роспись по дереву. Хохлома. Хохломскую посуду сравнивают с золотой, так и говор ят «золотая хохлома» . Х охломс кая роспись радует яркими красками и сиянием золота. Труд и талант народ ных мастеров превращают обычные чаши, бочонки, солонки и многое другое в «золото». В росписях хохломы преобладают растительные моти вы, однако встречаются и изображения птиц. Злотые тр авы, листочки , ягоды малины и земляники, преображен ные фантазией художника, сплетаются в хохломские узоры. Цвета хохломы в основном составляют черно – красную гамму с золотом, что придает издели ям праздничный и торжественный колорит. Зеленый, желтый и коричневый цве та используют иногда для придания росписи еще большей яркости и нарядно сти. Образная выразительность хохломы достигается за счет композиционного единства травных узоров с формой и размерами деревянной посуды. Хохломой расписывают еще и целые наборы посуды, а также украшают детские стульчики, столы, кресла и другую мебель. Для формир ования хохломского орнамента большое значение имеет смелый кистевой м азок, широта письма. Сегодня хохлому называют золотой не только за крас оту, но еще и за цену. Она дорого стоит, так как ее производство требует зна чительного ручного труда, а в прошлом веке такая посуда была дешевой и до ступной для всех. [ 1.] Городец. Расписные панно, ларцы, тарелки с всадниками, барыш нями, воинами, птицами и цветами городецких художников излучают добро и радость. Традиционны для этой росписи сцены чаепития, катания на тройках , праздничных гуляний. Композиции с чаепитиями похожи на большой торт, украшенный пышными цвет ами. Какая прелесть таится в чашках и вазочках, чуть намеченных «оживкам и», на фоне нарядной скатерти! На прялочных донцах всегда размещают праздничные сюжеты городецкой ро списи – катание на тройках, свадьбу и другие, в которых переданы торжест венность, красочность, декоративность. Пышный орнамент из купавок, роз, л истьев обрамляет сюжетные картинки, расположенные ярусами. Цветы старые мастера писали фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд. Присмотревшись, мо жно узнать купавки, ромашки, ягоды, а в середине сказочного букета – пышн ую розу. Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки це нтр цветка смещен влево или вправо. Красивый городецкий тонконогий конь с сильной шее й – поэтический образ-загадка. Гордых коней рисуют на дверцах шкафчиков , спинках детских стульчиков, столах, тарелках на стену. Окружают коней ск азочные цветы, иногда здесь же изображают диковинных птиц и зверей. Каже тся, что скачут кони по волшебным садам. Сказочные, летящие, как птицы, кони, волшебные цветы и сцены из обычной жизни – все у городецких художников выглядит радостн о и празднично! Важные изменения произошли в Городецкой росписи в наши дни: вместо темпе рных и клеевых красок мастера стали писать масляными. Это отразилось на характере декора. Ведущим в росписи становится растительный орнамент. М асляные краски позволяют добиться разнообразных сложных цветовых отте нков. Например, даже в симметричных росписях можно один цветок сделать с иреневым, а другой – малиновым. Пишут г ородецкие мастера как по цветному фону, так и по неокрашенному дереву . Чащ е всего они используют красивую фактуру сосны. Палитра Городецкой роспи си красочна и разнообразна. Золотые, зеленые, желтые , голубые, синие, коричневые, розовые и красные цвета сочетаютс я с черным и белым. Однако у каждого мастера своя любимая палитра цветов. Особую выразительность Городецкой росписи придае т нарядная «оживка», выполненная белилами. Штрихи, линии, точки, дуги укра шают цветы и фигуры. Т. Маврина, глубоко понимающая народное искусство, оч ень метко и образно оценила значение «оживки» в Городецкой росписи: «Самое интересное в этой живопи си – ее завершение, «оживка» . Закончить, поставить точку, много белых точек, штрихов, линий; не для свето теневой моделировки, а просто для красы-басы. Иногда так много и так густо наложена эта оживка, что хочется потрогать ее руками, как дорогое шитье ж емчугом» Некоторые изделия так и называются – «жемчужными» Черным цветом тоже можно подчеркнуть форму ягод, цв етов, листочков. Очень выразительны цветы, у которых половина круга выде лена черной оживкой, а половина – белой. Этот простой прием создает впеч атление движения, вносит динамику в роспись. В творчестве Городецких мастеров появилось удивительное чувство декор ативности, передающее праздничность традиционной росписи. В наше время художники промысла разрабатывают новый ассортимент издел ий: разнообразные кухонные наборы, разделочные доски, декоративные пост авки, солонки, хлебницы, сундучки-укладки, ларцы, шкатулки, ложки, игрушки – и по-прежнему украшают их Городецкой росписью. Создавая изделие, мастер подбирает его форму, проду мывает рисунок, находит сюжет и сразу же кисточкой выполняет роспись: по являются цветы и деревья, лица кавалеров и барышень, кони и птицы. Линии и краски взрываются ярким фейерверком орнаментов Городецкой росписи. [ 2] Росписи Северной Двины и Мезени. Народные росписи, рожденные на берегах рек Северно й Двины и Мезени, - яркое и самобытное искусство. Эти школы народного масте рства возникли в XIX век е. Выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Роспись арханг ельского края – мезенская. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Основу пермогорск ой, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометриче ские орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет допол няет изображения. Ведущая тема северодвинской росписи – это опоэтизированная жизнь нар ода и родной природы. В основе растительного узора пермогорской росписи – гибк ий побег, на котором нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с ост рыми кончиками и тюльпановидные цветы. В центре часто изображали птицу С ирин или большую рыбу. Наиболее популярные сюжеты: катание на тройках, св адьба, посиделки. Цветовая гамма в основном состоит из узоров красного ц вета на белом фоне. Желтый и зеленый цвета как дополнительные, сопутству ющие. Большое значение имеет тонкий черный контур, мастеровито наносимы й гусиным пером. Борецкая роспись очень нарядная, помимо основных цветов к ней добавляют золото. Фон обычно белый. Ее элементы – веточка с ягодами, трилистник, древо, тюльпаны, розетки, птицы, кони, геометрические орнамен ты. Орнамент ракульской росписи очень крупный, представлен в основном декоративн ыми листьями, кустиками и птицами. В большинстве произведений главную ро ль играют золотисто – охристый и красный цвета, а сопутствуют им глубок ий зеленый, белый и коричнево-красный. Черным цветом рисуют не только кон тур, но и многие детали – усики, завитки, прожилки. Фон может быть золотис то желтый. Краски создают узоры, напоминающие эмалевые вставки. Мезенская роспись отличаетс я особой графичностью и сдержанной цветовой гаммой. Здесь используют то лько красно-коричневую краску, получаемую из местной глины. Поражает мин имальностью изосредств и выразительностью образов. Любимые мотивы: тонконогие кони и олени с необыча йно тонкими ногами, гордо поднятой головой и круто выгнутой шеей (у коней могут быть кудрявые хвосты, а у оленей – пышные ветвистые рога), лебеди, с цены охоты, рыбной ловли, катания на санях. Также при меняют различные линии, спиральные завитки, овалы, кружочки, крестики, зв ездочки. Народная роспись северодвинских центров и Мезени показывает большие профессиональные навыки мастеров в композиции, рис унке, живописи. Эти яркие, нарядные росписи были созданы благодаря глубо ким традициям школы народного мастерства. [ 3] Керамика. Гжельская керамика. В старину мастера из Гжели хотели сотворить такую посуду, которая могла бы поспор ить с дорогим фарфором и была бы неповторимой , запом инающейся. Они создали свой особый стиль росписи. Их цветы, птиц, зверей не спутаешь с другими. Гжельских мастеров вдохновила прохлада синих вечер ов, голубизна неба и родные белоснежные просторы. Родина фарфора с синей росписью – Раменский район Подмосковья. Гжель – название одного из сел, ставшее собирательным для нескольких сел и деревень округи, в которых занимались гончарным промыс лом. В предшествующие столетия гжельский фарфор и майолика были многоцв етными, но постепенно именно в полуфаянсе синий цвет становится классич еским. Создается новый изобразительный язык торжества синего на белом. С екрет искусства Гжели в ее ярко выраженном сочетании синих узоров и бело го фона, оригинальных приемах росписи и органичных формах изделий. Образ ы Гжели вызывают волнующее чувство соприкосновения с природой. У каждого мастера свой почерк: мазок то уже, то шире, тонкая линия изгибает ся плавно или упруго, листочки то больше, то меньше. Вот почему даже в массовых изделиях Гжели не встретишь скучного однообр азия росписи. Кроме посуды гжельские умельцы делают мелкую скул ьптуру – сценки из жизни и пронизанные юмором композиции: здесь можно у видеть, как одна хозяйка доит корову, другая раздувает сапогом самовар, т ретья пряжу прядет да песни поет. Могут вылепить мастера петушков, коней и даже скульптурные сосуды. А сказочный рыба-кит, на спине которого распо ложился целый город, может оказаться масленкой или шкатулкой. Традиции и новизна, красота и польза сочетаются в современных работах гж ельских мастеров. [ 4] Скопинская керамика. Город Скопин Рязанской области издавна славился г ончарными изделиями. Из светлой глины здесь делали простую посуду без по ливы, так называемые «синюшки». Полагают, что название промысла связано с птицей скопой, которая водится в здешних болотах. Традиции древнего гончарного промысла отразились в произведениях скопинских мастеров. Здесь делали кувшины, кумганы, квас ники, жбанчики, украшенные диковинными зверями и птицами, орлов с распро стертыми крыльями, коней-свистулек, всадников, медведей-музыкантов. Изде лия покрывали зеленой или коричневой глазурью. Произведения отличает соединение скульптурных образов с формой сосудо в. Поражает не только знание традиций древних славян, но и художественна я фантазия, помогающая создавать живые образы и пластику. Народное восприятие мира как единство природы и человека, формы живой и формы предметной получило отражение и в скопинских сосудах. Логика конс трукции сочетается с изобразительностью. Разнообр азные скульптурные изображения на месте ручек слиты с формой кувшина. В скопинской керамике в равной мере активны объем и силуэт, поэтому формы монументальны и выразительны независимо от разме ра сосуда. [ 5] Русская глиняная игрушка. Дымковская игрушка. В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, род илась дымковская игрушка. Лепили игрушки из красной глины, затем обжигал и, белили меловым грунтом на молоке и расписывали. По белому фону «разбра сывали» яркие круги, клетки, крупные и мелкие горош ины. Цвета : оранжевый, красный, зеленый, голубой, розовый , же лтый, сиреневый и др. Иногда по верх узора налепляли кусочки сусального золота, придававшего еще больш ую нарядность игрушки. Барыни и кавалеры щеголяют своими нарядами, петухи и индюки своими пышны ми хвостами напоминают сказочные букеты , кормилицы хвастаются богатым семейством. Радуют пышность форм, буйство цвета и жизнерадостн ая фантазия. [ 6] Каргопольская игрушка. Жители русского Севера круглый жемчуг нарекли кар гапольчиком. Так появилось название города Каргополя. Мастера народной глиняной игрушки живут здесь. Изготавливается она также, как и дымковская. Но образы и роспись другие. Ц вета ее не очень яркие, как и природа Севера. Тематика работ разнообразна: барыня, охотник, гармонист, танцующая пара и другие. Мастера выбирали понравившиеся им цвета для росписи игрушки: красный, ор анжевый, золотистый, желтый, коричневый, болотный м алиновый и др. Птицы с девичьими лицами, медведицы, играющие на га рмониках, богатырские кони, сказочные Полканы. Веселый Полкан - богатырь со знаками солнца на груди – символ каргопольской игрушки. Это полуконь -получеловек, поэтому он наделен огромной силой. Вероятно, именно таким б ыл в представлении наших предков богатырь, близкий к божеству древних сл авян Плихану или Полехану. Каргопольский орнамент – это не просто геометрические узоры, а целый ми р образов. Крест в круге – это солнце. Все элементы имеют древнее символи ческое значение. Подобные орнаменты можно увидеть на старинных вышивка х и росписях. [ 7] Филимоновская игрушка. Появилась в деревне Филимоново Тульской области. М естная глина очень пластична, фигурки из нее лепят , вытягивая форму, поэтому они такие стройные. Самое удивительное происходи т, когда темную синеватую глину ставят в печь. После обжига она становится белоснежной. Бери и раскрашивай. Наряд филимоновс кой игрушки связан со старинными символами-оберегами. Узоры фил имоновской игрушки радуют звонкой пестротой ярких полосок. Красная, зе леная , и наоборот, зеленая, красная. Фон желтый. Полос ки повторяются, выстраивая выразительный ритм – « тигровость ». Полоски, крестики, круги, звездочки, солнышки, волнистые линии, точки, елоч ки сочетаются с гладко окрашенными частями. Рябит в глазах полосатое трехцветье, привораживае т игрушка особым орнаментальным узорочьем. Нарядно расписывают женски е фигурки, причем не только полосами, но и розетками, треугольниками, цвет ами. «Любота» - это знакомые образы – барыня и солдат, они слеплены парой, на о дной «земле». Жених с невестой милуются, друг дружкой любуются и пляшут. Все филимоновские звери – свистульки. Среди персонажей больше домашни х животных, коней, собак, баранов, кур и петухов. Характерные черты этих жи вотных: маленькая голова на длинной шее, гибкое тело, ноги-подставки и хво ст-свисток. Искренность и непосредственность, чувство живого есть в каждой вещи независимо от того, большая она или маленькая. Все про низано красотой. [ 8] Русская деревянная игрушка. В русской деревянной игрушке сложился сой особый к руг традиционных образов, тем и сюжетов. Народная игрушка как сказка – в се так, да не так. Это целая область народного творчества, впитавшего ценн ейшие традиции искусства резьбы и росписи по дереву. Это и забава, и однов ременно бытовая скульптура, создаваемая по законам пластического иску сства. Народный мастер в совершенстве владеет богатым яз ыком декоративного искусства и использует его в русской деревянной игр ушке. Ее отличают выразительные формы и силуэты, разнообразные ритмы, яр кие контрасты, гармоничные пропорции. Точеные, резные и расписные звери, птицы, люди очень обаятельны. Народный умелец выделяет в игрушке лишь самое главное, харак терное и типичное. Чаще всего одной меткой деталью мастеру удается выраз ить характер персонажа, оживить образ. Главное в народной игрушке – умение сочетать выразительную форму с цве том или фактурой материала. В игрушке из неокрашенного дерева мастер ста рается показать его естественную красоту , близост ь к природе. Мастера-игрушечники тонко чувствовали и разнообразно испол ьзовали богатые пластические возможности, благородный цвет, выразител ьную текстуру дерева. Деревянная игрушка красива и декоративна. Игрушка русского Севера В Поморье любили делать куклу «панка» - обрубок дере ва, округлый или ограненный, в котором топором обобщ енно намечены голова с плоско й лицевой частью, торс и широкая юбка. Руки или плотно прижаты к телу, или и х нет. Черты лица предельно схематичны. Иногда резчик обозначает еще окр углость груди или косу. Он заботится о пропорциональности частей и выразительности целого, поэто му даже небольшие фигурки выглядят основательно, монументально и торже ственно. Кукла может быть украшена рядами выжженных кружко в, вырезанных косых крестов, квадратами и ромбами. Композиция столпообразных северных панок очень проста – фронтальное положение в пространстве, статичность и замкнутость формы, выразительн ость силуэта. Стилистически эти игрушки близки северным деревянным идо лам и новгородской средневековой скульптуре. Среди северных плотницких игрушек выделяются разнообразные коники. Обобщенная монументальная форма, круто изогнутая ш ея, соединенные попарно ноги – их отличительные черты. Кроме этого, дела ли еще и всадников, различные упряжки и тройки, коней-каталок. Главный при нцип пластического решения этих игрушек – угловатая манера обрубовки объема . Из славянской мифологии с ее земледельческим куль том коня и солнца эти образы перешли в народное искусство, поэтому мотив ы коня и розетки (солярного знака), иногда выделенные красным цветом встр ечаются часто. Нижегородская «топорщина» Она очень разнообразна по форме и содержанию. Среди них встречаются коники, каталки, меленки. Праздничный выезд отражает су щественную черту быта нижегородского купечества, его ухарский дух, коне чно, в рамках скульптурного лубка, каким является городецкая игрушка. Нижегородский конь и сегодня сохранил некоторые сказочно-мифологическ ие элементы, например, на его шее изображают лучистую звезду, символизир ующую языческое солнечное божество. Цвет в нижегор одской игрушке слит с формой. Знакомые персонажи – птицу, конька, женские фигуры – можно встретить в поволжской и подмосковной игрушке, но они сильно от личаются от образов северных игрушек. В них больше красочности, празднич ности, игрушечности и декоративности. Совсем иное восприятие жизни, новы е художественные задачи определили облик и содержание деревянной игру шки центральной и южной областей России. Полхов-Майданские тарарушки. Тарарушки – это пестрые деревянные игрушки: погре мушки, копилки, грибочки, птички-свистульки, каталки на палочке и др. Само название напоминает шум, прибаутки , бойкую торговлю на базаре. Для этих игрушек характерны строгие, простые, округлые формы предметов и яркие, звучные краски, которые эффектно сочетаются со светлым фоном дер ева . Роспись располагают так, чтобы подчеркнуть кри волинейную поверхность предмета. В основе росписи рисунок пером и тушью . Черная линия контура сочетается с цветовым пятном, положенным то плотн ым мазком, то полупрозрачным расплывом. Разнообразные изделия отличают простота рисунка и яркость красок. Худо жники любят рисовать растительные мотивы орнамента и пейзажи. В росписи букета, как в сказке, на одной ветке могут расти и золотые яблочки, и ягодк и, и цветочки. Стиль росписи, контрастной по цвету, пышной и яркой, хорошо в ыражает идею изобилия цветов, плодов и красочности мира. Искусство тарарушечников отличается сказочно-реа листическим строем образов, особой декоративностью. Сергиевопосадская игрушка. Самая веселая на Руси ярмарка в прошлом веке проход ила в Сергиевом Посаде. На видном месте в торговых р ядах были разложены игрушки: погремушки, свистульк и , богородские медведи, кони, различные матрешки, и д р. Музейные собрания народных игрушек хранят «стада» и «зверинцы», сделанные в Посаде и в Богородском. Все игрушки отличаются определенной мерой условности и реализмом. В сочетании красного, синего , ж елтого и зеленого мастер добивался красочности, нарядности, декоративн ости. Наиболее традиционными были образы барынь, гусаров, солдат, нянек с младенцами, пастушков и мужичков. Мастера часто выр езали монахов и монахинь, так как жили по соседству с Сергиево-Посадским монастырем. Неповторимые, индивидуальные черты переданы в выражении ли ца, в позах. Народные мастера, импровизируя в процессе работы, н икогда точно не повторяли образы, варьировали детали. [11] Богородская игрушка. В селе Богородское Московской области издавна все, даже женщины и дети, вырезали из дерева игрушки. Режут они игрушки-медвед ей и мужиков, оленей и орлов, коней и козлов, петушков и куро чек. Дерево послушно каждому прикосновению ножа и резца, которые оставля ют ритмичные следы, подчеркивая форму. Красота неокрашенной игрушки во многом зависит от выра зительности силуэта. Делают фигурки реалистические. Знаменитые «Кузнецы» стали символом ру сской народной деревянной игрушки. По сторонам наковальни укреплены на планочках резные фигуры кузнеца и медведя. Привлекают не только занимат ельный сюжет, но и теплый юмор, типичность персонажей и движение игрушки – весело стучат молоточки по наковальне, когда двигаешь планочки. Подвижность вносит в деревянную игрушку момент нео жиданности, делает ее еще более занимательной. Есть игрушки с потайными кнопками. Части или детали некоторых игрушек для большей подвижности пр икрепляют на пружинках, например, листочки на дереве. Они начинают трепе тать, если дотронешься до игрушки. В облике богородского коня привлекают гордо поднятая голова, крутой выг иб шеи, динамичная линия силуэта, так создается прекрасный и могучий обр аз. Медведь в богородской игрушке – большой и добродушный зверь. Вместе с т ем мастер подчеркивает в его характере черты, присущие человеку. Самое притягательное в народной деревянной игрушке - яркая образность, сочетающая реальность с поэтическим преуве личением и сказочным вымыслом. Матрешк и ( Сергиев Посад, Семенов, Полхов-Майдан) Первым расписал русскую матрешку С.А.Малютин. От рус ского имени Матрена и возникло ласковое название «матрешка». Художественный образ матрешки весьма условен. Образ женщины-матери бол ьшого семейства близок и понятен. Плодородие, изобилие , б есконечность жизни , по всей видимости, в этом глубокий смысл игрушки. Условны форм а, изображение лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный обр аз русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленьки й рот. В Сергиевом Посаде и в Семенове делали матрешек-мал ьчиков и отцов семейства. Кроме летнего наряда матрешек одевали и в зимнюю одежду. Были матрешки, и зображающие жениха и невесту, героев сказок, литературных героев. Процесс изготовления всех матрешек одинаков. Снач ала вытачивают форму на токарном станке. Затем подготавливают ее под рос пись. Мастерицы расписывают матрешек без предварительного рисунка с об разца. Цвета у всех одинаковые, а матрешки получаются разные, чуть непохожие, и в этом их художественная ценность. У Сергиевской матрешки скромный наряд, расписана она чистыми яркими цветами. Черная графическая нав одка подчеркивает детали одежды и черты лица милой, добродушной матрешк и. У матрешек из Семенова на фартуках яркие букеты. Их изображение сочетает ся с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в бу кете. Основной цвет в росписи-красный, черный контур обозначает край фар тука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием «пестушка» , к оторый делается «тычком». Полхов-Майданские матрешки можно сразу у знать по н еобычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и тради ционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Все объединяет черный контур. Украшают матрешку так, что цвет ы, ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку спереди. Лицо порой и зображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками. 2. Декоративно-прикладное и скусство в работе с детьми старшего д ошкольного в озраста 2.1 Возрастные ос обенности дете й старшего дошкольного возраста Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитыват ь в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности челов ека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социа льные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможност и и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способн остей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские год ы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не буду т в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и п опытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей. Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей уч итывать в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Л.А.Комен ский, Д.Ж. Локк, Ж.Ж.Руссо, а позже К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и другие. Более тог о, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному . Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, кото рые присущи природе человека, а именно: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж.Ж.Руссо, а затем Л.Н.Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что р ебенок от природы является существом совершенным и что воспитание не до лжно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развив ая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно вним ательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них подход а в процессе воспитания. Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость м ежду физическим, умственным и нравственным развитием человека. Физичес кое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрен ия, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное ра звитие и формирование характера человека. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формировани я личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представл ений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формиров анию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логичес кое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он мо жет расценивать как реальность. Умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем м ире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности. В нравственном воспитании у ребенка формируются моральные нормы, свой о пыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные ч увства ребенка. Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическо е воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окр ужающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе людях. Эстетическое воспитание способствует развитию тво рческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера Представление того, что в прошлом человек не воспринимал, создание образ ов предметов и явлений, с которым раньше не встречался, возникновение на глядного образа того, что еще только будут создано, составляет особую фо рму психологической деятельности – воображение. Воображение – это создание н ового в форме образов представлений. Процесс воображения наблюдается в любой человеческой деятельности. Воображение – очень ценное психолог ическое свойство человека. Одна из разновидностей воображения – фанта зия, и она есть качество величайшей. Воображение свойственно только чело веку. Возникло и развивалось воображение в процессе труда. Прежде чем сд елать какую либо вещь, человек представляет, как он будет её делать, как бу дет выглядеть вещь. Это представление последующих действий и того, что б удет достигнуто в результате последующих действий, составляет одну из х арактерных особенностей труда, отличающую человеческую деятельность о т поведения животных. Представление воображения фо рмируется у детей на базе развития их восприятия. Обогащая опыт восприят ия и специальных наблюдений ребенка, воспитатель тем самым обогащает и р азвивает его восприятие. Исследования показали, что задержанные в своем речевом развитии дети оказываются чрезвычайно отсталыми и в развитии с воего воображения. Развитие воображения у детей создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленн ое эстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение. На раз витие воображения детей влияет чтение художественной литературы, прос мотр картин, слушание музыки, восприятие природы и т. д. Благодаря знакомс тву с искусством образы воображения у детей становятся более полными и я ркими. Старший дошкольный возраст – возраст активного рисования. Рисунки мог ут быть самыми разными по содержанию, они приобретают сюжетный характер . Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, строения предметов ; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и на зывают не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовы е оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их прос транственного расположения. В различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников извест ные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколь ко различных и при этом противоположных признаков. Продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только реши ть задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указ ать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если д ети будут применять адекватные мыслительные средства. Комплексные представления, отражающие представления детей о системе п ризнаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отража ющие стадии преобразования различных объектов и явлений. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достато чно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображ ение будет активно развиваться при условии проведения специальной раб оты по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость в нимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному внима нию. Высокая продуктивность в развитии изо деятельности. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие м ышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизирова нные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); разви вается умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я». Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые д етьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки прио бретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамм а. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут од новременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образ ное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещ е ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако в подготовительной группе развитие снижается, по сравнению со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и СМИ, приводящими к стереотипности де тских образов. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некото рых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Основные достижения старшего дошкольного возраста связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры. К концу дошкольного воз раста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. 2.2 Виды декоративно – прикладного искусства на за нятиях с детьм и старшего дошкольного возраста "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при т щательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой пе дагогики". Е.Флерина Матрешки Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Де ревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на гол ове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фи гурка разнимается и представляет еще фигурку, точнее несколько. Учитывая особенности матрешки надо целенаправлен но использовать ее в детском саду. Работа проводится с детьми старшей и п одготовительной к школе групп . . Основные задачи мо жно сформулировать так: 1. Научить дошкольников различать виды матрешек (по месту производства и основным признакам: цвету, форме, узору). 2. Выяснить влияние русской народной игрушки - матре шки на эстетическое развитие дошкольника. 3. Учить детей изображать игрушку (в лепке, аппликаци и, рисунке, в игре). Для реализации этих задач используются следующие методы и приемы: 1). Рассматривание и описание детьми матрешек. 2). Рассказ воспитателя о матрешке и ее мастерах. 3). Составление детьми рассказов с персонажем - матрешкой. 4). Дидактические и хороводные игры с участием матрешки. Работа проходит в несколько этапов: а) изучение предс тавлений детей о матрешке. б) ознакомление детей с матрешкой как с предметом народного творчества. в) умение различать матрешек по форме, цвету, узору, по месту производства . г) составление сказок и рассказов о матрешке. д) использование детьми матрешки в самостоятельно организованной деят ельности детей. Дымковская игрушка Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны, но выразительны. Они д ают возможность мастеру показать и фантазию ваятеля, и творчество худож ника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувство вание окружающего мира. Основные задачи. 1. Освоение дымковской росписи и начало лепки игруше к (старшая группа); 2. Лепка и роспись дымковских иг рушек (подготовительная группа). Здесь мы уже учим ребят составлять узоры из знакомых элементов, украшать орнаментом рисунки, силуэты игрушек, т.е. составлять композицию; подбира ть нужный цвет, работать с несколькими кистями для выполнения различных элементов; давать оценку сделанному своими руками, подмечать красоту, ор игинальность изделия. Работа в старшей группе предусматривает: знакомс тво с дымковским промыслом, роспись силуэтов игрушек с помощью таблиц и самостоятельно, подготовка к лепке и начало -освоения лепных форм. Расписывая силуэты, старшие дошкольники первонач ально использовали в рисунках только отдельные легкие элементы, упроща ли орнамент, невыразительно пользовались цветом. Поэтому на занятии над о чаще использовать таблицы, работать над композицией рисунков, над подб оркой цвета. Знакомя детей с росписью, надо обращать внимание на то, что на рядность игрушке придает сочетание разных узоров, например, на фартуке и на юбке барыни. Дети самостоятельно составляют узоры из отдельных элеме нтов к концу старшей группы. Готовя детей к поделке игрушек из глины, мы берем пр остые задания (слепить бусы, плиточки) по книге Н.Г.Пантелеевой "Декоратив ное искусство детям". Рисовать на объемной форме намного труднее, чем на л исте бумаги. В старшей группе дети лепят петушков, курочек, уток, так как о бъемная форма и способы лепки этих игрушек наиболее просты. В подготовительной группе ставятся задачи: глубже познакомить детей с н ародным промыслом, с разнообразной тематикой изделий, научить их различ ным специфическим приемам лепки дымковских игрушек, изображать скульп турные группы, использовать в росписи сложные по композиции и цвету орна менты, развивать творческую фантазию. Дети неплохо справляются с лепкой , передают характерные особенности народной игрушки, активно участвуют в анализе работ. Из проделанной работы можно сделать следующие выв оды: 1. Использование дымковской народной игрушки в дошк ольном учреждении дает возможность решать задачи художественного разв ития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позвол яет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; вос питывает интерес к народному творчеству. 2. Эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подгото вленности педагога (эрудиции, практических умений и навыков), от создани я специальных условий в дошкольном учреждении . 2.3 Особенности декоративно – прикладного искусс тва в работе с детьм и старшего дошкольного возрас та К наиболее ярким особенностям народного прикладн ого искусства следует отнести необыкновенно меткие, продуманные и прав дивые характеристики конкретного образа, переданного в большой вырази тельности, прием форма, в которую вкладывает народный мастер свой замысе л, всегда предельно лаконична. Все второстепенное отбрасывается, уступа я место главному, которое выявляется особенно четко. Такая художественн ая трактовка образа в народном искусстве делает его особенно понятным и доступным для восприятия. Другой характерной особенностью произведений народного прикладного и скусства является красочность и декоративность. Смелые, часто контраст ные цветовые сочетания, отличают произведения народного мастера, делаю т их необыкновенно привлекательными. Исследователь русского прикладного искусства М.Н. Каменская отмечает, ч то в декоративно-прикладном искусстве народных мастеров четко выделяю тся 2 вида изображений – сюжетные и орнаментальные. Среди сюжетных изоб ражений следует, прежде всего, отметить изображения животных и птиц. Часто эти образы имели символичес кое значение. Лев, барс и орел символизировали силу, власть, сокол олицетв орял собой смелость и отвагу, изображения молодой девушки олицетворяли весну и т.д. Помимо символических образов, большое распространение получ или и сказочные образы: птица сирин, кентавр – получеловек-полузверь, ед инорог – конь с рогом во лбу, крылатый зверь – гриф, и т.д. Созданные народ ной фантазией, они встречаются во всех видах народного искусства на прот яжении многих веков. Имея в основе образы живой природы, эти изображения, в то же время, сохраняли черты народной условности. Большого развития в народном прикладном искусстве достигает орнамент. Орнамент – это преднамеренно созданный узор, элементы которого ритмич но повторяются. Основным свойством орнамента является ритм. Ритм– это о пределенная упорядоченность однохарактерных элементов. Ритм орнамент а может быть простым и сложным. Ритм рассматривается как элемент компози ции, своеобразное организующее начало. Орнамент состоит главным образом из многообразных растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и птиц. Растительные о рнаменты декоративно условны. Свободно заполняя поверхность предметов и изделий, орнамент почти не оставляет, как правило, фона. Наряду с растит ельным орнаментом встречается и геометрический. Простейшие геометриче ские формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток, звезд, перепле тающиеся между собой в разнообразных вариантах, распространяются во вс ех видах ДПИ. Следует подчеркнуть, что отдельные элементы геометрическо го орнамента имеют глубокие исторические корни. Они пришли в народное ис кусство от славян – язычников. Обожествляя явления природы, славяне отр азили свои языческие представления и в искусстве. Например, солнце они и зображали в виде круга, розетки или ромба. Впоследствии, потеряв свой пер воначальный языческий смысл, эти традиционные формы вошли в геометриче ский орнамент и получили в нем широкое распространение. В орнамент этого типа включались и геометризированные женские фигуры и фигуры всаднико в. В прошлом, они видимо олицетворяли богиню земли и охраняющих ее всадни ков. Потеряв свое культурное значение, эти образы вошли в народный орнамент как привычные элементы. Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета на психику человека. Они учитывали, что с тем или иным ц ветом в сознании человека нередко ассоциируются определенные явления, конкретные настроения и пере живания. Народные умельцы в цветовом решении отдают предпочтение красн ому цвету. Именно с ним связываются представления о радости, веселье, тор жестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, исто чником всего живого на Земле. Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамен та, разнообразие фактур материалов – вот характерные особенности рабо т народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию д етьми. Как в произведениях народного искусства, так и в детских работах в се радостно и красочно. И там, и здесь жизнь воспринимается и изображаетс я в приподнятых, мажорных нотах. Образы фантастических птиц, животных и растений, изображенные на предме тах ДПИ воспринимаются детьми, прежде всего, как сказочные, и вместе с тем , они узнают в них знакомых им в жизни птиц и растений, потому что даже зрит ельное воплощение вещей, птицы сирена, русалки «Берегини», единорога «лю того зверя», грифа, мастер строил из сочетаний близких и понятных ему фиг ур человека, птиц, животных, рыб. Встреча с красочной птицей, изображенной на прялке, со стремительным гли няным конем, разметавшим по ветру свою гриву, с узорчатостью орнамента н а ткани, со сверкающей полевой керамикой может явиться для детей благода тным материалом, развивающим их фантазию. ДПИ является источником творческой деятельности. Художественные досто инства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаме нтальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в ДПИ яр кие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нрав ственного формирования личности дошкольника. Отбирая мотивы народных росписей и орнаментов для воспроизведения их в детских работах, учитывается доступность техники изображения и степен ь выразительности образов в узорах. Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать пр инципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизи рованных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации ц ветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости пр едмета. Детей старшего дошкольного возраста знакомят с разными видами народно го искусства, учатся различать их по содержанию материала, средствам выр азительности, характерным признакам. В течение года воспитатель отбирает несколько видов народного орнамен та, чтобы показать детям геометрические орнаменты, учитывая наличие пре дметов ДПИ в дошкольном учреждении, а также наглядный материал: репродук ции, открытки, слайды, диа- и видеофильмы. Начинает с рассматривания предм етов, с которыми дети знакомились в предыдущей группе. Это положительно влияет на эмоциональное восприятие детей. Кроме того, восприятие знаком ых предметов проходит на новом уровне, выделяя общее, дети замечают то, на что раньше не обращали внимание. В геометрическом орнаменте выделяют знакомые элементы и их украшения. У деляется внимание закономерностям цвета и чередованию элементов, ритм ичности, построению симметричного узора. Важно показать геометрически е элементы, которые входят в изображение растительных элементов – ягод , цветов, листьев. Соединяя круги, овалы, черточки, мастер создает необычны е цветы, листья, ягоды, не копируя при этом окружающую природу. На занятиях детей знакомят сначала с одним видом ДПИ, а затем с 2-3 видами в с равнении. Важно показать общий образ народных игрушек и их характерное р азличие, учить детей по одному-двум признакам узнавать знакомые виды. На занятиях дети рассматривают предметы ДПИ и их изображения, репродукц ии, открытки. Воспитатель знакомит детей с народным промыслом, дает неко торые сведения о нем – название, его местонахождение, определяет вместе с детьми содержание и назначение предметов. В целях эмоционального восп итания рассматривание предметов сопровождается художественным слово м – потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народ ные мастера, звучанием народной музыки, песен, например: «Коровушки не пр остые – глиняные, расписные»(Филимоновская игрушка), «Барыни красивы, д а беда – спесивы»(Каргопольская игрушка),и т.д. Разная организация занятий, использование наглядного материала, худож ественного слова, музыки, сделают эти занятия живыми и интересными. Это э кскурсия в сказку и встреча с разными видами искусства. На занятиях продолжается обучение рассматриванию предметов искусства в зависимости от задач по рисованию, лепке. Знакомя детей с одним из видов народного искусства выделяют некоторые приемы, доступные детям 5-6 лет: об общенные способы лепки, быстрое выполнение отдельных элементов и скоро пись, заполнение пространства листа в определенной последовательности , выполняя сначала одинаковые элементы, затем остальные, потом украшения и т.д. Ритмичное заполнение формы одним цветом позволяет ребенку более ч етко выполнять элементы, при этом вырабатываются навыки и темп рисовани я без пауз. Таким образом, знакомство детей с ДПИ позволяет показать особенности и т радиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие сп особности. З аключение Итак, подведем некоторые и тоги к вышесказанному. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формировани я личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представл ений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формиров анию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логичес кое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он мо жет расценивать как реальность. ДПИ является источником творческой деятельности. Художе ственные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и сод ержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и н аходить в ДПИ яркие и доступные образы для применения их в практике эсте тического и нравственного формирования личности дошкольника. З накомство детей с ДПИ позволяет показать особенно сти и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы маст еров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творчес кие способности . Выполняя работы по мотивам народного орнамента, де ти учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в ор наментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение эле ментов на плоскости предмета. Эстетическое и трудовое воспитание средствами де коративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучен ием, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно- методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса. Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного иску сства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовны е и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколен ий. Декоративно-прикладное искусство является одним из фа кторов гармонического развития личности. Посредством общения с народн ым искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям наци ональные традиции и выработанные народом формы эстетического отношени я к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекра сного, развивать у них художественный вкус. Список литературы: 1. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в де тском саду. - М. «Мозаика- Синтез». - 2005 год 2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.«Просвещение» - 1998 г. 3. Казакова Т.Г Развивайте у дошкольников творчество - М. «Просвещение» - 1985г. 4. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов – на – Д ону «Феникс» - 2002г. 5. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и метод ика руководства изобразительной деятельности детей – М. «Просвещение » - 1986г. 6. К. Назарова Городецкие чудеса - Издательство «Малыш»- Ростов-на-Дону - 1977г. 7. Назарова К.Н., Ордынская Т.Н. Ру сский сувенир – М. Издательство «Реклама» - 1973г. 8. А.П. Усупова. Русское народное творчество детскому саду - М. Издательство «Просвещение» - 1972г. 9. Н.Б Халезова Народная пластика и декоративная лепка в детском саду – М. «Просвещение» - 1984г. 10. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество- М. «Просвещение» - 1985г. 11.Декоративно-прикладное искусство — Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Декоративно-прикладное_искусство 12. Декоративно-прикладное искусство - Россия, Russia russia.rin.ru/guide/3/5.html 13. Artly.Ru - Декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, ​ живопись.. www.artly.ru 14. ... среднего профессиональног о образования: 0515 "Декоративно- ​ прикладное. www.gnesin.ru/teach/st15prikl_prom.html 15. Декоративно-прикладное иску сство. Народные промыслы и ремёсла. ​ ? Красота... www.bibliotekar.ru/krasota/index.htm 16. Декоративно-прикладное. Центр Дополнительного Образования детей ​ города Воронежа www.vcdo.ru/dekor.html · 17. Декоративно-прикладное искусство www.erzia-museum.ru/dpi.html 18. Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное… festival.1september.ru/articles/513024/ 19. Декоративно-прикладное искусство www.artgrad.ru/lexicographer.php?id=4 20. Декоративно-прикладное искусство www.velim.ru/2112-1-Dekorativno_prikladnoe_iskusstvo.htm 21. Курсовая Особенности развития эмоционально-волевой сферы старших ​ дошкольнико в.. www.referater.ru/works/64/1065.html 22. Возрастные особенности внимания | Фабрика знаний www.fabri ka-znany.ru/?q=node/282 23. Хохлома — Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Х охлома · 24. Интернет-магазин Народные промыслы России. Гжель, Жостово, Золотая ​ Хохлома.... www . ruspromysel . ru 25.Каргопольская глиняная игрушка art .1 september . ru /2006/20/ no 20_7. htm 26. СОДЕРЖАНИЕ Полхов-Майданские тарарушки. Сергиевопосадская игрушка. www.academcity.ru/catalog/books/_books/content_5985.htm

Приложенные файлы

  • rtf 10749225
    Размер файла: 275 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий