Пр. раб. Философия эпохи Средневековья


Практическая работа по теме:
«Философия эпохи Средневековья»
Цели:
- уметь ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- сравнивать и делать анализ философских учений и отдельных философов на примере средневековой философии
знать:
- основные категории и понятия философии;
- основы философского учения о бытии, сущность процесса познания;
- особенности философских учений Средних веков.
Вопросы для обсуждения:
Характерные особенности культуры и философии средневековья.
Раннехристианская философия: Аврелий Августин и его учение о Боге и человеке, концепция «двух градов».
Аристотелизм Фомы Аквинского. Обоснование принципов христианской теологии.
Спор о природе общих понятий: реализм и номинализм. Пьер Абеляр.
Поздняя схоластика. Номинализм Дунса Скота и Уильяма Оккама.
Средневековая мистика. Майстер Экхарт.
Понятия: Патристика, схоластика, мистика, эзотерия, апологетика, ортодоксия, теоцентризм, теология, пантеизм, теократия, томизм, универсалии, номинализм, реализм, концептуализм, атрибут, эсхатология, креационизм, сентенция, алхимия, «философский камень», «бритва Оккама».
Практическая работа выполняется в течение 90 мин. Обучающиеся выполняют работу в тетрадях, заполняя таблицу. Отчет студентов проверяется преподавателем по пятибалльной системе.
Темы докладов:
Становление христианской традиции. Античность и раннее христианство.
Божественное и человеческое в личности Христа.
Учение о человеке в христианской философии.
Арабская средневековая философия.
Средневековая картина мира.
Средневековые университеты.
Практическая работа по теме:
«Философия эпохи Средневековья»
Задания: (в том числе для проверки уровня компетенций)
1. Прочтите фрагмент сочинения Августина: "…Бог превыше всего, и все должно покоряться ему… Я мысленно обратил свой взор и на другие предметы, которые ниже Тебя, и увидел, что о них нельзя сказать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют: существуют потому, что получили свое бытие от Тебя; не существуют потому, что они не то, что Ты. Ибо то только действительно существует, что пребывает неизменно…
Если Бог отнимет от вещей свою производительную силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы…"
а) В чем особенность христианского понимания бытия?
б) Что значит: "эти предметы и существуют и не существуют"?
2. Августин Аврелий четко определил свое отношение к познанию: "Во всех прочих делах мы имеем дело лишь с вероятностью, но когда речь заходит о предметах веры, то отпадают всякие "может быть".
а) Разделяете ли Вы точку зрения Августина Аврелия?
б) Считает ли Августин возможным достижение достоверного знания о мире?
в) На каких основаниях, по мнению Августина, должно строиться познание?
3. "Если не уверуете, то не уразумеете… Познание, подстрекаемое верой, — наидостовернейшее", — утверждал Климент Александрийский. Всякий ищущий истину, по его мнению, должен исходить из каких-то первоначальных положений, определяющих пути развития его поиска, занимать определенную познавательно-мировоззренческую позицию, верить во что-то.
а) Согласны ли Вы с мнением философа?
б) С чем отождествляется вера христианскими философами? О какой вере идет речь?
в) Каким образом осуществляется познание с точки зрения христианской веры?
г) Какова роль человека в процессе познания с точки зрения христианского учения?
4. Прочтите высказывания философов:
"Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь" (Августин).
"Верую, а потому знаю" (Ансельм).
"Познавай то, во что веришь" (Абеляр).
"Хотя человек не обязан испытывать разумом то, что превышает возможности человеческого познания, однако же, то, что преподано Богом в откровении, следует принять на веру" (Аквинский).
"Вера твоя спасла тебя", — говорит Бог. Почему спасла? Что это за чудо такое — вера?… Вера только потому спасает, что она живого человека соединяет с Богом живым и дает возможность Божьей благодати сделать нас чадами Христовыми" (Мень А.).
Ответьте на вопросы:
а) Какую функцию выполняет вера в религиозной гносеологии?
б) Свидетельствует ли исторический опыт, что вера и упование на божественное откровение позволяют лучше решать практические задачи и овладевать наукой и культурой, чем стремление к знанию, самопознанию и собственной активной деятельности?
в) Как вы оцените с позиций религиозной гносеологии "социальную активность "верующих" и "неверующих"?
5. Прочтите высказывание Фомы Аквинского и ответьте на вопросы: "Мы полагаем Бога как первоначало не в материальном смысле, но в смысле производящей причины; и в таком качестве он должен обладать наивысшим совершенством… Действующему первоначалу приличествует быть в наивысшей степени актуальным и потому в наивысшей степени совершенным…" "Есть нечто, в предельной степени обладающее и совершенством, и благородством, а, следовательно, бытием: ибо то, что в наибольшей степени истинно, в наибольшей степени есть".
а) Как изменяется понятие бытия от сведения бытия к Богу?
б) Какими наивысшими совершенствами обладает Бог как субстанциональная основа бытия?
6. Прочтите высказывание Фомы Аквинского и ответьте на вопросы: "Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на божественном откровении; это было необходимо прежде всего потому, что человек соотнесен с Богом как с некоторой целью своей… Цель эта не поддается постижению разумом… Отсюда следует, что человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение… Священное учение есть наука…"
а) Как называется наука о священном учении?
б) Почему цель соотнесения человека с Богом не поддается постижению разумом?
в) В чем особенность достижения истин, относящихся к Богу?
г) Допускает ли Аквинский возможность и необходимость человеческого познания наряду с божественным откровением?
Литература:
1) Губин В.Д. Философия. Элементарный курс. – М. Гардарики, 2008.
Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы философии. М. ВЛАДОС, 2006.
Губин В.Д. Основы философии/ учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений- М., ТОН, 2009.
4) Философский словарь,- М. 2008.
5) Сайт: Философия. Ру.

Приложенные файлы

  • docx 10760569
    Размер файла: 22 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий