Философия истории Философия политики Философия..


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Философия истории. Философия политики. Философия образования Цель занятия: Сформировать представление о предмете изучения философии истории, философии политики, философии образования; усвоить основные понятия;сформировать умение делать выводы. Вопросы к теме: 1. Философия истории. 2. Философия политики.3. Философия образования. Философия истории. Интерес к философии истории в Европе появился в эпоху Французского Просвещения. Термин "философия истории" был введен Вольтером и охватывал совокупность философских рассуждений о всемирной истории без специального философско-теоретического обоснования их необходимости и правомерности. Развернутую аргументацию различий между описательной историей как знанием фактов и теоретической реконструкцией исторического процесса осуществил Ж.-Ж.Руссо. Но еще до него Д.Вико отделял "вечную идеальную историю", постигаемую "новой наукой", от эмпирической истории разных народов. На материалистической основе философия истории разрабатывалась К.Марксом. В ХХ веке большой вклад в развитие данной отрасли знания был внесен Н.А.Бердяевым, К.Ясперсом, Р.Ароном. Одними из наиболее известных трактовок философии истории являются конценции А. Тойнби и У. Ростоу. Современная философия истории - это относительно самостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслению качественного своеобразия развития общества в его отличии от природы. Философия истории рассматривает несколько важнейших проблем:• направленность и смысл истории,• методологические подходы к типологизации общества,• критерии периодизации истории,• критерии прогресса исторического процесса. Историческое развитие в целом носит объективный характер, так как жизнь людей, где бы и когда бы она не проходила основана на необходимости удовлетворения материальных потребностей, то есть в любом случае, общество, на какой бы ступени развития оно не находилось, должно уделять значительное внимание материальному производству. Это производство осуществляется на определенном уровне развития производительных сил, который достался "в наследство" от предшествующих поколений, иначе говоря, объективно. Объективность исторического процесса связана, таким образом, с наличием определенных материальных основ жизнедеятельности людей, с интересами, которые они преследуют, и потребностями, которые они должны удовлетворить. Все люди выступают одновременно и как субъекты, и как объекты истории. Отсюда следует, что история не завершена, она не имеет конца. Кроме того, она имеет не линейный, а вариативный характер. В античной философии распространенной была точка зрения, гласящая, что общество с развитием цивилизации деградирует. Оно идет от "золотого века" к "серебряному веку" и от него - к "железному". В библейской традиции эта точка зрения проявилась в трактовке Всемирного потопа, как Божьего наказания. Интересно, что в обыденно-практическом сознании подобная позиция, когда прошлое вспоминается в радужных тонах, имеет весьма широкое хождение. В античности появилась и другая трактовка исторического процесса, основы которой заложил Гераклит. Его идея "пульсации" истории как вечного огня, то угасающего, то разгорающегося с новой силой, фактически стала исторически первой из так называемых "теорий круговорота". Авторами теорий круговорота были Аристотель, Д.Вико, Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, П.А.Сорокин, Х.Ортега-и-Гассет, А.Тойнби. Третью группу представляют теории, рассматривающие историю как поступательное развитие, переход общества от низших к более совершенным формам жизни (Кондорсе, Тюрго, И.Кант, Гегель, К.Маркс). Фундаментальное обоснование принципа историцизма, появившегося еще у Гердера, принадлежит Гегелю. Историцизм Гегеля включает в себя два основополагающих принципа:1) признание субстанциальности истории, наличие в ней в качестве основополагающей субстанции разума, который обладает бесконечной мощью, 2) утверждение целостности исторического процесса и его целесообразности; конечной целью всемирной истории выступает сознание духом его свободы. Принцип историцизма был воспринят марксистской философией, однако его понимание претерпело значительные изменения, которые коснулись прежде всего переориентации на материалистическое понимание истории и общества. В марксизме термин "историцизм" также был изменен и получил название "историзма". Историзм основывался на подходе к действительности как изменяющейся во времени, развивающийся. Очень четко этот принцип был сформулирован В.И.Лениным: "...Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" Наиболее известными являются формационный и цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса.Авторство теории общественно-экономических формаций принадлежит К.Марксу. Термин "формация" был воспринят из геологии, где им обозначается напластование геологических отложений определенного периода. Начало философского учения о формациях заложено в самом значительном произведении периода формирования марксизма "Немецкой идеологии", написанном в 1845 - 1846 годах совместно с Ф. Энгельсом. Авторы "Немецкой идеологии" выделили структуру общества, включающую в себя производительные силы - производственные отношения - политическую надстройку - формы общественного сознания. В этой работе была также дана периодизация исторического процесса. Основные стадии исторического развития человеческого общества - это последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности: 1) племенная, 2) античная, 3) феодальная, 4) буржуазная, 5) будущая коммунистическая форма всеобщей собственности. В конце XIX - начале ХХ века возник новый культурологический подход к пониманию хода истории. Он был разработан в трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, позднее А. Тойнби. Они выдвинули идею о цивилизационной структуре общественной жизни. По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга "культурно-исторические типы" (Данилевский) или "цивилизации" (Шпенглер, Тойнби), проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение, упадок. Последователи К.Маркса почти полностью отрицали роль личности в истории. "Незаменимых людей нет!" - так это отразилось на уровне массового сознания советского периода истории России. В теории цивилизаций анализ роли личностного фактора приобретает особое значение. При этом делается вывод, с которым трудно не согласиться: в истории бывают такие периоды когда роль одного человека в решении каких-то исторических проблем может быть более значимой, чем роль других факторов, даже взятых вместе. Философия политики. Философия политики есть раздел философского знания. Политика есть область применения высших способностей человеческого существа к конкретной реальности окружающего мира, воплощенных в пространстве общественных связей и отношений. Отцами-основателями западной политической философии считаются Сократ, его ученик Платон, который, в свою очередь, был учителем Аристотеля. Аристотель назвал политику «Высшим из искусств». Он считал человека «Политическим животным». В политике воплощается взгляд человека на прошлое, масштабное осмысление этого прошлого, и последующее воплощение сделанных выводов в жизнь. Традиция говорит, что политика есть искусство, а не техника, и ориентировано оно на реализацию человеческой природы. Философ-гражданин в Древней Греции в отличие от профессора-политолога наших дней не занимал беспристрастной научной позиции независимых внешних наблюдателей, непременно начинающих с рассуждения о методе, он был включен в политическую жизнь. Со времен Аристотеля центральным для античной политической мысли оставался вопрос, кто правит. Если звание военачальника соответствует самому отважному, должность судьи - самому справедливому, то политика имеет своей целью добродетель, и правление должно быть отдано самому мудрому. Древние были согласны с Платоном, что править должны цари-философы, у которых мало шансов убедить не философов и не только потому, что для этого они должны быть убеждены сами. Политическое проявляет себя через:- власть;- цель, проект общества;- иерархию, оперирование с неравенством, распределение общественных функций;- правовую систему;- коллективную идентификацию;- насилие, легитимацию насилия, защиту от насилия (коллективную безопасность);- ценностную систему. Вопросы философии политики включают философскую интерпретацию наиболее общих оснований, границ и возможностей политики, соотношения в ней объективного и субъективного, закономерного и случайного, сущего и должного, рационального и внерационального. Вопрос об основаниях политики имеет ту трудность, что эти основания различны на Востоке и на Западе, в традиционном и современном обществах. На Востоке, как и в традиционном мире вообще, основным вопросом политики является вопрос об обеспечении общественного порядка и ограждении общества от хаоса. Как обеспечить порядок, стабильность и преемственность - вот проблема традиционной политической философии. В модернизированных обществах Запада делается акцент не на порядке вообще, а на способах обеспечения демократического порядка. Вместо дилеммы «порядок или хаос», обсуждается дилемма «демократический или авторитарный порядок». Т.о., если на Востоке политика выступает как процедура обеспечения порядка, носители которого заранее известны (т.к. речь идет о наследственной власти и сословном закреплении общественных функций), то на Западе — как процедура открытия того, кому (какой партии, президенту и т.п.) предстоит управлять на основе мандата доверия, полученного от избирателей. В философско-методологическом смысле это означает, что политический мир на Востоке «подчиняется законам жесткого «лапласовского» детерминизма, тогда как на Западе — стохастическим принципам, включающим риск и неопределенность не в качестве отклонения и эксцесса, а в качестве правила. Философия образования. Философия образования - это область научных знаний, исследующая закономерности развития образовательной сферы во всех аспектах её функционирования. Эта наука представляет собой мировоззрение, систему идей и взглядов на развитие образования и влияющих на него внутренних и внешних факторов. Образование и обучение являются частью процесса воспитания. Образование - это процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально-значимого опыта человечества, воплощённом в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру. Образование является необходимым условием деятельности личности и общества по сохранению и развитию материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования - обучение и самообразование. Одним из первых теоретиков философии образования был греческий философ Сократ (ок. 470-399 г. д.н.э.). Целью воспитания он считал познание самого себя. Идею гармонического воспитания - физического, нравственного и умственного - впервые высказал греческий философ Аристотель (384-322 г. д.н.э.). Чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель, основоположник дидактики - раздела педагогики, разрабатывающей теорию образования и обучения - Ян Амос Коменский (1592-1670) сформулировал три задачи воспитания: умственное - познание себя и окружающего мира, нравственное - управление собой и религиозное - стремление к Богу Именно он разработал классно-урочную систему, ввёл проведение каникул, предложил деление учебного года на четверти, начало учебного года установил осенью. Швейцарский педагог-просветитель Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) обращал первостепенное внимание на формирование нравственности человека; целью воспитания он считал разностороннее и гармоничное развитие всех природных сил и способностей, связал обучение с воспитанием и развитием ребёнка, педагогику с психологией. Все эти идеи нашли своё отражение и в российской философии образования. Проект М.В. Ломоносова о создании общего образования в России в середине XVIII века дал обоснование светского образования, соединив в целостный процесс общее и профессиональное образование. В 1755 году в России открылось общеобразовательное заведение - гимназия, положившая начало российскому среднему образованию. Сенат в конце XVIII века признал учебные заведения, созданные М.В. Ломоносовым и его учениками, "за весьма полезные обществу". В проектах первой половины XVIII века образование понимается как процесс создания хорошего гражданина и толкового служивого человека. Гуманнистическое образование молодёжи представляется и сегодня главной целью гимназии. Вести поиск специфических направлений содержания гимназического образования целесообразно только в рамках гуманистической философии и педагогики, понимающей развитие личности и мировоззрения учащихся как основную задачу средней школы. Сегодня усиливается тенденция интеллектуализма, стремление передать детям как можно больший объём знаний, при этом далеко не всеми понимается важность проблемы гармоничного развития, опасность одностороннего подхода к развивающейся личности. "Если мы сейчас посмотрим на общественную жизнь государств постсоветского пространства, то увидим, что население страны расслоено, есть два полюса: на одном полюсе - люди чрезвычайно интеллигентные, высококультурные и неуспешные в делах. На другом полюсе - люди совершенно бескультурные, но чрезвычайно деловые и хваткие, которые, не обладая образованностью, добиваются необычайных практических успехов". Сложившаяся ситуация выдвигает на первый план задачи воспитания и формирования личности нового интеллигента, который был бы одновременно высококультурным, образованным и деловым человеком с собственным мировоззрением. Стремиться к этому необходимо, но, каким будет результат, покажет время. Тесты: 1. Искусство, мораль, религия, политика – это A) формы массового сознания B) формы духовного опыта C) формы повседневного сознания D) формы практического сознания E) формы общественного сознания 2. Какие ценности включают в себя права человека, демократию и т.д.A) эстетическихВ) духовные С) материальные D) социальные E) политические 3. Идеология включает в себяA) интересы различных слоёв в себя В) идеи и принципы общественного бытия, выражающие потребности и интересы различных социальных группС) общественное сознание и индивидуальное сознание D) совокупность способов духовного бытия людей Е) общественное сознание как совокупность идей, норм жизни общества 4. Доминирующим к понятию «цивилизация» является следующий подход A) цивилизация есть то, что следует за варварством (по Энгельсу)В) цивилизация есть совокупность материальных благ и достиженийС) цивилизация – материальное воплощение культуры и уровень политико-правовой организации обществаD) цивилизация есть конец земного пути человечестваЕ) цивилизация есть выход в Космос культур 5. Кто является автором формационной концепции развития общества A) К.Ясперс B) К.Маркс C) Шпенглер D) Гегель E) П.Сорокина 6. Качество выражает в предмете:A) Интенсивность развитияB) Критерий развитияC) СодержаниеD) Множество свойствE) Его определенность 7. В основу мира, согласно взглядам Н. А. Бердяева заложено:A) БогB) Материальное началоC) СофияD) Иррациональное начало, существовавшие раньше БогаE) Стремление к свободе 9. Категория «Материя» обозначает реальностьA) социальнуюB) потустороннююC) идеальнуюD) субъективнуюE) объективную 10. Философия, сомневающаяся в истинности знания:А) ПрагматизмВ) ГедонизмС) ЭвдемонизмD) СкептицизмЕ) Стоицизм 11)В основании материализма лежит:A) нечто из области, связанной с тканямиB) признание в качестве субстанции бытия материи C) признание экономики основой надстройки D) признание высшего разума как творца мира E) признание идеи первичным началом всего 12)Существенный признак объективной истины A) соответствие действительности, подтверждённое практикой B) субъективность истины C) несоответствие действительности D) предустановленность Богом E) коллективность истины 13)Теория, показавшая, что одновременность событий не абсолютна, а относительна:A) теория классовой борьбыB) теория конвергенцииC) теория естественного отбораD) теория тепловой смерти Вселенной E) теория относительности 14)К естественным правам человека не относится право на A) образование B) неприкосновенность C) жизнь D) здоровье E) свободу 15)Понятие «отчуждение» указывает на A) наличие неприязни между людьми B) процесс отделения сущностных сил человека от него самого C) процесс разделения людей на группы и классы D) процесс противоборства интересов людей E) процесс психологической адаптации человека 16)Какие ценности включают в себя права человека, демократию и т.д.A) эстетических В) духовные С) материальные D) социальные E) политические 17)Идеология – это A) система идеи и взглядов среднего класса В) система идей и взглядов, которые принадлежит всем С) система идей и взглядов интеллигенции D) система идей и взглядов политиков Е) система идей, взглядов и принципов, которые отражают позиции определённых социальных групп 18)Коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства A) научно-техническая революция В) научно-техническая стратегия С) научно-техническая эволюция D) научно-техническая конвергенция Е) научно-техническая проблема 19)Выделите качество, которое отличает человека от всех других живых существ и их объединений A) работа органов чувств В) наличие инстинктов С) наличие культуры D) смертность Е) функции воспроизведения рода, потомства 20)По О.Шпенглеру A) цивилизация есть определённая ступень в развитии культуры В) цивилизация есть синоним культуры С) цивилизация есть вырождение, смерть культуры D) цивилизация есть часть культуры Е) культура есть часть цивилизации 21)Точка зрения, что цивилизация ведёт к моральной деградации общества, принадлежит A) Гегелю В) Канту С) Руссо D) Фихте Е) К.Марксу

Приложенные файлы

  • ppt 10769762
    Размер файла: 576 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий